п Ч нн
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЩЕ ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
пп
Н
ными. Отсутствие свободного доступа к качественной, разносторонней и объективной информации в доступной форме - одна из основных причин недоверия населения к власти, препятствующих улучшению ее репутации. В то же время необходимо преодоление низкой активности населения в отстаивании своих интересов, формирование высокого уровня информационно-коммуникативной культуры граждан, без которой реализация принципа открытости власти не представляется возможной. ■
Литература
1. Интернет в регионах России. Рейтинг российских регионов по доле пользователей Интернетом // Официальный сайт Агентства РИА Рейтинг. URL: http://riarating.ru/ infografika/20130118/610533923.html.
2. Официальный сайт Администрации Смоленской области. URL: http://admin-smolensk.ru. Портал открытых данных Смоленской области. URL: http://opendata.admin-smolensk.ru.
3. Официальный сайт Фонда свободы информации. URL: http://svobodainfo.org.
4. Постановление Правительства РФ № 98 от 12 февраля 2003 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.
5. Постановление Правительства РФ № 65 от 28 января 2002 года «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.
7. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http:// www.consultant.ru.
8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная Президентом РФ от 7 февраля 2008 года № Пр-212 // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.
9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www. consultant.ru.
10. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.
11. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http:// www.consultant.ru.
Экономическаямодель национальном стратегии качества
М.С.БАБАРИН,
доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), к.э.н.
Качество - всеобъемлющая категория, касающаяся продукции, процессов, организаций, общества и жизни человека. Качество влияет на такие современные явления, как научно-технический прогресс, глобализация, общественные потребности. Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что реше-
В статье рассматривается актуальность создания национальной стратегии качества в России, разработана теоретическая основа и методология формирования национальной стратегии качества, представлена ее экономическая модель, включающая в себя взаимосвязь элементов на макро-и микроуровне и раскрывающая механизм реализации стратегии для достижения экономической эффективности в области качества. Автором предлагается критерий оптимизации общественной полезности продуктов в условиях ограниченных общественных
ресурсов.
•• п
СП □ СП
\=в
ние проблем качества должно стать национальной идеей, воплощенной в национальную стратегию и стратегию деятельности каждой организации и в конечном итоге ведущей к новому качеству общества, высоким стандартам жизни отдельного человека.
В настоящее время роль качества и его эволюция остаются ключевыми позициями для развития бизнеса, для глобальных и локальных рынков. По мнению мирового сообщества, качество - один из главных факторов выживания предприятий, средство увеличения их доли и уверенности на рынке. Качество будет содействовать устойчивому развитию общества и сохранению ресурсов. Только качество станет показателем ответственности в цепи поставок. Зависимость бизнеса от качества предъявит более высокие требования к обучению всех игроков на рынке [8].
Сегодня большинство политиков и специалистов стали осознавать, что выход из современного кризисного состояния экономики лежит на пути качества и инноваций, скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров выпускаемых изделий. Президент В.В. Путин на VII съезде Российского союза товаропроизводителей отметил, что «сегодня приоритетная задача - это повышение качества российских товаров. Это непременное условие роста их конкурентоспособности, а значит, успешного продвижения на внутреннем и внешнем рынках» [5]. Академик РАН В.В. Окрепилов считает, что «качество является важнейшим фактором конкурентоспособности, определяющим успех предпринимателя в том или ином обществе. Международный опыт свидетельствует, что поддержание устойчивых темпов экономического роста возможно только путем постоянного повышения качества» [4].
Вместе с тем, в России имеются проблемы, связанные с качеством. По оценке международной конкурентоспособности стран мира, проводимой Всемирным экономическим форумом по более чем 150 показателям качества сгруппированным в 12 слагаемых конкурентоспособности, Россия в итоговой оценке 2012-2013 гг. по индексу глобальной конкурентоспособности занимает 64-е место среди 148 стран мира и 18-е место - среди стран группы G20 [6]. По показателям индекса качества государственного управления ^ЯЮБ) по таким составляющим, как эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, Россия пока находится в нижней части рейтинга [10]. Показатель качества жизни в России также невысокий и постепенно снижается. Если брать, например, данные по расчету индекса развития человеческого по-енциала (ИРЧП) за 2012 г., то можно увидеть, что Россия занимает 55-е место среди 187 стран и территорий вме-
сто прежнего 66-го, поднявшись на одиннадцать позиций и опередив Саудовскую Аравию и Китай [9].
