Научная статья на тему 'Экономическая конкурентоспособность и развитие «Зеленых» навыков'

Экономическая конкурентоспособность и развитие «Зеленых» навыков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / COMPETITIVENESS / GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX / ECOLOGICAL PREPARATION / ECOLOGIZATION OF THE ECONOMY / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Маргарита Павловна

Во многих странах под влиянием глобализации экономическая конкурентоспособность стала приоритетом в политической жизни. Конкурентоспособность государств описывается с помощью Индекса Глобальной Конкурентоспособности 1 (ИГК), который показывает, что по мере экономического развития страны растет важность образования и обучения. Таким образом, развитие профессиональных навыков является эффективным способом повышения экономической конкурентоспособности и сокращения бедности за счет повышения производительности труда и расширения возможностей трудоустройства. Эта связь обеспечивает согласование образования с «реальным миром», то есть с мировой экономикой. Реструктуризация, проводимая с целью достижения более «чистой», устойчивой к изменениям климата и эффективной экономики, которая сохраняет окружающую среду и обеспечивает достойные условия работы, наблюдается во многих странах. Этот процесс сопровождается созданием рабочих мест, где требуется экологическая подготовка. В статье обосновываются «зеленые» навыки как знания и навыки, необходимые для экологизации экономики и для обеспечения социальной справедливости. Важность «озеленения» процесса развития людских ресурсов анализируется с точки зрения основных факторов, влияющих на изменение профессиональных навыков, оказывающих влияние на экологизациию экономики стран, находящихся на различных стадиях экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Competitiveness and the Development of “Green Skills”

The economic competitiveness has become a political priority in many countries under the influence of globalization. The competitiveness of states is described by the Global Competitiveness Index (GCI), which indicates that the importance of education and training increases with the economic development of countries. Restructuring undertaken in order to achieve a more “pure”, climate resilient and efficient economy that conserves the environment and provide decent working conditions is observed in many countries. This process is accompanied by the creation of workplaces that require environment preparation of workers. The “green” skills as the knowledge and skills necessary for the ecologization of the economy and for the promotion of social justice are substantiated in the article. The importance of “greening” of the process of human resources development is analyzed from the point of view of the main factors that affect the change of professional skills that contribute to ecologization of the economy of countries at different stages of economic development.

Текст научной работы на тему «Экономическая конкурентоспособность и развитие «Зеленых» навыков»

ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ЮНИВОК

М.П. Павлова

Ключевые слова:

конкурентоспособность, Индекс глобальной конкурентоспособности, экологическая подготовка, экологизация экономики ,челове-ческий капитал.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И РАЗВИТИЕ «ЗЕЛЕНЫХ» НАВЫКОВ

Во многих странах под влиянием глобализации экономическая конкурентоспособность стала приоритетом в политической жизни. Конкурентоспособность государств описывается с помощью Индекса Глобальной Конкурентоспособности1 (ИГК), который показывает, что по мере экономического развития страны растет важность образования и обучения. Таким образом, развитие профессиональных навыков является эффективным способом повышения экономической конкурентоспособности и сокращения бедности за счет повышения производительности труда и расширения возможностей трудоустройства. Эта связь обеспечивает согласование образования с «реальным миром», то есть с мировой экономикой. Реструктуризация, проводимая с целью достижения более «чистой», устойчивой к изменениям климата и эффективной экономики, которая сохраняет окружающую среду и обеспечивает достойные условия работы, наблюдается во многих странах. Этот процесс сопровождается созданием рабочих мест, где требуется экологическая

1 Конкурентоспособность - это «совокупность институтов, законов и факторов, определяющих уровень производительности в стране» (Ба1а-1-МагИП & а1, 2009, р.4)

подготовка. В статье обосновываются «зеленые» навыки как знания и навыки, необходимые для экологизации экономики и для обеспечения социальной справедливости.

Важность «озеленения» процесса развития людских ресурсов анализируется с точки зрения основных факторов, влияющих на изменение профессиональных навыков, оказывающих влияние на экологизациию экономики стран, находящихся на различных стадиях экономического развития.

В связи с глобализацией важность экономических вопросов в государственной политике многих стран усилилась. Конкурентоспособность на международном уровне стала одним из главных приоритетов .для всех государств. Такие организации, как Всемирный экономический форум (ВЭФ) определяют и измеряют конкурентоспособность национальных экономик и представляют сравнительную статистику для формирования научно обоснованных подходов к формированию политики. ВЭФ следующим образом классифицирует страны в зависимости от стадии экономического развития: экономики, развивающиеся на основе базовых факторов (этап 1), эффективно-ориентированные экономики ( этап 2) и иновационно-ориен-тированные экономики (этап 3). Между этапами существует переходный период.

