Научная статья на тему 'Экономическая парадигма современного образования и ее влияние на ценностные ориентации молодежи'

Экономическая парадигма современного образования и ее влияние на ценностные ориентации молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMIC EDUCATIONAL PARADIGM / COMPETENCY BUILDING APPROACH / VALUE ORIENTATIONS / VALUE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богаткина Анна Анатольевна

В статье рассматриваются переход от советской парадигмы образования к экономической и связанные с этим изменения в сфере высшего образования. Утверждается, что смена парадигмы влечет за собой переход к компетентностному подходу. Проводится анализ ценностных ориентаций молодежи в условиях данных трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic paradigm of modern education and its impact on the value orientation of youth

In the article transition from the Soviet education paradigm to the economic one and changes in sphere of higher education, which are connected with it, is considered. Also it is affirms, that paradigm's changing entails transition to the competency building approach. The analysis of value orientations of youth in conditions of this transformation is made.

Текст научной работы на тему «Экономическая парадигма современного образования и ее влияние на ценностные ориентации молодежи»

А.А. БОГАТКИНА

Анна Анатольевна БОГАТКИНА — ассистент кафедры социологии и управления персоналом СПбГУЭФ.

В 2006 г. окончила Омский государственный университет.

Автор 8 публикаций.

Область научной специализации — экономическая социология, социология образования.

^ ^ ^

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ*

Одним из следствий трансформаций в социальной и экономической сферах общества начала 90-х годов ХХ столетия является необходимость изменения системы обучения и воспитания, в том числе изменения ценностного отношения к образованию, профессии, к труду в целом.

Результатом перехода к экономическим методам управления образовательными процессами явилась де-идеологизация системы воспитания и обучения подрастающего поколения, что в корне изменило существовавшую советскую парадигму образования. Одним из парадоксов отечественной системы обучения и воспитания является ее более чем 20-летняя работа вне осмысленной и принятой обществом парадигмы образования человека как активного субъекта рыночно ориентированной экономики. Происходящие трансформации носят в основном функциональный характер. В частности, изменения, произошедшие в экономической сфере, оказали влияние на всю систему высшего образования — высшие учебные заведения все более приобретают вид и черты коммерческих организаций. Образование при этом становится услугой, а полученное образование — средством повышения социального статуса, достижения материальной обеспеченности, престижа и успешности в жизни в целом. Одновременно с этим также происходит переход к европейской системе образования.

Противоречия между нарастающими темпами развития рыночной экономики и достаточно медленными изменениями, происходящими в системе образования, проявляются в настоящее время все более отчетливо. Российская экономика не может прогрессировать без существенной профессиональной поддержки, обеспечение которой — главная задача системы образования. В настоящее время система образования не в состоянии не только обеспечивать необходимый потенциал развития экономики, но и поддерживать существующий народно -хозяйственный комплекс на уровне достигнутого в советские годы потенциала.

С другой стороны, экономические трансформации затрагивают и ценностно-нормативную сторону экономического поведения, поскольку образование как общественный институт сегодня направлено в значительной мере на обслуживание экономических целей общества. Самое существенное влияние произошедшие изменения оказали на ценностные ориентации и жизненные стратегии молодого поколения в области профессиональной социализации. Исследование данных процессов — актуальная социально-экономическая задача, решение которой позволит обеспечить переход к новой парадигме образования, согласно ценностным ориентациям молодого поколения и требованиям рыночной экономики в подготовке специалистов, соответствующих новым условиям.

Существовавшая при административно-плановой экономике советская парадигма образования опиралась на марксистскую концепцию «деятельностной сущности человека», разработанную в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и реализованную в советской системе воспитания А.С. Макаренко [1]. Основной ее целью и ценностью была реализация потенциала человека через практическую (профессиональную) деятельность на пользу общества. Для реализации данной цели человек в образовательном процессе должен был овладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками, т. е. в совершенстве овладеть определенной профессией. Причем выбор профессии определялся исключительно ее соответствием склонностям и способностям чело-

ГРНТИ 04.51.25 © А.А. Богаткина, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Л. Слободского.

