Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕТА УГРОЗ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕТА УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОРРУПЦИОНОЕМКОСТЬ / ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фирсов Дмитрий Александрович, Жукова Яна Станиславовна

В статье рассматривается роль экономической безопасности в сфере деятельности по защите объектов транспортной инфраструктуры. Приведена теоретическая составляющая понятия «экономическая безопасность предприятия», рассмотрены концептуальные основы экономической безопасности. Проанализирована современная экономическая система в сфере деятельности по защите объектов транспортной инфраструктуры. На первом этапе выявлены экономические проблемы в организации деятельности подразделений транспортной безопасности, на втором - проанализированы пути укрепления экономической безопасности за счет использования инженерно-технических средств. При этом выявлены новые угрозы экономической безопасности, присущие строительной отрасли. Сделан вывод о необходимости комплексного учета всех угроз для укрепления экономической безопасности в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фирсов Дмитрий Александрович, Жукова Яна Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY IN THE SPHERE OF PROTECTION OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES: WAYS TO STRENGTHEN THROUGH COMPREHENSIVE CONSIDERATION OF THREATS

The article discusses the role of economic security in the field of protection of transport infrastructure facilities. The theoretical component of the concept of «economic security of an enterprise» is given, the conceptual foundations of economic security are considered. The modern economic system in the field of activities for the protection of transport infrastructure facilities is analyzed. At the first stage, economic problems were identified in the organization of the activities of transport security units, at the second stage, ways to strengthen the economic security of transport security units through the use of engineering and technical means of ensuring transport security were analyzed. At the same time, new threats to economic security inherent in the construction industry have been identified. Based on the results of the study, it was concluded that it is necessary to take a comprehensive account of all threats to strengthen economic security in the field of protection of transport infrastructure facilities.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕТА УГРОЗ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_7_3_254 УДК 338

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕТА УГРОЗ

Фирсов Дмитрий Александрович,

доктор экономических наук, вице-президент ассоциации, Ассоциация «Сообщество финансистов по продвижению научно-просветительских инициатив», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: firsov_d@mail.ru

Жукова Яна Станиславовна,

младший научный сотрудник, Ассоциация «Сообщество финансистов по продвижению научно-просветительских инициатив», г. Санкт-Петербург, Россия; Институт проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН), e-mail: zhukovayana@mail.ru

В статье рассматривается роль экономической безопасности в сфере деятельности по защите объектов транспортной инфраструктуры. Приведена теоретическая составляющая понятия «экономическая безопасность предприятия», рассмотрены концептуальные основы экономической безопасности. Проанализирована современная экономическая система в сфере деятельности по защите объектов транспортной инфраструктуры. На первом этапе выявлены экономические проблемы в организации деятельности подразделений транспортной безопасности, на втором - проанализированы пути укрепления экономической безопасности за счет использования инженерно-технических средств. При этом выявлены новые угрозы экономической безопасности, присущие строительной отрасли. Сделан вывод о необходимости комплексного учета всех угроз для укрепления экономической безопасности в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: экономическая безопасность; объект транспортной инфраструктуры; подразделение транспортной безопасности; коррупционоемкость; экономика предприятия; экономические угрозы.

UDC 338

ECONOMIC SECURITY IN THE SPHERE OF PROTECTION OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES: WAYS TO STRENGTHEN THROUGH COMPREHENSIVE CONSIDERATION

OF THREATS

Firsov Dmitry Alexandrovich,

Doctor of Economics, Vice-President of the Association, Association «Community of Financiers for the Promotion of Scientific and Educational Initiatives», St. Petersburg, Russia, e-mail: firsov_d@mail.ru

Zhukova Yana Stanislavovna,

junior researcher, Association «Community of financiers to promote scientific and educational initiatives», St. Petersburg, Russia; Institute for Market Problems of the Russian Academy of Sciences (IPR RAS), e-mail: zhukovayana@mail.ru

The article discusses the role of economic security in the field of protection of transport infrastructure facilities. The theoretical component of the concept of «economic security of an enterprise» is given, the conceptual foundations of economic security are considered. The modern economic system in the field of activities for the protection of transport infrastructure facilities is analyzed. At the first stage, economic

problems were identified in the organization of the activities of transport security units, at the second stage, ways to strengthen the economic security of transport security units through the use of engineering and technical means of ensuring transport security were analyzed. At the same time, new threats to economic security inherent in the construction industry have been identified. Based on the results of the study, it was concluded that it is necessary to take a comprehensive account of all threats to strengthen economic security in the field of protection of transport infrastructure facilities.

Keywords: economic security; object of transport infrastructure; transport security division; corruption intensity; enterprise economy; economic threats.

