Научная статья на тему '«БЭБИ БУМЕРЫ» КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА'

«БЭБИ БУМЕРЫ» КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бэби бумеры / «поколением X» / потребительное поведение / «нестареющее» потребительское общество / пожилые туристы / туристический рынок / baby boomers / "generation X" / consumer behavior / "ageless" consumer society / elderly tourists / tourism market

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М В. Кобец

Увеличение числа пожилых людей вызвало значительные социально-экономические преобразования практически во всех секторах экономики, включая индустрию туризма и гостеприимства. За последние десятилетия пожилые люди стали важной целевой группой для рынка туризма в глобальном масштабе. Предполагается, что на пожилых людей, особенно представителей поколения бэбибума, будет приходиться относительно большая доля всех расходов на отдых, и что туристические поездки пожилых людей станут самой быстрой и крупнейшей движущей силой на рынках гостеприимства. В данной статье обращается внимание на туристическую мобильность людей старшего возраста, а также активное участие бэби бумеров в формирование доходов предприятий размещения, транспорта и культуры. Получение новых впечатлений от путешествий также способствует раскрытию себя, улучшению отношений и ощущению благополучия. Кроме того, отдых в более позднем возрасте приобретает другой характер, поскольку пожилые люди менее ответственны за своих уже взрослых детей и домашние обязанности. Более высокое чувство свободы и гибкости теперь можно воплотить в путешествиях, которые помогают воссоединиться с юношеским «я» и духом приключений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«BABY BOOMERS» AS A PROMISING SEGMENT OF THE TOURISM AND HOSPITALITY MARKET

The increase in the number of older people has caused significant socio-economic changes in almost all sectors of society, including the tourism and hospitality industry. Over the past decades, older people have become an important target group for the tourism market on a global scale. It is expected that seniors, especially those in the baby boom generation, will account for a relatively large share of all leisure spending and that senior travel will become the fastest and largest driver in hospitality markets. This article draws attention to the complex relationship between recreational mobility at older ages and the active participation of baby boomers in the formation of income for accommodation, transport and cultural enterprises. Gaining new experiences from travel also promotes self-discovery, improved relationships and a sense of well-being. In addition, vacationing becomes easier later in life because older people are less responsible for their now-adult children and household responsibilities. A greater sense of freedom and flexibility can now be projected into the development of travel, which helps reconnect with one's youthful self and spirit of adventure.

Текст научной работы на тему ««БЭБИ БУМЕРЫ» КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

- равные права народов при любых формах их конституционного самоопределения с обязательным условием сохранения целостности государства;

- равная суверенность и ответственность республик, краев, областей и национальных автономий при сохранении традиционного статуса вхождения в Федерацию, который закреплен Федеративным договором и Конституцией;

- территориальная неделимость и целостность РФ;

- мирное урегулирование конфликтов;

- государственная поддержка малочисленных народов, сохранение их культуры, языков, традиций и среды обитания;

- создание международных гарантий защиты прав и свобод россиян в иностранных государствах.

Вышеозначенные принципы по определению находятся в прямой и обратной жесткой связи друг с другом и образуют целесообразное единство, в котором исполнение каждого из них является условием для последовательной реализации остальных.

Высшая цель национальной политики российского государства включает в себя создание для всех народов, проживающих на ее территории, на основе соблюдения прав человека, оптимальных условий для их социального, национально-культурного и этно-экономического развития в составе единого многонационального государства. В этом контексте мы находим целесообразным предусмотреть в региональном и консолидированном бюджете РФ специальную статью расходов для обеспечения условий комплексного развития и реализации интересов и особенностей этнокультурного разнообразия населения конкретной территории.

Источники:

1. Адрианов В. Экономический потенциал России/ В. Адрианов // Вопросы экономики. - 011. - № 3. - С. 129-144.

2. Ахиезер А.С. Социокультурные механизмы циклов культуры А.С. Ахиезер// Искусство в ситуации смены циклов. -М.: Изд-во: «Культура», 2004. - 402 с.

3. Бабич И.Л. Государство и религия на современном Северном Кавказе/ И.Л. Бабич// Вестник Российской нации. -2017. -Т.5. -№5. -С. 34-50.

