Научная статья на тему 'Оценка эффективности строительства временных мостовых сооружений с использованием компьютерной модели'

Оценка эффективности строительства временных мостовых сооружений с использованием компьютерной модели Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
321
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЙ МОСТОВОЙ ПЕРЕХОД / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / TEMPORARY BRIDGE CROSSING / EFFICIENCY ASSESSMENT / COMPUTER MODEL

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дингес Э.В., Фан Ван Чуен

В статье рассматриваются методические основы оценки эффективности проектов строительства временных мостовых сооружений на период ремонта постоянных мостов. Показано, что решение данной задачи наиболее целесообразно осуществлять с использованием компьютерной модели, предусматривающей построение в системе электронных таблиц MSExcel панели исходных данных и управления расчетами, также и расчётных матриц, содержащих формулы и константы для определения затрат и эффектов, связанных с их реализацией. На конкретном примере оценки целесообразности строительства временного мостового перехода дано качественное описание параметров модели и изложен подробный алгоритм формирования ее панели управления и методы формирования расчетных таблиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF CONSTRUCTION OF TEMPORARY BRIDGE CONSTRUCTIONS WITH USE OF COMPUTER MODEL

In article methodical basics of an assessment of efficiency of projects of construction of shoddy bridge constructions for repair of constant bridges are covered. It is shown that it is the most expedient to carry out the solution of this task with use of the computer model providing construction in system of the spreadsheets MS Excel of the panel of basic data and managements of calculations as well the settlement matrixes containing formulas and constants for definition of the expenses and effects connected with their realization. On a concrete example of an assessment of expediency of construction of the temporary bridge crossing the qualitative description of parameters of model is given and the detailed algorithm of formation of her control panel and methods of formation of calculation tables is stated.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности строительства временных мостовых сооружений с использованием компьютерной модели»

УДК656.13:004.94

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ВРЕМЕННЫХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ

Дингес Э.В., д.э.н., профессор кафедры «Экономика дорожного хозяйства», ФГБОУВПО «Московский автомобильно-дорожный

государственный технический университет» (МАДИ) Фан Ван Чуен, аспирант кафедры «Экономика дорожного хозяйства», ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный

государственный технический университет» (МАДИ)

В статье рассматриваются методические основы оценки эффективности проектов строительства временныхмостовых сооружений на период ремонта постоянных мостов.Показано, чторешение данной задачи наиболее целесообразно осуществлять с использованием компьютерной модели, предусматривающей построение в системе электронных таблиц MSExcel панели исходных данных и

управления расчетами, также и расчётных матриц, содержащих формулы и константы для определения затрат и эффектов, связанных с ихреализацией.На конкретном примере оценки целесообразности строительства временного мостового перехода дано качественное описание параметров модели и изложен подробный алгоритм формирования ее панели управления и методы формирования расчетных таблиц.

Ключевые слова: временный мостовой переход, оценка эффективности, компьютерная модель.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF CONSTRUCTION OF TEMPORARY BRIDGE CONSTRUCTIONS WITH USE OF COMPUTER MODEL

Dinges E., Doctor of Economics, professor of the Economy of road economy chair, FSEIHPE «Moscow Automobile and Road Construction

University» (MADI)

Fan Van Chuen, the post-graduate student, Economy of road economy chair, FSEI HPE «Moscow Automobile and Road Construction

University» (MADI)

In article methodical basics of an assessment of efficiency of projects of construction of shoddy bridge constructions for repair of constant bridges are covered. It is shown that it is the most expedient to carry out the solution of this task with use of the computer model providing construction in system of the spreadsheets MS Excel of the panel of basic data and managements of calculations as well the settlement matrixes containing formulas and constants for definition of the expenses and effects connected with their realization. On a concrete example of an assessment of expediency of construction of the temporary bridge crossing the qualitative description ofparameters of model is given and the detailed algorithm offormation of her control panel and methods offormation of calculation tables is stated.

