УДК 332.5
M. A. Квасникова http://orcid.orq/0000-0002-6903-4394
Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России
Для цитирования: Квасникова М. А. Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6). С. 43-58. Б01 10.20323/2658-428Х-2020-1-6-43-58
В статье рассматривается проблема цифрового неравенства в разрезе федеральных округов РФ, населения городской и сельской местности. Приведены решения Правительства РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций по данной проблематике, касающиеся национальной программы «Цифровая экономика РФ». Графически представлена динамика индекса цифровой грамотности населения, числа пользователей сети Интернет, использования персональных компьютеров, доступа органов власти в сеть Интернет, использования сети Интернет для заказа товаров и услуг, как по федеральным округам, так и по типу местности, суммарных расходов регионов на информационно-коммуникационные технологии, инновационной активности организаций. На основании данных диаграмм выявлены тенденции цифрового развития регионов, определены регионы - лидеры и регионы - аутсайдеры. Рассмотрены причины и предпосылки, приводящие к цифровому разрыву в РФ, выделена важность развития электронного правительства для максимально широкого доступа населения к информации, повышения информационной грамотности общества. Приведены факторы и критерии доступа к информационно-коммуникационным технологиям, влияющие на цифровое неравенство. Представлен рейтинг 10 регионов - лидеров по размеру бюджетов, выделяемых на информационно-коммуникационные технологии, включая расходы на душу населения. Рассмотрены пути преодоления цифрового разрыва - начиная от снижения удельной стоимости передачи трафика, повышения информационной культуры населения, и, заканчивая, ростом и развитием инфраструктуры связи для создания единого инфокоммуникационного пространства. Показана важность инфраструктурных преобразований для открытия новых перспектив в деятельности региональных организаций, что позволит регионам обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровое неравенство, цифровая грамотность, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), федеральные округа РФ, ИКТ-инфраструктура, сеть Интернет.
© Квасникова М. А., 2020
Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России
43
M. A. Kvasnikova
Digital inequality and its impact on the socio-economic development
of regions in Russia
The article aims to consider the problem of digital inequality in the context of the Federal districts of the Russian Federation, the population of urban and rural areas. The decisions of the Government of the Russian Federation and the Ministry of digital development, communications and mass communications on this issue concerning the national program "Digital economy of the Russian Federation" are given. The dynamics of the index of digital literacy of the population, the number of Internet users, the use of personal computers, access to the Internet, the use of the Internet for ordering goods and services, both by Federal districts and by type of terrain, the total spending of regions on information and communication technologies, innovative activity of organizations is graphically presented. On the basis of these diagrams, trends in the digital development of regions are identified, regions - leaders and regions - outsiders are identified. The causes and background leading to the digital divide in the Russian Federation, highlighted the importance of e-government development for the widest public access to information, improve information literacy of the society. Factors and criteria of access to information and communication technologies influencing digital inequality are given. The rating of 10 regions - leaders in the size of the budgets allocated for information and communication technologies, including expenditures per capita is presented. The ways of overcoming the digital divide are considered - starting from reducing the specific cost of traffic transmission, increasing the information culture of the population, and ending with the growth and development of communication infrastructure to create a single info-communication space. The importance of infrastructural transformations for opening new prospects in the activities of regional organizations is shown, which will allow districts to ensure sustainable socio-economic development.
Keywords: digital economy, digital inequality, digital literacy, information and communication technologies (ICT), Federal districts of the Russian Federation, ICT infrastructure, Internet.
Стержневой основой цифрового мира является цифровая экономика, которую Стратегия развития информационного общества (Указ Президента РФ от 09.05.2017г. № 203) определяет как хозяйственную деятельность, где ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых, по сравнению с традиционными формами хозяйствования, позволяют существенно повысить эффективность различных
видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [Указ Президента РФ ... , 2017].
