Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
518
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ВИДЫ ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степкин Р.М., Голубятникова Ю.Ю.

Целью данной статьи является изучение содержания и сущности таких понятий, как «безопасность», «транспортная безопасность», «механизм обеспечения транспортной безопасности». Главное место в исследовании отводится механизму обеспечения транспортной безопасности, разработка которого позволит на начальном этапе функционирования ограничить количество рисков нарушения транспортной безопасности до тех из них, которые оказывают прямое воздействие на работу транспортного комплекса. Также в статье дано авторское определение риска нарушения транспортной безопасности, который представляет собой вероятность несоблюдения законодательства в области обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью против собственности на объектах транспорта. Реализация механизма обеспечения транспортной безопасности государством осуществляется за счет согласованного взаимодействия таких элементов, как субъект управления, принципы, методы и способы, объект управления в сфере транспортного комплекса. Важным элементом механизма обеспечения транспортной безопасности является государственный контроль, осуществляемый Министерством транспорта Российской Федерации, а точнее Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, при этом предметом осуществления данного вида контроля является реализация своих полномочий в области транспортной безопасности службами транспортной инфраструктуры, девелоперами объектов транспортной инфраструктуры и перевозчиками. Государственные органы исполнительной власти, физические и юридические лица выступают в механизме субъектами, обеспечивающими транспортную безопасность. При этом все элементы, составляющие механизм обеспечения транспортной безопасности, должны согласованно функционировать. Изучая особенности правового регулирования механизма обеспечения транспортной безопасности, следует иметь в виду, что он является составной частью системы обеспечения безопасности личности, общества и государства и представляет социально значимый институт обеспечения безопасности на объектах транспорта и объектах транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степкин Р.М., Голубятникова Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR ENSURING TRANSPORT SAFETY AT TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

The purpose of this article is to study the content and essence of such concepts as «security», «transport security», «mechanism to ensure transport safety». The main place in the study is given to the mechanism to ensure transport safety, the development of which will allow, at the initial stage of operation, to limit the number of risks of violation of transport safety to those that have a direct impact on the operation of the transport complex. The article also gives the author’s definition of the risk of breach of transport security, which represents the probability of non-compliance with the law enforcement and anti-crime legislation in the field of transport facilities. Implementation of transport security mechanism by the state is carried out due to coordinated interaction of such elements as management subject, principles, methods and techniques, object of management in the sphere of transport complex. An important element of the mechanism to ensure transport safety is state control, exercised by the Ministry of Transport of the Russian Federation, and more specifically by the Federal Service for Transport Supervision, whereby the subject of this type of control is implementation of their powers in the area of transport safety by transport infrastructure services, transport infrastructure facilities developers and carriers. State executive authorities, individuals and legal entities act in the mechanism as subjects that ensure transport safety. At that, all the elements that make up the mechanism to ensure transport safety must function in a coordinated way. When studying the features of legal regulation of the mechanism to ensure transport safety, it should be borne in mind that it is an integral part of the system to ensure the safety of individuals, society and the state and represents a socially significant institution of ensuring safety at transport facilities and objects of transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

MECHANISM FOR ENSURING TRANSPORT SAFETY AT TRANSPORT

INFRASTRUCTURE FACILITIES

УДК 342.9

Р.М. СТЕПКИН,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) stepkinr@list.ru

ROMAN M. STEPKIN,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Ю.Ю. ГОЛУБЯТНИКОВА,

кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) julia.golubjatnikova@yandex.ru

YULIA YU. GOLUBYATNIKOVA,

Candidate of Economic Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: целью данной статьи является изучение содержания и сущности таких понятий, как «безопасность», «транспортная безопасность», «механизм обеспечения транспортной безопасности». Главное место в исследовании отводится механизму обеспечения транспортной безопасности, разработка которого позволит на начальном этапе функционирования ограничить количество рисков нарушения транспортной безопасности до тех из них, которые оказывают прямое воздействие на работу транспортного комплекса. Также в статье дано авторское определение риска нарушения транспортной безопасности, который представляет собой вероятность несоблюдения законодательства в области обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью против собственности на объектах транспорта. Реализация механизма обеспечения транспортной безопасности государством осуществляется за счет согласованного взаимодействия таких элементов, как субъект управления, принципы, методы и способы, объект управления в сфере транспортного комплекса. Важным элементом механизма обеспечения транспортной безопасности является государственный контроль, осуществляемый Министерством транспорта Российской Федерации, а точнее Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, при этом предметом осуществления данного вида контроля является реализация своих полномочий в области транспортной безопасности службами транспортной инфраструктуры, девелоперами объектов транспортной инфраструктуры и перевозчиками. Государственные органы исполнительной власти, физические и юридические лица выступают в механизме субъектами, обеспечивающими транспортную безопасность. При этом все элементы, составляющие механизм обеспечения транспортной безопасности, должны согласованно функционировать. Изучая особенности правового регулирования механизма обеспечения транспортной безопасности, следует иметь в виду, что он является составной частью системы обеспечения безопасности личности, общества и государства и представляет социально значимый институт обеспечения безопасности на объектах транспорта и объектах транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: механизм, транспортная безопасность, система управления рисками, виды транспорта.

