Научная статья на тему 'Экономическая педагогика и психология в стратегии национального развития'

Экономическая педагогика и психология в стратегии национального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Экономика образования / экономическая психология / экономическая педагогика / экономический человек / национальная экономика / Economics of education / economic psychology / economic pedagogy / economic man / national economy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова С.В., Мензул Е.В., Василевская Е.А.

Современное экономическое знание, при всей универсальности, исторически формируются под влиянием западной идеологии, в которой нет места национальному суверенитету и национальным интересам, а имеет значение только глобальный интерес (в рамках политики глобализации) и поэтому интеграция экономики, педагогики и психологии является необходимостью, обеспечивающей национально ориентированного «экономического человека». Объект исследования – экономическое образование. Предмет исследования – педагогика и психология, как элементы интеграции с экономикой. Цель исследования – раскрыть важность и необходимость интеграции экономики, педагогики и психологии. В статье рассмотрены взаимосвязь экономики, педагогики и психологии, их сущностные и смысловые отношения. Выделены основные проблемы, задачи и содержание экономической психологии и экономической педагогики. Сделан вывод, что экономика формирует заказ на необходимые качества людей для их продуктивной деятельности, а педагогика и психология способствует формированию и реализации этого заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic pedagogy and psychology in national development strategy

Modern economic knowledge, with all its universality, is historically formed under the influence of Western ideology, in which there is no place for national sovereignty and national interests, but only global interest matters (within the framework of the policy of globalization) and therefore the integration of economics, pedagogy and psychology is a necessity that ensures national oriented “economic man”. The object of the study is economic education. The subject of the research is pedagogy and psychology, as elements of integration with the economy. The purpose of the study is to reveal the importance and necessity of integrating economics, pedagogy and psychology. The article examines the relationship between economics, pedagogy and psychology, their essential and semantic relationships. The main problems, tasks and content of economic psychology and economic pedagogy are highlighted. It is concluded that economics forms an order for the necessary qualities of people for their productive activities, and pedagogy and psychology contribute to the formation and implementation of this order.

Текст научной работы на тему «Экономическая педагогика и психология в стратегии национального развития»

DOI 10.46320/2077-7639-2024-5-126-22-27

Экономическая педагогика и психология в стратегии национального развития

Иванова С.В., Мензул Е.В., Василевская Е.А.

Современное экономическое знание, при всей универсальности, исторически формируются под влиянием западной идеологии, в которой нет места национальному суверенитету и национальным интересам, а имеет значение только глобальный интерес (в рамках политики глобализации) и поэтому интеграция экономики, педагогики и психологии является необходимостью, обеспечивающей национально ориентированного «экономического человека». Объект исследования - экономическое образование. Предмет исследования - педагогика и психология, как элементы интеграции с экономикой. Цель исследования - раскрыть важность и необходимость интеграции экономики, педагогики и психологии. В статье рассмотрены взаимосвязь экономики, педагогики и психологии, их сущностные и смысловые отношения. Выделены основные проблемы, задачи и содержание экономической психологии и экономической педагогики. Сделан вывод, что экономика формирует заказ на необходимые качества людей для их продуктивной деятельности, а педагогика и психология способствует формированию и реализации этого заказа.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Иванова С.В., Мензул Е.В., Василевская Е.А. Экономическая педагогика и психология в стратегии национального развития // Дискуссия. - 2024. - Вып. 126. - С. 22-27.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономика образования, экономическая психология, экономическая педагогика, экономический человек, национальная экономика.

DOI 10.46320/2077-7639-2024-5-126-22-27

Economic pedagogy and psychology in national development strategy

Ivanova S.V., Menzul E.V., Vasilevskaya E.A.

Modern economic knowledge, with all its universality, is historically formed under the influence of Western ideology, in which there is no place for national sovereignty and national interests, but only global interest matters (within the framework of the policy of globalization) and therefore the integration of economics, pedagogy and psychology is a necessity that ensures national oriented "economic man". The object of the study is economic education. The subject of the research is pedagogy and psychology, as elements of integration with the economy. The purpose of the study is to reveal the importance and necessity of integrating economics, pedagogy and psychology. The article examines the relationship between economics, pedagogy and psychology, their essential and semantic relationships. The main problems, tasks and content of economic psychology and economic pedagogy are highlighted. It is concluded that economics forms an order for the necessary qualities of people for their productive activities, and pedagogy and psychology contribute to the formation and implementation of this order.

FOR CITATION APA

Ivanova S.V., Menzul E.V., Vasilevskaya E.A. Economic pedagogy and psychology in national development strategy. Diskussiya [Discussion], 126, 22-27.

KEYWORDS

Economics of education, economic psychology, economic pedagogy, economic man, national economy.

