Управление человеческим
и эмоциональным капиталами
О. Н. Колпакова,
к. э. н., докторант кафедры управления инновациями и инвестиционной деятельностью, ГОУ ВПО Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан «БАГСУ»
e-mail: [email protected]
В статье проводится анализ исторических подходов к концепции человеческого капитала и делается вывод о том, что в настоящее время формируется новый тип экономики — интуитивно-творческий, в основе которого лежит деятельность высокоэмоционального че-
ловека. Одновременно происходит смена объекта управления в экономических системах на различных уровнях власти от физического (материального) капитала к интеллектуальному капиталу, а далее к эмоционально-интеллектуальному капиталу.
Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуальный капитал, эмоциональный капитал, высокоэмоциональный человек, интуитивно-творческая экономика.
В современном обществе уже практически во всех развитых и развивающихся странах произошел переход от постиндустриальной экономики к информационной, что сопровождается трансформацией в изменении объекта управления на различных уровнях власти от физического (материального) капитала к интеллектуальному капиталу, который и становится ключевым ресурсом экономической системы в обеспечении конкурентных преимуществ.
Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в боль-
шей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние.
Интеллектуальный капитал, инициируя поток ценностей, воздействующих на экономику, существует в форме запаса и обладает всеми свойствами капитала, а именно:
• возникает как результат вложений ресурсов (денег, материальных средств, знаний, квалификации) для производства товаров и услуг;
• способен приносить доход;
• подвержен моральному износу и потребности в затратах на свое поддержание.
ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010
ИННОВАЦИИ № 3 (137 ), 2010
Результаты исследования теорий структуры человеческого капитала
№ Автор теории Сущность авторского подхода к теории человеческого капитала
1. Л. Туроу [9] Способность людей производить предметы и услуги. Среди способностей выделяет генетически базисную экономическую способность, которая влияет на производительность всех других вложений
2. М. М. Критский [6] Конкретная форма человеческой жизнедеятельности
3. Л. Г. Симкина [7] Основанное на экономии времени обогащение жизнедеятельности
4. Л. И. Абалкин [8] Сумма врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход
5. В. И. Костюк [3] Индивидуальная способность человека, позволяющая ему успешно действовать в условиях неопределенности. В состав человеческого капитала он включает рациональную и интуитивную составляющие. Их взаимодействие может позволить владельцу человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма. Дополнительно необходим талант, который требует отдельного вознаграждения. По этой причине в условиях конкурентного рынка успех владельца человеческого капитала в определенном виде деятельности может вознаграждаться суммой, значительно превышающей заработную плату в соответствующей отрасли
6. С. М. Климов [4] Совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход
7. И. Т. Корогодин [5] Совокупность знаний, навыков, умений, других способностей человека, сформированных, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиции в процессе его жизнедеятельности, необходимых для конкретной целесообразной деятельности и содействующих росту производительной силе труда
8. А. Н. Добрынин, С. А. Дятлов [1] Форма проявления производительных сил человека в рыночной экономике, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего, творческого фактора общественного воспроизводства
В отличие от других видов капиталов (физический, финансовый и т. д.) интеллектуальный капитал нематериален, так в состав его входят интеллектуальные ресурсы, а его стоимость в процессе использования увеличивается, в то время как при неиспользовании она уменьшается.
Предприятия не владеют интеллектуальным капиталом полностью, не все его элементы имеют закрепленные права собственности. Владение может быть совместным с работниками (если речь идет о человеческом капитале) и совместно с потребителями и другими контрагентами (если речь идет о потребительском капитале).
Принято считать, что интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного и потребительского капиталов.
Каждый капитал в отдельности представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, природа и количество которых обусловливают способ (структуру) их взаимосвязи. Каждый элемент интеллектуального капитала обладает определенной спецификой.