Цифровая экономика - это новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества [Эскиндаров, 2019, с. 6-17]. Главными составляющими цифровой экономики являются: цифровые продукты и услуги; смешанные цифровые продукты и услуги; услуги или производство товаров, зависящие от
44
M. A. Квасникова
ИТ; сегмент ИТ-индустрии, который обслуживает три рассматриваемых сегмента цифровой экономики [Бухт, 2018, с. 143-172]. Эффект от цифро-визации можно отследить по таким показателям как снижение безработицы, повышение производительности труда, рост экономических показателей, развитие новых отраслей [Малышкин, 2018, с. 79-86].
Информационно-телекоммуникационные технологии (ИКТ) выступают одним из ключевых драйверов экономики, основанной на знаниях. Их развитие способствует повышению качества жизни населения, производительности труда, эффективности ведения бизнеса и государственного управления, возникновению новых форм получения образования, обеспечению доступа к различным видам информации [Лобанова, 2019, с. 10-12]. Сегодня Россия не входит в группу лидеров развития цифровой экономики по многим показателям -уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП, средней задержки в освоении технологий, применяемых в странах-лидерах [Руса-новский, 2018, с. 17-27]. Уровень развития ИКТ в РФ различается по регионам, особенно велик разрыв между мегаполисами и малыми городами, сельской местностью.
Цифровое неравенство (digital divide) - отсутствие доступа к современным информационно-коммуникативным системам. Основными причинами цифрового неравенства являются: высокий уровень социального расслоения населения, высокая стоимость и низкое качество
цифровой инфраструктуры в отдаленных районах страны, высокие цены на цифровые продукты и услуги в регионах по сравнению со столичными городами и др. [Александрова, 2019, с. 9-12]. Решение вопросов технической доступности - необходимое условие информатизации регионов, но недостаточное, так как информатизация населения зависит и от решения комплекса социально-экономических проблем. Доступность ИКТ приобретает особую социальную значимость в современном обществе и становится важнейшим элементом социальной инфраструктуры [Крысько, 2018, с. 193-196].
С целью ликвидации цифрового разрыва и повышения конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом, была сформирована национальная программа «Цифровая экономика РФ», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. [Распоряжение Правительства РФ ... , 2017]. Этот Национальный проект направлен на обеспечение троекратного повышения внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников; создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домашних хозяйств; использование преимущественно отечественного программного обеспечения госорганами, органами местного
Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России
45
самоуправления и организациями. Основным результатом деятельности должна стать разработка в РФ до 2024 г. генеральной схемы развития сетей связи и инфраструктуры хранения и обработки данных [Капранова, 2018, с. 58-69].
Цифровое неравенство также увеличивает социальные риски, которые формируются на основании неравномерного распределения определенных социальных благ, доступ к которым ограничен [Жадан, 2018, с. 20-26]. Можно выделить три уровня цифрового неравенства: 1) уровень доступа к Интернету и ИКТ; 2) уровень цифровых компетенций пользователей и цифровой грамотности; 3) уровень социальных преиму-
ществ, которые пользователи получают при грамотном и полноценном использовании цифровых технологий в профессиональной и частной жизни [Гладкова, 2019, с. 41-72].
Критериями для анализа форм цифрового неравенства являются: наличие технических средств и соединения, автономность доступа, навыки пользования информационными технологиями, наличие социальной поддержки в освоении информационных технологий, цели использования информационных технологий [Бабынина, 2019]. Более подробно факторы и критерии цифрового неравенства представлены в таблице 1.
Таблица1
Факторы, причины и критерии доступа к ИКТ, использования и влияния на поведение населения
Факторы Критерии
Обеспечивающие Сдерживающие Тип местности: город, село, субъектность РФ, состав домашних хозяйств; виды устройств для выхода в сеть Интернет; социально-демографические характеристики пользователей сети Интернет: пол, возраст образование, занятость
Наличие технических средств, автономность доступа к сети Интернет, позитивная оценка влияния на жизнь Отсутствие мотивации в использовании Интернета, недостаток навыков, высокие затраты на подключение, отсутствие технических возможностей подключения, соображения безопасности
Причины отказа от заказа и приобретения товаров и услуг по Интернету Причины отказа от получения государственных и муниципальных услуг
Предпочтение личных покупок, отсутствие необходимости, отсутствие доверия, недостаточные навыки, нежелание раскрывать персональные данные Предпочтение личного визита и персональных контактов, недостаточно навыков и знаний, необходимость предоставления бумажных форм и др.
