Научная статья на тему 'Актуальность реинжиниринга бизнес-процессов для российских компаний'

Актуальность реинжиниринга бизнес-процессов для российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1995
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕИНЖИНИРИНГ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / REENGINEERING / COMPETITION / MARKET / BUSINESS PROCESSES / MANAGEMENT SYSTEM / REORGANIZATION / RESTRUCTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буланова Юлия Игоревна

В статье рассматриваются актуальные вопросы реинжиниринга бизнес-процессов в условиях конкуренции на российском рынке товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urgency of re-engineering business processes for Russian companies

The article discusses the relevance of re-engineering business processes in a competitive environment in the Russian market of goods and services.

Текст научной работы на тему «Актуальность реинжиниринга бизнес-процессов для российских компаний»

ваются лишь с точки зрения полезности и так называемой «коммерческой» выгоды. Причем сам интерес к учебе практически не принимается во внимание. Важны лишь получение диплома, овладение определенными профессиональными компетенциями как своеобразным пропуском к хорошей высокооплачиваемой работе.

Таким образом, по результатам анализа целей получения образования сделан однозначный вывод о том, что получение образования является не терминальной, а инструментальной ценностью, средством достижения главной жизненной цели — материальной обеспеченности.

Все вышеуказанные моменты подтверждают обоснование перехода от советской концепции «деятельност-ной сущности человека» и соответствовавшей ей парадигмы воспитания и образования к экономической образовательной парадигме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова М.Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии. Владивосток: Морской гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2007.

2. Иванова И. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс? // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 9.

3. Слободской А.Л., Клементовичус Я.Я., Смирнова О.Д. Управление компетенциями. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.

Ю.И. БУЛАНОВА

Юлия Игоревна БУЛАНОВА — аспирантка СПбГУЭФ. В 2009 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — реинжиниринг бизнес-процессов. ^ ^ ^

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ДЛЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ*

Как известно, система — это упорядоченная совокупность разнородных элементов или частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой, объединенных в единое целое и функционирующих в интересах достижения единых целей. Целенаправленное воздействие на систему, ведущее к изменению либо сохранению ее состояния, обеспечивается управлением. Экономический объект как управляемая система включает объект и субъект управления. Объектом управления экономического объекта является производственный коллектив, выполняющий комплекс работ, направленных на достижение определенных целей и располагающий для этого материальными, финансовыми и иными видами ресурсов. Субъект или система управления экономического объекта формирует цели его функционирования и осуществляет контроль за их выполнением. Основными функциями управления экономическим объектом являются планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. Выполнение функций управления возлагается на аппарат управления, включающий службы и отделы, выполняющие отдельные функции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия, отдел сбыта, снабжения и т. д. Совокупность взаимосвязанных органов, выполняющих частные функции управления, определяет организационную структуру системы управления [6].

Современные условия функционирования хозяйствующих субъектов всех форм собственности приводят к необходимости планировать периоды проведения или перманентного совершенствования своих бизнес-процессов либо их реинжиниринга. В то же время известно, что бизнес-процессы определяют организационную

ГРНТИ 06.39.02 © Ю.И. Буланова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

структуру управления предприятиями, а не наоборот. Научно обоснованное формирование организационных структур управления — актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. В условиях финансового кризиса и без того высокая скорость изменения внешних воздействий на деятельность предприятий особенно существенно влияет на бизнес-процессы предприятий сферы малого бизнеса. Без развития методов проектирования организационных структур управления затруднены дальнейшее совершенствование и повышение эффективности их управления. Старые организационные формы управления не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, поскольку представляют собой «жесткие конструкции», трудно адаптируемые к постоянно меняющимся условиям хозяйствования и часто совершенно несогласованные с бизнес-процессами, что создает опасность деформации задач управления. Необходимый и востребованный временем комплексный подход к совершенствованию организационного механизма управления в настоящее время зачастую подменяется работой по внедрению и использованию автоматизированной системы управления без принципиальных, существенных изменений организационной структуры [5]. В последнее время особенно актуальными становятся мониторинг состояния бизнес-процессов и существующей оргструктуры, а также ее своевременная корректировка в целях обеспечения эффективности управленческих процессов.

Проблема создания и реализации обоснованного системного подхода к формированию организационной структуры предприятия усугубляется тем, что нет общепринятой системы показателей оценки эффективности организационно-структурных преобразований. Дифференцировать результат, провести сравнительный анализ и оценку эффективности деятельности по реализации организационного структурирования весьма сложно. До сих пор в теории управления не определены место, значимость, а также мотивация обоснования организационно -структурных преобразований предприятия [там же].

Вопросы создания оргструктуры предприятия не являются новыми для отечественной экономики, но особенность российского опыта заключается в том, что большинство научных изданий датируются периодом существования командно-административной системы хозяйствования.

