Economic security of small and medium-sized businesses
Krokhicheva Galina Egorovna, DSc of Economics, Professor
Mezentseva Yulia Ruzanovna, PhD of Economics, Associate Professor
Don State Technical University, Rostov-on-Don
The article is devoted to the study of small and medium-sized businesses through the prism of ensuring their economic security. The importance of small enterprises for ensuring economic security at the macro level has been revealed. The authors of the work studied, summarized and systematized the key characteristics of the economic security of small and medium-sized enterprises, and identified the main threats to their economic security. Having considered two main methods for assessing economic security (indicator and resource-functional), the authors noted that the second is comprehensive and most suitable for assessing the economic security of small enterprises. An analysis of the functioning of small enterprises in the Russian Federation was carried out, and the external environment of their functioning was characterized. Proposals were made aimed at strengthening the economic security of small and medium-sized businesses, including consideration of the Mechanism for increasing economic security at the macro level by providing state assistance in the development of small enterprises.
Keywords: economic security; small and medium businesses; entrepreneurship; governmental support; economy.
Цитировать: Крохичева Г.Е., Мезенцева Ю.Р. Экономическая безопасность субъектов малого и среднего бизнеса // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 47-55. EDN: BWLCFQ. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.8
Крохичева Галина Егоровна, доктор экономических наук, профессор
Мезенцева Юлия Рузановна, кандидат экономических наук, доцент
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
Статья посвящена изучению субъектов малого и среднего бизнеса через призму обеспечения их экономической безопасности. Выявлена значимость малых предприятий для обеспечения экономической безопасности на макроуровне. Авторами в работе изучены, обобщены и систематизированы ключевые характеристики экономической безопасности малых и средних предприятий, выделены основные угрозы их экономической безопасности. Рассмотрев два основных метода оценки экономической безопасности (индикаторный и ресурсно-функциональный), авторы отметили, что второй - является комплексным и наиболее подходит для оценки экономической безопасности малых предприятий. Проведен анализ функционирования малых предприятий в РФ, охарактеризована внешняя среда их функционирования. Сделаны предложения, направленные на укрепление экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе рассмотрен Механизм повышения экономической безопасности на макроуровне за счет оказания помощи государства в развитии малых предприятий.
Ключевые слова: экономическая безопасность; малый и средний бизнес; предпринимательство; государственная поддержка; экономика.
УДК 332
5.2.3
Крохичева Г.Е., Мезенцева Ю.Р.
Экономическая безопасность субъектов малого и среднего бизнеса
Вступление
Являясь составной частью национальной безопасности, экономическая безопасность в настоящее время выходит на первый план. В условиях проводимой антироссийской политики, направленной на политическую и экономическую изоляцию России, невозможно без принятия эффективных мер по обеспечению экономической безопасности продолжать развитие и обеспечивать рост экономики [1; 10].
Предприятия являются основным звеном рыночной экономики. От того, насколько успешно они функционируют и конкурентоспособны, насколько хорошо они экономически защищены зависит экономическая безопасность на макроуровне [16; 20; 26; 27].
Несмотря на государственную поддержку малых предприятий, динамика их развития в субъектах РФ не стабильна, а по видам деятельности не равномерна. Это несёт в себе потенциальные риски для экономической безопасности страны, ее регионов и самих малых предприятий [5; 14].
Причинами нестабильного развития субъектов малого бизнеса является низкая покупательная способность населения, неразвитость бизнес-инфраструктуры в ряде территорий, административные барьеры, импортозависимость и др. причины [4; 18].
Кризисные явления в экономике нашей страны также не способствуют развитию малого предпринимательства. На него оказывает влияние ряд неблагоприятных факторов: высокое налоговое бремя, рост стоимости ресурсов, трудности в получении заемных средств и дороговизна кредитов. Все это приводит к увеличению затрат субъектов малого предпринимательства, снижает эффективность ведения бизнеса, угрожает их финансовой устойчивости и экономической безопасности [15].
Значительный урон малому и среднему предпринимательству нанесли пандемия коронавируса и обусловленные ею ограничительные меры государства [17; 21; 24].
Развитие малого предпринимательства особенно важно на региональном уровне, так как создает рабочие места, способствует занятости, обеспечивает потребности населения в необходимых товарах и услугах, снижает социальную напряженность, зачастую выступает флагманом развития инновационной экономики [25].
