УДК 338.436.33-047.43.003.1(470.319) :004.9:338.431.2
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
КАЛИНИЧЕВА ЕЮ.,
доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», e-mail: [email protected].
УВАРОВА М.Н.,
кандидат экономических наук, доцент «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», e-mail: [email protected].
КУЗНЕЦОВА Т.М.,
кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected]. ЖИЛИНА Л.Н.,
старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», e-mail: [email protected].
Реферат. Аграрный сектор играет доминирующую роль в экономике региона. Следует отметить, что муниципальные услуги и инфраструктура региона в настоящее время являются наиболее неэффективными областями хозяйствования. Несмотря на то, что в области разработан региональный проект «Информационная инфраструктура», которая предусматривает 100% подключение к сети «Интернет» всех городских и муниципальных организаций (больницы и поликлиники), граждане сталкиваются с рядом трудностей, которые связаны с тем, что уровень владения современными информационными технологиями у всех разный. Цифровая экономика дает возможность исследовать экономические процессы, происходящие в сельском хозяйстве и разработать схему целесообразной реорганизации на основе обработки полученных данных и принятия управленческих решений. Цифровизация местного управления направлена на решение проблемы финансирования развития местной инфраструктуры и сервисов, повышения уровня жизни населения, повышения качества предоставляемых услуг. Для устранения возникающих проблем при внедрении цифровой трансформации в социально - экономические процессы, существующие в регионе необходимо создать «умный контракт», который позволит производить автоматические финансовые расчеты с оптимальной выгодой для всех участников. Идентификация персональных данных позволит в достаточной степени достоверности распознавать каждого участника, минимизируя тем самым риски и ошибки, возникающие при проверке данных. Формирование информационный среды предполагает прохождение нескольких этапов. На первом этапе органы государственной власти создавая информационные сайты взаимодействуют с гражданами в одностороннем порядке. На втором этапе предполагается получение обратного отклика на размещенную информацию. Благодаря второму этапу имеется возможность оценить результаты и заинтересованность проведенными мероприятиями. Третий этап направлен на активное взаимодействие между участниками через онлайн общение. Уровень подготовки кадров местного самоуправления во многом зависит от степени использования современных информационных технологий к которым, по мнению авторов, относится национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», уровень подготовки будет тем выше и образованность участников этого проекта, чем выше качество образования в регионе.
Ключевые слова: аграрный сектор, цифровая трансформация, управленческие кадры, социально-экономические процессы.
ECONOMIC ASSESSMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES
KALINICHEVA E.Yu.,
Doctor of Economic Sciences, Professor Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", e-mail: [email protected].
UVAROVA M. N.,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", e-mail: [email protected].
KUZNETSOVA T.M.,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kursk State Agricultural Academy named after I.I. Ivanov", e-mail: [email protected].
ZHILINA L.N.,
Senior Lecturer Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", e-mail: [email protected].
Essay. The agricultural sector plays a dominant role in the region's economy. It should be noted that municipal services and infrastructure of the region are currently the most inefficient areas of management. Despite the fact that the regional project "Information Infrastructure" has been developed in the region, which provides for 100% connection to the Internet of all city and municipal organizations (hospitals and polyclinics), citizens face a number of difficulties due to the fact that the level of knowledge of modern information technologies is different for everyone. The digital economy makes it possible to study the economic processes taking place in agriculture and to develop a scheme for expedient reorganization based on the processing of the data obtained and the adoption of management decisions. Digitalization of local government is aimed at solving the problem of financing the development of local infrastructure and services, improving the standard of living of the population, improving the quality of services provided. In order to eliminate the problems that arise when introducing digital transformation into the socio-economic processes existing in the region, it is necessary to create a "smart contract" that will allow automatic financial calculations with optimal benefits for all participants. Identification of personal data will allow each participant to be recognized with a sufficient degree of reliability, thereby minimizing the risks and errors that arise during data verification. The formation of the information environment involves the passage of several stages. At the first stage, public authorities, creating information sites, interact with citizens unilaterally. At the second stage, it is expected to receive a response to the posted information. Thanks to the second stage, it is possible to evaluate the results and interest in the activities carried out. The third stage is aimed at active interaction between participants through online communication. The level of training of local government personnel largely depends on the degree of use of modern information technologies, to which, according to the authors, the national program "Digital Economy of the Russian Federation" belongs, the level of training will be higher, the higher the education of the participants of this project, the higher the quality of education in the region.