Актуальность данного исследования обусловлена острой необходимостью повышения уровня комплексной защищенности объектов транспорта в существующих условиях активизации диверсионной деятельности на территории России недружественных государств, в первую очередь за счет выявления угроз экономического содержания в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры.

Первопричинность экономических угроз в общей совокупности уязвимостей транспортной отрасли четко прослеживается и подтверждается при исследовании экономической безопасности сферы защиты объектов транспортной инфраструктуры, которая включает в себя множество предприятий различной направленности. Сюда следует включить подразделения транспортной безопасности, организации, осуществляющие оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и составление планов обеспечения транспортной безопасности, аттестующие организации и образовательные центры, предприятия, обеспечивающие создание и бесперебойное функционирование инженерно-технических средств защиты объектов. Все перечисленные предприятия объединены общей задачей обеспечения транспортной безопасности, но экономические уязвимости у каждого из них снижают общий уровень экономической безопасности в сфере, где ведется их деятельность, в связи с чем угрозы экономического содержания проецируются на весь процесс защиты объектов.

Экономическая безопасность предприятия - комплексное понятие, которое включает в себя совокупность факторов, связанных не столько с внутренним состоянием самого предприятия, сколько с воздействием внешней среды, с ее субъектами, с которыми предприятие вступает во взаимосвязь [1]. Развитие предприятия в нынешних условиях

управления невозможно без учета экономической безопасности.

Концептуальными основами экономической безопасности предприятия могут выступать такие факторы, как состояние экономики предприятия; эффективность использования ресурсов предприятия; совокупность факторов и условий функционирования предприятия; создание благоприятных условий деятельности предприятия [2].

В Российской Федерации стратегия экономической безопасности определена в Указе Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Правовую основу стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Настоящее исследование направлено на оценку роли экономической безопасности в сфере деятельности по защите объектов транспортной инфраструктуры за счет рассмотрения как экономических взаимоотношений между предприятиями, осуществляющими и обеспечивающими защиту объектов транспортной инфраструктуры, так и влияния внешней среды на их экономику.

Транспорт играет важнейшую роль в жизни любого государства. В условиях современного мира нестабильность и повышенная угроза террористических актов, диверсий в зонах транспортной инфраструктуры (мосты, вокзалы, аэропорты и пр.) вынуждают затрачивать значительные ресурсы на обеспечение их защиты. В России деятельность по

защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства регламентирована Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О транспортной безопасности», согласно п. 10 ст. 1 которого транспортная безопасность трактуется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В 1990-е гг. значительно повысился уровень угроз объектам транспортной инфраструктуры, что потребовало значительного усиления данных объектов. При этом в экономике существовали серьезные финансовые ограничения, не позволяющие кардинально увеличить численный штат силовых министерств и ведомств для защиты объектов транспортной инфраструктуры [3-11].

В 2002 г. во исполнение требований федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» функция по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства была возложена на вновь созданное Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (Минтранс России). Создание и развитие данного предприятия стало вектором решения двух представленных выше задач - обеспечения защиты объектов транспортной инфраструктуры и экономии финансовых ресурсов за счет нерасширения силовых министерств и ведомств по данному функционалу.

За десятилетний период функционирования Минтранса России проверяющими органами было выявлено множество нарушений, как в ходе защиты объектов, что обусловлено низким уровнем профессионализма кадрового состава, так и в финансово-хозяйственной деятельности. Наблюдался значительный рост накладных расходов, в первую очередь на содержание аппарата управления.

Данные факты стали причиной реформы сферы защиты объектов транспортной инфраструктуры, что повлекло за собой актив-

ное появление подразделений транспортной безопасности, обеспечивающих безопасность железнодорожной, автомобильной, морской и речной транспортной инфраструктуры. Целью реформы стало повышение эффективности работы при одновременном уменьшении затрат. На смену монополии Минтранса России на этот рынок пришли иные коммерческие организации.

Однако вместе с этим возникли новые экономические уязвимости. Для осуществления деятельности по защите объектов транспортной инфраструктуры организация должна соответствовать ряду требований, основополагающий - это получение аккредитации.

Данное требование регулируется ч. 9 ст. 12.1 «Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитация подразделений транспортной безопасности» Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2015 № 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним» (с изменениями и дополнениями) были определены основные положения и требования к организациям, претендующим на получение аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности. Полномочия по аккредитации подразделений транспортной безопасности даны Росавтодору, Росжелдо-ру, Росморречфлору и Росавиации в соответствии с направленностью.