Источник: https://digital. msu. ru/wp-content/uploads
46
М. А. Квасникова
Среди причин цифрового неравенства в РФ можно также выделить: высокий финансовый порог доступа к информационным технологиям; завышенные тарифы на интернет-услуги провайдеров; нерациональное использование ресурсов Интернета; большую площадь территории страны, вследствие чего возрастает стоимость на строительство и содержание телекоммуникационной инфраструктуры; недостаточную разработанность нормативно-правовой базы, которая должна регулировать функционирование интернет-пространства и др. [Фомин, 2019, с. 192-195].
Регионы РФ различаются доступом к сети Интернет по типу местности, наличию инфраструктуры, уровню образования и овладения цифровыми навыками населения. Рейтинг регионов Министерство определяет по направлениям: ИКТ -инфраструктура, электронное правительство, ИКТ в сфере образования, ИКТ в сфере здравоохранения, ИКТ в сфере транспорта. Лидерами рейтинга ИКТ в 2018 г. среди регионов являются Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия) [Официальный сайт Министерства цифрового развития ... , 2019].
Проект устранения цифрового неравенства в РФ активно развивается. Так, Министерством подготовлен законопроект по реформированию универсальных услуг связи. Законопроект предусматривает несколько мер. Предполагается, что интернет-доступом будут обеспече-
ны населённые пункты с количеством жителей от 100 человек, а не от 250, как сейчас и предоставляться населению доступ к Интернету будет на скорости не менее 10 Мбит/с. Кроме того, в населённых пунктах, где отсутствует возможность оказания услуг сотовой связи, одновременно с точкой доступа в Интернет будет устанавливаться и базовая станция сотовой связи. Законопроект также закрепляет принцип недискриминационного подключения к точкам доступа: оператор будет не вправе отказать юридическому или физическому лицу в подключении к общественной точке доступа [Цифровая экономика ... , 2019].
На сегодняшний день, по данным Министерства, из 18 тыс. населённых пунктов с числом жителей от 500 до 10 тыс. интернет-доступом обеспечены уже приблизительно 16 тыс. Из 14 тыс. населённых пунктов с количеством жителей от 250 до 500 человек точками доступа оснащены примерно 8 тыс. [Официальный сайт Министерства цифрового развития ... , 2019].
При анализе уровня развития цифровой экономики в стране необходимо рассматривать такие показатели как инновационный характер экономики, увеличение числа пользователей сетевых технологий, рост образовательного уровня населения, оборот электронной торговли, количество интернет-магазинов, число людей, использующих компьютеры, количество пользователей, имеющих доступ к интернету, уровень компьютерных навыков населения,
Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России
47
объем инвестиций в телекоммуникации и др. [Батракова, 2018, с. 51-64].
Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) обнародовал данные ежегодного исследования под названием «Индекс цифровой грамотности граждан Российской Федерации». Индекс, о
Согласно данным диаграммы, указанный индекс в 2018 году составил 4,52 балла по десятибалльной шкале. Для сравнения годом ранее данный показатель равнялся 5,99 балла. «Такое резкое падение среднего значения объясняется в первую очередь увеличением диспропорций между уровнем цифровых компетенций, цифрового потребления и цифровой безопасности россиян. Если в 2015 и 2016 году цифровые компетенции граждан были их главной уязвимостью, то в 2017 и 2018 годах они вышли на первое место по значению. При этом, по сравнению с прошлыми годами в знаниях и навыках россиян значительно увеличился разрыв между цифровыми компетенциями и
котором идёт речь, отражает уровень цифровой грамотности населения в регионах и федеральных округах РФ, а также стране в целом. В ходе исследования анализируются аспекты цифрового потребления, цифровых компетенций и цифровой безопасности в каждом российском регионе (см. рис. 1).