Для цитирования: Степкин Р.М., Голубятникова Ю.Ю. Механизм обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 1. С. 80-84.

Abstract: the purpose of this article is to study the content and essence of such concepts as «security», «transport security», «mechanism to ensure transport safety». The main place in the study is given to the mechanism to ensure transport safety, the development of which will allow, at the initial stage of operation, to limit the number of risks of violation of transport safety to those that have a direct impact on the operation of the

transport complex. The article also gives the author's definition of the risk of breach of transport security, which represents the probability of non-compliance with the law enforcement and anti-crime legislation in the field of transport facilities. Implementation of transport security mechanism by the state is carried out due to coordinated interaction of such elements as management subject, principles, methods and techniques, object of management in the sphere of transport complex. An important element of the mechanism to ensure transport safety is state control, exercised by the Ministry of Transport of the Russian Federation, and more specifically by the Federal Service for Transport Supervision, whereby the subject of this type of control is implementation of their powers in the area of transport safety by transport infrastructure services, transport infrastructure facilities developers and carriers. State executive authorities, individuals and legal entities act in the mechanism as subjects that ensure transport safety. At that, all the elements that make up the mechanism to ensure transport safety must function in a coordinated way. When studying the features of legal regulation of the mechanism to ensure transport safety, it should be borne in mind that it is an integral part of the system to ensure the safety of individuals, society and the state and represents a socially significant institution of ensuring safety at transport facilities and objects of transport infrastructure.

Keywords: mechanism, safety, transport safety, risk management system, modes of transport.

For citation: Stepkin R.M., Golubyatnikova Yu.Yu. Mechanism for ensuring transport safety at transport infrastructure facilities // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 1. P. 80-84.

Важным стабилизирующим показателем функционирования транспортного комплекса является состояние защищенности пассажиров и персонала от актов незаконного вмешательства и от чрезвычайных обстоятельств природного и техногенного характера. Обеспечение высоких требований к оперативной готовности объектов транспорта обуславливает актуальность решения научных проблем обеспечения транспортной безопасности.

Понятие транспортной безопасности вытекает из понятия «безопасность», рассмотренного в литературе отечественными и зарубежными учеными.

Так, С.И. Ожегов рассматривает безопасность как состояние, при котором субъекту или объекту не угрожает опасность [1].

В Большом современном толковом словаре русского языка безопасность представлена характеристикой ситуации и действий, которые не связаны с риском [2].

Большой оксфордский толковый словарь английского языка рассматривает безопасность как защиту от опасности или вреда [3].

Значение категории «безопасность» можно найти в Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», утратившем юридическую силу, который трактует данную категорию как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»1. В действующем Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О без-

1 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

опасности» точная характеристика базовой дефиниции «безопасность» отсутствует2.

В каждом из определений идет речь о защите, надежности, прочности, спокойствии, которые должны сопровождать интересы государства, общества и личности. Однако, как отмечает И.Б. Кардашова, понятия «защита», «защищенность» представляют безопасность не в динамическом процессе, а в состоянии покоя, и тем самым не выявляют всех ее свойств по предупреждению угроз на объектах транспортного комплекса [4].

В Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» представлена интерпретация понятия транспортной безопасности как состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства на различных видах транспорта3. Эффективная работа специализированных подразделений и служб предопределяет безопасность транспортной системы, которая, в свою очередь, повышает национальную безопасность и снижает риски совершения террористических актов.

Говоря о сущности и специфике транспортной безопасности, следует рассмотреть подробнее вопрос содержания механизма обеспечения транспортной безопасности.

