Лидерами в увеличении инвестиций в сельское хозяйство являются Республика Дагестан, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Алтай, Курганская область, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Воронежская область. Эти регионы имеют невысокое значение доли ВДС сельского хозяйства в ВРП (10-17 %), до рассматриваемого периода инвестиции здесь были самыми низкими в стране, что и обеспечило такие показатели роста. То есть данное распределение инвестиций направлено на инклюзивное развитие всех территорий для обеспечения устойчивого равномерного развития. Целью инвестирования в большинстве из представленных регионов является развитие крупного аграрного производства с целью более эффективного по сравнению с существующим в рамках малых форм хозяйствования, развитие направлений агро-туризма. Выравнивание условий производства с помощью распределения инвестиций подтверждает факт сокращения инвестиций в регионах с традиционно развитым сельским хозяйством и высоким уровнем государственной поддержки: в Тамбовской области, Республике Калмыкия, Орловской области, Брянской области, Курской области и др.
Проведенное исследование показало, что развитие инвестиционного процесса в сельском хозяйстве обусловлено необходимостью обеспечение продовольственной независимости по всем основным видам продовольствия, что требует вовлечения в производственный процесс ранее не задействованных территорий, модернизации уже существующего производства в крупных и малых формах хозяйствования, повышения интереса к аграрному производству и сельскому образу жизни. В целом, роль сельского хозяйства в экономике страны является стабильной, и участие в распределении инвестиций это подтверждает. Достижение поставленных целей требует целевого использования инвестиций, направленных на поддержку инновационных проектов, новых стратегий развития организаций, инклюзивное развитие всех территорий с поддержкой наиболее выгодной для этих территорий специализации аграрного сектора.
Источники:
1. Петербуржский экономический форум 2024. Инвестиции в сельское хозяйство как основа для обеспечения глобальной продовольственной безопасности. URL: https://forumspb.com/archive/2022/programme/52908/ (Дата обращения 6.07.2024).
2. Кравченко Д.С., Ясинская Т.С. Инвестиционная активность в отраслях аграрного сектора / Д.С. Кравченко, Т.С. Ясинская // Вестник аграрной науки. 2022. 1(94). С.97 105. DOI: 10.17238/issn2587-666X.2022.1.97.
3. Оршанская, Ю. О. Привлечение инвестиций в сельское хозяйство России / Ю. О. Оршанская, И. И. Кукин // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2019. № 8. (Инвестиции и инновации в АПК). С. 121-126. DOI 10.33938/198-121.
4. Косников С.Н. Инвестиции как фактор устойчивого развития сельского хозяйства РФ / С.Н. Кос-ников, А.К. Богатырева,
A.Е. Пивень, С.В. Некрытов // Вестник Академии знаний. 2021. № 47 (6). С. 200-203. DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-200-203.
5. Огарков С. А. Инвестология в сельском хозяйстве: монография / С. А. Огарков. М: Инфра-М, 2016. 65 с.
6. Зельднер А.Г. Экономический механизм обеспечения продовольственной безопасности в услови-яхинвестиционных ограничений: опыт и проблемы : монография / А.Г. Зельднер. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 160 с.
7. Маслакова, В. В. Статистический анализ эффективности инвестирования в развитие сельского хозяйства в России / В. В. Маслакова, В.
B. Демичев. - Москва : Общество с ограниченной ответ-ственностью "Научный консультант", 2021. 194 с. ISBN 978-5-907477-08-7.
8. Мустафаева Р.Р. Современные тенденции инвестиций в сельское хозяйство // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Том 11. № 6. С. 1457-1468.DOI: 10.18334/epp. 11.6.112254.
9. DairyNews.today .URL: https://dairynews.today/news/lut-rossiyskiy-apk-v-2023-godu-poluchil-bolee-1-tr.html (Дата обращения 6.07.2024).