цифровой безопасностью», - говорится в исследовании. Отмечается, что наибольшую стабильность в развитии цифровой грамотности показывают Северо-Западный, Уральский и Приволжский ФО [Структура теле-ком-рынка РФ, 2019].
Как видно из диаграммы (см. рис. 2), наибольшее количество населения, пользующееся сетью Интернет, проживает в Южном (85 %), Северо-Западном (82 %) и Уральском (82 %) округах, наименьшее количество - в Сибирском, Приволжском и Дальневосточном округах (соответственно, 78, 79, 80 %). В целом, разница невелика - не более 8 %.
ю 8
2015 2016 2017 2018
■ Индекс цифровой грамотности граждан РФ
Источник: РОЦИТ
Рис. 1. Динамика индекса цифровой грамотности граждан РФ
48
М. А. Квасникова
Рис. 2. Динамика числа пользователей сети Интернет на 100 человек населения по федеральным округам РФ, 2018 г. [Официальный сайт Росстата, 2019]
Разрыв между городским и сельским населением, использующим сеть Интернет сократился с 20 % в 2015 г. до 14,5 % в 2017 г., чему способство-
вал ускоренный прирост использования Интернета в сельской местности - за 3 г. На 12 % против 6 % в городской местности (см. рис. 3).
Рис. 3. Население, использующее сеть Интернет, по типу местности (в процентах от общей численности населения) [Цифровая экономика:2019: краткий статистический сборник ... , 2019]
Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России
49
Отсутствие развитой социальной и ИКТ-инфраструктуры в сельских населенных пунктах приводит к росту негативных процессов депопуляции сельского населения и в
качестве неизбежного результата -вымиранию сел. Поэтому необходимость цифровизации малых территорий стоит весьма остро [Былина, 2019, с. 107-113].
Рис. 4. Население, использующее персональные компьютеры, по типу местности (в процентах от общей численности населения РФ) [Индикаторы цифровой экономики ... , 2018]
На диаграмме, представленной на рис. 4, видна динамика прироста населения, использующего персональные компьютеры: в городской местности прирост за 2015-2017 гг. составил 4,5 %, в сельской - 8,1 %, что связано с насыщенностью рынка в городе, и еще недостаточным количеством инфраструктуры ИКТ в сельской местности. Разрыв между городской и сельской местностью в 2017 г. составил 16,9 %.
Основными целями предоставления государственных и муниципальных услуг через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) «gosuslugi.ru» являются - снижение административных барьеров; повышение качества и доступности; упрощение процедуры оказания государственных услуг; сокраще-
ние сроков предоставления государственных услуг; разработка и внедрение единых стандартов обслуживания населения. Электронное правительство, стремясь к цели упрощения административных взаимодействий на всех уровнях: между государственными органами, между государством и гражданами, между государством и организациями - заинтересовано обеспечивать максимально широкий доступ к информации, более справедливое распределение услуг, предоставляемых обществу [Сологубова, 2018, с. 50-55].
Но не во всех федеральных округах достаточно развит доступ в сеть Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек.
50
М. А. Квасникова
Рис. 5. Доля органов власти, имеющих доступ в сеть Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек, в общем числе органов власти федерального, регионального и местного уровней, 2018 г. [Официальный сайт Росстата, 2019]
Разница между органами власти, имеющими такой доступ, в разрезе федеральных округов РФ, составляет 27 % между лидером СевероЗападным и аутсайдером Дальневосточным округами (см. рис. 5). Также низкий уровень имеют Сибирский (61 %) и Приволжский (61,9) федеральные округа.
