Научная статья на тему 'Экономическая модель стратегии качества на макро- и микроуровне'

Экономическая модель стратегии качества на макро- и микроуровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ КАЧЕСТВА / ПОЛЕЗНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабарин Михаил Сергеевич

Раскрыто содержание экономической модели стратегии качества на макро и микроуровне, обозначены морфологические признаки и характеристики экономических моделей национальной стратегии качества и стратегии качества в организации, сформулированы принципы и формы оценки эффективности стратегии качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The maintenance of economic model of strategy of quality on макро and микро level is opened, morphological signs and characteristics of economic models of national strategy of quality and quality strategy in the organization are designated, principles and forms of an estimation of efficiency of strategy of quality are formulated.

Текст научной работы на тему «Экономическая модель стратегии качества на макро- и микроуровне»

Экономико-математические методы и модели

УДК 338

М.С. Бабарин

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ КАЧЕСТВА НА МАКРО- И МИКРОУРОВНЕ

Роль качества и сегодня остается ключевой в развитии глобальных и локальных рынков. В мировом экономическом сообществе качество будет одним из главных факторов выживания предприятий, средством увеличения доли их участия и уверенности на рынке [4]. Качество будет содействовать устойчивому развитию общества и сохранению ресурсов. Только качество будет показателем ответственности в цепи поставок. Зависимость бизнеса от качества обусловит более высокие требования к обучению всех игроков на рынке.

Вместе с тем осмысление роли качества произошло и отразилось лишь в концепции Всеобщего менеджмента качества (TQM) и получило развитие при построении систем менеджмента качества. Вопросы же стратегического менеджмента качества, формирования стратегии качества остаются не разработанными и в теоретическом и в практическом плане. Сегодня нет достаточно обоснованной методологии построения стратегии качества и ее целеполагания.

Субъектами управления качеством, в том числе и стратегического, могут выступать люди, организации, общество и другие управляющие системы. Категория «стратегия», как известно, отражает направления действий субъекта в долгосрочном периоде развития по достижению определенных стратегических целей. Понятно, что стратегия качества - направление развития для достижения целей в области качества. Цели в области качества в большинстве имеют неколичественный характер, сложны в формализации и последующем контроле. Это во многом связано с многообразием объектов качества как предмета исследования. В экономическом смысле под качеством объекта подразумевается

совокупность его свойств, связанных с полезностью, и степень соответствия этих свойств внешним требованиям. Объектами качества могут выступать продукция, процессы, системы, организации, общество и другие категории.

Экономические составляющие стратегии также требуют теоретического обоснования. Так, например, И. Ансофф отождествляет процессы стратегического анализа и формулирования стратегии [1], не затрагивая при этом вопросы оценки эффективности реализуемых стратегий.

Для решения экономических вопросов стратегии качества необходимо построение ее экономической модели. Под экономической моделью стратегии качества будем понимать взаимосвязь элементов, экономический механизм стратегии качества, включающую обоснование экономических результатов и затрат, связанных с качеством в стратегическом аспекте, обоснование ресурсного обеспечения и рисков стратегии качества для достижения целей в области качества. Морфологические признаки экономических моделей стратегии качества представлены в табл. 1.

При стратегическом менеджменте качеством большое значение имеет соотношение национальной стратегии качества (НСК) на макроуровне и стратегии качества предприятий / организаций (далее - предприятий) на микроуровне. Вместе они образуют базис стратегического менеджмента качества. Взаимосвязь различных элементов этого фундаментального стратегического механизма с выделением важнейших операционных, информационных и ресурсных взаимосвязей показана далее на схеме, которая отражает экономическую модель стратегии качества на макро- и микроуровнях.

Таблица 1

Морфологические признаки экономических моделей стратегии качества

Признаки, характеризующие стратегию Национальная стратегия качества Стратегия качества организации/предприятия

Цель Удовлетворенность потребителей полезностью, качеством жизни Удовлетворенность потребителей качеством товаров и услуг

Вид экономической модели1 Макроэкономическая модель стратегии качества Микроэкономическая модель равновесия по количеству и качеству

Составляющие результата стратегии Повышение полезности, качества жизни, удовлетворенности общества, потребителя Повышение стоимости, рентабельности, прибыли, ликвидности, степени удовлетворенности потребителя

Составляющие затрат по стратегии Затраты общества, направленные на национальную стратегию качества Затраты предприятия, направленные на реализацию стратегии качества

Условия реализации стратегии, ограничения Потребность общества; ресурсные ограничения; стандарты качества жизни Ресурсные, рыночные ограничения: цены, спрос/предложение, условия конкуренции

Средства реализации Экономическая, промышленная, социальная политика; формирование институтов поддержки; целевые программы поддержки; преференции и гарантии производителям; прямые государственные инвестиции Политика в области качества; участие в программах; использование преференций; оптимизация размера предприятия; минимизация трансакционных издержек

