Научная статья на тему 'Экономическая модель ноосферного развития'

Экономическая модель ноосферного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гагут Луиза Дмитриевна

Рассматриваются проблемы ноосферного развития экономики, определяются основные направления новой экономической стратегии России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICAL MODEL OF NOOSPHERIC DEVELOPMENT

The problems of the noospheric development of economy are considered.

Текст научной работы на тему «Экономическая модель ноосферного развития»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

И С Т О Р И Я

УДК 1/14:33(100)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ

Л.Д. ГАГУТ

Рассматриваются проблемы ноосферного развития экономики, определяются основные направления новой экономической стратегии России.

Обеспечение экологической безопасности является одной из важнейших проблем современного развития. Это связано как с кризисом нынешней модели индустриального общества, высокой экологической опасностью существующей техногенной цивилизации, так и с необходимостью неотложного решения глобальных ресурсно-экологических проблем, возникших перед человечеством во второй половине ХХ столетия. Несмотря на то, что уже в начале прошлого столетия выдающийся ученый нашего времени В.И. Вернадский обращал внимание на необходимость изменения парадигмы экономического развития в сторону гармоничного взаимодействия природы и общества, неизбежность формирования новой модели экологически устойчивого, или, по определению В.И. Вернадского, ноосферного развития была осознана лишь в последние десятилетия. Вместе с тем, подавляющее число публикаций на данную тему в основном касаются чисто экологических аспектов устойчивого развития, оставляя в значительной мере на периферии социально-экономические факторы такого развития. Решение экологических проблем в настоящее время выступает не только как важнейшее условие обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду, но и становится фактором, во многом лимитирующим экономическое развитие.

Существующий мировой порядок оказался неспособным решать глобальные проблемы человечества. Об этом наглядно свидетельствует реализация стратегических задач, выдвинутых в 1992 году на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия). На этой конференции, проходившей с участием руководителей 179 государств мира, был принят документ, названный «Повестка дня на XXI век», суливший решение экологических проблем и переход к устойчивому развитию с учетом составляющих - социальной, экономической и экологической. И, казалось бы, для этого имелись все основания: было преодолено противостояние двух мировых систем - социалистической и капиталистической, высокими темпами развивалась мировая экономика, произошел скачок в научно-техническом прогрессе, особенно в области информационных технологий, с помощью всемирной сети Интернет появилась возможность донести плоды науки, техники и культуры до каждого уголка планеты. Но ни одна из стратегических задач, поставленных в «Повестке дня на XXI век», не была выполнена. Более того, появились новые глобальные проблемы и угрозы, обострились прежние. Очевидно, что в новом тысячелетии нужен новый мировой порядок и новая модель развития мира.

Россия первой может осуществить реализацию ноосферной модели экономического развития и совершить глубокую перестройку социально-экономических отношений, основные элементы которых необходимы при установлении нового мирового порядка, основанного на переходе всех стран на экологически безопасный и устойчивый путь развития. В этом случае наша страна выступает в качестве своеобразного «экспериментального полигона» для отработки практических действий при движении мирового сообщества в этом направлении.

Реализация ноосферной модели развития требует новой стратегии экономических реформ в России, ключевыми моментами которой являются:

1. Создание экологизированной системы подготовки и принятия решений.

2. Коренное изменение налоговой системы.

3. Включение показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений в обществе.

Рассмотрим более подробно каждую из этих составляющих.

1. Создание экологизированной системы подготовки и принятия решений

На каждом этапе развития земной цивилизации человечество обладает определенным потенциалом по использованию и преобразованию ресурсов биосферы без нарушения ее устойчивости. Этот потенциал по мере ускорения научно-технического прогресса и включения в производственные процессы новых сил природы увеличивается, а, следовательно, расширяются и возможности выживания человечества.

Анализ предшествующего экономического развития мирового сообщества показал, что в современном мире ради сиюминутной выгоды предпочтение отдавалось, как правило, социально-экономическим и техническим исследованиям в ущерб изучению экологических и других глобальных проблем современности. В результате наши знания об отношениях природы и общества, а также жизнеобеспечении будущих поколений, оказались недостаточны, чтобы уверенно двигаться по пути ноосферного развития.