века. При приблизительно одинаковом уровне оплаты труда людей различных профессий никаких экономических преимуществ этот выбор не давал.

Вторым следствием подобного подхода была исключительно профессиональная направленность получаемого образования. Человек получал квалификацию, которая соответствовала уровню овладения профессией, предопределенной планом подготовки специалистов для народного хозяйства. Таким образом, она могла быть применена только в какой-либо одной области деятельности, что вполне соответствовало требованиям плановой экономики.

В процессе перехода к рыночной экономике меняется основной работодатель. Сейчас работу предлагает не государство, как было ранее, а компании, которые выдвигают различные требования к профессиональной подготовке будущих сотрудников. В результате этого постепенно исчезают единые образовательные стандарты и квалификационные системы. По окончании учебного заведения выпускник попадает на рынок труда. Теперь, чтобы пользоваться спросом и получить работу, нужно предложить знания и умения, необходимые работодателю, вследствие чего и выбор профессии определяется исключительно ее экономическими преимуществами.

«В последние годы высшее образование становится все более престижным и привлекательным. Примечательно, что количество высших учебных заведений и численность студентов возрастают. При этом необходимо отметить тенденцию к увеличению числа негосударственных вузов. Молодежь, включенная в новую информационную культуру, понимает, что для достижения успеха важное значение имеет содержательная и инструментальная наполненность образования, поэтому возрастает личностная потребность в высшем образовании и в связи с этим расширяется рынок основных и дополнительных образовательных услуг как неотъемлемая часть личностного образовательного заказа» [2, с. 9]. Личностные установки, ориентированные на существование альтернатив в выборе и освоении новой реальности (профессии, стиля и образа жизни и др.), имеют своим основанием потребности в образовании отдельного индивида.

Сегодня экономическая ситуация становится совершенно другой: часто меняются технологии, производство становится гибким и требует специалистов, способных адаптироваться и проявлять активность в постоянно меняющихся условиях. Таким образом, получение определенного образования становится неотъемлемой частью процесса приобретения устойчивого уровня оплаты труда и стабильной социальной позиции в обществе.

Образование, прежде всего высшее, можно определить как услугу, приобретаемую в массовых масштабах по рыночным законам. Именно таким образом мы интерпретируем образование в рамках экономической парадигмы. Субъектом потребления образовательной услуги выступает индивид, принимающий решение о покупке данной услуги, исходя из своих ценностных ориентаций и перспективах на рынке труда.

Переход к экономической парадигме в образовании обусловливает появление нового компетентностного подхода. Выдвижение идеи о компетентностно ориентированном образовании является одним из ответов системы образования на экономические запросы. Данный подход не отрицает необходимости формирования базы знаний и комплекса навыков и умений, но он направлен на достижение интегрированного результата — компетенции. В процессе перехода к рыночной экономике «узкая квалификация теряет свою ценность. На смену ей приходит компетенция — обладание широким диапазоном знаний и опытом, позволяющим переносить их из одной области профессиональной деятельности в другую с минимальными затратами времени и средств на переподготовку» [3, с. 8]. Это направление, по которому идут существующие системы образования во всем мире, пытаясь преодолеть разрыв между результатами общего и профессионального образования и современными общественно-экономическими требованиями.

В проведенном социологическом исследовании рассматривалась роль образования на этапе профессионального самоопределения. В ходе исследования были определены структура и основные характеристики ценностных ориентаций в области получения образования. Исследованы и проанализированы те основные условия, которые, по мнению респондентов, необходимы для достижения успеха в жизни (в большинстве вопросов анкеты была использована полностью упорядоченная альтернативная шкала наименований).

Полученные статистические распределения индексов по анализируемым показателям отражены в виде диаграммы (см. рис. 1).

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что высшее образование является главным средством для достижения жизненных целей. В результате можно определенно сказать, что образование является инструментальной ценностью и имеет лишь вспомогательное значение.

Усиление мотивации к учебе, ориентация на повышение уровня образования позволяют и государству, и институтам, участвующим в предоставлении образовательных услуг, и организаторам обучения и воспитания (педагогическому составу) строить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он позволял приобрести профессию, которая давала возможность активно вступать в систему рыночных отношений. Иными словами, объем знаний, умений и навыков должен отвечать требованиям сегодняшней социально-экономической ситуации.