Поэтому проблема обеспечения экономической безопасности малого бизнеса – это не только проблема самих субъектов малого предпринимательства, но и проблема государственного уровня. Затронутая тема является актуальной и практически значимой.
Цель данной статьи состоит в изучении, обобщении и систематизации отдельных аспектов экономической безопасности малых предприятий, а также в разработке практических рекомендаций, способствующих укреплению экономической безопасности на микроуровне.
Материалы и методы
Экономическая безопасность рассматривается на нескольких уровнях [6; 9; 13; 22]:
- мегауровень (международная экономическая безопасность);
- макроуровень (экономическая безопасность страны), её называют также национальной;
- мезоуровень (экономическая безопасность региона/отрасли);
- микроуровень (экономическая безопасность хозяйствующего субъекта (в том числе индивидуального предпринимателя), личности).
В данной статье мы будем говорить об экономической безопасности микроуровня, так как экономическая безопасность государства просто не может быть обеспечена при отсутствии экономической безопасности субъектов, ведущих в нём свою деятельностью.
Для определения сущности экономической безопасности на микроуровне рассмотрим само понятие «экономическая безопасность» и другие термины, так как вопросы терминологии лежат в основе теории, являются отражением отношения автора к рассматриваемой проблеме, выражают его взгляды и влияют на сделанные впоследствии выводы.
В научной экономической литературе мы видим множество определений экономической безопасности, выражающих взгляды авторов на это понятие и вопросы ее обеспечения. Существует два основных подхода при определении данной дефиниции: один - использует понятие угрозы, а другой - основан на достижении цели, деятельности организации. Считаем, что нужно использовать подход, который объединяет первые два, и рассматривать экономическую безопасность компании как сложную многофакторную задачу, решение которой обеспечивает успешную деятельности предприятия.
Экономическая безопасность предприятия (микроуровень) и экономическая безопасность государства (макроуровень) взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому работу по обеспечению экономической безопасности обязано осуществлять и само предприятие, также способствуя тем самым национальной экономической безопасности.
Обобщив различные взгляды на трактовку термина, можно говорить о том, что экономическая безопасность предприятия – это система, основная цель которой – предотвращение или ликвидации всевозможных угроз [8]. Элементы экономической безопасности компании представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Элементы экономической безопасности компании
Целью предпринимательства является извлечение прибыли, для осуществления этой цели создается предприятие, которому необходимо быть эффективным. Отсюда стратегия экономической безопасности предприятия – это стратегия повышения эффективности его деятельности.
Кроме прибыльности, система экономической безопасности должна обеспечивать сохранность коммерческой тайны, ноу-хау, секретов производства, что особенно актуально в современный период, когда вопросы инновационного развития, интеллектуальной собственности становятся решающим конкурентным преимуществом, а их защита определяется надежностью системы хранения информации и кадровой безопасностью.
Существуют два основных метода оценки экономической безопасности компании [23]:
1. Индикаторный подход. Он предполагает выделение некоего набора ключевых показателей, которые всесторонне обрисовывают деятельность. Для показателей определяются пороговые значения. На основе расчета показателей и сравнения полученных фактических результатов с заданными пороговыми значениями осуществляется оценка экономической безопасности компании. Этот подход аналогичен оценке экономической безопасности государства и регионов
Основной проблемой этого подхода является установление самого набора индикаторов и их пороговых значений в динамично меняющейся среде, что требует проведения их постоянной корректировки, а в результате увеличивается трудоемкость управленческих работ. Считаем, что указанный подход уместен на макро- и мезоуровнях.
2. Ресурсно-функциональный подход. В составе корпоративных ресурсов рассматривают: капитал, персонал, информацию, технику и технологии, право и выделяют ряд функциональных составляющих экономической безопасности (финансовая, силовая, информационная, технико-технологическая, правовая, кадровая). Данный подход носит комплексный характер и является, по нашему мнению, более предпочтительным для практического использования.
Экономическая безопасность на микроуровне зависит от внешней среды, в большой степени ее влиянию подвержены субъекты малого бизнеса. Негативное влияние ее угроз и опасностей может привести к потере предприятием его экономической безопасности, несмотря на характер внутренних изменений, их масштаба. Поэтому создание благоприятной внешней среды, особенно для субъектов малого и среднего бизнеса, является одной из существенных задач, стоящих перед государством.