4. Бабурин B.JI. Эволюция российских пространств: от большого взрыва да наших дней (инновационно-синергетический подход) / B.JI. Бабурин. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 272 с.

5. Баранов С.В., Скуфьина Т.В. Новые подходы к оценке межрегиональной дифференциации // Федерализм. - 2005. - №»1.

6. Баринова В.А., Земцов С.П. Инклюзивный рост и устойчивость регионов России // Регион: экономика и социология. - 2019. - Т. 101, № 1. С. 23-46.

7. Ибрагимов Х.О. Этнический аспект геополитической ситуации на Северном Кавказе. Вестник КемГУ, -2017. Т. 1 (49). С. 19-26.

8. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. N° 1089-р.) https://docs.cntd.ru/document/350317169?ysclid=lmac5wgqqa270021006.

EDN: YJQKOU

М.В. Кобец - к.э.н., доцент кафедры маркетинга, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],

M.V. Kobets - candidate of economic sciences, associate professor, Department of Marketing, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia.

«БЭБИ БУМЕРЫ» КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА «BABY BOOMERS» AS A PROMISING SEGMENT OF THE TOURISM AND HOSPITALITY MARKET

Аннотация. Увеличение числа пожилых людей вызвало значительные социально-экономические преобразования практически во всех секторах экономики, включая индустрию туризма и гостеприимства. За последние десятилетия пожилые люди стали важной целевой группой для рынка туризма в глобальном масштабе. Предполагается, что на пожилых людей, особенно представителей поколения бэби-бума, будет приходиться относительно большая доля всех расходов на отдых, и что туристические поездки пожилых людей станут самой быстрой и крупнейшей движущей силой на рынках гостеприимства. В данной статье обращается внимание на туристическую мобильность людей старшего возраста, а также активное участие бэби бумеров в формирование доходов предприятий размещения, транспорта и культуры. Получение новых впечатлений от путешествий также способствует раскрытию себя, улучшению отношений и ощущению благополучия. Кроме того, отдых в более позднем возрасте приобретает другой характер, поскольку пожилые люди менее ответственны за своих уже взрослых детей и домашние обязанности. Более высокое чувство свободы и гибкости теперь можно воплотить в путешествиях, которые помогают воссоединиться с юношеским «я» и духом приключений.

Abstract. The increase in the number of older people has caused significant socio-economic changes in almost all sectors of society, including the tourism and hospitality industry. Over the past decades, older people have become an important target group for the tourism market on a global scale. It is expected that seniors, especially those in the baby boom generation, will account for a relatively large share of all leisure spending and that senior travel will become the fastest and largest driver in hospitality markets. This article draws attention to the complex relationship between recreational mobility at older ages and the active participation of baby boomers in the formation of income for accommodation, transport and cultural enterprises. Gaining new experiences from travel also promotes self-discovery, improved relationships and a sense of well-being. In addition, vacationing becomes easier later in life because older people are less responsible for their now-adult children and household responsibilities. A greater sense of freedom and flexibility can now be projected into the development of travel, which helps reconnect with one's youthful self and spirit of adventure.

Ключевые слова: бэби бумеры, «поколением X», потребительное поведение, «нестареющее» потребительское общество, пожилые туристы, туристический рынок.

Keywords: baby boomers, "generation X", consumer behavior, "ageless" consumer society, elderly tourists, tourism market.

Ежегодно индустрия туризма испытывает на себе влияние различных факторов и тенденций. Одной из которых является увеличение доли пожилого населения во всем мире. По данным ООН, к 2050 году людей в возрасте 60 лет будет около двух миллиардов человек, что составит 22 % населения мира по сравнению с 10 % в 2000 году. Из-за глобальных демографических изменений и так называемой «революции долголетия» пожилые туристы становятся важным сегментом для индустрии туризма и гостеприимства.

В ближайшем будущем этот сегмент туристов станет одним из самых быстро растущих на мировом туристическом рынке. В связи с этим, данный факт нужно учитывать предприятиям сферы гостеприимства при планировании своих стратегий развития и разработке отдельной линейки предложений для данной категории туристов.

