Научная статья на тему 'Экономическая категория «Человеческий капитал»'

Экономическая категория «Человеческий капитал» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ИЗМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Великая Е.Г.

Серьезные преобразования, происходящие в современной общественной жизни, предполагают личностную оценку человеческого капитала, который следует беречь и приумножать. В статье рассматриваются различные качества и функции человека на основе сущностного и личностного начал, дается их интерпретация с позиции общественной полезности человека как структурной единицы человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая категория «Человеческий капитал»»

48 (237) - 2013 УДК 331.446

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

экономическая категория

«человеческий капитал»

е. г. великая,

доктор экономических наук, профессор, генеральный директор ООО «Леди доктор» E-mail: E. G. Velikaya@gmail.com Московский финансово-юридический университет

Серьезные преобразования, происходящие в современной общественной жизни, предполагают личностную оценку человеческого капитала, который следует беречь и приумножать. В статье рассматриваются различные качества и функции человека на основе сущностного и личностного начал, дается их интерпретация с позиции общественной полезности человека как структурной единицы человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, национальное богатство, эволюция управления, измерение человеческого капитала.

С позиций социального анализа экономических явлений человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства[3].

К числу важнейших современных экономических закономерностей относится процесс интеллектуализации экономики. Возрастание роли социальной сферы и усиление значения интеллектуальной деятельности внутри многих секторов народного хозяйства способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются важнейшими факторами социально-экономического прогресса.

Расчеты показывают, что в составе национального богатства большинства государств доминирует чело-

веческий капитал [2]. В настоящее время предпринимаются попытки сформулировать новые цели и задачи развития человечества, а измерение развития человеческого потенциала стало одной из важных проблем. Предложен и уже используется такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), по которому Россия занимает 72-е место в мире [1].

Вместе с изменениями в производительных силах происходят существенные перемены и в социально-экономическом строе. Для нынешнего этапа развития характерны смешанная экономика, многообразие форм собственности, в том числе значительный удельный вес интеллектуальной собственности.

Таким образом, человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена в человеке запасом знаний, развитых способностей, определенных его высоким интеллектуальным и творческим потенциалом.

Исходя из того, что в настоящее время происходит эволюция управления в целом и человеком на производстве в частности, можно выделить три управленческие функции человека в общественном производстве:

1) человек - это ресурс производственной системы, важный элемент процесса производства и управления;

2) человек - это личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями, т. е. не только объект, но и главный субъект управления;

3) в соответствии с задачами устойчивого развития человек - это источник и носитель глобального динамического равновесия в системе «человек -общество - биосфера».

- 31

Глобальные изменения, происходящие при переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике, трансформируют также систему управления человеческими ресурсами. В этой связи главной задачей менеджмента на предприятиях является мобилизация всех средств управления активностью человека на производстве.

В свою очередь, можно выделить две стратегии управления активизацией человеческих ресурсов [5]:

1) обучение людей восприятию нового видения, новых целей, технологий и навыков;

2) развитие умения сотрудничать с людьми в области совместного формирования целей, планов и способов их воплощения. Остановимся на отдельных элементах развития человека, коренным образом влияющих на активизацию человеческих ресурсов и связанных в основном с реализацией идей самовоспитания и самосовершенствования.

Человек, как известно, является продуктом эволюции (самоорганизации) природы. Эволюция же самого человека означает развитие в нем определенных внутренних качеств и черт, которые не в состоянии развиться сами по себе.

Наблюдения и опыт показывают, что такое развитие возможно только в определенных условиях в результате приложения конкретных усилий со стороны самого человека и при помощи тех, кто начал аналогичную работу раньше и уже достиг достаточной степени развития. Главная идея состоит в том, что для того чтобы человек развивался, он должен сам желать этого на протяжении длительного времени - преходящее или случайное желание не дает достаточного импульса для развития.

