Научная статья на тему 'Туризм третьего возраста во Вьетнаме: предпочтения и ограничения'

Туризм третьего возраста во Вьетнаме: предпочтения и ограничения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / индустрия гостеприимства / туризм третьего возраста / пожилые путешественники / турпродукт / пожилые люди / tourism / hospitality industry / third age tourism / elderly travelers / tourism products / elderly people

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галенко Елена Васильевна, Фан Тхи Ле

ВВЕДЕНИЕ. Глобальная демографическая ситуация переживает значительный переход к старению населения. Этот переход создает различные возможности для предоставления продуктов и услуг, ориентированных на пожилых людей, включая туристические продукты и услуги во Вьетнаме. Однако при нынешнем положении вещей в туристическом секторе по-прежнему не хватает продуктов и услуг, ориентированных на пожилых людей, поэтому определение особенностей и перспектив развития туризма для лиц третьего возраста во Вьетнаме с точки зрения комплексного подхода стало основной целью исследования. МЕТОДЫ. Для выполнения поставленной цели был использован индуктивный подход, основанный на интерпретивистской парадигме, для изучения различных сторон человеческого поведения, представленных в работах авторов. Статистическим методом были проанализированы данные развития туристов третьего возраста, их расходы и предпочтения. РЕЗУЛЬТАТОМ стали выделенные в работах авторов цели развития туризма и предпочтения для лиц третьего возраста во Вьетнаме. Проведенный анализ статистических данных показал основные ограничения и тенденции, способствующие туристскому отдыху старшего поколения. ВЫВОД. Развитие туризма для пожилых людей сегодня активно рассматривается во многих развитых странах, во Вьетнаме оно только начало привлекать внимание со стороны бизнеса и правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Third Age Tourism in Vietnam: Preferences and Limitations

INTRODUCTION. Global demographics are experiencing a signifi cant transition to an aging population. This transition creates various opportunities to provide products and services targeting seniors, including tourism products and services in Vietnam. However, with the current state of aff airs, the tourism sector still lacks products and services aimed at older people, so identifying the features and prospects for the development of tourism for third-age people in Vietnam from an integrated approach became the main purpose of the study. METHODS. To achieve this goal, an inductive approach based on the interpretivist paradigm was used to study various aspects of human behavior presented in the works of the authors. The development data of tourists of the third age, their expenses and preferences were analyzed using a statistical method. RESULTS. The result was the goals of tourism development and preferences for third-age people in Vietnam identifi ed in the authors’ works. The analysis of statistical data showed the main limitations and trends that contribute to the tourist holidays of the older generation. CONCLUSION. The development of tourism for the elderly is now being actively considered in many developed countries, but in Vietnam it has just begun to attract attention from business and government.

Текст научной работы на тему «Туризм третьего возраста во Вьетнаме: предпочтения и ограничения»

ЭКОНОМИКА СФЕРЫ УСЛУГ

https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-1-6 Исследовательская статья

УДК 338.48(597)

Туризм третьего возраста во Вьетнаме: предпочтения и ограничения

Галенко Елена Васильевна н

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-4758-9089 Е-mail.: galenko.ev@dvfu.ru

Фан Тхи Ле

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-4758-9089 Е-mail.: fan.tl@students.dvfu.ru

для цитирования:

Галенко Е. В., Фан Л. Т. Туризм третьего возраста во Вьетнаме: предпочтения и ограничения // Исследование проблем экономики и финансов. 2024. № 1. Ст. 6. https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-1-6

конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

поступила: 12.01.2024 принята: 03.04.2024 опубликована: 15.04.2024

СОРУ^ИТ: © 2024 Галенко Е. В., Фан Л. Т.

АННОТАЦИЯ

введение. Глобальная демографическая ситуация переживает значительный переход к старению населения. Этот переход создает различные возможности для предоставления продуктов и услуг, ориентированных на пожилых людей, включая туристические продукты и услуги во Вьетнаме. Однако при нынешнем положении вещей в туристическом секторе по-прежнему не хватает продуктов и услуг, ориентированных на пожилых людей, поэтому определение особенностей и перспектив развития туризма для лиц третьего возраста во Вьетнаме с точки зрения комплексного подхода стало основной целью исследования.

методы. Для выполнения поставленной цели был использован индуктивный подход, основанный на интерпретивистской парадигме, для изучения различных сторон человеческого поведения, представленных в работах авторов. Статистическим методом были проанализированы данные развития туристов третьего возраста, их расходы и предпочтения.

результатом стали выделенные в работах авторов цели развития туризма и предпочтения для лиц третьего возраста во Вьетнаме. Проведенный анализ статистических данных показал основные ограничения и тенденции, способствующие туристскому отдыху старшего поколения.

