Vaganova Olga Igorevna, Gladkova Marina Nikolaevna, Kutepov Maxim Mikhailovich ECONOMIC TRAINING IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION ...
economic sceinces
УДК 330:378.1
DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0046
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
© 2020
AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) AuthorID: 831424 SPIN: 2817-3404 ResearcherID: AAH-6493-2019 ORCID: 000-0001-9122-5712 ScopusID: 57190961213
Гладкова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: [email protected])
AuthorID: 362695
SPIN: 2601-5962
ResearcherID: L-8344-2017
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5397-6168
ScopusID: 57190970102
Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail:e-mail:[email protected]) Аннотация. Современная образовательная парадигма обусловила появление новых требований к подготовке выпускников высших учебных заведений. На сегодняшний день компетентностный подход является основой формирования образовательных целей. Высшие учебные заведения, выполняя требования Федеральных государственных образовательных стандартов, изыскивают способы формирования компетентности будущих специалистов. Цель статьи заключается в рассмотрении опыта экономической подготовки студентов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. В статье рассмотрены технологии, позволяющие раскрыть творческий потенциал студентов, сформировать их самостоятельность, развить критичность мышления и навык ведения результативного диалога. Раскрыта сущность и роль образовательных технологий в экономической подготовке студентов. Подробно раскрыта реализация информационных, проектных, дискуссионных, игровых технологий и технологий группового обучения. Авторы делают акцент на том, что технологии проникают друг в друга и позволяют студентам достичь лучших результатов в формировании профессиональной компетентности. Использование образовательных технологий нацелено на достижение конкретных результатов, поэтому обучающиеся в этом процессе имеют высокую степень подготовленности к профессиональной деятельности. Возможности образовательных технологий в экономической подготовке обучающихся достаточно широки, поэтому использование их потенциала является перспективным направлением развития современной образовательной деятельности.
Ключевые слова: образовательные технологии, компетенции, компетентность, компетентностный подход, высшее учебное заведение, студенты, специалист, самостоятельность, креативность, диалог, критичность мышления, метод проектов, дискуссия.
ECONOMIC TRAINING IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE NEW GENERATION OF GEF
© 2020
Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems»
Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Gladkova Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
Tyumen higher military engineering command school. Marshal of engineering troops A. I. Proshlyakov (625051, Russia, Tyumen, st. L. Tolstogo 1, e-mail: [email protected]) Kutepov Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of " Physical education and sports» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev str., 9, e-mail:e-mail:[email protected]) Abstract. The modern educational paradigm has led to the emergence of new requirements for the training of graduates of higher educational institutions. To date, the competence approach is the basis for the formation of educational goals. Higher education institutions, fulfilling the requirements of Federal state educational standards, are looking for ways to form the competence of future specialists. The purpose of the article is to consider the experience of economic training of students in the conditions of implementation of Federal state educational standards. The article deals with the technologies that allow students to reveal their creative potential, to form their independence, to develop critical thinking and the skill of conducting a productive dialogue. The essence and role of educational technologies in economic training of students is revealed. Implementation of information, project, discussion, game technologies and technologies of group training is disclosed in 188 Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)
экономические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Кутепов Максим Михайлович ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ...
detail. The authors emphasize that technologies penetrate each other and allow students to achieve better results in the formation of professional competence. The use of educational technologies is aimed at achieving specific results, so students in this process have a high degree of preparedness for professional activities. The possibilities of educational technologies in the economic training of students are quite wide, so the use of their potential is a promising direction for the development of modern educational activities.