EDN: YFFLKL
Б.Р. Каллагов - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы» Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, Владикавказ, Россия, [email protected],
B.R. Kallagov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Finance, Financial University, Vladikavkaz branch, Vladikavkaz, Russia;
Ф.Х. Каллагова - к.э.н, доцент кафедры «Экономика и финансы» Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, Владикавказ, Россия, [email protected],
F.Kh. Kallagova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Finance, Financial University, Vladikavkaz Branch, Vladikavkaz, Russia;
А.И. Позмогов - к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, Владикавказ, Россия, [email protected],
A.I. Pozmogov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management, Financial University, Vladikavkaz branch, Vladikavkaz, Russia.
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ НАСЕЛЕНИЯ TRENDS AND PROBLEMS IN THE IMPLEMENTATION OF REGIONAL POLICY, TAKING INTO ACCOUNT THE PECULIARITIES OF THE ETHNOCULTURAL DIVERSITY OF THE POPULATION
Аннотация. В истории и традициях российских народов целесообразно отражаются собственные духовно-нравственные ценности, культура и хозяйственные традиции которые сформировались на протяжении столетий. Их ценность состоит в том, чтобы помнить свою историю, сохранять и преумножать литературное и художественное богатство собственного народа, а также достойно воспитывать будущие поколения. Акцентируя внимание на системной реализации целей государственной региональной политики с учетом особенностей этнокультурного разнообразия субъектов федерации, авторы выделяют, что достижение означенных целей возможно только на основе комплексного преломления известных принципов и методологий развития территорий и проживающих там этносов. Базовый контент успеха в данном случае форматирует сохранение и комплексное развитие единого общероссийского общественно-политического и хозяйственного пространства, отражающего целостность территории российского государства, представляющего интересы всех его регионов, наций и народностей.
Abstract. The history and traditions of the Russian peoples expediently reflect their own spiritual and moral values, culture and economic traditions that have been formed over the centuries. Their value lies in remembering their history, preserving and multiplying the literary and artistic wealth of their own people, as well as educating future generations with dignity. Focusing on the systematic implementation of the goals of the state regional policy, taking into account the peculiarities of the ethnocultural diversity of the subjects of the federation, the authors emphasize that the achievement of these
goals is possible only on the basis of a comprehensive refraction of well-known principles and methodologies for the development of territories and ethnic groups living there. The basic content of success in this case formats the preservation and integrated development of a single all-Russian socio-political and economic space reflecting the integrity of the territory of the Russian state, representing the interests of all its regions, nations and nationalities.
Ключевые слова: стратегия регионального развития, местное самоуправление, этнокультурное разнообразие, бюджетная политика, концепция устойчивого развития, массовая безработица, организационно-правовое пространство.
Keywords: regional development strategy, local self-government, ethnocultural diversity, budget policy, concept of sustainable development, mass unemployment, organizational and legal space.
Государственная региональная политика - это совокупность социально-экономических и политико-правовых видов деятельности регионального и федерального государственного управления по оптимизации форм и методов взаимодействия центрального правительства и регионов с целью получения долгосрочного позитивного результата, как в развитии конкретного региона, так и страны в целом.
Основополагающей целью государственной региональной политики является сохранение национальной территории в качестве единого федеративного государства.
Региональная политика в современной России форматируется как:
- государственная стратегия регионального развития, т.е. политико-правовое и социально-экономическое обустройство субъектов федерации;
- территориальная политика местного самоуправления.
Одним из базовых принципов реализации государственной региональной политики является предметное взаимодействие форм государственной хозяйственной интеграции с самостоятельностью регионального развития в едином общероссийском экономическом пространстве, что в первичной фазе определяет:
- формирование устойчивой кредитно-финансовой (банковской) системы и стабилизация национальной валюты;
- введение предметно-обусловленной и общественно восприимчивой налоговой системы;
- обеспечение условий свободного движение капиталов, труда и товаров между субъектами федерации.
Иными словами, государственная региональная политика призвана обеспечить эффективную реализацию
региональной политики центра в территориальных образованиях, из чего следует, что в качестве объекта государственной региональной политики выступают не только отношения между конкретным регионом и федеральным центром, но и межрегиональные отношения.
В этом контексте в качестве доминанты со стороны федерального центра позиционируется минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции между субъектами в федеральных округах и поддержка усилий регионального менеджмента по реализации инструментария устойчивого социально-экономического развития на базе собственного ресурсного потенциала [1].