вывод. Развитие туризма для пожилых людей сегодня активно рассматривается во многих развитых странах, во Вьетнаме оно только начало привлекать внимание со стороны бизнеса и правительства.

ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, туризм третьего возраста, пожилые путешественники, турпродукт, пожилые люди

ECONOMICS OF SERVICE SECTOR

https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-1-6 Research article

UDC 338.48(597)

Third Age Tourism in Vietnam: Preferences and Limitations

Elena V. Galenko H

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia ORCID: 0000-0003-4758-9089 E-mail.: galenko.ev@dvfu.ru

Le T. Phan

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia ORCID: 0000-0003-4758-9089 E-mail.: fan.tl@students.dvfu.ru

to cite:

Galenko E. V., Phan L. T.

Third Age Tourism in Vietnam: Preferences

and Limitations // Research in Economic

and Financial Problems. 2024. № 1. Art. 6.

https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-1-6

declaration of competing interest: none declared.

received: 12.01.2024 accepted: 03.04.2024 published: 15.04.2024

copyright: © 2024 Galenko E. V., Phan L. T.

ABSTRACT

introduction. Global demographics are experiencing a significant transition to an aging population. This transition creates various opportunities to provide products and services targeting seniors, including tourism products and services in Vietnam.

However, with the current state of affairs, the tourism sector still lacks products and services aimed at older people, so identifying the features and prospects for the development of tourism for third-age people in Vietnam from an integrated approach became the main purpose of the study.

methods. To achieve this goal, an inductive approach based on the interpretivist paradigm was used to study various aspects of human behavior presented in the works of the authors. The development data of tourists of the third age, their expenses and preferences were analyzed using a statistical method.

results. The result was the goals of tourism development and preferences for third-age people in Vietnam identified in the authors' works. The analysis of statistical data showed the main limitations and trends that contribute to the tourist holidays of the older generation.

conclusion. The development of tourism for the elderly is now being actively considered in many developed countries, but in Vietnam it has just begun to attract attention from business and government.

keywords: tourism, hospitality industry, third age tourism, elderly travelers, tourism products, elderly people

ВВЕДЕНИЕ

Во всех странах мира сегодня потребности пожилых людей в сфере туризма и гостиничного сервиса претерпевают значительные изменения, обусловленные как возрастными особенностями, так и динамикой потребительского поведения. С учетом демографических тенденций и увеличения продолжительности активного долголетия, пожилые люди все чаще выступают в роли самостоятельных и требовательных потребителей туристических услуг [1]. Они стремятся к комфорту и безопасности, при этом показывая повышенный интерес к культурно-образовательным программам и турам, адаптированным под их физические и психологические особенности [2]. Для пожилых людей туризм становится способом поиска радости и наслаждения жизнью [3], поэтому они имеют сложный и разнообразный набор потребностей [4]. Нельзя считать, что для таких туристов идеальным является только самый дешевый вариант путешествия; цена поездки важна для них так же, как и для других возрастных групп. Учитывая различия в доходах, состоянии здоровья и занятости (работающие, безработные или пенсионеры) среди пожилых, их потребности могут значительно различаться, что требует использования персонализированного подхода в маркетинге [5].

Рынок путешествий для пожилых людей стал привлекательным во всем мире, а его значимость была отражена в исследованиях Всемирной туристской организации в конце XX века, показывая данные 1999 года, где иностранных туристов старше 60 лет было около 593 миллионов человек, и прогноз до 2050 года направлен на увеличение их числа более 2 миллиардов 1. В настоящее время пожилые люди составляют значительный сегмент туристической индустрии, их траты часто достигают половину ежегодных расходов [6]. Европейский Союз считает, что вклад пожилых людей в европейскую туристическую индустрию значителен и должен быть усилен, чтобы справиться с проблемой сезонности, стимулируя экономический рост и рабочие места в Европе, так как сегодня пожилые люди (55 лет и старше) составляют около 25 % населения Европы. Европейская комиссия признает важность содействия транснациональной туристической деятельности путем развития туризма в межсезонье для пожилых людей в Европе, группы населения, которые обладают как покупательной способностью, так и свободным временем. AGE Platform Europe провела общеевропейский опрос для

выявления интересов и ожиданий пожилых туристов. Анализ опроса, задуманный в рамках финансируемого ЕС проекта ESCAPE, направленного на улучшение существующей туристической инфраструктуры и персонала в низкий сезон, показал следующие результаты:

- пожилые люди предпочитают путешествовать с партнером, родственниками или членами семьи, а также в группах со знакомыми людьми;

- туристы старшего возраста предпочитают путешествовать с бюджетом до 100€ в день, делать перерывы на 4-7 ночей, а также увеличивать продолжительность до 13 ночей, если это возможно;

- с возрастом увеличивается желание быть автономным в планировании и управлении поездками, реже выбирают пакеты «все включено», предпочитают организовывать отпуск индивидуально;

- предпочтительными туристическими темами являются природа и культура, доступность и безопасность, которые оцениваются как очень важные;

- кроме того, когда туристы старше и уже вышли на пенсию, лето и весна остаются наиболее подходящими временами года для путешествий.