Изучение эволюции организационных структур в развитых странах и в России позволило выявить факторы, оказывающие влияние на изменение организационных структур управления. К ним относятся факторы внешней среды, человеческий фактор, достижения в области информационно-телекоммуникационных технологий и, что особенно актуально, изменение направлений развития глобализации бизнеса [там же]. Основными проблемами построения и функционирования организационных структур управления российских предприятий малого и среднего бизнеса в условиях финансового кризиса являются: отсутствие стратегии развития предприятия; нечеткое распределение полномочий и ответственности; рассогласование действий внутри организационной структуры управления по горизонтали; «инфраструктурная проблема», связанная с содержанием большого числа неоправданных и необоснованных вспомогательных служб; значительный удельный вес управленческого персонала (руководителей, специалистов и служащих) в общей численности персонала; недостаточная автоматизация управленческого труда; ориентация на производственные процессы, разбиваемые в соответствии с принципами А. Смита на элементарные, простые задания (работы) [9], каждое из которых мог выполнять один работник, от которого не требовалось высокой квалификации и умения выполнять работу в целом, достаточно, чтобы он специализировался на одном или нескольких простейших заданиях [4]. Революционные для своего времени, принципы А. Смита [10] не соответствуют требованиям современности, так как продукция в наше время должна быть ориентирована в основном на узкие группы потребителей; исполнители должны быть хорошо образованы, не бояться ответственности и стремиться к решению по-настоящему сложных задач; рынок продуктов стал намного шире, а конкуренция и борьба за потребителя — более агрессивной [там же].

Как отмечает В.А. Баринов [4; 3], мир, в котором живут современные предприниматели, за последние 10 лет существенно изменился. Во-первых, потребители в цивилизованном мире взяли в свои руки контроль на рынке. Они намного лучше, чем в начале 80-х годов, осведомлены о своем положении на рынке и о возможностях выбора продукции, которые у них имеются. Во-вторых, сформировались новые ожидания относительно предлагаемых потребителям товаров и услуг. Потребляемой становится продукция, которая адаптирована к определенным нуждам конкретного потребителя и доставляется наиболее подходящим способом в момент, установленный потребителем. В-третьих, существенно изменились средства производства и технологии, а среди последних — прежде всего информационные. Информационные технологии — это не только база многих других важных технологий (вычислительных, коммуникационных, робототехники, распределенных баз данных и пр.), но и способ, с помощью которого информация предлагается потребителю.

Однако, несмотря на эти изменения, многие компании с длительной историей хозяйствования на рынке продолжают по инерции держаться за старые управленческие идеи [2]. Поэтому необходимо переосмыслить способы организации бизнеса и использовать принципиально иной подход, который позволит в полной мере реализовать преимущества новых технологий и человеческих ресурсов. Этот подход — основа инжиниринга бизнеса (бизнес-процессов), наиболее важным направлением которого является реинжиниринг, или перестройка существующих компаний [4].

Проблемы повышения эффективности бизнеса и усиления его конкурентоспособности остро стоят перед российскими предприятиями, переживающими переходный период. Результативно решить данные проблемы можно при помощи подходов, базирующихся на реинжиниринге бизнес-процессов. Для этого необходимо разобраться в сущности реинжиниринга как одного из направлений предотвращения кризисных явлений на предприятии.

Термин «реинжиниринг» ввел М. Хаммер [7]. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий используется в случаях, когда необходимо принять обоснованное решение о реорганизации деятельности: радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса, замене действующих структур управления на новые и пр. [1] Предприятие, стремящееся выжить или улучшить свое положение на рынке, должно постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации деловых процессов.

Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.

Россия достаточно резко перешла с командно-административной системы на рыночную, и сам российский рынок строился по образу и подобию зарубежного. Отсюда большое количество заимствованных терминов и систем. Такой переход сформировал некоторую систему стереотипов о том, как должна быть устроена та или иная компания — участник рынка. Большинство компаний, конкурирующих в одной рыночной нише, имеют крайне схожие структуры управления: персонал, информационное обеспечение, поставщики, правила обслуживания клиентов, сервисы, цены, а также системы скидок и акций. Все это ведет к тому, что для потребителя теряется смысл в выборе лучшего среди конкурентов — он просто не видит разницы между ними. В таком устройстве рынка есть свои плюсы, например легкость в замене сотрудников в случае увольнения, так как сотрудники, работающие в одной сфере, имеют приблизительно одинаковый опыт из-за отсутствия четкой специфики у каждой из компаний, или меньшие риски вследствие того, что на рынке уже есть несколько компаний, работающих по такой же системе управления. Однако нет четких доказательств того, что сложившаяся система управления на том или ином рынке оптимальна. Более того, велика вероятность, что каждый из руководителей интуитивно чувствует недостатки своей системы управления, но боится серьезных перемен из-за возникновения новых рисков. Таким образом, мы можем наблюдать на сегодняшнем российском рынке не процесс конкурентной борьбы, а, скорее, процесс «конкурентного застоя», когда участники рынка, вместо того чтобы бороться с соперниками различными инновационными методами, ведут себя практически одинаково, рассчитывая лишь на случайный выбор потребителем их товаров и услуг.

