Научная статья на тему 'Когнитивные различия обусловленные различием культур в Китае и России'

Когнитивные различия обусловленные различием культур в Китае и России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивная картина мира / реальность / когнитивные искажения / культурные традиции / мировоззрение / мироощущение / cognitive worldview / reality / cognitive transformations / cultural traditions / worldview / attitude

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван Кайсинь

Когнитивные различия, возникающие из-за культурных различий между Китаем и Россией, представляют собой масштабную область исследований того каким образом культура формирует человеческое познание, определяя общность и различие культурных пространств наций. Актуальность исследования обусловлена теснотой и ростом социального, хозяйственного, политического и других взаимодействий между Китаем и Россией, которые определяют необходимость идентификации когнитивных различий, для устранения препятствий в коммуникации между странами. Объект исследования – культурное пространство с позиции когнитивной эргономики. Предмет исследования – когнитивный механизм восприятия культурных пространств, определяющий сходство и различие культур Китая и России. Цель исследования – содержательный анализ когнитивных различий разницы культур Китая и России. В статье излагаются, что когнитивные различия, обусловленные различием культур в Китае и России можно выделить по ряду устойчивых архетипов, включая религию, искусство, культурные ценности, архитектурная выразительность, которые формируют когнитивную картину мира конкретной нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive differences due to different cultures in China and Russia

Cognitive differences arising from cultural differences between China and Russia represent a large-scale area of research on how culture shapes human cognition, defining the commonality and difference of cultural spaces of nations. The relevance of the study is due to the closeness and growth of social, economic, political and other interactions between China and Russia, which determine the need to identify cognitive differences in order to eliminate obstacles in communication between the countries. The object of research is cultural space from the perspective of cognitive ergonomics. The subject of the study is the cognitive mechanism of perception of cultural spaces that determines the similarities and differences between the cultures of China and Russia. The purpose of the study is a meaningful analysis of the cognitive differences between the cultures of China and Russia. The article states that cognitive differences caused by the difference of cultures in China and Russia can be distinguished by a number of stable archetypes, including religion, art, cultural values, architectural expressiveness, which form the cognitive picture of the world of a particular nation.

Текст научной работы на тему «Когнитивные различия обусловленные различием культур в Китае и России»

Ван Кайсинь

Магистр. Психология- общая и когнитивная психология.

Санкт-Петербургский государственный университет.

Когнитивные различия обусловленные различием культур в Китае и России

Введение

Объективная действительность, также называемая картиной мира, является отражением реальности в сознании человека, формируя целостное представление о мире, которое лежит в основе мировоззрения и мировидения человека, а также восприятия окружающего мира. Картина мира отражается в психике человека через объектные значения, когнитивные схемы и может быть осознана и осмыслена, по сути, это субъективное восприятие объективной реальности человеком. Картина мира формируется в результате восприятия и осознания окружающей действительности через когнитивную картину мира. Когнитивная картина мира представляет собой ментальное представление о реальности, которое формируется когнитивным сознанием индивида или всего народа и является результатом как непосредственного эмпирического отражения физического мира через органы чувств, так и осознанного рефлексивного отражения действительности в процессе мышления, формируя граничные различия, обусловленные национальным признаком и культурной принадлежностью.

Основная часть

Когнитивная картина мира формируется в течение длительного времени и при этом остается непреобразованной и самобытной, определяя культурное пространство страны, в том числе, государственную политику в области культуры: «...форму сознательного политического воздействия государства на область культуры в целях разрешения противоречий в интересах наиболее влиятельных групп относительно концептуальных представлений о месте и роли культуры в жизни общества, приоритетных целях ее развития» [1, с. 166]. Различие культур Китая и России проявляется, прежде всего, в самобытности, которая выражена в первую очередь в языке, устной и письменной традиции народов и при анализе картины мира необходимо выделить элементы, которые наиболее ярко

отражают суть этой картины мира в течение всего существования национальности или в определенный период времени. Картина мира может быть представлена через различные параметры, такие как пространственные, временные, количественные, этические и другие на её формирование оказывают влияние язык, традиции, воспитание, образование, окружающая среда, климат и другие социальные и территориальные факторы. Именно в процессе этногенеза формируется этнокультурный тип народа со своим особым образом жизни, национальным характером, культурными особенностями и ценностными приоритетами, которые в коммуникативном процессе вызывают когнитивные искажения: «Когнитивные искажения, которые имеют объективную основу, объясняемую физиологией работы мозга и биологическими предпосылками определяют отсутствие тождественности и аналогичного значения в коммуникации, что приводит к искажению экономических связей и «ассиметрично-сти информации»» [2, с. 10].