Результаты исследования и обсуждения
По размерам бизнес делится на три группы:
– крупный бизнес, собственниками которого являются олигархи или государственно-частные структуры;
– средний бизнес;
– малый бизнес.
В настоящее время малый и средний бизнес зачастую рассматриваются в единстве, так как имеют множество отличий от крупного бизнеса. Это связано с их миссией на рынке, а также с характером деятельности. Отличительным признаком малого бизнеса является его ориентация на собственные ресурсы.
Малый и средний бизнес часто называют бизнесом «второго эшелона». Субъекты малого предпринимательства за прошедшие годы наработали определенный опыт управленческой и финансовой деятельности и для них характерно, что они не связаны с прошедшей приватизацией, развивались естественным путем. При этом им зачастую в своем развитии приходилось преодолевать гораздо больше препятствий в сравнении с крупным бизнесом [3; 19].
Роль малого бизнеса в развитии экономики страны весьма значительна; что демонстрируют данные рисунка 2.
Рисунок 2 - Роль малого бизнеса в развитии экономики страны (региона)
Указанный перечень воздействия малых предприятий на экономику государства далеко не полный. Так, современные условия, характеризующиеся наличием международных санкций, определяют еще одну роль, которую необходимо решить малому бизнесу, а именно произвести импортозамещение товаров на внутреннем рынке.
Как и для других предприятий, для малых компаний основным условием становления и развития является их безопасность. При этом малые предприятия имеют определенные особенности, что накладывает отпечаток на механизм обеспечения их экономической безопасности.
Снижению экономической безопасности малого бизнеса в РФ и повышению риска бизнес-деятельности также способствуют такие факты, что малые предприятия:
– не допускаются в сырьевые, фондообразующие отрасли;
– не имеют достаточной финансовой и материальной базы для развития;
– имеют трудности в привлечении высококвалифицированных кадров;
– не имеют необходимых знаний и компетенций управления;
– имеют большие затраты на рекламу и поиск покупателей и клиентов;
– действуют в коррупционной среде.
Связь базовых элементов, образующих систему экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса, приведена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Экономическая безопасность субъектов малого и среднего бизнеса
При управлении экономической безопасностью субъектов малого и среднего бизнеса нужно учитывать наличие угроз, риск их реализации, величину и возможность ущерба. Также следует принимать меры по выявлению, оценке и защите от них. Выделенные нами угрозы и уязвимости, рассматриваемые как факторы внешней и внутренней среды, представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Угрозы и уязвимости как факторы внешней и внутренней среды малых и средних предприятий
Рассмотренные угрозы и уязвимости могут привести малое предприятие к потере экономической безопасности, что может проявляться в потере активов; потери части рынка; банкротстве.
Существует такая статистика:
– 50% зарегистрированных малых предприятий не приступает к деятельности;
– финансовое состояние и результаты деятельности 30% малых предприятий не удовлетворительны;
– 10% функционируют нормально и только у 3-4 % все отлично.
Это говорит о необходимости государственной политики по отношению к субъектам малого бизнеса и ее реализации в направлениях, представленных на рисунке 5.
Рисунок 5 - Основные направления государственной политики экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса
Безопасность малых предприятий во многом зависит от государства; его политики в области защиты и поддержки; в сознательно созданных экономических и правовых условиях и стимулах для его развития. Функционирование в России Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства следует рассматривать как несомненно правильный шаг.
Механизм повышения экономической безопасности на макроуровне за счет оказания помощи государства в развитии малых предприятий представлен на рисунке 6.
Рисунок 6 - Механизм повышения экономической безопасности
Как следует из рисунка 6, помощь государства в развитии малого бизнеса ведет, прежде всего; к созданию как новых предприятий, так и новых рабочих мест, что приводит к снижению социальной напряженности и росту занятости [7].
Государственная политика по обеспечению экономической безопасности малого бизнеса имеет и социальную направленность; которая заключается в формировании позитивного отношения населения к предпринимательской деятельности как способу реализации своих потенциальных возможностей.
