5. Gilleard, C., & Higgs, P. (2020). Aging without agency: Theorizing the fourth age. Aging & Mental Health, 14(2), pp. 121-128.
6. Lee, C.-F., & King, B. (2016). Determinants of attractiveness for a seniors-friendly destination: A hierarchical approach. Current Issues in Tourism, pp. 1-20. https://doi.org/10.1080/13683500.2016.1250725
7. Möller, C., Weiermair, K., & Wintersberger, E. (2007, November 1). The changing travel behavior of Austria's aging population and its impact on tourism. Tourism Review, 62, 15-20. https://doi.org/10.1108/16605370780000316.
8. Oró-Piqueras, M. (2017). Undermining retirement as leisure time in deborah moggach'sthese foolishthingsand itsfilm adaptationThe best exotic marigold hotel. In S. Francescato, R. Maierhofer, V. Minghetti, & E. M. Trinkaus (Eds.), Senior tourism: Interdisciplinary perspectives on aging and travel-ing (pp. 121-139). Bielefeld: Transcript-Verlag.
9. Patterson, I., & Pegg, S. (2019). Marketing the leisure experience to baby boomers and older tourists. Journal of Hospitality Marketing & Management, 18, pp. 254-272.
10. Uysal, M., Sirgy, M. J., Woo, E., & Kim, H. L. (2016). Quality of life (QOL) and well-being research intoourism.Tourism Management, 53, pp. 244-261.
EDN: XVYWOW
Е.В. Коваленко - к.э.н, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, [email protected],
E.V. Kovalenko - candidate of economics, associate professor, department of Economics, Management and Marketing, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia;
Е.Я. Корбут - обучающаяся факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма, Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, [email protected],
E. Ya. Korbut - student of the faculty of Economics, Management and Marketing, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ECONOMIC EFFICIENCY OF PROMOTION OF ADDITIONAL EDUCATION PROGRAM FOR TEACHING ENGLISH IN PRIMARY SCHOOL
Аннотация. В статье рассматриваются варианты интеграции общего и дополнительного образования на основе анализа нормативных актов РФ. Проведен анализ по разным направлениям дополнительного образования в РФ и Омской области. Проведен анализ 86 программ по английскому языку для обучающихся начальной школы в «Навигаторе дополнительного образования по Омской области», были выявлены недостатки в большинстве из представленных программ. Актуализируется необходимость обучения английскому языку в дополнительном образовании в начальной школе. Наглядно представлены результаты успеваемости обучающихся по разработанной программе на начало и конец учебного года. Авторами проведен мониторинг удовлетворенности родителей, обучающихся по программе качеством дополнительного образования. Предложены варианты продвижения программы «Speak English?!», определена экономическая эффективность и рентабельность при разной наполняемости групп обучающихся.
Abstract. The article discusses options for integrating general and additional education based on an analysis of regulations of the Russian Federation. An analysis was carried out in different areas of additional education in the Russian Federation and the Omsk region. An analysis of 86 English language programs for primary school students was carried out in the "Navigator of Additional Education in the Omsk Region"; shortcomings were identified in most of the presented programs. The need to teach English in additional education in primary school is being updated. The results of students' performance according to the developed program at the beginning and end of the academic year are clearly presented. The authors monitored the satisfaction of parents of students in the program with the quality of additional education. Options for promot ing the "Speak English?!" program are proposed, and economic efficiency and profitability are determined for different student groups.
Ключевые слова: экономическая эффективность, рентабельность, продвижение, дополнительное образование, программа, обучающиеся, начальная школа.
Keywords: economic efficiency, profitability, promotion, additional education, program, students, primary school.
Одной из значительных трансформаций в системе образования России можно выделить вектор в сторону интеграции общего и дополнительного образования. Это связано с интенсификацией образовательного процесса и реализацией образовательных стандартов в процессе обучения, а современному подрастающему поколению помимо предметных знаний, важно самореализоваться, раскрыть свой творческий потенциал. Дополнительное образование призвано помочь быстро адаптироваться к новым, быстро меняющимся условиям, раскрыть таланты и способности, которые помогут в становлении личности ребенка [1].
