Научная статья на тему 'Использование программного продукта «Альт-Инвест» для оценки экономической эффективности строительства шлюза'

Использование программного продукта «Альт-Инвест» для оценки экономической эффективности строительства шлюза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОХОДНЫЕ ШЛЮЗЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА / SHIPPING LOCKS / INVESTMENT ANALYSIS / ECONOMIC EFFI CIENCY / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расторгуев И. Е.

Судоходные шлюзы на внутренних водных путях, являясь исключительно важным элементом транспортной инфраструктуры, требуют особого подхода при анализе экономической эффективности их строительства или реконструкции. В основе такого подхода лежит необходимость учета особенностей водных путей вообще и судоходных гидротехнических сооружений в частности как объектов инвестиций. При этом использование средств автоматизации инвестиционного анализа позволяет глубже и обоснованнее сделать выводы об экономической целесообразности гидротехнического строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Расторгуев И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Navigation locks on inland waterways, as an essential element of transport infrastructure, require a special approach when analyzing the economic efficiency of their construction or reconstruction. In the base of this approach there is need to consider characteristics of waterways in general and navigation hydraulic structures as objects of investment in particular. The use of automation of investment analysis allows to draw deeper and more reasonable conclusions about economic feasibility of hydraulic construction.

Текст научной работы на тему «Использование программного продукта «Альт-Инвест» для оценки экономической эффективности строительства шлюза»

Выпуск 2

И. Е. Расторгуев,

канд. экон. наук, доц., СПГУВК

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА «АЛЬТ-ИНВЕСТ» ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ШЛЮЗА

USING SOFTWARE “ALT-INVEST” TO ESTIMATE ECONOMIC EFFICIENCY

OF THE LOCK

Судоходные шлюзы на внутренних водных путях, являясь исключительно важным элементом транспортной инфраструктуры, требуют особого подхода при анализе экономической эффективности их строительства или реконструкции. В основе такого подхода лежит необходимость учета особенностей водных путей вообще и судоходных гидротехнических сооружений в частности как объектов инвестиций. При этом использование средств автоматизации инвестиционного анализа позволяет глубже и обоснованнее сделать выводы об экономической целесообразности гидротехнического строительства.

Navigation locks on inland waterways, as an essential element of transport infrastructure, require a special approach when analyzing the economic efficiency of their construction or reconstruction. In the base of this approach there is need to consider characteristics of waterways in general and navigation hydraulic structures as objects of investment in particular. The use of automation of investment analysis allows to draw deeper and more reasonable conclusions about economic feasibility of hydraulic construction.

Ключевые слова: судоходные шлюзы, инвестиционный анализ, экономическая эффективность, программные средства.

Key words: shipping locks, investment analysis, economic efficiency, software.

ОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ водный путь (ВБВП) является важнейшей транспортной артерией в европейской

Волго-Балта, начавшего свою современную историю с 1964 г., исчерпана и необходимы срочные меры для серьезной и масштабной реконструкции транспортной артерии.

части России. Его значение невозможно переоценить как для внутренних перевозок страны, так и для интеграции России в систему международных транспортных коридоров.

В Минэкономразвития России решается вопрос о выделении 8 млрд руб. на проект развития ВБВП по программе его модернизации на период до 2014 г. Одной из первоочередных задач и основным объектом в этой программе является строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза (НСШ). Это самый короткий из девяти шлюзов Волго-Балта. В остальные шлюзы входят по два крупнотоннажных судна, а в НСШ — только одно, поэтому здесь постоянно возникают очереди. На этом участке грузовые суда в среднем простаивают до 14 часов.