Результаты этого исследования подтверждают неоднородность группы пожилых людей, чьи потребности и ожидания различаются в зависимости от возраста, состояния здоровья, социальных и семейных ограничений и экономического статуса. Тем не менее они также выявляют некоторые общие закономерности и предпочтения, особенно в отношении возрастного диапазона 55-75 лет 2.

Теоретическим и методическим аспектам развития туризма лиц третьего возраста посвятили свои труды многие зарубежные и российские исследователи, в частности: А. А. Асмарян [7], О. А. Высокая [8], В. Я. Гельман [9], И. В. Грошев и др. [10], Е. С. Дианова и др. [5], С. В. Илькевич [11], Ю. М. Лагусев [12], М. Ю. Шереше-ва [4], И. Ф. Жуковская [13], Г. С. Казарян [14], А. И. Че-ревкова [15], В. А. Золотовский [16], E. Alen и др. (2014) [1], E. Alen и др. (2017) [2], H. Kim [17], N. N. Phuong [18], M. Lohmann [19], S. C. Chen [3]. И в то же время некоторые проблемы исследованы недостаточно, что актуализирует тематику, выбранную для написания данной статьи.

Расширение туристского спроса пожилых людей приобретает устойчивый характер. Высокие темпы роста, отличающие этот сегмент рынка туризма, сохранятся

Всемирная туристская организация. Видение туризма на 2020 год. Том 7. Глобальный прогноз и профили сегментов рынка [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/9789284404667?role=tab

2

Международный туризм растет, но как насчет туризма для пожилых людей? [Электронный ресурс]. URL: https://www.age-platform.eu/ international-tourism-grows-but-what-about-senior-tourism/

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 1 (2024)_

и в перспективе. С учетом этой тенденции ведущие туристские фирмы перестраивают свою деятельность, изыскивая новые формы работы с потенциальными клиентами пожилого возраста. Возникает вопрос: кто относится к пожилым людям? Определение термина «пожилой» является заметной проблемой в литературе. Во всем мире сегодня нет единого мнения о минимальном возрасте пожилых людей. В отчете ООН представлена следующая классификация: дети и подростки - это лица в возрасте до 20 лет; молодые люди - это люди в возрасте от 20 до 39 лет; взрослые среднего возраста - это люди в возрасте от 40 до 59 лет; и пожилые люди - это лица старше 60 лет [6]. Одни исследователи для определения пожилых людей использовали возрастные ограничения, от 50 до 65 лет, в результате чего пожилыми считаются все более молодые возрастные группы [17]. В других исследованиях возраст был разделен на две группы: «туристов среднего возраста» в возрасте от 40 до 65 лет и «туристов пожилого возраста» в возрасте старше 66 лет [18]. Альтернативно в литературе о поколениях пожилые люди называются «бэби-бумерами» (родившимися между 1946 и 1966 годами) и «поколением X» (родившимися между 1967 и 1982 годами) [19].

В данной статье в контексте туризма термин «пожилой турист» будет использовался по отношению к пожилым людям старше 60 лет.

Согласно Закону о туризме № 09/2017/0414 от 19 июня 2017 г., написанному и принятому в соответствии с Конституцией Социалистической Республики Вьетнам, «туризм» означает деятельность, связанную с поездками людей за пределы их обычного окружения на срок не более 12 месяцев подряд с целью осмотра достопримечательностей, отдыха, учебы, исследования и других законных целей, тогда как туристом является лицо, совершающее поездку либо с целью туризма, либо с иными целями, совмещенными с туризмом, за исключением поездок с целью учебы или работы 3.

Социально-демографические исследования во Вьетнаме показали растущую тенденцию старения населения. Демографические тенденции показывают, что к 2050 году одна треть населения Вьетнама будет в возрасте 65 лет и старше. Вьетнам - это страна, где большинство пожилых людей живут со своими детьми, имея небольшие сбережения и пенсии. В настоящее время во Вьетнаме, с развитием всех сторон жизни, появилось большое количество пожилых людей, желающих путешествовать. По статистике У1е^ауе!, количество

клиентов в возрасте 50 лет и старше составляет 35 % бизнеса, из них 87 % - постоянные клиенты, обращающиеся 2-3 раза и более в турфирмы 4. Однако ситуация во Вьетнаме показывает, что общество чаще всего сосредоточивается на туристических предпочтениях молодёжи и среднего возраста, в то время как потребности пожилых людей часто остаются без внимания. Туристические организации также редко обращают внимание на сегмент пожилых туристов. В настоящее время пожилые люди во Вьетнаме представляют собой одну из групп, которой необходимо уделять больше внимания, заботы, включая неотъемлемую потребность в туризме.

