УДК 930(092)
Епископ Герман (Кокель) в новейшей истории русской церкви
К 80-летию трагической кончины епископа Германа (Кокеля)
Васильев В. А.
доктор культурологии, кандидат исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова. 428015, г. Чебоксары,
Московский просп., 15. E-mail: [email protected]
Аннотация: Данная статья приурочена к одной из актуальных проблем современности - 100-летию одного из главных исторических событий Русской православной церкви XX в. - восстановлению патриаршества и избрания святителя Тихона на патриарший престол, а также к 80-летию трагической кончины епископа Германа (Кокеля). Целью исследования является осмысление на примере жизни и деятельности святителя Германа подвижнического служения иерархов РПЦ. Их мудрое слово, мужество и стойкость в вере воодушевляли на созидательный труд и подвиги защиты Родины, учили чистоте, справедливости, объединяли разные народы, помогали выстоять в войнах за спасение Отечества. Епископ Герман (Кокель) в полной мере разделил судьбу России. Несмотря на репрессии и гонения, он сберег самое главное - веру.
Ключевые слова: духовность, народ, религия, церковь, священник, епископ, патриарх, просвещение.
Bishop Herman (Kokel') in the modern history of the Russian Church
On the 80th anniversary of the tragic death of Bishop Herman (Kokel')
Vasiliev V. A.
doctor of culturology, candidate of historical sciences, professor of the Department of archeology, ethnography and regional history, Chuvash State University n.a. I. N. Ulyanov. 15 Moskovsky Ave., 428015, Cheboksary.
E-mail: [email protected]
Abstract: This article is dedicated to one of the urgent problems of our time - the 100th anniversary of one of the main historical events of the Russian Orthodox Church of the XX century - the restoration of the Patriarchate and elected Saint Tikhon to the Patriarchal throne, as well as the 80th anniversary of the tragic death of Bishop Herman (Coquelles). The aim of the study is to comprehend the example of the life and work of St. Herman's selfless service of the hierarchs of the Russian Orthodox Church. Their wise words, courage and steadfast Faith inspired them to creative labor and heroic deeds of defending the homeland, taught purity, justice, unites different peoples, helped to survive in the war for the salvation of the Fatherland.
Keywords: spirituality, people, religion, Church, priest, Bishop, Patriarch, enlightenment.
Сохранение самобытности пути, единство народов на основе нашей культуры, истории и духовности - вот путь России в современную эпоху. В связи с этим важны и знания истории русской церкви. Патриархи Московские и всея Руси Гермоген и Филарет, их отвага и стойкость в вере явились для нашего Отечества символом преодоления внутренней смуты и иноземного ига начала XVII в., символом духовного, национального возрождения Российского государства. В этом славном ряду есть и имя епископа Германа (Кокеля), в полной мере разделившего судьбу России 20- 30-х гг. прошлого столетия. Непоколебимая вера была духовной основой его бытия.
Научная новизна нашего исследования определяется, прежде всего, тем, что оно посвящено рассмотрению сквозь призму жития и деяния конкретной личности сложной и малоизученной проблеме истории церкви 20-30-х гг. XX в. Историко-биографический метод позволил проанализировать жизнь и деятельность святителя Германа для лучшего понимания его духовного мира, который отражал систему нравственных ценностей общества той эпохи. Историография вопроса крайне скудна. Наиболее полно жизнь и духовное наследие Г. А. Кокеля рассматриваются Н. А. Алешевой [1], В. А. Васильевым [2]. В кандидатских диссертациях Г. З. Агафоновой [3], И. А. Анохиной [4], Н. И. Герасимовой [5], В. Н. Иванова [6], О. Ю. Сергеевой [7] на соискание ученых степеней по гуманитарным наукам биография и духовная деятельность епископа Германа (Кокеля) исследуется бегло, что вполне оправданно в контексте поставленной проблемы.