Однако в последние несколько лет про-

пускная способность водного пути стала сдерживать дальнейшее развитие грузовых и пассажирских потоков в бассейне. Причины этому общеизвестны — это старение механического оборудования шлюзов, разрушение отдельных элементов гидротехнических сооружений и бюджетное недофинансирование работ по поддержанию и дальнейшему развитию шлюзованной системы. Средний возраст судоходных сооружений Волго-Бал-та — 38 лет. Верхне-Свирскому шлюзу — 52 года, Нижне-Свирскому — 71 год, Волховскому — 78 лет. Нормативный же срок работы гидромеханического оборудования таких объектов — 40 лет. По сути дела можно говорить о том, что пропускная способность

По заказу Федерального агентства морского и речного транспорта в университете было выполнено технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства второй нитки НСШ. При обосновании развития существующих или строительства новых постоянных устройств на транспорте первосте-

пенное значение имеет определение перспективного грузооборота. Выполненные исследования показывают, что имеются реальные потребности в увеличении речных перевозок в бассейне. Возможные и принятые в расчет перспективные грузо- и пассажиропотоки в створе НСШ определены на период до 2025 г. на основе анализа имеющихся проработок ЗАО «Ленгипроречтранс» и отчетных данных ГБУ «Волго-Балт» за ряд последних лет, по которым сделаны некоторые уточнения ранее установленных итоговых величин.

Предполагается, что к 2015 г. (принятая в расчетах дата ввода в строй второй нитки НСШ) через гидроузел сможет пройти только 14 млн т грузов в судах в грузовом направлении (к Балтике), что определяется возможностями шлюзов Северного склона ВБВП (13 млн т) и грузопотоком минеральностроительных грузов (1 млн т) из бассейна Онежского озера. При этом общий грузооборот шлюза в обоих направлениях принят на уровне 15,8 млн т, из них: 10,967 — сухогрузы; 4,833 — нефтегрузы.

Судоходные шлюзы на внутренних водных путях, являясь исключительно важным элементом транспортной инфраструктуры, требуют особого подхода при анализе экономической эффективности их строительства или реконструкции. В основе такого подхода лежит необходимость учета особенностей водных путей вообще и судоходных гидротехнических сооружений в частности как объектов инвестиций. К таким особенностям относятся следующие:

— будучи объектом федеральной собственности, источником финансирования строительства шлюзов и содержания их в эксплуатации является федеральный бюджет;

— на шлюзах не реализуются транспортные услуги, возмещаемые получателем таких услуг;

— в силу своей высокой фондоемкости и весьма значительных сроков полезного использования, шлюзы строятся с большим резервом пропускной способности, а значит, имеют повышенную капиталоемкость;

— при строительстве или реконструкции шлюзов экономический эффект проявляется в смежных звеньях речного транспорта,

а также в других отраслях экономики (например, в сфере туризма).

Отмеченные факторы были учтены при оценке эффективности инвестиций по строительству второй нитки НСШ универсальной компьютерной программой «Альт-Инвест». Существует несколько программных продуктов для инвестиционного анализа, например, Project Expert, но сознательно было отдано предпочтение «Альт-Инвест» в силу ряда преимуществ, которыми обладает данное программное средство.

Это, в частности: открытость программы с точки зрения доступности алгоритма расчетов для просмотра и изменений; адаптируемость его к специфике конкретной отрасли, предприятия и проекта (как в части ввода исходной информации, так и в части алгоритма расчетов). Защита расчетных формул от изменения может быть установлена/снята по желанию пользователя; количество инсталляций (копий) программного продукта в пределах организации-пользователя не ограничено, что позволяет университету использовать эту программу не только в научных, но и в учебных целях для студентов; в программном продукте реализована интегрированная система документации, что позволяет при изменении исходных данных проекта оперативно отслеживать влияние этого изменения на показатели эффективности и финансовой состоятельности инвестиционного проекта; специфической особенностью программы является возможность оценки бюджетной эффективности проекта с точки зрения федеральных и территориальных органов управления, а также учет требований СНиП 11-01.95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

В соответствии с официальными документами по оценке эффективности инвестиционных проектов (ИП) предусматривается определение следующих видов эффективности: коммерческой, бюджетной и общественной.

Коммерческая эффективность ИП учитывает экономические результаты инвестиционного проекта в виде прибыли от снижения затрат на производство, от увеличения объ-

Выпуск 2

Выпуск 2

емов продаж, от повышения качества товара (услуги) и цены соответственно цены реализации. В случае гидротехнического строительства на водных путях такие экономические результаты реализуются в сфере перевозок и поэтому применительно к НСШ можно говорить лишь о бюджетной и общественной (народнохозяйственной) видах эффективности.