За 2015-2018 гг. вырос процент населения, использующего сеть Интернет для заказа товаров и услуг, с 19,6 до 29,1 % от общей численности населения (см. рис. 6). Чаще всего это делают в Уральском, Центральном и СевероЗападном округах (соответственно, 41,5; 40,1; 37,8 %), низкий уровень демонстрируют Северо-Кавказский (22,2 %), Дальневосточный (29,2 %) и Сибирский (29,6 %) округа
(см. рис. 6). Больше всего заказывают через сеть Интернет обувь, одежду и спортивные товары.
Разница между населением городской и сельской местности, использующего сеть Интернет для заказа товаров и услуг также достаточно велика и на 2017 г. составляет 33,8 % в пользу городской. Прирост за период 2015-2017 гг. составил для городской местности
25.7 %, для сельской местности
33.8 % населения (см. рис. 7). Лидерами рейтинга «CNews:
ИКТ в регионах 2018» (см. табл. 2) являются Москва (49,2 млрд руб), Санкт-Петербург (13,5 млрд руб), Московская область (5,7 млрд руб). На четвертое место с шестого в 2017 г. переместилась Республика Татарстан (2,6 млрд руб).
Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России
51
50 40 30 20 10 0
о/ ¿Г ¿г лГ Ж
/ У ' X / ' ✓ /
40,1 37,8
41,5
,5
22,2
I
Федеральные округа РФ
Рис. 6. Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров и (или услуг), в общей численности населения, 2018 г. [Официальный сайт Росстата, 2019]
50 40 30 20 10 О
чк а 39,3
7 30,2 29,2 м
1 19,7 17 ■> 1
Всего
Городская местность Сельская местность
12015 2016 ■ 2017
Рис. 7. Население, использующее сеть Интернет для заказа товаров и услуг, по типу местности (в процентах от общей численности населения, использующего сеть Интернет) [Информационное общество ... , 2018]
На пятом месте по-прежнему осталась Республика Саха (Якутия) (2,5 млрд руб). Суммарно, на долю данных 5 субъектов РФ приходится 73,6 млрд руб. или 66,5% всех региональных расходов ИКТ [ИКТ в регионах 2018, 2019].
В 2018 г. российские регионы направили на реализацию ИКТ-проектов 110,7 млрд руб. (см. рис. 8). Это на 9,2% больше, чем в 2017 г.,
когда, согласно данным ежегодного рейтинга ИКТ-бюджетов российских регионов, подготовленного CNews, совокупные ИКТ-расходы региональных органов власти составили 101,3 млрд руб. За все время формирования рейтинга региональные ИКТ-бюджеты увеличились более чем в 1,5 раза (с 69,6 млрд руб. в 2013 г.).
52
М. А. Квасникова
Таблица 2.
Топ 10 регионов по размеру ИКТ-бюджетов
Числен ИКТ-расходы на душу населения в 2018 г., руб.
№ в 20 18 г. № в 20 17 г. Регион Расходы региона на ИКТ, млн руб. Расходы на ИКТ 2018/ 2017, % ность населения на 01.01. 2018 г., млн человек
2018 2017
1 1 Москва 49 239 45 710,8 7,7% 12,4 3 970,9
2 2 Санкт-Петербург 13 526,4 11 360,3 19,1% 5,3 2 552,2
3 3 Московская область 5 712,1 6 156,9 -7,2% 7,4 771,9
4 6 Республика Татарстан 2 596,3 1 984,6 30,8% 3,9 665,7
5 5 Республика Саха (Якутия) 2 545,2 2 036,9 25% 1 2 545,2
6 10 Самарская область 2 492,2 1 406,9 77,1% 3,2 778,8
7 7 Новосибирская область 2 130,8 1 863,9 14,3% 2,8 761
8 8 ХМАО-Югра 1 701,4 1 816,7 -6,3% 1,7 1 000,8
9 12 Волгоградская область 1 652,5 1 337,9 23,5% 2,5 661
10 20 Пермский край 1 519,5 826,2 83,9% 2,6 584,4
Источник: CNews Analytics, 2018
Источник: CNews Analytics, 2018 Рис. 8. Суммарные ИКТ-расходы регионов России Удельный вес организаций ИКТ,
осуществлявших инновации, с раз-
бивкой по федеральным округам, представлен на рис. 9.
Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России
53
Рис. 9. Динамика инновационной активности организаций ИКТ в общем числе организаций (в разрезе федеральных округов) [Индикаторы инновационной деятельности ... 2018; Официальный сайт Росстата, 2019]
Инновационная активность в 2016 г. снизилась в большинстве федеральных округов, за исключением Уральского, где она повысилась на 13 % по сравнению с 2015 г. Особенно заметное снижение активности произошло в СевероКавказском (47 %), а также в Сибирском (16 %), Дальневосточном (15 %) и Северо-Западном (13 %) округах. Здесь также прослеживается тенденция увеличения количества организаций, осуществляющих инновации, с привязкой к столичным федеральным округам - лидер Центральный регион более, чем в 2 раза превосходит Северо-Кавказский регион - аутсайдер.
Для преодоления цифрового неравенства и дальнейшего развития в РФ цифровой экономики необходимо
найти способы монетизации трафика данных, а также любыми средствами снизить удельную стоимость его передачи - с помощью программно-конфигурируемых сетей (SDN), облачных технологий, архитектуры HetNet, также нужна программа повышения информационной культуры населения, 100-процентное обеспечение образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов государственной власти и местного самоуправления современными услугами цифровой связи, и, самое существенное - методичное развитие инфраструктуры связи, без которой в провинции невозможно выстроить единое инфокоммуникационное пространство [Бачило, 2018, с. 59-69]. Инфраструктурные преобразования должны открывать новые перспекти-
54
M. A. Квасникова
вы для деятельности региональных предприятий, в частности, возможности кооперации в цифровом формате для создания новых продуктов; создавать условия, в которых местные компании смогут эффективно использовать инновационную составляющую в своей стратегии развития; с ростом неопределенности окружающей среды, в условиях со-
временной экономики непрекращающихся кризисов, такие преобразования должны позволить региону, в рамках стратегической парадигмы, обеспечить устойчивое развитие, выполнять все социальные и экономические программы [Максимов, 2018, с. 120-125].
Библиографический список
1. Александрова Т. В. Цифровое неравенство регионов России: причины, оценка, способы преодоления // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 8. С. 9-12.
2. Бабынина Л. С. Цифровое неравенство: причина и последствия. Режим доступа: https://digital.msu.ru/wp-content/uploads. (Дата обращения: 10.11.2019).
3. Батракова Л. Г. Развитие цифровой экономики в регионах России // Социально-политические исследования. 2018. № 1. С. 51-64.
4. Бачило И. Л. Цифровизация управления и экономики - задача общегосударственная // Государство и право. 2018. № 2. С. 59-69.
5. Бухт Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики / Р. Бухт, Р. Хикс // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 2. С. 143-172.
6. Былина С. Г. Цифровое неравенство сельского населения: поселенческие различия // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2019. № 2. С. 107-113.
7. Гладкова А. А. Модель трёх уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) / А. А. Гладкова, В. З. Гарифуллин, М. Рагнедда // Вестник Московского университета. 2019. № 4. С. 41-72.
8. Жадан И. Э. Социальные риски в цифровой экономике // Гуманитарный научный журнал. 2018. № 1. С. 20-26.
9. ИКТ в регионах 2018. Режим доступа: https://www.cnews.ru. (Дата обращения: 20.11.2019).
10. Индикаторы инновационной деятельности: 2018: статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва : НИУ ВШЭ, 2018. 344 с.
11. Индикаторы цифровой экономики: 2018: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Г. Л. Волкова, Л. М. Гохберг [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва : НИУ ВШЭ, 2018. 268 с.
12. Информационное общество в Российской Федерации. 2018: статистический сборник / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова [и др.] ; Росстат ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва : НИУ ВШЭ, 2018.
Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России
55
13. Капранова Л. Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика, налоги, право. 2018. Т. 2. № 11. С. 58-69.