© Васильев В. А., 2017 72
Родился Григорий Афанасьевич Кокель 28 ноября 1883 г. в семье крестьянина-чуваша Афанасия Кириллова в старинном селе Тарханы - волостном центре Буинского уезда Симбирской губернии (ныне село входит в Батыревский район Чувашской Республики. - В. В.) [8]. У своих родителей он стал третьим мальчиком. Это было радостью - значит, семья получит третий надел земли, что в условиях малоземельной Чувашии было очень значимо.
Крестили мальчика в Тарханской сельской церкви Богоявления Господня и Святой Троицы. Воспреемниками его стали крестьянин д. Шаймурзино Николай Козьмин и крестьянка с. Тарханы Анна Дмитриева, жена Андрея Кириллова. День пришелся на празднование святого Григория епископа Акрагантийского и святого Амфилохия епископа Иконийского, и поэтому новорожденного назвали Григорием.
Мальчик рос крепким, умным и озорным, что соответствовало имени («Григорий» в переводе с греческого означает «бодрый»). Учился он в одноклассном удельном сельском начальном училище, находящемся в Тарханах же, только на отлично. После успешного окончания учебы в училище он едет в столицу губернии Симбирск и поступает в чувашскую учительскую школу. Григорий проявляет здесь блестящие знания по всем предметам. Любознательного юношу более всего привлекали музыка и иностранные языки. Большое желание постичь языки, приумноженное на терпеливую, настойчивую работу по их изучению, принесло прекрасные плоды - Г. А. Кокель впоследствии владел пятью европейскими языками. Серьезное увлечение музыкой сделало его хорошим музыкантом и музыковедом - он прекрасно играл на рояле, собирал и обрабатывал мелодии народных песен, даже сочинял.
Пытливый ум, яркие способности одаренного крестьянского парня подметил директор школы, выдающийся просветитель Иван Яковлевич Яковлев и стал заниматься с ним персонально. Пройдут годы, отшумят революции, а отношения между мудрым старцем и одаренным учеником перерастут в нерушимые узы дружбы. Даже тогда, когда многие отвернутся от своего великого учителя, а иные переметнутся в стан его врагов, Г. А. Кокель будет в числе тех немногих, которые останутся верными патриарху.
Выпускник Симбирской чувашской учительской школы Г. А. Кокель начинает воплощать в жизнь юношескую мечту - быть учителем. Он преподает чувашский и немецкий языки в школе села Батырево. Затем, после долгих раздумий, выполняя волю И. Я. Яковлева, «послужите делу христианского просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей... Крепче всего берегите величайшую святыню - веру в Бога», посвящает себя служению духовному просветительству [9]. Как миссионер он идет на ниву Христову спасать и просвещать светом истины души некрещеных чувашей, все еще остававшихся в язычестве, чтобы безраздельно приобщить их к Православной церкви и русской культуре.
Особое значение в религиозной деятельности Кокель придавал ведению службы на родном чувашском языке, так как большинство прихожан не понимало русского языка. В отчете слушателя Казанских миссионерских курсов Григория Кокеля за лето 1908 г. по итогам обследования чувашей Буинского уезда Казанской губернии подчеркивается, что совершение богослужения и проповедей на чувашском языке «в деле христианского просвещения. имеет важное значение» [10].
Молодой священник Григорий стремился не только к тому, чтобы его проповеди были доступны и понятны пастве, но и вызывали божественное просветление душ. Его проповеди, в том числе и хранящиеся в фондах научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук, раскрывают светлый душевный порыв начинающего священнослужителя. Они мелодичны, напевны и пронизаны непоколебимой верой в Творца.
Богослужение на родном языке дало хорошие результаты. В упомянутом отчете курсист Г. А. Кокель отмечает, что если «10 лет тому назад языческое общественное жертвоприношение совершалось повсюду, а теперь оно оставлено совсем. Это произошло благодаря трудам духовенства из чувашской школы» [11].
Отец Григорий прекрасно осознавал, что без хорошо подготовленных священнослужителей из чувашей многотрудной задачи утверждения в христианской вере своих сородичей ему не решить. Поэтому он открывает в селе Старочелны-Сюрбеево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне село Старочелны-Сюрбеево Комсомольского района Чувашской Республики. - В. В.) при храме Рождества Христова школу псаломщиков. Обряд возведения ее питомцев в священнический сан - хиротонию - совершал лично сам. Все они стали истинными пастырями, а архимандрит М. Уточкин - духовником епархии. Школа псаломщиков просуществовала недолго, но она сыграла немаловажную роль в усвоении чувашами в начале ХХ столетия православия.
