Научная статья на тему 'Ключевые аспекты Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года'

Ключевые аспекты Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
739
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ / РАЗВИТИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ВРЕМЕНИ / ЧАСТОТЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ (ГСВЧ) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ (ГССО) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА СТАНДАРТНЫХ СПРАВОЧНЫХ ДАННЫХ (ГСССД) / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / STRATEGY / ENSURING THE UNIFORMITY OF MEASUREMENTS / DEVELOPMENT / TECHNICAL MEANS / THE STATE SERVICE TIME / FREQUENCIES AND DETERMINATION OF THE EARTH ROTATION PARAMETERS (SSTF) / THE STATE SERVICE OF STANDARD SAMPLES AND PROPERTIES OF SUBSTANCES AND MATERIALS (SSSS) / THE STATE SERVICE FOR STANDARD REFERENCE DATA (SSSRD) / THE FEDERAL STATE METROLOGICAL SUPERVISION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шувалов Геннадий Владимирович, Минин Олег Владиленович, Минин Игорь Владиленович, Зонова Анна Дмитриевна, Ромасько Светлана Владимировна

В данной статье разработана стратегия обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года, направленная на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шувалов Геннадий Владимирович, Минин Олег Владиленович, Минин Игорь Владиленович, Зонова Анна Дмитриевна, Ромасько Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY ASPECTS OF STRATEGIES FOR UNITY OF MEASUREMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2025

This article has developed a strategy for ensuring the uniformity of measurements in the Russian Federation until 2025, aimed at ensuring sustainable and balanced socio-economic development and national security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Ключевые аспекты Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года»

УДК 006

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА

Геннадий Владимирович Шувалов

ФГУП «Сибирский НИИ метрологии», 630004, Россия, г. Новосибирск, пр. Димитрова, 4, кандидат технических наук, директор, тел. (383)210-17-26, e-mail: [email protected]

Олег Владиленович Минин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой метрологии и технологии оптического производства, тел. (383)361-07-45, е-mail: [email protected]

Игорь Владиленович Минин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор технических наук, профессор кафедры метрологии и технологии оптического производства, тел. (383)361-07-45, е-mail: [email protected]

Анна Дмитриевна Зонова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры метрологии и технологии оптического производства, тел. (383)361-07-45, е-mail: [email protected]

Светлана Владимировна Ромасько

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ассистент кафедры метрологии и технологии оптического производства, тел. (383)361-07-45, е-mail: [email protected]

В данной статье разработана стратегия обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года, направленная на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: стратегия, обеспечение единства измерений, развитие, техническое средство, Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственная служба стандартных образцов и свойств веществ и материалов (ГССО), Государственная служба стандартных справочных данных (ГСССД), федеральный государственный метрологический надзор.

KEY ASPECTS OF STRATEGIES FOR UNITY OF MEASUREMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2025

Gennady V. Shuvalov

Federal State Unitary Enterprise SNIIM, 630004, Russia, Novosibirsk, 4 Dimitrov Ave., Cand. of Tech. Sci., director, tel. (383)210-17-26, e-mail: [email protected]

Oleg V. Minin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotny St., Ph. D., Prof. of Department Metrology and Technology of Optical Production, tel. (383)361-07-45, e-mail: [email protected]

Igor V. Minin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotny St., Ph.D., Prof. of Department Metrology and Technology of Optical Production, tel. (383)361-07-45, e-mail: [email protected]

Anna D. Zonova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Cand. of Tech. Sci., associate professor of Department Metrology and Technology of Optical Production, tel. (383)361-07-45, e-mail: [email protected]

Svetlana V. Romasko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., assistant department of Department Metrology and Technology of Optical Production, tel. (383)361-07-45, e-mail: [email protected]

This article has developed a strategy for ensuring the uniformity of measurements in the Russian Federation until 2025, aimed at ensuring sustainable and balanced socio-economic development and national security of the Russian Federation.

Key words: strategy, ensuring the uniformity of measurements, development, technical means, the State Service Time, Frequencies and determination of the Earth rotation parameters (SSTF), the State Service of Standard Samples and Properties of Substances and Materials (SSSS), the State Service for Standard Reference Data (SSSRD), the federal state metrological supervision.

