10. Примерное положение о межотраслевом государственном объединении (Утв. Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР от 13.06.1988, № 746)
11. Протокол решения Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий от 10 июля 2009 г. № П13-4-08-845вн.
12. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. — СПб.: Изд-во «Лань». — 2001. — 416 с.
13. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года / Министерство образования и науки РФ. — М., 2006.
14. Типовое положение об учебно-научно-производственном комплексе учебного заведения и базового предприятия. — Министерство ВССО СССР. — М., 1987.
ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ
В.П. Делия,
ректор Института социально-экономического прогнозирования и моделирования (г. Балашиха, Московская область), кандидат философских наук, профессор [email protected]
В статье рассмотрены различные аспекты инновационного развития в связи с новыми задачами, стоящими перед человечеством в XXI веке. Предложен новый экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. Показаны пути перехода России на инновационный, экологически безопасный путь развития.
Ключевые слова: модернизация, инновационная экономика, устойчивое развитие, охрана окружающей среды, экономика природопользования, Россия.
ББК 65.1 УДК 347.471.33.37
Формирование инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны. Руководство России неоднократно заявляло о приоритетности инновационного развития национальной экономики. Несмотря на отдельные успехи последних лет, России пока не удалось свернуть с энергосырьевого пути развития, что неизбежно ведет к росту зависимости от импорта товаров и технологий, к закреплению за Россией роли сырьевого придатка мировой экономики. В дальнейшем такое развитие событий может повлечь за собой необратимое отставание российской экономики от ведущих экономик мира и вытеснение ее на обочину мирового экономического развития. Современная модель экономики России должна соединить в себе дальнейшее развитие уже сегодня конкурентоспособных отраслей российской экономики, в частности, сырьевых, с модернизацией секторов высоких технологий.
Такая модель предполагает смещение акцентов развития экономики по следующим приоритетным направлениям.
1. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к стандартам образования нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности, помогать успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.
2. Повышение производительности труда и эффективности производства — важнейший путь для обеспечения достойного места России на мировых рынках в условиях растущей глобальной конкуренции. В основных секторах экономики показатель повышения производительности труда в ближайшее десятилетие должен быть увеличен как минимум в 4 раза.
3. Национальная инновационная система должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации.
4. Развитие базовых секторов экономики должно быть направлено на глубокую переработку природных ресурсов, ра-
циональное использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.
5. Масштабная модернизация должна охватить существующие производства во всех сферах экономики, изменить практически все используемые в настоящее время технологии, парк машин и оборудования.
6. Последовательное осуществление строительства новых и модернизацию действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций.
7. Развитие финансовой инфраструктуры.
Конкретные направления социально-экономической политики России сконцентрированы на решении трех ключевых проблем:
— создание равных возможностей для людей;
— формирование мотивации к инновационному поведению;
— радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего, на основе роста производительности труда.
Конечный результат этих решений — вхождение России в число мировых технологических лидеров [1,2].
Вместе с тем, стратегия инновационного развития нуждается в изучении и уточнении ее основных приоритетов, учитывающих как особенности инновационного развития нашей страны, так и возможности поиска соответствующих «ниш», в которых российская экономика могла бы занять достойное место.
Инновационные технологии, бурно развивающиеся в передовых странах мира (новые информационные технологии, создание суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения и др.), ориентированы преимущественно на сферу услуг и не вносят кардинальных изменений в базовые отрасли экономики, такие, например, как энергетика и производство основных конструкционных материалов.
Уровень и содержание современного технологического развития приближается к середине пятого исторически большого цикла (его временные рамки 1990-2040 гг.), который характери-
зуется: компьютерной революцией; формированием глобальных телекоммуникационных сетей; нарастанием экономического использования интернет-технологий.
В течение более четверти века информационные технологии занимали центральное место во всех прогнозах инновационного развития и демонстрировали не только ускоренные темпы наращивания основных технологических параметров, но и быстрый рост производства и рынков [3].