Такое положение на рынке ведет к необходимости реструктуризации и реинжиниринга бизнес-процессов в компании, которая рассчитывает на большее, чем просто средняя рыночная доля. Проще говоря, наличие амбиций у участника рынка неизбежно приведет его к вопросу о том, каким образом необходимо провести оптимизацию работы своей компании. Методы реинжиниринга бизнес-процессов как нельзя лучше подходят для этой задачи. И, несмотря на возможные риски, вследствие применения на уже освоенном рынке других моделей конкурентного поведения компания также получает шанс и на серьезное увеличение своего конкурентного преимущества.

Однако, помимо уже существующих конкурентов на рынке, для любой компании всегда есть угроза появления новых. Если мы будем говорить о появлении на рынке аналогичного участника, использующего ту же систему управления, что и другие, то в теории рыночная доля просто будет поделена на количество участников рынка с учетом нового участника. Но если говорить о возможном появлении крупного игрока, пользующегося иными методами построения системы управления, то в таком случае старые участники рынка рискуют потерять гораздо больше. Наиболее актуальной эта проблема становится тогда, когда речь идет о приходе на российский рынок зарубежных компаний. Западные системы управления менее подвержены стереотипам своего построения и, кроме того, имеют гораздо больший опыт работы на рынке. К примеру, российскому рынку на сегодняшний день чуть более 20 лет, тогда как на Западе рыночная экономическая система существует гораздо дольше.

Как отмечалось выше, реинжиниринг — это фундаментальная перестройка всех бизнес-процессов, которая должна привести к резкому улучшению работы компании. И именно такой подход, как разрушение старой системы и построение принципиально новой с учетом максимальной оптимизации бизнеса, пожалуй, единственный способ сегодня для российских предпринимателей выбиться из состояния «конкурентного застоя», а также противостоять напору иностранных, более опытных в вопросах рыночной борьбы, компаний. Ссылаясь на теорию сил рыночной конкуренции Портера [8], следует также отметить, что на сегодняшний день наиболее значимой из пяти представленных сил конкуренции является власть потребителей. И именно проблема соответствия потребностям избирательного клиента будет главной для реинжиниринга и реструктуризации бизнес-процессов в компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. АбдикеевН.М., Данько Т.П., Ильдеменов С.В., Киселев А.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов. 2-е изд., испр. М.: Эксмо, 2007. 592 с.

2. БариновВ.А. Антикризисное управление. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. 520 с.

3. БариновВ.А. Организационное проектирование. М.: Инфра-М, 2005. 399 с.

4. Баринов В.А. Реинжиниринг: сущность и методология. URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002369

5. ШмаковаА.А. Организационное структурирование промышленного предприятия: Дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2005. 190 с.

6. Шуремов Е.Л., Чистов Д.В., Лямова Г.В. Информационные системы управления предприятием. М.: Бухгалтерский учет, 2006. 112 с.

7. HammerM., Champy J. Reengineering the corporation: a manifesto for Business Revolution. Harpercollins. 1st ed. 1993. May. 257 p.

8. PorterM.E. The Five Competitive Forces that Shape Strategy // Harvard Business Review. 2008. January.

9. Smith A., Nicholson J.S. An Inquiry Into the Nature and Causes of the Wealth of Nations // Nabu Press. 2010. 12 January. 504 p.

10. Smith A. The Wealth of Nations // Digireads.com. 2009. 1 January. 576 p.

О.И. БУНИНА

Олеся Ивановна БУНИНА — аспирантка кафедры экономики предпри ятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономика промышленности.

^ ^ ^

ПРИОРИТЕТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ*

Одной из приоритетных задач государственной экономической политики является настроенность ее отдельных элементов на стимулирование инновационного развития экономики и создание условий для реализации инвестиционных проектов модернизации производства. Достижение такой цели диктуется, несомненно, тем, что состояние реального сектора экономики сегодня серьезно угрожает национальной экономической безопасности. Причины этого феномена лежат на поверхности, так как нормальный цикл воспроизводства до сих пор не восстановлен, основные фонды изношены, производство не является гибким, а ряд промышленных товаров неконкурентоспособны. Однако во внимание следует принимать и другой фактор — невосприятие многими отечественными промышленными предприятиями центральных тенденций глобального развития.

Глобализация устанавливает прямую связь изменений в природе пространства и времени с модернизацией национальных экономик. Причем под ее влиянием звенья воспроизводственного процесса во всемирном хозяйстве, простирающиеся в национальный сектор мирового хозяйства, размывают, разрушают его замкнутость [4]. Через образовавшиеся свободные экономические пространства, через товарные каналы в национальные экономики осуществляется трансфер новых технологий производственного и организационно-экономического характера. Это положение способствует интернационализации производства и развитию кооперации в промышленности. Одновременно оно обусловливает структурные преобразования в промышленных отраслях, которые, с одной стороны, приводят к устранению «ненужных» рынку производств, а с другой — открывают для промыш-

ГРНТИ 06.71.03 © О.И. Бунина, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.А. Уварова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.