Достойно неся свою ответственную миссию, отец Григорий расширяет и свое общественное служение. Он плодотворно работает на ниве народного просвещения. Убедительным приме-
ром тому является то, что в Сюрбеевской церковно-приходской школе отец Григорий наряду с Законом Божиим преподавал учащимся немецкий язык, музыку, учил играть их на рояле. Помогала в этом ему и жена [12].
Неутомимой и плодотворной была его борьба по привитию прихожанам навыков чтения книг, как богослужебных, так и светских. Приходилось преодолевать огромные финансовые трудности и чиновничьи препоны при их печатании на чувашском языке. Поэтому в начале 1914 г. он приходит к мысли о «заведении собственной типографии для печатания чувашских книг». С этой целью молодой священник выписывает из Петербурга типографское оборудование и начинает издавать в селе Старочелны-Сюрбеево литературу на чувашском языке. Здесь наряду с религиозными изданиями были напечатаны и светские книжки.
В целях сохранения культурно-религиозного наследия много сил и энергии приложил о. Григорий для восстановления монастыря, существовавшего близ села Ильина гора в Курмыш-ском уезде Симбирской губернии (ныне село Ильинка Моргаушского района Чувашской Республики. - В. В.). Святая обитель была уничтожена во время Пугачевского восстания в 1774 г. В письме от 3 марта 1914 г. к своему доброму и мудрому наставнику Н. В. Никольскому, ученому, просветителю, профессору Казанского университета, основателю первой чувашской газеты «Хы-пар», он пишет: «Чувашский монастырь. вполне необходим. Мне хотелось бы всенижайше просить Вас, Николай Васильевич, - не поможете ли мне своими советами по сему делу? Может быть, согласитесь достать планы и грамоты этого монастыря из архива?.. Если хотите - Вы будете основателем сего Чувашского монастыря или богадельни, чтобы для чуваш польза была» [13]. Однако «это святое дело для чуваш» ему так и не удалось претворить в жизнь.
Весь свой интеллект, весь накопленный опыт и всю деятельную энергию он концентрирует на возрождении религиозного и национально-культурного сознания чувашского народа. Главным, определяющим в этом было создание самостоятельной единой епархии Чувашии, так как все православные приходы чувашского края до этого были в Симбирском и Казанском архиерейских домах (епархиях). Этими мыслями он вновь делится с Н. В. Никольским. В письме от 15 июля 1922 г. из Петрограда пишет, что «настал случай и нам, чувашам, получить епископа из чуваш». Далее Г. А. Кокель просит своего учителя прислать «общую схему чувашской кафедры» [14].
Поместный Собор Русской православной церкви, состоявшийся в решающее время для страны - 1917-1918 гг., принял историческое решение о восстановлении Патриаршества в России. На патриарший престол был избран святитель Тихон. По его - Патриарха Московского и всея Руси - благословению весной 1920 г. был открыт Петроградский Богословский институт. Одним из его слушателей стал и Г. А. Кокель. Это свидетельствовало о его усердном и кропотливом пути в Богопознание. Возможности, пределы и пути постижения божественной сущности человеком он постигал сначала в Симбирской духовной семинарии, затем на двухгодичных миссионерских курсах при Казанской духовной академии, и вот, наконец, Петроградский Богословский институт.
Учился он с большим старанием и успехом. Работал над кандидатской диссертацией. Поиск и находка этой работы, бесспорно, еще рельефнее обозначат его многогранный талант. Она может стать, на наш взгляд, отдельным научным исследованием.
Весной 1923 г. Г. А. Кокель был в числе первых 26 выпускников Петроградского Богословского института. Отметим, что из-за последовавшего вскоре закрытия института они стали и единственными его выпускниками.