Риски2 Не рассматриваются применительно к условиям совершенного конкурентного рынка Финансовые, инвестиционные, операционные риски

Источники инвестиционных и финансовых ресурсов для реализации страте-гии3 Бюджетное финансирование; привлеченные средства и ресурсы производителей, реализующих стратегию качества; «институциональная рента» от производителей, не участвующих в стратегии качества; внешнее финансирование Собственные средства и ресурсы предприятий; привлеченные средства и ресурсы, в том числе полученные как преференции или «институциональная рента»; внешнее финансирование

Примечания. 1. Вид макроэкономической модели стратегии качества должен быть определен в координатах макроэкономических переменных (процентная ставка, рыночные цены продуктов, количество продуктов, инвестиции) и учитывать специфику макроэкономического подхода: вся национальная экономика рассматривается как «большое предприятие», выпускающее один продукт, измеряемый в натуральном выражении без учета качественных характеристик. В противоположность макроэкономическому подходу микроэкономическая модель стратегии качества предприятия определяет экономическое равновесие предприятия в координатах цена/количество продуктов определенного/фиксированного качества, либо цена/качество при фиксированном количестве продуктов определенного вида. 2. Риски для макроэкономической модели не учитываются, так как в основе макроэкономического подхода согласно экономической теории лежит предположение о совершенном конкурентном рынке, на котором отсутствуют риски (безрисковая ситуация). В микроэкономическом подходе все существующие риски должны быть учтены. 3. Экономическая и промышленная политика государства, которая в рыночных условиях реализуется посредством создаваемой институциональной структуры, помимо ограниченных прямых субсидий включает систему приоритетов, преследующих экономические или социальные цели. В институциональной среде предприятия косвенно получают дополнительные источники ресурсов от предприятий, не относящихся к институциональным структурам. Таким образом, в условиях институциональной экономики появляются качественно новые источники ресурсов для реализации целевых стратегий.

Экономическая модель стратегии качества

Национальная стратегия качества - это стратегия для всего общества. Она определяется государством и направлена на удовлетворение определенных общественных потребностей в широком смысле, которые в дальнейшем, если экономическая эффективность (ЭЭ) стратегии будет подтвержденной, трансформируются в конкретные, предпочтительно выражаемые количественно, вырабатываемые государством требования к параметрам и свойствам продукции и услуг, которые далее реализуется посредством проведения соответствующей экономической, промышленной и социальной политики.

В то же время возможности государства по прямому ресурсному в широком смысле обеспечению реализации НСК (например, по бюджетному финансированию) ограничены. Причина не только в ограниченности бюджетных ресурсов, но и в том, что дополнительные бюджетные расходы могут приводить к необходимости заимствований, что в свою очередь может повлечь за собой изменение макроэкономических параметров развития, таких как ставка ссудного процента, инвестиционный климат (экономическая эффективность инвестиционных проектов), темпы экономического роста.

Поэтому в реальных условиях государство проводит экономическую и промышленную политику, в результате которой формируется институциональная среда. В этой среде проводимая государственная политика реализуется через использование системы приоритетов и преференций для предприятий, чья деятельность находится в русле практической реализации целей НСК.

Прямым результатом реализации НСК является не удовлетворение требований и запросов общества, а выработка направлений экономической и промышленной политики, приводящих к достижению поставленных целей НСК. Таким образом, НСК реализуется через стратегии предприятий, реализация которых, в свою очередь, должна обеспечить получение результатов, запланированных НСК. Стратегия качества предприятия, в отличие от НСК, выражается в реальном улучшении показателей и характеристик выпускаемой продукции и услуг и достижении планируемых экономических и финансовых результатов: прибыли, рентабельности, рыночной стоимости предприятия.

При формировании национальной стратегии качества в макроэкономической модели важно нахождение оптимального значения качества как

полезности для потребителей. Общество стремится к максимизации функции предельной полезности при имеющихся ресурсных ограничениях и ограничениях на минимально допустимый уровень качества и количества продуктов.

Проблема оптимизации предельной полезности может быть представлена в следующем виде:

u(Aq, Ak) ^ max;

rqq + rkk < R; (1)

д > q; k > k; q, k > 0, где R - имеющиеся ресурсы; q - минимальные требования к количеству продуктов; k - минимальные требования к качеству продуктов; rq, rk

- нормы расходования некоторого обобщенного ограниченного ресурса на воспроизводство единицы количества и единицы качества.

По своей сути сформулированная оптимизационная проблема представляет оптимальный план потребления для общества при имеющихся ограничениях. В том случае, когда функция имеет линейный характер, можно сформулировать двойственную задачу и дать ее содержательную интерпретацию:

-Pkk - P q + Re ^ min;

-Рк + rke > ак;

-Pq + rqe > aq ,

(2)

где Рк , Р , е - двойственные переменные - цены

к ^

продуктов и ресурсов.