Приоритеты, критерии и система целевых индикаторов Стратегии ОЕИ в Российской Федерации до 2025 года

В соответствии с [1], приоритеты развития системы обеспечения единства измерений (ОЕИ) Российской Федерации как инфраструктурной системы прежде всего связаны с решением задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ. В области социально-экономического развития Российской Федерации основными приоритетами являются повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Также приоритетами развития системы ОЕИ являются действия и мероприятия, направленные на решение системных проблем ОЕИ Российской Федерации [2].

На сегодня Действующая стратегия (Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 17 июня 2009 г. № 529 «Об утверждении Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 года» [3]) устарела. Критериями правильности выбора путей совершенствования разрабатываемой системы ОЕИ является их соответствие векторам развития национальной экономики, приведенным в документах стратегического планирования РФ. К ним относятся:

- концентрация государственного предпринимательства в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры;

- сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики;

- совершенствования государственно-частного партнерства;

- обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

- применение при планировании риск-ориентированных моделей развития;

- расширение механизмов саморегулирования.

Приведенные выше приоритеты с учетом позиционирования системы ОЕИ как инфраструктурной обеспечивающей системы требует введения ряда показателей и целевых индикаторов, характеризующих степень удовлетворенности граждан и хозяйствующих субъектов состоянием системы ОЕИ Российской Федерации [2].

Создание методологии и механизма изучения потребностей экономики и общества в измерениях

Для нормального развития обороноспособности, промышленности, науки, здравоохранения, энергетики, транспорта и других подсистем общества и элементов национальной экономики требуется опережающее развитие системы ОЕИ. Кроме того, система ОЕИ как высокотехнологичный элемент оказывает стимулирующее воздействие на этих подсистем. В условиях реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации по инновационному сценарию, количество измерений в стране будет возрастать, а общество будет предъявлять все более высокие требования к достоверности и сопоставимости результатов измерений, и, прежде всего, в областях, связанных с повышением качества жизни, развитием новых технологий, а также обороны и безопасности государства.

Для организации правильного развития системы ОЕИ и метрологической инфраструктуры необходимо прогнозировать потребности государства и общества в измерениях. Мониторинг и анализ трендов развития приоритетных областей экономики, обороны и безопасности государства, должен формировать информацию об объектах и видах измерений, о требуемых точностных характеристиках.

Данная оценка позволила бы сформулировать научно обоснованные объемы средств, которые следовало бы инвестировать в развитие метрологической инфраструктуры. Экономически развитые страны вкладывают существенные средства в развитие метрологической инфраструктуры. По разным данным экономическая значимость измерений составляет от 0,8 % до 6,0 % ВВП. Наблюдается устойчивая корреляция между рейтингом «качества жизни» и инвестициями в инфраструктуру измерений. В нашей стране развитие метрологической инфраструктуры могло бы давать толчок развития других сфер экономики и формировать в них инновационные точки роста.

Результатом выполнения задач в области совершенствования нормативно-правовой базы должно стать создание совокупности законодательных актов (правового поля), обеспечивающей беспрепятственное развитие системы ОЕИ, необходимое для обеспечения инновационного пути развития национальной экономики, повышение качества жизни граждан и степени удовлетворённости

уровнем ОЕИ, легитимностью и эффективностью выполнения всех видов услуг в области ОЕИ.

Целью Стратегии в области развития эталонной базы на будущее десятилетие следует поставить удержание Россией лидирующих позиций (в первой пятерке стран) по количеству зарегистрированных калибровочных и измерительных возможностей во всех основных видах измерений, что необходимо для поддержки интеграционных процессов, обеспечивающих развитие социальной сферы и промышленности Российской Федерации [4].

Развитие системы ОЕИ в сфере обороны и безопасности государства

Для обеспечения возрастающих потребностей в обеспечении единства измерений в интересах войск (сил) и вооружения, военной и специальной техники сферы обороны и безопасности на период до 2025 года необходимо также решение большого числа специальных задач.

Развитие технической базы обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности государства осуществляется в соответствии Государственным оборонным заказом, утвержденным Правительством РФ. Предлагается обратить внимание на выполнение задач по импортозамещению критически важных образцов измерительной техники [5].

Предложения по развитию ГСВЧ. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) обеспечивает потребности государства в информации о точном значении московского времени и календарной дате, а также в эталонных сигналах времени и частоты с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, спутниковых систем связи, радиосвязи, радиовещания и телевидения, а также в информации о параметрах вращения Земли с использованием согласованных каналов связи.

В структуре ГНСС ГЛОНАСС технические средства ГСВЧ образуют основу фундаментального сегмента, обеспечивая формирование и поддержание национальной шкалы времени, воспроизведение и хранение размеров единиц времени и частоты, а также определение параметров вращения Земли.

