Научная статья на тему 'Роль человеческого капитала в условиях инновационной экономики'

Роль человеческого капитала в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЛИЧНОСТНЫЙ КАПИТАЛ СОВРЕМЕННОГО РАБОТНИКА / ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ РАБОТНИКАМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягупа Елена Григорьевна, Лазаренко Анастасия Николаевна

В статье дано понятие «человеческий капитал», названы виды человеческого капитала. Обозначена роль человеческого капитала в развитии предприятия в условиях инновационной экономики. Рассмотрена структура личностного потенциала работников. Сформулированы требования к современным работникам в рамках элементов личностного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HUMAN CAPITAL IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY

In the article the notion «human capital», the kinds of human capital are represented. The role of human capital in enterprise development in the conditions of innovative economy is defined. The structure of personal potential of the employees is considered. The requirements to the modern employees within the elements of personal capital are formulated.

Текст научной работы на тему «Роль человеческого капитала в условиях инновационной экономики»

УДК 330.354:331.522

Е.Г. Ягупа А.Н. Лазаренко

РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье дано понятие «человеческий капитал.», названы виды человеческого капитала. Обозначена роль человеческого капитала в развитии предприятия в условиях инновационной экономики. Рассмотрена структура личностного потенциала работников. Сформулированы требования к современным работникам в рамках элементов личностного капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, виды человеческого капитала, инновационная экономика, личностный капитал современного работника, требования к современным работникам.

Elena Yagupa Anastasiya Lazarenko

THE ROLE OF HUMAN CAPITAL IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY

Annotation. In the article the notion «<human capital», the kinds of human capital are represented. The role of human capital in enterprise development in the conditions of innovative economy is defined. The structure of personal potential of the employees is considered. The requirements to the modern employees within the elements of personal capital are formulated. Keywords: human capital, the kinds of human capital, innovative economy, personal capital of the modern employee, requirements to the modern employees.

На современном этапе большое значение имеет процесс воздействия человеческого капитала на формирование инновационной экономики - экономики знаний, основанной на создании, распространении и использовании инновационных технологий в целях обеспечения роста производства и конкурентоспособности предприятий. Инновационные процессы признаются ключевой движущей силой развития. Человеческий капитал является функциональной составляющей инновационного производства и главным источником социально-экономического развития предприятия.

Развитие человеческого капитала в современных условиях позволит существенно повысить конкурентоспособность предприятий. Преимущества имеют те из них, которые уделяют большое внимание образованию, повышению квалификации, укреплению здоровья, улучшению условий жизни персонала. Мировой опыт показывает, что образование, наука и основанные на них инновационные технологии всегда являлись ключом ко всем экономическим успехам, росту эффективности и конкурентоспособности, созданию комфортных условий проживания, развитию человека. Поэтому исследование тенденций развития человеческого капитала в современной экономике в целях определения наиболее эффективных путей повышения его качества и рационального использования весьма актуально сегодня.

В научный оборот понятие «человеческий капитал» было введено на рубеже 1950-1960-х гг. XX в., когда экономисты были вынуждены пересматривать роль человека в процессе производства. Теперь человек в экономической теории - это уже не только владелец товара «рабочая сила», но и важнейший фактор экономического роста, поскольку обладает человеческим капиталом. По мнению большинства учёных, человеческий капитал - это совокупность природных способностей, интеллектуального потенциала, здоровья, приобретенных знаний, профессиональных навыков, мотиваций к труду и постоянному развитию, мобильности, общей культуры, которая включает в себя нравственные ценности, знание и соблюдение норм, правил, законов человеческого общения [4].

Человеческий капитал должен рационально использоваться в общественном воспроизводстве и влиять на материальное положение и развитие человека и тем самым обеспечивать развитие предприятий, регионов и государства [2].

© Ягупа Е.Г., А.Н. Лазаренко, 2014

Определенный интерес среди исследователей человеческого капитала вызывает его содержательный аспект. В настоящее время сложилось множество точек зрения. Дж. Коулман, определяя место человеческого капитала среди других видов капитала, пишет: «Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных индивидом.

Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидуумов». То есть Коулман, противопоставляя человеческий капитал другим видам капитала (физическому и социальному), рассматривает его как целостное явление.

В противоположность этому подходу дана подробная классификация возможных видов человеческого капитала: капитал здоровья, трудовой, интеллектуальный, организационно-предпринимательский, культурно-нравственный, социальный, бренд-капитал, структурный, организационный [1].

Предложенную классификацию необходимо прокомментировать следующим образом: авторы не принимают во внимание сущности, источников формирования, различия в формах владения и отчуждения элементами человеческого капитала, их назначения. Представленные виды человеческого капитала сами по себе являются отдельными элементами нематериального капитала. Вместе с тем следует выделять такие виды человеческого капитала:

— личностный (отдельного человека);

— производственный (предприятия, организации, учреждения);

— региональный (региона);

— национальный (страны).