Когнитивные различия между Китаем и Россией определяются, прежде всего, духовными архетипами наций, большинство духовных практик в Китае тесно связаны с буддизмом, даосизмом и конфуцианством и остаётся дискуссионным вопрос относительно влияния каждой из этих школ практик, а также представлены и другие практики, включая неоконфуцианство, различные школы буддизма и другие религиозные направления. Концепция реинкарнации и другие идеи возрождения формируют идею связи между реальной и загробной жизнью.

Религиозные и социальные архетипы России и Китая также различаются, так в китайской деловой культуре особенно выделяется концепция гуаньси, которая придает большее значение отношениям перед правилами. В китайском религиозном наследии можно найти множество божеств, но некоторые из наиболее известных святых фигур включают Гуань Иня, Нефритового императора и Будду. Китайский буддизм оказал значительное влияние на развитие искусства, литературы и философии, перевод иностранных буддийских текстов на китайский язык и их включение в канон вместе с трудами китайских авторов имело широкое распространение и оказало долгосрочное воздействие на распространение буддизма по всей стране. Китайский буддизм также примечателен своим взаимодействием с индийскими религиями, китайской народной верой и даосизмом.

Когнитивные различия также обусловлены тем, что в Китае религия и философия часто переплетаются, примерами которых являются даосизм

и конфуцианство, данные философские верования также имеют религиозные аспекты. Ритуалы и верования в загробную жизнь существуют независимо от философии, что придает религиозный характер некоторым из самых древних философских верований в Китае.

Также архитектурная выразительность строений определяет когнитивные различия наций, так китайская культура зародилась тысячи лет назад вдоль рек Хуанхэ и Янцзы и из-за высокой сейсмической активности и частых наводнений в этом регионе, люди научились гибко строить свои постройки, используя главным образом древесину, в то время густые леса предоставляли обильные запасы древесины. Деревянная архитектура имеет свои характерные черты, которые практически не изменились со времен династии Чжоу (1045-221 гг. до н.э.) до периода западного влияния на архитектуру Китая. Основными чертами традиционной деревянной архитектуры были использование земляного основания, деревянных несущих столбов, не прикрепленных к фундаменту, и гибких кронштейнов, эти конструктивные особенности делали здания устойчивыми к землетрясениям и ураганам, а также позволяли менять конфигурацию, расширять и реконструировать здания при необходимости. Одной из самых заметных особенностей традиционных деревянных построек являются тяжелые керамические черепичные крыши со широкими карнизами и немного загнутыми углами. Строители считают важным покрыть деревянные постройки выступающими крышами, чтобы защитить их от воздействия окружающей атмосферы, так как во влажных условиях древесина подвержена гниению и широкие карнизы также обеспечивают тень летом и пропускают косые солнечные лучи зимой, что согревало здания.

На протяжении многих веков китайская культура развивалась, приобретая множество уникальных характеристик и символов в разных областях искусства, так, например, китайская оперная музыка представлена различными жанрами, такими как: Пекинская опера, Хэнанская опера, Сычуанская опера, Хуанмэнская опера, Куньцюйская опера и другие народные оперы. Традиционная китайская медицина включает уникальные методы лечения, использование трав и долговременно передаваемые методики, ставшие классикой. Китайские боевые искусства или кунгфу также широко известны по всему миру, включая разные стили шаолинь-ского бокса, удана, тайцзи и вин-чунь. Музыка в Китае часто исполняется на традиционных инструментах, таких как эрху, гучжэн, гуцинь, пипа, матуцинь и сюнь. Каллиграфия занимает особое место, так как иерогли-

фы сами по себе являются формой искусства, этому направлению присущи различные ремесла, такие как каллиграфия и резьба по печатям. Китайская живопись тушью, роспись по шелку и наскальная живопись также являются важными частями китайской живописной культуры. Китайцы также достигли значительных успехов в традиционной литературе, включая древние мифы, Книгу песен, поэзию династии Пре-Цинь, народные песни Юэфу, народные песни Южной и Северной династий, Чу Ци, поэзию династии Тан, лирическую поэзию династии Сун, поэтические драмы династии Юань и четыре великих классических романа эпохи династии Цинь: «В языке отражаются разное мышление, жизненные привычки, историческое наследие и религиозные убеждения разных этнических групп» [3, с. 59].