Однако технический прогресс в области информационных технологий, при всей значительности своих достижений, не способствовал серьезному повышению производительности труда и росту эффективности мировой экономики. Современное развитие экономики характеризуется стремительным возрастанием дефицита традиционных видов топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, удорожанием в связи с переходом к менее доступным и более трудоемким месторождениям первичного сырья и топлива, а также возрастанием экологических затрат, связанных с предотвращением и ликвидацией негативных последствий промышленных загрязнений на организм человека и окружающую среду.
Рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности является одной из важнейших проблем современного развития. Это связано как с кризисом нынешней модели индустриального общества, высокой экологической опасностью существующей техногенной цивилизации, так и с необходимостью неотложного решения глобальных ресурсно-экологических проблем, достаточно неожиданно возникших перед человечеством во второй половине ХХ столетия. Несмотря на то, что уже в начале прошлого столетия выдающийся ученый нашего времени В.И. Вернадский обращал внимание на необходимость изменения парадигмы экономического развития в направлении гармоничного взаимодействия природы и общества, неизбежность формирования новой модели экологически устойчивого, или, по определению В.И. Вернадского, ноосферного развития, нарастающая угроза человечеству была осознана лишь в последние десятилетия [4, 5].
Решение ресурсных и экологических проблем в настоящее время выступает не только как важнейшее условие для обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду, но и становится фактором, во многом лимитирующим дальнейшее развитие мировой экономики.
Существующий экономический механизм инновационного развития оказался неспособным решить указанные проблемы. Об этом наглядно свидетельствует реализация стратегических задач, выдвинутых в 1992 году на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия). На этой конференции, проходившей с участием руководителей 179 государств мира, был принят документ, названный «Повестка дня на XXI век», предусматривавший решение экологических проблем и переход к устойчивому развитию с учетом его составляющих — социальной, экономической и экологической. И казалось бы, для этого имелись все основания: было преодолено противостояние двух мировых систем — социалистической и капиталистической, высокими темпами развивалась мировая экономика, произошел скачок в научно-техническом прогрессе, особенно в области информационных технологий, с помощью всемирной сети Интернет появилась возможность донести плоды науки, техники и культуры до каждого уголка планеты. Но ни одна из стратегических задач, поставленных в «Повестке дня на XXI век», не была выполнена. Более того, появились новые глобальные проблемы и угрозы, обострились прежние. По нашему мнению, тормозом формирования модели устойчивого развития является существующий экономический механизм, который не способен направить экономическое развитие и инновации в нужное, сбалансированное русло.
Россия может первой осуществить переход к инновационной экономике, ориентированной на новую модель развития и осуществить глубокую перестройку социально-экономических отношений, определяющих переход на экологически безопасный, ресурсосберегающий путь развития.
Для этого необходимо создание соответствующего экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, ключевыми моментами которого являются:
1. Создание экологизированной системы подготовки и принятия решений;
2. Коренное изменение налоговой системы;
3. Включение показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений.
Рассмотрим более подробно каждую из этих составляющих.
1. Создание экологизированной системы подготовки и принятия решений.
На каждом этапе развития цивилизации человечество обладает определенным потенциалом по использованию и преобразованию ресурсов биосферы без нарушения ее устойчивости. Этот потенциал по мере ускорения научно-технического прогресса и задействования новых сил природы увеличивается, а следовательно, расширяются и возможности выживания человечества.
В современном мире ради сиюминутной выгоды предпочтение отдавалось социально-экономическим и техническим исследования в ущерб изучению экологических и других глобальных проблем современности. В результате наши знания об отношениях природы и общества, а также жизнеобеспечении будущих поколений недостаточны, чтобы уверенно двигаться по пути инновационного развития, обеспечивающего решение нынешних ресурсно-экологических проблем.
В связи с этим первоочередными задачами, стоящими перед наукой, должны быть:
проверка обоснованности гипотез, связанных с глобальным потеплением климата и истощением озонового слоя Земли;
определение предельно допустимых (граничных) показателей загрязнения окружающей среды и использования природных ресурсов как в целом для планеты, так и для отдельных экосистем;
определение «узких» мест в биосферном равновесии;
исследование демографического фактора и разработка рекомендаций по его регулированию;
поиск новых нетрадиционных источников получения энергии, продуктов питания и конструкционных материалов.