Личностный капитал как понятие характеризует умение и возможность работника осуществлять трудовую деятельность, не только отвечающую требованиям существующего уровня производства, но и способствующую его развитию. К сожалению, профессионально-квалификационный уровень большинства российских рабочих не соответствует необходимым требованиям. По-прежнему более половины работающих заняты в основном простым неквалифицированным или традиционным трудом средней сложности. Большое число работодателей не вкладывает достаточных средств в повышение интеллектуального уровня персонала. Основная масса работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте производительности труда.

Таким образом, в настоящий период задачей, требующей безотлагательного решения, является формирование качественно нового работника, личностный капитал которого должен соответствовать современным требованиям инновационной экономики.

Личностный капитал работника можно определить как совокупность возможностей и способностей к выполнению определенного вида трудовой деятельности в целях получения прибыли. Он имеет довольно сложное строение и отличается структурным единством всех элементов, полнотой представленности личных свойств и качеств работника.

Одной из отличительных особенностей современного производства является его инновацион-ность, поэтому логичным будет ввести в личностный капитал работника элемент инновационного капитала, включающего в себя уровень интеллекта, познавательные и креативные способности, а также ценности и мотивацию. Таким образом, инновационный капитал объединяет в себе творческий и нравственный капиталы. Образовательный, квалификационный и коммуникативный капитал реализуется в процессе трудовой деятельности. Таким образом, личностный капитал работника, на наш взгляд, включает в себя психофизиологический, трудовой и инновационный капиталы. Содержание каждого элемента представлено на рисунке.

Личностный капитал работника

1 г

Психофизиологический Трудовой капитал Инновационный капитал

капитал

Работоспособность. Уровень интеллекта. Инициатива.

Здоровье. Профессиональные знания, умения, Потребности и способ-

Возраст. навыки. ность к самореализации.

Пол. Познавательные способности. Креативные способности.

Характер Способность к сотрудничеству. Ценности.

Идентификация с коллективом Мотивация

Рис. Элементы личностного капитала

Попытаемся сформулировать требования к современным работникам в рамках каждого из трех элементов личностного капитала.

Психофизиологический капитал определяется, в первую очередь, состоянием здоровья, возрастом, характером человека, работоспособностью. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие - это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда» [3, с. 53]. Таким образом, состояние здоровья определяется физическим, умственным, социальным и духовным самочувствием и во многом зависит от образа жизни, степени физической и духовной активности. Здоровье оказывает огромное влияние на производительность и качество труда, так как от уровня здоровья и физического развития зависит быстрота реакции, скорость принятия решения, собранность, сосредоточенность, внимательность, т.е. возможность участия человека в определенных видах производственной деятельности [4].

Возраст является важнейшей личностной характеристикой, поскольку уровень трудовой активности, зрелость решений зависят от этапа жизненного цикла человека (периода подготовки к трудовой деятельности, начала трудовой деятельности, активной трудовой деятельности, спада трудовой активности и прекращения трудовой деятельности).

Характер представляет собой совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих линию его поведения, отношение к делу, вещам, другим людям и самому себе. Характер формируется и проявляется в процессе деятельности и общения.

Работоспособность предполагает наличие у человека способности к труду, под которой принято понимать комплекс свойств, обусловливающих его пригодность к определенному виду профессиональной деятельности. Способности, с одной стороны, зависят от наследуемых анатомо-физиологических особенностей - деятельности мозга, задатков, талантов, с другой - прежде всего от степени достигнутого человечеством исторического уровня развития, в том числе организации труда, системы воспитания и образования.

Трудовой капитал включает в себя три составляющие: образовательную, квалификационную и коммуникативную.

На смену уходящим в прошлое традиционным профессиям, предполагающим выполнение

труда средней сложности, а часто и высококвалифицированного ручного труда, приходят новые, для овладения которыми работнику требуется высокий уровень общего образования. Современная техника требует гораздо больших знаний, чем старая. Причем, как уже отмечалось, скорость ее морального старения неуклонно растет. Поэтому факторы образования в сочетании с подготовкой на предприятии в значительной степени влияют на формирование квалификации, создают прочную основу для производственной и общественной активности работников. Установлено, что повышение уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6 %, сокращает сроки освоения рабочими новых операций. Специалисты отмечают мировую тенденцию возрастания роли группы так называемых технологически ориентированных работников («золотых воротничков»), обладающих фундаментальными теоретическими знаниями, которые они получили путем специального образования.

Образовательный капитал определяется уровнем интеллекта, т.е. умственными способностями человека (мышление, понимание, обучение, наблюдение), а также познавательными способностями, т.е. любознательностью, стремлением к получению новых знаний, способностью усваивать и использовать их в практической деятельности.