Вторая особенность заключается в том, что для получения каких бы то ни было новых способностей или сил, не известных человеку и отсутствующих у него, он должен обрести те способности и силы, которыми он не обладает, но которые себе приписывает. Иными словами, те качества, которые, по его мнению, он знает, может использовать и контролировать. В действительности же человек не знает самого себя; он не знает даже глубины своего незнания.

Прежде всего человеку надо понимать, что он не единое, а многое. У него нет одного постоянного и неизменного «я» или «эго» - человек всегда различен. В данный момент он один, в следующий - другой, в третий момент - третий и так далее, почти до бесконечности. Иллюзия единства или целостности создается у человека в первую очередь ощущением

единого физического тела, его мнением, которое в нормальных ситуациях всегда остается тем же самым, а также множеством механических навыков, внушаемых ему воспитанием или приобретенных путем имитации. Обладая всеми теми же телесными ощущениями, слыша все то же имя и замечая за собой те же навыки и склонности, что и раньше, он верит, будто всегда был таким же самым.

На самом деле никакого единства нет, нет контролирующего центра, постоянного «я» или «эго». Общая картина человека такова: всякая мысль, всякое чувство, ощущение, желание или его отсутствие есть некие различные «я». Эти «я» не связаны и не скоординированы друг с другом каким-либо образом. Каждое из них зависимо от перемен во внешних обстоятельствах и от изменения личностных впечатлений.

Любое из этих «я» представляет в каждый данный момент незначительную часть нашего «мозга», «ума» или «интеллекта», но каждое из них мнит себя представителем целого. Когда человек говорит «Я», это звучит так, словно он имеет в виду себя целиком, однако на самом деле даже когда он думает, будто имеет это в виду, речь идет о преходящей мысли, преходящем настроении, желании.

Что означает такое развитие? Какого рода изменения возможны, когда и как они начинаются в человеке? Развитие личности не может начаться на основе самообмана. Человек должен знать, что у него есть, а чего нет. Это означает, что ему нужно признаться в первую очередь самому себе в отсутствии приписываемых себе качеств. Человеку необходимо знать это, поскольку до тех пор, пока он верит в наличие этих качеств, он не предпримет правильных усилий для их обретения. Самое важное и самое обманчивое из данных качеств - сознание. Перемены в человеке начинаются вместе с изменением в понимании им смысла сознания, а затем и постепенном обретении контроля над ним.

Возникает вопрос: возможно ли обрести власть над текущими мгновениями сознания, чтобы они чаще пробуждались, дольше сохранялись или даже сделались постоянными? Другими словами, возможно ли стать сознательным? С помощью правильных методов и усилий человек может обрести контроль над сознанием, т. е. может стать осознающим себя со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Человек имеет пять различных функций:

1) мышление и интеллект;

2) чувства и эмоции;

3) инстинктивная функция или внутренняя работа организма;

4) двигательная функция или внешняя работа организма, движение в пространстве и т. п.;

5) половая функция - основа одного из двух начал (мужского или женского) во всех их проявлениях.

Кроме перечисленных функций есть еще две, которым в нашем обычном языке нет названия и которые осуществляются только в высших состояниях сознания. Одна из них - высшая эмоциональная функция, проявляющаяся в состоянии самосознания, другая - высшая умственная функция, проявляющаяся в состоянии объективного сознания [4]. Пока человек не находится в этих состояниях сознания, он не может изучать данные функции или экспериментировать с ними и узнает о них лишь опосредованно от тех, кто достигал этих состояний и испытывал их.

Изучение самого себя должно начаться с изучения первых четырех функций: мышления, чувства, инстинктивной и двигательной функций. Лишь много позже, после достаточного понимания этих функций можно перейти к изучению половой функции.

В интеллектуальную и мыслительную функции включаются все умственные процессы: осознание впечатлений, образование представлений и понятий, рассуждения, сравнения, утверждения, отрицания, словообразования, речь, воображение и т. д.

