Научная статья на тему 'Экономическая модель национальной стратегии качества'

Экономическая модель национальной стратегии качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабарин М. С.

В статье рассматривается актуальность создания национальной стратегии качества в России, разработана теоретическая основа и методология формирования национальной стратегии качества, представлена ее экономическая модель, включающая в себя взаимосвязь элементов на макрои микроуровне и раскрывающая механизм реализации стратегии для достижения экономической эффективности в области качества. Автором предлагается критерий оптимизации общественной полезности продуктов в условиях ограниченных общественных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабарин М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая модель национальной стратегии качества»

п Ч нн

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЩЕ ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

пп

Н

ными. Отсутствие свободного доступа к качественной, разносторонней и объективной информации в доступной форме - одна из основных причин недоверия населения к власти, препятствующих улучшению ее репутации. В то же время необходимо преодоление низкой активности населения в отстаивании своих интересов, формирование высокого уровня информационно-коммуникативной культуры граждан, без которой реализация принципа открытости власти не представляется возможной. ■

Литература

1. Интернет в регионах России. Рейтинг российских регионов по доле пользователей Интернетом // Официальный сайт Агентства РИА Рейтинг. URL: http://riarating.ru/ infografika/20130118/610533923.html.

2. Официальный сайт Администрации Смоленской области. URL: http://admin-smolensk.ru. Портал открытых данных Смоленской области. URL: http://opendata.admin-smolensk.ru.

3. Официальный сайт Фонда свободы информации. URL: http://svobodainfo.org.

4. Постановление Правительства РФ № 98 от 12 февраля 2003 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.

5. Постановление Правительства РФ № 65 от 28 января 2002 года «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.

7. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http:// www.consultant.ru.

8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная Президентом РФ от 7 февраля 2008 года № Пр-212 // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.

9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www. consultant.ru.

10. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.

11. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http:// www.consultant.ru.

Экономическаямодель национальном стратегии качества

М.С.БАБАРИН,

доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), к.э.н.

Качество - всеобъемлющая категория, касающаяся продукции, процессов, организаций, общества и жизни человека. Качество влияет на такие современные явления, как научно-технический прогресс, глобализация, общественные потребности. Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что реше-

В статье рассматривается актуальность создания национальной стратегии качества в России, разработана теоретическая основа и методология формирования национальной стратегии качества, представлена ее экономическая модель, включающая в себя взаимосвязь элементов на макро-и микроуровне и раскрывающая механизм реализации стратегии для достижения экономической эффективности в области качества. Автором предлагается критерий оптимизации общественной полезности продуктов в условиях ограниченных общественных

ресурсов.

•• п

СП □ СП

\=в

ние проблем качества должно стать национальной идеей, воплощенной в национальную стратегию и стратегию деятельности каждой организации и в конечном итоге ведущей к новому качеству общества, высоким стандартам жизни отдельного человека.

В настоящее время роль качества и его эволюция остаются ключевыми позициями для развития бизнеса, для глобальных и локальных рынков. По мнению мирового сообщества, качество - один из главных факторов выживания предприятий, средство увеличения их доли и уверенности на рынке. Качество будет содействовать устойчивому развитию общества и сохранению ресурсов. Только качество станет показателем ответственности в цепи поставок. Зависимость бизнеса от качества предъявит более высокие требования к обучению всех игроков на рынке [8].

Сегодня большинство политиков и специалистов стали осознавать, что выход из современного кризисного состояния экономики лежит на пути качества и инноваций, скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров выпускаемых изделий. Президент В.В. Путин на VII съезде Российского союза товаропроизводителей отметил, что «сегодня приоритетная задача - это повышение качества российских товаров. Это непременное условие роста их конкурентоспособности, а значит, успешного продвижения на внутреннем и внешнем рынках» [5]. Академик РАН В.В. Окрепилов считает, что «качество является важнейшим фактором конкурентоспособности, определяющим успех предпринимателя в том или ином обществе. Международный опыт свидетельствует, что поддержание устойчивых темпов экономического роста возможно только путем постоянного повышения качества» [4].