Поэтому основным стратегическим направлением развития ГСВЧ является развитие возможностей и технических параметров, обеспечивающих расширение внедрения отечественных спутниковых навигационных технологий и услуг с использованием системы ГЛОНАСС в интересах специальных и гражданских (в том числе коммерческих и научных) потребителей, международного использования российских спутниковых навигационных технологий за счет поддержания и развития системы ГЛОНАСС.

Предложения по развитию ГСССД. На 2016 и последующие (до 2025) годы должны быть проведены следующих мероприятий в части совершенствования деятельности Государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД) как составляющей системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений (в соответствии с Подпрограммой 12 «Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений» Государственной программы Российской Федерации

«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 [1, 6]):

а) формирование и актуализация проблемно-ориентированных информационно-программных комплексов (ИПК) ГСССД на основе:

- таблиц ССД;

- методик ГСССД и таблиц РСД;

- баз данных о свойствах веществ и материалов, включающих аттестованные в ГСССД справочные данные (АСД) для применения:

- в метрологии, в том числе, для разработки и переопределения эталонов на основе фундаментальных физических констант;

- в научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках;

- в производственных технологиях в нефтегазовом и топливно-энергетическом комплексах;

- в области использования атомной энергии;

- в химических технологиях;

- в технологиях получения новых материалов, включая наноматериалы;

б) формирование механизмов внедрения данных в указанные выше технологии;

в) формирование и актуализация реестров таблиц ССД и методик ГСССД, в том числе, в электронном виде;

г) формирование и актуализация информационных баз данных по таблицам ССД и методикам ГСССД;

д) формирование и актуализация новых аттестованных методик ГСССД;

ж) получение обобщенных результатов выполнения межгосударственных Программ МГС по разработке Таблиц ССД на пространстве СНГ.

Получение соответствующих результатов предполагается с учетом «приоритетных направлений в области обеспечения единства измерений и видов измерений, для которых развитие измерительных технологий, обеспечение прослеживаемости измерений к первичным эталонам, их уровень и модернизация особенно актуальны».

Предложения по развитию ГССО

Стандартные образцы (СО) являются одними из наиболее широко распространенных и мобильных средств метрологического обеспечения измерений, применяемых в тысячах лабораторий организаций и предприятий страны. Мониторинг потребности в стандартных образцах, проведенный с 2010 по 2015 гг., свидетельствует об отсутствии в России более 2500 типов СО, необходимых для метрологического обеспечения измерений [7].

Опережающее развитие метрологического обеспечения измерений для приоритетных направлений развития науки, техники и технологий

В период до 2025 года деятельность в области обеспечения единства измерений должна быть сконцентрирована, в значительной степени, на фундаментальных и прикладных исследованиях по метрологии, разработке и совершенствовании государственных первичных и государственных вторичных (рабо-

чих) эталонов, работах по содержанию, применению и международному сличению эталонов, разработке нормативных документов в области обеспечения единства измерений, других направлениях деятельности, в значительной степени связанных с решением актуальных измерительных задач приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и соответствующих им критических технологий, направленных на достижение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [8].

Повышение эффективности федерального государственного метрологического надзора

Эффективность федерального государственного метрологического надзора оценивается полнотой охвата надзором субъектов хозяйственной деятельности и уровнем соблюдения ими установленных метрологических правил и норм. В этой связи повышение эффективности федерального государственного метрологического надзора требует выполнения ряда мероприятий [9-14]:

- увеличение численности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений до 1000 человек);

- применение при осуществлении надзора новых технологий, автоматизированных средств контроля;

- внедрение на предприятиях внутреннего метрологического надзора, результаты которого документируются, что позволит органам госнадзора сокращать время проверки;

- обучение и повышение квалификации государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;

- органичное включение госнадзора в канал обратной связи системы управления обеспечением единства измерений;

- разработку программы повышения эффективности федерального государственного метрологического надзора с применением новых средств и методов ведения надзорных мероприятий;

- разработку программы целевых проверок состояния средств измерений и соблюдения метрологических правил и норм в приоритетных отраслях, в том числе в агропромышленном комплексе.