Квалификационный капитал определяется уровнем профессиональных знаний, умений и навыков. Понятие квалификации предполагает качественную оценку труда. Труд более квалифицированный - это труд более высокого качества, т.е. более сложный или требующий большей точности и тонкости в работе, большего умения, а стало быть, предполагающий и более продолжительную профессиональную выучку рабочего.

Коммуникативный капитал заключается в способности установления и развития контактов между людьми в процессе совместной деятельности. В коллективе расцветает чувство общности между людьми, укрепляется убежденность в справедливости предъявляемых к индивиду требований, осознается необходимость борьбы за человеческое достоинство. В коллективе человек приучается владеть собой, получает возможность проявить смелую инициативу, зная, что в трудную минуту его поддержат товарищи, в коллективе человек чувствует себя увереннее, сильнее, значительнее. Коммуникативный капитал во многом определяет такое важное качество человека, как адаптивность - способность приспосабливаться к содержанию и условиям трудовой деятельности и социальной среде. В процессе адаптации человека к социальной среде происходит социализация личности, т.е. процесс становления личности при помощи общения и усвоения индивидом норм, ценностей, установок, присущих данному коллективу.

Инновационный капитал, в первую очередь, определяет развитие современного производства. Он включает в себя творческий и нравственный капиталы. Инновационность в процессе труда во многом определяется стилем жизни, системой ценностей, культурой. Именно эта область сознания человека труднее всего поддается внешней регламентации и зависит от личных предпочтений индивида.

Систематизация требований к работникам в условиях инновационной экономики позволяет представить по-новому личностный капитал (см. табл.).

Характеристики, соответствующие новому качеству личностного капитала, требуют от современного работника высокого интеллектуального, нравственного, духовного и культурного уровня, что в полной мере соответствует инновационной экономике.

Личностный капитал является основой формирования человеческого капитала на уровне предприятия, региона и страны, а также основой других составляющих нематериального капитала (см. далее). Например, плохое здоровье приводит к тому, что человек не может работать, а это значит, что он выпадает из сферы социального капитала, который формируется в процессе трудовой деятельности.

Таблица

Личностный капитал современного работника

Элемент личностного капитала Содержание элемента Характеристика работника

Психофизиологический капитал Работоспособность, здоровье, возраст, пол, характер Нервно-психологическая выносливость, хорошая физическая форма, энергичность, умение управлять эмоциями, внутренняя собранность, оперативное внимание, быстрота и точность реакций, длительное напряжение памяти, широта поля зрения, скорость принятия решений

Трудовой капитал Уровень интеллекта, познавательные способности, профессиональные знания, умения, навыки, способность к сотрудничеству, взаимодействию, идентификация с коллективом Уверенность в себе (наличие ясной цели и решительных действий для ее достижения), способность к логическому мышлению, принятию самостоятельных решений, в том числе нестандартных, профессиональная компетентность, добросовестность, ответственность за порученное дело и безопасность других людей, дисциплинированность, надежность, адаптивность, коммуникабельность, корректность, доброжелательность, чуткость, способность хорошо излагать свое мнение, готовность быстро освоить новую для себя профессию

Инновационный капитал Креативные способности, потребности и способность к самореализации, инициатива, воображение, ценности, мотивация Вдохновение, изобретательность, активность, предприимчивость, эрудированность, преданность организации, самодисциплинированность, интуиция, гибкость и оригинальность мышления, высокий уровень нравственной культуры

Производственный капитал (человеческий капитал предприятия, организации, учреждения) включает в себя личностный капитал сотрудников и социальный капитал. Нематериальной составляющей результата использования производственного капитала являются интеллектуальный, рыночный и инфраструктурный виды нематериального капитала. Материальный результат - товары и услуги.

Человеческий капитал предприятия составляет, безусловно, совокупность производственного капитала региона, предприятий, организаций с личностным капиталом населения. Кроме того, он содержит также социальные сети взаимодействия общественных организаций, хозяйствующих субъектов в сфере производства товаров и услуг, органов законодательной и исполнительной власти. Нематериальным результатом его использования посредством интеграции социальных сетей региона являются стратегический и административный капиталы, инновационный потенциал и инвестиционный имидж - основные виды нематериального капитала региона. Материального результата при использовании данного капитала не существует.

Национальный человеческий капитал, складывающийся из человеческого капитала регионов, включает в себя культурный, духовно-нравственный виды нематериального капитала.

Приведенная классификация позволяет определить источники формирования капитала, на-

правления инвестиций в повышение качества человеческого капитала, обосновать разработки новой государственной концепции и подходы к ее реализации.

Библиографический список

1. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала / С.А. Дятлов. - СПб., 2012. - 200 с.

2. Курганский С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка / С.А. Курганский. - Иркутск, 2013. - 153 с.

3. Экономика труда и социально-трудовые отношения. - М: Изд-во МГУ, 2001. - 358 с.

4. Ягупа Е.Г. Нематериальные активы региона / Е.Г. Ягупа. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.