Научная статья на тему 'Экономическая коммуникация. Обоснование термина'

Экономическая коммуникация. Обоснование термина Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3182
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / MASS COMMUNICATION / ECONOMIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демина Ирина Николаевна

Статья является первой из цикла статей, посвященных экономической коммуникации. Обосновывается необходимость выделения термина «экономическая коммуникация». Приводятся примеры его практического применения. Описываются аспекты рассмотрения коммуникации в философии и социологии. Рассматриваются подходы к коммуникации в теории массовых коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC COMMUNICATION. SUBSTANTIATION OF TERM

The article proves the necessity to distinguish the term «economic communication» and gives some examples of its practical application. The author describes some aspects of studying communication in philosophy and sociology and examines the approaches to communication in mass communication theory.

Текст научной работы на тему «Экономическая коммуникация. Обоснование термина»

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 316.773:070.1 И.Н. ДЕМИНА

ББК 60.524.224.026 зав. кафедрой журналистики

Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: demina-in@isea.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ОБОСНОВАНИЕ ТЕРМИНА

Статья является первой из цикла статей, посвященных экономической коммуникации. Обосновывается необходимость выделения термина «экономическая коммуникация». Приводятся примеры его практического применения. Описываются аспекты рассмотрения коммуникации в философии и социологии. Рассматриваются подходы к коммуникации в теории массовых коммуникаций.

Ключевые слова: коммуникация, массовая коммуникация, экономическая коммуникация.

I.N. DEMINA

Chairholder, Chair of Journalism, Baikal State University of Economics and Law, Doctor of Economics, Professor, Irkutsk e-mail: demina-in@isea.ru

ECONOMIC COMMUNICATION. SUBSTANTIATION OF TERM

The article proves the necessity to distinguish the term «economic communication» and gives some examples of its practical application. The author describes some aspects of studying communication in philosophy and sociology and examines the approaches to communication in mass communication theory.

Keywords: communication, mass communication, economic communication.

В эпоху становления информационного общества коммуникативная практика намного опережает теоретическое обоснование происходящих процессов. С одной стороны, существует множество работ, посвященных коммуникациям, которые служат основой для дальнейших междисциплинарных исследований, с другой — многие термины, касающиеся коммуникаций, становятся общеупотребительными, не имея под собой теоретического фундамента. Одним из таких терминов является «экономическая коммуникация».

В России в настоящее время существует множество институциональных образований, использующих названный термин, но часто в их содержательную деятельность вкладываются разные смыслы.

Одним из примеров является Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) — российская компания, работающая в области связей с общественностью,

созданная в 2004 г. группой известных PR-специалистов [13]. Организация работ в АПЭК, судя по их собственной рекламной информации, проектно ориентирована и предполагает использование опыта его руководителей и топ-менеджеров в PR и СМИ. Очевидно, что данная компания — типичное PR-агентство, и экономические коммуникации, так же как политические, подразумевают организацию PR-мероприятий. Не совсем ясно, какой именно смысл вкладывается агентством в понятие «экономические коммуникации», но можно предположить, что имеется в виду организация связей с общественностью бизнес-структур (это и есть экономические коммуникации). Политические коммуникации предполагают деятельность по организации политических акций, выборов и т.д.

Кроме учреждений и агентств, декларирующих своей целью налаживание экономических коммуникаций в информацион-

© И.Н. Демина, 2012

ном пространстве, термин «экономическая коммуникация» используется в названиях подразделений образовательных учреждений. Так, в Волгоградском государственном техническом университете функционирует Центр международных экономических коммуникаций (ЦМЭК) [15], предназначенный для реализации инновационных обучающих программ переподготовки и повышения квалификации в области внешнеэкономической деятельности и международных отношений. Обучающие программы рассчитаны на углубленное изучение иностранных языков, экономических дисциплин и получение коммуникативных навыков в ведении бизнеса, однако ответа на вопрос, что же вкладывается в понятие «экономическая коммуникация», получить не удалось.

