НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология
УДК 330.34(201)1/14
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ
Л.Д. ГАГУТ
Рассмотрены проблемы ноосферного развития экономики.
Ключевые слова: ноосфера, биосфера, устойчивое развитие, экономический механизм ноосферного развития, глобализация экономики, энергетические технологии.
Мы живем во взаимосвязанном, противоречивом и хрупком мире, вступившем в критический период своего развития. Сейчас, как никогда, современный мир нуждается в защите от глобальных катастроф, которые угрожают существованию самой жизни на Земле. Особую опасность для нее представляет потеря стабильности биосферы в результате негативных воздействий человека на окружающую среду и переход ее в такое состояние, при котором сохранение жизни на Земле станет проблематичным. К сожалению, мы эти пороги переступили. Биосфера уже не в состоянии справиться с отходами земной цивилизации и начинает постепенно деградировать. Это проявляется в глобальном потеплении, разрушении озонового слоя Земли, деградации почв, опустынивании, уменьшении биологического разнообразия, увеличении экономического ущерба от загрязнения водного и воздушного бассейнов, росте заболеваемости населения и увеличении числа неполноценных детей в экологически неблагоприятных регионах. Если не предпринять срочных мер по стабилизации биосферы, то в недалеком будущем могут начаться необратимые процессы, когда уже никакие меры не в состоянии будут предотвратить глобальную экологическую катастрофу. Многие другие проблемы можно решить позже, а с решением экологической проблемы медлить нельзя. Не будет будущего ни у одной даже самой могущественной страны мира, если земная цивилизация начнет деградировать в результате неблагоприятной среды обитания и в конечном итоге прекратит свое существование.
Нынешнее время является судьбоносным: либо человечество будет жить в рамках традиционных устремлений и ценностей и ему не миновать катастрофы, либо, осознав трагизм глобальных угроз и вызовов, оно перейдет на новый путь развития, ведущий к благополучию и процветанию земной цивилизации, о котором еще в начале прошлого столетия выдающийся ученый нашего времени В.И. Вернадский писал как о ноосферном (разумном, от греческого слова «пооб» - разум) пути развития общества.
Концепция ноосферы из абстрактной социальной утопии стала превращаться в стратегическую и практическую реальность современного мира во второй половине ХХ столетия. Это нашло отражение в решениях Стокгольмской конференции ООН 1972 года, а также Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, которая провозгласила концепцию устойчивого развития (Sustainable Development) в качестве основы новой парадигмы будущего развития нашей цивилизации и приняла программу действий при вхождении в XXI век («Повестка дня на XXI век»), одобренную руководителями 179 государств, присутствовавших на Конференции.
Предложено несколько критериев устойчивого (ноосферного) развития на длительную перспективу, среди которых можно выделить следующие:
1) для возобновимых природных ресурсов (земля, лес и т.д.) их количество или возможность производства биомассы должны по крайней мере не уменьшаться с течением времени (как минимум, должен обеспечиваться режим их простого воспроизводства);
2) для невозобновляемых природных ресурсов (в частности, полезных ископаемых) необходимо максимально возможное замедление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены их в будущем на другие, нелимитируемые виды ресурсов: например, частичная замена нефти, газа, угля на альтернативные источники энергии - солнца, ветра и др.;
3) для отходов должна быть предусмотрена минимизация их количества на основе внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий;
4) загрязнение окружающей среды должно быть ограничено социально и экономически приемлемым уровнем, и ситуация в перспективе не должна быть хуже, чем сегодня.
Ноосферный (устойчивый) путь развития предусматривает глубочайшую перестройку социально-экономических отношений как на уровне мирового сообщества, так и отдельной страны.
Важную роль в переходе мирового сообщества на ноосферный путь развития может и должна сыграть Россия, от которой во многом зависит переход всего мирового сообщества к новой экологической, ресурсосберегающей и нравственно здоровой цивилизации. Россия первой в мире может и должна начать такую перестройку для того, чтобы ускорить темпы своего развития и в то же время дать толчок экологически безопасному этапу развития земной цивилизации.