Keywords: educational technologies, competences, competence, competence approach, higher education institution, students, specialist, independence, creativity, dialogue, critical thinking, project method, discussion.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная экономическая подготовка студентов в связи с появлением компетентностной образовательной парадигмы приобретает новые черты, которые еще не были подвержены всестороннему анализу [1]. Формирование компетентности будущего специалиста в сфере экономики требует совершенствования и изыскания новых, более результативных способов деятельности [2]. Современные экономисты должны владеть не только широкой теоретической базой знаний, но и уметь применять ее на практике [3]. Поэтому образовательные учреждения стремятся к формированию условий, в которых студент сможет почувствовать реальную профессиональную обстановку [4]. Кроме того, современные запросы общества диктуют необходимость повышения экономической грамотности для получения специалиста имеющего не узкую специализацию, а разноплановые знания, компетенции, благодаря которым студент способен оперативно адаптироваться под быстро изменяющиеся профессиональные условия [5].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросами подготовки студентов в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов занимались такие ученые как В.В. Аксенов, Л.П. Тихонова, А.М. Новиков. Тема подготовки студентов в рамках компетентностного подхода освещается в работах В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова, Дж. Равена и других. Однако, теме экономической подготовки в современных условиях высшего образования уделено недостаточно внимания. Имеющиеся исследования требуют постоянного дополнения и расширения. Понятие экономической компетентности исследователи трактуют как способность системно мыслить в сфере экономики и управления, а также принятия решений с точки зрения распределения затрат ресурсов и доходов [6]. Значимость изучения экономической теории обусловлена тем, что способствует повышению образованности человека, общества, делает его более грамотным и подготовленным не только к профессиональной сфере деятельности, но и к решению бытовых жизненных во-просов[7]. Экономическая подготовка студента нацелена на развитие умений и компетенций студентов [8].
Во-первых, студенты должны обладать знаниями о роли экономики в стране и мире, сущность современных экономических процессов [9].
Во-вторых, студенты должны развивать экономическое мышление и быть мотивированными на приобретение экономических знаний. В-третьих, они должны быть осведомлены об основных принципах предпринимательской деятельности как в России, так и зарубежом [10].
И в-четвертых, у обучающихся должна быть сформирована готовность к использованию имеющихся знаний на практике.
В рамках новой образовательной парадигмы данная подготовка может совершенствоваться на протяжении всей жизни.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в рассмотрении опыта экономической подготовки студентов в условиях реализации Федеральных государ-
ственных образовательных стандартов.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- установить сущность экономической подготовки студентов высших учебных заведений;
- выявить образовательные технологии, способствующие формированию компетентности студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
При изучении экономических дисциплин широкое распространение получают следующие образовательные технологии: технологии проблемного обучения, технологии группового обучения, дискуссионные технологии, технологии проектов, игровые технологии, информационные технологии [11-18]. Стоит отметить, что данные технологии в процессе их реализации взаимопроникают друг в друга и дают наиболее положительный результат [19]. Например, на сегодняшний день широко распространены интерактивные технологии и в экономической подготовке студентов они незаменимы. Они обеспечивают студенту мобильность, возможность выполнять задания в любое удобное время в любом удобном месте. При сокращении аудиторной нагрузки и увеличении самостоятельной работы студентов это крайне важно для сохранения качества обучения. Кроме того, интерактивные технологии обеспечивают высокий уровень взаимодействия студентов при реализации группового обучения. Они могут обмениваться сообщениями, задавать преподавателю интересующие их вопросы через различные инструменты, которые располагаются на электронной платформе Moodle. Среди таких инструментов: чат, вебинар, wiki, лекции, глоссарии. Преподаватель располагает на платформе необходимые для изучения экономических дисциплин материалы, дает ссылки на дополнительные источники, содержащие аудио- и видеоинформацию. Глоссарий позволяет студентам ознакомиться с основным терминологическим аппаратом и продолжить самостоятельный поиск необходимого материала. В процессе обучения студенты выполняют проект. Этот процесс проходит в несколько этапов:
- подготовительный этап;
- процессуальный этап;
- заключительный этап.
На первом (подготовительном) этапе студенты получают задание от преподавателя, делятся на группы и распределяют между собой функции. При этом каждый несет личную ответственность за достижение общего результата. Преподаватель контролирует данный процесс, но при этом выполняет только консультирующую роль.