Особого внимания заслуживают бэби-бумеры, которые проживают в богатых западных странах. Это люди, как правило, родившиеся в промежутке между 1946-1964 годами. Бэби-бумеры попадают в категорию третьего возраста, также известную как «золотой период» взрослой жизни, который варьируется от выхода на пенсию до возрастных ограничений. Это поколение взрослых, которое отстаивало индивидуализм, гедонистический досуг, самовыражение и массовое потребление. Данные предпочтения и привычки непосредственно отражаются на выборе и организации их вида отдыха[5].

Такие модели поведения отражаются в их готовности искать новые впечатления и ощущения в развлекательной деятельности за рубежом. Как заявляют Паттерсон И., и Пегг С., бэби-бумеры становятся объектом пристального внимания для маркетологов и туристических компаний. Данное поколение туристов являются более здоровым, финансово обеспеченным, лучше образованным и имеют большее стремление к новизне, уединению и аутентичным впечатлениям, чем предыдущие группы пенсионеров. Это поколение также является важным сегментом для туристической индустрии из-за его свободного времени, сезонной адаптации и более частых поездок по сравнению с другими возрастными группами.

В докладе Организации Объединенных Наций представлена следующая возрастная классификация: дети и подростки - это лица в возрасте до 20 лет; молодые люди - это люди в возрасте от 20 до 39 лет; взрослые среднего возраста - это люди в возрасте от 40 до 59 лет; и пожилые люди - это лица старше 60 лет. Исследователи обнаружили, что для определения пожилых людей использовались различные возрастные ограничения, от 50 до 65 лет, в результате чего пожилыми считаются все более молодые возрастные группы [7].

По другим источникам литературы к поколению пожилых людей относят «бэби-бумеров» и «поколением X» (родившиеся между 1967 и 1982 годами). Существуют разные точки зрения на возрастной диапазон, по которому определяются пожилые люди.

В контексте туризма термин «пожилой турист» определяется в разных возрастных градациях. В исследованиях Хьюджес Д., определено, что это люди старше 35 лет. Ряд авторов относят к пожилым людей от 50 лет [10].

Так Моллер С., разделяет группу возрастных туристов на две группы: «младшие пожилые люди», то есть в возрасте от 65 до 79 лет и «старшие пожилые люди», старше 80 лет. Прогнозируется, что средний возраст пожилых туристов в ближайшие годы вырастет. Таким образом, средний возраст в диапазоне от 55 до 60 лет уже может быть заменен более высокими значениями [7].

Автор Еосек Д, разделил возраст на две группы: «туристов среднего возраста» в возрасте от 40 до 65 лет и «туристов старшего возраста» в возрасте старше 66 лет. Фактически, по мнению экспертов, примерно в возрасте 40 лет уровень анаболических гормонов и нервно-мышечных изменений снижается вместе с обменом мышечного белка, что запускает процесс старения [4].

В настоящее время набирает обороты модель позитивного старения. Это заключается в том, что пожилые люди должны сохранять оптимальный уровень физического и психического здоровья. В минимизации патологических процессов и эффективное использование ресурсов человека.

Набирают оборот тенденции «нестареющего» потребительского общества, совершенствуются программы здравоохранения, ориентированные на мобильность и активный образ жизни в более позднем возрасте. Все это непосредственно сказывается на растущей популярности путешествий в пожилом возрасте. Если несколько десятилетий назад на туристическом рынке пожилые люди рассматривались как однородный, инвалидный и неактивный сектор общества, то меняющиеся демографические тенденции, наряду с появлением модели успешного старения, стали поворотным моментом в туристической индустрии [1].

Пожилые люди теперь рассматриваются как ценный социальный и экономический ресурс, который способствует росту всего рынка индустрии гостеприимства. Растущая видимость уверенных в себе, здоровых, энергичных и автономных бэби-бумеров в туристических направлениях бросает вызов негативным стереотипам, связанным со старостью, и соединяется с идеалами успешного старения [3].