Важное место в формировании экологизированной системы подготовки и принятия решений занимает создание системы экологических ограничений хозяйственной деятельности, которая позволит:
— выполнять принятые международные и экосистемные соглашения;
— обеспечить гармонизацию принимаемых природоохранительных законодательных актов, экологических норм и стандартов с международными нормами;
— выработать общие подходы, критерии, методы и процедуры оценки качества и контроля состояния окружающей среды;
— осуществлять поэтапную, рассчитанную на несколько лет, перестройку хозяйственного механизма управления экономикой в соответствии с принципами экологически безопасного и устойчивого развития при неизменном приоритете прав человека на здоровую среду обитания.
Любое крупномасштабное вмешательство в природу должно осуществляться только после оценки воздействия его на окружающую среду. Такая оценка должна проводиться с целью: предотвращения деградации окружающей среды; устранения угрозы для здоровья человека при прямом, косвенном и других видах воздействия с учетом отдаленных последствий; обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития.
При установлении экологических ограничений должны учитываться:
— критические (предельные) нагрузки (индивидуальные и интегральные) антропогенных воздействий на отдельные территории, природные системы, животный и растительный мир региона;
— предельно допустимые объемы изъятия отдельных видов природных ресурсов из экосистем;
— лимиты на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду по предприятиям, установленные на базе экологических программ на данных предприятиях.
В лимитах должны выть выделены загрязняющие вещества, оказывающие влияние на: глобальное потепление климата; разрушение озонового слоя; появление кислотных дождей;
состояние окружающей природной среды других территорий в результате переноса загрязнений.
Такая система нормативов при условии создания надежной информационной базы о состоянии окружающей среды должна сыграть исключительно важную роль в управлении природоохранной деятельностью. На основе указанных выше информационной и нормативной баз должна осуществляться разработка и взимание платежей (налогов) за загрязнение окружающей среды.
2. Коренное изменение налоговой системы.
Новая налоговая политика должна адекватно реагировать на истощение ресурсов биосферы, обеспечивая при этом: прорыв в экономике за счет высоких технологий; уменьшение уровня бедности населения; улучшение среды обитания; рациональное использование природных ресурсов; создание равных экономических условий в конкурентной борьбе всем хозяйствующим субъектам.
Существующая налоговая система является ущербной для нашей страны. Она носит чисто фискальный характер, не играет никакой стимулирующей роли и не способствует переходу России на новую модель инновационного развития. Кроме того, в ее недрах созданы условия для вывоза капитала (природной ренты) за рубеж, сокрытия налогов и других экономических преступлений. Поэтому она должна быть коренным образом изменена.
Необходим переход на новую систему налогообложения рентного типа с переносом центра тяжести налогового бремени на природную ренту.
Центральное место в новой налоговой системе должно принадлежать изъятию природной ренты (абсолютной и дифференциальной).
Абсолютную природную ренту следует рассматривать как рентный платеж в пользу будущих поколений. Этот платеж связан с ограниченностью и истощением природных ресурсов, постоянным их сокращением в расчете на одного человека в связи с ростом населения на нашей планете. По сути дела, развитие мира ведет к сокращению жизненных возможностей и обеднению будущих поколений с точки зрения обеспечения их природными ресурсами. Отработав сегодня месторождение полезных ископаемых, мы тем самым «отобрали» его у будущих поколений. Поэтому абсолютную ренту следует рассматривать как возврат «долга» и взиматься она должна в Фонд будущих поколений.
Абсолютную ренту приносят все используемые природные ресурсы. Размер ее не зависит от качества и местоположения природных ресурсов и должен исчисляться в виде определенного процента от реализованной продукции.
Одной из главных целей Фонда будущих поколений является превращение невоспроизводимого природного капитала в воспроизводимый, способный приносить доход в будущем, а следовательно, дивиденды будущим поколениям. Собранные средства данного Фонда в первую очередь должны направляться на создание высоких технологий, с помощью которых можно было бы осуществить качественный прорыв в экономике нашей страны и получить более высокие дивиденды для решения социально-экономических задач населения.