Кроме социальной функции; которая была у малых предприятий изначально; они призваны принять участие в решении серьезной экономической и политической задачи, связанной с инновационным обновлением экономики. Государство должно быть заинтересовано и в стимулировании научно-технического прогресса, поддержке организаций, занимающихся инновационной деятельностью. Это будет способствовать структурной перестройке экономики регионов, что в конечном счете также поспособствует положительной динамике уровня экономической безопасности государства.
Современная ситуация в социальной и экономической сферах России весьма сложна, но тем н менее, динамика позиции РФ в рейтинге Doing Business, которая представлена на рисунке 7, свидетельствует о положительных тенденциях.
Рисунок 7 - Динамика позиции РФ в рейтинге Doing Business
Наблюдается тенденция улучшения состояние внешней среды функционирования малых предприятий в РФ. Это способствует успешной реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Названный выше проект преследует достижение следующих целей:
- абсолютный рост с 19,2 млн чел. (2018 год) до 25 млн чел. (2024 год) количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) граждан;
- увеличение с 22,3% (2018 год) до 32,5% (2024 год) доли малого бизнеса в ВВП (включая индивидуальных предпринимателей);
- доля экспорта субъектов малого и среднего бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей) должна быть увеличена с 8,6% (2018 год) до 10,0% (2024 год).
Графически динамика вышеперечисленных показателей; составленная на основе данных Национального проекта РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 - Цели национального проекта
Ключевыми результатами национального проекта за первые годы являются:
– предоставление многомиллиардных субсидий всем регионам РФ;
– реализация комплексных проектов развития малого и среднего предпринимательства в регионах РФ;
– увеличение максимального размера микрозайма;
– создание более 1000 объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
– создание более 200 центров оказания услуг в регионах (центры «Мой бизнес»);
– выдача от АО «Корпорация «МСП» гарантий и поручительств под получение кредитов;
– обеспечено доступное финансирование для малого бизнеса; реализация программы льготного кредитования субъектов малого и среднего бизнес-сегментов;
- создание в регионах центров поддержки экспорта;
- создание промышленных и технопарков в сфере высоких технологий и агропромышленного комплекса с применением механизма государственно-частного партнерства;
- выделение практически 4 млрд рублей на в качестве поддержки фермеров, а также на цели развития сельской кооперации (2020 год);
- широкая поддержка предпринимателям; пострадавшим в пандемию COVID-19;
- распространение налогового режима для самозанятых на всю страну.
Таким образом, государство прилагает большие усилия для улучшения качества состояния внешней среды функционирования малых и средних предприятий.
В таблице представлена численность субъектов из сегмента малого и среднего бизнеса. Данные взяты из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Данные которого публикуются на 10 число.
Таблица - Анализ численность субъектов МСП
Как следует из таблицы, до 2019 года наблюдался рост общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2019 и 2020 годах их численность уменьшилась. Особо резкое снижение произошло в 2020 году, что объективно обусловлено последствием ограничительных мер; введенных в период пандемии. При этом удалось сохранить количество работников; занятых в малом бизнесе (на 10.01.2020 года – 15 321 788 человек; на 10.01.2021 года – 15 491 144 человек).
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства неравномерно по Федеральным округам РФ. По состоянию на 10.01.2021 года более трети (31%) зарегистрировано в Центральном ФО; 18% - Приволжском ФО и по 12% в Южном и Северо-Западном ФО.
По сферам деятельности субъекты МП в РФ распределились следующим образом: в производстве – 4%, в коммерции – 93%, в финансовой – 3%.
В мировой экономике в малом бизнесе занято до 80% рабочей силы; производится до 50-70 % мирового валового продукта; против 22,3% от ВВП РФ. По средним оценкам аналитиков, число предприятий; которые можно отнести к среднему и малому бизнесу на 1000 жителей в России, составляет 27, в странах Европы вдвое больше – 57, а в США данный показатель опережает российский больше, чем в три раза, и достигает значения в 90. Среднемировое значение показателя равно 32. Доля рабочих мест, создаваемых малым бизнесом в развитых экономиках, достигает 80%, в России - это показатель по официальным данным незначительно превышает 20%.
Несклонностью россиян открывать собственное дело объясняет значение показателя на уровне ниже среднемирового. Если государство сможет создать стимулы у населения к открытию собственного бизнеса; это может стать драйвером развития экономики РФ, что поспособствует укреплению её экономической безопасности.
Заключение
Экономические и политические процессы, происходящие в мире, повысили актуальность и значимость обеспечения экономической безопасности предприятий как основного звена рыночной экономики.
