Научная статья на тему 'Экологическая проблема - важнейшая составляющая безопасного и устойчивого развития современного общества'

Экологическая проблема - важнейшая составляющая безопасного и устойчивого развития современного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL ISSUES / COMMUNITY DEVELOPMENT / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жидко Е. А.

Работа посвящена экологической безопасности, проведен сравнительный анализ загрязнения окружающей среды и сделан вывод по минимизации загрязнений природы и совершенствованию нормативного подхода к защите окружающей среды.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is devoted to environmental safety, a comparative analysis of pollution and concluded to minimize the pollution of nature and the improvement of the regulatory approach to environmental protection.

Текст научной работы на тему «Экологическая проблема - важнейшая составляющая безопасного и устойчивого развития современного общества»

ЭКОЛОГИЯ Жидко Е.А.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - ВАЖНЕЙШАЯ

СОСТАВЛЯЮЩАЯ БЕЗОПАСНОГО И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Воронежский архитектурно-строительный университет

Ключевые слова: экология, экологическая проблема, развитие общества, экологические вопросы, природопользование.

Аннотация: работа посвящена экологической безопасности, проведен сравнительный анализ загрязнения окружающей среды и сделан вывод по минимизации загрязнений природы и совершенствованию нормативного подхода к защите окружающей среды.

Keywords: ecology, environmental issues, community development, environmental issues, natural resources.

Abstract: It is devoted to environmental safety, a comparative analysis of pollution and concluded to minimize the pollution of nature and the improvement of the regulatory approach to environmental protection.

В интересах обеспечения требований международного менеджмента совместными усилиями мирового сообщества были приняты политики интеграции стран в мирохозяйственные связи и глобализации экономики. Цель таких политик - создать условия для высоких темпов роста хозяйствующих субъектов различных стран и предупреждения угроз внешней среды их безопасному и устойчивому развитию в XXI веке.

Особую остроту приобретает проблема экологической безопасности планеты, её регионов и их хозяйствующих субъектов. В 90-х годах XX века формируется пакет документов международного менеджмента под эгидой ООН. Главным из них становится «Повестка дня на XXI век» (ООН, Рио-де-Жанейро, 1992 год). В ней раскрываются рекомендуемые пути реализации основных положений доклада [1] в различных сферах деятельности стран (макроуровень), намеренных интегрироваться в мирохозяйственные связи. Огромное внимание уделено экологическим вопросам, а именно: 1. Формирование ноосферы (ноосферогенез), т.е. восстановление гармонии между обществом и

природой, человеком и биосферой 2. Сохранение для нынешнего и будущих поколений реальных возможностей удовлетворять свои основные жизненные потребности 3. Развитие методов эффективного природопользования 4. Экологическая безопасность ноосферного развития 5. Развитие безотходного производства и биотехнологии 6. Переход к альтернативной энергетике 7. Административные, экономические и правовые методы защиты природы 8. Сохранение видового многообразия биосферы 9. Эколого-воспитательная работа среди населения, формирования у него бережного отношения к природе 10. Соблюдение требований эколого-нравственного кодекса [6].

На современном этапе внимание мировой общественности сосредоточено на поиске решения проблем, связанных с изменениями климата на планете. В соответствии с уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды (ОС) и развития. При этом они несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба ОС других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. В действительности же наблюдается следующая картина [6].

Растительный мир территорий РФ способен поглощать 11,2 млрд. тонн углекислого газа в год. Разрешенный нам по Киотскому протоколу выброс газа составляет только 2,4 млрд. тонн газа в год. Это около 22% от поглощения. Если сопоставить аналогичные цифры в других государствах, подписавших Киотский протокол, то выявляется явная дискриминация России (табл.1). В то же время учёные считают: для того, чтобы сдержать глобальное потепление необходимо сократить выбросы углекислого газа по отношению к уровню 1990 года к 2020 году на 25% - 40%, а к 2050 году - на 50%.

Высказаны предложения по нормам сокращения выбросов газа различными странами (табл.1). В то же время выяснилось, что ведущие британские эксперты в области климата, многие из которых готовили доклады для форума в Дании, подделывали данные, чтобы доказать существование глобального потепления. Однако, полученные ими же результаты свидетельствуют о том, что средняя температура Земли за последние годы понижается. По этим фактам проводится расследование.