Актуальность проблем формирования стратегии качества в современной России определяется еще и тем, что к настоящему моменту в России значительно возросли общественные потребности. Так граждане страны хотят, чтобы им были доступны более качественные государственные и социальные услуги, качественные товары и продукты, качественные системы услуг в образовании, здравоохранении, культуре, качественная среда обитания в соответствии с мировыми экологическими стандартами. Поэтому именно качество должно стать главной ценностью нового цикла развития России [7].
Теоретической базой для формирования национальной стратегии качества (НСК) являются классические теории стратегического управления, включающие в себя такие элементы, как целеполагание, стратегический анализ мировых и внутригосударственных трендов, формирование возможных альтернативных направлений национального развития и выбор обоснованной стратегии качества.
Направления НСК определяются исходя из основных направлений общей стратегии развития государства. На современном этапе эти направления изложены Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [2], содержащей: ^ основные направления развития страны с учетом
стратегических тенденций; ^ государственную политику и стратегию; ^ цели, целевые индикаторы, формы и механизмы, приоритеты и основные задачи социально-экономического развития; ^ структурные преобразования в экономике и параметры ее пространственного развития в долгосрочной перспективе.
В отношении качества в Концепции отмечено, что в настоящее время в России наблюдается недостаточный уровень качества государственного управления, качества профессиональных кадров, энергоресурсов, медицинских и образовательных услуг, что в конечном итоге определяет низкое качество жизни граждан России и конкурентоспособность страны.
Цель разработки Концепции состоит в определении путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Исходя из целей Концепции долгосрочного развития России могут быть установлены национальные цели
в области качества на двух уровнях. Цели НСК верхнего уровня должны включать в себя: ^ рост удовлетворенности граждан благосостоянием
и уровнем качества жизни; ^ рост конкурентоспособности государства; ^ рост полезности (качества) общественного продукта.
Цели НСК второго уровня содержат: достижение соответствия уровня качества продуктов (услуг) коммерческих, государственных, общественных организаций и всей системы государственного управления установленным требованиям (стандартами) с целью удовлетворения возрастающих требований потребителей.
Для формирования национальной стратегии качества необходимы серьезные разработки теоретического и методологического плана, а также институциональные преобразования в России, что требует научного сопровождения этого процесса в академических (научных) институтах страны. Можно выделить следующие важнейшие направления исследований в этой области. Во-первых, в теоретическом аспекте необходимо: ^ ясно идентифицировать категории качества национального масштаба, а именно: полезность и качество общественного продукта, качество жизни человека, качество государственного управления и другие объекты качества национального уровня; ^ определить все заинтересованные стороны процесса формирования качества этих объектов, а также требования (критерии) выделенных сторон в отношении качества; ^ сформулировать измеримые показатели качества всех или ключевых объектов (продукции, услуг, управления, уровня жизни и др.). Во-вторых, важно теоретически и методологически определить методы менеджмента качества в национальном масштабе. Так, если рассматривать государство, как большую организацию, предлагающую «продукты» потребителям, то к нему могут быть применимы принципы, правила и требования создания эффективной системы управления по критерию качества, определяемые Всеобщим менеджментом качества для организации и отраженные в международных стандартах ИСО серии 9000 как системы менеджмента качества (СМК) [1]. В теории управления качеством (TQM) требования к построению СМК в организации состоят в необходимости выработки Политики организации в области качества, принятия принципов менеджмента качества, основные из которых заключаются в ориентации на потребителя, лидерстве руководства в области качества, процессном подходе при достижении желаемого результата, наличии прозрачной обратной связи от потребителя. После этого организация опре-
деляет стратегию по реализации Политики в области качества и строит СМК.