Keywords: temporary bridge crossing, efficiency assessment, computer model.

Введение

Реконструкция и ремонт автодорожных мостовых сооружений через водные преграды часто сопряжены либо с существенным ограничением интенсивности и скорости движения транспортных средств по ним, либо с необходимостью их полного закрытия на период проведения ремонтно-реконструктивных работ. В таких ситуациях для обеспечения приемлемых условий движения автотранспортных средств через водную преграду в течение этого периода имеется всего две альтернативы:

1) полного или частичного пропуска движения по объездному маршруту через другое мостовое сооружение;

2) полного или частичного пропуска движения по временному мосту, который специально создается для этой цели.

Очевидно, что без расчета (априори) установить, в каких именно случаях на практике должно быть принято то или иное решение к реализации, не представляется возможным, так как оно зависит от многих факторов, переменных во времени и пространстве: стоимости устройства временного мостового перехода, продолжительности работ по реконструкции (ремонту), интенсивности, состава и структуры движения автомобилей, себестоимости их пробега, удельных показателей всех видов эффектов от строительства временной переправы и т.д. Это приводит к необходимости решения в каждом конкретном случае технико-экономической задачи, содержательная постановка которой сводится к следующему.

Известны: время реконструкции (ремонта) постоянного мостового сооружения, в течение которого проезд автотранспортных средств по нему будет закрыт или существенно ограничен; а также транспортно-эксплуатационные параметры временного мостового перехода и объездного маршрута, обустраиваемых на период проведения реконструктивных или ремонтных работ.

Требуется по заданному критерию оценить социально-экономическую целесообразность строительства временного моста по сравнению с устройством объездного маршрута для движения автотранспортных средств.

Методология расчета

Решение поставленной задачи осуществляется в процессе разработки компьютерной модели в системе электронных таблиц ¡Шо^оАЕхсе! в три последовательных этапа: 1) определение

и качественное описание параметров модели; 2) формирование панели исходных данных и управления моделью; 3) разработка расчетных таблиц по оценке эффективности проекта строительства временных мостов.

Для иллюстрации процесса построения и реализации данной модели рассмотрим следующий пример.

Пусть требуется оценить общественную эффективность строительства временного моста на период выполнения работ по реконструкции постоянного мостового сооружения длиной 350 м и с габаритом (шириной проезжей части) 10 м.

На период реконструкции, принятый равным 3 годам, мост закрывается для движения всех видов автотранспортных средств, интенсивность движения которых составляет 1450 авт/сут. Ожидаемый ежегодный темп роста интенсивности движения на ближайшую перспективу - 3%. Состав и структура транспортного потока по видам подвижного состава характеризуется следующими данными, представленными в табл.1 в клетках матрицы Я6^6.

В базовом вариантепредполагается, что автомобильные перевозки в период реконструкции моста будут выполняться по объездному маршруту (черед другой мост, расположенный на той же водной преграде). Протяженность объездной дороги - 25 км.

Затраты на обустройство объездного маршрута (увеличение его пропускной способности) по выполненным расчетам составляют 500 тыс. руб. за 1 км. Ежегодные затраты на содержание объездной дороги и регулирование движения на ней приняты в размере 10% от затрат на ее обустройство.

Ожидаемая средняя техническая скорость движения транспортного потока по объездному маршруту при условии выполнения указанных выше работ составляет 60 км/ч.

Среднее за год фактическое количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах объездного маршрута составляет по данным ГАИ - ГИБДД 0,703 на 1 млн. авт. км.

В проектном вариантепредусматривается строительство временного мостового перехода, имеющего такую же протяжность и габарит как реконструируемый постоянный мост.

Общий объем капитальных вложений в строительство временного моста определен в размере 150тыс. руб. на 1 м2 его полной площади.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2017 | 99

Стоимость содержания временного моста проектируется в размере 10 тыс. руб. на 1 м2.