Так, человеческий капитал, сконцентрированный в умении и квалификации работников, обычно прирастает со временем. Организационный капитал достаточно быстро теряет свою ценность, если его элементы не материализованы в продуктах или вовремя не лицензированы. Потребительский капитал также имеет свойство быстро терять свою стоимость. Потребитель по тем или иным причинам может достаточно быстро переключиться на конкурента.
Рассмотрим подробнее элементы интеллектуального капитала в разрезе его составляющих.
Человеческий капитал также называют кадровым капиталом. Термин «человеческий капитал» введен в научный оборот в 1962 г. Как и другие формы капитала, человеческий капитал обладает стоимостью и может быть продан на рынке труда, либо использован в предпринимательской деятельности. Его особенно-
стью является то, что продающий субъект не лишается приобретенных знаний и навыков.
Человеческий капитал не отражается в составе активов организации, так как нет четко определенных прав собственности. Существует экономико-правовая техника, позволяющая привязать к организации наиболее ценных специалистов с помощью вознаграждений и обязательств и отразить контракты с ними в составе нематериальных активов. Однако такая техника не может быть применена ко всем сотрудникам. Более простой способ привязать персонал к организации — это включение работников в число акционеров или совладельцев организации. Но эта форма также не универсальна, поскольку возникает проблема с правами собственности уволившихся работников.
Теоретические позиции российских и зарубежных ученых в вопросах структуры человеческого капитала значительно отличаются друг от друга. В таблице представлены результаты исследования теорий структуры человеческого капитала.
Общим в этих подходах является то, что в качестве элемента человеческого капитала рассматривается совокупность человеческих способностей или совокупность знаний, навыков, умений человека, позволяющих ему получать доход.
Навстречу экономистам, которые вывели расширительную трактовку человеческого капитала, двигались психологи, которые сделали ряд подготавливающих открытий для того, чтобы мы всерьез стали говорить об эмоциональном капитале.
Какие именно это открытия?
1. Эмоции бывают положительные и отрицательные.
2. Эмоции можно распределять (ранжировать) по шкалам тонов.
3. Существует важное понятие — постоянный (хронический) эмоциональный тон.
4. Эмоциями можно управлять.
Для начала определимся с понятием «эмоции». Эмоции (словарь Ушакова) можно свести к чувству. Брокгауз и Эфрон пишут, что простых чувств у человека два. Во-первых, удовольствие — все, что связано с повышением жизнедеятельности организма, во-вторых, страдание — сопровождает всякое понижение, ослабление жизнедеятельности.
Именно поэтому, по мнению автора, в качестве элемента человеческого капитала целесообразно рассматривать собранную и обученную рабочую силу, которая с помощью эффективного менеджмента активно участвует в инновационной деятельности предприятия, генерируя инновационные идеи, способные приносить доход.
Рабочая сила является главным движущим фактором процесса производства, а общественное воспроизводство в широком народнохозяйственном аспекте есть возобновление производства товаров и воспроизводства самой рабочей силы.
Процессы интеллектуализации труда, свойственные современной экономике России, неизбежно ведут к изменениям в трудовых отношениях, предъявляют повышенные требования к персоналу и приводят к изменениям в производственных технологиях.
Расширение умственных возможностей труда выдвигает на первое место не просто творческий потенциал каждого работника, а умение и желание использовать его в трудовых процессах. При этом, развивая человеческий капитал персонала, фирмы обеспечивают для себя преимущественное положение за счет обогащения его труда. Обогащение труда персонала происходит путем трансформации его образовательного, профессионального и социального пространства посредством увеличения инвестиций в трудовой капитал работника со стороны домохозяйств, предприятий и государства.
Сложность, качество труда, если отвлечься от вещественных условий производства, являются характеристикой самой рабочей силы. Развитая рабочая сила проявляется в сложном труде, хотя может реализовываться и в простом труде. Но простая рабочая сила ни при каких обстоятельствах не может проявиться в сложном труде.
Можно сказать, что величина вновь созданной стоимости определяется произведением сложности труда (количество рабочей силы) на величину рабочего времени, в течение которого осуществляется труд при прочих равных условиях.