Подобная логика вполне применима и к государству в целом. Скажем, можно разработать документ, содержащий принципы и государственную политику в области качества, на основе которой будет строиться национальная стратегия качества, заключающаяся, например, в повсеместном внедрении СМК в наиболее значимых государственных органах и организациях, в повышении роли потребителей, усилении защиты их интересов и др.
В-третьих, важно определить институциональную среду и организационную структуру государственного регулирования в области управления качеством.
В-четвертых, необходимо теоретически разработать экономическую модель НСК, включающей в себя механизм взаимосвязи экономических категорий затрат, результатов и экономической эффективности, которая позволит определить оптимальные программы качества в условиях ограниченных общественных ресурсов.
В отношении последнего следует отметить, что разработка экономических моделей качества, в том числе НСК, составляет предмет научного направления - экономики качества, в настоящее время являющегося менее развитой областью исследований стратегического менеджмента качества. Это обстоятельство определяет исследовательские цели для построения таких экономических моделей. У специалистов в настоящее время сформирован взгляд на качество, как на один из ряда фундаментальных показателей, влияющих на спрос и предложение, рыночные цены продуктов, экономический рост и конкуренцию. При этом остаются нерешенными многие вопросы, например: ^ в чем проявляется влияние качества на экономический рост и на экономическое равновесие; ^ как связаны качество и полезность; ^ определяет ли качество, как одна из фундаментальных рыночных переменных, содержание экономических моделей; ^ каковы экономические выгоды реализации стратегии качества на национальном, региональном и муниципальном уровне; ^ в чем состоят взаимосвязи в экономических моделях стратегии качества?
На мой взгляд, в экономическом аспекте для решения задач НСК требуется:
- формирование принципов, законов и методов экономики качества;
- формулировка содержания категорий полезности, затрат, инвестиций на качество, эффективность менеджмента качества в условиях институциональной экономики;
•• п
СП □ СП
\=в
Мэкроереда
- формирование научных подходов к построению экономических моделей национальной стратегии качества на основе общественной полезности и стратегии качества организации на основе удовлетворенности потребителей и других заинтересованных в деятельности организации и общества сторон, учитывающих, соответственно, ограничения ресурсов организации и общественных ресурсов.
Что касается современного состояния реализации стратегии качества в России, то можно отметить, что в целом сформирована система национальной стандартизации, учитывающая потребности российской экономики, условия функционирования рынков и требования Федеральных законов «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей» и других законов, содержащих требования к качеству. По мнению ряда специалистов, в том числе В.В. Окрепилова [3, 4] и И. Фило-ненко [7], в России реализуются отдельные организационные мероприятия в сфере менеджмента качества. Так, в 1993 г. учреждена Межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества», в 2001 г. - Общероссийская общественная организация «Всероссийская организация качества», на территории России действуют различные программы, направленные на повышение качества отечественной продукции и услуг. В 2012 г. впервые был проведен Всероссийский месячник качества (15 октября - 15 ноября). Активные научные исследования позволили, в частности, обеспечить освоение метода самооценки организаций и учредить в 1997 г. региональные конкурсы по качеству, создать многоуровневую систему подготовки кадров в области качества и многое другое [4]. Вместе с тем, можно отметить, что практических результатов в области российского качества пока недостаточно.
Учитывая важность общественных задач, связанных с ка-
чеством, значительное отставание России в этой области и необходимость его повышения, обозначенной в Концепции долгосрочного развития России, можно констатировать, что проблема качества является одной из важных стратегических задач государства. Чтобы достичь эти цели, необходимо разработать национальную стратегию качества в России, которая определялась бы государством в рамках его общей стратегической линии и была бы направлена на удовлетворение общественных потребностей и решение других задач в области качества.