В настоящий момент структурная перестройка экономики во многих странах включает в себя ориентацию на более чистую, более устойчивую к изменению климата и эффективную экономику, направленную на сохранение экологической устойчивости и обеспечение достойных условий работы. Это ведет к созданию «зеленых» рабочих мест. В статье утверждается важность «экологизации» развития человеческих ресурсов, дается разработка и анализ основных факторов, влияющих на изменение профессиональных навыков, оказывающих влияние на экологизацию экономики стран, находящихся на различных стадиях экономического развития.

Индекс глобальной конкурентоспособности экономики ВЭФ включает компоненты человеческого капитала. В 2007-2008гг. Индекс глобальной конкурентоспособности состоял из 18 индикаторов, где 15,9 % всех показателей (Sabadie & Johansen, 2010) были связаны с человеческим капиталом2. Эти показатели отражают возможность физических лиц быть включен-

2 Человеческий капитал определяется как "знания, навыки, компетенции и другие качества человека, которые способствуют личному, социальному и экономическому благосостоянию" (OECD, 2001, p.18).

ными в образование и профессиональную подготовку. Три категории показателей: базовые требования, факторы, повышающие эффективность, и способность к инновации - имеют различный вес на различных этапах развития экономики. Положение государств Центральной Азии по сравнению с некоторыми другими странами представлено на рисунке 1.

Central Asian countries

Otter countries in the stage

I mpartant areas for competitiveness

Stage 1 flactor-dfiven): Kyrgyz Republic, Mongolia, Taifcisian Bangladesh, Bolivia. Kenya, Pakistan,

GDP per capita (USD) <2 000 Transition from 1 to t 2 000 < GOP per capto (USD) < 3 000

Stage 1 (eflräency-dftven): Kazakhstan

3 000 < GOP per capita (USD) < 9 000

Transition from 2 to 3: 9 000 < GOP per capto (USD) < 17 000

Stage 3 (innovation-driven): GDP per capita (USD) >17000

Azerbaijan. Brunei Dafussalam. Indonesia. Iran, Islamic Rep,, Ukraine. Venezuela

Argentina, Brazil, China, Malaysia, Menco, Russian federation, South Africa, Turkey Chile, Croatia, Poland, Trinidad and Tobago

Germany, Israel, Korean Rep., Norway, Spam, United Kingdom, United States

Basic req uirements (60%) and efficiency enhancers (35%)

Basic requirements (between 40% and 60%) and efficiency enhancers (between 35% and 50%)

Basic req uirements (40%) and efficiency enhancers (50%)

Basic requirements (between 20% and 40%} and efficiency enhancers (50%) Innovation factors (10% to 30%) Basic req uirements (20%) and efficiency enhancers (50%) Innovation factors (30%)

Рисунок 1. Страны Центральной Азии в соответствии со стадиями экономического развития (Global Competitiveness Report 2010-2011).

Казахстан, например, находится на 2-й стадии экономического развития, где базовые факторы (40%) и факторы, повышающие эффективность (50%), влияют на конкурентоспособность страны. Способность к инновации еще не играет значительной роли на этом этапе развития.

Одним из факторов, повышающих эффективность, является «высшее образование и профессиональная подготовка», вес этого показателя меняется при переходе страны от одной стадии развития к другой. Анализ и моделирование по Sabadie и Johansen ( 2010 ) показывают, что значение образования и профессиональной подготовки увеличивается по мере экономического развития страны. На человеческий капитал приходится более 24% при оценке национальной экономической конкурентоспособности стран на этапе инновационного развития ( см. рис. 2).

primary education indicators (pillar 41 Higher education Indicators | pillar 5} »brain drain 1Г.09) Innovation ndicatora miliar 121 TQ&I human capital Institutions (pillar 1) infrastructure (pillar 1) Macroeconomy (РШэгЗ)

Factor-driven staged) 7SH e.s% г% 16.ГЛ ISM 15% 15%

Efficiency, driven stage PI 5.0W 9.7tb i% 18.7% ion 10% 10%

IHlO'.'jtLCri- driven stays PI 2.5« 9.7% 12% 24.2% 396 5% 5%

Рисунок 2. Вес показателей человеческого капитала в ВЭФ - Индекс глобальной конкурентоспособности 2007-2008гг. ( $аЬай1е и ¡окатеп , 2010. - С. 244.)