Целью настоящей статьи является исследование тенденций реализации региональной политики с учетом особенностей этнокультурного разнообразия населения.
Основной гипотезой научного исследования выступает тезис о необходимости создания для всех народов Российской Федерации, проживающих на ее территории оптимальных условий для их социального, национально-культурного и этно-экономического развития в составе единого многонационального государства.
Государственная региональная политика в качестве главной своей цели определяет существенное повышении уровня и качества жизни населения в российских регионах.
В качестве базовых принципов устойчивого регионального развития в данном случае обозначено:
- предметное и выверенное распределение прав и обязанностей (в том числе ответственности) между властными структурами на всех уровнях, имеющих отношение к социально-экономическому развития региона;
- научно-обоснованное и практически выверенное знание целей и задач социально-экономического развития конкретной территории;
- определение и предметное оформление перспективных стратегических целей регионального развития;
- формирование стратегических планов развития, прежде всего, на собственной региональной ресурсной базе.
В качестве форм государственного регулирования регионального развития обозначены:
- комплексное прогнозирование и индикативное планирование процессов социально-экономического развития и необходимых ресурсов для их реализации;
- эффективное использование возможностей бюджетно-налоговой системы государства;
- применение необходимого инструментария на макро- и микроуровнях, способных обеспечить реализацию задач регионального развития.
В последнем случае возможно целесообразное использование инструментария дифференцированных форм налогово-расходных обязательств, льготного кредитования, тарифной политики, а также средств непосредственного воздействия на хозяйствующих субъектов, к которым можно отнести:
- льготное налогообложение и предоставления финансовой помощи из регионального бюджета;
- подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров;
- рациональное пространственное перемещение рабочей силы;
- совершенствование менеджмента предприятия (организации).
В качестве механизма реализации целей государственной региональной политики целесообразно обозначить федеральные и региональные программы развития, а также национальные проекты.
Предметное содержание реализации целей регионального развития включает в себя, как организационно-
правовые, так и хозяйственные методы влияния на управляемый объект, что предполагает выработку соответствующих решений, формирование необходимых региональных управленческих структур.
Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что государственная политика регионального развития - это совокупность целесообразных действий со стороны органов федеральной власти по эффективному управлению общественно-политическим и социально-экономическим развитием территориальных образований с использованием прагматичного инструментария реализации таковой.
В качестве задач политики территориального развития в РФ целесообразно обозначить:
- создание единого общественно-политического, социально-экономического и организационно-правового пространства на всей территории государства, с учетом интересов всех субъектов РФ;
- создание необходимых условий для динамичного развития каждого территориального образования в составе федерации;
- создание необходимых условий для обеспечения равного уровня и качества жизни населения во всех субъектах федерации.
Акцентируя внимание на системной реализации целей государственной региональной политики с учетом особенностей этнокультурного разнообразия населения, необходимо отметить, что достижение означенных целей возможно на основе комплексного преломления известных принципов и методологий развития территорий и проживающих там этносов.
Базовый контент успеха реализации целей регионального развития форматирует сохранение и комплексное развитие единого общероссийского общественно-политического и хозяйственного пространства отражающее целостность территории российского государства, представляющее интересы всех его регионов, наций и народностей, и только при доминанте векторальной эволюционной парадигмы «единство - в многообразии» [2].
Сущность аргументации данного обстоятельства исходит не только из того аргумента, что в России проживает более 190 народов и национальностей, но и из логики формирования обстоятельств их соединения с русским народом, на основе своей материально-духовной культуры, языка, хозяйственных традиций и конфессиональной принадлежности.
По данным Росстата в РФ на 01 февраля 2023 года официально проживают 146 424 729 жителей. По численности населения Российская федерация занимает девятое место в мире.
Пространственное распределение населения достаточно неравномерно: около 70 процентов жителей распределены по субъектам федерации в европейской части территории страны (по площади это чуть более 20 % земель).
По плотности населения: наивысшая, в федеральном центре городе Москва - 5,2 тыс. человек на квадратный километр, наименьшая плотность - в Чукотском автономном округе - 0,07 человек на квадратный километр.