Развитие институциональной среды НСК должно содержать такие направления, как:
национальная стратегия качества (НСК)
Рыночная среда
Цели НСК
1
Общественная
полезность
продуктов;
Удовлетворен
ность
общественны* потребностей
Ресурсы
Трудовые;
Материальные;
Финансовые:
• Бюджетные;
• Коммерческие
Институциональная среда для формирования стратегии качества организации
Стратегия качества организации {СК]
Цели СК
Рост качества продукции и услуг;
Удовлетворенн ость
потребителей
г
Ресурсы
Трудовые;
Материальные;
Финансовые:
• Собственные;
• Заемные;
• Бюджетные
Обратная связь реализации целей
Ре»ул>т»т
Качество продукции н услуг и удовлетворенность требований
эффект и эффективность НСК
Обратная ешпь эффективности ПСК
Экономическая модель национальной стратегии качества
1) совершенствование институтов стандартизации и контроля качества на базе как существующих государственных структур (например, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии), так и вновь создаваемых институтов;
2) разработка нормативов, связанных с едиными законодательными требованиями и стандартами для защиты российских потребителей от низкосортной продукции и услуг;
3) подготовка кадров для деятельности в области качества, совершенствование стандартов и программ среднего и высшего образования;
4) создание системы мотивации, в том числе установление приоритетов и преференций для организаций, чья деятельность находится в русле практической реализации целей НСК;
5) пропаганда принципов и идеологии качества, направленная на формирование моральных убеждений и стиля делового поведения, обеспечивающих высококачественные результаты труда.
В конечном итоге НСК реализуется через стратегии качества организаций (коммерческих, общественных и др.), а также органов государственной власти, претворение которых в жизнь, в свою очередь, обеспечит достижение целей, поставленных НСК. Стратегия качества организации, в отличие от НСК, выражается в улучшении показателей и характеристик производимой организацией продукции (услуг), удовлетворяющей потребностям потребителей, а также в увеличении экономических и финансовых результатов, характеризующих экономическую эффективность стратегии качества организации. Это создаст основу для экономического эффекта всей НСК.
Взаимосвязь различных элементов фундаментальной экономической модели НСК на макро- и микроуровне с выделением важнейших целевых и ресурсных взаимосвязей, прямых и обратных связей представлена на рисунке, демонстрирующем экономический механизм НСК.
Экономический механизм НСК предполагает формирование затрат и результатов, эффектов и эффективности, связанных с качеством. Затраты на управление качеством определяются стоимостью необходимых ресурсов для реализации программ по качеству, а результаты, связанные с качеством, - степенью достижения целей в области качества, например, достигнутым уровнем качества продукции, качества жизни, степенью удовлетворенности покупателей. Таким образом, связанные с качеством эффекты могут быть и стоимостными, и нестоимостными. Критерий эффективности стратегии ка-
чества определяется отношением полезного эффекта на единицу затрат.
Главная задача общей экономики, как науки, состоит в нахождении оптимальной величины результата производства и потребления в условиях ограниченных ресурсов. То же самое присуще и экономике качества, как одному из направлений экономической науки. Невозможно планировать непрерывное увеличение качества продукции или услуг без учета ограниченности или недостатка всех видов используемых ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).
В моделях общей экономики максимизируют или минимизируют стоимостные величины, в моделях экономики качества необходимо оптимизировать результаты, связанные с качеством. Поэтому при формировании макроэкономической модели НСК важно определить критерии оптимальных значений показателей качества. В общем виде экономическая проблема оптимизации качества, если речь идет о качестве продукции, сводится к оптимизации степени удовлетворения общественных потребностей, потребностей индивида и общества от использования продукции.
В рыночных условиях максимизации удовлетворения потребностей противостоят имеющиеся у индивида и общества экономические и финансовые возможности. Следовательно, можно говорить об оптимизации степени удовлетворения потребностей при имеющихся ограничениях финансового и, в широком смысле, ресурсного характера. Данная задача является задачей нахождения оптимальных экономических решений, определяющих такой план действий, который обеспечивает получение максимального или минимального результата в условиях ресурсных ограничений.
В традиционных экономических моделях целевая функция отражает максимум результата и, обычно, такими результатами выступает прибыль и стоимость предприятия. Для экономических моделей национальной стратегии качества целевой функцией выступает максимум удовлетворенности потребителя, определяемой общественной полезностью и качеством продуктов. Таким образом, оптимизация потребления по качеству продукции может предусматривать использование функции полезности, как целевой функции в задаче оптимизации.
