Научная статья на тему 'Экономическая эффективность деятельности органов управления дорожным хозяйством по вопросам освоения новых технологий, техники и материалов'

Экономическая эффективность деятельности органов управления дорожным хозяйством по вопросам освоения новых технологий, техники и материалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпеев С. В., Сухов А. А., Аржанухина С. П., Кокодеева Н. Е.

Представлена методика оценки экономической эффективности деятельности органов управлений дорожным хозяйством с примером ее применения для защитных пластиковых панелей барьерных ограждений автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность деятельности органов управления дорожным хозяйством по вопросам освоения новых технологий, техники и материалов»

УДК 625.71.8

С.В. КАРПЕЕВ, руководитель Отраслевого центра внедрения прогрессивных технологий (aksi@online.ru), А.А. СУХОВ, начальник отдела, ФГУП «РОСДОРНИИ», (Москва), С.П. АРЖАНУХИНА, канд. техн. наук, ООО ПФ «Волга-Стандарт-D», (Саратов), Н.Е. КОКОДЕЕВА, канд. техн. наук, Саратовский государственный технический университет

Экономическая эффективность деятельности органов управления дорожным хозяйством по вопросам освоения новых технологий, техники и материалов

В основе оценки эффективности деятельности органов управления дорожным хозяйством по освоению новых технологий лежат следующие основные принципы:

— рассмотрение последствий реализации инновации на протяжении ее жизненного цикла (расчетного периода сравнения вариантов);

— моделирование всех видов денежных потоков инновации (поступлений и расходов) за весь расчетный период;

— положительность и максимум эффекта, достигаемого от реализации инновации;

— учет фактора времени, то есть неравноценности получаемых результатов и осуществляемых затрат в разные моменты времени расчетного периода;

— учет предстоящих затрат и поступлений;

— учет влияния инфляции;

— учет влияния факторов неопределенности и риска.

Для оценки эффективности внедрения инновации

используют следующие основные показатели, базирующиеся на соизмерении результатов и затрат от их реализации: интегральный эффект или чистый дисконтируемый доход, индекс доходности инновации и срок окупаемости.

Чистый дисконтируемый доход (ЧДД) — сумма дисконтированных потоков чистых выгод от внедрения, определяемая как разница между результатами и затратами на протяжении всего расчетного периода:

T R _ З

ЧДД=1 (тЧг £?(1+r)

(1)

T I '

у ^

у(1+r)

Индекс доходности инвестиций всегда больше единицы для проектов с положительным ЧДД и наоборот.

Срок окупаемости То — период, по истечении которого чистый дисконтируемый доход становится положительным. Срок окупаемости определяется из условия:

R

у =у

(1 + r) ÎS(1 + r)

(3)

где — результаты от осуществления инновации за год 1; З{ — затраты на реализацию инновации за год 1; г — норма дисконта; Т — расчетный период сравнения вариантов, годы; X — порядковый номер года; (1 + г)1 — коэффициент дисконтирования.

Если ЧДД > 0, то доходность инвестиционного проекта превышает доходность, заданную нормой дисконта, если ЧДД = 0, то его доходность равна г. При ЧДД < 0 доходность проекта ниже заданной нормы прибыли и от него следует отказаться.

Индекс доходности (ИД) — увеличенное на единицу отношение чистого дисконтируемого дохода к дисконтируемой величине инвестиций:

ИД = 1 + тЧДД , (2)

где It — инвестиции в год t.

Содержание входящих в формулы (1—3) показателей результатов и затрат, а также норм дисконта зависит от вида рассчитываемой эффективности проекта.

Получаемые при расчете общественной эффективности ремонта автомобильных дорог результаты — это социально-экономические эффекты на транспорте и в социальной сфере, получаемые от их простого воспроизводства, а затраты — общественно необходимые (государственные) издержки на выполнение ремонта, рассчитываемые на основе так называемых экономических, то есть за вычетом налогов и других трансфертных платежей цен.

На каждом шагу значение денежного потока характеризуется тремя показателями: притоком средств, оттоком средств и сальдо потока, равным разнице между притоком и оттоком средств.

Денежные потоки могут выражаться в текущих, прогнозируемых и дефлированных ценах в зависимости от того, в каких ценах выражаются на каждом шагу их притоки и оттоки.

Текущими называются цены без учета инфляции, заложенные в проект на момент его разработки; прогнозируемыми — цены с учетом инфляции, ожидаемые на будущих шагах расчета; дефлированными — прогнозируемые цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на базисный индекс инфляции.