Ожидаемые результаты проведения мероприятий, предусмотренных Стратегией ОЕИ в Российской Федерации до 2025 года

Реализация мероприятий в области обеспечения единства измерений приведет [1-16]: к увеличению доли продукции, произведенной с помощью наукоёмких технологий, до 55 % общего объема промышленной продукции, произведенной в Российской Федерации (4-6 % объема мирового рынка), а также позволит увеличить в 3-5 раз точность и расширить диапазоны измерений физических величин в большинстве областей науки и техники, в том числе при решении задач развития критических технологий Российской Федерации, в базовых отраслях реального сектора экономики, социальном и оборонном комплексах и на этой основе, по экспертным оценкам, обеспечить:

- в среднем на 5-20 % повысить уровень метрологического обеспечения на ряде важнейших направлений науки, техники и технологий (энергетика, элек-

троника, перспективные машины, технологии и производства, в т.ч. нанотехно-логии, сверхпроводимость, новые сверхчистые материалы, информатика, экология, медицина и др.);

- ежегодную экономию электроэнергии только для целей освещения в объеме 2,5-3 млн. кВтч,;

- экономию в 300 млн. руб. в год при экспорте твердых и жидких топлив и 450 млн. руб. в год при экспорте природного газа при повышении точности измерений энергии сгорания;

- экономию в 4,5 млрд. руб. в год за счет снижения потерь при добыче, транспортировке и коммерческих операциях с нефтью;

- экономический эффект более 9 млрд. руб. в год в строительстве в результате внедрения эталонных мер теплопроводности;

- экономический эффект до 30 млрд. рублей, по оценкам военных специалистов, в результате повышения точности гидроакустических измерений в натурных условиях на 3 дБ;

- экономию средств до 100 млн. руб. при закупке ультразвукового медицинского оборудования;

- значительное улучшение условий труда, охраны окружающей среды и техники безопасности, в т.ч. на ядерно-физических объектах и установках, а также медицинского обслуживания населения;

- снижение травматизма на 20 % за счет аттестации рабочих мест;

- снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 10-15 %;

- повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции с выходом ее на мировой рынок.

Таким образом, изменения в Федеральном Законе № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» потребуют изменений соответствующих нормативных актов, таких как Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 734, от 02.10.2009 г. № 780, от 02.11.2009 г. № 884, от 31.10.2009 г. № 879, от

15.06.2009 г. № 1057; Приказы Минпромторга России от 30.11.2009 г. № 1081, от 15.02.2010 г. № 122, от 02.07.2015 г. № 1815, от 25 июня 2013 г. № 970, от

16.03.2010 г. № 196; Положение о признании результатов калибровки при поверке средств измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений; Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии» [4, 5, 7-16].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 328) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70643464/#friends#ixzz42BBlsX4X. - Загл. с экрана.

2. Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) [Электронный ресурс] // Консуль-

тантПлюс; ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

3. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 17.06.2009 г. № 529 «Об утверждении Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс; ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. №734 «Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений» [Электронный ресурс] // ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. №780 «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантП-люс; ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Паспорт подпрограммы 12 «Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Загл. с экрана.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. №884 «Об утверждении Положения о Государственной службе стандартных образцов и свойств веществ и материалов» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс; ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 г. №879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс; ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

9. Приказ Минпромторга России от 30.11.2009 г. № 1081 «Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения» (зарегистрирован Минюстом России 25.12.2009 г. № 15866; с изм. от 30.09.2011 г. № 1326) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс; ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

10. Приказ Минпромторга России от 15.02.2010 г. № 122 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений» (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2010 г. №16674) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс; ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

11. Приказ Минпромторга России от 02.07.2015 г. № 1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свиде-

тельства о поверке» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс; ФБУ «Ростест-Москва». -Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

12. Положение о признании результатов калибровки при поверке средств измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс; ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

13. Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс; ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

14. Приказ Минпромторга РФ от 25 июня 2013 г. № 970 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений " (с изм. от 16.02.2015 г. № 268; от 14.12.2015 г. № 4040) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс; ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. № 1057 «О порядке оплаты работ и или услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс; ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

16. Приказ Минпромторга России от 16.03.2010 г. № 196 «Об утверждении методик расчета стоимости работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам» (зарегистрирован Минюстом России 20.04.2010 г. № 16940) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс; ФБУ «Ростест-Москва». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/; http://www.rostest.ru/services/metrology/obespechenie-edinstva-izmereniy/. - Загл. с экрана.

© Г. В. Шувалов, О. В. Минин, И. В. Минин, А. Д. Зонова, С. В. Ромасько, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.