Категория полезности является одной из фундаментальных категорий, определяющих спрос и рыночное поведение покупателей. Именно полезность, как показатель удовлетворенности покупателей, может стать целевой функцией в теоретических задачах управления качеством. Для построения целевой функции задач оптимизации необходимо принять некоторые базовые посылы,
позволяющие использовать функцию полезности в линейных задачах. Примем два допущения:
1) ЦХ,.. Хп) = и(Х)+... +и(Хп) - свойство аддитивности полезности;
2) U(X.)-U*X. - свойство функции полезности (пол-
!' I I
ная полезность получается путем умножения удельной полезности на количество продуктов);
где, и(Хр...Хп) - общая полезность потребляемых продуктов;
и(Х ), и, Х - полезность, удельная полезность, количество ¡-го вида продуктов, соответственно.
Экономические и любые другие оптимизационные задачи всегда имеют ограничения. Для постановки целевой функции, как максимума общественной полезности, можно рассмотреть две группы ограничений. Первая группа - это финансовые ограничения, связанные с тем, что полезность (потребительная стоимость) имеет стоимость, а стоимостные показатели ресурсов в экономике всегда имеют предел. Вторая группа ограничений отражает условия производства, мощности, запасы, организационные условия.
Для национальной стратегии качества математическую постановку задачи по нахождению оптимального объема производства продуктов с максимальной общественной полезностью в условиях ограниченных ресурсов можно записать в виде, характерном для задач линейного программирования:
и1*Х1+... +ип*Хп~>тах.
При ограничениях:
Г*Х+... *Х <Г;
11 п п '
г*Х+...+г*Х <Я;
11 п п '
Х1....Хп >0;
где, Х - количество ¡-го вида продукта;
и,, Г - константы на единицу продукции: полезность, финансы и ресурсы для ¡-го вида продукта, соответственно;
Г,И - финансовые и ресурсно-производственные ограничения.
Представленная теоретическая модель может служить основой для построения частных моделей для решения оптимизационных задач в области качества, например, определения оптимального плана по качеству в организации в условиях финансовых ограничений, определения цен оптимального плана и др.
Таким образом, на современном этапе развития России необходимо на всех направлениях государствен-
ной деятельности сформировать национальную стратегию качества, которая может способствовать достижению конкурентоспособности государства и повышению уровня жизни граждан.
Экономическая модель НСК включает в себя комплекс взаимосвязанных элементов на макро- и микроуровнях, направленных на достижение экономического эффекта, связанного с качеством. Разработка подходов, принципов экономической модели НСК создаст механизмы для экономического обеспечения стратегии качества и его оптимизации как на национальном уровне, так и на уровне организации. Результаты национальной стратегии качества могут оцениваться критерием достижения максимальной общественной полезности в условиях ограниченных ресурсов. ■
Литература
1. Воронин Г.П. Качество как национальная идея. Освоение систем качества - путь на мировой рынок // Стандарты и качество. 2004. № 5. С. 40-45.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Режим доступа: http:// www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf, свободный. Загл. с экрана.
3. Окрепилов В.В. Экономика качества как универсальный инструмент развития // Экономика качества. 2012. № 1(1). С. 4.
4. Окрепилов В.В. Роль качества в условиях глобального рынка // Экономика качества. 2013. № 1(2). С. 3.
5. Путин В.В. Обращение к делегатам и гостям VII съезда Российского союза товаропроизводителей [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.roskachestvo.ru, свободный. Загл. с экрана.
6. Материалы Всемирного экономического форума 2012 года. / Счетная палата Российской Федерации. М.: Центр ситуационного анализа, 2012. С. 187.
7. Филоненко И. Проект национальной стратегии качества [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.storonniki. info/proekt-natsionalnoy-strategii-kachestva/, свободный. Загл. с экрана.
8. Чайка И.И. Стратегия качества и развития организации -производная от ее амбиций и внешних условий // Стандарты и качество. 2002. № 10/02. С. 85.
9. African-American-Chinese [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.economist.com/blogs/graphicdetail/2013/03/daily-chart-9, свободный. Загл. с экрана.
10. Worldwide Governance Indicators [Электронный ресурс]. Режим доступа: info.worldbank.org/governance/wgi/index.asp, свободный. Загл. с экрана.