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия национального развития предполагает подготовку будущих специалистов - экономистов к эффективному осуществлению своих профессиональных функций с позиций сохранения национального суверенитета и развития национальной экономики, требуя комплексного и актуализированного подхода, направленного на формирование и развитие профессионально важных качеств гражданской ответственности будущего специалиста. Экспорт западной экономической традиции формирует существующую экономическую профессию, которая традиционно ориентирует будущего специалиста на западную

экономическую идеологию и западные приоритеты, отечественные исследователи аргументируют следующий факт: «Приходится констатировать следующий печальный факт: в России существует вид человеческой деятельности - экономика, но отечественная экономическая школа и экономическое образование находится в состоянии перманентной невидимости, которая обусловлена перманентным исчезновением явления как данности» [1, с. 23]. Поэтому, в настоящее время, в условиях противостояния западной гегемонии особое внимание следует уделить созданию специализированных учебно-методических комплексов, основанных на принципах национального

суверенитета и ориентаций на отечественные экономические школы и традиции. Несмотря на то, что экономика, педагогика и психология казалось бы отдельные направления обучения и образования, необходимость их системного слияния становится крайне актуальной задачей. Современные педагоги-экономисты выстраивают отношения между педагогикой, психологией и экономическим знанием в угоду западной традиции и как правило, рассматривают только одностороннее влияние экономики на педагогику и психологию, выражающееся в экономической политике государства в сфере образования, стимулировании деятельности работников образования и проведении научных исследований.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Некоторые исследователи определяют взаимосвязь экономики, педагогики и психологии как самостоятельную отрасль знаний - «экономику образования» [2], в которой содержание экономики образования определяется следующим образом: «Экономику образования можно определить как прикладную науку, изучающую отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в отрасли - образовательных услуг; выявляющую и анализирующую особенности действия экономических законов и категорий в образовании, суть происходящих в ней процессов и явлений; исследующую и раскрывающую их движущие производительные силы, влияющие на экономическое развитие, благосостояние общества и личности» [3, с. 146]. Тем не менее, по мнению авторов, сведение экономики, педагогики и психологии только к экономическим категориям не отражает полноты всей насущной действительности, так как экономика образования изучает лишь внешние по отношению к системе образования механизмы, обеспечивающие ее функционирование. При этом игнорируются сущностные, смысловые отношения участников педагогического процесса, связанные с генерацией, приобретением, распространением экономических знаний, субъективными переживаниями субъекта экономических отношений. Многие индивиды в рамках конкретного социума склонны ошибочно считать, что экономическая теория на английском и на русском языках представляют собой просто разные слова для одних и тех же понятий, однако всё не так просто в действительности. Некоторые экономические концепции действительно являются общими для разных языков и культур, и эта общая основа часто служит отправной точкой для общего понимания, но для более глубокого

межкультурного и лингвистического понимания требуется тщательная проработка общих концептуальных рамок, которые могут обеспечить именно экономическая педагогика и экономическая психология.

Понимание того, что наши знания формируют нашу идентичность и что эта идентичность строится на различных источниках, является существующей концептуализацией экономического развития общества, переданной через знание. Современная идентичность представляет собой сочетание различных массивов знаний, которые характерны для разных направлений западных знаний, приобретенных в течение прошлого тысячелетия. Переход западной экономической части идентичности от потребителей, которые полагаются на пассивные потоки доходов, к производителям, которые формируют системную основу национальной экономики, является серьезной проблемой, лежащей в основе развития социально устойчивого общества.

Экономическая педагогика и экономическая психология предполагают обучение, которое происходит одновременно с развитием физических компетенций в рамках управления производственными системами, что обеспечивает средство для достижения прикладных навыков. Личностная трансформация, которую поддерживает педагогика, чрезвычайно важна и требует прочных доверительных отношений студент-педагог, в рамках стратегии национального развития, которая была сформирована за последнее десятилетие и будут продолжать развиваться в аналогичном масштабе времени в будущем. Чтобы экономика и педагогика с психологией образовали новый объект, новую научную область, необходимо выделить общие цели и интересы, «точки соприкосновения», на основе которых может произойти их объединение, при этом надо понимать, что организация жизнедеятельности человека уже обусловлена естественной взаимозависимостью педагогики и экономики. Фактически, экономическая психология - это такая область знания, которая определяет взаимосвязь между психологией и экономикой, фокусируясь на психологических основах экономического поведения человека, а также на том, как экономические процессы влияют на человеческую психику. В своем предмете экономическая психология использует как экономические, так и психологические концепции и методы исследования - аналогичные задачи стоят перед специалистами по принятию решений и другими исследователями, которые,