Бюджетная эффективность ИП характеризует его привлекательность для государственных органов управления с точки зрения соотношения расходов и доходов бюджетов всех уровней, которые аккумулируются в ИП.

Общественная эффективность призвана учитывать социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, то есть не только непосредственные финансовые затраты и результаты собственно проекта, но и «внешние» — в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты, которые могут иметь как количественные, так и качественные показатели своего измерения. Подобного рода эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативов и методик ведомственного или межотраслевого характера, которых на данный момент нет. Поэтому возможно отметить лишь качественные признаки социальной и общественной эффективности.

В известной мере в данном ИП общественная эффективность отражена и в коммерческой эффективности величиной дополнительной прибыли, получаемой судоходными компаниями, туроператорами, другими организациями, пользующимися услугами шлюза.

Социальные аспекты общественной эффективности строительства шлюза заключаются в создании новых рабочих мест, общем развитии территории, появлении новых инфраструктурных и градообразующих объектов — коммунально-бытового сервиса, транспортно-дорожного, энергетического и другого обеспечения производственных объектов и жилищных массивов.

Эффективность ИП оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. Общая продолжительность расчетного периода включает две фазы: ин-

вестиционную (проектирование и строительство) и эксплуатационную. Предположительно длительность проектно-строительной фазы проекта — 8 лет, после чего начинается эксплуатационная стадия проекта, которая продолжается 12 лет. Длительность эксплуатационной фазы ИП обусловливается двумя основными факторами: нормативным сроком службы шлюза и приемлемым горизонтом прогноза объемов перевозок. Таким образом, общий расчетный период — срок жизни проекта — составляет 20 лет.

Расчетный период разбивается на отдельные шаги — интервалы планирования. Для каждого из интервалов планирования формируются исходные данные: доходы и расходы; налоги, темпы инфляции и др. В данном ИП шагом планирования является год, поэтому расчетный период состоит из 20 интервалов — с 1-го по 20-й.

Инвестиционный проект, как любая финансовая операция, то есть операция, связанная с осуществлением расходов и с получением доходов, формирует денежные потоки (потоки реальных денег). Денежный поток — это денежные платежи и поступления денег, вызванные ИП, которые определяются для каждого шага расчетного периода.

На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:

притоком, равным размеру денежных поступлений или иных экономических результатов в стоимостном выражении на этом шаге;

оттоком, равным платежам на этом

шаге;

сальдо, равным разности между притоком и оттоком.

В данном ИП к оттокам относятся капитальные вложения на строительно-монтажные работы и планово-проектные изыскания по шлюзу (КВ) и затраты на увеличение оборотного капитала, связанные с необходимостью обеспечения работы построенного и находящегося в эксплуатации сооружения (ОК), а также эксплуатационные (производственные) издержки по содержанию шлюза (ПИ) (без учета амортизации).

Особенностью данного ИП, который оценивается по бюджетной эффективности,

является то, что выручка от реализации (доходы) на шлюзе не образуется из-за отсутствия законодательной базы по введению платы за шлюзование. Кроме этого, привлечение заемных средств и выпуск ценных бумаг также не предусматриваются. В связи с этим в составе денежных потоков отсутствуют главные компоненты притока. И поскольку производится оценка бюджетной эффективности ИП, притоком денежных средств рассматриваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней (НП) в составе:

— налога на прибыль от перевозок грузов;

— единого социального налога к заработной плате плавсостава и работников самого шлюза;

— налога на доходы физических лиц вышеперечисленных категорий работников;

— налогов и платежей от прочих доходов от обслуживания транзитного судопотока (налог на прибыль).

На основе сопоставления притоков и оттоков, точнее по разности притоков и оттоков, определяется чистый доход бюджетов (ЧД). В данном проекте ЧД определяется на каждом шаге ИП в следующем порядке:

ЧД{ = НП - (КВ + ОК + ПИ),

Для того чтобы адекватно оценить ИП с точки зрения эффективности использования инвестируемых средств, нужно все потоки будущих поступлений и платежей привести в сопоставимый вид путем их дисконтирования. При оценке бюджетной эффективности ИП значение норматива дисконтирования было принято на уровне величины прогнозируемой ставки рефинансирования ЦБ РФ на уровне 12 %.