Цель статьи состоит в определении особенностей и перспектив развития туризма лиц третьего возраста во Вьетнаме с точки зрения комплексного подхода. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

- охарактеризовать сущность, цели развития туризма лиц третьего возраста во Вьетнаме и его виды на основе анализа научных источников, а также нормативных и стратегических документов;

- проанализировать значение развития туризма лиц третьего возраста во Вьетнаме;

- рассмотреть современные тенденции развития туризма лиц третьего возраста во Вьетнаме.

Таким образом, исследование вносит некоторый вклад в современную литературу. Во-первых, мы представляем дополнительные данные о факторах развития индустрии туризма и гостеприимства для пожилых потребителей. Этот вклад ценен для понимания элементов, возникающих из потребностей пожилых людей и влияющих на их поведение в поездках, что необходимо знать всем менеджерам по туризму для улучшения качества услуг и привлечения пожилых людей к путешествиям. Во-вторых, исследование может стать первой попыткой объединить информацию о потребностях и предложениях пожилых путешественников Вьетнама и других стран, что обогатит изучение поведения туристов данного сегмента.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Метод, применяемый для исследования, был индуктивным, в основном основывался на интерпретивистской парадигме, которая направлена на изучение различных сторон человеческого поведения представленных в работах авторов. В первую очередь, выбор данного

3 Закон 09_2017_QH14 о туризме во Вьетнаме от 19 июня 2017 г. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/EN/Van-hoa-Xa-hoi/Law-09-2017-QH14-on-tourism/360188/tieng-anh.aspx

4

Отчёт о туризме Вьетнама за декабрь 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://images.vietnamtourism.gov.vn/vn/dmdocuments/2023/ ttdl2023.1.12.pdf

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 1 (2024)

метода связан с глобальными демографическими изменениями, а также постоянно усиливающимся интересом к туристическим продуктам различного уровня со стороны лиц третьего возраста. Во-вторых, с развитием новых взглядов и концепций, в том числе и в индустрии туризма и гостеприимства, обусловленных тем, что классические подходы престали быть универсальными, они не могут сегодня в полной мере описывать все ситуации, характерные для потребителя и бизнеса. Данная смена приоритетов диктуется усложнением конкурентной среды, которая накладывает отпечаток на условия функционирования предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Основными организационными факторами становятся персонал, его квалификация и взаимодействие друг с другом, знание и умения персонализированного подхода к потребителям третьего возраста. Процесс исследования в соответствии с интерпретивистской парадигмой базируется на «методологии понимания»: исследователь и исследуемый должны найти правильный язык толкования смысла происходящего, с помощью которого они должны прийти к общему пониманию значения того, что с ними происходит. В рамках ранее выполненного авторами данной статьи проекта: «Оценка доступности гостиничных услуг для пожилых людей: барьеры и решения», проведенного анализа научных статей и применения «методологии понимания», был проведен анализ существующих подходов к отдыху пожилых туристов во Вьетнаме. В работе статистическим методом проанализировано развитие туристов «третьего возраста», методом контент-анализа выделены тенденции и барьеры, препятствующие туристскому отдыху старшего поколения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Пожилые люди во Вьетнаме представляют собой одну из групп, которой необходимо уделять больше внимания, заботы, включая неотъемлемую потребность в туризме. Если в 2020 году доля пожилых туристов занимала относительно низкий процент в структуре внутренних туристов. В частности, туристы в возрасте от 55 до 65 лет составляли 4,53 %, а туристы старше 65 лет - наименьший процент, около 1,44 %. То сегодня доля пожилых людей во Вьетнаме в возрасте от 60 лет и старше составляет до 12,8 % от общего числа населения страны 5.

За последние годы число туристов значительно увеличилось, что делает их важным сегментом рынка внутреннего туризма с очень разнообразными потребностями.

Согласно опросу Национального управления туризма Вьетнама о факторах, влияющих на решения внутренних туристов в период восстановления (2022 год), самым важным для туристов фактором является качество обслуживания (57,6 %), за которым следуют вызовы, которые можно узнать и открыть для себя (57,1 %), цена (55,5 %) и безопасность от заболеваний (42 %). Что касается расходов, туристы граждане Вьетнама тратят среднюю сумму на всю поездку. При заказе туристических продуктов они обращают большое внимание на льготную политику, особенно на прямые стимулы и дисконт в цене 6.