Центральное место в этой перестройке принадлежит экономическому механизму ноосфер-ного развития, который должен базироваться на следующих принципах:
• природная рента, то есть доход, получаемый без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов (по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства), принадлежит каждому гражданину России в равной степени, должен взиматься в бюджет или другие общественные фонды и расходоваться на социально-экономические и другие нужды общества;
• все, что человек заработал своим трудом и посредством сбережений, является принадлежащей ему собственностью, и этот доход не должен облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других;
• возмещение физическими и юридическими лицами причиненного ими экономического ущерба в результате загрязнения окружающей природной среды;
• возмещение физическими и юридическими лицами упущенной выгоды общества в результате потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов);
• обеспечение гарантированного поступления и расходования финансовых средств на охрану и воспроизводство природных ресурсов с целью обеспечения неистощительного природопользования;
• стимулирование повышения эффективности общественного производства и развития новых природосберегающих технологий.
В соответствии с этими принципами хозяйственный механизм должен обеспечить изъятие природной ренты в пользу общества. Если гипотетически представить, что данный экономический механизм можно распространить на все мировое сообщество, то в условиях глобализации транснациональные компании должны будут часть своих сверхприбылей оставлять бедным странам-собственникам природных ресурсов, а также значительную часть своих средств направлять на защиту окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов. В результате этого уменьшится разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными странами, а также появятся необходимые средства на решение экологических проблем и воспроизводство природных ресурсов.
Наши действия сегодня должны быть направлены на то, чтобы Россия превратилась в мирового интеллектуального и духовного лидера на пути движения человечества к ноосфере. Для этого необходимо:
- предложить мировому сообществу планетарную идею, направленную на объединение мирового сообщества ради спасения жизни на Земле;
- разработать стратегию выживания человечества, предусматривающую создание целостной системы жизни без ущерба настоящему и будущим поколениям людей;
- в рамках указанной выше стратегии осуществить у себя новую стратегию экономических реформ, отдельные элементы которой могло бы использовать мировое сообщество.
Однако новый экономический механизм развития не является самоцелью. Он представляет собой всего лишь инструмент, ставящий своей конечной целью ноосферную модернизацию, глубокую структурную перестройку экономики, развитие новых отраслей, обеспечивающих выполнение изложенных выше принципов устойчивого (ноосферного) развития. Для этого сейчас имеются все необходимые предпосылки. Достижения в научно-техническом прогрессе, особенно в области информационных технологий, Интернета дают возможность донести результаты науки и техники до самых отсталых стран. В то же время, за десятилетия, прошедшие со времени принятия на Конференции Рио-де-Жанейро основополагающих документов по устойчивому развитию, ни одна из поставленных задач не только не была выполнена, но положение в этой области еще более ухудшилось, и эта тенденция продолжает сохраняться. Такое положение вещей подтвердили решения Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию, прошедшей в 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР).
Главной тенденцией современного развития стал процесс глобализации мировой экономики, который происходит в интересах промышленно развитых стран Запада и сопровождается деиндустриализацией экономики, сокращением экономического роста и снижением численности населения в остальных странах мира с целью обеспечения благосостояния так называемого «золотого миллиарда» планеты при сохранении всех пороков индустриальной модели развития. Богатейшие 20% населения промышленно развитых стран используют 70% мировых запасов энергии, 75% мировых запасов металлов, 85% мировых запасов древесины и 60% запасов продовольствия, в то же время на 75% обеспечивая загрязнение окружающей среды. 83% всех мировых доходов находится в руках богатых людей, которые составляют 20% населения мира, в то время, как 60% самых бедных людей в мире пользуются всего 5,6% общих мировых доходов.