Эти данные, а также другие исследования (например, Mankiw, Romer, & Weil, 1992; Barro, 2000; Krueger & Lindhal, 2001) показывают, что развитие человеческого капитала ведет к экономическому росту. Моделирование по Sabadie и Johansen (2010) показывает, что, с одной стороны, страны, занимающие невысокое место в ИГК, могут повысить конкурентоспособность при условии успешного проведения реформ, направленных на развитие человеческого капитала; с другой стороны, страны с высоким рейтингом должны продолжать обращать внимание на развитие человеческого капитала в своих странах , чтобы сохранить свои конкурентные преимущества. Например, Чад, за счет улучшения человеческого капитала смог бы поднять свой рейтинг конкурентоспособности на 25% и подняться с последнего места в мире до 109-й позиции, что похоже на текущее положение Албании в ИГК. США, занимая первое место в 2008 г., оказались бы на 29-м месте (что соответствует уровню Испании), если бы показатель человеческого капитала был заменен на самый плохой показатель, представленный в отчете ВЭФ за 2008 г. (Sabadie и Johansen, 2010).

Sabadie и Johansen (2010) пришли к еще одному интересному выводу о том, что во всех выбранных странах увеличение балла ИГК за счет улучшения человеческого капитала намного выше, чем могло бы быть за счет улучшения макроэкономической стабильности. Таким образом, совершенствование системы образования и обучения является еще более важным фактором экономического развития, чем «макроэкономическая стабилизация, которая обычно рассматривается в качестве ключевого фактора экономического развития» (с.249).

Эта важная роль образования и обучения для развития признаны на международном уровне. Положительная корреляция между начальным уровнем человеческого капитала и ростом общего показателя производительности (ОПП) в течение 1970-2009 гг.( см.рис. 3) показывает, что страны с «большим начальным запасом человеческого капитала, как правило, демонстрируют более высокие темпы роста ОПП, при прочих равных условиях» (Kim and Terada-Hagiwara, 2010. - С. 5). Чем выше уровень человеческого капитала, тем более высокий уровень технологий он может освоить. Таким образом, преимущества, которые приносит образование, становятся все более очевидны в условиях быстрых технологических изменений.

В последние годы концепция развития человеческих ресурсов (HRD) привлекает все больше и больше внимания по сравнению с понятием «человеческий капитал», хотя смысл этих двух понятий довольно близок. В широкой интерпретации HRD включает показатели здоровья и уровня

жизни вместе с образованием и профессиональной подготовкой, в узком смысле - HRD уделяет основное внимание повышению квалификации для максимального повышения эффективности хозяйственной деятельности. Поэтому, хотя человеческий капитал составляет лишь экономический аспект HRD, «в последние годы узкое определение HRD, «как правило, преобладает» (Kelly , 2001) и оба понятия взаимозаменяемы.

10 -

о -

-5 -

ARIVI

PNG ■ •

TON

PBC.MLD.. ЩГ^ - .. ^ FJJ , V

САМ

JVION • ■

' BRU

0 1 2 Log Years of Schooling, 1970

Developing Asia • Rest of the World

AFG = Afghanistan; ARM = Armenia; BAN = Bangladesh; BRU = Brunei Darussalam; CAM = Cambodia; FIJ = Fiji Islands; IND = India; INO = Indonesia; LAO = Lao People's Democratic Republic; MAL = Malaysia; MLD = Maldives; MON = Mongolia; NEP = Nepal; РАК = Pakistan; PHI = Philippines; PNG = Papua New Guinea; PRC = People's Republic of China; THA = Thailand; TON = Tonga; VIE = Viet Nam. Note: Data cover 134 economies.

Рисунок 3. Начальные уровни человеческого капитала и последующий рост общих показателей производительности.

Важность НЯБ для экономического развития может быть аналогичным образом связана с «зеленым экономическим развитием».

Ответы на изменение климата и актуальные вопросы устойчивого развития нашли свое отражение в процессе структурной перестройки экономики с целью достижения более чистой, устойчивой к изменению климата и эффективной экономики, которая сохраняет экологическую стабильность и обеспечивает достойные условия работы. Учитывая важность развития людских ресурсов для экономического развития страны, «экологизация» НЯБ неизбежна для обеспечения «зеленого» экономического роста.

Разные страны сталкиваются с различными проблемами на пути пере-

хода к «зеленой» экономике. Можно выделить, по крайней мере, три способа, с помощью которых экономика будет ориентирована на большую устойчивость (ILO / Cedefop 2011 г.):

• «Зеленая» реструктуризация (например, некоторые виды работ будут заменены, - так при получении энергии - переход от невозобновляемых ресурсов к возобновляемым, или при утилизции отходов - переход от свалки к переработке).