Таблица 1

Средние расходы на одного внутреннего туриста по группам возраста в 2019 и 2020 годах (в долларах)

Возраст 2019 2020

15 и ниже 125 126

15-24 146 148,83

25-34 160 165,2

35-44 147 150,9

45-54 157 157,9

55-64 170 170,8

64+ 164 176,7

Средний уровень расходов внутренних туристов во Вьетнаме в 2019 и 2020 годах (в долларах) составил соответственно от 149 до 151,9 доллара.

Анализируя туристов по возрасту, во всех группах потребители имеют возможность увеличивать расходы. Наибольшие расходы наблюдаются у туристической группы от 64 лет и выше, которая тратит в среднем от 164 до 176,7 доллара. Расходы группы от 55 до 64 лет составили от 170 долларов (2019 год) до 170,8 доллара (2020 год). Таким образом, можно сказать, что туристы в возрасте 55 лет и старше тратят наибольшее количество денег во время путешествия, хотя эта группа в основном состоит из пожилых людей и людей среднего возраста, которые в данный момент не работают, а получают пенсию от агентств и организаций. Это вполне соответствует статистике, опубликованной Главным статистическим управлением при классификации средних расходов клиентов по группам профессий. Средние расходы на туриста по профессиям представлены в таблице 2.

5 Отчёт о туризме Вьетнама за декабрь 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://images.vietnamtourism.gov.vn/vn/dmdocuments/2023/ ttdl2023.1.12.pdf

6 Расходы внутренних туристов // Годовой статистический сборник Вьетнама 2022 года: Статистика, 2023. 1268 стр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gso.gov.vn/wp-content/uploads/2023/06/Sach-Nien-giam-TK-2022-final.pdf

Таблица 2

Средние расходы на одного внутреннего туриста по профессиям в 2019 и 2020 годах

Профессия 2019 2020

Журналист 175,2 152,8

Преподаватель 139 150

Пенсионер 185,2 189,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сотрудник государственной организации 161,4 159,8

Фермер 129,6 129,7

Студент 127,3 131,5

В частности, группа пенсионеров заняла первое место в таблице средних расходов на одного внутреннего туриста по профессиям, которые составили в 2020 году 189,2 доллара, что незначительно больше, чем 185 долларов в 2019 году.

Исследовательская группа Института исследований развития туризма Вьетнама пришла к выводу, что: группа туристов в возрасте 60-69 лет готовы путешествовать, а большинство из них склонны потреблять экологически чистые продукты. Пожилые люди хотят выбирать не слишком многолюдные направления и хотят, чтобы им была предоставлена полная и понятная информация. Они предпочитают выбирать тематические туры и пакеты с услугами, подходящие для их здоровья и экономических условий, отдают предпочтение путешествиям с семьей и хотят отправиться в безопасные места с хорошим качеством обслуживания, теплым климатом и хорошей транспортной доступностью. Также важно, чтобы в гостиницах были комнаты на нижних этажах, чтобы избежать лишних подъёмов по лестнице или поездок на лифте, что может быть вредно для здоровья пожилых людей. Кроме этого, для средства размещения лучше обратить внимание на особенности питания пожилых гостей, стремясь обеспечить высокий уровень гигиены, гарантируя достаточное поступление питательных веществ 7. Основным мотивом для пожилых туристов является забота о здоровье. Они стремятся не только почувствовать себя лучше, но и насладиться местными кулинарными особенностями, а также укрепить связи с семьей и друзьями. Большинство из них предпочитают проживать в средних или бюджетных гостиницах. Во время путешествий они чаще всего предпочитают передвигаться на автомобиле, а затем на самолете.

На этом основании исследовательская группа отметила, что при создании продуктов и организации туров для по-

жилых людей туристические компании должны рекомендовать туристам перед поездкой пройти медицинский осмотр в больнице, подготовить достаточное количество лекарств и следовать медицинским рекомендациям, чтобы обеспечить безопасное путешествие 8.

Наиболее популярными формами туризма для пожилых людей являются:

- с семьей (74,1 %);

- с коллегами (15,5 %);

- покупка туров через туристические компании (10,3 %);

- с друзьями (3,4 %).