В связи с этим есть основания утверждать, что первоочередными задачами, стоящими перед наукой, должны быть:

• проверка обоснованности гипотез, связанных с глобальным потеплением климата и истощением озонового слоя Земли;

• определение предельно допустимых (граничных) показателей загрязнения окружающей среды и использования природных ресурсов как в целом для планеты, так и для отдельных экосистем;

• определение «узких» мест в биосферном равновесии;

• исследование демографического фактора и разработка рекомендаций по его регулированию;

• поиск новых нетрадиционных источников получения энергии, продуктов питания и конструкционных материалов.

Важное место в создании экологизированной системы подготовки и принятия решения занимает создание системы экологических ограничений на хозяйственную деятельность.

Создание такой системы позволит:

- выполнять принятые международные и экосистемные соглашения;

- обеспечить гармонизацию принимаемых природоохранительных законодательных актов, экологических норм и стандартов с международными нормами;

- выработать общие подходы, критерии, методы и процедуры оценки качества и контроля состояния окружающей среды;

- осуществлять поэтапную, рассчитанную на несколько лет, перестройку хозяйственного механизма управления экономикой в соответствии с принципами экологически безопасного и устойчивого развития при неизменном приоритете прав человека на здоровую среду обитания.

Любое крупномасштабное вмешательство в природу должно осуществляться только после оценки воздействия его на окружающую среду. Такая оценка должна проводиться с целью:

предотвращения деградации окружающей среды;

устранения угрозы для здоровья человека при прямом, косвенном и других видах воздействия с учетом отдаленных последствий;

обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития.

При установлении экологических ограничений учитываются:

- критические (предельные) нагрузки (индивидуальные и интегральные) антропогенных воздействий на отдельные территории, природные системы, животный и растительный мир региона;

- предельно допустимые объемы изъятия отдельных видов природных ресурсов из экосистем;

- лимиты на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду по предприятиям, установленные на базе экологических программ на данных предприятиях.

В лимитах выделяются загрязняющие вещества, оказывающие влияние на:

а) глобальное потепление климата;

б) разрушение озонового слоя;

в) появление кислотных дождей;

г) состояние окружающей природной среды сопредельных территорий в результате переноса загрязнений.

Такая система нормативов при условии создания надежной информационной базы о состоянии окружающей среды должна сыграть исключительно важную роль в управлении природоохранной деятельностью. На основе указанных выше информационной и нормативной баз должна осуществляться разработка и взимание платежей (налогов) за загрязнение окружающей среды.

2. Коренное изменение налоговой системы

Новая налоговая политика должна адекватно реагировать на истощение ресурсов биосферы, обеспечивая при этом:

• прорыв в экономике за счет высоких технологий;

• уменьшение уровня бедности населения;

• улучшение среды обитания;

• рациональное использование природных ресурсов;

• создание равных экономических условий в конкурентной борьбе всем хозяйствующим субъектам.

Существующая налоговая система является ущербной для нашей страны. Она носит чисто фискальный характер, не играет никакой стимулирующей роли и не способствует переходу России на ноосферную модель развития. Кроме того, в ее недрах созданы условия для вывоза капитала (природной ренты) за рубеж, сокрытия налогов и других экономических преступлений. Вследствие этого действующая ныне налоговая система требует коренного изменения. Россия должна первой в мире перейти на новую систему налогообложения рентного типа с переносом центра тяжести налогового бремени на природную ренту. Центральное место в новой налоговой системе должно принадлежать изъятию природной ренты (абсолютной и дифференциальной).

Абсолютную природную ренту следует рассматривать как рентный платеж в пользу будущих поколений. Этот платеж связан с ограниченностью и истощением природных ресурсов, постоянным их сокращением на одного человека в связи с ростом населения на нашей планете. По сути дела, развитие мира ведет к сокращению жизненных возможностей и обеднению будущих поколений с точки зрения обеспечения их природными ресурсами. Отработав сегодня месторождение полезных ископаемых, мы тем самым «отобрали» его у будущих поколений. Поэтому абсолютную ренту следует рассматривать как возврат «долга» им и взиматься она должна в Фонд будущих поколений.