• Создание новых профессий (например, по мере развития новых технологий).

• «Озеленение» существующих рабочих мест (например, подготовка по профессиям: сантехник, электрик, строитель, фермер - будут пересмотрена в связи с «зелеными» методами работы).

HRD через ПТО имеет решающее значение в обеспечении этих процессов. Развитие «зеленых» навыков вместе с созданием «зеленых» рабочих мест, поддерживаемое государственными инициативами, направленными на зеленый рост, будет способствовать продвижению стран к более экологичной экономике. Тем не менее, «озеленение» HRD должно быть тщательно спланировано с учетом различий в экономических и социальных условиях разных стран. Выявление основных факторов, влияющих на изменение профессиональных навыков, является одним из важнейших условий осознанного выбора средств для проведения образовательных реформ.

Международное исследование, проведенное ILO/CEDEFOP (2011), определило четыре ведущих фактора, влияющих на изменения профессиональных навыков . К ним относятся:

• изменение природной или созданной человеком среды;

• политика и регулирование;

• технологии и инновации;

• возникновение спроса на экологически чистые отрасли промышленности и потребительские привычки.

Эти факторы оказывают различное влияние на экологизацию экономики стран, находящихся на различных стадиях экономического развития.

Страны, характеризующиеся экономическим ростом на основе базовых факторов, в основном, стремятся эффективно использовать землю, труд и капитал. Конкурентоспособность зависит от дешевого производства и простоты доступа к внешним рынкам. Основа экономики - это производство товаров и услуг с низкой прибавочной стоимостью. Для этих стран, первые два фактора (изменение природной и созданной человеком среды; политика и

регулирование) могут играть более значительную роль, чем другие факторы.

Страны, характеризующиеся экономическим ростом на основе повышения эффективности, строят свою экономику на экспорте производства и экспорте услуг аутсорсинга. Основа экономики - это производство, ориентированое на высокую добавленную стоимость товаров и услуг. Конкуренция основана на выпуске продукции высокого качества на основе импортных технологий. Для таких стран первые два и четвертый (спрос на экологически чистое производство) факторы являются более значимыми для «озеленения» экономик.

Страны с инновационным ростом экономики производят разработку, адаптацию и коммерциализацию новых технологий, товаров и услуг на передовом рубеже технологического развития. Эти страны испытывают влияния всех четырех факторов и, особенно, третьего - технологии и инновации.

Несмотря на то, что несколько факторов могут присутствовать одновременно в каждой стране, некоторые из них могут иметь большее влияние, чем другие. Таким образом, фактор «технологии и инновации» оказывает сильное влияние в инновационно-ориентированных экономиках, таких как Корея. Рынки экологически чистых товаров и политическое регулирование влияют на экономику в Китае, который находится на эффективно-ориентированной стадии экономического развития. Изменения природной среды в Бангладеш могут играть ведущую роль в экономике, развивающейся за счет базовых факторов. В мировой экономике процесс «озеленения» может быть инициирован правилами и положениями, принятыми в других странах. Экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, например, очень сильно зависит от экспорта, особенно в ЕС. Таким образом, производство «зеленых» товаров и оказание «зеленых» услуг в Азии будет стимулироваться законами и правилами ЕС.

Дополнительным важным фактором, влияющим на изменение профессиональных навыков, является личность ,например, учащегося, студента, работника. На протяжении жизнедеятельности человека будут меняться условия обучения, работы и «зеленые» требования к работе. Активное вовлечение человека в принятие решений по поводу обучения в течение жизни, участия в процессах обновления знаний и навыков, необходимых для экологизации экономики и борьбы с изменением климата, станут действенным средством, влияющим на изменение профессиональных навыков, необходимых для экологизации экономики и борьбы с изменением климата.

Крайне важно учитывать условия, способствующие вовлечению людей

в развивитие «зеленых» навыков на протяжении всей трудовой жизни. Необходимо понять, как они учатся в процессе работы, как они реагируют на изменения в «зеленой» экономике, как они мотивированы. Существует консенсус среди психологов по поводу того, что человеческая мотивация и поведение составляют основные причинные факторы экологических проблем (например Uzzell , 2000; Vlek , 2000; Gardner & Stern , 2002; Geller, 2002; Winter & Koger, 2004; Oskamp & Schultz, 2006 ). Таким образом, образование может стать важным средством, стимулирующим деятельность человека по развитию «зеленых» навыков, посредством влияния на изменение сознания, восприятия, отношения, понимания и поведения, связанного с природной и социальной средой.