Таким образом, развитая рабочая сила способна создавать большую стоимость в течение рабочего времени, чем простая, но так как на ее производство расходуется большее количество общественного труда, то она имеет и большую стоимость воспроизводства.
Прибавочный продукт создается рабочей силой, а затем служит источником ее воспроизводства. Последнее происходит как за счет роста населения, так и за счет развития способностей к труду отдельных людей, накопления ими знаний, опыта и мастерства.
Следовательно, цикличный характер развития человеческого капитала можно отразить в следующем виде:
ЧК - Пчк - ЧК',
где ЧК — человеческий капитал; Пчк — продукт человеческого капитала; ЧК' — воспроизведенный человеческий капитал.
Активизация человеческого капитала, как целенаправленная деятельность руководителя, ориентирована на формирование и эффективное развитие качественных характеристик элемента человеческого капитала. Активизация человеческого капитала основана на корпоративной культуре предприятия. Результатом активизации человеческого капитала является своевременная и достоверная информация, которую передает элемент человеческого капитала руководителю, для эффективного функционирования предприятия и принятия управленческих решений.
Для побуждения передачи информации от работника к руководителю необходимо отслеживать шесть групп мотивов трудовой деятельности персонала [2]:
• социальную мотивацию (ориентацию на интересы общества, понимание значимости, важности своего труда);
• мотивацию группы (стремление внести вклад в достижение общегрупповых целей);
• мотивацию аффилиации (стремление человека быть в обществе, желание принадлежать к конкретному коллективу);
• процессуальную мотивацию — интерес к процессу труда по специальности);
• мотивацию самоактуализации (стремление полнее выразить свои возможности и способности);
• денежную мотивацию (потребность повышения уровня своего благосостояния за счет более высокого заработка или должности).
Мотивации приводят к тому, что все человеческие возможности проявляются очень ярко, особенно когда человек находится в хорошем эмоциональном состоянии. Для решения новых задач, поставленных ускоряющейся жизнью уже недостаточно интеллектуальных способностей человека. Сейчас настало время для привлечения новых способностей человека, способность управлять своими эмоциями. Наступившие изменения в системе общественного труда привели к тому, что замена одних отраслей другими стала происходить непрерывно. Эту непрерывность появления новых отраслей должен обеспечивать новый человек, который непрерывно генерирует новые идеи. Человеку обычному, так называемому «экономическому» или другими словами обывателю, эта сверхзадача не по силам. Для этих сверхцелей нужен другой человек: высокоэмоциональный, высокоинтеллектуальный, интуитивный и творческий.
Новая модель человека называется «высокоэмоциональный человек» и является революционным прорывом в среде устаревших постулатах о человеческой сущности, а именно:
Мы говорили о человеке, встроенном в систему машин, в материальное окружение. «Высокоэмоциональный человек» делает свой выбор в среде потенциальных отраслей и межотраслевых связей (в несуществующем пока пространстве вещей) по определению нематериальной.
ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010
ИННОВАЦИИ № 3 (137 ), 2010
Используя, растрачивая свой эмоциональный потенциал, человек, естественно, должен его восполнить для будущего применения. Таким образом, «потребительская корзина» высокоэмоционального человека будет состоять не только из вещей, которые можно потрогать. Высокоэмоциональный человек питается, конечно, не святым духом, но в части потребления этот человек, естественно, не святой, но доля потребления материального намного ниже, чем у «экономического человека».
Перечислим основные признаки высокоэмоционального человека.
• Этот человек большую часть времени находится в высоком эмоциональном тоне или, проще говоря, в хорошем настроении.
• Этот человек работает в потенциальном пространстве отраслей и межотраслевых связей, но живет в обычном реальном пространстве. Цель его потребительской корзины — воспроизводство своих положительных эмоций.
• Находясь в потенциальном секторе экономики, высокоэмоциональный человек осуществляет свой выбор в пользу всего общества, как целостной системы.