Исследования показывают, что рекреационная мобильность оказывает положительное влияние на психическое здоровье пожилых людей, их общую удовлетворенность и качество жизни, поскольку способствует лучшей пенсионной адаптации и психосоциальным факторам. Получение новых впечатлений от путешествий также способствует раскрытию себя, улучшению отношений и ощущению благополучия. Кроме того, отдых в более позднем возрасте становится легче, поскольку пожилые люди менее ответственны за своих уже взрослых детей и домашние обязанности. Более высокое чувство свободы и гибкости теперь можно спроецировать на развитие путешествий, которые помогают воссоединиться с юношеским «я» и духом приключений.

С точки зрения гипотезы компенсации, отдых может быть рассмотрен как средство, с помощью которого работники компенсируют недостатки на рабочем месте, такие как скука, рутина, рабочее давление, монотонность, городская среда или стресс. Приятные путешествия в пожилом возрасте могут также рассматривать как форма «компенсации» за работу, проделанную на протяжении продуктивной жизни человека.

Туризм для пожилых людей рассматривается как способ занять свободное время тех, кто ушел с рынка труда» [2]. Сделав свой вклад в пользу государства и общества, пожилые туристы больше не прикованы к организованной работе, семейным обязанностям и распорядку дня. Пенсионеры официально имеют право «наверстать упущенное время», планируя свои «путешествия по своим предпочтениям и желанию. По мнению Оро-Пикераса, с ростом

потребительской культуры и рекламы, выход на пенсию все чаще приравнивается к времени досуга, в течение которого ожидается, что человек максимально использует время на пенсии. Фактически, растет число пожилых людей, которые считают отдых одной из ключевых целей после оплачиваемой работы [8].

Отдых бэби бумеров западных стран также связан с получением опыта неограниченных расходов. Многие пожилые люди готовы тратить свои сбережения, чтобы получить полезный и значимый жизненный опыт посредством неограниченного потребления во время отпуска. На пенсии отложенная ими на «черный день», сумма денег может быть потрачена на поиски новинок и приключений в месте их отдыха. Например, шоппинг, особенно в уникальных и разнообразных магазинах и бутиках, является одним из любимых занятий досуга пожилых людей, что также способствует экономическому развитию туристической дестинации. Тот факт, что многие бэби-бумеры не зависят от государственных пособий и пенсий в плане финансовой поддержки, а имеют частные или профессиональные пенсии и сбережения, также делает их интересной целевой группой для предприятий индустрии туризма. Растущий интерес к бэби-бумерам обусловлен не только их большим экономическим вкладом в развитие индустрии туризма и гостеприимства, но и их предпочтением и доступностью путешествовать в низкий и средний сезоны, что помогает снизить туристическую нагрузку в пиковые периоды, особенно по наиболее популярным направлениям. Пожилые люди путешествуют в межсезонье и остаются в пункте назначения в течение более длительных периодов времени по сравнению с молодыми людьми и предыдущими поколениями. Так, Ли С., и Кинг В., в своих исследованиях изучили рынок пожилых туристов на примере экспертной группы в Тайване. Их целью было выявление факторов, которые влияют на привлекательность туристической дестинации для туристов «третьего поколения». Результаты исследования показали, что доступность является основным фактором, влияющим на туристическую привлекательность места, далее следуют удобства и дополнительные услуги, в то время как туристические ресурсы являются наименее важным фактором [6].

Наиболее значимыми факторами являются так же те, которые связаны с наличием и разнообразием жилья, транспорта, безбарьерных удобств и услуг. Действительно, исследования показали, что общественный транспорт имеет основополагающее значение для повышения привлекательности места отдыха для пожилых людей.

Пожилые люди и будущие пенсионеры в Тайване как правило, менее охотно тратят деньги на отпуск, несмотря на то, что даже у пожилых людей с низким доходом покупательная способность выше, чем у не пожилых людей. В процессе исследования было выявлено, что пожилые люди испытывают меньше финансовых ограничений, чем более молодые группы, из-за сниженной нагрузки на их финансовые средства. В частности, по мере старения пожилых людей (75 лет и старше) у них возникают проблемы со здоровьем, тогда как более молодые возрастные группы (59 лет и моложе) с большей вероятностью будут ограничены во времени и деньгах.