Вместе с тем, в России имеются проблемы, связанные с качеством. По оценке международной конкурентоспособности стран мира, проводимой Всемирным экономическим форумом по более чем 150 показателям качества сгруппированным в 12 слагаемых конкурентоспособности, Россия в итоговой оценке 2012-2013 гг. по индексу глобальной конкурентоспособности занимает 64-е место среди 148 стран мира и 18-е место - среди стран группы G20 [6]. По показателям индекса качества государственного управления ^ЯЮБ) по таким составляющим, как эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, Россия пока находится в нижней части рейтинга [10]. Показатель качества жизни в России также невысокий и постепенно снижается. Если брать, например, данные по расчету индекса развития человеческого по-енциала (ИРЧП) за 2012 г., то можно увидеть, что Россия занимает 55-е место среди 187 стран и территорий вме-

сто прежнего 66-го, поднявшись на одиннадцать позиций и опередив Саудовскую Аравию и Китай [9].

Актуальность проблем формирования стратегии качества в современной России определяется еще и тем, что к настоящему моменту в России значительно возросли общественные потребности. Так граждане страны хотят, чтобы им были доступны более качественные государственные и социальные услуги, качественные товары и продукты, качественные системы услуг в образовании, здравоохранении, культуре, качественная среда обитания в соответствии с мировыми экологическими стандартами. Поэтому именно качество должно стать главной ценностью нового цикла развития России [7].

Теоретической базой для формирования национальной стратегии качества (НСК) являются классические теории стратегического управления, включающие в себя такие элементы, как целеполагание, стратегический анализ мировых и внутригосударственных трендов, формирование возможных альтернативных направлений национального развития и выбор обоснованной стратегии качества.

Направления НСК определяются исходя из основных направлений общей стратегии развития государства. На современном этапе эти направления изложены Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [2], содержащей: ^ основные направления развития страны с учетом

стратегических тенденций; ^ государственную политику и стратегию; ^ цели, целевые индикаторы, формы и механизмы, приоритеты и основные задачи социально-экономического развития; ^ структурные преобразования в экономике и параметры ее пространственного развития в долгосрочной перспективе.

В отношении качества в Концепции отмечено, что в настоящее время в России наблюдается недостаточный уровень качества государственного управления, качества профессиональных кадров, энергоресурсов, медицинских и образовательных услуг, что в конечном итоге определяет низкое качество жизни граждан России и конкурентоспособность страны.

Цель разработки Концепции состоит в определении путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Исходя из целей Концепции долгосрочного развития России могут быть установлены национальные цели

в области качества на двух уровнях. Цели НСК верхнего уровня должны включать в себя: ^ рост удовлетворенности граждан благосостоянием

и уровнем качества жизни; ^ рост конкурентоспособности государства; ^ рост полезности (качества) общественного продукта.

Цели НСК второго уровня содержат: достижение соответствия уровня качества продуктов (услуг) коммерческих, государственных, общественных организаций и всей системы государственного управления установленным требованиям (стандартами) с целью удовлетворения возрастающих требований потребителей.

Для формирования национальной стратегии качества необходимы серьезные разработки теоретического и методологического плана, а также институциональные преобразования в России, что требует научного сопровождения этого процесса в академических (научных) институтах страны. Можно выделить следующие важнейшие направления исследований в этой области. Во-первых, в теоретическом аспекте необходимо: ^ ясно идентифицировать категории качества национального масштаба, а именно: полезность и качество общественного продукта, качество жизни человека, качество государственного управления и другие объекты качества национального уровня; ^ определить все заинтересованные стороны процесса формирования качества этих объектов, а также требования (критерии) выделенных сторон в отношении качества; ^ сформулировать измеримые показатели качества всех или ключевых объектов (продукции, услуг, управления, уровня жизни и др.). Во-вторых, важно теоретически и методологически определить методы менеджмента качества в национальном масштабе. Так, если рассматривать государство, как большую организацию, предлагающую «продукты» потребителям, то к нему могут быть применимы принципы, правила и требования создания эффективной системы управления по критерию качества, определяемые Всеобщим менеджментом качества для организации и отраженные в международных стандартах ИСО серии 9000 как системы менеджмента качества (СМК) [1]. В теории управления качеством (TQM) требования к построению СМК в организации состоят в необходимости выработки Политики организации в области качества, принятия принципов менеджмента качества, основные из которых заключаются в ориентации на потребителя, лидерстве руководства в области качества, процессном подходе при достижении желаемого результата, наличии прозрачной обратной связи от потребителя. После этого организация опре-

деляет стратегию по реализации Политики в области качества и строит СМК.

