УДК 006
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТРОЛОГОВ
Анна Дмитриевна Зонова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск,
ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры метрологии и
технологии оптического производства, тел. (383)361-07-45, e-mail: annet-anutka@,yandex. ru
Галина Вячеславна Симонова
Сибирская геодезическая государственная академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры метрологии и технологии оптического приборостроения, тел. 8913-724-67-47, e-mail: SimGal@list.ru
Надежда Константиновна Шмакова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры метрологии и технологии оптического производства, тел. (383)361-07-45, e-mail: kaf.metrol@ssga.ru
В статье показана роль и значение метрологического обеспечения для решения важнейших задач народного хозяйства России. Отражена необходимость преемственности изучения других дисциплин.
Ключевые слова: метрологическое обеспечение, единство измерений, качество измерений, бакалавр-метролог.
PROBLEMS OF THE STUDY OF DISCIPLINE «METROLOGICAL PROVISION» FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY METROLOGES
Anna D. Zonova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D. tech., senior teacher Department of Metrology and Optical instrumentation technology, tel. (383)361-07-45, e-mail: annet-anutka@yandex.ru
Galina V. Simonova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St.,
Ph. D. tech., assistant professor Department of metrology and optical instrumentation technology, tel. 8913-724-67-47, e-mail: SimGal@list.ru
Nadegda K. Shmakova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior teacher Department of Metrology and Optical instrumentation technology, tel. (383)361-07-45, e-mail: kaf.metrol@ssga.ru
In article is show the role and importance of metrology software for solving the major problems of the Russian economy. Reflected the need for continuity of studying other disciplines.
Key words: metrological assurance, traceability, quality measurement, bachelor Metrology.
Не секрет, что уровень развития любого современного государства в значительной степени определяется состоянием метрологического обеспечения промышленности, науки и техники, обороноспособности и безопасности государства, медицины, развития торговли и других важнейших задач народного хозяйства. А поэтому знание основ метрологического обеспечения - научных, организационных, нормативных и технических являются важными вехами в образовательном процессе будущих бакалавров.
Под метрологическим обеспечением (согласно РМГ 29-99 [1]) понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
Для России повышение точности измерении многих товаров, которые поставляются в количественном выражении, является актуальным (нефти, газа, леса и других энергоресурсов). Так, увеличение точности измерений в сфере учета энергоносителей лишь на 0,5 % соответствует вовлечению в оборот товаров на сумму в несколько миллиардов долларов. Исследования показывают, что точность измерения, например, количества газа в магистральных трубопроводах не превышает 3 %, а в распределительных сетях 10 %.
Сегодня в России эксплуатируется 1 млрд. средств измерений (только в торговли используется 170 млн. средств измерений: счетчиков, весов, расходомеров...), в работу вовлечены миллионы людей, занятые измерениями профессионально.
Повседневная жизнь страны немыслима без эффективного функционирования Государственной системы обеспечения единства измерений. Так обеспечение обороны и безопасности государства невозможно осуществить без высокоточных средств измерений. Современные образцы военной техники являются высокоэффективными информационноизмерительными системами, которые обладают способностью получения и возможностью в достаточно короткие сроки обрабатывать большие объёмы высокоточной измерительной информации.
Важна роль метрологии в системе технического регулирования Российской Федерации, так как формирование требований к характеристикам продукции (как обязательных, так и добровольных к применению), а также оценка соответствия данным требованиям должны основываться на результатах измерений и испытаний продукции.
Проникаясь важностью изучения метрологического обеспечения (МО), студенты должны знать, что основной тенденцией в развитии МО является переход от существовавшей ранее сравнительно узкой задачи обеспечения единства и требуемой точности измерений к принципиально новой задаче обеспечения качества измерений. Качество измерений характеризует совокупность свойств средств измерений, обеспечивающих получение в установленный срок результатов измерений с требуемой точностью (размером допускаемых погрешностей, достоверностью, правильностью, сходимостью и воспроизводимостью). И вот здесь начинаются трудности в изучении, связанные с отсутствием производственной базы в обучении.