Каждый народ, проживающий на территории РФ имеет свой язык, который они используют как в быту, так и официально, соблюдают собственные национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение.
В Конституции РФ официально закреплена многонациональность российского государственного объединения.
По численному составу, на 1.02.2023 года только шесть народов современной России насчитывают более одного миллиона человек. К таковым относятся аварцы, башкиры, русские, татары, чеченцы и чуваши.
Из общей численности народов РФ русские составляют 81 % - более 105 млн. человек, но расселение их по территории государства не равномерно, а в некоторых регионах Северного Кавказа (Ингушетия и Чеченская республика), они представлены в общем составе только 0,82 и 2 % соответственно [4].
Полиэтнический состав населения государства реально способствовал формированию национальных субъектов федерации, автономных округов и областей, в которых компактно проживает основная масса конкретной народности. Практически во всех 22 субъектах федерации русский язык наряду с национальным является государственным языком, в Республике Крым и в Карелии государственной поддержкой пользуются даже три языка, а в Республике Дагестан -14 языков.
Наиболее устойчивый прирост населения из состава национальных республик в последние несколько десятилетий показывают представители татарского и башкирского этносов, численность у каждого из которых превышает 1 млн. человек.
По состоянию на 01 февраля 2023 года татары являются вторым по численности народом в РФ - 4,7 млн. человек (3,6 %); далее следуют чеченцы - этнос относящийся к группе нахских народов - 1,6 млн. человек (1,2 %); далее - башкиры, этнос относящийся к тюркским народам - 1,5 млн. человек (1,3 %); следом, представители чувашской национальности - этнос также относящийся к тюркским народам - 1,06 млн. человек (0,8 %); и последние, самый многочисленный народ Республики Дагестан, аварцы - 1,02 млн. человек (0,8 %).
Остальные народы представлены меньшими долями расселения по всей территории государства.
Значительную проблему в этом контексте составляет сокращение доли титульной нации государства (русских). И если в 2002-м году их численность составляла 115 889 107 человек, то в 2023 году - 105 579 179 человек.
Иными словами, наблюдается тенденция снижения доли титульной нации государства, а это проблема уже не просто системная, а напрямую связанная с национальной безопасностью и с существованием самого государства [5].
Современная политика федерального центра направлена на сохранение уважительного отношения к представителям всех национальностей и всех конфессий в государстве. Сохранять национальную уникальность и культуру помогают российским этносам вековые обычаи и традиции, которые есть у каждого народа.
В этом ключе позитивным является то обстоятельство, что даже в условиях столь сложных современных бессистемных экономических трансформаций духовно-нравственная культура этносов нашего государства остается в приоритете.
Каждый народ или этническая группа хранят свои традиции, многочисленные легенды и предания, народные приметы и обряды. Российское государство чтит национальные праздники, обряды и обычаи всех народов. В истории и традициях российских народов целесообразно отражаются духовно -нравственные ценности, культура и хозяйственные традиции, которые сформировались на протяжении столетий. Их ценность состоит в том, чтобы помнить свою историю, сохранять и приумножать литературное и художественное богатство собственного народа, а также достойно воспитывать будущие поколения.
Акцентируя внимание на пространственном расселении этносов в России необходимо отметить, что зачастую места пребывания групп населения одной народности находятся в отдалении от национальных республик, где проживает весь этнос. Так, к примеру, за пределами границ национальных республик проживают: мордва (68 %), марийцы (52 %), татары (67 %), буряты (39 %) и др.
Здесь также необходимо отметить, что на состояние взаимоотношений между этносами Северного Кавказа критичное влияние оказал отток граждан русской национальности - русского населения из некоторых субъектов СКФО.
В некоторых национальных республиках макрорегиона, как, впрочем, и всей страны, объективно проявились кризисные ситуации, которые приобретали зачастую взрывоопасный характер и грозили перерасти в серьезные межэтнические конфликты.