После того, как все значения чистого дохода проекта на каждом шаге срока жизни проекта (ЧД) будут умножены на соответствующие коэффициенты дисконтирования, подсчитывается их сумма. Полученная величина представляет собой показатель чистого дисконтированного дохода бюджетов ЧДД1). Программа «Альт-Инвест» выполняет автоматически расчет ЧДДг на каждом шаге и его суммирование за весь срок жизни проекта. Итоговые показатели бюджетной эффективности проекта приведены в табл. 1.

Таблица 1

Итоговые показатели бюджетной эффективности проекта

Показатели Величина, млн руб.

1. Чистые доходы федерального бюджета (доходы за вычетом расходов — ЧДД ) 3020

2. То же с учетом дисконтирования (12 %) -1323

3. Чистые доходы территориального бюджета (доходы за вычетом расходов — ЧДД ) 4089

4. То же с учетом дисконтирования 1516

5. Чистые доходы бюджетов всех уровней с учетом дисконтирования 193

Как показывают результаты расчетов, федеральный бюджет имеет отрицательный финансовый результат (сальдо) — чистый поток денежных средств дисконтированный (ЧПДС) или ЧДД = -1323 млн руб. Это обусловлено тем, что все финансирование проекта предусмотрено только за счет средств федерального бюджета, в то время как налоги распределены между бюджетами разного уровня, что предусмотрено налоговым законодательством.

Вместе с тем в целом бюджетная система имеет положительное сальдо доходов и расходов. ЧПДС (дисконтированный) бюджетов всех уровней равен 193 млн руб., что свидетельствует об экономической целесообразности строительства второй нитки НСШ для бюджетной системы РФ.

Бюджетная эффективность может значительно возрасти за счет дополнительных доходов от канального сбора (платы за шлюзование) с судов даже если его применять только для иностранных судовладельцев. Если даже 50 % грузов в рамках МТК «Север-Юг» будут перевозиться в иностранных судах, то это образует судопоток, проходящий через шлюз, объемом около 2000 тыс. т-жа или свыше

Выпуск 2

Выпуск 2

6 млн м3 по модулю судов в год. При ставке сбора 9 руб. за 1000 м3 дополнительные доходы бюджета составят свыше 50 млн руб. в год.

Использование программного продукта «Альт-Инвест» для оценки эффективности инвестиционных проектов позволяет определить как бюджетную, так и коммерческую эффективность. В коммерческой эффективности учитываются наряду с бюджетными расходами и доходами также и прибыль от перевозок, получаемая судоходными компаниями, после ввода в эксплуатацию нового шлюза.

В результате сравнения всех доходов (бюджетных доходов и коммерческой прибыли) и всех расходов по отраслевому комплексу «шлюз-флот», определяются показатели коммерческой эффективности: чистый дисконтированный поток денежных средств ЧПДС дисконтированный) или NPV, срок окупаемости инвестиций (простой и дисконтированный), а также внутренняя норма доходности инвестиций (IRR), которые представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели коммерческой эффективности проекта

Показатели Величина

1. Чистый поток денежных средств (ЧПДС) за весь период срока жизни проекта, млн руб. 78 871

2. Дисконтированный ЧПДС (NPV ), млн руб. 14 170

3. Дисконтированный срок окупаемости, лет 8,0

4. Внутренняя норма доходности (IRR), % 34

Положительное значение ЧПДС (NPV ) свидетельствует о том, что расходы по инвестиционному проекту возмещаются доходами (прибылью) и приносят участникам проекта чистый доход за весь срок жизни проекта в сумме 14 170 млн руб.

Внутренняя норма доходности (IRR) показывает величину этого чистого дохода, приходящуюся на рубль инвестиции, выраженную в процентах. Поскольку эта величина

больше ставки сравнения (12 %), то это говорит о том, что средства, вложенные в проект, принесут прибыль, большую той, которая могла бы быть получена за счет банковского процента, а значит, деньги вкладывать в проект выгоднее, чем держать их на депозитном счете в банке.

Все сказанное говорит и о высокой коммерческой эффективности проекта по строительству второй нитки НСШ. В данной ситуации коммерческая эффективность в значительной степени характеризует и общественную эффективность, так как затрагивает интересы бюджетной сферы государственной экономики, а также интересы коммерческих структур речного транспорта.