Абсолютную ренту приносят все используемые природные ресурсы. Размер ее не зависит от качества и местоположения природных ресурсов и должен исчисляться в виде определенно-

го процента от реализованной продукции. Создание данного Фонда должно начинаться с преобразования Стабилизационного фонда в Фонд будущих поколений России.

Одной из главных целей Фонда будущих поколений является превращение невоспроизводимого природного капитала в воспроизводимый, способный приносить доход в будущем, а, следовательно, дивиденды будущим поколениям. Собранные средства данного Фонда в первую очередь должны направляться на создание высоких технологий, с помощью которых можно было бы осуществить качественный прорыв в экономике нашей страны и получить более высокие дивиденды для решения социально-экономических задач населения. Для решения указанной проблемы необходимо осуществить следующие меры.

1.Разработать ряд федеральных целевых программ (желательно, чтобы они носили президентский статус) по созданию прорывных технологий, которые бы положили начало новой технической революции, а также обеспечили бы высокую конкурентоспособность России и ее приоритет по этим технологиям на мировом рынке.

2.Создать Российский центр высоких технологий, основными функциями которого должны стать:

а) организация научных исследований:

- разработка технических заданий на выполнение научно-исследовательских работ по созданию новой техники и технологий, по технико-экономическим показателям превышающих лучшие мировые образцы;

- проведение конкурса среди научно-исследовательских организаций на выполнение работ в соответствии с техническим заданием;

- выделение грантов победителям конкурсов на выполнение работ;

- приемка выполненных работ;

б) ведение информационного банка высоких технологий:

- сбор и систематизация высоких технологий на основе современных информационных систем;

- выпуск информационных бюллетеней по высоким технологиям;

в) сертификация новой техники и технологий:

- выдача сертификата и присвоение соответствующего знака указанной технике и технологиям;

г) организация разработки и внедрения пилотных проектов высоких технологий:

- проведение конкурса среди проектных институтов на разработку пилотных проектов производств с высокими технологиями;

- выделение грантов победителям указанного выше конкурса;

- тиражирование пилотных проектов;

- проведение конкурса среди предприятий и организаций на реализацию пилотных проектов;

- разработка проектов будущих предприятий.

Первое предприятие, построенное по пилотажному проекту, должно иметь льготное налогообложение в течение пяти лет после пуска его в эксплуатацию.

Важно, чтобы Российский центр высоких технологий функционировал в одной связке с Российским фондом будущих поколений и финансировался за счет его средств. Определенную часть эффекта от внедрения высоких технологий необходимо направлять в указанный выше фонд.

Для обеспечения экономического стимулирования структурной перестройки и технического перевооружения национального хозяйства на базе высоких технологий следует:

а) установить специальные налоговые режимы в отраслях, определяющих научнотехнический прогресс (в первую очередь в машиностроении);

б) освободить от импортных пошлин высокие технологии и оборудование, закупаемые за рубежом;

в) освободить от налогообложения прибыль, направляемую на техническое перевооружение предприятий;

г) осуществить частичное безвозмездное субсидирование со стороны государства мероприятий, направленных на ресурсосбережение.

Наряду с указанными мерами важно ввести налог на сверхнормативное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Нормативы должны устанавливаться на единицу продукции по отдельным видам производств на уровне лучших мировых достижений.

Под дифференциальной природной рентой следует понимать сверхнормативный дополнительный доход, получаемый в результате эксплуатации лучших природных ресурсов по качеству, местоположению, естественным, экологическим и социально-экономическим условиям производства. Это незаработанный доход, полученный без труда и предпринимательской деятельности, поэтому он должен принадлежать всему обществу, а не отдельным корпорациям, компаниям и предприятиям. В настоящее время природная рента в нашей стране оказалась приватизированной небольшой (не более 10%) группой людей, ставшими сейчас миллионерами и миллиардерами. При этом около 90 % наших сограждан оказались лишенными доступа к этому общественному благу. В этом причина огромного разрыва в уровнях доходов богатых и бедных граждан России. Поэтому главной задачей новых социально-экономических преобразований является разворот финансового потока в обратном направлении: от приватизировавших природную ренту олигархов на благо народа.