В современном мире значимой тенденцией модернизации дополнительного образования становится его доступность и качество. Современные меры государственной политики в сфере образования направлены на обновление всех компонентов дополнительного образования детей в соответствии с потребностями личности и общественным заказом.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» под понятием «дополнительное образование» понимается оказание услуг, выходящих за пределы обязательного базового уровня, которое осуществляется учреждениями дополнительного образования, где реализовываются программы, обеспечивающие обучение, воспитание и развитие личности. Программы дополнительного образования компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового компонента образования, ориентируются на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации [2].
Сегодня в рамках Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года главными целями также являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности [3].
По мнению Л.Н. Буйловой дополнительное образование, в отличие от общего, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, т.к. на занятиях проводятся в небольших группах, присутствует практико-ориентированный характер обучения, основанный на личных потребностях и возможностях каждого обучающегося, а также отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения образовательных стандартов [4].
По сравнению с результатами статистики по дополнительному образованию в России, где предпочтение обучающихся отдано спортивным и художественным направлениям в дополнительном образовании, в Омской области акцент идёт на социально-гуманитарную направленность. Особым спросом пользуется дополнительное образование по иностранным языкам [5].
По данным анализа 86 программ по английскому языку для обучающихся начальной школы в «Навигаторе дополнительного образования по Омской области» были выявлены недостатки в большинстве из представленных программ. В основном, это касалось содержания данных программ, а именно:
- отсутствие целостности представленных программ;
- большой возрастной диапазон в рамках одной программы;
- отсутствие необходимых тем, или наоборот, переизбыток тем для этого возраста.
В целом, проанализированные программы носили игровой и развлекательный характер, целью которых было просто вовлечь в процесс изучения английского языка и получить прибыль [6].
Таким образом, было решено проанализировать 4 программы (примерная программа по английскому языку в основной школе, 3 учебно-методических комплекса, которые разрешены Министерством просвещения РФ). Выявив общие закономерности и недостатки данных программ, была разработана новая программа «Speak English?!» для обучающихся начальной школы.
С помощью различных каналов продвижения программы дополнительного образования по обучению английского языка в начальной школе, данная программа «Speak English?!» была апробирована в одной из Омских общеобразовательных школ во 2-х,3-х и 4-х классах.
Что касается достижений младших школьников с использованием программы «Speak English?!», можно увидеть, что их успеваемость улучшилась, повысилась мотивация к учёбе и проявилась большая самостоятельность при выполнении заданий. Стоит отметить, что у обучающихся начальной школы формируется не только чувство ответственности за свои знания, но и за успехи товарищей по группе (ученики могут выступать в роли учителя, объясняя и помогая одноклассникам разобраться в сложных моментах).
Говоря о достижении в знаниях обучающихся начальной школы, стоит отметить, что процент правильного выполнения заданий увеличился, обучающиеся стали задавать больше вопросов, спрашивать об особенностях употребления той или иной конструкции, применять правила при составлении предложений на английском языке. Кроме того, учителя общей школы утверждают, что учащиеся стали лучше работать на уроке, охотнее поднимают руку, оценки за четверть стали «выше». Полученные данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Успеваемость обучающихся начальной школы по английскому языку по программе «Speak English?!» (на начало года)
Исходя из данных рисунка 1, видно, что изначально количество удовлетворительных отметок во 2 классе составляло 33% против 67 % положительных отметок (4 и 5), в 3 классе 30 % против 70 %, а в 4 классе 28 % против 72 %, что говорит о том, что часть обучающихся испытывала трудности при изучении английского языка. Это неудивительно, т.к. в этом возрасте происходит интенсивное обучение: дети много пишут, читают, говорят на родном языке, и может происходить интерференция родного языка (применение норм одного языка в другом). Кроме того, у младших школьников наблюдается быстрое запоминание и забывание материала.