Изучение дисциплины «Метрологическое обеспечение» начинается в четвертом семестре после знакомства с курсом «Метрология, стандартизация и сертификация». Уже с первых лекционных и практических занятий становится понятен тот факт, что студенты рассматривают преподаваемую дисциплину как что-то новое, почти не связанное с предшествующим материалом, воспринимают почти оторванным от ранее рассмотренных вопросов, а потому приходится более детально повторять научную основу метрологического обеспечения - метрологию.
Понятие МО применяется, как правило, по отношению к измерениям (испытанию, контролю) в целом. В то же время допускают использование термина МО технологического процесса (производства, организации), подразумевая при этом МО измерений (испытаний или контроля) в данном процессе. Студенты-бакалавры далеки от этого технологического процесса, даже все стадии жизненного цикла изделия или процесса, которые тоже являются объектами МО, они, в лучшем случае, видят из презентации.
Современные требования к бакалаврам-метрологам предполагают формирование различных компетенций: производственно-технологических, организационно-управленческих и других. Так ФГОС 221700 - Стандартизация и метрология ставит задачи [2]:
- практического освоения современных методов контроля, измерений, испытаний и управления качеством, эксплуатацию контрольно-измерительных средств; разработку локальных поверочных схем по видам и средствам измерений; проведения поверки, калибровки, ремонта и юстировки средств измерений;
- определения номенклатуры измеряемых и контролируемых параметров продукции и технологических процессов; установление оптимальных норм точности измерений и достоверности контроля; выбора средств измерений, испытаний и контроля, а без достаточной производственнотехнической базы невозможно подготовить хорошего специалиста.
Необходимо обеспечить производственную практику студентов на предприятиях для того, чтобы они знали продукцию, материалы, процессы производства продукции, организационные основы размещения этих процессов на производстве и др. Без практической базы и без научноисследовательских институтов с их эталонной базой подготовка бакалавров-метрологов, а тем более специалистов (резолюция п. 3 Круглого стола по теме «Проблемы метрологического образования в России» [3]), бессмысленна.
Необходимо обеспечить учебный процесс современной инструментальной базой и создать условия для практического взаимодействия учреждений (ФГБОУ ВПО «СГГА») и предприятий с точки зрения будущего трудоустройства выпускников (материалы Круглого стола [3]). Также обеспечить доступ к лабораториям и производственному процессу профильных предприятий, например, ФГУП «СНИИМ». Проводить мастер-классы по поверке оптико-электронных и геодезических приборов, рекламировать метрологическую службу ФГБОУ ВПО «СГГА», так как только в ней имеется эталонный геодезический полигон для комплексной поверки геодезических средств измерений: рулеток, кодовых и цифровых нивелиров и теодолитов, светодальномеров, тахеометров, кипрегилей, буссолей, трассоискателей, а также спутниковой аппаратуры. И тогда выпускники кафедры МиТОП наряду с полученными теоретическими знаниями в области метрологического обеспечения и практическими навыками смогут достойно работать метрологами в любой сфере народного хозяйства Росси.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. РМГ 29-99. ГСИ. Метрология. Основные термины и определения // Введ. 2001-01-01. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 2000. - 146 с.
2. ФГОС ВПО по направлению подготовки 221700 - Стандартизация и метрология (квалификация (степень) «бакалавр») // Приказ Минобрнауки РФ от 18.05.2011 № 1657. -Режим доступа: КонсультантПлюс.
3. Круглый стол по теме «Проблемы метрологического образования в России» // Матер. Круглого стола (Резолюция, п. 3). - 21.11.2013. - Организатор - журнал «Мир измерений». - М.: Торгово-промышленная палата РФ, 2013. - С. 44-51.
© А. Д. Зонова, Г. В. Симонова, Н. К. Шмакова, 2014