Таблица 1 - Соотношение «выброс/поглощение СО2» по странам

и предложения по снижению выбросов

Страна Соотношение в разах Страна Предложения по снижению выбросов в % к уровню 1990 года

Россия 0.22 Австралия 5%

Италия 3,4 Белоруссия 5%-10%

Дания 4,4 Евросоюз 20%

Германия 5 Казахстан 15%

Великобрит 6,8 Норвегия 40%

ания

Нидерланды 15 Россия 20% - 25%

Япония 17% Украина 20%

Швейцария 30%

Кроме того, в процессе подготовки к Конференции в Копенгагене по изменению климата ряд стран - участниц высказали свою позицию по данному вопросу заранее [5], например:

1. США - один из основных источниковвыброса парниковых газов в миреотказались в своё время ратифицировать Киотский протокол, принятый в 1997 году, действие которого истекает в 2012 году. Тому были выдвинуты две основные причины:

- существенное снижение парниковых газов нанесёт ущерб промышленной конкурентоспособности Америки;

- бедные страны с высокими показателями экономического роста (Бразилия, Индия, Китай) должны присоединиться к Приложению 1 Киотского протокола и сократить свои выбросы независимо от расходов, которые на это потребуются.

Эта позиция сохраняется до сих пор не только в США, но и других промышленно развитых странах. Они и блокировали решения конференции в Копенгагене.

2. Китай занимает первое место в мире по выбросу парниковых газов.Тем не менее, было заявлено, что онне станет бороться с глобальным потеплением в ущерб себе. Обоснование такой позиции сводится к тому, что:

- Китай развивающаяся страна, имеющая особые национальные условия;

- сокращение вредных выбросов может стоить Китаю 30 млрд. долларов в год;

- в такой ситуации международное сообщество должно реально оценивать его возможности по борьбе с глобальным изменением климата.

В то же время дано обещание к 2020 году сократить выброс парниковых газов на 40% - 45% по отношению к 2005 году.

3. Россия поддержит обязывающий документ при двух условиях:

- к этой договорённости присоединятся абсолютно все страны;

- в документе будут полностью учтены возможности российских лесов по поглощению углекислого газа.

Несмотря на это, РФ намерена к 2020 году сократить выбросы парникового газа на 25% (вместо планировавшихся 15%) по отношению к 1990 году. В обеспечение этих намерений принята климатическая доктрина РФ.

4. Южная Корея хочет к 2020 году сократить выбросы газа на 30%.

5. ЕС выразило готовность до 2020 года ежегодного выделять 100 млрд. евро в виде помощи развивающимся странам для принятия мер по борьбе с климатическими изменениями.

В результате противоречий в интересах и возможностях стран участниц Конференции по изменению климата, прошедшей в декабре 2009 года, было принято лишь Копенгагенское соглашениев качестве политического заявления лидеров мировых держав. Задача 2010 года - превратить его в новый международный юридический документ, который в 2012 году сменит Киотский протокол. Можно ожидать, что при этом будут в комплексе учтены факторы, существенно влияющие на изменения климата на планете и несущие угрозу «климатического кризиса»со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.Так, те же английские учёные предупреждают:

- бесконтрольное изменение климата подвергает экологию и безопасность Англии риску наводнений, суровых последствий для сельского хозяйства и жаркого лета;

- это в сою очередь будет давить на здравоохранение и транспорт, что ослабит экономику Великобритании.

В развивающихся странах изменение климата грозит человеческой и экологической катастрофами, нехваткой воды и продовольствия, эпидемиями и увеличением числа климатических беженцев. Это вызовет политическую нестабильность в мире, которая порождает угрозу устойчивости развития отдельных стран и их интеграционных блоков.

В то же время «климатический кризис» несёт и новые возможности. Например. Для Великобритании экологически чистое и благополучное будущее ассоциируется с инвестициями 200

миллионов фунтов стерлингов в низкоуглеродную энергетику в течение последующих 10 лет. Это создаст сотни рабочих мест в новых предприятиях. Действующие предприятия будут расти и пользоваться преимуществами глобального рынка экологически чистой продукции (товаров и услуг) размером в 4 триллиона долларов. Ставка делается на чистые технологии, такие как: оффшорная ветроэнергетика, приливная энергетика, технология улавливания и захоронения углерода. От внедрения инноваций в новые низкоуглеродные технологии и зелёную индустрию ожидается выигрыш в 3 млрд. фунтов стерлингов во всём мире и трудоустройство 880 000 человек в Великобритании. Кроме того, экономика страны окажется менее зависимой от ископаемого топлива и цен на него, т.е. станет более безопасной и устойчивой.

Однако, реализация этих возможностей, по мнению учёных Великобритании, должна базироваться на:

- «амбициозном» (нормативном) подходе к обязательствам отдельных стран (их интеграционных блоков) по снижению ими выбросов парниковых газов. Другими словами, необходимо учитывать их национальные интересы и прежде всего - сохранение конкурентоспособности отечественной продукции в статике и динамике новых условий XXI века;

- эффективном выполнении обязательств, т.е. таком, который гарантирует формирование траектории безопасного и устойчивого (антикризисного) развития мирового сообщества, его хозяйствующих субъектов;

- справедливом соглашении (т.е. учитывающем соотношение «выброс/поглощение СО2», табл.1) по изменению климата совместными усилиями мирового сообщества.