На втором (процессуальном) этапе, где осуществляется непосредственная разработка проекта студенты осуществляют самостоятельную деятельность по отбору актуальной информации. В процессе разработки проекта студенты разрешают вопросы по рыночной экономике, труду и заработной плате, изучают функции денег, причины различий в оплате труда, нормативную базу, на которую стоит опираться при осуществлении экономической деятельности. Работа студентов сопровождается периодическими консультациями с преподавателем, который отвечает на имеющиеся вопросы посредством использования общегруппового чата и личных сообщений в электронном формате обучения. Также осуществляются очные встречи для обсуждения вопросов, требующих более детальной проработки. Такой подход обеспечива-
Vaganova Olga Igorevna, Gladkova Marina Nikolaevna, Kutepov Maxim Mikhailovich economic
ECONOMIC TRAINING IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION ... sceinces
ет целостность и системность восприятия студентами информации. В этом процессе преподаватель организует периодические дискуссии для того, что бы студенты более глубоко изучили материал, всесторонне рассмотрели вопросы. Для этого преподаватель перед практическим занятием обозначает круг вопросов, которые будут обсуждаться и студенты должны выбрать несколько мнений различных авторов, выстроить собственную доказательную позицию. Обучающиеся при этом должны придерживаться определенных правил: критика должна быть конструктивной, доказательства должны основываться на реальных фактах; критика должна касаться только рассматриваемого вопроса, а не личности выступающего. Так студенты учатся уважать мнение своих оппонентов и выстраивать собственную аргументацию, которая пригодится для осуществления будущей профессиональной деятельности.
Третий этап - заключительный. Обучающиеся оформляют полученные результаты в форме докладов и презентаций. Защита проектов проходит с участием нескольких экспертов-преподавателей в аудиторных условиях. Студенты должны соблюдать регламент выступления. В защите используются технологии мультимедиа: интерактивная доска, проектор. Каждая, выступающая с защитой, группа студентов отвечает на вопросы комиссии и вопросы других команд. После этого, студенты проводят рефлексию собственной деятельности, определяют ошибки и недочеты, которых следует избежать при последующем выполнении заданий. Также обучающиеся осуществляют взаимооценку работ, что позволяет совершенствовать навык ведения конструктивного диалога.
Технология проблемного обучения направлена на то, чтобы студенты тренировали навык разрешения различных ситуаций на основе имеющегося опыта и привлечения опыта исследователей, а также других участников процесса по разрешению проблемы. Преподаватель задает какой-либо вопрос или противоречие, которое студентам предстоит разрешить.
В обучении студентов часто используется деловая игра. Она позволяет погрузить студента в условия, близкие к профессиональным для разрешения многих вопросов, которые помогут им подготовиться к оперативной работе. Преподаватель представляет студентам один или несколько проблемных вопросов, которые подлежат разработке. Студенты делятся на подгруппы и распределяют внутри них роли, а вместе с ними и соответствующие функции. Каждый из участников ответственен за выполнение определенной части задания и за результат целой команды. Отметим, что студенты могут меняться ролями для того, чтобы понять принцип работы каждого «персонажа» включенного в игру.
В процессе экономической подготовки студентов используется игра, в которой студенты примеряют на себя роли оптовых покупателей и продавцов. Для осуществления профессиональной деятельности им нужно заключить договор о поставках товара, то есть прийти к соглашению о цене. Для этого студенты делятся между собой на покупателей и продавцов, затем, достигая результатов, меняются ролями. После завершения игры подводятся итоги, выделяются студенты, получившие наибольшую прибыль.
Победители делятся со всеми группами информацией о том, какие шаги они предпринимали для того чтобы достичь положительных результатов. В этом случае каждый участник игры получает необходимую информацию для работы над ошибками.
Игре предшествует подготовительный этап, где студенты знакомятся с правилами ведения торгов и разрабатывают собственную инструкцию, которой будут следовать в процессе игры. Преподаватель выполняет роль ведущего и консультирует студентов по вопросам правильности использования полученной информации. Погружаясь в проблемные условия, которые могут воз-190
никнуть в реальной профессиональной деятельности студенты учатся адаптироваться к оперативному принятию решений, тем самым повышая свою конкурентоспособность на рынке труда. Приведенная нами игра расширяет кругозор студентов, позволяет уточнять узкие вопросы и пользоваться ими как в профессиональной, так и в повседневной жизни.