Подобная логика вполне применима и к государству в целом. Скажем, можно разработать документ, содержащий принципы и государственную политику в области качества, на основе которой будет строиться национальная стратегия качества, заключающаяся, например, в повсеместном внедрении СМК в наиболее значимых государственных органах и организациях, в повышении роли потребителей, усилении защиты их интересов и др.

В-третьих, важно определить институциональную среду и организационную структуру государственного регулирования в области управления качеством.

В-четвертых, необходимо теоретически разработать экономическую модель НСК, включающей в себя механизм взаимосвязи экономических категорий затрат, результатов и экономической эффективности, которая позволит определить оптимальные программы качества в условиях ограниченных общественных ресурсов.

В отношении последнего следует отметить, что разработка экономических моделей качества, в том числе НСК, составляет предмет научного направления - экономики качества, в настоящее время являющегося менее развитой областью исследований стратегического менеджмента качества. Это обстоятельство определяет исследовательские цели для построения таких экономических моделей. У специалистов в настоящее время сформирован взгляд на качество, как на один из ряда фундаментальных показателей, влияющих на спрос и предложение, рыночные цены продуктов, экономический рост и конкуренцию. При этом остаются нерешенными многие вопросы, например: ^ в чем проявляется влияние качества на экономический рост и на экономическое равновесие; ^ как связаны качество и полезность; ^ определяет ли качество, как одна из фундаментальных рыночных переменных, содержание экономических моделей; ^ каковы экономические выгоды реализации стратегии качества на национальном, региональном и муниципальном уровне; ^ в чем состоят взаимосвязи в экономических моделях стратегии качества?

На мой взгляд, в экономическом аспекте для решения задач НСК требуется:

- формирование принципов, законов и методов экономики качества;

- формулировка содержания категорий полезности, затрат, инвестиций на качество, эффективность менеджмента качества в условиях институциональной экономики;

•• п

СП □ СП

\=в

Мэкроереда

- формирование научных подходов к построению экономических моделей национальной стратегии качества на основе общественной полезности и стратегии качества организации на основе удовлетворенности потребителей и других заинтересованных в деятельности организации и общества сторон, учитывающих, соответственно, ограничения ресурсов организации и общественных ресурсов.

Что касается современного состояния реализации стратегии качества в России, то можно отметить, что в целом сформирована система национальной стандартизации, учитывающая потребности российской экономики, условия функционирования рынков и требования Федеральных законов «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей» и других законов, содержащих требования к качеству. По мнению ряда специалистов, в том числе В.В. Окрепилова [3, 4] и И. Фило-ненко [7], в России реализуются отдельные организационные мероприятия в сфере менеджмента качества. Так, в 1993 г. учреждена Межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества», в 2001 г. - Общероссийская общественная организация «Всероссийская организация качества», на территории России действуют различные программы, направленные на повышение качества отечественной продукции и услуг. В 2012 г. впервые был проведен Всероссийский месячник качества (15 октября - 15 ноября). Активные научные исследования позволили, в частности, обеспечить освоение метода самооценки организаций и учредить в 1997 г. региональные конкурсы по качеству, создать многоуровневую систему подготовки кадров в области качества и многое другое [4]. Вместе с тем, можно отметить, что практических результатов в области российского качества пока недостаточно.

Учитывая важность общественных задач, связанных с ка-

чеством, значительное отставание России в этой области и необходимость его повышения, обозначенной в Концепции долгосрочного развития России, можно констатировать, что проблема качества является одной из важных стратегических задач государства. Чтобы достичь эти цели, необходимо разработать национальную стратегию качества в России, которая определялась бы государством в рамках его общей стратегической линии и была бы направлена на удовлетворение общественных потребностей и решение других задач в области качества.