Версия программы «Альт-Инвест (СНиП)» является расширенной версией стандартного программного продукта «Альт-Инвест», которая ориентирована на подготовку проектов, проходящих проверку в органах государственной (вневедомственной) экспертизы, что является необходимым условием ТЭО строительства второй нитки НСШ. Данная версия программы содержит дополнительный лист SNIP, на котором результаты расчетов по проекту, выполненные на листе MAIN, автоматически представляются в виде 11 официально утвержденных форм, соответствующих требованиям СНиП 11-01.95:

— производственная программа;

— расчет выручки от реализации;

— сводная ведомость инвестиционных издержек;

— состав инвесторов и предполагаемые источники финансирования в предпроизвод-ственный и производственный период;

— сроки и объемы погашения банковских кредитов;

— сводная ведомость накладных затрат;

— сводная ведомость производственных издержек;

— структура себестоимости (по экономическим элементам);

— расчет чистой прибыли и налога на прибыль (тыс. руб.);

— движение потоков наличностей в период строительства и эксплуатации пред-

приятия (тыс. руб.) (проектно-балансовая ведомость доходов и расходов);

— обобщенные данные об эффективности инвестиций в создание (развитие) предприятия.

Показатели эффективности любого ИП могут существенно измениться при неблагоприятном изменении (отклонении от проектных) основных параметров. В рассматриваемом проекте такими параметрами являются:

— инвестиционные затраты (прежде всего сметная стоимость строительства шлюза, а также сроки начала и окончания строительства);

— объем перевозок (судопропуск) и динамика его развития в пределах эксплуатационной фазы срока жизни проекта;

— производственные издержки по содержанию шлюза в эксплуатации;

— макроэкономическое окружение проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вероятностное изменение основных параметров проекта обусловливает необходимость учета риска и неопределенности. Инвестиционные риски относятся к финансовым рискам и связаны с процессом инвестирования капитала.

Одним из методов учета неопределенности и риска при оценке инвестиционных проектов является метод вариации параметров, или анализ чувствительности. Программа «Альт-Инвест» при анализе чувствительности проекта (для коммерческой эффективности) позволяет:

— проследить степень влияния изменений основных параметров проекта на его чистую текущую стоимость (МРУ ) (или чистый дисконтируемый доход) и дисконтируемый срок окупаемости;

— определить границы изменения параметров, при которых проект остается безубыточным.

Анализ чувствительности проводится в графической и табличных формах. В качестве основных изменяющихся параметров проекта в программе используются:

— норма дисконта;

— уровень «цен на реализуемую продукцию» (поскольку в рассматриваемом ИП доходами являются налоговые поступления в бюджет, то «цены» — это фрахтовые ставки за перевозки и ставки налогов, поступающих в бюджеты всех уровней);

— уровень «объема производства» — размер перспективного грузопотока;

— уровень «выручки от реализации» — при оценке бюджетной эффективности (это доходы бюджета за счет налоговых поступлений);

— уровень «операционных затрат» — расходы по содержанию шлюза в эксплуатации (без амортизации) и себестоимость перевозок;

— уровень постоянных инвестиционных затрат.

При однопараметрическом анализе чувствительности изменяемым параметром являются инвестиционные затраты, а результирующими показателями — МРУ и срок окупаемости. Как показал анализ, с увеличением инвестиционных затрат даже на 30 % МРУ снижается с 14170,3 до 12783,7 млн руб., то есть менее, чем на 10 %, а срок окупаемости увеличивается с 8,0 до 8,6 года.

Такие изменения показателей эффективности не снижают целесообразность осуществления проекта и свидетельствуют о его довольно высокой устойчивости к изменению (в данном случае) сметной стоимости строительства.

В заключение следует отметить то, что использование универсального программного продукта «Альт-Инвест» для инвестиционного анализа в области гидротехнического строительства хотя и требует внесения значительных изменений в структуру расчетных таблиц и в макросы отдельных расчетов, но, несмотря на это, автоматизация процесса анализа вполне оправдана и позволяет существенно увеличить глубину анализа и обоснованность выводов по сравнению с ручными операциями.

Выпуск 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.