Данный факт еще раз доказывает, что пожилые люди не являются однородной группой туристов, ученые обнаружили, что пожилые туристы в среднем преодолевают большие расстояния, чем туристы среднего возраста, и различаются по причинам поездки и продолжительности пребывания. Между тем, было обнаружено, что молодые пожилые люди придают большее значение климату, событиям и достопримечательностям места назначения, чем пожилые люди. В целом, эмпирические данные о поведении пожилых туристов в путешествиях показывают, что восприятие поездок пожилыми людьми отличается от восприятия других возрастных групп.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, пожилые люди, особенно представители поколения бэби-бумеров, стали ключевыми элементами сегодняшней рекреационной мобильности в глобальном масштабе и вносят вклад в неолиберальные идеалы производительности, самоуправления и эффективности.

Во-вторых, потребители «третьего возраста» тратят свои накопленные сбережения, которые они собрали за время трудовой деятельности. Тем самым выражают свое здоровье, социальную репутацию, свободу и заслуженное вознаграждение после выхода на пенсию. Многие пожилые люди отправляются в отпуск за границу, чтобы воссоединиться со своей юношеской сущностью, испытать чувство благополучия и счастья, а также бросить вызов негативным возрастным стереотипам.

В-третьих, с ростом потребительской культуры и рекламы, выход на пенсию все чаще приравнивается к времени досуга, в течение которого ожидается, что человек максимально использует время на пенсии. Фактически, растет число пожилых людей, которые считают отдых одной из ключевых целей после оплачиваемой работы.

В-четвертых, наблюдается серьезный демографический сдвиг в сторону старения населения. В связи с чем, понимание потребностей и предпочтений пожилых людей в отношении туристических направлений и организации времяпрепровождения имеет решающее значение. Понимание, основных факторов, которые приоритетны для пожилых людей при выборе места отдыха позволит сформировать наиболее клиентоориентирован-ный туристический продукт.

Источники:

1. Galenko E.N. Theory of generations: possibilities of practical application in the tourism industry // Bulletin of TSUE. 2019. No. 1 (89). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/teoriya-pokoleniy-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya-v-turistskoy-industrii (date of access: 07/11/2024).

2. Kireeva Yu. A., Konovalova E. E., Denisenkova N. N., Okhotnikov I. V. The theory of generations as a tool for personalized hotel service // Moscow Economic Journal. 2022. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-kak-instrument-personalizirovannogo-gostinichnogo-servisa (date of access: 07/11/2024).

3. Shamis, E., Nikonov E., Theory of generations. Baby Boomer strategy. 1944 - 1963 URL: https://www.litres.ru/book/e-nikonov/teoriya-pokoleniy-strategiya-bebi-bumerov-1944-1963-53299367/ (access date: 07/10/2024).

4. Esiyok, B., Kurtulmu§oglu, F. B., & Özdemir, A. (2018). Heterogeneity in the determinants of length of stay across mid-dle age and senior age groups in thermal tourism. Journal of Travel & Tourism Marketing, 35(4), 531-540. https://doi.org/10.1080/10548408.2017.1374906

5. Gilleard, C., & Higgs, P. (2020). Aging without agency: Theorizing the fourth age. Aging & Mental Health, 14(2), pp. 121-128.

6. Lee, C.-F., & King, B. (2016). Determinants of attractiveness for a seniors-friendly destination: A hierarchical approach. Current Issues in Tourism, pp. 1-20. https://doi.org/10.1080/13683500.2016.1250725

7. Möller, C., Weiermair, K., & Wintersberger, E. (2007, November 1). The changing travel behavior of Austria's aging population and its impact on tourism. Tourism Review, 62, 15-20. https://doi.org/10.1108/16605370780000316.

8. Oró-Piqueras, M. (2017). Undermining retirement as leisure time in deborah moggach'sthese foolishthingsand itsfilm adaptationThe best exotic marigold hotel. In S. Francescato, R. Maierhofer, V. Minghetti, & E. M. Trinkaus (Eds.), Senior tourism: Interdisciplinary perspectives on aging and travel-ing (pp. 121-139). Bielefeld: Transcript-Verlag.