Двойственная проблема представляет условия производства продукции. Целевая функция в этом случае характеризует критерий эффективности производства - добавленную экономическую стоимость. Если решение «прямой» проблемы позволяет определить оптимальный потребительский план, то решение «двойственной» проблемы - объективно обусловленные оценки этого плана, т. е. цены. Двойственные переменные выражают количественные оценки переменных «цены количества», «цены качества» и «цены ресурсов» в оптимальном плане потребления. Это цены продуктов и ресурсов в оптимальном плане. В данном случае продуктами являются количество и качество производимых продуктов. В результате решения двой-

ственной проблемы получаются условные цены, по которым «обмениваются», т. е. приводятся в сопоставимый вид количество и качество производимых продуктов.

Интерпретация содержательного смысла ограничений двойственной проблемы в том, что ни качество продукции, ни ее количество не даются обществу «бесплатно». Производитель расплачивается за «производство» количества и качества продукции уменьшением своей полезности. При этом добавленная экономическая стоимость не должна превышать снижения полезности, в противном случае не было бы смысла заниматься воспроизводством количества и качества. Полученные условные расчетные цены по сути - коэффициенты для пересчета количества и качества в сопоставимый вид. В результате решения двойственной проблемы получаются цены, по которым «обмениваются» количество и качество.

Критерием эффективности микроэкономических моделей стратегии качества выступает достижение равновесия с качеством количественных показателей дохода, прибыльности и доли рынка.

Основные классические модели, которые используются при разработке общефирменных стратегий компании, следующие:

- базовые стратегии М. Портера (лидерство по издержкам, дифференциация, фокус) [3];

- стратегии роста И. Ансоффа (внутренний рост, диверсификация, интеграция) [1];

- конкурентные стратегии Ф. Котлера (лидер, преследователь, бросающий вызов, обитатель рыночной ниши) [2];

Главной целью любой общефирменной стратегии является достижение или оптимизация количественных показателей (объем продаж, доля рынка, объем прибыли), в противном случае фирмы просто не будет. Цель максимизации (оптимизации) качества, как определяющую общефирменную стратегию, может иметь место при выборе так называемой стратегии дифференциации (предложение различных по качеству товаров, формирующее конкурентное преимущество). Тем не менее, это некое дифференцированное качество все-таки будет второстепенной целью, обеспечивающей главную цель количественного характера.

Сегодня стратегию качества определяют, в основном, как функциональную (например, наряду с маркетингом, финансами, персоналом и др.) и как операционную, обеспечивающую способность выполнять внешние требования. С тем, что качество - это функциональная стратегия, т. е. область улучшения качества, можно согласиться. Операционная же стратегия качества обеспечивает развитие функциональной стратегии, т. е. является областью обеспечения качества.

Экономическая модель стратегии качества на микроуровне будет представлять модель оптимизации количества при ограничениях качественного характера.

Анализ экономической эффективности (ЭЭ) как национальной стратегии качества (НСК) в целом или ее направлений (на макроуровне), так и стратегии качества отдельных предприятий, участвующих в реализации НСК (на микроуровне), обязательно требует сопоставительного анализа полученных результатов и затрат на разработку и реализацию стратегии. Избежать затрат невозможно: в экономике ничего «бесплатного» не бывает. Как затраты, так и результаты могут быть прямыми или косвенными в зависимости от формы участия государства в реализации НСК. Прямые затраты представляют собой бюджетные ассигнования на финансирование или расходование ресурсов в любой форме на разработку и реализацию НСК при прямом государственном участии. Косвенные затраты имеют место в случае отвлечения ресурсов с других, более эффективных, направлений при проведении государством экономической и социальной политики с использованием приоритетов и преференций для предприятий, участвующих в практической реализации НСК. Результаты реализации стратегии качества также могут выражаться в прямом виде - как экономия или косвенно - как изменение ключевых макро-и микроэкономических параметров, показателей (например, улучшение качества жизни, повышение удовлетворенности качеством).

В вышеописанных обстоятельствах при оценке ЭЭ стратегических решений могут возникать проблемы из-за несопоставимости и трудностей количественной оценки как затрат, так и получаемых результатов, которые имеют-

ся при невозможности количественной оценки (например, для результатов, имеющих социальную направленность, таких как улучшение качества жизни) или при несопоставимости шкалы количественных оценок затрат и результатов. В связи с этим рассматриваются следующие альтернативные варианты получения количественных оценок затрат и результатов (табл. 2).