Пожилые граждане Вьетнама часто планируют путешествия с короткими маршрутами и минимальным временем в пути, преимущественно ориентируясь на возможности для отдыха. Наибольшее привлечение для этой категории туристов во Вьетнаме представляют курорты, расположенные в прибрежных районах, включая Нячанг, Фукуок, Кондао, Вунгтау, Муйне, Куинён, Дананг, где они могут сочетать отдых с процедурами для здоровья, например купаниями в минеральных, грязевых и термальных источниках. В последние годы туристическая индустрия Вьетнама активно развивается, чтобы удовлетворить разные потребности туристов. Гостиницы и другие средства размещения активно разрабатывают специальные предложения отдыха, чтобы привлечь туристов данной возрастной категории, предлагая им соответствующие скидки и услуги. Учитывая потребности пожилых туристов, туроператоры создали туры, предлагающие всё необходимое - от предоставления основных и дополнительных услуг, места проживания, включая соответствующее меню, до сопровождения медсестер. График выездов организован так, чтобы избежать скученности пожилых туристов, предпочтительно в середине недели. Количество туристов во Вьетнаме данного возраста остается стабильным вне зависимости от сезона, что позволяет туроператоров сотрудничать с отелями для увеличения их запол-няемости. Туристическая компания Ба1дог^ои1^, одна из крупнейших во Вьетнаме, разработала определенные программы для пожилых людей, которые предлагают разнообразные турпродукты, включая курортный отдых на 3-4-5-звездочных курортах в Нячанге, Дананге и Фантьете, духовно-культурные туры, а также программы, объединяющие лечение и оздоровление. Гостиницы и другие средства размещения также активно продвигают свои услуги среди пожилых гостей, предлагая специальные туристские программы по доступной

7 Research on the tourism consumption trends of elderly people in Vietnam. [Электронный ресурс]. URL: http://thuvienso.itdr.org.vn/handle/ ITDR/1094

8 Туристические продукты ориентированы на привлечение пожилых туристов. [Электронный ресурс]. URL: https://en.nhandan.vn/tourism-products-focus-on-attracting-elderly-tourists-post126752.html

цене, включающие проживание, трехразовое питание, бесплатные горячие минеральные ванны и другие развлечения. Этот вид отдыха с горячими минеральными ваннами становится всё более популярным, привлекая пожилых туристов. В авиации также существуют привилегии для пожилых пассажиров. Например, Vietnam Airlines и Air Mekong предлагают скидку в 15 % на билеты для граждан Вьетнама в возрасте 60 лет и старше. Некоторые туристические агентства разработали туры для пожилых людей, ориентируясь в основном на несколько видов туризма, таких как курортный, духовный, медицинский, культурный или исторический туризм. В последнее время появляется все больше и больше новых форм туризма для пожилых людей, таких как «медленный» туризм: проводить время дольше, знакомясь с местом, дольше оставаться, больше планировать времени на отдых; оздоровительный туризм, сочетающий релаксацию с медитацией, йогой, массажем, терапией традиционной медицины под наблюдением медицинских работников 9.

Также стоит отметить, что имеются средства размещения, где существуют некоторые ограничения для туристов третьего возраста. Большинство городских гостиниц до сих пор не уделяют должного внимания разработке дополнительных услуг для пожилых людей. Кроме того, многие 3-звездочные гостиницы во Вьетнаме сталкиваются с проблемой доступности. Доступность является не только нуждой людей с ограниченными возможностями, но и общей потребностью для тех, кто имеет физические ограничения, включая пожилых людей, детей, беременных женщин. Несмотря на то что закон об инвалидах 2010 года (статья 9) предусматривает чёткое регулирование, поддержку для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями во многих туристических зонах, местах размещения и достопримечательностях, тем не менее ограничения до сих пор существуют 10. Во Вьетнаме практически отсутствует социальная политика, стимулирующая и предоставляющая туристические программы для пожилых людей. Такие туристические направления осуществляются отдельными общественными организациями, часто имеют ограниченный масштаб и отсутствие поддержки со стороны государственных органов.

Проведенное исследование позволило выделить основные факторы, способствующие развитию индустрии туризма и гостеприимства для пожилых потребителей во Вьетнаме. Проанализированные элементы, возни-

кающие из потребностей пожилых людей, показали их влияние на выбор поездки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной статье был проведен анализ исследований авторов, который показал, что во Вьетнаме наблюдается быстрый рост доли стареющего населения в сочетании с растущим спросом на туристские услуги у пожилых людей.

Полученные результаты показали, что проблемы, связанные с развитием туризма среди людей пожилого возраста, продолжают оставаться актуальными темами дискуссий в социальной, экономической и политической сферах. Несмотря на то что было выявлено большое количество исследований, изучающих факторы и ограничения в потребностях пожилых людей в сфере туризма и гостиничного сервиса, в данной статье не обнаружено доказательств того, что, по-видимому, наиболее подходящие предложения для туристов третьего возраста реализуются во Вьетнаме. Тем не менее этот обзор показал, что хотя условия для развития туризма среди людей пожилого возраста созданы во Вьетнаме, тем не менее предстоит большая работа на государственном уровне. Разработка привлекательных туристических продуктов, подходящих для возраста, состояния здоровья и потребностей, также новые туристические туры с разными ценами, подходящими для каждого типа пожилых людей во Вьетнаме, ориентированные на повышение мотивации пожилых людей к путешествиям, кажутся целью, которую еще предстоит достичь, поскольку Вьетнам все еще находится на начальном этапе решения проблем старения населения.