Средняя скорость движения транспортного потока по временному мосту составляет 80 км/ч.

Ожидаемое количество дорожно-транспортных происшествий на временной мостовой переправе в соответствии с выполненными проектными разработками составляет 0,356 на 1 млн. авт. км.

1. Определение и качественное описание параметров модели

Эффективность создания и функционирования временных мостовых сооруженийзависит от достаточно большого круга факторов, которые по характеру причинной обусловленности могут быть сведены в следующие три группы:

1) определяющие основные условия функционирования объездного маршрута движения автомобильного транспорта;

2) характеризующие условия строительства и эксплуатации временного мостового сооружения;

3) определяющие объемы и структуру перевозок грузов и пассажиров.

В первую группу факторов включаются основные технико-экономические условия устройства и функционирования объездного маршрута, как единственно реальной альтернативы строительства временного мостового перехода. К основным из них следует отнести: затраты на увеличение пропускной способности, а в ряде случаев и грузоподъемности объездных дорог, их общую протяженность, среднюю скорость движения по этому маршруту. При необходимости в зависимости от конкретных условий рекомендуется также принимать во внимание простои автотранспортных средств у светофоров или шлагбаумов, дополнительные затраты на содержание объездного маршрута и регулирование движения автотранспорта.

Во вторую группу факторов входят технико-экономические параметры строительства и функционирования временного мостового сооружения, основными из которых являются: его протяженность и габарит проезжей части, затраты на строительство и содержание мостового перехода, средняя скорость движения транспортных средств по нему. В ряде случаев к ним могут относиться и особые

условия его эксплуатации, выражающиеся в ограничении скорости движения по временной мостовой переправе, грузоподъемности или срока ее функционирования.

В третью группу включаются факторы, определяющие объемы и структуру перевозок грузов и пассажиров: интенсивность движения по реконструируемому (ремонтируемому) постоянному мостовому переходу, состав и структура автотранспортного потока по нему, себестоимость перевозок по видам и маркам автомобилей.

2. Формирование панели исходных данных и управления расчетами

После установления подлежащих учету параметров проекта строительства временного мостаи их количественного описания возникаетзадача определения степени влияния каждого из них на результирующие показатели эффективности проекта и в первую очередь на величину интегрального эффекта от его реализации.

Одним из необходимых условий решения этой задачиявляется моделирование взаимосвязей каждого параметра с другими условиями (параметрами) осуществления проекта [1]. Наиболее просто такое моделирование может выполняться в том случае, если все исходные данные проекта будут выделены в специальную панель в системе электронных таблиц MicrosoftExcel и за каждым из них в этой панели будет закреплена отдельная ячейка, как показано в табл. 1.

Каждая ячейка панели имеет свой собственный адрес, который определяется по обозначениям графы и строки, пересекающихся в ячейке;при этом графа обозначается буквой, а строка цифрой. Например, адрес ячейки L6 показывает, что в ней расположено значение интенсивности движения автотранспортных средств, которые должны проходить по объездному маршруту.

В этой панели все значения показателей, характеризующие параметры модели, указываются в двух строках 6 и 7. Верхняя строка 6, начиная с графы А и заканчивая графой АК, предназначена для показателей объекта №1 (объездного маршрута), описывающего условия его функционирования в случае отсутствия временного мостового перехода. Вторая строка 7 в том же диапазоне граф предназначена для показателей объекта №2 (проектируемого временного мостового сооружения).