Среди них особое внимание следует уделить некоторым аспектам, которые формируют культурно-исторические особенности китайского менталитета. Эти аспекты включают в себя идею Неба как абсолютной сущности, определяющей природные, социальные и моральные законы в Китае; идею Дао - безличного первоначала, который объединяет естественные ритмы космоса с историческими циклами, социальными и ритмами жизни человека; идею перемен, которая подчеркивает несубстанциальную природу вселенной, а организацию и последовательность перемен; а также культ предков и уважение к старшим, которые способствуют почитанию родителей, абсолютному пиетету к старшим, правителю и самой стране, где установлены моральный и социально-политический порядки [4].

Основные факторы, определяющие когнитивные различия можно выделить следующие:

• Конфуцианство сильно повлияло на культуру Китая.

• Китай известен как «Срединная империя».

• Особое внимание уделяется значимости семьи.

• Пинг-понг считается самым популярным видом спорта в Китае.

• Китайская каллиграфия является высоко уважаемым видом искусства.

• Традиции китайского кунг-фу уходят корнями в древние общества.

Заключение

Культурные ценности играют значительную роль в формировании когнитивных различий между нациями Китая и России в русской культуре делается акцент на понятиях любви и прощения, которые ча-

сто пропагандируются Русской православной церковью и отражены во множестве литературных произведениях. В китайской культуре отдаётся предпочтение различным мировоззренческим ценностям, находящимся под влиянием конфуцианства, даосизма или других философских систем и данные культурные ценности способствуют формированию несхожих когнитивных структур и ментальных представлений о мире, при этом формируя о и общность когнитивной картины мира.

Список литературы:

1. Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: когнитивные модели и страновые различия // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. 2011. Т. 2. № 2 (3). С. 166-178. - EDN OJNWDX.

2. Иванова С.В. Бихевиоральные и когнитивные предпосылки психологического реализма в экономике / С.В. Иванова, Е.В. Мензул, Е.А. Василевская // Дискуссия. 2023. № 2 (117). С. 6-13. - DOI 10.46320/2077-7639-2023-2-117-6-13. - EDN ROXUGX.

3. Лицзинь Ч. Культурно-языковые различия между Китаем и Россией // Journal of Science. Lyon. 2021. № 16-1. С. 58-60. - EDN KCPZWF.

4. Анохина В.В. Культурные традиции и парадоксы модернизации современного Китая // Весшк БДУ Серыя 3, Псторыя. Фша-соф1я. Пахалопя. Палггалопя. Сацыялопя. Эканомша. Права. 2009. № 1. С. 48-57. - EDN SZDJBN.

Bibliography

1. Vostryakov L.E. State cultural policy: cognitive models and country differences // Scientific works of the North-Western Academy of Public Administration. 2011. Vol. 2. № 2 (3). P. 166-178. - EDN OJNWDX.

2. Ivanova S.V. Behavioral and cognitive prerequisites for psychological realism in economics / S.V. Ivanova, E.V. Menzul, E.A. Vasi-levskaya // Discussion. 2023. № 2 (117). P. 6-13. - DOI 10.46320/2077-7639-2023-2-117-6-13. - EDN ROXUGX.

3. Lijin Ch. Cultural and linguistic differences between China and Russia // Journal of Science. Lyon. 2021. № 16-1. P. 58-60. - EDN KCPZWF.

4. Anokhina V.V. Cultural traditions and paradoxes of modernization of modern China // Vesnik BDU. Seryya 3, Gistoryya. Philosophy. Psychology. Palitalogy. Sacyology. Economics. Rights. 2009. № 1. P. 48-57. - EDN SZDJBN.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.