Вклад авторов:

Галенко Е. В.: концептуализация, сбор данных, составление методологии, проверка, вычитка

Фан Т. Л.: обзор литературных источников, проведение исследования

9 Туризм для пожилых людей - потенциальный сегмент рынка во Вьетнаме. [Электронный ресурс]. URL: https://en.vietnamplus.vn/senior-tourism-a-potential-market-segment-in-vietnam/254653.vnp

10 Комитет по правам инвалидов. [Электронный ресурс]. URL: https://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FP PRiCAqhKb7yhslGsnqHjgFsqogXMhRD0w3alH%2By8MA3Ivn0jxrs4rotG0l%2BPx4nLgdjka8aPsgrqQGQw5KwnNJqbej0YtRkmZnivtkAb2z5vD YU8SE42F%2Bay

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Determinant factors of senior tourists' length of stay / E. Alen, J .L. Nicolau, N. Losada, T. D. Vila // Annals of Tourism Research. 2014. Vol. 49. Nov. P. 19-32. https://doi.org/10.1016/j.annals.2014.08.002

2. Alen E., Losada N., Carlos P. Understanding tourist behavior of senior citizens: lifecycle theory, continuity theory and a generational approach // Ageing and Society. 2017. Vol. 37, № 7. P. 1338-1361. https://doi.org/10.1017/S0144686X16000325

3. Chen S. C., Shoemaker S. Age and cohort effects: The American senior tourism market // Annals of Tourism Research. 2014. Vol. 48. Sept. P. 58-75. https://doi.org/10.1016/j.annals.2014.05.007

4. Шершева М. Ю., Полянская Е. Е. Туризм третьего возраста: предпочтения, требования, ограничения // Государственное управление: электронный вестник. 2017. № 61. С. 55-75.

5. Дианова Е. С., Шарифуллина А. И., Алексеев А. Н. Системный подход к развитию туризма лиц третьего возраста // Экономические системы. 2020. Том 13, № 2 (49). С. 97-104.

6. Sie L., Pegg Sh., Phelan K. Senior tourists' self-deter mined motivations, tour preferences, memorable experiences and subjective well-being: An integrative hierarchical model // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2021. Vol. 47. Р. 237-251. https://doi.org/10.1016/jJhtm.2021.03.006

7. Асмарян А. А. Сегмент третьего возраста как возможность для развития туристской и гостиничной сферы // Цифровая наука. 2020. № 11. С. 12-17.

8. Высоцкая О. А. Туризм «третьего возраста» как фактор регионального экономического развития: зарубежный опыт и тенденции российского рынка // Северный регион: наука, образование, культура. 2015. № 1. С. 104-109.

9. Гельман В. Я. Особенности туризма людей пожилого возраста // Вестник НАТ. 2012. № 3 (23). С. 21-24.

10. Психологические особенности пожилых людей в туристической деятельности / И. В. Грошев, Е. П. Корчагин, И. В. Антоненко, В. Н. Воронин // Вестник университета. 2019. № 2. С. 171-176. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-171-176

11. Илькевич С. В. Перспективы туризма старшего возраста в контексте пенсионной реформы в России // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 4. C. 66-71. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-4-66-71

12. Лагусев Ю. М. Современные тенденции организации туристского обслуживания людей пожилого возраста // Сервис Plus. 2019. Т. 13, № 2. С. 27-35. https://doi.org/10.24411/2413-693X-2019-10204

13. Жуковская И. Ф., Баранова А. М., Молчанова К. П. Проблемы развития туризма среди лиц старшего поколения в России // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 2 (92). С. 226-229.

14. Казарян Г. С. Перспективы развития туризма третьего возраста // Управление и экономика в XXI веке. 2019. № 4. С. 13-15.

15. Черевкова А. И. Барьеры туристской активности в оценках старшего поколения (на материалах эмпирического исследования в Ростовской области) // Теория и практика общественного развития. 2022. № 9. С. 78-85. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.9.10

16. Золотовский В. А., Стельник Е. В. Туризм лиц третьего возраста: к пониманию сущности и практики организации // Успехи геронтологии. 2019. Т. 32, № 1-2. С. 282-289.

17. Kim H., Woo E., Uysal M. Tourism experience and quality of life among elderly tourists // Tourism Management. 2015. № 46. Р. 465-476. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2014.08.002

18. Phuong N. N., Ths T. T. Factors under the Influence of the Elderly Tourists' Motive in Vietnam: Study in Hanoi // The International Journal of Humanities & Social Studies, 2019. Vol. 7 (3). P. 110-115.