Результаты анализа действующей практики исполнения данного приказа свидетельствуют о наличии угроз экономической безопасности по причине наличия противоречий экономического содержания. Согласно данному нормативному акту, юридическое лицо, являющееся соискателем на получение аккредитации как подразделение транспортной безопасности, должно иметь в штате аттестованных работников (на примере Ро-савтодора, должно быть не менее восьмидесяти человек с градацией по различным категориям (досмотр, наблюдение, собеседование и т. п.)). На практике привлечь в штат аттестованных специалистов без предоставления им конкретной работы невозможно. В процессе сбора соискатель документов для

подачи в Росавтодор должен трудоустроить в компанию минимум восемьдесят человек и аттестовать их по необходимым категориям, чтобы соответствовать требованиям для получения аккредитации. На практике период подготовки документов и прохождения аттестации занимает порядка двух месяцев. За этот период предприятие должно выплачивать сотрудникам минимальный размер заработной платы и нести дополнительные расходы. И даже если все удалось и документы поданы на рассмотрение в соответствующее ведомство - пройдет не менее трех месяцев пока будет вынесено положительное решение. Таким образом, получение статуса подразделения транспортной безопасности сопряжено с многомиллионными вложениями, которые без гарантий окупаемости маловероятны к осуществлению. Именно нацеленность на такие гарантии порождает одну из ключевых экономических угроз данной сферы - коррупционоемкость.

В качестве второй угрозы экономической безопасности можно выделить наличие экономических предпосылок для оказания некачественных услуг в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры. Это подтверждается тем, что потенциальный контингент работников в крупных городах в своем большинстве представляют пенсионеры и люди с низкой социальной ответственностью. В регионах ситуация с рабочей силой несколько отличается. Отсутствие работы и низкая заработная плата приводят в данную сферу достаточно молодых и активных людей, но на подработку. Предложение более высокооплачиваемого труда быстро меняет ситуацию, и аттестованные работники уходят без сожаления, а компания снова ищет работника, несет расходы по его аттестации и, идя на административные нарушения, выводит его без аттестации на работу, чтобы закрыть пост по договору.

Отсутствие долгосрочных перспектив является третьей из выявленных ключевых угроз экономической безопасности в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры. Важно отметить ничтожно малую вероятность заключения контракта на защиту объекта транспортной инфраструктуры по результатам открытой конкурентной борьбы. В большинстве случаев требования конкурсной документации завышены и имеют необъ-

ективный характер (необходимость иметь дорогостоящее оборудование и специальные средства, аттестация одного работника по нескольким категориям, наличие дополнительных лицензий) - это то немногое, что выдвигается заказчиком. В тех случаях, когда контракт заключен по результатам конкурентной борьбы, следует подчеркнуть, что все контракты имеют срочный характер и гарантии работы на перспективу отсутствуют. Могут быть лишь какие-либо дополнительные баллы (преференции), если предыдущий контракт выполнен безупречно.

Парадокс данной ситуации заключается в том, что создание подразделения транспортной безопасности и существование как самостоятельной единицы в условиях вышеперечисленных экономических угроз невозможны. Это либо дополнительный бизнес, в который вкладываются средства с другого бо -лее успешного бизнеса, либо лоббирование собственных интересов группами влияния, способными через создание подразделений транспортной безопасности осуществлять вывод средств из оборота с целью их последующего присвоения. Последнее может повлечь создание и развитие дополнительных искусственных ограничений конкуренции в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры и, как следствие, снижение эффективности и уровня экономической безопасности. Например, невыполнение каких-либо пунктов контракта при проверках со стороны заказчика, Ространснадзора, силовых министерств и ведомств, которые имеют обязательный характер, может повлечь за собой его расторжение, а также наложение административных санкций, включая лишение аккредитации. В данном случае на практике аттестованные работники переходят в штат того подразделения транспортной безопасности, которое подписало новый контракт, а понесенные расходы превращаются в безвозвратные потери. В результате к четвертой угрозе экономической безопасности целесообразно отнести предпринимательские риски, возникающие в связи с благоприятной средой для ограничения конкуренции недобросовестными субъектами, организующими лоббистские группы.

При глобальном рассмотрении данного во -проса, принимая во внимание определение транспортной безопасности, очевидно, что

требования к подразделению транспортной безопасности должны быть очень высокие, потому что здесь речь идет о жизни людей и состоянии важнейших объектов транспортной инфраструктуры, выведение из строя которых может парализовать логистику целых регионов. Поэтому и требования к квалификации людей, специальным средствам должны быть высокими, но одинаковыми для всех.