М.В. Рыбкина и П.А. Ермилов механизм обеспечения транспортной безопасности обозначают как

2 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

3 О транспортной безопасности: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 7. - Ст. 837.

ствие на работу транспортного комплекса (см. рис. 1). При этом под риском нарушения транспортной безопасности на объектах транспорта будем понимать вероятность несоблюдения законодательства в области обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью против собственности на объектах транспорта.

Проводимая государственная политика по обеспечению транспортной безопасности базируется на общих принципах, например, таких как законность, ответственность, взаимодействие и другие5.

Все методы, способы и инструменты, входящие в механизм обеспечения транспортной безопасности, делят на следующие группы: правовые (нормативные, правовые методы и другие) и неправовые (организационные, материально-технические, информационные, контрольные методы и другие).

Важным элементом механизма обеспечения транспортной безопасности является государственный контроль, осуществляемый Министерством транспорта Российской Федерации, а точнее Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Предметом осуществления данного вида контроля является реализация своих полномочий в области транспортной безопасности службами транспортной инфраструктуры, девелоперами объектов транспортной

инфраструктуры и перевозчиками.

Государственные органы исполнительной власти, физические и юридические лица выступают в механизме субъектами, обеспечивающими транспортную безопасность.

Так, на примере работы органов внутренних дел рассмотрим схему выдачи органами внутренних дел заключений о возможности допуска субъектов к выполнению работ, непосредственно связанных с транспортной

безопасностью (см. рис. 2). Органами внутренних дел в

Рисунок 1. Схема функционирования механизма обеспечения транспортной безопасности 2020 ГОДУ была про-

--ведена проверка по-

4 О транспортной безопасности: Федеральный закон от

9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // Собрание законодательства _

Российской Федерации. - 2007. - № 7. - Ст. 837. 5 Там же.

«совокупность определенных методов, способов и средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе защиты прав и свобод, а также законных интересов личности, общества и государства при использовании объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в условиях наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [5].

Российское законодательство довольно часто использует содержание механизма обеспечения транспортной безопасности, но детальной структуры не рассматривает. Хотя в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» законодатель попытался детально представить понятие «обеспечение транспортной безопасности» в виде «реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вме-шательства»4.

В рамках данного исследования предпринята попытка разработки механизма обеспечения транспортной безопасности. Разрабатываемый механизм позволит на начальном этапе функционирования ограничить количество исследуемых рисков нарушения транспортной безопасности до тех из них, которые оказывают прямое воздей-

Цель: обеспечение согласованного функционирования всех эле?лентов механизма

Субъект управления

м

Принципы

Методы

Способы

Механизм:

выработка государственной политики и нормативно-прав эвого регулирования; мониторинг фаяюров. влияющйЕ на уровень транспортной безопасности; корректировка операционной деятельности с учетом еыябленного риска; координация системы управления риском

Объект управления

(транспортная инфраструктура и транспортные средства)

Результат

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ II НАДЗОР

Г у Е Ъ Е К Т Ы

Лица, принимаемые субъектом транспортной инфраструктуры на работу, связанную с обеспечением транспортной

безопасно с тн

Лица, подлежащие аттестации, принимаемые на работу а подразделения транспортной безопасности

Организации, претендующие на

аккредитацию в качестве

подраз делени и транспортной

безопасности

Проверка территориальным органом МВД России на транспорте информации о: 1) причастности лица к организованной преступной группе;

2) намерении лица использовать в

противоправных целях сбои полномочия;

3) намерении лица получить доступ к оружию, защищаемым объектам транспортной инфраструктуры и (или) транспортным средствам б противоправных

{преступные) целях

3

п

г

рэ

я &

с;

ЯЗ

£ а

I

Рисунок 2. Схема выдачи органами внутренних дел заключений о возможности допуска субъектов к выполнению работ, непосредственно связанных с транспортной безопасностью

рядка 60 тыс. граждан, которые предъявляли требование на выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, предусмотренных ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. З-ФЗ «О полиции»6. В отношении 91 лица вынесены заключения о невозможности их допуска к работам в данной сфере деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» полномочиями в сфере процесса обеспечения транспортной безопасности обладают органы внутренних дел на транспорте. Так, в 2020 году совместно с территориальными подразделениями Ространснадзора было принято участие в 280 (+31,4%, 2019 г. - 213) проверках субъектов транспортной инфраструктуры.