При определении коммерческой и финансовой эффективности реализации инновации расчет денежных потоков следует производить в прогнозируемых ценах для установления его финансовой реализуемости, характеризуемой достаточностью средств для продолжения проекта на каждом шагу расчета. Достаточным условием финансовой реализуемости проекта является неотрицательность величины накопленного суммарного сальдо потока от всех видов деятельности на каждом этапе расчета.

www.rifsm.ru научно-технический и производственный журнал (g.f rj ^ Г f 2 j | Lj ;. | LJ й

4 май 2010

Название проекта Вертикальная разметка (пластиковые панели)

Длительность интервала планирования, дни 365

Срок жизни проекта (число шагов) 7

Начало проекта (0 или год начала) 0

Единица измерения расчета руб.

Макроэкономическое окружение

Показатели Ед. изм. 0 1 г. 2 г. 3 г. 4 г. 5 г. 6 г. 7 г.

Безрисковая норма дисконта 1,105 1,105 1,105 1,105 1,105 1,105 1,105 1,105

Степень риска % 13 13 13 13 13 13 13 13

Темп инфляции шага расчета % 0 9 8,75 8,5 8,25 8,9 7,75 7,5

Бюджетные инвестиции

Показатели Ед. изм. 0 1 г. 2 г. 3 г. 4 г. 5 г. 6 г. 7 г.

Затраты на материалы (пластиковые панели) руб. 450000 0 0 0 0 0 0 0

Индекс инфляции за расчетный шаг % 0 9 8,75 8,5 8,25 8 7,75 7,5

Затраты на монтаж руб. 30000 0 0 0 0 0 0 0

Индекс инфляции за расчетный шаг % 0 9 8,75 8,5 8,25 8 7,75 7,5

Кредиты

Показатели Ед. изм. 0 1 г. 2 г. 3 г. 4 г. 5 г. 6 г. 7 г.

руб. 0 0 0 0 0 0 0 0

Индекс инфляции за расчетный шаг % 0 0 0 0 0 0 0 0

Текущие затраты «ситуация с проектом»

Показатели Ед. изм. 0 1 г. 2 г. 3 г. 4 г. 5 г. 6 г. 7 г.

Затраты на содержание барьерного ограждения руб. 17160 17160 17160 17160 17160 17160 17160 17160

Индекс инфляции за расчетный шаг % 0 9 8,75 8,5 8,25 8 7,75 7,5

Текущие затраты «ситуация без проекта»

Показатели Ед. изм. 0 1 г. 2 г. 3 г. 4 г. 5 г. 6 г. 7 г.

Затраты на содержание барьерного ограждения руб. 37712 37712 37712 37712 37712 37712 37712 37712

Индекс инфляции за расчетный шаг % 0 9 8,75 8,5 8,25 8 7,75 7,5

Внетранспортный эффект (прирост ВРП)

Показатели Ед. изм. 0 1 г. 2 г. 3 г. 4 г. 5 г. 6 г. 7 г.

Эффект от повышения уровня безопасности движения руб. 204845 204845 204845 204845 204845 204845 204845 204845

Индекс инфляции за расчетный шаг % 0 9 8,75 8,5 8,25 8 7,75 7,5

Расчетные условия вариантов

Показатели Ед. изм. 0 1 г. 2 г. 3 г. 4 г. 5 г. 6 г. 7 г.

Единовременные затраты руб. 480000 0 0 0 0 0 0 0

Текущие затраты «ситуация с проектом» руб. 17160 18704,4 18661,5 18618,6 18575,7 18532,8 18489,9 18447

Текущие затраты «ситуация без проекта» руб. 37712 41106,08 41011,8 40917,52 40823,24 40728,96 40634,68 40540,4

Внетранспортный эффект (прирост ВРП) руб. 204845 223281,05 222768,94 222256,83 221744,71 221232,6 220720,49 220208,38

Норма дисконта+1, Е+1 1 1,235 1,235 1,235 1,235 1,235 1,235 1,235

П (1+Е) - за период 1 1,235 1,525 1,883 2,326 2,873 3,548 4,382

Коэффициент дисконтирования 1 0,81 0,656 0,531 0,43 0,348 0,282 0,228

Чистый дисконтированный доход руб. -254603 -720031,4 +75829 + 195514,8 +292435,5 +370873,7 +434435,6 +485826,1

Основные показатели

Чистый дисконтированный доход 485826.1 р.

Индекс доходности 2,012

Точка безубыточности 1 г. 5 мес 28 дн.

Су ■. ■ научно-технический и производственный журнал www.rifsm.ru

Ы' ® май 2010 5

Оценка показателей эффективности проекта должна производиться на основе суммарного денежного потока в дефлированных ценах.