9. Patterson, I., & Pegg, S. (2019). Marketing the leisure experience to baby boomers and older tourists. Journal of Hospitality Marketing & Management, 18, pp. 254-272.

10. Uysal, M., Sirgy, M. J., Woo, E., & Kim, H. L. (2016). Quality of life (QOL) and well-being research intoourism.Tourism Management, 53, pp. 244-261.

EDN: XVYWOW

Е.В. Коваленко - к.э.н., доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, [email protected],

E.V. Kovalenko - candidate of economics, associate professor, department of Economics, Management and Marketing, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia;

Е.Я. Корбут - обучающаяся факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма, Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, [email protected],

E. Ya. Korbut - student of the faculty of Economics, Management and Marketing, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ECONOMIC EFFICIENCY OF PROMOTION OF ADDITIONAL EDUCATION PROGRAM FOR TEACHING ENGLISH IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация. В статье рассматриваются варианты интеграции общего и дополнительного образования на основе анализа нормативных актов РФ. Проведен анализ по разным направлениям дополнительного образования в РФ и Омской области. Проведен анализ 86 программ по английскому языку для обучающихся начальной школы в «Навигаторе дополнительного образования по Омской области», были выявлены недостатки в большинстве из представленных программ. Актуализируется необходимость обучения английскому языку в дополнительном образовании в начальной школе. Наглядно представлены результаты успеваемости обучающихся по разработанной программе на начало и конец учебного года. Авторами проведен мониторинг удовлетворенности родителей, обучающихся по программе качеством дополнительного образования. Предложены варианты продвижения программы «Speak English?!», определена экономическая эффективность и рентабельность при разной наполняемости групп обучающихся.

Abstract. The article discusses options for integrating general and additional education based on an analysis of regulations of the Russian Federation. An analysis was carried out in different areas of additional education in the Russian Federation and the Omsk region. An analysis of 86 English language programs for primary school students was carried out in the "Navigator of Additional Education in the Omsk Region"; shortcomings were identified in most of the presented programs. The need to teach English in additional education in primary school is being updated. The results of students' performance according to the developed program at the beginning and end of the academic year are clearly presented. The authors monitored the satisfaction of parents of students in the program with the quality of additional education. Options for promot ing the "Speak English?!" program are proposed, and economic efficiency and profitability are determined for different student groups.

Ключевые слова: экономическая эффективность, рентабельность, продвижение, дополнительное образование, программа, обучающиеся, начальная школа.

Keywords: economic efficiency, profitability, promotion, additional education, program, students, primary school.

Одной из значительных трансформаций в системе образования России можно выделить вектор в сторону интеграции общего и дополнительного образования. Это связано с интенсификацией образовательного процесса и реализацией образовательных стандартов в процессе обучения, а современному подрастающему поколению помимо предметных знаний, важно самореализоваться, раскрыть свой творческий потенциал. Дополнительное образование призвано помочь быстро адаптироваться к новым, быстро меняющимся условиям, раскрыть таланты и способности, которые помогут в становлении личности ребенка [1].

В современном мире значимой тенденцией модернизации дополнительного образования становится его доступность и качество. Современные меры государственной политики в сфере образования направлены на обновление всех компонентов дополнительного образования детей в соответствии с потребностями личности и общественным заказом.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под понятием «дополнительное образование» понимается оказание услуг, выходящих за пределы обязательного базового уровня, которое осуществляется учреждениями дополнительного образования, где реализовываются программы, обеспечивающие обучение, воспитание и развитие личности. Программы дополнительного образования компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового компонента образования, ориентируются на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации [2].

Сегодня в рамках Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года главными целями также являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности [3].

По мнению Л.Н. Буйловой дополнительное образование, в отличие от общего, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, т.к. на занятиях проводятся в небольших группах, присутствует практико-ориентированный характер обучения, основанный на личных потребностях и возможностях каждого обучающегося, а также отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения образовательных стандартов [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.