В Белорусском государственном экономическом университете функционирует кафедра межкультурной экономической коммуникации [14], созданная в 2003 г. на факультете международных бизнес-коммуникаций. Эта кафедра обеспечивает выпуск специалистов по специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурных

коммуникаций» (специализация «Коммуникативные технологии в бизнесе»). Перечень читаемых дисциплин не предусматривает изучение такой дисциплины, как «экономическая коммуникация». Научные интересы преподавателей кафедры сосредоточены в двух направлениях: лингвистические науки и коммуникативистика. Экономическая коммуникация рассматривается ими как одно из направлений коммуникативистики, при этом разрабатывается лингвистический аспект коммуникаций без учета теории экономической коммуникации.

Поиск по ключевым словам «экономическая коммуникация» в словарях, энциклопедиях и других источниках позволил найти только следующие термины: маркетинговые коммуникации, социальные коммуникации, коммуникации в менеджменте, бизнес-коммуникации, деловые коммуникации, коммуникации в менеджменте. Все эти термины, на наш взгляд, имеют то или иное отношение к экономической коммуникации и определенным образом связаны с ней, но все же требуется уточнить степень этой связи и выделить в качестве исходного понятия экономическую коммуникацию. Данные

термины введены в оборот разными отраслями наук, и пока не существует единой синтетической теории, которая объединяла и объясняла бы смыслы этих видов коммуникаций, либо отделяла их друг от друга по тем или иным критериям. Сделаем попытку перейти от общенаучного понятия «коммуникация» к уточняющим конкретным терминам, используемым разными науками.

Объединяющим термином выступает «коммуникация». Вообще коммуникация (лат. соттипюа1ю — сообщение, передача) — смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Коммуникативными называются действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие. Основная функция коммуникации — достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Структура простейшей коммуникации включает как минимум: 1) двух участников-коммуникантов; 2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3) тексты, выражающие смысл ситуации в языке; 4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс материальной передачи текстов [1]. По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая коммуникации.

Первой наукой, проявившей интерес к феномену коммуникации, является философия, причем до начала XX в. философские исследования в области коммуникации ограничивались происхождением социальных норм, морали, права и государства (теория общественного договора) и наличными средствами организации самой философской коммуникации (проблема диалога). Современный философский интерес к коммуникации настолько широк, что возникло новое направление — медиафилософия [7], изучающая место и роль коммуникации и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, изменение которых связано с интенсивным развитием средств коммуникации. Развитие этой науки в России привело даже к образованию в 2007 г. Исследовательского центра «Медиафилософия» [12], объединившего исследователей феномена медиа, медиареальности, медиакультуры.

Результатом человеческой деятельности в XX в. становится технологизация и автоматизация производства, что выдвинуло на первый план в общественных системах процессы управления, в которых основополагающей является организация коммуникаций. В то же время указанные процессы все больше освобождают человека от производственной деятельности, расширяя область свободного времени, связанного, в том числе, с общением, где основным процессом также является коммуникация по поводу ценностей, идеалов и норм. Тема коммуникации, интер-субъективности1 и диалога становится одной из главных в философии XX в. [1]. В основу философских исследований коммуникации прошлого века легло изучение языковых и знаковых структур. Представителями таких исследований стали философы (Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.), лингвисты (Ф. Сос-сюр и др.) и семиотики (Ч. Моррис и др.).

В соответствии с современными философскими представлениями при анализе и описании коммуникации необходимо различать: 1) коммуникацию в широком смысле — как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы рече-языко-вой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана; 2) информационный обмен в технологически организованных системах — в этой ипостаси коммуникация исследуется футурологами; 3) мыслекоммуникацию как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия; 4) экзистенциальную коммуникацию как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве коммуникация — основа экзистенциального отношения между людьми и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований [там же].

Исследования коммуникации — прерогатива не только философов. В первой половине XX в. коммуникация оказывается

1 Интерсубъективность — особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или значимости опыта познания) одного для другого.

в центре социальной теории, хотя сегодня зачастую невозможно отделить друг от друга философские, социологические и другие исследования коммуникаций, настолько глубоко происходит конвергенция общественных наук.

Если в начале философских изысканий речь велась о коммуникации вообще, то социология исследует коммуникацию социальную.

С точки зрения социологии, социальная коммуникация — интердисциплина, изучающая процессы распространения и циркуляции информации в обществе [10]. Социологи различают пять уровней исследований коммуникации.