Вторая функция - это чувства и эмоции: радость, печаль, страх, удивление и т. д. В нашем обыденном мышлении и речи мы зачастую путаем мысли и чувства, но в начале изучения самого себя требуется четко осознать, что есть что.

Две следующие функции, инстинктивная и двигательная, труднее для понимания, поскольку ни одна из обычных психологических систем не описывает и не определяет эти функции должным образом. Понятия «инстинкт», «инстинктивный», как правило, используются в ложном значении, а иногда вообще без всякого смысла - в частности, инстинкту обычно приписываются внешние подфункции, которые в действительности принадлежат двигательной (а иногда и эмоциональной) функциям. Инстинктивная функция у человека включает в себя четыре различных класса подфункций.

Первый класс - вся внутренняя работа организма, т. е. физиология переваривания и усвоения пищи, дыхание, циркуляция крови, вся работа внутренних органов, построение новых клеток,

элиминация отработанного материала, работа желез внутренней секреции и т. д.

Второй класс - так называемые пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, а также все другие (чувство тяжести, температуры, сухости или влажности и т. д.). Иначе говоря, все это безразличные ощущения - ощущения, которые сами по себе не вызывают ни удовольствия, ни неудовольствия.

Третий класс - все телесные эмоции, т. е. всякие физические ощущения, которые либо приятны, либо неприятны. Это разного рода чувства боли и дискомфорта, например неприятного запаха или вкуса, а также различные физические удовольствия, такие как приятный вкус, запах и т. д.

Четвертый класс - все рефлексы, даже самые сложные, такие как смех, зевота, любого рода физическая память (память о вкусе, запахе, боли), являющаяся в действительности просто внутренним рефлексом.

Двигательная функция включает в себя все внешние движения, такие как ходьба, письмо, речь, принятие пищи и память о них. К двигательной функции относятся также те движения, которые на обычном языке называются «инстинктивными», такие, например, как рефлекторная ловля падающего предмета. Разница между инстинктивной и двигательной функциями совершенно ясна и может быть легко понята, если только принять, что все без исключения инстинктивные функции являются врожденными.

Помимо этих обычных двигательных функций существуют и некоторые «странные» двигательные функции, которые занимают значительное место в человеческой жизни. К ним можно отнести сновидения, воображение, мечтательность, разговоры с самим собой, всякого рода болтовню ради болтовни и вообще все неконтролируемые или с трудом поддающиеся контролю проявления данной функции.

Описанные выше четыре функции - интеллектуальная, эмоциональная, инстинктивная и двигательная - должны быть сначала поняты во всех своих проявлениях и только после этого могут наблюдаться сами по себе. Такое самонаблюдение, т. е. наблюдение на «правильном» фундаменте, с предварительным уяснением состояния сознания и различных функций и составляет основу изучения самого себя. Иначе говоря, это начало психологии.

Очень важно помнить, что при наблюдении различных функций полезно наблюдать и их отношение к различным состояниям сознания. Рассмотрим четыре функции - мышление, чувство,

инстинктивную и двигательную. Все эти функции могут проявляться и во сне, однако тут их проявления недостоверны и бессвязны, их никак нельзя использовать, они просто происходят сами собой. В состоянии бодрствования или в относительном сознании проявления этих функций в известной степени могут служить нам ориентирами.

Если бы мы в этом состоянии использовали ложные наблюдения, теории и выводы, то вовсе перестали бы себе верить. Однако людям неведомо, насколько ложными могут быть их наблюдения и теории, и они продолжают верить в них. Именно это отвлекает людей от понимания тех редких моментов, когда эти функции проявляются в связи с проблесками третьего состояния - самосознания.

Все это означает, что каждая из четырех описанных функций может проявляться в любом из трех состояний сознания, но результаты таких проявлений в каждом случае различны. Когда мы начнем распознавать эти различия, то поймем и правильное соотношение между функциями состояния сознания. Необходимо понять, что сознание и функции человека представляют собой феномены различной природы. Они зависят от разных причин и могут существовать друг без друга. Функции могут существовать без сознания, а сознание - без функций.