В 1924 г. патриарх Тихон направляет Г. А. Кокеля к Преосвященному Афанасию епископу Чебоксарскому, чтобы «остричь в монашество» [15], а 17 декабря того же года возводит в сан епископа. При рукоположении дает Г. А. Кокелю имя Герман и определяет его «епископом Чувашским в с. Ибреси». Акт наречения нового Владыки именно этим именем, означающим «единокровный», на наш взгляд, имел глубокий смысл. Святейший Патриарх тем самым утвердил его великий статус, сказав пастырям, а также врагам: «Сей - от рода Нашего». С новоизбранным епископом Германом (Кокелем) верующие связывали свои помыслы и надежды, ждали от него защиты, поддержки и наставления.
Епископство Германа началось с его бескомпромиссной борьбы с представителями обновленчества в Чувашии - оппозиционным движением, возникшим в русском православии весной 1922 г. из-за несогласия части духовенства и верующих политикой патриарха Тихона, направленной против советской власти. Обновленцы заявили о политической поддержке нового, социалистического, государства, демократизировали церковное управление и потребовали пересмотра некоторых важных сторон религиозно-церковной жизни. К началу 1923 г. аналогичная картина наблюдалась и в приходах Чувашской автономной области. Высшее церковное управление обновленчества учредило Чувашскую епархию и переподчинило ей православные общины Чува-
шии, входившие в Казанскую епархию. Наиболее активные участники оппозиционного движения священники В. Зайков и Д. Филимонов под именами Тимофей и Даниил были возведены в сан епископа, а второй - архиепископа. Отметим, что Русская православная церковь священнические саны обновленцев не признает. В 1924 г. небольшая группа священников-обновленцев во главе с протоиереем В. Красновым выступила даже с предложением о создании Чувашской автокефальной (независимой) церкви. Однако еретики в Чувашии не получили широкой поддержки среди сторонников РПЦ. Во многом это объясняется ярым противодействием и активным разоблачением епископом Германом раскольнической сущности обновленцев. Получив благословление Святейшего Патриарха Тихона на управление всеми православными приходами Чувашии, он за короткий срок пешком, иногда на лошади, обходит их и привлекает на свою сторону значительную часть духовенства и верующих. Уже в 1925 г. из 230 зарегистрированных православных приходов 159 относили себя к традиционному православию.
Однако вернемся к беседе Патриарха Тихона с епископом Германом, произошедшей в 1924 г. после возведения его в высокий сан. Завершая разговор, мудрый старец произнес: «...если Вас послать на его (Тимофея. - В. В.) место, то кабы он не съел Вас». Делясь с Н. В. Никольским мрачным предчувствием Святейшего, он пишет: «Печально! Ведь теперь настали такие времена, когда мы, чуваши, законным образом получили бы самостоятельную епархию. Вообще мое положение, будущее покрыто неизвестностью. Направь в Чувашскую область, неизбежно со стороны Тимофея -обычно в этих случаях - клевета, обвинения перед властью» (выделено автором. - В. В.).
К глубокому сожалению, эти мрачные предвидения имели трагический конец. 4 июня 1926 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ, принимая во внимание, что «дальнейшее пребывание епископа Германа на территории ЧАССР может вредно отразиться на политическом настроении и спокойствии населения», постановило: «Кокеля Григория Афанасьевича выслать из Чувашской Республики сроком на три года с прикреплением к определенному месту жительства» [16].
Так, обновленцы и богоборцы, объединив усилия, изгнали ненавистного им верного последователя учения Христа из родимого края. Преданного ученика постигла участь учителя! Святитель Герман много раз был арестован, в последний раз - в феврале 1933 г. в г. Хабаровске.
Однако не сломлен был могучий дух непокорного епископа. Ораторское мастерство, знание истин православной веры, мягкий и добрый характер, внутренняя и внешняя красота, пламенная и искренняя любовь к Богу притягивали к нему православный народ, где бы он ни служил. После освобождения из лагерей он каждый раз вынужден будет менять место своей духовной службы. Список этот длинен. В 1926-1927 гг. Герман - епископ Бугульминский, викарий Самарской епархии, 1927-1928 гг. - епископ Бугурусланский (Оренбургская область). С 1928 г. - епископ Кузнецкий, викарий Томской епарахии. В 1929-1930 гг. управляет Томской епархией. С ноября 1930 г. -временно управляющий Омской и Павлодарской епархией. В августе 1931 г. он назначается епископом Барнаульским и Бийским. В 1932-1933 гг. епископ Герман управляет Хабаровской и временно Приморской и Владивостокской епархиями. С 1933 г. он епископ Благовещенский (Амурская область) [17].