Оценка общественной эффективности капитального ремонта автомобильных дорог должна осуществляться, как правило, в сопоставлении с другими вариантами (стратегиями) их простого и расширенного воспроизводства: ремонтом, реконструкцией, а в ряде случаев и с новым строительством. При этом рекомендуется рассматривать несколько конкурентоспособных альтернативных вариантов капитального ремонта автомобильных дорог по технологии и организации производства для оптимизации принимаемых проектных решений. При расчете общественной эффективности проектов ремонта дорог учитывают следующие формы экономической эффективности инвестиций (виды годового экономического эффекта) от их простого воспроизводства.

Эффект от снижения себестоимости перевозок грузов и пассажиров (транспортных расходов) в результате повышения скорости движения :

Rlt= C-Nt-365-L-(1 / Vh- 1 /VK),

(4)

R3

Cg'Ngt-365-(L0 - L)-(1 / ki Vk),

(6)

Для сравниваемых вариантов эффект от снижения транспортных расходов в результате ликвидации перепробегов грузов и пассажиров по другим автомобильным дорогам с улучшенными транспортно-эксплуата-ционными характеристиками в расчетах принимается одинаковым.

Эффект от снижения потребности в оборотных средствах в результате уменьшения времени пребывания грузов в пути (учитывается только для грузов, находящихся в пути более суток):

R4t = Qf^AT/365,

(7)

где — количество грузов, находящихся «на колесах» в год 1, т; Ц — средняя цена 1 т перевозимых грузов, определяемая структурой грузооборота; ДТ — сокращение времени пребывания грузов в пути, сут.

Количество перевозимых грузов при отсутствии данных о грузообороте может быть достаточно достоверно рассчитано по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Qt = Nt 365 ¿q,-P. Yp

(8)

где С — средневзвешенная по составу транспортного потока стоимость пробега автомобилей в расчете на 1 авт./ч (С =С1.у1 + С2.у2+ С3.у3); С1, С2, С3 — стоимость 1 авт./ч пробега соответственно легковых и легких грузовых автомобилей; средних грузовых автомобилей и тяжелых грузовых автомобилей и автобусов; у1, у2, у3 — удельная масса указанных выше автомобилей в составе потока; N — среднегодовая суточная интенсивность движения по дороге на 1-й год сравнения вариантов, авт./сут; L — протяженность ремонтируемой дороги, км; Ун, Ук — скорость движения по дороге до и после ремонта, км/ч.

Для сравниваемых вариантов эффект от снижения себестоимости перевозок грузов и пассажиров (транспортных расходов) в результате повышения скорости движения в наших расчетах принимаем одинаковым.

Эффект от снижения социальных потерь в результате сокращения времени пребывания в пути пассажиров Я21:

К* = СпаЛВЛ + Ва.Ка1).365.Ь.(1/Ун - 1/УК), (5)

где Спас — стоимостная оценка социальных потерь в расчете на 1 авт./ч пробега; В! и Ва — средняя пассажи-ровместимость 1 легкового автомобиля и автобуса, чел.; N и Ка1 — среднегодовая суточная интенсивность движения легковых автомобилей и автобусов в год 1, авт./сут.

Для сравниваемых вариантов эффект от снижения социальных потерь в результате сокращения времени пребывания в пути пассажиров Я21 в наших расчетах принимаем одинаковым.

Эффект от снижения транспортных расходов в результате ликвидации перепробегов грузов и пассажиров по другим дорогам с улучшенными транспортно-эксплуатационными характеристиками Я31:

где С — средневзвешенная стоимость 1 авт./ч пробега автомобилей на объездных дорогах; — среднегодовая суточная интенсивность движения указанных автомобилей на 1-й год сравнения вариантов, авт./сут; Ьо — протяженность объездной дороги, км; к1 — коэффициент снижения расчетной скорости при движении на объезде.

где i — вид грузовых автомобилей (i = 1, ... , n); q, — грузоподъемность i-го вида автомобилей, т; в, — доля i-го вида автомобилей в составе грузовых автомобилей потока; у, — коэффициент использования грузоподъемности i-го вида автомобилей;

Для сравниваемых вариантов эффект от снижения потребности в оборотных средствах в результате уменьшения времени пребывания грузов в пути R4t (учитывается только для грузов, находящихся в пути более суток) в наших расчетах принимаем одинаковым.

Основные показатели, использующиеся при оценке экономической эффективности затрат, связанных с инновационными мероприятиями в дорожном хозяйстве:

— чистый доход (ЧД);

— чистый дисконтированный доход (ЧДД);

— срок окупаемости затрат (Ток);

— индекс доходности (ИД).

Инновационное решение эффективно при ЧДД>0. В противном случае инновационное решение неэффективно.

При ИД>1, мероприятие эффективно и сумма дисконтированных текущих поступлений превышает величину дисконтированных затрат.