В заключение важно подчеркнуть, что тесная связь между экономической конкурентоспособностью, развитием человеческих ресурсов и глобальной зеленой повесткой дня стимулируеют процесс озеленения HRD для повышения экономической конкурентоспособности стран в рамках «зеленого контекста». Предполагается, что природа озеленения HRD меняется при переходе от одной стадии экономического развития к другой.

Глобальная повестка дня по озеленению экономики влияет на экологическую, экономическую и социальную политику, принимаемую странами. ПТО играет важную роль в процессе «озеленения» навыков, а человеческий фактор является важным компонентом в процессе достижения целей зеленой экономики. Разные страны имеют разные отправные точки для этого процесса, следовательно, необходимо развивать собственные подходы для внедрения зеленых навыков в ПТО. Прежде всего необходимо выявить основные факторы влияющие на изменение профессиональных навыков в процессе озеленения экономики.

Они могут быть связаны с реструктуризаций экономики под влиянием следующих факторов: изменение природной или созданной человеком среды; политическое регулирование; внедрение новых зеленых технологий и инновационных решений; возникновение спроса на экологически чистые отрасли промышленности и потребительские привычки. Немаловажным фактором, влияющим на изменение профессиональных навыков, является личностное участие человека в обучении на протяжении всей жизни.

Литература

1. Gardner G. T. & Stern, P.C. (2002). Environmental problems and human behaviour. Second Edition. Boston: Pearson Custom Publishing.

2. Geller E.S. (2002). The challenge of increasing proenvironmental behaviour.

In R.B. Bechtel & A. Churchman (Eds), Handbook on environmental psychology (pp. 525- 540). New York: Wiley.

3. Barro R. J. (2000) Education and Economic Growth http://www.oecd.org/ dataoecd/5/49/1825455.pdf (Accessed 15 September 2013)

4. ILO/ CEDEFOP (2011). Skills for Green Jobs: Global View (by Strietska-Ilina, O., Hofmann, C., Duran Haro, M. and Jeon, S.) Skills and Employability Department, ILO:Geneva.

5. Kelly D. J. (2001). Dual perceptions of HRD: Issues for Policy: SME's, Other Constituencies, and the Contested Definitions of Human Resource development. Paper presented to Ninth Annual Meeting of PECC-HRD Pacific Economic Cooperation Council Human Resource Development Task Force PECC. Hualien, October, 2000. http://ro.uow.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1026&context =artspapers&sei-redir=1#search=%22Kelly%20D.%20J.%20%282001%29.%20 Dual%20perceptions%20HRD%3A%20Issues%20Policy%3A%20SME%-C3%A2%C2%80%C2%99s%2C%20Other%20Constituencies%2C%20 Contested%20Definitions%20Human%20Resource%20development%22 (Accessed 15 June 2011)

6. Kim Y. J. and Terada-Hagiwara, A. (2010). A Survey on the Relationship between Education and Growth with Implications for Developing Asia. ADB Economics Working paper Series No. 236, December 2010.

7. Krueger A.B. and Lindahl, M. (2001). Education for growth: Why and for Whom? Journal of Economic Literature, 39 (4): 1101-1136.

8. Mankiw N. G., Romer, D. & Weil, D. N. (1992) A contribution to the empirics of economic growth, The Quarterly Journal of Economics, 107, pp. 407-437.

9. OECD (2001). The Well-being of Nations: The role of human and social capital. http://www.oecd.org/dataoecd/36/40/33703702.pdf Accessed 12 June 2011.

10. Oskamp S., Schultz P. W. (2006). Using psychological science to achieve sustainability. In S. Donaldson, D. Berg & K. Pezdek (Eds), Applied psychology: New frontiers and rewarding careers (pp. 81 -106). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum.

11. Sabadie J.A. and Johansen, J. (2010). How Do National Economic Competitiveness Indices View Human Capital? European Journal of Education 45(2), part I, 236-258.

12. Sala-I-Martin X., Blanke J. Drzeniek H., M. Geiger T., Mia I. (2009) The Global Competitiveness Index 2009-2010: contributing to long-term prosperity amid the global economic crisis, in K.Schwab (Ed) The Global Competitiveness Report 2009-2010 (Geneva, World Economic Forum).

13. Uzzel D. L. (2000). The psycho-spatial dimension of global environmental problems. Journal of Environmental Psychology, 20, 307-318.

14. Vlek C. (2000). Essential psychology for environmental policy making. International Journal of Psychology, 35, 135-167.

15. Winter D. D. N. & Koger, S. (2004). The psychology of environmental problems. Second Edition. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum

16. World Economic Forum (2010). The Global Competitiveness Report 2010-2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.