В результате по выявленным недостаткам в антитеррористической защищенности объектов транспорта направлено 87 (-37%) информационных писем (в органы прокуратуры - 15, в подразделения Ространснадзора - 17, в администрации субъектов транспортной инфраструктуры - 55).

За неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в 2020 году составлено 913 протоколов об административных

6 Материалы ГУТ МВД России «Обзор о реализации территориальными органами МВД России на транспорте полномочий в сфере обеспечения транспортной безопасности за 2020 год». Документ опубликован не был.

правонарушениях (ст. 11.15.1 КоАП РФ), при этом 554 тыс. рублей (2019 г. - 1128 тыс. рублей) - сумма наложенных штрафов7.

Механизм обеспечения транспортной безопасности постоянно совершенствуется и улучшается. Так, в 2019 году большое внимание уделялось модернизации нормативной базы в области обеспечения транспортной безопасности. Так, был принят Федеральный закон от 2 августа 2019 г. №270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», направленный на усовершенствование правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности.

Объединенными усилиями субъектов транспортной инфраструктуры и их службами безопасности происходит процесс обеспечения общественного порядка в перевозочном и технологическом секторах аэропортов гражданской авиации, где в 2019 году выявлено 631 преступление и 58,7 тыс. административных правонарушений, при этом установили более 2,2 тыс. разыскиваемых преступников, были пресечены попытки незаконного провоза запрещенных предметов и веществ, изъято 205 единиц холодного оружия, 81 единица огнестрельного оружия,

7 Там же.

почти 6,6 тыс. единиц боеприпасов и 1 кг взрывчатых веществ8.

Изучая особенности правового регулирования механизма обеспечения транспортной безопасности, следует иметь в виду, что он является составной частью системы обеспечения безопасности личности, общества и государства и представляет социально значимый институт обеспечения безопасности на объектах транспорта и объектах транспортной инфраструктуры.

Таким образом, в статье был рассмотрен механизм обеспечения транспортной безо-

8 Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2019 год «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [Электронный ресурс]. - URL: https://media.mvd.ru (дата обращения: 23.06.2021).

Литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. -2-е изд., испр. и доп. - Москва: Азъ, 1994. - 907 с.

2. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. - Москва: Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.

3. Большой оксфордский толковый словарь английского языка: 45000 слов и выражений / под ред. А. Делаханти и Ф. Мак-дональда. - Москва: АСТ; Oxford: Астрель, 2005. - 807 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кардашова И.Б. Обеспечение национальной безопасности: учебное пособие. - Москва: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. - 136 c.

5. Рыбкина М.В., Ермилов П.А. Проблемы обеспечения механизма правового регулирования транспортной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2011. - № 3. - С. 86-91.

References

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka: 72500 slov i 7500 frazeologicheskikh vyrazhenii. - 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva: Az», 1994. - 907 s.

2. UshakovD.N. Bol'shoi tolkovyi slovar' russkogo yazyka: sovremennaya redaktsiya. - Moskva: Dom Slavyanskoi kn., 2008. - 959 s.

3. Bol'shoi oksfordskii tolkovyi slovar' angliiskogo yazyka: 45000 slov i vyrazhenii / pod red. A. Delakhanti i F. Makdonal'da. -Moskva: AST; Oxford: Astrel', 2005. - 807 s.

4. Kardashova I.B. Obespechenie natsional'noi bezopasnosti: uchebnoe posobie. - Moskva: Vserossiiskii gosudarstvennyi universitet yustitsii (RPA Minyusta Rossii), 2015. - 136 c.

5. Rybkina M.V., Ermilov P.A. Problemy obespecheniya mekhanizma pravovogo regulirovaniya transportnoi bezopasnosti v usloviyakh chrezvychainykh situatsii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoi protivopozharnoi sluzhby MChS Rossii. - 2011. - № 3. - S. 86-91.

(статья сдана в редакцию 14.07.2021)

пасности государством, реализация которого осуществляется за счет согласованного взаимодействия таких элементов, как субъект управления, принципы, методы и способы, объект управления в сфере транспортного комплекса.

Функционирование механизма обеспечения транспортной безопасности осуществляется за счет организации и проведения проверок, систематического наблюдения за исполнением требований, применения законодательных мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений в области транспортной безопасности. При этом все элементы, составляющие механизм обеспечения транспортной безопасности, должны согласованно функционировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.