Предпосылки для нарастания межнациональных противоречий накапливались десятилетиями, и после распада СССР, накопившиеся в национальных обществах противоречия, целенаправленно использовались, как агрессивно настроенными слоями местных национальных элит, так и их зарубежными покровителями. Активизация последних факторов создавало питательную среду для нагнетания обстановки и национального экстремизма. В некоторых субъектах федерации и по настоящее время присутствуют критические точки общественной напряженности, с возможным проявлением случаев межнациональных, территориальных и межконфессиональных конфликтов. Причины возникновения и ареал проявления разнообразен:
- взаимные территориальные претензии народностей, проживающих на одном пространстве;
- непосредственная близость к границе с государствами, где происходят различные конфликты;
- вследствие распада СССР некоторые народы оказались разделенными государственными рубежами;
- места компактного проживания беженцев и вынужденных переселенцев (мигрантов);
- зоны экологического и других видов бедствий, на территории которых возникла угроза уничтожения жизненной среды обитания населения;
- мегаполисы, крупные промышленные центры с полиэтническим составом населения;
- регионы с особо сложной криминогенной ситуацией.
Северный Кавказ в этом контексте представляет собой максимум социальных и межнациональных проблем, где факторами нестабильности в макрорегионе остаются:
- дисбаланс интересов политических элит в регионах;
- отсутствие положительной динамики в социально-экономическом развитии регионов, в том числе горных территорий;
- переизбыток трудовых ресурсов одновременно с безработицей способны придать этническую нетерпимость населения в многонациональном регионе;
- недостаток возделываемых земель при ориентировании основной массы населения на сельскохозяйственный труд;
- наличие остаточных явлений взаимных территориальных претензий между национальными республиками СКФО [7].
Не менее острой остается проблема национальных меньшинств, проживающих за пределами своих государственных образований или же не имеющих таковых вообще. Они зачастую лишены возможности сохранять и развивать самобытную культуру, язык, национальные традиции из-за отсутствия или недостатка учреждений культуры и образования, ограниченных возможностей национально-культурных обществ, центров и других объединений.
Учет особенностей этнокультурного разнообразия населения страны в реализации государственной политики регионального развития может и должен быть позиционирован как консолидирующий фактор, отражающий все многообразие национальных потребностей народов РФ в контексте реализации единых целей и задач общегосударственного развития.
Иными словами, национальная политика Российской Федерации в контексте устойчивого развития территориальных образований должна строиться на основе учета особенностей этнокультурного разнообразия населения регионов, оформленных в стратегию и тактику развития страны.
Она предполагает создание сбалансированных условий, методик и механизмов реализации (правовых, экономических, социально-политических), которые реализуются на принципах государственной национальной политики [6]. В современных условиях к таковым относятся:
- уважение прав человека и основных свобод, в том числе национальных, независимо от социального положения и территории проживания;
- равные права народов при любых формах их конституционного самоопределения с обязательным условием сохранения целостности государства;
- равная суверенность и ответственность республик, краев, областей и национальных автономий при сохранении традиционного статуса вхождения в Федерацию, который закреплен Федеративным договором и Конституцией;
- территориальная неделимость и целостность РФ;
- мирное урегулирование конфликтов;
- государственная поддержка малочисленных народов, сохранение их культуры, языков, традиций и среды обитания;
- создание международных гарантий защиты прав и свобод россиян в иностранных государствах.
Вышеозначенные принципы по определению находятся в прямой и обратной жесткой связи друг с другом и образуют целесообразное единство, в котором исполнение каждого из них является условием для последовательной реализации остальных.
Высшая цель национальной политики российского государства включает в себя создание для всех народов, проживающих на ее территории, на основе соблюдения прав человека, оптимальных условий для их социального, национально-культурного и этно-экономического развития в составе единого многонационального государства. В этом контексте мы находим целесообразным предусмотреть в региональном и консолидированном бюджете РФ специальную статью расходов для обеспечения условий комплексного развития и реализации интересов и особенностей этнокультурного разнообразия населения конкретной территории.
Источники:
1. Адрианов В. Экономический потенциал России/ В. Адрианов // Вопросы экономики. - 011. - № 3. - С. 129-144.