однако, не идентифицируют себя как экономические психологи: «Практическая направленность экономической психологии наиболее активно проявляется в решении проблем предпринимательства, управления в организациях и фирмах, психологии продаж, рекламы, потребления, обмена. Можно уверенно сказать, что специалисты в области экономической психологи успешно оказывают научно-практическую помощь субъектам хозяйствования в принятии экономических и экономико-политических решений, в поиске балансов их интересов, координации деятельности и сотрудничестве. Что касается концептуально-идеологических черт науки, которая чутко отзывается на перемены в обществе, то экономическая психология постепенно переходит от обслуживания экономики адаптации, выживания к обслуживанию экономики развития и экономики безопасности» [4, с. 42]. Исследования в рамках экономической психологии, как правило, сосредоточены на таких формах поведения, как сбережения, долги, пожертвования, обращения с деньгами и уплата налогов и эти аспекты, как правило, не являются предметом изучения специализированных разделов психологии или экономики. При анализе влияния экономики на психологические процессы, исследования концентрируются на вопросах экономической социализации детей, на сравнении различных стран, а также на влиянии специфических экономических ситуаций, таких как бедность или жизнь в туристической экономике, то есть основная задача экономико-психологических исследований -создание эмпирически обоснованных моделей причин и последствий экономического поведения. Этот подход оказался более плодотворным, чем попытка опровержения экономических теорий, основанных на теории рационального выбора, с точки зрения эмпирической психологии, при том что анализ определений «психология и «экономика» выявляет смысловую неоднозначность: с одной стороны, оба термина можно рассматривать как гносеологические понятия, обозначающие научные дисциплины, в этом случае возможен анализ различных взаимосвязей между ними и такой подход характерен для большинства экономических теорий; с другой стороны, оба термина можно трактовать в психологическом онтологическом смысле, применяемом для описания социальной объективной реальности и мира психических явлений.

Учитывая современные представления о функциях психики, можно выделить основные проблемы экономической психологии, такие как [5]:

— Проблемы субъективного отражения, как личностного конструкта всех экономических явлений.

— Проблемы психологической регуляции экономического взаимодействия и поведения людей, с позиции социального пространства действия.

То есть, предметом экономической психологии становится любое психическое явление, характеризующее как отдельного индивида, так и группу в целом, в качестве субъекта экономического взаимодействия и поведения, тогда экономика приобретает онтологический смысл, применяемый для выявления сферы человеческого бытия, социальной реальности и жизнедеятельности, то есть исходной точкой исследования выступает экономическая жизнь каждого субъекта, а экономика (как сфера жизнедеятельности, или как отдельные экономические явления) рассматривается как объект комплексного психологического исследования.

Экономическая педагогика представляет собой систематическое и целенаправленное воздействие общества на личность, направленное на подготовку ее к успешному участию в экономической деятельности общества, играя важную роль в формировании у человека следующих качеств:

— Потребности, интересы и социально-психологические качества, которые соответствуют экономическим и нравственно-правовым основам общества.

— Образ мышления, поведения и деятельности, соответствующие экономическим и нравственно-правовым основам общества.

— Личностное отношение ко всем видам собственности, способствующее бережному и ответственному отношению к ресурсам.

Экономическая педагогика не только включает учащихся в сферу производства, но и обучает их взаимодействию в сфере распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, то есть можно обозначить следующие предметные компетенции данной области знаний:

1. Ставить цели и оценивать пути их достижения.

2. Принимать решения и анализировать результаты.

3. Формировать жизненные позиции и адаптироваться к социальной среде.

4. Развивать модели экономического поведения (освоение ролей производителя, потребителя, продавца, покупателя и т.д.).

5. Развивать навыки предпринимательства.

6. Рационализм в действиях.

7. Интерес к анализу ситуаций с позиций издержки-выгоды.

Экономическая педагогика осуществляется на основе принципов, вытекающих из закона экономии времени, тесно связанного со всей системой экономических законов, которые немыслимы без коллективной деятельности. Формирование экономических потребностей и интересов, экономической расчетливости, предпринимательских качеств невозможно без включения личности в отношения ответственной зависимости, создаваемые в процессе совместного труда.

Основные задачи экономической педагогики можно выделить следующие [ 6 ], [ 7 ]:

— Готовность к экономической деятельности:

— Формирование экономических потребностей и интересов.

— Развитие экономической функциональной грамотности.

— Культура принятия решений.

— Экономически осознанное отношение к труду, продуктам труда, природной среде, времени и другим ресурсам.

— Стремление к рационализации, повышению производительности труда и качества работы.

— Умение соизмерять личные потребности с экономическими возможностями их удовлетворения.

— Овладение техникой делового общения.

Список литературы

1. Человек К. Д. Ушинского как антипод западной системе ценностей homo economicus / В. А. Хайруллин, С. В. Макар, А. В. Бондаренко, А. В. Ярашева //Дискуссия. - 2023. - № 6(121). -С. 6-26. - DOI 10.46320/2077-7639-2023-6-121-6-26. - EDN GFEHYP.