На государственном уровне экономической безопасности организаций уделяется большое внимание. При этом государство должно не только создавать законодательную базу, способствующую ведению предпринимательской деятельности, но и обеспечивать ее практическое применение.
Государству необходимо:
– постоянно обновлять нормативно-правовую базу по обеспечению экономической безопасности;
– обеспечивать компании, функционирующие в бизнес-сегменте малого и среднего бизнеса, теоретическими и прикладными разработками в области экономической безопасности;
– установить критерии, отнесения организаций к особой группе, обеспечивающей соблюдение национальных экономических интересов (по виду деятельности, географическому положению; занимаемой доле рынка). Их экономическая безопасность должна находиться под особым вниманием государства;
– ограничить возможное отрицательное влияние других государств и корпораций в целом на экономику и организации в частности.
Считаем, что субъекты малого и среднего бизнеса должны позиционировать себя как региональный бизнес. Это предел его безопасной деятельности; внутренних возможностей. Для освоения национального потребительского рынка необходимо понимать, что это рынок других административных ресурсов и денег, логистики, системы дистрибуции, бюджетов рекламных кампаний, специфических навыков, технологии, менеджмента. Успешно преодолеть данные преграды малому бизнесу сложно. Поэтому именно региональный рынок может обеспечить высокий уровень безопасности функционирования. Выход на региональный уровень национальных компаний, конечно, снижает безопасность деятельности малых и средних компаний, но здесь они могут им успешно противостоять, так как лучше знают и понимают ситуацию, местный менталитет.
Малые предприятия укрепляют рыночные отношения, воздействуют на экономику региона и страны [12]. Это приводит к укреплению экономической безопасности на макроуровне, способствуя достижению устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики [2; 13].
Таким образом, проблема обеспечения экономической безопасности на микроуровне по-прежнему не теряет своей актуальности. Она требует постоянного изучения с целью корректировки принимаемых мер по её укреплению.
Литература:
1. Aganbegyan A.G. Social and Economic Development of Russia: An Analysis and a Forecast. Studies on Russian Economic Development, 25, no. 4, 319—328 (2014) doi: https://doi.org/10.1134/s1075700714040029
2. Arkhipov E., Krokhicheva G., Mezentseva I. and Sidorina T. Model for ensuring strategic security of the state. E3S Web of Conferences, 210, Article 13017 (2020) DOI https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021013017
3. Barkhatov V., Pletnev D., Campa A. Key Success Factors and Barriers for Small Businesses: Comparative Analysis, Procedia - Social and Behavioral Sciences, 221, 29-38 (2016) https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.05.087
4. Bykovskaya Yu.V., Ivanova L.N., Safokhina E.A. Small and medium-sized business in modern Russia: the state, problems and directions of development. The Eurasian Scientific Journal, 5(10) (2018) Available at: https ://esj. today/PDF/ 12ECVN518.pdf
5. Chepurenko A., Vilenski A. SME Policy of the Russian State (1990-2015): From a "Generalist" to a "Paternalist" Approach. HSE Working Paper WP1/2016/02, Series WP1 (2016)
6. Chunguang L., Mezentseva J.R., Krokhicheva G.E., Arkhipov E.L., Alekseeva O.A. The Regional Resource Potential as a Factor in Ensuring Economic Security at the Meso-Level. Advances in Economics, Business and Management Research, 139, 240-246 (2020) DOI https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200509.044
7. Erokhina E., Protasova O., Martinovich S. The role of small and medium-sized businesses in the Russian economy. The International Conference on Modern Research in Management, Economics and Accounting (2020) https://www.researchgate.net/publication/339712622_The_role_of_small_and_medium-sized_businesses_in_the_Russian_economy
8. Feofilova T.Y. Problems of the theory of economic security. Problems of the modern economy. Eurasian international scientific and analytical journal, 4, 103-106 (2012)
9. Feofilova T., Radygin E., Alekseeva Ju.M. and Ivanov F. Economic aspects of national security. Proceedings of the 2019 International SPBPU Scientific Conference on Innovations in Digital Economy, Article No.: 43, 1–7 (2019): https://doi.org/10.1145/3372177.3373346