Для решения указанной проблемы необходимо осуществить следующие меры.
1. Разработать ряд федеральных целевых программ (желательно, чтобы они носили президентский статус) по созданию прорывных технологий, которые бы положили начало новой технической революции, а также обеспечили бы высокую конкурентоспособность России и ее приоритет по этим технологиям на мировом рынке.
2. Создать Российский центр высоких технологий, основными функциями которого должны стать:
а) организация научных исследований, включающая:
— разработку технических заданий на выполнение научноисследовательских работ по созданию новой техники и технологий, по технико-экономическим показателям превышающих лучшие мировые образцы;
— проведение конкурса среди научно-исследовательских организаций на выполнение работ в соответствии с техническим заданием;
— выделение грантов победителям конкурсов на выполнение работ;
— приемку выполненных работ;
б) ведение информационного банка высоких технологий на основе:
— сбора и систематизации данных о высоких технологиях на базе современных информационных систем;
— выпуск информационных бюллетеней по высоким технологиям;
в) сертификация новой техники и технологий, заключающаяся в выдаче сертификата и присвоении соответствующего знака указанной технике и технологии;
г) организация разработки и внедрения пилотных проектов высоких технологий, составляющими которой являются:
— проведение конкурса среди проектных институтов на разработку пилотных проектов производств с высокими технологиями;
— выделение грантов победителям конкурса;
— тиражирование пилотных проектов;
— проведение конкурса среди предприятий и организаций на реализацию пилотных проектов;
— разработка проектов будущих предприятий.
Первое предприятие, построенное по пилотному проекту, должно иметь льготное налогообложение в течение 5 лет после пуска его в эксплуатацию.
Российский центр высоких технологий должен функционировать в одной связке с Российским фондом будущих поколений и финансироваться за счет его средств. Определенная часть эффекта от внедрения высоких технологий должна направляться в указанный выше фонд.
Для обеспечения экономического стимулирования структурной перестройки и технического перевооружения национального хозяйства на базе высоких технологий необходимо:
а) установить специальные налоговые режимы в отраслях, определяющих научно-технический прогресс (в первую очередь в машиностроении);
б) освободить от импортных пошлин высокие технологии и оборудование, закупаемые за рубежом;
в) освободить от налогообложения прибыль, направляемую на техническое перевооружение предприятий;
г) осуществить частичное безвозмездное субсидирование со стороны государства мероприятий, направленных на ресурсосбережение.
Наряду с указанными мерами, необходимо ввести налог на сверхнормативное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Нормативы должны устанавливаться на единицу продукции по отдельным видам производств на уровне лучших мировых достижений.
Под дифференциальной природной рентой следует понимать сверхнормативный дополнительный доход, получаемый в результате эксплуатации лучших природных ресурсов по качеству, местоположению, естественным, экологическим и социально-экономическим условиям производства. Это незаработанный доход, полученный без труда и предпринимательской активности, поэтому он должен принадлежать всему обществу, а не отдельным корпорациям, компаниям и предприятиям.
В настоящее время природная рента в нашей стране оказалась приватизированной небольшой (не более 10%) прослойкой населения, ставшими сейчас миллионерами и миллиардерами. При этом около 90 % наших сограждан оказались лишенными доступа к этому общественному благу. В этом причина огромного разрыва в уровнях доходов богатых и бедных граждан России. Поэтому главной задачей новых социально-экономических преобразований является разворот финансового потока в обратном направлении: от приватизировавших природную ренту олигархов к реальным потребностям всего народа.
Решение данной задачи невозможно без создания механизма, направленного на устранение сокрытия дифференциальной природной ренты. Для этого необходимо:
1) установить государственную монополию на экспорт стратегических видов сырьевых товаров;
2) ввести государственный заказ на экспорт указанных товаров и на конкурсной основе распределять его между отдельными компаниями (предприятиями);
3) осуществлять исчисление дифференциальной ренты исходя из нормативных, а не фактических затрат. Нормативы
затрат должны быть разработаны с учетом естественных (природных), социально-экономических и других факторов производства;
4) создать на территории России сырьевые биржи, где будут устанавливаться цены на сырьевые товары. До появления сырьевых бирж следует установить на государственном уровне предельные цены на первичное природное сырье и разрешить его реализацию по цене, допускающей отклонение от предельной на +10%.