14. Крысько В. Н. Проблема цифрового неравенства и ее устранение / В. Н. Крысько, А. В. Сидорова // Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2018. С. 193-196.
15. Лобанова Н. М. Эффективность информационных технологий / Н. М. Лобанова, Н. Ф. Алтухова. Москва : Юрайт, 2019. 237 с.
16. Максимов М. И. Проблемы цифрового неравенства и инновационное развитие регионов // Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2018. С. 120-125.
17. Малышкин Н. Г. Анализ уровня развития цифровой экономики России / Н. Г. Малышкин, Е. А. Халимон // Вестник университета. 2018. С. 79-86.
18. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Режим доступа: http:// digital.gov.ru/ru//. (Дата обращения: 12.11.2019).
19. Официальный сайт Росстата. Режим доступа: http://www.gks.ru/. (Дата обращения: 12.11.2019).
20. Русановский В. А. Цифровизация как драйвер опережающего развития агломераций в России / В. А. Русановский, В. А. Марков // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российиского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2018. № 4(32). С. 17-27.
21. Сологубова Г. С. Составляющие цифровой трансформации : монография. Москва : Юрайт, 2018. 141 с.
22. Структура телеком-рынка РФ. Режим доступа: http://tmt-consulting.ru. (Дата обращения: 15.11.2019).
23. Фомин А. А. Формирование информационного пространства в современной России: проблемы и перспективы // Известия Саратовского университета. 2019. Т. 19. № 2. С. 192-195.
24. Цифровая экономика и пути ее развития. Режим доступа: https://wtcmoscow.ru. (Дата обращения: 16.11.2019).
25. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва : НИУ ВШЭ, 2019. 96 с.
26. Эскиндаров М. А. Риски и шансы цифровой экономики в России / М. А. Эскиндаров, В. В. Масленников, О. В. Масленников // Финансы: теория и практика. 2019. Т. 23. № 5. С. 6-17.
27. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Режим доступа: http://www.gks.ru/. (Дата обращения: 15.11.2019).
28. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Режим доступа: http://government.ru/. (Дата обращения: 15.11.2019).
56
M. A. Квасникова
Bibliograficheskij spisok
1. Aleksandrova T. V. Cifrovoe neravenstvo regionov Rossii: prichiny, ocenka, sposoby preodolenija // Jekonomika i biznes: teorija i praktika. 2019. № 8. S. 9-12.
2. Babynina L. S. Cifrovoe neravenstvo: prichina i posledstvija. Rezhim dostupa: https://digital.msu.ru/wp-content/uploads. (Data obrashhenija: 10.11.2019).
3. Batrakova L. G. Razvitie cifrovoj jekonomiki v regionah Rossii // Social'no-politicheskie issledovanija. 2018. № 1. S. 51-64.
4. Bachilo I. L. Cifrovizacija upravlenija i jekonomiki - zadacha obshhegosudar-stvennaja // Gosudarstvo i pravo. 2018. № 2. S. 59-69.
5. Buht R. Opredelenie, koncepcija i izmerenie cifrovoj jekonomiki / R. Buht, R. Hiks // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij. 2018. T. 13. № 2. S. 143-172.
6. Bylina S. G. Cifrovoe neravenstvo sel'skogo naselenija: poselencheskie razlichija // Regional'nye agrosistemy: jekonomika i sociologija. 2019. № 2. S. 107-113.
7. Gladkova A. A. Model' trjoh urovnej cifrovogo neravenstva: sovremennye vozmozhnosti i ogranichenija (na primere issledovanija Respubliki Tatarstan) / A. A. Gladkova, V. Z. Garifullin, M. Ragnedda // Vestnik Moskovskogo universiteta. 2019. № 4. S. 41-72.