Когда исполнит великую и светлую миссию примет, как и Иисус, венец мученика, житие его в мире этом завершится в БАМлаге - Байкало-Амурском исправительно-трудовом лагере -2 ноября 1937 г. утренним глухим выстрелом в городе с чарующим названием Свободный.
Мученический подвиг епископа Германа (Кокеля) Священным синодом Русской православной церкви 17 июля 2001 г. вписан навеки в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ в. Заметим, в списке святых Русской православной церкви он является первым и единственным из чувашей.
Деятельность его не обходилась только духовным служением. Он был ученым-богословом, просветителем, философом, музыковедом, историком, этнографом. Так, изучая историю происхождения чувашского народа, высказал гипотезу о его китайских истоках. Священник-исследователь проводил историко-этнографические экспедиции, в ходе которых составлял истории сел и деревень губернии, скрупулезно собирал народные песни, сказания, изучал обряды, верования чувашей, издавал в собственной небольшой типографии литературу на чувашском языке.
Восемьдесят лет прошло со дня ухода в мир иной священномученика Германа (Кокеля). И это прошедшее время, особенно время социальных, экономических трансформаций, которые переживала наша страна в конце ХХ в., убедительно доказало его непреходящее значение для духовности, культуры и государственности России.
Потребуется значительное время для того, чтобы во всей полноте постигнуть глубину деяний святителя. Всю свою жизнь он посвятил страданию и борьбе за веру православную, за воскресение Святой Руси.
Он был духовным вождем, проповедником и великим молитвенником. Духовное наследие святого мученика Германа (Кокеля) явится верным ориентиром возрождения Святой Руси. Скажем и мы словами кондака (песнопения): «... в отечестве твоем возсиял еси солнце, просвещая светом Божественным земли, Гермоне священомучениче» [18].
Примечания и список литературы
1. Алешева Н. А. Св. священномученик Герман (Кокель). Жизнь, труды и страдания (новомученики). Н. Новгород, 2002. 102 с.
2. Васильев В. А. Алексей Афанасьевич Кокель. 1880-1956. Жизнь и творчество. Чебоксары, 2009. 2-е изд., испр. и доп. 336 с.
3. Агафонова Г. З. Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX в. (на примере церковноприходских школ) : дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2006.
4. Анохина И. А. Просвещение нерусских народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века : дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2009.
5. Герасимова Н. И. Культуросозидатетельная роль религии в процессе формирования чувашского этноса : дис. ... канд. культурологии. Киров, 2003.
6. Иванов В. Н. Просветительская деятельность И. Я. Яковлева и ее анализ в культурологическом аспекте : дис. ... канд. культурологии. СПб., 1999.
7. Сергеева О. Ю. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. Чебоксары, 2007.
8. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, в земле Чувашской просиявших. Изд. первое. Чебоксары, 2009. С. 124.
9. Куракова А. Д., Васильев В. А. Епископ Герман (Г. А. Кокель) - духовный наставник чувашского народа / / Творческое и духовное наследие А. А. Кокеля. Чебоксары, 2006. С. 90.
10. Там же. С. 89.
11. Там же. С. 89.
12. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, в земле Чувашской просиявших...
С. 126.
13. Васильев В. А. Алексей Афанасьевич Кокель. 1880-1956. Жизнь и творчество. Чебоксары, 2009. 2-е из., испр. и доп. С. 25.
14. Там же. С. 26.
15. Куракова А. Д., Васильев В. А. Указ. соч.
16. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, в земле Чувашской просиявших...
С. 137.
17. Куракова А. Д., Васильев В. А. Указ. соч. С. 91.
18. Васильев В. А. Указ. соч. С. 29.