Обобщающим показателем экономической эффективности инноваций являются: срок окупаемости затрат на инновацию, коэффициент эффективности затрат на новую технологию. Срок окупаемости затрат на нововведение (Ток) определяется как временной период от начала реализации мероприятия до того момента, когда вложения покрываются суммарной разностью результатов и затрат. Структура упрощенного алгоритма расчета оценки экономической эффективности затрат по внедрению инноваций разработана на основе стандартной процедуры расчетов оценок эффективности программы Effect с использованием соотношений (1—3) и с необходимыми пояснениями приведена далее на примере технологии устройства вертикальной разметки с применением защитных пластиковых панелей на металлических барьерных ограждениях (таблица).

Расчет показателей эффективности применения защитных пластиковых панелей произведен в расчете на 1 км протяженности ограждений барьерного типа.

Все показатели проекта разбиты на группы.

Первая группа «исходные данные» включает:

— длительность интервала планирования (месяц, квартал, полгода, год) в днях, в расчете за интервал планирования принят 1 год, то есть 365 дней;

www.rifsm.ru научно-технический и производственный журнал (g.^ rj ^ Г f 2 j | Lj;. | LJ й

6 май 2010

— срок жизни проекта (число временных интервалов — шагов), или горизонт, расчет составляет 7 лет;

— дату начала проекта (год начала проекта, или 0).

В состав второй группы «макроэкономическое окружение» проекта включаются следующие показатели:

— показатель приведения (безрисковая норма дисконта, увеличенная на 1), в качестве безрисковой нормы дисконта принята величина 10,5 %, или 0,105;

— степень риска (%); данная величина при производстве и продвижении на рынок новой продукции составляет по экспертным данным 13—15 %.

Третья группа «инвестиции» состоит из показателей объемов финансовых средств, направляемых в разработку инноваций и внедрение достижений научно-технического прогресса дорожной отрасли. Средства могут быть из федерального и региональных бюджетов.

Затраты по данной группе формируют из двух элементов: стоимости материалов, т. е. пластиковых панелей, которая составляет 450 тыс. р, а также затрат на монтаж панелей на барьерное ограждение, составляющих 30 тыс. р.

Четвертая группа «кредиты» аналогична третьей группе. Данный вид финансирования рассматриваемого вида деятельности в отрасли возможен за счет кредитов банков, например ЕБРР. При этом объемы используемых денежных средств распределяют по шагам расчетов в соответствии с каждым конкретным зафиксированным в кредитном соглашении графиком финансирования.

В данном примере производство работ планируется без привлечения заемных средств.

Пятая группа «текущие затраты» для ситуации «с проектом» предполагает определение стоимости реализации мероприятия с учетом инноваций и внедре-

ния достижений научно-технического прогресса. В состав текущих затрат включаются также суммы денежных средств на оплату условий кредитных соглашений, т. е. соблюдения сроков возврата и учета кредитных ставок.

Текущие затраты в расчете формируются из стоимости содержания барьерных ограждений с защитными пластиковыми панелями, включающей только мойку и очистку — 17160 руб.

Шестая группа «текущие затраты» для ситуации «без проекта» предполагает определение стоимости реализации мероприятия без учета инноваций и внедрения достижений научно-технического прогресса.

Стоимость содержания металлических барьерных ограждений без пластиковых панелей, включающая мойку, очистку и покраску, составляет 37712 руб.

В состав седьмой группы «внетранспортный эффект» включают показатели возможных прямых финансовых поступлений в экономику, которые должны быть подтверждены индивидуальными расчетами.

В состав данной группы включен эффект от снижения потерь от ДТП; в результате реализации проекта планируется снижение общего количества ДТП на 10%, таким образом, эффект на 1 км автомобильной дороги составляет 204845 руб.

В результате расчета получено значение чистого дисконтированного дохода или накопленного интегрального эффекта за весь период реализации проекта — 485826,1 руб. Индекс доходности проекта составляет 2,012, а срок окупаемости — 1 год 5 месяцев 28 дней.

Ключевые слова: инновации, дорожное хозяйство, точка безубыточности, экономическая эффективность, чистый дисконтируемый доход.

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «СТРОЙМЕХДНИКА» +7(4872)701 400

Надежные и качественные комплектующие:

Дисковые затворы

Предохранительные клапаны

Шиберные затворы

Машиностроительное предприятие «СтройМеханика», РФ, г. Тула, пос. Руда ко во, ул. Люлина, д. 6А; Тел/факс +7 (4872) 701 400; е mail: info(5)penobet.ru www.stroymehanika.ru

Су ■. ■ научно-технический и производственный журнал www.rifsm.ru

Ы' ® май 2010 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.