Следует разделить сверхприбыль на дифференциальную природную ренту, изымаемую государством в виде налога или платежей арендного типа, и предпринимательский доход, остающийся в распоряжении предприятий. Горнодобывающее предприятие по утвержденной методике должно самостоятельно определять сумму дифференциальной природной ренты и нести ответственность за достоверность расчетов.
На первом этапе изымаемая дифференциальная рента может направляться в бюджет, а в последующем — в специальный Фонд гражданской ренты.
Дифференциальная природная рента должна превратиться в общественные доходы и расходоваться на решение социальных задач и выплату дивидендов населению.
3. Включение показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений.
Экономическая оценка природных ресурсов необходима для всего комплекса вопросов, связанных с рациональным их использованием.
В связи с постепенным истощением природных ресурсов на планете их ценность будет постоянно возрастать. Поэтому в стратегическом плане мы должны стремиться к тому, чтобы национальное богатство России, основу которого составит стоимостная оценка природных ресурсов (не менее 80-85%), стала главным активом, обеспечивающим ее денежную единицу, фундаментом новой финансовой системы государства. Российский рубль, если он будет опираться на природные ресурсы нашей страны, как активы, может стать одной из самых «твердых» и надежных валют в мире.
Для решения данной стратегической задачи необходимо:
1) создать сырьевые биржи внутри страны и продавать сырьевые товары за рубли. Первые шаги в этом направлении уже сделаны;
2) оценить природные ресурсы России как важнейшую составляющую нашего национального богатства, чтобы предъявить миру официальную статистику их стоимости;
3) создать Российский банк природных ресурсов с выпуском соответствующих ценных бумаг под природные ресурсы, которые могли бы свободно продаваться и покупаться. Необходимо сделать так, чтобы только владельцы ценных бумаг могли участвовать в конкурсах за право пользования природными ресурсами России.
Реализация этих предложений позволит превратить Россию в мирового интеллектуального и духовного лидера по переходу человечества на новую модель инновационного экономического развития, обеспечивающую эффективное противостояние глобальным угрозам человечества и повышение качества жизни на Земле.
На национальном уровне переход на новую модель развития позволит обеспечить:
а) в области экономики:
— сохранение суверенитета в экономике;
— существенный рост экономики;
— переход на ресурсосберегающие технологии;
— техническое перевооружение национального хозяйства на базе высоких технологий;
— конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке;
— равные экономические условия в конкурентной борьбе.
б) в области социального обеспечения граждан и формирования финансовых ресурсов страны:
— уменьшение уровня бедности населения России;
— формирование отношения населения к природным ресурсам России как к собственному богатству;
— превращение природной ренты в основной источник доходной части бюджета;
— рост общественного благосостояния народа за счёт природной ренты;
— высокие материальные стимулы каждого гражданина в результатах своего труда, т.к. все, что он заработал своим трудом, не будет облагаться налогом;
— увеличение поступлений в государственный бюджет (за счёт ликвидации основы сокрытия налогов и различных экономических преступлений);
— прекращение «утечки» природной ренты за рубеж;
— улучшение среды обитания.
Литература
1. Медведев Д.А. Закладывая основу будущего. Текст выступления Президента Российской Федерации на пленарном заседании XIV Петербургского международного экономического форума // Экономика и управление. — 2010. — №6(56). — С.3. (http:// www.cremlin.ru/news/8093).
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 7 февраля 2005 г. — №Пр-212. (http://www.intexpro.ru).
3. Дынкин А., Иванова Н. Инновационная динамика: глобальные тенденции и Россия // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — №5. — С.8-20.
4. Гусев А.А. Особенности устойчивого развития в современных экономических условиях. // Экономика природопользования. Обзорная информация. Вып.5. — М., 2010.
5. Лукьянчиков Н.Н., Улитин А.А., Гагут Л.Д. Экономико-организационный механизм ноосферного развития. — М.: Вече, 2006.