8. Zhadan I. Je. Social'nye riski v cifrovoj jekonomike // Gumanitarnyj nauchnyj zhurnal. 2018. № 1. S. 20-26.
9. IKT v regionah 2018. Rezhim dostupa: https://www.cnews.ru. (Data obrashhenija: 20.11.2019).
10. Indikatory innovacionnoj dejatel'nosti: 2018: statisticheskij sbornik / N. V Go-rodnikova, L. M. Gohberg, K. A. Ditkovskij [i dr.] ; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». Moskva : NIU VShJe, 2018. 344 s.
11. Indikatory cifrovoj jekonomiki: 2018: statisticheskij sbornik / G. I. Abdrah-manova, K. O. Vishnevskij, G. L. Volkova, L. M. Gohberg [i dr.] ; Nac. is-sled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». Moskva : NIU VShJe, 2018. 268 s.
12. Informacionnoe obshhestvo v Rossijskoj Federacii. 2018: statisticheskij sbornik / M. A. Sabel'nikova, G. I. Abdrahmanova, L. M. Gohberg, O. Ju. Dudorova [i dr.] ; Rosstat ; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». Moskva : NIU VShJe, 2018.
13. Kapranova L. D. Cifrovaja jekonomika v Rossii: sostojanie i perspektivy razvitija // Jekonomika, nalogi, pravo. 2018. T. 2. № 11. S. 58-69.
14. Krys'ko V. N. Problema cifrovogo neravenstva i ee ustranenie / V. N. Krys'ko, A. V. Sidorova // Problemy razvitija predprijatij: teorija i praktika. 2018. S. 193-196.
15. Lobanova N. M. Jeffektivnost' informacionnyh tehnologij / N. M. Lobanova, N. F. Altuhova. Moskva : Jurajt, 2019. 237 s.
16. Maksimov M. I. Problemy cifrovogo neravenstva i innovacionnoe razvitie regionov // Sbornik statej XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 120-125.
17. Malyshkin N. G. Analiz urovnja razvitija cifrovoj jekonomiki Rossii / N. G. Malyshkin, E. A. Halimon // Vestnik universiteta. 2018. S. 79-86.
18. Oficial'nyj sajt Ministerstva cifrovogo razvitija, svjazi i massovyh kommu-nikacij Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: http:// digital.gov.ru/ru//. (Data obrashhenija: 12.11.2019).
19. Oficial'nyj sajt Rosstata. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/. (Data obrashhenija: 12.11.2019).
Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России
57
20. Rusanovskij V A. Cifrovizacija kak drajver operezhajushhego razvitija ag-lomeracij v Rossii / V A. Rusanovskij, V. A. Markov // Nauchno-analiticheskij zhurnal Nauka i praktika Rossijiskogo jekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plehanova.
2018. № 4(32). S. 17-27.
21. Sologubova G S. Sostavljajushhie cifrovoj transformacii: monografija. Moskva : Jurajt, 2018. 141 s.
22. Struktura telekomrynka RF. Rezhim dostupa: http://tmt-consulting.ru. (Data obrashhenija: 15.11.2019).
23. Fomin A. A. Formirovanie informacionnogo prostranstva v sovremennoj Rossii: problemy i perspektivy // Izvestija Saratovskogo universiteta. 2019. T. 19. № 2. S. 192-195.
24. Cifrovaja jekonomika i puti ee razvitija. Rezhim dostupa: https://wtcmoscow.ru. (Data obrashhenija: 16.11.2019).
25. Cifrovaja jekonomika: 2019: kratkij statisticheskij sbornik / G. I. Abdrahmano-va, K. O. Vishnevskij, L. M. Gohberg [i dr.] ; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». Moskva : NIU VShJe, 2019. 96 s.
26. Jeskindarov M. A. Riski i shansy cifrovoj jekonomiki v Rossii / M. A. Jeskindarov, V. V. Maslennikov, O. V. Maslennikov // Finansy: teorija i praktika.
2019. T. 23. № 5. S. 6-17.
27. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody». Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/. (Data obrashhenija: 15.11.2019).
28. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28.07.2017 № 1632-r «Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii». Rezhim dostupa: http://government.ru/. (Data obrashhenija: 15.11.2019).
58
M. A. Кeасникоeа