Решение данной задачи невозможно без создания механизма устранения сокрытия дифференциальной природной ренты. Для этого необходимо:

1) установить государственную монополию на экспорт стратегических видов сырьевых товаров;

2) ввести государственный заказ на экспорт указанных товаров и на конкурсной основе распределять его между отдельными компаниями (предприятиями);

3) осуществлять исчисление дифференциальной ренты, исходя из нормативных, а не фактических затрат. Нормативы затрат должны быть разработаны с учетом естественных (природных), социально-экономических и других факторов производства;

4) создать на территории России сырьевые биржи, где будут устанавливаться цены на сырьевые товары. До появления сырьевых бирж следует установить на государственном уровне предельные цены на первичное природное сырье и разрешить его реализацию по цене, допускающей отклонение от предельной на +10%.

Следует разделить сверхприбыль на дифференциальную природную ренту, изымаемую государством в виде налога или платежей арендного типа, и предпринимательский доход, остающийся в распоряжении предприятий. Горнодобывающее предприятие по утвержденной методике самостоятельно определяет сумму дифференциальной природной ренты и несет ответственность за достоверность расчетов.

На первом этапе изымаемая дифференциальная рента может направляться в бюджет, а в последующем - в специальный Фонд гражданской ренты.

Дифференциальная природная рента должна превратиться в общественные доходы и расходоваться на решение социальных задач и выплату дивидендов населению.

3. Включение показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений в обществе

Экономическая оценка природных ресурсов важна для всего комплекса вопросов, связанных с рациональным их использованием. Это обусловлено тем, что в связи с постепенным истощением природных ресурсов на планете их ценность будет постепенно возрастать. Поэтому в стратегическом плане мы должны стремиться к тому, чтобы национальное богатство России, основу которого составит стоимостная оценка природных ресурсов (не менее 80-85%), стала главным активом, обеспечивающим ее денежную единицу, фундаментом новой финансовой

системы государства. Российский рубль, если он будет опираться на природные ресурсы нашей страны, как активы, может стать одной из самых «твердых» и надежных валют в мире.

Для решения данной стратегической задачи необходимо:

1) создать сырьевые биржи внутри страны и продавать сырьевые товары за рубли (первые шаги в этом направлении уже сделаны);

2) оценить природные ресурсы России как важнейшую составляющую нашего национального богатства, чтобы предъявить миру официальную статистику их стоимости;

3) создать Российский банк природных ресурсов с выпуском соответствующих ценных бумаг под природные ресурсы, которые могли бы свободно продаваться и покупаться. Следует сделать так, чтобы только владельцы ценных бумаг могли участвовать в конкурсах за право пользования природными ресурсами России.

Реализация этих предложений позволит превратить Россию в мирового интеллектуального и духовного лидера по переходу человечества на новую модель экономического развития, обеспечивающую эффективное противостояние глобальным угрозам человечеству и повышение качества жизни на Земле.

На национальном уровне переход на новую модель развития позволит обеспечить:

в) в области экономики:

- сохранение суверенитета над экономикой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- существенный рост экономики;

- переход на ресурсосберегающие технологии;

- техническое перевооружение национального хозяйства на базе высоких технологий;

- конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке;

- равные экономические условия в конкурентной борьбе.

б) в области социального обеспечения граждан и формирования финансовых ресурсов страны:

- уменьшение уровня бедности населения России;

- формирование отношения населения к природным ресурсам России как к собственному богатству;

- превращение природной ренты в основной источник доходной части бюджета;

- рост общественного благосостояния народа за счёт природной ренты;

- высокая материальная заинтересованность каждого гражданина в результатах своего труда, т.к. все, что он заработал своим трудом, не будет облагаться налогом;

- увеличение поступлений в государственный бюджет (за счёт ликвидации основы сокрытия налогов и различных экономических преступлений);

- прекращение «утечки» природной ренты за рубеж;

- улучшение среды обитания.

ECONOMICAL MODEL OF NOOSPHERIC DEVELOPMENT

Gagut L.D.

The problems of the noospheric development of economy are considered.

Сведения об авторе

Гагут Луиза Дмитриевна, окончила Приазовский государственный технический университет (1971), член Российского философского общества, доктор экономических наук, профессор МГТУ ГА, автор более 60 научных работ, область научных интересов - экономика, экология, ресурсосбережение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.