Keywords: agricultural sector, digital transformation, managerial personnel, socio-economic processes.
Введение. Интерес к цифровой экономике связан с повсеместным применением информационных технологий, которые направлены не только для сбора информации, но и для дальнейшего анализа и передачи данных. Это дает возможность рассмотреть взаимоотношения в различных сферах человеческой деятельности. Аграрный сектор играет доминирующую роль в экономике региона. Следует
отметить, что муниципальные услуги и инфраструктура региона в настоящее время являются наиболее неэффективными областями хозяйствования. Несмотря на то, что в области разработан региональный проект «Информационная инфраструктура», которая предусматривает 100% подключение к сети «Интернет» всех городских и муниципальных организаций (больницы и поликлиники), граж-
дане сталкиваются с рядом трудностей, которые связаны с тем, что уровень владения современными информационными технологиями у всех разный. По этому проекту также предполагается, что доля государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего образования, а также органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов составит 40%. В результате реализации проекта предусматривается цифровое государственное управление, использование цифровых технологий, подготовка кадров для цифровой экономики, информационная инфраструктура и информационная безопасность.
Цель исследования. Цифровая экономика дает возможность исследовать экономические процессы, происходящие в сельском хозяйстве и разработать схему целесообразной реорганизации на основе обработки полученных данных и принятия управленческих решений. Сельские территории обладают большим потенциалом, используя который можно повысить уровень жизни, обеспечить полную занятость, повысить демографические показатели. В настоящее время в Орловской области проживает 724,7 тыс. человек, что составляет 98,8% от уровня 2019 г.
Анализ статистических показателей свидетельствует о том, что в целом региональные услуги и инфраструктура в настоящее время нуждаются в значительных преобразованиях,
это связано с тем, что местные бюджеты Российской Федерации исполнены с дефицитом (в 2016 г. - 10 млрд. руб.), соотношение между объемами долговых обязательств и доходами местных бюджетов составляло около 31% в 2017 г. (рост расходов составлял 2,1%). По мнению авторов, изменить создавшуюся ситуацию возможно лишь при использовании современных технологий в управлении производством. Цифровизация местного управления направлена на решение проблемы финансирования развития местной инфраструктуры и сервисов, повышения уровня жизни населения и качества предоставляемых услуг. Для стимулирования экономического роста необходимо минимизировать затраты и оптимизировать соотношение между централизованным финансированием и дальнейшим его распределением между регионами (рисунок 1). Необходимо повышать качество и эффективность предоставляемых услуг, снижая затраты до минимального значения.
Региональные власти играют решающую роль в распределении полученных средств из федерального бюджета и дальнейшем распределении для обеспечения жизнедеятельности населения направляя полученные средства на строительство дорог, общественный транспорт, образование, здравоохранение, решение экологических проблем, энергетику. При этом качество получаемых услуг, по мнению потребителей не соотносится с количеством уплаченных налогов.
Местное управление играет критическую роль в поддержании и развитии инфраструктуры жизненной среды человека
Энергетика
Дороги
Общественный транспорт Образование Здравоохранение Экология
Местное управление является ■■витриной» государственного управления, определяя в глазах граждан качество государства в целом
Потребление распределено и локально, налогообложение сконцентрировано и централизовано:
ПОТРЕБЛЕНИЕ
В итоге формируются две взаимосвязанные проблемы:
Потребитель не соотносит налог с качеством потребляемого блага
Поставщик не имеет материального стимула в удовлетворении ожиданий потребителя
Рисунок 1 - Распределение бюджетного финансирования
300;0 250,0 200,0 150,0 100,0 50,0 0,0
84,6
80,8
78,6 77 25
* • 50
•------- • ___
77,0 58,2 57,1
Сельское, лесное Обрабатывающие Торговля оптовая и Деятельность в
хозяйство, охота, производства розничная; ремонт области
рыболовство. автотранспортных здравоохранения и
средств и социал ьных услуг мотоциклов
-2018 г.
-2019 г.
■2020 г.
Рисунок 2 - Удельный вес прибыльных организаций Орловской области в 2018-2020 гг.