При этом постиндустриальная модель экономического развития на поверку оказывается лишь вариантом все той же старой индустриальной модели и отличается от нее лишь тем, что наиболее ресурсоемкие и экологически ущербные переделы (в последнее время и производство вообще) все больше смещаются в развивающиеся страны, а развитые страны превращаются в паразитические анклавы, в которых концентрируются доходы от ростовщической части услуг. Это показали и последствия мирового экономического кризиса, который проявил оборотную сторону глобальной экономики: финансовые ресурсы, которые в условиях глобальной финансовой системы легко приходят в страну, так же легко и покидают ее тогда, когда это требуется главной финансовой державе мира и ее ближайшим союзникам. Сейчас уже стало очевидно, что мировые финансовые кризисы, участившиеся в последние десятилетия, возникают потому, что США регулярно решают возникающие там финансовые проблемы за счет других стран. Нынешний мировой финансовый кризис не является исключением. В условиях наличия открытой финансовой системы мира локальный ипотечный кризис в США очень быстро перерос в мировой финансовый кризис.
Вхождение России в глобальную экономическую структуру, основанную на американском долларе, принесло ей отторжение огромных территорий, экономический спад, депопуляцию населения. Ориентация на роль глобальной сырьевой сверхдержавы в период высокой конъюнктуры цен на сырье тоже окончилась крахом. Нынешний кризис показал уязвимость существующей модели экономики России. Накопленные денежные резервы стремительно тают, сокращается производство в базовых отраслях промышленности. Вместе с тем, мировой экономический кризис, помимо отрицательных последствий, создает и уникальные возможности для быстрого решения накопившихся проблем, радикального обновления и структурной перестройки производства, перехода его на рельсы устойчивого (ноосферного) развития.
Центральное место в этой структурной перестройке принадлежит энергетическому сектору, что связано, прежде всего, со стремительно возрастающим дефицитом традиционных видов невозобновляемого органического топлива. Не случайно в центре современной политики стоят
вопросы энергетической безопасности, а все последние военные и политические конфликты так или иначе связаны с установлением контроля над нефтегазовыми ресурсами или основными транзитными потоками этих ресурсов (Югославия, Ирак, Афганистан, Грузия, Украина и т.д.), направляемыми в экономически развитые страны мира.
Фундаментальной проблемой использования органического топлива, помимо исчерпаемо-сти эффективных запасов в ближайшей перспективе, является его влияние на глобальное потепление климата нашей планеты из-за «парникового» эффекта, основной причиной которого являются выбросы и накопление в атмосфере Земли диоксида углерода - углекислого газа (СО 2 ) и других парниковых газов (метана СН 4 , закиси азота N0 х, озона О 3, хлорфторуглеродов). В последние два столетия изменения в химическом составе атмосферы под влиянием этих факторов приобрели антропогенный характер, что особенно ощутимо проявилось во второй половине ХХ века. Ежегодное сжигание миллиардов тонн угля, нефти и нефтепродуктов, а также огромного количества горючих сланцев и торфа дало существенную прибавку диоксида углерода и других парниковых газов в атмосферу. В настоящее время содержание углекислого газа в атмосфере увеличивается на 0,5 % в год.
Под влиянием глобального изменения климата происходит изменение погоды во многих регионах мира в сторону повышения температур. Зафиксировано быстрое таяние льда на вершине горы Килиманджаро, сокращение снежного покрова Альп, а также быстрое таяние арктических льдов. Прогнозируется, что к 2050 году средние температуры на Земле могут повыситься на 0,8-2о С. Среди потенциальных угроз глобального потепления климата - затопление многих прибрежных зон и портовых городов. По расчётам, в результате потепления климата, вызванного им термического расширения вод и частичного разрушения ледников, к 2100 году уровень океана может подняться более чем на 4 м, и под водой окажутся значительные части таких городов, как Санкт-Петербург, Амстердам, Шанхай, Нью-Орлеан; исчезнут не только многие островные государства, но и Бангладеш, Сенегал и т.д. Всемирная организация здравоохранения считает, что глобальное потепление уже в наше время ведет к гибели почти 150 тыс. человек ежегодно, и может привести к вымиранию более половины существующих на Земле биологических видов в ближайшие 50 лет. Эксперты ЮНЕП делают вывод о росте числа стихийных бедствий, вызванных природными катаклизмами. По мнению многих исследователей, последствия потепления климата настолько серьезны и глобальны, что могут повлечь смену всей парадигмы взаимодействия природы и человека.