Таблица 2 Формы оценки экономической эффективности

Результат стратегии (/ = 1...от) Затраты (г = 1...«)

С К

С (3) (4)

К (4) (5)

Н (6) (6)

Примечание . В таблице: С - доступна стоимостная оценка (всегда является количественной оценкой) затрат и результатов; К - доступна количественная (не стоимостная) оценка затрат и результатов; Н - не доступна количественная оценка затрат и результатов, доступна только качественная оценка (лучше/хуже, больше/меньше). В скобках -формулы (3)-(6), приведенные далее.

Считаем, что затраты всегда имеют стоимостное или иное количественное выражение (не могут относиться к группе Н и быть отрицательной величиной, т. е. С = К всегда, С никогда не Н, С > 0 всегда). Исходя из возможных вариантов оценки затрат и результатов могут рассматриваться соответствующие формы оценки ЭЭ затрат на реализацию стратегии. В соответствии с этими формами (см. табл. 2) приводится описание методики оценки ЭЭ.

1. Затраты и результаты имеют стоимостное выражение. Возможна сравнительная оценка по рыночным стандартам ЭЭ на основе сопоставления затрат и результатов. Критерий эффективности рассчитывается по формуле (1):

Э-Р >Э

Э ДЗС > Эрын,

(3)

где ДРС - прирост результата стратегии (в стоимостном виде); ДЗС - прирост затрат (в стоимостном виде); Эрын - рыночный стандарт ЭЭ (процентная ставка или другой норматив рентабельности).

2. Затраты имеют стоимостное выражение, для результатов единая стоимостная оценка недоступна, для различных результатов возможна количественная оценка. В этом случае сравнительная оценка ЭЭ затрат по рыночным стандартам ЭЭ недоступна. Возможна неэкономическая по сути оценка эффективности затрат определенного направления в сопоставлении с достигаемым результатом, поддающимся количественной оценке. Для оценки необходимо наличие нормативного показателя приемлемой величины результата на единицу затрат по направлениям затрат для каждого результата в отдельности. В данном случае может быть рассчитан локальный критерий ЭЭ по формуле (2):

Э-15?>Э-, 3-'.'.", (4)

где ДРК - нестоимостная оценка у-го предельного результата; ДЗС - стоимостная оценка прироста затрат (маржинальные или предельные затраты определенного направления); Э нор - нормативный показатель приемлемой величины у-го предельного результата на единицу предельных затрат по направлениям затрат.

3. Для затрат и результатов единая стоимостная оценка недоступна, возможна количественная (нестоимостная) оценка. В этом случае сравнительная оценка ЭЭ затрат по рыночным стандартам ЭЭ недоступна. Возможна неэкономическая по сути оценка эффективности затрат определенного направления в сопоставлении с достигаемым результатом, поддающимся количественной оценке. Для оценки необходимо наличие нормативного показателя приемлемой величины результата на единицу затрат по направлениям затрат и результатов. Локальный критерий ЭЭ определяется по формуле (3):

ДРК

где ДРК . - нестоимостная оценка у-го предельного результата; ДЗК , - нестоимостная оценка ¡-х предельных затраты для получения у-го предельного результата; Э*. нор - нормативный показатель приемлемой величины у-го предельного результата на единицу ¡-х предельных затрат.

4. Если хотя бы для одной из составляющих оценки ЭЭ (затрат и результатов) количественная оценка недоступна, ЭЭ НСК также не может быть определена количественно. Доступна только качественная оценка по критерию:

ДРНу > 0, у - 1...т.

(6)

Э-■

К у

ДЗ

> Э

¡у нор

у - 1... т, i - 1... п, (5)

К у

Приведенные критерии охватывают практически все возможные случаи оценки экономической эффективности для стратегии качества.

В результате можно отметить, что экономическая модель стратегии качества формируется на двух уровнях - макроэкономическом (национальная стратегия качества) и микроэкономическом (стратегия качества в организации), имеющих различные целевые составляющие. Национальная стратегия качества характеризуется повышением полезности, качества жизни, удовлетворенности общества, потребителя. Атрибутами стратегии качества организации являются измеримые цели, ресурсы и компетенции, набор действий по достижению целей, доводы стратегического анализа, формирующие конкурентное преимущество стратегии качества.

Особенности определения эффективности стратегии качества на любом уровне характеризуются тем, что качество является неколичественной характеристикой, поэтому сопоставление эффектов с затратами может производиться с использованием количественных и неколичественных показателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ансофф, И. Стратегический менеджмент [Текст] / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 2009. - 344 с. - (Классическое издание).

2. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Кот-лер. - М.: Прогресс, 1991. - 652 с.

3. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методики

анализа отраслей и конкурентов [Текст] / М. Портер. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

4. Чайка, И.И. Стратегия качества и развития организации - производная от ее амбиций и внешних условий [Текст] / И.И. Чайка // Стандарты и качество. -2002. - окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.