Рассматриваемые показатели характерны и для Орловской области. Следует отметить, что за 2018-2020 гг. удельный вес прибыльных организаций претерпел значительные изменения. Если в 2018 г. предприятия сельского хозяйства составляли 77%, то в 2020 г. этот показатель вырос до 91,3%. Аналогичное увеличение можно отметить и для предприятий обрабатывающего производства (на 22,6%) и оптовой и розничной торговли (на 7,3%). За этот же период деятельность в области здравоохранения и социальных услуг снизила свои показатели на 32,1% (с 57,1% в 2018 г. до 25% в 2020 г.) (рисунок 2).
Условия, материалы и методы. Примером использования современных цифровых технологий служит система Adhaar применяемая в Индии, которая позволила перейти к реальному адресному выделению государственной помощи. При этом был проведен анализ эффективности общей конструкции финансовых взаимоотношений государства и граждан на основе надежных и качественных данных. Использование персональной идентификации участников по отпечатку пальца и радужной оболочке глаза позволило выявить десятки тысяч ложных подключений к энергосетям, сэкономлено 27 млрд. долларов государственных средств, выявить несколько миллионов человек, которые фактически не получали субсидии, разрушить систему фальсификации при получении пособий. Для получения любого вида государственных пособий необходимо было зарегистрироваться в системе Adhaar, в программе участвовало 92,3% населения страны.
По мнению авторов, для устранения возникающих проблем при внедрении цифровой трансформации в социально - экономические процессы, существующие в регионе необходимо создать «умный контракт», который позволит автоматически производить финансовые расчеты с оптимальной выгодой для всех участников. Идентификация персональных данных позволит в достаточной степени достоверности распознавать каждого участника, минимизируя, тем самым, риски и ошибки, возникающие при проверке данных. Включение геолокации позволит оценить реальный объем использования услуг инфраструктуры, оптимизировать информационные ресурсы необходимые для жизнедеятельности потребителя, но для этого необходимо провести анализ всех данных (рисунок 3).
В основе цифровой трансформации органов местного управления должна лежать модель прямой оплаты инфраструктуры жизненной среды всеми пользователями. Основа такого взаимодействия строится на прозрачности и управляемости сервисного контакта, дающего возможность оптимизировать при необходимости все входящие элементы (рисунок 4).
В основе трансформации регионального самоуправления должен лежать принцип взаимодействия всех участников базирующийся на прозрачности взаимоотношений, формирования модели прямой оплаты инфраструктуры жизненной среды всеми пользователями на основе получаемого уровня сервиса. Для получения максимального результата целесообразно проведения «аукциона» пользователей.
Проведение цифровой трансформации в любом регионе невозможно без создания экосистемы нового типа, которая включает в себя интегрирующую связь между всеми сторонами, участвующими в ее создании. Сложность этого процесса заключается в том, что все элементы должны синхронизироваться при малейших изменениях как институциональной, так и технологической среды.
Результаты и обсуждение. Формирование информационный среды предполагает прохождение нескольких этапов. На первом этапе
органы государственной власти создавая информационные сайты взаимодействуют с гражданами в одностороннем порядке. На втором этапе предполагается получение обратного отклика на размещенную информацию. Благодаря второму этапу имеется возможность оценить результаты и заинтересованность проведенными мероприятиями. Третий этап направлен на активное взаимодействие между участниками через онлайн общение.
Умный контракт
Позволяет осуществлять автоматически исполняемые финансовые сценарии (расчёты), прозрачные для всех участников
Персональная идентификация
к Позволяет автоматически однозначно и достоверно
идентифицировать каждого клиента, минимизируя риск Ш ошибки, злоупотребления или манипуляций
Позволяет точно оценить объем реального использования услуг инфраструктуры жизненной среды каждым потребителем
Глубокий анализ больших данных
Позволяет управлять оптимизацией ресурсов инфраструктуры жизненной среды в реальном времени в соответствии с обеспеченным спросом
Рисунок 3 - Технологические тренды цифровой трансформации.
Рисунок 4 - Цифровая трансформация регионального управления
■ Налог на доходы физических лиц
■ Налогна прибыль
■ Акцизы
Налогна имущество организаций
■ Налог взимаемый в связи с применением упрщенной системы налогообложения
■ Транспортный налог
Рисунок 5 - Структура бюджета Орловской области в 2020 г.
Таблица 1 - Основные социально экономические показатели Орловской области за 2010-2020 гг.