Развитие институциональной среды НСК должно содержать такие направления, как:

национальная стратегия качества (НСК)

Рыночная среда

Цели НСК

1

Общественная

полезность

продуктов;

Удовлетворен

ность

общественны* потребностей

Ресурсы

Трудовые;

Материальные;

Финансовые:

• Бюджетные;

• Коммерческие

Институциональная среда для формирования стратегии качества организации

Стратегия качества организации {СК]

Цели СК

Рост качества продукции и услуг;

Удовлетворенн ость

потребителей

г

Ресурсы

Трудовые;

Материальные;

Финансовые:

• Собственные;

• Заемные;

• Бюджетные

Обратная связь реализации целей

Ре»ул>т»т

Качество продукции н услуг и удовлетворенность требований

эффект и эффективность НСК

Обратная ешпь эффективности ПСК

Экономическая модель национальной стратегии качества

1) совершенствование институтов стандартизации и контроля качества на базе как существующих государственных структур (например, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии), так и вновь создаваемых институтов;

2) разработка нормативов, связанных с едиными законодательными требованиями и стандартами для защиты российских потребителей от низкосортной продукции и услуг;

3) подготовка кадров для деятельности в области качества, совершенствование стандартов и программ среднего и высшего образования;

4) создание системы мотивации, в том числе установление приоритетов и преференций для организаций, чья деятельность находится в русле практической реализации целей НСК;

5) пропаганда принципов и идеологии качества, направленная на формирование моральных убеждений и стиля делового поведения, обеспечивающих высококачественные результаты труда.

В конечном итоге НСК реализуется через стратегии качества организаций (коммерческих, общественных и др.), а также органов государственной власти, претворение которых в жизнь, в свою очередь, обеспечит достижение целей, поставленных НСК. Стратегия качества организации, в отличие от НСК, выражается в улучшении показателей и характеристик производимой организацией продукции (услуг), удовлетворяющей потребностям потребителей, а также в увеличении экономических и финансовых результатов, характеризующих экономическую эффективность стратегии качества организации. Это создаст основу для экономического эффекта всей НСК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимосвязь различных элементов фундаментальной экономической модели НСК на макро- и микроуровне с выделением важнейших целевых и ресурсных взаимосвязей, прямых и обратных связей представлена на рисунке, демонстрирующем экономический механизм НСК.

Экономический механизм НСК предполагает формирование затрат и результатов, эффектов и эффективности, связанных с качеством. Затраты на управление качеством определяются стоимостью необходимых ресурсов для реализации программ по качеству, а результаты, связанные с качеством, - степенью достижения целей в области качества, например, достигнутым уровнем качества продукции, качества жизни, степенью удовлетворенности покупателей. Таким образом, связанные с качеством эффекты могут быть и стоимостными, и нестоимостными. Критерий эффективности стратегии ка-

чества определяется отношением полезного эффекта на единицу затрат.

Главная задача общей экономики, как науки, состоит в нахождении оптимальной величины результата производства и потребления в условиях ограниченных ресурсов. То же самое присуще и экономике качества, как одному из направлений экономической науки. Невозможно планировать непрерывное увеличение качества продукции или услуг без учета ограниченности или недостатка всех видов используемых ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).

В моделях общей экономики максимизируют или минимизируют стоимостные величины, в моделях экономики качества необходимо оптимизировать результаты, связанные с качеством. Поэтому при формировании макроэкономической модели НСК важно определить критерии оптимальных значений показателей качества. В общем виде экономическая проблема оптимизации качества, если речь идет о качестве продукции, сводится к оптимизации степени удовлетворения общественных потребностей, потребностей индивида и общества от использования продукции.

В рыночных условиях максимизации удовлетворения потребностей противостоят имеющиеся у индивида и общества экономические и финансовые возможности. Следовательно, можно говорить об оптимизации степени удовлетворения потребностей при имеющихся ограничениях финансового и, в широком смысле, ресурсного характера. Данная задача является задачей нахождения оптимальных экономических решений, определяющих такой план действий, который обеспечивает получение максимального или минимального результата в условиях ресурсных ограничений.

В традиционных экономических моделях целевая функция отражает максимум результата и, обычно, такими результатами выступает прибыль и стоимость предприятия. Для экономических моделей национальной стратегии качества целевой функцией выступает максимум удовлетворенности потребителя, определяемой общественной полезностью и качеством продуктов. Таким образом, оптимизация потребления по качеству продукции может предусматривать использование функции полезности, как целевой функции в задаче оптимизации.