Нелегко познавать человека, который сам не в состоянии различить в себе реальное и воображаемое, поэтому изучать психологию надо начинать с отделения в человеке реального от воображаемого. Познать человека как целое невозможно, поскольку он как бы подразделяется на две части. Одна из них в некоторых случаях может быть почти реальной, другая - почти полностью воображаемой. У большинства обычных людей эти две части взаимосвязаны, и их нелегко отделить друг от друга, хотя обе они присутствуют и наделены собственным смыслом. В изучаемой нами системе обе эти части называются сущностью и личностью соответственно. Сущность есть врожденное, личность - приобретенное.

Сущность представляет собственное, а личность несобственное. Сущность нельзя потерять, переменить или повредить столь же легко, как личность. Личность можно изменить почти полностью, изменяя обстоятельства: она может быть утрачена или легко повреждена.

Для описания сущности нужно в первую очередь уяснить, что она является базисом физического и умственного состояния человека. Например, один индивидуум по природе хороший моряк, а другой

плохой, у одного имеется музыкальный слух, а у другого - нет этих способностей. Это проявления сущности. В свою очередь, личность есть все то, что так или иначе выучено, или, говоря на обычном языке, «сознательно» или «бессознательно». В большинстве случаев «бессознательное» означает полученное путем имитации, которая играет очень важную роль в построении личности. Даже инстинктивные функции, по природе не имеющие личностного начала, содержат много так называемых «приобретенных вкусов». По своей природе человеку не должно нравиться все то, что плохо для него, но так происходит лишь до тех пор, пока сущность господствует над личностью.

Когда личность начинает господствовать над сущностью и человек делается менее здоровым, ему начинает нравиться то, что ему вредно, и не нравиться то, что для него благо. Это связано с тем главным, что может быть ложным во взаимоотношениях сущности и личности. Нормальным образом сущность должна господствовать над личностью. Однако если личность господствует над сущностью, это ведет к разного рода ложным результатам. Нужно понять, что личность также необходима человеку: нельзя жить одной сущностью, без личности. Но сущность и личность должны расти пропорционально, и одна из них не должна перерастать другую. Случай, когда сущность перерастает личность, имеет место среди малообразованных людей. Они могут быть очень добрыми, даже умными, но не способны к развитию в противоположность людям с более развитой личностью. Это означает, что вместе с быстрым и ранним ростом личности рост сущности может практически остановиться в очень раннем возрасте, и в результате мы наблюдаем вполне взрослых людей, чья сущность остановилась на уровне 10-12-летнего ребенка. В современной жизни имеется множество условий, способствующих такому недоразвитию сущности.

Познание человека, как было сказано ранее, начинается с изучения четырех функций: интеллектуальной, эмоциональной, двигательной и инстинктивной. С точки зрения системы, имеются четыре центра, контролирующих наши обычные действия. Каждый такой центр совершенно независим от других и имеет собственную сферу действий, свои силы и пути развития. Эти центры с их структурой, способностями, сильными и слабыми сторонами принадлежат сущности. Их содержание, т. е. то, что приобретено центрами, принадлежит личности. Личность столь же необходима для развития чело-

века, как и сущность, но она должна занимать свое место, а это едва ли возможно, поскольку личность переполнена ложными идеями о себе самой. Она не желает занимать «правильное» место, поскольку это место вторично и подчиненно. Кроме того, она не желает знать о себе истину, поскольку такое знание означало бы отказ от ложной господствующей позиции, которая ей по праву принадлежит. Единственным путем преодоления такой позиции является самосознание.

В данном случае о лжи говорится с практической точки зрения, в контексте того, что полезно и что вредно для самопознания и саморазвития. Начав с этого, человек очень скоро обучается различать знаки, по которым он может узнать свои вредные проявления. Ему открывается, что чем больше он контролирует то или иное свое проявление, тем менее вредным оно является, а чем меньше он его контролирует, тем оно менее осознанно и более вредно. Когда индивидуум понимает это, он начинает опасаться лжи и делает это не по моральным соображениям, а исходя из того, что свою ложь он не контролирует и что эта ложь устанавливает контроль над ним, т. е. над всеми его другими функциями.