Показатели 2010 г. 2015 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Численность населения (на конец года), тыс. человек 785,6 759,7 739,5 733,5 724,7
Численность безработных, тыс. человек 35,5 23,9 18,2 18,5 21,3
Валовой региональный продукт, млн руб. 106196,7 208237,9 247105,5 265672,7
Продукция сельского хозяйства, млн руб. 26543,6 61977,8 72247,1 82455,2 91631,51
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 21450,9 47980,6 48058,4 55901,9 55063,9
Внешнеторговый оборот, млн. долларов США 1526,9 455,2 568,9 591,1 564,4
Статистические данные свидетельствуют, что валовый региональный продукт за 20172020 гг. вырос на 15% (с 215,1 млрд. руб. в 2017 г. до 248 млрд. руб. в 2020 г.), максимальное соотношение ВРП в действующих ценах приходится на 2018 г. - 107,2%. Региональный ВРП складывается следующим образом: промышленное производство - 19,1%, сельское хозяйство -25,3%, транспортировка и хранение, информация и связь -10,2%, строительство -6,5%, торговля и общепит -15,7%, прочие -23,1%.
Налог на доходы физических лиц составляет 37,6%, налог на прибыль -21,8%, акцизы -16,4%, налог на имущество организаций -9,4%, транспортный налог -4,5%, налог взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения-7,6%,неналоговые доходы и государственная пошлина -2 и 0,6%
соответственно. Налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления составили 20182,2 и 21,882,7 млн. руб., расход за счет областных и федеральных средств составили 31898,9 и 13765,4 млн. рублей соответственно (рисунок 5).
Валовой региональный продукт в 2019 г. составил 265672,7 млн. руб., продукция сельского хозяйства выросла 11,1% (в 2019 г. 82455,2 млн. руб., 91631,51 млн. руб. в 2020 г.) За последние 10 лет численность населения снизилась с 785,6 тыс. человек в 2010 г. до 724,7 тыс. человек в 2020 г., число безработных за последние три года вырос на 3,1 тыс. человек. Удельный вес сельского населения за последние годы остается стабильным и составляет 33%. Степень износа основных фондов в сельском хозяйстве возросла с 42,8% в 2017 г. до 44,6% в 2019 г. (таблица 1).
Таблица 2 - Производство основных видов продукции в сельскохозяйственных организациях Орловской области за 2010-2020 гг._____
Показатель 2010 г. 2015 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп роста, %
Зерно 1242,3 2227,3 2527,4 2920,6 3448,9 277,6
Картофель, тыс. т 15,0 56,4 20,1 20,2 20,2 134,7
Скот и птица на 52,0 61,2 96,0 122,4 138,4 266,2
убой, тыс. т
Молоко, тыс. т 135,4 115,6 108,1 11,8 110,6 81,7
Яйца, млн. шт. 41,0 20,1 21,1 12,8 9,1 22,2
Таблица 3 - Динамика технической оснащенности сельскохозяйственных организаций Орловской области. за 2010-2020 гг.___
Показатель 2015 г. 2020 г. Отклонение (+,-)
Количество
тракторов, ед. 3266 2924 -342
Количество
зерноуборочных комбайнов, ед. 1089 1057 -32
Приходится посевов на 1 зерноуборочный комбайн, га 520 556 36
По данным Орелстата за 2010-2020 гг. показатели производства основных видов продукции в сельскохозяйственных организациях достаточно стабильны. Темп роста за рассматриваемый период по зерну составил 277,6%, по картофелю -134,7%, по скоту и птице на убой -266,2%. Снижение показателей наблюдается по молоку -81,7% и производству яиц -22,2% (таблица 2).
Для инвестиционной привлекательности региона необходимо, чтобы оснащенность сельскохозяйственных организаций находилась на достаточно высоком уровне. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что за последние пять лет количество тракторов уменьшилось на 342 ед., зерноуборочных комбайнов на 32 ед. Вследствие этого увеличилась нагрузка на один зерноуборочный комбайн с 520 до 556 га (таблица 3).
Региональный бюджет должен формироваться с учетом нескольких направлений, к которым можно отнести, прежде всего, оптимизация расходов на государственное и муниципальное управление, совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд, социальную поддержку населения, оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы, сокращение кредиторской задолженности, оптимизацию инвестиционных расходов и субсидий.
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Орел» (Мценский
район) имеет показатели: инвестиции - 9 млрд. рублей, рабочие места - 2000 ед. Территория опережающего социально-экономического развития «Мценск» имеет показатели: инвестиции - 5 млрд. руб., рабочие места -1 000 ед.