Таблица 1. Панель исходных данных и управления расчетными таблицами

A в С Б Е F G |Н I и К L

№ об-ек-та Длина ремонтируемого моста, км Габарит ремон-тируемого моста, м Период ремонта, годы Доля автомобилей в объезд Длина объезда, км Скорость движения, км/ч Средняя стоимость пробега, тыс. руб/км Стоимость пас-сажро-часа, тыс. руб./ч Интенсив-ность движения, N авт/сут

на временном мосту на объезде, по временному мосту на объездном маршруте

6 1 350 10 3 1 25 150 0,0161 0,027 1450

7 2 80 0,0149 0,027 1450

Продолжение табл. 1

M N О |Р 0 Я |8 |Т |и IV ^ |Х ^ №

Темп роста, N0 % Стоимость простоя тыс. руб /ч Стоимость устройства Стоимость содержания моста, тыс. руб/м2 Доля автомобилей в потоке

временного моста, тыс. руб/м2 объездного маршрута, тыс. руб /км грузовых автомобилей массой Всего грузовых Автобусов Легковых автомобилей Пассажир-ских автомобилей Итого

до 2 т 2-6 т 6-12 т >12т

6 3 0,3216 500 0,17 0,14 0,10 0,09 0,5 0,05 0,45 0,50 1,0

7 3 80 10 0,17 0,14 0,10 0,09 0,5 0,05 0,45 0,50 1,0

П родолжение табл.1

ЛЛ ЛВ |ЛС |ЛБ |ЛЕ |ЛР ЛН

Норма дисконта, % Расчет себестоимости пробега Стоимость 1 автомобиля, тыс. руб.

Вид авто-. Переменные Постоянные Себестоимость, руб./км

мобилей затраты, руб. затраты, руб базовая проектная

Легковые 6,13 180,81 9,14 8,39 315,0

Автобусы 21,71 628,3 32,18 29,56 808,5

Грузовые

6 3,2 до 2т 8,04 205,64 11,47 10,61 244,1

7 1,6 2-6т 15,47 284 20,20 19,02 378,0

8 6-12т 20,95 378,3 27,26 25,68 724,5

9 >12 т 21,71 589 31,53 29,07 913,5

100 TRANSPORT BUSINESS Ш RUSSIA | №2 2017 |

Таблица 2. Строительство временного мостового перехода

_РАСЧЕТ ЗАТРАТ ПО БАЗОВОМУ ВАРИАНТУ (ОБЪЕЗД ПО ДРУГОМУ МОСТУ)

Дорожные затраты, млнруб. Транспортные и внетранспортные затраты, млн руб. Всего затрат, млн руб. З1 Дис-. конт-ный множитель Всего дискон- тир затрат, млн. руб. ДЗ1

№ п/п На устройство объезда Кс На содержание объезда Кр На регулирование движения Итого К1а С1м С1об Р1 П1 О1

0 12,5 12,5 12,5 1 12,5

1 1,25 1,25 2,5 33,5 0,0 218,9 26,7 3,89 2,6 288,2 0,909 262,0

2 1,25 1,25 2,5 34,6 0,0 225,5 27,5 4,01 2,7 296,7 0,826 245,2

3 1,25 1,25 2,5 35,6 0,0 232,3 28,3 4,13 2,8 305,6 0,751 229,6

3,75 3,75 20,0 103,7 0,0 676,7 82,5 12,02 8,1 902,9 749,3

Таблица 3. Строительство временного мостового перехода

РАСЧЕТ ЗАТРАТ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПО ПРОЕКТНОМУ ВАРИАНТУ (ДВИЖЕНИЕ ПО ВРЕМЕННОМУ МОСТУ)

Дорожные затраты, млнруб. Транспортные и внетранспортные затраты, млн руб. Всего затрат млн. руб З2 Всего дискон. затрат, млнруб. ДЗ2 Чистый доход, млн. руб. (З1-З2) ЧДД млн. руб. (ДЗ1- ДЗ2)