Для того, чтобы предотвратить изменение климата на планете, необходима постепенная замена энергетических технологий, использующих органическое топливо, на другие, не приводящие к эмиссии парниковых газов. Поэтому с точки зрения устойчивого (ноосферного) развития необходим переход на другие, альтернативные варианты решения энергетической проблемы, в первую очередь, на использование возобновляемых источников энергии, таким, как солнечная (гелио-), ветровая, геотермальная, приливная, биоконверсионная и другие.
Согласно прогнозам, к 2050 году мировая потребность в энергоносителях удвоится, и остающиеся на планете запасы ископаемого топлива - нефти, газа, угля - могут быть к этому времени исчерпаны. Это диктует настоятельную необходимость уже сейчас переходить на альтернативные энергетические программы, основанные на использовании таких видов энергии, которые бы в меньшей степени выделяли вредные для атмосферы парниковые газы и были бы возобновляемыми. В данном случае решалась бы двуединая задача обеспечения человечества энергией и перехода на ее более экологически чистые виды.
В современной мировой экономике проблема глобального потепления климата регулируется Рамочной конвенцией ООН об изменении климата и Киотским протоколом к ней. Конечной целью Конвенции является стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации
экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое устойчивое развитие.
Конкретные механизмы регулирования выброса парниковых газов в атмосферу устанавливаются Киотским протоколом к Рамочной конвенции об изменении климата, принятым в декабре 1997 г. и ратифицированным Россией в 2004 г. В соответствии с Киотским протоколом, промышленно развитые страны взяли на себя обязательства к 2008-2012 гг. сократить свои совокупные выбросы парниковых газов по сравнению с 1990 г., который принят за базовый. При этом для каждой страны были определены размеры сокращений. Фактически это означает установление квот на выбросы. Так, например, для США разрешенный уровень выбросов составляет 93 % от базового, Японии - 94 %, стран ЕС - 92 %, России - 100 %. Фактически это означает установление квот на выбросы. Реально экономический механизм Киотского протокола сводится к купле-продаже квот на выброс парниковых газов в атмосферу. Однако, по нашему мнению, этот механизм не может решить проблему глобального потепления.
В соответствии с положениями Киотского протокола предполагается создание мирового рынка торговли разрешениями на выбросы. Каждое государство может по своему усмотрению распорядиться своими квотами: использовать для покрытия собственных выбросов, в случае необходимости покупать и продавать их. Российской Федерации предписано оставить выбросы углекислого газа в 2008-2012 гг. на уровне 1990 г., а за годы перестройки в результате спада промышленного производства сократить их на 32 %. Таким образом, Россия имеет определенный резерв, который может быть реализован на формирующемся рынке разрешений на выбросы парниковых газов.
С другой стороны, сокращение выбросов парниковых газов связано со значительными дополнительными затратами в структурную перестройку промышленности. Киотский протокол налагает достаточно жесткие обязательства на экономику стран уже в конкретные и близкие сроки - 2008-2012 гг. При этом достижение целей Киотского протокола труднодостижимо даже для развитых стран. По оценкам экспертов в 2010 году выполнение целей Киотского протокола может обойтись промышленно развитым странам в 0,1-2 % их ВВП. Поэтому для многих стран с технологически высокоразвитой промышленностью для реализации задач Киотского протокола более приемлемым может оказаться покупка квот на загрязнение. В частности, для США сокращение выбросов парниковых газов за счет перестройки промышленности обойдется многократно дороже, чем покупка квот.