2. Ахиезер А.С. Социокультурные механизмы циклов культуры А.С. Ахиезер// Искусство в ситуации смены циклов. -М.: Изд-во: «Культура», 2004. - 402 с.
3. Бабич И.Л. Государство и религия на современном Северном Кавказе/ И.Л. Бабич// Вестник Российской нации. -2017. -Т.5. -№5. -С. 34-50.
4. Бабурин B.JI. Эволюция российских пространств: от большого взрыва да наших дней (инновационно-синергетический подход) / B.JI. Бабурин. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 272 с.
5. Баранов С.В., Скуфьина Т.В. Новые подходы к оценке межрегиональной дифференциации // Федерализм. - 2005. - №»1.
6. Баринова В.А., Земцов С.П. Инклюзивный рост и устойчивость регионов России // Регион: экономика и социология. - 2019. - Т. 101, № 1. С. 23-46.
7. Ибрагимов Х.О. Этнический аспект геополитической ситуации на Северном Кавказе. Вестник КемГУ, -2017. Т. 1 (49). С. 19-26.
8. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. N° 1089-р.) https://docs.cntd.ru/document/350317169?ysclid=lmac5wgqqa270021006.
EDN: YJQKOU
М.В. Кобец - к.э.н., доцент кафедры маркетинга, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
M.V. Kobets - candidate of economic sciences, associate professor, Department of Marketing, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia.
«БЭБИ БУМЕРЫ» КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА «BABY BOOMERS» AS A PROMISING SEGMENT OF THE TOURISM AND HOSPITALITY MARKET
Аннотация. Увеличение числа пожилых людей вызвало значительные социально-экономические преобразования практически во всех секторах экономики, включая индустрию туризма и гостеприимства. За последние десятилетия пожилые люди стали важной целевой группой для рынка туризма в глобальном масштабе. Предполагается, что на пожилых людей, особенно представителей поколения бэби-бума, будет приходиться относительно большая доля всех расходов на отдых, и что туристические поездки пожилых людей станут самой быстрой и крупнейшей движущей силой на рынках гостеприимства. В данной статье обращается внимание на туристическую мобильность людей старшего возраста, а также активное участие бэби бумеров в формирование доходов предприятий размещения, транспорта и культуры. Получение новых впечатлений от путешествий также способствует раскрытию себя, улучшению отношений и ощущению благополучия. Кроме того, отдых в более позднем возрасте приобретает другой характер, поскольку пожилые люди менее ответственны за своих уже взрослых детей и домашние обязанности. Более высокое чувство свободы и гибкости теперь можно воплотить в путешествиях, которые помогают воссоединиться с юношеским «я» и духом приключений.
Abstract. The increase in the number of older people has caused significant socio-economic changes in almost all sectors of society, including the tourism and hospitality industry. Over the past decades, older people have become an important target group for the tourism market on a global scale. It is expected that seniors, especially those in the baby boom generation, will account for a relatively large share of all leisure spending and that senior travel will become the fastest and largest driver in hospitality markets. This article draws attention to the complex relationship between recreational mobility at older ages and the active participation of baby boomers in the formation of income for accommodation, transport and cultural enterprises. Gaining new experiences from travel also promotes self-discovery, improved relationships and a sense of well-being. In addition, vacationing becomes easier later in life because older people are less responsible for their now-adult children and household responsibilities. A greater sense of freedom and flexibility can now be projected into the development of travel, which helps reconnect with one's youthful self and spirit of adventure.
Ключевые слова: бэби бумеры, «поколением X», потребительное поведение, «нестареющее» потребительское общество, пожилые туристы, туристический рынок.
Kywords: baby boomers, "generation X", consumer behavior, "ageless" consumer society, elderly tourists, tourism market.
Ежегодно индустрия туризма испытывает на себе влияние различных факторов и тенденций. Одной из которых является увеличение доли пожилого населения во всем мире. По данным ООН, к 2050 году людей в возрасте 60 лет будет около двух миллиардов человек, что составит 22 % населения мира по сравнению с 10 % в 2000 году. Из-за глобальных демографических изменений и так называемой «революции долголетия» пожилые туристы становятся важным сегментом для индустрии туризма и гостеприимства.