После этого обнаруживаются очень многие опасные последствия выражения отрицательных эмоций. Термин «отрицательные эмоции» означает всякого рода эмоции насилия или депрессии: жалость к самому себе, гнев, подозрительность, страх, досаду, скуку, недоверие, ревность и т. д. Обычно эти выражения отрицательных эмоций принимаются как нечто вполне естественное и даже необходимое, и люди часто называют это «искренностью».

Вслед за выражением отрицательных эмоций в себе и других людях замечается еще одна механическая черта - речь. У некоторых людей, особенно тех, кто обращает на нее внимание в последнюю очередь, она становится самым настоящим пороком. Такие люди болтают все время, повсюду, работая, путешествуя и даже во сне. Они не перестают говорить до тех пор, пока есть, кому слушать, а когда собеседник отсутствует, они разговаривают сами с собой. Пока такой черте не оказывается сопротивление, никакое наблюдение за человеком невозможно.

Трудности, возникающие по ходу наблюдения за этими четырьмя проявлениями - ложью, воображением, выражением отрицательных эмоций и ненужной речью - показывают человеку всю его механичность и невозможность борьбы с ними без нового звания и действительно эффективной помощи.

При этом необходимо иметь в виду две особенности, первая из которых называется «отождествлением» или «идентификацией». Это любопытное соотношение, в котором человек проводит более половины своей жизни. Он «идентифицируется» со всем: с тем, что он говорит, чувствует, во что верит и не верит, желает и не желает, что его привлекает и что отталкивает. Все это поглощает его, и он не может отделить себя от идеи, чувства или поглотившего его внимание объекта. Это значит, что в данном состоянии человек не способен непредвзято смотреть на объект идентификации. В то же время в состоянии идентификации человек имеет даже меньший контроль над своими механическими реакциями, нежели в любое другое время. Такие проявления, как ложь, воображение, выражение отрицательных эмоций и постоянная болтовня, требуют идентификации. Без нее они не могут существовать. Если человек сумеет избавиться от идентификации, он сможет избавиться от множества бесполезных и вредных свойств.

Второе состояние, ведущее ко сну и родственное идентификации, - это «сообразование». Действительно, сообразование - это идентификация с другими, состояние, в котором человек постоянно заботится о том, что другие люди думают о нем: отдают ли они ему должное, достаточно ли восхищаются им и т. д. Сообразование играет очень важную роль в жизни каждого индивидуума, но у некоторых людей оно становится навязчивым. Вся их жизнь заполнена тем, что они сообразуются, т. е. беспокоятся, сомневаются, подозревают, и другим эмоциям просто не остается места.

Миф о «комплексе неполноценности» и прочих человеческих «комплексах» обязан своим возникновением смутному осознанию, но не пониманию феноменов «идентификации» и «сообразования». Их требуется наблюдать самым серьезным образом, и только полное знание о них может уменьшить их негативное воздействие. Если человек не видит их в себе, то легко обнаруживает у других. При этом необходимо помнить, что сам он ничем от других не отличается - в этом смысле все люди равны [2].

Отрицательные эмоции почти никогда не удается контролировать. Люди, думающие, будто они способны контролировать свои отрицательные эмоции и проявлять их тогда, когда им этого захочется, просто обманывают себя. Отрицательные эмоции зависят от идентификации: вместе с разрушением идентификации в каждом конкретном случае исче-

зают и они. Поистине странным и фантастическим можно считать поклонение людей своим отрицательным эмоциям. Для обычного, «механического» человека самым трудным является понимание того, что для него и других ему подобных отрицательные эмоции не имеют ни малейшей ценности и не содержат в себе ничего благородного, ничего прекрасного, ничего сильного. В действительности они содержат лишь слабость, очень часто зачатки истерии, безумия или преступления.