важно в первую очередь

важно в последнюю очередь

Рис. 1. Оценка важности средств для достижения успеха в жизни

Следует также отметить, что работа как средство достижения жизненных целей имеет все же меньшую значимость. Это связано с тем, что переход к рыночным отношениям разрушил старую систему ценностей, а новая, «рыночная», система находится пока в стадии формирования. Медленные, противоречивые институциональные изменения формируют среду, неблагоприятную для развития позитивной системы трудовых ценностей, в которой получение работы все больше зависит от уровня и качества образования. Таким образом, степень значимости образования существенно возрастает.

На основе ответов респондентов были определены и описаны основные цели получения высшего образования. Распределение индексов по исследуемым показателям отражено на диаграмме (см. рис. 2).

важно в первую очередь

важно в последнюю очередь

Рис. 2. Оценка важности целей получения высшего образования

На основании представленных данных сделаны следующие заключения.

Во-первых, в оценках явно прослеживается заинтересованность в большей степени в ожидаемых перспективах, чем в учебном процессе, а отношение к образованию в полной мере заключается в его полезности при достижении жизненных целей.

Во-вторых, образование является основным средством именно для достижения материального благополучия, выступающего в роли терминальной ценности. Цель получения образования заключается в том, чтобы сделать карьеру и иметь в будущем высокую зарплату. Также очевидна связь с целью найти интересную работу, стать высококвалифицированным специалистом.

В-третьих, по оценкам респондентов, малозначимы знания как таковые, ценность обучения как форма самореализации. Следовательно, любые знания, любая информация, получаемая в процессе образования, рассматри-

ваются лишь с точки зрения полезности и так называемой «коммерческой» выгоды. Причем сам интерес к учебе практически не принимается во внимание. Важны лишь получение диплома, овладение определенными профессиональными компетенциями как своеобразным пропуском к хорошей высокооплачиваемой работе.

Таким образом, по результатам анализа целей получения образования сделан однозначный вывод о том, что получение образования является не терминальной, а инструментальной ценностью, средством достижения главной жизненной цели — материальной обеспеченности.

Все вышеуказанные моменты подтверждают обоснование перехода от советской концепции «деятельност-ной сущности человека» и соответствовавшей ей парадигмы воспитания и образования к экономической образовательной парадигме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова М.Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии. Владивосток: Морской гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2007.

2. Иванова И. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс? // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 9.

3. Слободской А.Л., Клементовичус Я.Я., Смирнова О.Д. Управление компетенциями. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.

Ю.И. БУЛАНОВА

Юлия Игоревна БУЛАНОВА — аспирантка СПбГУЭФ. В 2009 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — реинжиниринг бизнес-процессов. ^ ^ ^

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ДЛЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ*

Как известно, система — это упорядоченная совокупность разнородных элементов или частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой, объединенных в единое целое и функционирующих в интересах достижения единых целей. Целенаправленное воздействие на систему, ведущее к изменению либо сохранению ее состояния, обеспечивается управлением. Экономический объект как управляемая система включает объект и субъект управления. Объектом управления экономического объекта является производственный коллектив, выполняющий комплекс работ, направленных на достижение определенных целей и располагающий для этого материальными, финансовыми и иными видами ресурсов. Субъект или система управления экономического объекта формирует цели его функционирования и осуществляет контроль за их выполнением. Основными функциями управления экономическим объектом являются планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. Выполнение функций управления возлагается на аппарат управления, включающий службы и отделы, выполняющие отдельные функции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия, отдел сбыта, снабжения и т. д. Совокупность взаимосвязанных органов, выполняющих частные функции управления, определяет организационную структуру системы управления [6].

Современные условия функционирования хозяйствующих субъектов всех форм собственности приводят к необходимости планировать периоды проведения или перманентного совершенствования своих бизнес-процессов либо их реинжиниринга. В то же время известно, что бизнес-процессы определяют организационную

ГРНТИ 06.39.02 © Ю.И. Буланова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.