Таким образом, возвращаясь к определению понятия экономической безопасности предприятия, которое включает в себя совокупность факторов, связанных не столько с внутренним состоянием самого предприятия, сколько с воздействием внешней среды, с ее субъектами, с которыми предприятие вступает во взаимосвязь, можно выделить следующие проблемы. Касаемо внутренних факторов: трудовые ресурсы - низко квалифицированный персонал, необходимость постоянного обучения, не всегда есть возможность высоко оплачивать труд, потому как прослеживается прямая зависимость от цены контракта; материальные ресурсы -высокие требования со стороны заказчика к материальной базе. Внешние факторы: ведение бизнеса в сфере транспортной безопасности при условии соблюдения ряда условий, описанных выше, не стимулирует, а наоборот, иногда делает невозможным развиваться в этой области.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время существуют угрозы экономической безопасности в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры, к которым относятся:

- изначальная нацеленность на гарантии получения контрактов при вложении средств в создание подразделения транспортной безопасности, что повышает коррупционо-емкость;

- наличие экономических предпосылок для оказания некачественных услуг;

- отсутствие долгосрочных перспектив и, как следствие, рассмотрение нецелесо-

образности постоянных и системных вложений для поддержания бизнеса в соответствии с законодательством о транспортной безопасности;

- предпринимательские риски, возникающие в связи с благоприятной средой для ограничения конкуренции недобросовестными субъектами, организующими лоббистские группы.

Немаловажным фактором повышения уровня экономической безопасности в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры является неукоснительное соблюдение заказчиками, финансирование деятельности которых осуществляется за счет федерального (регионального, муниципального) бюджета, принципа эффективности использования бюджетных средств. Данный принцип, в соответствии с БК РФ, означает, что «при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)».

Наличие угроз экономической безопасности оказывает безусловное негативное влияние на общий уровень защиты объектов транспортной инфраструктуры. Цель реформы в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры была направлена на экономию средств за счет повышения эффективности деятельности в условиях открытой конкуренции, но не за счет снижения защищенности объектов транспортной инфраструктуры.

Выявление и описание перечисленных в настоящем исследовании угроз может способствовать их дальнейшему углубленному анализу и выработке методов по их нейтрализации. По результатам настоящего исследования можно сделать вывод о необходимости учета всех угроз в комплексе.

Список литературы _

1. Козивкин В. В. Экономическая безопасность промышленного предприятия // Бизнес, менеджмент и право. 2016.

2.Рубина Р. Я., Рубин А. Г Экономическая безопасность предприятия: концепции, внутренняя структура, тенденции в области обеспечения // Организатор производства. 2009. № 2. С. 75-78.

3.Богомолов В. А. Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. М., 2006.

4. Бугаян С. А., Кущева В. А. Образование кадровой безопасности предприятий // Российский академический журнал. 2013. Т. 25. № 3 (25). С. 28-29.

5.Бгашев М. В. Стратегия обеспечения экономической эффективности: кадровый аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2009. Т. 9. № 2. С. 46-51.

6.Бланк И. А. Управление финансирующей безопасностью-снижением предпринимательства Киев, 2009.

7. Гильфанов М. Т. Организационно-методический инструментарий оценки детерминант и обеспечения экономической безопасности предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 8.

8.Загашвили B. C. Экономическая безопасность России. М., 1997.

9.Фирсов Д. А. Оценка использования бюджетных инвестиций в раскрытии инвестиционного потенциала отечественной экономики // Инновации и инвестиции. 2017. № 2. С. 31-38.

10. Фирсов Д. А. Финансовые диспропорции в строительстве: их причины и последствия для экономики // Финансы и кредит. 2015. № 12.

11. Кормишкина Л. А, Кормишкин Е. Д, Илякова И. Е. Экономическая безопасность организации (предприятия). М. : РИОР, 2023.

References _

1. Kozivkin V. V. Economic security of an industrial enterprise. Business, management and law. 2016.

2. Rubina R. Ya., Rubin A. G. Economic security of the enterprise: concepts, internal structure, trends in the field of provision. Organizer of production. 2009. No. 2. Pp. 75-78.

3. Bogomolov V. A. Economic security: a textbook for university students studying economics and management. Moscow, 2006.

4. Bugayan S. A., Kushcheva V. A. Education of personnel security of enterprises. Russian Academic Journal. 2013. vol. 25. No. 3 (25). Pp. 28-29.

5. Bgashev M. V. Strategy of ensuring economic efficiency: personnel aspect. News of Saratov University. A new series. Series: Economics. Management. Right. 2009. Vol. 9. No. 2. Pp. 46-51.

6. Blank I. A. Management of financing security-reduction of entrepreneurship Kiev, 2009.

7. Gilfanov M. T. Organizational and methodological tools for assessing determinants and ensuring economic security of the enterprise. Socio-economic phenomena and processes. Tambov, 2013. No. 8.

8. Zagashvili B. C. Economic Security of Russia. Mk., 1997.

9. Firsov D. A. Evaluation of the use of budget investments in the disclosure of the investment potential of the domestic economy. Innovations and investments. 2017. No. 2. Pp. 31-38.

10. Firsov D. A. Financial imbalances in construction: their causes and consequences for the economy. Finance and Credit. 2015. No. 12.

11. Kormishkina L. A., Kormishkin E. D., Ilyakova I. E. Economic security of an organization (enterprise). Moscow: RIOR, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.