Рисунок 2 - Успеваемость обучающихся начальной школы по английскому языку по программе «Speak English?!» (на конец года)
Исходя из данных рисунка 2, к концу года процент «3» уменьшился во всех классах, и стал составлять 13 % во 2 классе, 15 % в 3 классе и 17 % в 4 классе. Это говорит о положительной динамике в целом при изучении английского языка младшими школьниками. Кроме того, стоит подчеркнуть, что процент «5» по отношению к «4» также увеличился и стал составлять 17 % во 2 классе, 15 % в 3 классе и на 5 % в 4 классе.
Преимуществом данной программы дополнительного образования по английскому языку служит то, что в сочетании с общим образованием она может использоваться, начиная со второго по четвёртый класс. Кроме того, программа может быть реализована, как в полной мере, так и отдельными модулями. Возможные вариации реализации программы «Speak English?!» представлены ниже в рисунке 3.
Рисунок 3 - Варианты реализации программы «Speak English?!»
Согласно данным, представленным в рисунке 3, программа «Speak English?!» может применяться целиком во 2, 3, 4 классе, изучая материал по английскому языку параллельно с основным в общей школе. Это на практике приводит к следующему:
- улучшение знаний и, как следствие, повышение самооценки, веры в себя, что для младшего школьника является значимым в процессе обучения в целом;
- ликвидация пробелов, что является целью и последующим стимулом для изучения английского языка;
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
- возможность задать, уточнить, спросить любой вопрос, что не всегда удаётся сделать в рамках обычного урока в школе.
Эффективность программы дополнительного образования «Speak English?!» может быть оценена с разных позиций:
- с позиции самого дополнительного образовательного учреждения;
- потребителей образовательной услуги;
-работодателей, государственных органов управления (на федеральном, региональном).
В данном исследовании эффективность программы может быть продемонстрирована на основе успехов потребителей, а также с помощью расчетов.
Для начала рассмотрим непосредственно младших школьников, т.к. они являются главными субъектами процесса обучения. Стоит отметить, что начало изучения английского языка, а этот период приходится на второй класс, является очень тревожным моментом, как для обучающихся, так и для их родителей.
В течение года (в начале и конце года) родители младших школьников отвечали на вопросы анкеты, с тем, чтобы можно было выявить степень их удовлетворенности качеством образования во время изучения английского языка их детьми. По итогам мониторинга удовлетворенности родителей, обучающихся по программе «Speak English?!» качеством образования были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Удовлетворенность родителей качеством дополнительного образования (в течение учебного года)
№ Показатели удовлетворенности родителей Доля родителей от общего числа опрошенных, %
удовлетворены/да не удовл./нет затруднялись с ответом
начало года конец года начало года конец года начало года конец года
1 Качество обучения ребенка 33 100 0 0 67 0
2 Степень комфортности образовательной среды 53 60 0 0 47 40
3 Уровень взаимодействия с педагогом 67 100 0 0 33 0
4 Результат от занятий 40 100 0 0 60 0
5 Продолжение занятий 33 87 0 0 67 13
Исходя из полученных данных таблицы 1, можно сделать вывод о том, что родители в начале года, заполняя анкету о том, нравится ли им данный вид дополнительного образования по английскому языку, не были уверены ни в качестве образования, ни будут ли в будущем они продолжать пользоваться данной образовательной услугой. Вместе с тем, большая часть родителей была довольна, каким образом организована работа при обучении английскому языку и уровнем взаимодействия с педагогом. К концу обучения видно, что уровень удовлетворённости родителями по 3 показателям, а именно: качество обучения, взаимодействие с педагогом и результат от занятий достиг отметки в 100 %. Говоря о продолжении занятий по данной программе, мнение родителей улучшилось на 54 % по сравнению с результатами в начале года.
Говоря об экономической составляющей программы «Speak English?!», то изначально предполагались следующие расходы, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Предполагаемые расходы программы
Расходы Содержание
Налоги (4% х валовый доход)= 25200руб.