2. Hanushek E. A., Woessmann L., Machin S. J. Handbook of the economics of education. - Elsevier, 2023.

3. Амиров Р. А. Образование в экономике и экономика образования / Р. А. Амиров //Экономическое возрождение России. -2020. - № 4(66). - С. 142-151. - DOI 10.37930/1990-9780-20204-66-142-151. - EDN FNOPNO.

4. Дейнека О. С. Некоторые акценты современных исследований в отечественной экономической психологии /О. С. Дейнека// Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. -2016. - № 3-1. - С. 41-48. - EDN WXMLFB.

References

1. Ushinsky's K. D. Man as an antipode to the Western value system of homo economicus / V. A. Khairullin, S. V. Makar, A. V. Bondarenko, A. V. Yarasheva // Discussion. - 2023. - No. 6(121). - Рр. 6-26. -DOI 10.46320/2077-7639-2023-6-121-6-26. - EDN GFEHYP.

2. Hanushek E. A., Woessmann L., Machin S. J. Handbook of the economics of education. - Elsevier, 2023.

3. Amirov R. A. Education in economics and economics of education / R. A. Amirov // Economic revival of Russia. - 2020. -

— Эффективное взаимодействие с партнерами по труду, руководителями различных областей.

— Поиск своего места в системе занятости конкретного социального пространства.

— Решение многообразных жизненных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономика, являясь с одной стороны сферой человеческой деятельности необходимой для жизни человека, а с другой - отраслью знаний, формирует определенные нормы и правила поведения, заставляет человека делать выбор и принимать решения в мире ограниченных ресурсов и неопределённости будущего. И для того чтобы человеку эффективно организовывать свою жизнь, экономическому знанию требуется, чтобы знания, навыки, интеллект, совокупность личностных характеристик каждого ее участника соответствовали ее (экономики) «потребностям» - реализации человеческих способностей и возможностей в создании необходимых для общества материальных благ и услуг. То есть, экономика формирует заказ на необходимые качества людей для их продуктивной деятельности, а педагогика и психология способствует формированию и реализации этого заказа.

5. Экономическая психология и поведенческая экономика в условиях глобальных социальных и экономических изменений: Материалы Всероссийской научной конференции, Москва, 17-21 ноября 2014 года. - Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2014. - 244 с. - ISBN 978-5-9973-3170-2. - EDN TSDJVJ.

6. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика: Учебник и практикум /В. В. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 136 с. - (Бакалавр. Прикладной курс). - ISBN 978-5-534-01474-7. - EDN ZTASRP.

7. Брызгалов И. В. Педагогическая система формирования базовой экономической культуры личности: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Брызгалов Игорь Вячеславович. - Майкоп, 2010. -495 с. - EDN OFIIZH.

No. 4(66). - Pp. 142-151. - DOI 10.37930/1990-9780-2020-4-66142-151. - EDN FNOPNO.

4. Deineka O. S. Some accents of modern research in domestic economic psychology / O. S. Deineka // Economic psychology: past, present, future. - 2016. - No. 3-1. - Pp. 41-48. - EDN WXMLFB.

5. Economic psychology and behavioral economics in the context of global social and economic changes: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference, Moscow, November 17-21, 2014. -

Moscow: LLC Publishing House "Sputnik+", 2014. - 244 pp. - ISBN 978-5-9973-3170-2. - EDN TSDJVJ. 6. Kuznetsov V. V. General and professional pedagogy: Textbook and workshop / V.V. Kuznetsov. - 2nd ed., rev. and additional. -Moscow: Yurayt Publishing House, 2017. - 136 p. - (Bachelor. Applied course). - ISBN 978-5-534-01474-7. - EDN ZTASRP.

7. Bryzgalov I. V. Pedagogical system for the formation of basic economic culture of the individual: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education": dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / Bryzgalov Igor Vyacheslavovich. - Maykop, 2010. - 495 p. - EDN QFIIZH.

Информация об авторе

Иванова С.В., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и цифровой дидактики ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» (г. Самара, Российская Федерация).

Мензул Е.В., кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и цифровой дидактики ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» (г. Самара, Российская Федерация).

Василевская Е.А., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и цифровой дидактики ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» ( г. Самара, Российская Федерация).

Information about the author

Ivanova S.V., Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Digital Didactics of the Samara State Medical University (Samara, Russian Federation).

Menzul E.V., Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Digital Didactics of the Samara State Medical University (Samara, Russian Federation).

Vasilevskaya E.A., Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Digital Didactics of the Samara State Medical University (Samara, Russian Federation).

© Иванова С.В., Иванова С.В., Василевская Е.А., 2024. © Ivanova S.V., Menzul E.V., Vasilevskaya E.A., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.