• Этот же человек, переходя в реальную экономику, становясь потребителем, ведет себя как «экономический человек».
Есть мнение, что существует возможность деления человека на экономического и неэкономического. Социальная составляющая лежит в основе неэкономического человека. Рассматривая человека в данном аспекте, можно предположить, что человечество вступило в качественно новый период развития цивилизации, где его субъектом становится уже не социум как таковой, а совокупность индивидуумов, каждый из которых неповторим, не только в своих действиях и поступках, но и в мотивах.
Согласие с самим собой, осознание внутренней свободы уже сейчас становятся основными движущими силами прогресса. Существует разграничение различных видов деятельности человека (work) и противопоставления двух его форм — труда (labour) и творчества (creative).
Первое (labour) присуще человеку экономическому и определяется специфическими характеристиками:
• необходимостью;
• материальными потребностями;
• противостоянием природе;
• однопорядковыми, но противоположными интересами;
• двумерным пространством;
• экономическими законами.
Второе, т. е. творчество (creative) присуще человеку неэкономическому и определяется другими характеристиками:
• внутренней потребностью;
• гармонией с природой;
• нематериальными потребностями;
• многомерным пространством;
• неэкономическими законами.
Авторская же позиция заключается в том, что понятие «неэкономический» не отражает всей сущности
и может быть заменено на «высокоэмоциональный». Такой человек появляется не вдруг, а в результате объективных изменений в экономике: происходит не быстрое появление новых видов товаров и услуг, а непрерывное. Это другое качество экономики должен обслуживать совершенно новый человек — высокоэмоциональный.
Для третьего тысячелетия закономерным является поворот человечества к новым духовным измерениям жизни. На смену информационному типу экономики, в основе которого лежит использование интеллектуальных способностей человека, пришла интуитивно-творческая экономика, использующая уникальные способности человека — управлять своими эмоциями.
Когда человек думает, он проговаривает слова, запуская тем самым процесс обдумывания. Это известно тем, кто занимается скорочтением. И если люди начинают думать быстро, не проговаривая слова вслух, они называют это озарением или интуицией. Предполагается, что ответ взялся сам собой и эта способность человека окутывается тайной. Но произойти это может только в том случае, если человек испытывает вдохновение или очень высокие положительные эмоции.
Управляя своими приятными эмоциями, у человека увеличивается в сотни раз скорость мышления, скорость усвоения нового материала, скорость принятия решений.
Творчество же необходимо когда старый порядок рушится, и изменчивость и неопределенность становятся нормой жизни. Творчество состоит из трех важных элементов: аналитическая работа ума, положительные эмоции и направленные физические усилия.
Итак, следующий тип экономики — интуитивнотворческий. К основным чертам данного типа можно отнести:
• непрерывное обновление номенклатуры товаров и услуг;
• появление нового класса людей — людей, умеющих управлять своими положительными эмоциями;
• соединение интеллектуальных и эмоциональных способностей людей, которые появляются как креативное мышление, творчество, интуиция;
• изменения в характере труда. В новом обществе труд — это взаимодействие между людьми. Из процесса труда исключаются природа и искусственно созданные предметы, а остаются лишь люди, который учатся взаимодействовать друг с другом. Это совершенно новая ситуация в истории человеческого общества, не имеющая аналогов.
Объект инвестиций (человек) в такой период перехода к следующему типу экономического развития претерпевает качественные изменения. После завершения инвестиционного процесса из объекта инвестирования он может превратиться в субъект инвестирования. И в этом состоит главная особенность инвестирования в человеческий капитал.
Из этой главной особенности вытекает несколько следствий:
Сам человек (инвестиционный объект) заинтересован в эффективности инвестиционного процесса при любой схеме и субъекте инвестирования. Его заинтере-
сованность в повышении уровня человеческого капитала, конечного продукта инвестиционного продукта, обусловлена дальнейшим его инвестированием, но уже в качестве субъекта. Собственную сверхприбыль можно извлечь лишь в том случае, если произошел (качественный) скачок на новый виток эволюции человеческого капитала. Например, если планировались инвестиции в интеллектуальные особенности, а в конце инвестиционного процесса получился эмоциональноинтеллектуальный капитал, как переходная стадия к более высокой ступени, к эмоциональному капиталу.