В процессе обучения могут возникать ситуации, когда появляются трудности с выработкой идей. Стимулировать данный процесс помогает «мозговой штурм», который может применяться в любых условиях. Он подчинен нескольким этапам:
- подготовка;
- генерация идей;
- анализ и оценка идей (определение их жизнеспособности).
Основным правилом проведения «мозгового штурма» является отсутствие критики. Нельзя негативно высказываться ни об одной идее. Студенты в процессе обсуждения, на основе фактов и выводов определяют жизнеспособность той или иной идеи. Чаще всего создается 2-3 подгруппы студентов по 5-6 человек. Выделяются участники, которые будут отвечать за генерацию идей и за их анализ. Организация работы лежит на ведущем, чаще всего это преподаватель, поскольку именно он обладает достаточно широкими знаниями в конкретной области. Он формулирует задачу, распределяет участников по группам и обеспечивает фиксацию идей. При этом должно уделяться достаточное количество времени для выдвижения идей и их обсуждения для создания комфортных условий.
Так студенты формируют критичность мышления, формируют самостоятельность в принятии решений, опираясь на собственный опыт и опыт различных исследователей, учатся формулировать свою аргументированную позицию на основе анализа научной литературы.
Использование образовательных технологий в экономической подготовке студентов обеспечивает формирование конкурентоспособного, мобильного, самостоятельного, способного к нестандартному принятию решений выпускника.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Нами были рассмотрены технологии, позволяющие раскрыть творческий потенциал студентов, сформировать их самостоятельность, развить критичность мышления и навык ведения результативного диалога. Мы можем сказать, что в условиях реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов, инновационные образовательные технологии лучше всего способствуют построению результативного процесса экономической подготовки студентов. Они расширяют возможности формирования их компетентности. Студенты становятся более самостоятельными и могут применить имеющиеся знания на практике. Использование образовательных технологий нацелено на достижение конкретных результатов, поэтому обучающиеся в этом процессе имеют высокую степень подготовленности к профессиональной деятельности. Использование образовательных технологий в формировании компетентности имеет большие перспективы, поэтому их внедрение необходимо для подготовки студентов всех направлений обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алешугина Е.А., Кутепова Л.И., Белоусова Г.А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 253-255.
2. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Проектирование образовательных технологий при обучении студентов профессиональной образовательной организации//Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 13-17.
3. Ваганова О.И., Карпова М.А. Проблемы формирования организационной культуры субъектов образовательного процесса// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 24-30.
4. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)
экономические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Кутепов Максим Михайлович ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ...
организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 230-232.
5. Кутепова Л.И., Тростин В.Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 186-189.
6. Маркова С.М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения // Современные исследования социальных проблем, 2015. - 3 (47), С. 30-36.
7. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.
8. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.
9. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 193-199.
10. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.
11. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского уни-верситета.2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.
12. Ваганова О.И., Максимова К.А., Карпова М.А. Технология проблемного обучения в профессиональном образовании //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 7-10.
13. Klinkov G.T., Naydenova V.N. Contemporary mathematics education and its relation to economic theory and practical-methodological aspects of the case // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 37-40
14. Руденко А.А., Лу Т.В. Об особенностях управления конкурентоспособностью и инновационной деятельностью вуза на рынке образовательных услуг // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 1. С. 55-56
15. Klinkov G.T. Person-oriented learning as an educational and behavioral paradigm // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 35-37
16. Троянская М.А., Боброва В.В. Значение проектной деятельности в подготовке экономистов и управленцев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 275-278.
17. Klinkov G.T. Икономическото знание като образователна ре-алност //Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 15-17
18. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Реализация дискуссионных образовательных технологий в учебном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 66-68.
19. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
Статья поступила в редакцию 24.12.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020