Категория полезности является одной из фундаментальных категорий, определяющих спрос и рыночное поведение покупателей. Именно полезность, как показатель удовлетворенности покупателей, может стать целевой функцией в теоретических задачах управления качеством. Для построения целевой функции задач оптимизации необходимо принять некоторые базовые посылы,

позволяющие использовать функцию полезности в линейных задачах. Примем два допущения:

1) ЦХ,.. Хп) = и(Х)+... +и(Хп) - свойство аддитивности полезности;

2) U(X.)-U*X. - свойство функции полезности (пол-

!' I I

ная полезность получается путем умножения удельной полезности на количество продуктов);

где, и(Хр...Хп) - общая полезность потребляемых продуктов;

и(Х ), и, Х - полезность, удельная полезность, количество ¡-го вида продуктов, соответственно.

Экономические и любые другие оптимизационные задачи всегда имеют ограничения. Для постановки целевой функции, как максимума общественной полезности, можно рассмотреть две группы ограничений. Первая группа - это финансовые ограничения, связанные с тем, что полезность (потребительная стоимость) имеет стоимость, а стоимостные показатели ресурсов в экономике всегда имеют предел. Вторая группа ограничений отражает условия производства, мощности, запасы, организационные условия.

Для национальной стратегии качества математическую постановку задачи по нахождению оптимального объема производства продуктов с максимальной общественной полезностью в условиях ограниченных ресурсов можно записать в виде, характерном для задач линейного программирования:

и1*Х1+... +ип*Хп~>тах.

При ограничениях:

Г*Х+... *Х <Г;

11 п п '

г*Х+...+г*Х <Я;

11 п п '

Х1....Хп >0;

где, Х - количество ¡-го вида продукта;

и,, Г - константы на единицу продукции: полезность, финансы и ресурсы для ¡-го вида продукта, соответственно;

Г,И - финансовые и ресурсно-производственные ограничения.

Представленная теоретическая модель может служить основой для построения частных моделей для решения оптимизационных задач в области качества, например, определения оптимального плана по качеству в организации в условиях финансовых ограничений, определения цен оптимального плана и др.

Таким образом, на современном этапе развития России необходимо на всех направлениях государствен-

ной деятельности сформировать национальную стратегию качества, которая может способствовать достижению конкурентоспособности государства и повышению уровня жизни граждан.

Экономическая модель НСК включает в себя комплекс взаимосвязанных элементов на макро- и микроуровнях, направленных на достижение экономического эффекта, связанного с качеством. Разработка подходов, принципов экономической модели НСК создаст механизмы для экономического обеспечения стратегии качества и его оптимизации как на национальном уровне, так и на уровне организации. Результаты национальной стратегии качества могут оцениваться критерием достижения максимальной общественной полезности в условиях ограниченных ресурсов. ■

Литература

1. Воронин Г.П. Качество как национальная идея. Освоение систем качества - путь на мировой рынок // Стандарты и качество. 2004. № 5. С. 40-45.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Режим доступа: http:// www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf, свободный. Загл. с экрана.

3. Окрепилов В.В. Экономика качества как универсальный инструмент развития // Экономика качества. 2012. № 1(1). С. 4.

4. Окрепилов В.В. Роль качества в условиях глобального рынка // Экономика качества. 2013. № 1(2). С. 3.

5. Путин В.В. Обращение к делегатам и гостям VII съезда Российского союза товаропроизводителей [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.roskachestvo.ru, свободный. Загл. с экрана.

6. Материалы Всемирного экономического форума 2012 года. / Счетная палата Российской Федерации. М.: Центр ситуационного анализа, 2012. С. 187.

7. Филоненко И. Проект национальной стратегии качества [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.storonniki. info/proekt-natsionalnoy-strategii-kachestva/, свободный. Загл. с экрана.

8. Чайка И.И. Стратегия качества и развития организации -производная от ее амбиций и внешних условий // Стандарты и качество. 2002. № 10/02. С. 85.

9. African-American-Chinese [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.economist.com/blogs/graphicdetail/2013/03/daily-chart-9, свободный. Загл. с экрана.

10. Worldwide Governance Indicators [Электронный ресурс]. Режим доступа: info.worldbank.org/governance/wgi/index.asp, свободный. Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.