Реклама (1 % х валовый доход)=6300руб.
Издательские услуги (18х100р)=1800руб./м
Канцелярские товары 500 руб./м
Заработная плата 30000х12месяцев= 360000руб.
Взносы в соц.фонд 360000x30 %=108000руб.
Повышение квалификации педагога 5000 руб. в год
Свет 6,32р. х24кВТ/ч=151,68 руб.
Прочие (5% х валовый доход)=31500руб.
Итого 25200+6300+1800+500+360000+108000+5000+151,68+31500=538451,68 руб.
По данным таблицы 2 можно сделать вывод о том, что данные затраты учитывают действующее налоговое законодательство и законодательство в сфере платежей в систему социального страхования. Кроме того, стоит отметить, что представленные расходы являются разумными, обоснованными и достаточными для реализации данной программы и соответствуют требованиям эффективного финансового управления.
Далее рассмотрим варианты экономической эффективности и эффекта при различных показателях, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Экономическая эффективность, эффект при различных исходных данных
Показатель Количество человек в группе
1 2 4 6
Выручка, руб. 315000 630000 1260000 1890000
Затраты, руб. 506051,68 538451,68 603251,68 668051,68
Рентабельность, % -0,37 17 108,9 182,9
Эффект, руб. -191051,68 91548,32 656748,32 1221948,32
Эффективность 0 1,17 2 2,8
Чтобы показать эффективность программы «Speak English?!» по английскому языку в начальной школе, были проведены расчеты, из которых видно, что, если в каждой группе будет только по 1 слушателю, то затраты (506051,68) превысят доход (315000), а рентабельность (-0,37) и эффект (-191051,68) будут с отрицательными показателями.
При наличии 2 человек в группе уже можно будет говорить о рентабельности и доходе от этой программы, т. к. затраты (538451,68) будут меньше, чем доход (630000), показатель рентабельности (17 %) говорит о том, что реализация программы осуществляется стабильно, эффект составляет 91548,32 рублей.
При условии, если количество обучающихся резко возрастёт, то считаем нужным, либо увеличить заработную плату и улучшить условия труда педагога, либо взять в штат ещё одного педагога.
Управление качеством образования - важнейшее, системообразующее направление мониторинга в учреждении дополнительного образования детей, от которого зависит результат и эффективность образовательного процесса [7].
Известно, что без получения прибыли невозможно существовать на рынке образовательных услуг, особенно это касается услуг в дополнительном образовании, где наблюдается сильная конкуренция. Поэтому, чем выше прибыль от реализации программы дополнительного образования, тем легче удержаться, укрепить свои позиции на рынке и развиваться дальше.
Источники:
1. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное. Под редакцией С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумин. Издательский дом Высшей школы экономики Москва, 2019. - 280 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ - [Электронный ресурс]. -URL:https://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 12.06.2024).
3. Концепция развития дополнительного образования детей/Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. - [Электронный ресурс]. - URL:http://govemmentm/docs/all/140314/ (дата обращения 12.06.2024).
4. Буйлова Л.Н. Новый порядок: что изменится в дополнительном образовании детей // Информационно-методический журнал ПРО-ДОД. 2019. No 1. С. 20-34.
5. Коваленко, Е. В. Особенности направлений дополнительного образования в России / Е. В. Коваленко, Е. Я. Корбут // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: Материалы V Всероссийской научной конференции, Омск, 16 ноября 2023 года. -Омск: Омский государственный педагогический университет, 2023. - С. 71-73.
6. Коваленко, Е. В. Основные тенденции развития программ дополнительного образования онлайн-школ по английскому языку в России / Е. В. Коваленко, Е. Я. Корбут // Информатизация образования: теория и практика: Сборник материалов Международной научно-практической конференции памяти академика РАО М.П. Лапчика, Омск, 17-18 ноября 2023 года. - Омск: Омский государственный педагогический университет, 2023. - С. 95-97.
7. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 224 с.