№ п/п На строительство моста Кс На содержание моста Кр Итого

К2а С2м С2об Р2 П2 О2

0 525,0 525,0 525,0 525,0 -512,5 -512,5

1 35,0 35,0 0,35 2,84 0,0 0,15 0,03 0,03 38,4 34,9 249,8 227,1

2 35,0 35,0 0,36 2,84 0,0 0,15 0,03 0,03 38,4 31,7 258,3 213,5

3 35,0 35,0 0,37 2,84 0,0 0,16 0,03 0,03 38,4 28,9 267,1 200,7

8 525,0 105,0 630,0 1,09 8,53 0,0 0,46 0,09 0,08 640,3 620,5 262,7 128,7

ВНД = 24%

ИД = 1,21

Все показатели, помещаемые в ячейки панели исходных данных, должны иметь выход на расчетные таблицы интенсивностей движения, необходимых затрат на осуществление проекта и результатов от его реализации, которые составляются на следующем этапе разработки компьютерной модели оценки эффективности проекта.

3. Формирование расчетных таблиц компьютерной модели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе принятой при формировании панели исходных данных степени детализации показателей компьютерной модели осуществляется разработка базисного сценария условий реализации проектастроительства временного мостового перехода в системе электронных таблицах МюггеойЕхсе! Она включает в себя формирование двух расчетных таблиц: «Расчет затрат по базовому варианту - объезд по другому мосту(табл. 2) и «Расчет затрат и показателей эффективности по проектному варианту - движение по временному мосту» (табл.3).

При разработке указанных таблиц приняты следующие условные обозначения:

К1а, К2а- капитальные вложения в автомобильный транспорт, необходимые для осуществления перевозок грузов и пассажиров по рассматриваемым вариантам;

С1м, С2м - затраты на осуществление перевозок грузов и пассажиров по мостовому переходу по рассматриваемым вариантам;

С1об, С2об - затраты на осуществление перевозок грузов и пассажиров по объездной дороге по рассматриваемым вариантам;

Р1, Р2 - социальные потери, связанные с затратами времени населения на поездки по рассматриваемым вариантам;

П1,П2 - потери от дорожно-транспортных происшествий по рассматриваемым вариантам;

О1, О2 - среднегодовая стоимость оборотных фондов, постоянно находящихся в транспортном процессе соответственно по рассматриваемым вариантам;

ЧДД - чистый дисконтируемый доход от реализации проекта;

ВНД - внутренняя норма доходности;

ИД - индекс доходности.

Ключевыми параметрами для разработки всех указанных таблиц являются показатели, содержащиеся в панели исходных данных и управления расчетами, которые, в конечном счете, определяют степень их детализации и окончательные результаты оценки социально-экономической (общественной) эффективности строительства временных мостовых сооружений.

Каждая значимая ячейка расчетных таблиц содержит расчетную формулу, которая связывает показатели, содержащиеся в панели исходных данных, с показателями этих таблиц или показатели рас-

четных таблиц между собой. Основные формулы для определения транспортных и внетранспортных затрат, а также результирующих показателей эффективности, принятые в расчетных таблицах, составлены в соответствии с методическими рекомендациями по оценке эффективности дорожных проектов [2].

Результаты расчета по построенной модели проектного сценария условий осуществления рассматриваемого проекта строительства временного мостового перехода, как видно из табл. 3, свидетельствуют о том, что его реализация при данном сценарии является экономически целесообразной, поскольку:

• интегральный эффект от строительства новой дороги является положительным и составляет 116,2 млн руб.,

• внутренняя норма доходности (22%) превышает принятую норму дисконта (10%),

• индекс доходности (1,19) больше единицы.

Литература:

1. Дингес Э.В., Экономика строительства, ремонта и содержания дорог: учеб. для студ. Учрежд. высш. обр. / Э.В. Дингес. -М.: Изд-ий центр «Академия», 2014.-288 с.

2. Об издании и применении ОДМ 218.4.023-2015 «Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог» /Распоряжение руководителя ФДА Старовойта Р.В. № 2106-р от 10.11.2015 г.

ТКАШРОКТ БШШЕББ Ш КШБТА | №2 2017 | 101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.