Из этого вытекают эволюционные особенности инвестирования в человеческий капитал. Если инвестиции делаются в человеческий капитал, то эволюция происходит внутри процесса инвестирования. Инвестируем в одно — получаем на порядок выше. А в случае инвестирования в реальный сектор экономики, эволюционный скачок происходит вне инвестиционного процесса, на этапе формирования общественных потребностей, которые, как известно, предшествуют решению об инвестициях.
Человеческий капитал рассматривается в качестве инвестиционного ресурса, что позволяет учитывать не только экономическую, но и социальную составляющую производительной силы.
Специфика инвестирования в человеческий капитал предопределяет выделение их уровней исследования:
• домохозяйства;
• отдельного предприятия;
• микроуровня;
• мегауровня.
Совершенствование человеческого капитала возможно лишь в том случае, если происходит его накопление. Под накоплением человеческого капитала понимается процесс качественного и количественного его совершенствования. Причем качественное его инвестирование происходит только в случае прямого инвестирования в человеческий капитал. А количественное улучшение человеческого капитала может также происходить косвенным путем, например, в случае инвестирования в физический капитал.
Управление инвестициями в человеческий капитал имеет сложную субъектно-объектную организацию, и характеризуется следующими специфическими чертами:
• расходы не соразмерны с доходами по величине и форме проявления;
• период от начала вложений до момента получения выгод отличается большей длительностью по сравнению с вложениями в физические или финансовые активы;
• эти инвестиционные проекты отличаются высокой чувствительностью ко времени (темпорально-стью);
• и самое главное — человеческие инвестиционные проекты обладают свойством усиления эффектов; при инвестировании происходит интерференция созидательных и стабилизирующих вложений, при получении доходов — «наложение» интернальных и побочных (экстернальных) эффектов. Это происходит потому, что человеческая личность не может быть сведена только к своей профессии или образовательному уровню, или к состоянию здоровья. Именно многогранность человеческой личности превращает процесс инвестирования в человеческий капитал в выявление и открытие других, ранее не планируемых, новых духовных резервов человека.
Итак, в результате инвестиционного процесса происходит качественный скачок в воспроизводстве нового типа человеческого капитала — эмоциональноинтеллектуальный капитал как переходная стадия к окончательному разделению эмоционального и интеллектуального капитала.
Список использованных источников
1. А. Н. Добрынин, С. А. Дятлов. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: «Наука», 1999.
2. Т. Е. Дрок. Стратегические направления активизации «человеческого капитала» в малом предпринимательстве//Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий, № 6, 2006.
3. В. И. Костюк. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРсс, 2004.
4. С. М. Климов. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2000.
5. И. Корогодин. Социально-трудовая система: вопросы методологии и теории/монография. М.: ПАЛЕОТИН, 2005.
6. М. М. Критский. Человеческий капитал. Л.: Изд. Ленгоста, 1991.
7. Л. Г. Симкина. Человеческий капитал в инновационной экономике. СПб.: СПбГНЭА, 2000.
8. Стратегический ответ России на вызовы нового века/Под ред. Л. И. Абалкина. М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
9. L. Tnurow. Jnwestment in Human Capital. Belmont, 1970.
Management of human and emotional capitals
O. N. Kolpakova,
In article the analysis of historical approaches to the concept of the human capital is carried out and the conclusion that the new type of economy now is formed becomes — intuitively-creative in which basis activity high emotional the person lies. Simultaneously there is a change of object of management in economic systems at various levels of the power from the physical (material) capital to the intellectual capital, and further to the emotionally-intellectual capital.
Keywords: the human capital; the intellectual capital; the emotional capital; high emotional the person; intuitively-creative economy.
ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010