19. Lohmann M., Danielson J. Predicting travel patterns of senior citizens: How the past may provide a key to the future // Journal of Vacation Marketing. 2001. Vol. 7, № 4. P. 357-366.

20. Phuong N. S., Nguyen V. S., Quang T. Factors Affecting Community-Based Tourism Development and Environmental Protection: Practical Study in Vietnam // Journal of Environmental Protection. 2020. Vol. 11. P. 124-151. https://doi.org/10.4236/jep.2020.112009

REFERENCES

1. Determinant factors of senior tourists' length of stay / E. Alen, J.L. Nicolau, N. Losada, T.D. Vila // Annals of Tourism Research. 2014. Vol. 49. Nov. P. 19-32. https://doi.org/10.1016/j.annals.2014.08.002

2. Alen E., Losada N., Carlos P. Understanding tourist behavior of senior citizens: lifecycle theory, continuity theory and a generational approach // Ageing and Society. 2017. Vol. 37, № 7. P. 1338-1361. https://doi.org/10.1017/S0144686X16000325

3. Chen S. C., Shoemaker S. Age and cohort effects: The American senior tourism market // Annals of Tourism Research. 2014. Vol. 48. Sept. P. 58-75. https://doi.org/10.1016Zj.annals.2014.05.007

4. Shersheva M. Yu., Polyanskaya E. E. Tourism of the third age: preferences, requirements, restrictions // Public administration: electronic bulletin. 2017. № 61. Р. 55-75.

5. Diana E. S., Sharifullina A. I., Alekseev A. N. A systematic approach to the development of tourism for people of the third age // Economic systems. 2020. Vol. 13, № 2 (49). Р. 97-104.

6. Sie L., Pegg Sh., Phelan K. Senior tourists' self-deter mined motivations, tour preferences, memorable experiences and subjective well-being: An integrative hierarchical model // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2021. Vol. 47. Р. 237-251. https://doi.org/10.1016/j.jhtm.2021.03.006

7. Asmaryan A. A. The segment of the third age as an opportunity for the development of the tourism and hotel sector // Digital science. 2020. № 11. Р. 12-17.

8. Vysotskaya O. A. Tourism of the «third age» as a factor of regional economic development: foreign experience and trends of the Russian market // The Northern region: science, education, culture. 2015. № 1. Р. 104-109.

9. Gelman V. Ya. Features of tourism for the elderly // Bulletin of NAT. 2012. № 3 (23). Р. 21-24.

10. Psychology features of older people in tourism / I. V. Groshev, E. P. Korchagin, I. V. Antonenko, V. N. Voronin // Bulletin of the University. 2019. № 2. Р. 171-176. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-171-176

11. Ilkevich S. V. Senior tourism perspectives in the context of the pension reform in Russia // Strategic decisions and risk management. 2018. № 4. Р. 66-71. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-4-66-71

12. Lagusev Yu. M. Modern trends in the organization of tourist services for the elderly people // Service Plus. 2019. Vol. 13. № 2. Р. 27-35. https://doi.org/10.24411/2413-693X-2019-10204

13. Zhukovskaya I. F., Baranova A. M., Molchanova K. P. Problems of tourism development among the older generation in Russia // Science and business: ways of development. 2019. № 2 (92). Р. 226-229.

14. Kazaryan G. S. Third age tourism development prospects // Management and economics in the 21st century. 2019. № 4. Р. 13-15.

15. Cherevkova A. I. Barriers to Tourist Activity in the Assessments of the Senior Generation (Based on an Empirical Study in the Rostov Region) // Theory and Practice of Social Development. 2022. № 9. Р. 78-85. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.9.10

16. Zolotovskiy V. A., Stelnik Ye. V. Senior tourism: to the issue of understanding the organization essence and practice // The successes of gerontology. 2019. Vol. 32, № 1-2. Р. 282-289.

17. Kim H., Woo E., Uysal M. Tourism experience and quality of life among elderly tourists // Tourism Management. 2015. № 46. Р. 465-476. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2014.08.002

18. Phuong N. N., Ths T. T. Factors under the Influence of the Elderly Tourists' Motive in Vietnam: Study in Hanoi // The International Journal of Humanities & Social Studies, 2019. Vol. 7 (3). P. 110-115.

19. Lohmann M., Danielson J. Predicting travel patterns of senior citizens: How the past may provide a key to the future // Journal of Vacation Marketing. 2001. Vol. 7, № 4. P. 357-366.

20. Phuong N. S., Nguyen V. S., Quang T. Factors Affecting Community-Based Tourism Development and Environmental Protection: Practical Study in Vietnam // Journal of Environmental Protection. 2020. Vol. 11. P. 124-151. https://doi.org/10.4236/jep.2020.112009

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 1 (2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.