Notes and References
1. Alesheva N. A. Sv. svyashchennomuchenik German (Kokel'). ZHizn', trudy i stradaniya (novomucheniki) [St. martyr Herman (Kokel). Life, labours and sufferings (the new martyrs)]. N. Novgorod. 2002. 102 p.
2. Vasil'ev V. A. AleksejAfanas'evich Kokel'. 1880-1956. ZHizn' i tvorchestvo [Aleksey Afanasievich Kokel. 18801956. Life and work]. Cheboksary. 2009. 2 ed., rev. and ext. 336 p.
3. Agafonova G. Z. Duhovno-nravstvennye tradicii otechestvennogo nachal'nogo obrazovaniya vtoroj poloviny XIX- nachala XX v. (na primere cerkovnoprihodskih shkol) :dis. ... kand.ped. nauk [Spiritual and moral traditions of the national primary education of second half of XIX - beginning of XX centuries (on the example of parish schools): dis. cand. ped. sciences]. Cheboksary. 2006.
4. Anohina I. A. Prosveshchenie nerusskih narodovSrednego Povolzh'ya vo vtorojpolovineXIX- nachaleXXveka :dis.... kand. ist. nauk [Education of non-Russian peoples of the Middle Volga region in second half of XIX - early XX century: dis.... cand. hist. sciences]. Penza. 2009.
5. Gerasimova N. I.Kul'turosozidatetel'naya rol' religii v processe formirovaniya chuvashskogo ehtnosa :dis. ... kand. kul'turologii [Cultural and creative role of religion in the formation of the Chuvash ethnos: dis. cand. cultural studies]. Kirov. 2003.
6. vanov V. N.Prosvetitel'skaya deyatel'nost' I. YA. YAkovleva i ee analiz v kul'turologicheskom aspekte :dis. ... kand. kul'turologii [Educational activities of I. Yakovlev and analysis in the cultural aspect: dis. cand. cultural studies]. SP b. 1999.
7. Sergeeva O. YU. Duhovno-nravstvennoe vospitanie starsheklassnikov v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya :dis. ... kand.ped. [Spiritual and moral education of senior pupils in establishments of additional education: dis. cand. ped. sciences]. Cheboksary. 2007.
8. ZHitiya novomuchenikov i ispovednikov Rossijskih XX veka, v zemle CHuvashskoj prosiyavshih - The lives of the martyrs and confessors of Russia of the XX century, brightened in the land of the Chuvash]. Ed. Ist. Cheboksary. 2009. P. 124.
Herald of Vyatka State University Is. 12,2017
© VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606 Historical sciences and Archaeology
9. Kurakova A. File, Vasil'ev V. A. Episkop German (G. A. Kokel') - duhovnyj nastavnik chuvashskogo naroda [Bishop Herman (G. A. Kokel) is the spiritual master of the Chuvash people] // Tvorcheskoe i duhovnoe nasledie A. A. Kokelya - Creative and spiritual heritage of A.A. Kokel'. Cheboksary. 2006. P. 90.
10. Ibid. P. 89.
11. Ibid. P. 89.
12. ZHitiya novomuchenikov i ispovednikov Rossijskih XX veka, v zemle CHuvashskoj prosiyavshih - The lives of the martyrs and confessors of Russia of the XX century, brightened in the land of the Chuvash] P.126.
13. Vasil'ev V. A. Aleksej Afanas'evich Kokel'. 1880-1956. ZHizn' i tvorchestvo [Aleksey Afanasievich Kokel. 1880-1956. Life and work]. Cheboksary. 2009. 2d publ., rev. and ext. P. 25.
14. Ibid. P. 26.
15. Kurakova A. D., Vasil'ev V. A. Op. cit.
16. ZHitiya novom uchenikov i ispovednikov Rossijskih XX veka, v zemle CHuvashskoj prosiyavshih - The lives of the martyrs and confessors of Russia of the XX century, brightened in the land of the Chuvash] P.137.
17. Kurakova A. D., Vasil'ev V. A. Op. cit. P. 91.
18. Vasil'ev V. A. Op. cit. P. 29.