1. Интраперсональная коммуникация изучает «разговоры с самим собой», процессы обработки информации индивидом.

2. Интерперсональная коммуникация исследует межличностное взаимодействие.

3. Групповая коммуникация занимается исследованиями групповой динамики, к ним относятся и исследования институциональной (организационной) коммуникации.

4. Массовая коммуникация имеет дело с сообщениями, направляемыми массовой аудитории через средства массовой информации, часто с политическими или коммерческими целями.

5. Коммуникации, изучающие обмен сообщениями с объектами, не являющимися людьми, в первую очередь, с машинами, компьютерами. К примеру, компьютерные игры, пользование банкоматами и т.д.

В XX в. исследования коммуникации приобрели очень широкий характер, захватили представителей множества общественных наук и стали междисциплинарными. Все это послужило основой для выделения самостоятельной науки о коммуникации — комму-никативистики. Основоположниками науки о коммуникациях считаются Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, Н. Винер, первые публикации которых появились в 1930, 1940, 1950 гг.

Исторически первой возникла кибернетическая модель коммуникации, разработанная основателем кибернетики Н. Винером, основанная на математической теории информации, согласно которой информация, полученная через открытую систему, уменьшает степень неопределенности (энт-

ропии), которая в замкнутой системе необратимо возрастает, что приводит, в конечном счете, к потере контроля над функционированием системы. Именно кибернетика как учение о «контроле и отношениях», таким образом, была родоначальницей новой идеологии — идеологии «открытого общества», стабильность которого поддерживалась бы свободной циркуляцией информации, равно доступной всем его членам. Эта идеология сегодня трансформировалась в феномен «коммуникационного» мышления, важнейшим требованием которого, наряду с терпимостью и готовностью к компромиссам, является «прозрачность» информационных потоков.

Не меньшее влияние на становление наук об информации и коммуникации имело исторически второе — эмпирико-функционалистское направление исследований СМИ, сложившееся в США в годы Второй мировой войны. Это направление традиционно связывают с именами П. Лазарфельда, впервые исследовавшего аудитории радио и прессы, К. Ховланда, психосоциолога, изучавшего феномены формирования индивидуальных мнений и убежденности в малых группах, и Г. Ласуэлла, занимавшегося теорией пропаганды и функционированием масс-медиа.

Эмпирико-функционалистский подход позволил создать теорию манипулирования массами, иначе теория «подкожного впрыскивания» (У. Липпман, К. Юнг, Э. Бернайс и др.), «спираль молчания» (Э. Ноэль-Нойман). Данному подходу наука обязана открытием функции «записной книжки» СМИ (Р. МакКомбс); стратификацией телевизионной публики (К. Леви); исследованием культурной и гражданской эффективности телевидения (Дж. Гербнер и др.) и т.д. Следует отметить фундаментальные различия кибернетического и эмпирико-функционалистского подходов: для кибернетиков основной интерес представляла циркуляция информации в обществе, а функционалисты концентрировали свое внимание на роли СМИ и теории влияния.

Третьим основополагающим направлением науки о коммуникации является структурный метод и его лингвистические и, в более широком смысле, семиологические приложения (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт, К. Метц, У. Пирс и др.). Методы

структурного анализа применяются к художественным и профессиональным текстам, аудио-, видео- и кинодокументам. Они легли в основу развития современных методов обработки информации и репрезентации знаний [11].

С конца 1960-х гг. и по настоящее время наука о социальной коммуникации, сложившаяся первоначально из трех «фундаментальных» направлений из синтетической теории, становится источником новых. К ним можно отнести, в частности, социологию массовой культуры, социологию массовой коммуникации, психосоциологию, политэкономию (критическую) коммуникации, прагматику, этнографию коммуникации, этнометодологию и социологию социальных взаимодействий, социологию техники и медиатизации, исследования социального потребления медиа и новых технологий, медиафилософию.

Среди авторов, активно занимающихся коммуникативными исследованиями в России, можно назвать Г.П. Бакулева [2; 3], О.Л. Гнатюка [4], Л.М. Землянову [5; 6], М.М. Назарова [8], Г.Г. Почепцова [9]. Эти и другие авторы в первую очередь исследуют коммуникацию массовую, однако являются представителями разных направлений. В основном, водораздел между ними — взаимоотношение коммуникации с журналистикой, PR и рекламой.