Экономический механизм Киотского протокола на деле не создает никаких возможностей для решения глобальных экологических проблем, а лишь отодвигает их решение на более отдаленную перспективу. Промышленно развитые страны, покупая квоты на загрязнение у других стран, не имеют стимулов для структурной перестройки своих экономик, в то время, как страны, продающие свои квоты на выбросы парниковых газов, не в состоянии провести на вырученные деньги необходимую перестройку своей промышленности и, таким образом, консервируют свою технологическую отсталость. Так, по различным расчетам, торговля квотами на загрязнение может принести Российской Федерации от 8 до 18 млрд. долларов, что совершенно недостаточно для структурной перестройки экономики. Увеличение же производства и экономический рост на прежней промышленной основе становится невозможным, так как после продажи квот увеличение выбросов запрещается. Нарушителей ожидают серьезные экономические санкции. Это означает, что после продажи квот на выброс парниковых газов Россия уже не сможет восстановить свой доперестроечный промышленный потенциал. В этом случае проблема удвоения ВВП, которая неоднократно выдвигалась руководством страны в качестве ближайшей цели национального развития, может быть достигнута за счет наращивания экспорта сырья, что означает закрепление за Россией роли сырьевого придатка мировой экономики. Таким образом, экономический механизм Киотского протокола фактически закрепляет сырьевую ориентацию экономики России. При этом проблема глобального потепления не решается, а лишь отодвигается на более отдаленный период.
Нынешний экономический кризис обостряет все существующие проблемы, но он также создает и условия для перехода на новые пути развития мировой экономики, связанные с переходом на возобновляемую энергетику и ноосферное развитие. Это означает практически новую техническую революцию, для которой уже давно созданы все необходимые предпосылки. Передовых технологий, обеспечивающих такое развитие, накоплено уже немало. Не случайно план новой американской администрации, обнародованный Б. Обамой, в качестве центрального положения включает в себя ускоренное развитие сектора альтернативной энергетики. Безусловно, это движение в правильном направлении. Однако главный вопрос состоит в том, позволят ли мощные транснациональные корпорации, ориентированные на использование органического топлива, осуществить задуманное.
Проблема состоит в том, что промышленно развитые страны, сравнительно недавно завершившие крупную структурную перестройку, объективно не заинтересованы в переориентации своей экономики. Постиндустриальное развитие этих стран базируется на развитии информационных технологий и вытеснении базовых производств на периферию мировой экономики. Вместе с тем, развитие этих технологий не привело к повышению производительности труда в традиционных отраслях, связанных с жизнеобеспечением населения. Новый этап технического прогресса должен быть связан с модернизацией этих отраслей, но такую модернизацию не заинтересованы осуществлять ни развитые, ни развивающиеся страны, которые уже вписаны в существующий мировой порядок. Эта ниша может быть занята только странами постсоветского пространства, и прежде всего Россией, поскольку их экономика для выхода из кризиса требует полного обновления промышленного потенциала. Именно эти страны сегодня объективно заинтересованы в том, чтобы совершить обновление своей экономики на совершенно новой технической базе. В том, чтобы на постсоветском пространстве совершилась эта новая промышленная революция, объективно заинтересовано и все мировое сообщество, так как от этого зависит будущее человеческой цивилизации.
ECONOMICAL MECHANIZM OF NOOSPHERIC DEVELOPMENT
Gagut L.D.
The problems of the noosphere development of economics are analyzed.
Сведения об авторе
Гагут Луиза Дмитриевна, окончила Приазовский государственный технический университет (1971), доктор экономических наук, член Российского философского общества, профессор кафедры ГиСПН МГТУ ГА, автор 60 научных работ, область научных интересов - экономика, экология, ресурсосбережение.