Если бы отрицательные эмоции были полезны или необходимы, если бы они были функцией действительно существующей части эмоционального центра, то нам не было бы дано ни малейшего шанса для совершенствования, ибо пока человек сохраняет свои отрицательные эмоции, никакое внутреннее развитие невозможно.

Каково же происхождение отрицательных эмоций? Если с ранних лет ребенка поместить среди людей без отрицательных эмоций, то у него, вероятно, их не будет совсем, либо будет настолько мало, что их легко будет преодолеть путем правильного воспитания. Но в действительности в жизни все иначе. У взрослых отрицательные эмоции поддерживаются постоянным оправданием и прославлением в литературе, искусстве, а также личными самооправданиями и потворством самому себе. Человек должен наблюдать свои отрицательные чувства вместо того, чтобы выражать их. Именно тогда он окажется хозяином ситуации, будет контролировать ее. Нельзя уйти от негативных чувств, но нет нужды позволять им взять власть над собой.

У нормального человека нет навязчивых идей или комплексов. В условиях современной жизни имеется специальный метод, посредством которого мы можем вести работу по развитию своего сознания, используя самый послушный нашей воле инструмент, а именно ум, или интеллектуальный центр (метод медитации).

Работу над собой надо начинать с самонаблюдения, при этом необходимо учитывать следующие особенности. Во-первых, наблюдение затрудняется непрерывным потоком мыслей, чувств, образов, эхом прошлых разговоров, фрагментов эмоций, текущих сквозь наш ум и очень часто отвлекающих внимание от наблюдения. Во-вторых, в то самое мгновение, как человек начинает самонаблюдение, кто-то включает в нем воображение, и самонаблюдение, если его действительно пытаются осуществить, представляет собой постоянную борьбу с воображением.

Главной задачей при работе над собой является ведение борьбы против механических мыслей и воображения. Если она ведется систематически и упорно, то результаты будут налицо в сравнительно короткие сроки. Но не надо думать, что это легкое дело и можно сразу овладеть этой практикой.

Самовоспитание - это очень трудная задача для обучения и практического использования. Оно должно опираться не на ожидаемые результаты, иначе будет происходить идентификация с собственными усилиями. Практика самовоспитания, связанная с самонаблюдением и борьбою против воображения, имеет не только психологическое значение. Она изменяет также тончайшие стороны нашего метаболизма и производит определенные химические последствия в нашем теле.

Под влиянием мыслей, иногда даже мимолетных, зарождаются семена замыслов, предчувствий, эмоций, переживаний. Рано или поздно они созревают, влияя на наше сознание и подсознательную сферу и оставляя прочный след как в кратковременной, так и в долговременной памяти. Мысли -это проявление разума. При помощи позитивных мыслей мы можем добиться желаемых результатов, в то время как негативные мысли и чувства толкают человека к злу, несчастьям и болезням.

Мысль господствует над жизнью человека, его общением с другими людьми, над его делами и привычками. Суть управления собственно и заключается в том, что, осознав себя, человек, будучи лидером, может в структуре современного менеджмента «извлечь» те или иные положительные черты у каждого субъекта коллектива, а именно такие субъекты и способны решить поставленные социально-экономические и финансовые задачи.

Список литературы

1. Антипина О. Экономическая теория счастья как направление научных исследований // Вопросы экономики. 2012. № 2. С. 97.

2. Великая Е. Г. Стратегическое управление в реальном времени: пути выхода из финансового кризиса. Старый Оскол: ООО «Тонкие наукоемкие технологии», 2013.

3. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Курганский С. А. Методология человеческого капитала // Экономика образования. 2012. № 1. С. 10.

4. Золотаpёв В. Н. Искусство продлить жизнь. Воронеж, 2013.

5. Корниенко В. И. Основы менеджмента устойчивого развития: курс лекций. М.: Ступени, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.