Выводы. Динамика развития программы «Цифровая экономика Российской Федерации» базируется прежде всего на анализе опыта регионов, где эта программа эффективно работает, оценке состояния уровня информатизации органов местного управления.
Уровень подготовки кадров местного самоуправления во многом зависит от степени использования современных информационных технологий к которым, по мнению авторов, относится национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», уровень подготовки будет тем выше, чем выше образованность участников этого проекта и качество образования в регионе.
В настоящее время техническая структура и программное обеспечение не позволяет достигнуть достаточно высокого уровня цифровизации регионального управления, что объясняется низким экономическим уровнем (дотации муниципалитетов напрямую зависят от регионального и федерального бюджетов). В Орловской области доход областного бюджета в 2021 г. составляет 34807,0 млн. руб., что составляет 82,7 % от уровня 2020 г.
Список использованных источников
1. Послание Президента Федеральному собранию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения 15.08.2021 г.)
2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/info/35568/
(дата обращения 15.08.2021 г.)
3. Цифровое государственное управление [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://data-economy.ru/government (дата обращения 15.08.2021 г.)
4. Аничин В.Л., Сазонов С.В. Основные направления совершенствования хозяйственного механизма АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. -№ 1. - С. 7-9.
5. Бекбергенева Д.Е. Подходы к содержанию и точки роста экономики знаний в цифровиза-ции региональной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №3-1(61). -С.27-29.
6. Жилина Л.Н., Уварова М.Н. Прогнозирование уровня производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2017. - №3 (66). - С.142-148.
7. Калиничева Е.Ю., Уварова М.Н., Уваров Д.В.Эффективность развития сахарной промышленности как приоритет обеспечения продовольственной безопасности в условиях импортоза-мещения. - Орел, 2016.
8. Калиничева Е.Ю., Уварова М.Н. Оценка ресурсного потенциала сахарной промышленности Орловщины в условиях реализации стратегии импортозамещения // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2016. - №3 (60). - С.10-18.
9. Огнивцев С. Б. Цифровизация экономики и экономика цифровизации АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2019. - №2. - С. 77-80.
10. Уваров Д.В. Систематизация критериев, показателей и факторов эффективности развития сахарной промышленности // Известия Юго-Западного государственного университета. -2014. - № 6 (57). - С. 134-139.
Spisok ispoFzovanny'x istochnikov
1. Poslanie Prezidenta Federal'nomu sobraniyu [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863 (data obrashheniya 15.08.2021 g.)
2. Pasport nacionalnoj programmy' «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http://government.ru/info/35568/
(data obrashheniya 15.08.2021 g.)
3. Cifrovoe gosudarstvennoe upravlenie [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa:
https://data-economy.ru/government (data obrashheniya 15.08.2021 g.)
4. Anichin V.L., Sazonov S.V. Osnovny'e napravleniya sovershenstvovaniya xozyajstvennogo mexanizma APK // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2012. - № 1. -S. 7-9.
5. Bekbergeneva D.E. Podxody' k soderzhaniyu i tochki rosta e'konomiki znanij v cifrovizacii re-gional'noj e'konomiki // E'konomika i biznes: teoriya i praktika. - 2020. - №3-1(61). - S.27-29.
6. Zhilina L.N., Uvarova M.N. Prognozirovanie urovnya proizvodstva sel'skoxozyajstvennoj produkcii v lichny'x podsobny'x xozyajstvax // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2017. - №3 (66). - S.142-148.
7. Kalinicheva E.Yu., Uvarova M.N., Uvarov D.V. E'ffektivnost' razvitiya saxarnoj promy'shlennosti kak prioritet obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti v usloviyax importozameshheniya. - Orel, 2016.
8. Kalinicheva E.Yu., Uvarova M.N. Ocenka resursnogo potenciala saxarnoj promy'shlenno-sti Orlovshhiny' v usloviyax realizacii strategii importozameshheniya // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2016. - №3 (60). - S.10-18.
9. Ognivcev S. B. Cifrovizaciya e'konomiki i e'konomika cifrovizacii APK // Mezhdunarodny'j sel'skoxozyajstvenny'j zhurnal. - 2019. - №2. - S. 77-80.
10. Uvarov D.V. Sistematizaciya kriteriev, pokazatelej i faktorov e'ffektivnosti razvitiya saxarnoj promy'shlennosti // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 6 (57). - S. 134-139.