10. Glazyev S. Yu., Arkhipova V.V. Assessment of the Impact of Sanctions and Other Crisis Factors on the State of the Russian Economy. Russian Economic Journal, 1, 3-29 (2018)
11. Godina O.V., Kosenkova Y.Y., Maksimenko L.S., Mezentseva Y.R., Shcherbakova T.A. Strategic Directions of Innovational Development of Socio-Economic Systems. In: Popkova E., Ostrovskaya V. (eds) Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy. Advances in Intelligent Systems and Computing, 726 (2019) https://doi.org/10.1007/978-3-319-90835-9_14
12. Grigoreva E., Fesina E. Economic Security as a Condition of Institutional Support of Economy Modernization. World Applied Sciences Journal, 31, no. 5, 940-948 (2013)
13. Grigoreva E., Garifova L. The Economic Security of the State: The Institutional Aspect. Procedia Economics and Finance, 24, 266-273 (2015) https://doi.org/10.1016/S2212-5671(15)00658-9
14. Ivanov I.N., Lukyanova T.V., Orlova L.V. Problems and prospects of small and medium businesses in Russia. Bulletin of the University, 2, 126-133 (2020) DOI 10.26425/1816-4277-2020-2-126-133
15. Khudyakova E.V. Problems of formation and functioning of the organizational and economic mechanism for preventing crisis situations in the work of small and medium-sized industrial enterprises in Russia in modern conditions. Mining Information and Analytical Bulletin (scientific and technical journal), 12, 213-220 (2015)
16. Krokhicheva G.E., Mezentseva Yu.R., Izvarina N.Yu., Sidorenko Е.N. The digital economy foresight and its impact on the Russian economic environment functioning. The regions’ problems. Advances in Economics, Business and Management Research, 139, 194-199 (2020) DOI https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200509.036/
17. Kuckertz A., Brandle L., Gaudig A., Hinderer S., Morales Reyes C.A., Prochotta A., Steinbrink K. and Berger E.S.C. Startups in crisis - a rapid response to the COVID-19 pandemic. Journal of Business Venturing Insights, 13, e00169 (2020) https://doi.org/10.1016/j.jbvi.2020.e00169
18. Makarov A.N. Import dependence of industrial enterprises in the region as an economic security hazard // Economy of the region, 4, 125-128 (2010)
19. Mikheeva M.V. Assessment of the current state of the small and medium-sized business sector in the Russian Federation and current problems of its development. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 5, 259-262 (2019) DOI 10.24411/2073-0454-2019-10292
20. Minakov A.V. Economic Security of Small and Medium Business in Modern Conditions: The Concept and Analysis of Approaches. Bulletin of Economics, Law and Sociology, 3, 36-40 (2018)
21. Obraztsova O.I., Chepurenko A.Yu. SME Policy in the Russian Federation: Renewal After the Pandemic? Public Administration Issues, 3, 71-95 (2020)
22. Rodionov A.V., Andreeva G.B., and Baidova N.V. Economic Security Provision Models of National Industrial Development (Case Study of Russia, Post-Soviet Countries and English-Speaking Countries of G-20). Journal of the Siberian Federal University. Humanities, 13, no. 11, 1793-1807 (2020) DOI: 10.17516/1997-1370-0685
23. Rudenko M.N., Cherniavskiy S.V., Alikina E.B., and Ivanova O.G. Theoretical Aspects of Economic Security: Criteria and Indicators. Tomsk State University Journal of Economics, 48, 38-49 (2019) DOI: 10.17223/19988648/48/4
24. Shurina S.V. Supporting measures for subjects of small and medium entrepreneurship in priority sectors of Russian economy in 2020. Economics, taxes & law, 13(1), 60-71 (2020) DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-1-60-71
25. Vasilenok V.L., Safronova Zh.S. Small entrepreneurship as factor of development of innovative economy. Scientific Journal of the National Research University ITMO. Series " Economics and Environmental Management», 1, 98-104 (2018) DOI: 10.17586/2310-1172-2018-11-1-98-104
26. Versockiy R.R. Small and Medium-sized Business and Its Role in the Russian Market Economy. Administrative consulting, 10, 92-99 (2019) DOI 10.22394/1726-1139-2019-10-92-99
27. Welter F. Contextualizing Entrepreneurship - Conceptual Challenges and Ways Forward. Entrepreneurship Theory and Practice, 32. No. 1, 165-184 (2011)