Это и есть главная цель дальнейших обсуждений проблемы безопасного и устойчивого развития, поиска путей её разрешения в XXI веке на основе системного подхода.

Таким образом, наметился скачок в развитии всех сфер деятельности мирового сообщества: военно-политической, нормативно-правовой, социально-экономической и экологической. Учитывая способность кризисов «перетекать» из одной сферы деятельности в другую и из одной страны в другую, необходимо в комплексе рассматривать поле проблемных ситуаций. Его образуют угрозы безопасному и устойчивому развитию организаций, которые возникают на макроуровне (межстрановые отношения) и микроуровне (межотраслевые и внутриотраслевые взаимоотношения). При этом необходимо учитывать, что научно-

технический прогресс кроме запланированных благ приводит к постепенной деградации природной среды. В своей эксплуатации природных ресурсов, потреблении энергии, порождении загрязнения и отходов, промышленный сектор экономики находится среди важнейших причин ухудшения качества ОС. Как только экологические последствия промышленной активности превысят допустимый уровень, произойдёт блокирование дальнейшего существования экологической системы.

Поэтому с наметившимся переходом стран в XXI веке на модель государственно регулируемой социально ответственной инновационной экономики, наделением группы G20 функциями контроля и регулирования угроз мирового кризиса важнейшей целью промышленной политики [3,4,5]становится создание сильного, новаторского и конкурентоспособного индустриального сектора - гаранта безопасного и устойчивого развития планеты, её регионов, их хозяйствующих субъектов. Адекватная ей экологическая политика должна способствовать:

- оптимизации управления ресурсами, их распределения и перераспределения по ситуации и результатам в статике и динамике новых условий XXI века;

- созданию общественного доверия к работе предприятий и производимой ими продукции;

- развитию рыночных возможностей по реализации экологически чистой продукции - одного из главных факторов мирового уровня её конкурентоспособности.

Интересы мирового сообщества состоят в том, чтобы долгосрочные экономические, экологические и социальные блага не приносились в жертву краткосрочным финансовым прибылям отдельных заинтересованных физических и юридических лиц. Обеспечить такое сочетание позволяет экологический менеджмент, базирующийся на экономически эффективном управлении экологической составляющей подсистем любого предприятия. Оно должно быть направлено на предотвращение загрязнений ОС на протяжении всего жизненного цикла самого производства и производимой продукции.

Здесь мы подходим к главному принципу формирования промышленной и адекватной ей экологической политики предприятия, который состоит в следующем.

1. Необходимы выявление и активизация имеющихся, но не используемых на каждом действующем предприятии технологических, технических, организационных возможностей и

средств решения приоритетных экологических проблем.

Практика доказывает, что в этом случае можно снизить отрицательное воздействие на окружающую среду на 20-40% за счёт использования малозатратных и беззатратных подходов, методов и действий при условии мотивации и вовлечения всего персонала в экологическую деятельность предприятия.

2. Для придания устойчивости роста доходов и антикризисного развития предприятию в новых условиях долгосрочного периода XXI века (динамика) целесообразно в процессе создания новых предприятий, при реинжиниринге действующих и их последующей интеграции в новые руководствоваться приоритетом научно-исследовательских работ, образовательных и воспитательных мероприятий.

Внимание первых должно акцентироваться на дальнейшем развитии науки, техники и высоких технологий производства экологически чистой продукции. Напомним, что по определению высокими являются наукоёмкие, экологически чистые, ресурсосберегающие технологии, базирующиеся на глубокой и безотходной переработке сырья.

Внимание вторых следует сосредоточить на своевременном внедрении мировых достижений в сфере высоких технологий в систему непрерывного образования, в том числе и экологического. Акцентировать внимание следует на современных высоких интеллектуальных и информационных технологиях, предназначенных для эффективного комплексирования материальных и нематериальных ресурсов организаций с целью обеспечения их устойчивого (антикризисного) развития в новых условиях XXI века. Это главное условие антикризисного управления жизнедеятельностью организаций на основе инноваций.

Список литературы

1. Повестка дня на XXI век. - ООН: Рио-де-Жанейро, 1992

2. Барковская С.В., Жидко Е.А., Попова Л.Г. Высокие интеллектуальные технологии интегрированного менеджмента XXI века // Вестник Воронежского государственного технического университета, Воронеж, ВГТУ, том 6, № 9, 2010, - С. 28 - 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.