Таким образом, наиболее общим, абстрактным термином является «коммуникация» (смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия), изучением которой начала заниматься философия. Более конкретным содержанием термин «коммуникация» наполнила социология, изучающая «социальную коммуникацию» (сообщение, процесс передачи информации) на всех пяти уровнях, одним их которых является коммуникация массовая.

Возрастающая значимость наук о коммуникации объясняется развитием информационного общества, превращением информации в стратегический ресурс, касается ли это сферы политики, экономики или управления. Все более жесткая политическая и экономическая конкуренция между элитами внутри стран и между государствами на мировой арене порождает заказ на разработку новых информационных технологий, чаще всего

оказывающихся манипулятивными. Следует вызывать и созидательный, и разрушительный

признать, что коммуникации — инструмент, эффект. Наиболее заметно это проявляется

результат использования которого может именно в массовых коммуникациях.

Список использованной литературы

1. Бабайцев А.Ю. Коммуникация [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/коммуникация/ Энциклопедия%20постмодернизма/ КОММУНИКАЦИЯ.

2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005.

3. Бакулев Г.П. Современные концепции и теории массовой коммуникации в контексте новых медиа: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003.

4. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М., 2010.

5. Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник Московского университета. Сер. 10. «Журналистика». 1999. № 2. С. 58—69.

6. Землянова Л.М. Идеи коммуникативистов о причастности постфордизма к кризисам в экономике // Медиаскоп. 2010. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/712.

7. Медиафилософия VII. Медиареальность субъекта / под ред. В.В. Савчука, М.А. Степанова. СПб., 2011.

8. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М., 2003.

9. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.

10. Терещенко О.В. Коммуникация социальная. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003. URL: http://slovari.yandex.ru.

11. Энциклопедия социологии. URL: http://slovari.yandex.ru.

12. URL: http://mediaphilosophy.ru.

13. URL: http://www.apecom.ru.

14. URL: http://www.bseu.by/russian/faculty7/dep6.htm.

15. URL: http://www.vstu.ru/addedu/ipipk/cmecf.

Referenses

1. Babaitsev A.Yu. Kommunikatsiya [Elektronnyi resurs]. URL: http://slovari.yandex.ru/kommunikatsiya/Entsik lopediya%20postmodernizma/ KOMMUNIKATslYa.

2. Bakulev G.P. Massovaya kommunikatsiya: Zapadnye teorii i kontseptsii: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. М., 2005.

3. Bakulev G.P. Sovremennye kontseptsii i teorii massovoi kommunikatsii v kontekste novykh media: dis. ... d-ra filol. nauk. М., 2003.

4. Gnatyuk O.L. Osnovy teorii kommunikatsii. М., 2010.

5. Zemlyanova L.M. Setevoe obshchestvo, informatsionalizm i virtual'naya kul'tura // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. «Zhurnalistika». 1999. № 2. S. 58—69.

6. Zemlyanova L.M. Idei kommunikativistov o prichastnosti postfordizma k krizisam v ekonomike // Mediaskop. 2010. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/712.

7. Mediafilosofiya VII. Mediareal'nost' sub'ekta / pod red. V.V. Savchuka, M.A. Stepanova. SPb., 2011.

8. Nazarov M.M. Massovaya kommunikatsiya i obshchestvo. Vvedenie v teoriyu i issledovaniya. M., 2003.

9. Pocheptsov G.G. Teoriya kommunikatsii. M., 2001.

10. Tereshchenko O.V. Kommunikatsiya sotsial'naya. Sotsiologiya: entsiklopediya / sost. A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel'kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshchenko. Minsk, 2003. URL: http://slovari.yandex.ru.

11. Entsiklopediya sotsiologii. URL: http://slovari.yandex.ru.

12. URL: http://mediaphilosophy.ru.

13. URL: http://www.apecom.ru.

14. URL: http://www.bseu.by/russian/faculty7/dep6.htm.

15. URL: http://www.vstu.ru/addedu/ipipk/cmecf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.