Научная статья на тему 'Экономическая безопасность Ставропольского края: оценка угроз и их влияние'

Экономическая безопасность Ставропольского края: оценка угроз и их влияние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
818
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / УРОВЕНЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЫНОК / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ТАРИФЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболь Татьяна Сергеевна

Экономическая безопасность края это часть общей системы национальной безопасности региона, так как она затрагивает многие стороны жизни края, общества, экономики. Экономическая безопасность края это комплекс внутренних и внешних условий, которые способствуют результативному росту краевой экономики, ее способности удовлетворять интересы народа, границ, обеспечивает защиту от различных опасностей и угроз. Данная статья посвящена изучению различных угроз экономической безопасности Ставропольского края. В настоящей статье рассмотрены аспекты угроз экономической безопасности Ставропольского края в пищевой промышленности, промышленности, инфраструктуре, финансах, социальном и инновационном направлении региона. Среди опасений помимо тех, которые касаются Ставропольского края, есть определенные угрозы. Такими являются, нанесение урона земельному фонду Ставропольского края водной и ветровой эрозии, снижение запасов гумуса и основных элементов питания растений в агропромышленном секторе края, низкий уровень конкуренции обрабатывающих отраслей промышленности, снижение уровня и качества жизни населения в сельских районах; увеличение цен и тарифов, превышающие рост доходов населения; увеличивающееся дифференцирование доходов населения и прожиточного минимума, высокий уровень безработицы, снижение существенных возможностей предприятий в освоении внедрения и инноваций процедуры, утечка мозгов и рабочих из региона, устранение проблемы, снижение необходимых видов финансирования, снижение научно-исследовательской деятельности, регулярное понижение внутренних инновационных рынков, низкий уровень инновационного развития инфраструктуры, низкая эффективность вынесенных научных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соболь Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность Ставропольского края: оценка угроз и их влияние»

УДК 330.101 : 338.124.4 : 339.98

Соболь Татьяна Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания,

Московский университет имени С.Ю. Витте,

г. Москва.

Sobol Tatyana Sergeevna,

PhD, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economics of Municipal Economy and Services Industry,

S.U. Vitte Moscow University,

Moscow.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ: ОЦЕНКА УГРОЗ И ИХ ВЛИЯНИЕ

ECONOMIC SECURITY OF STAVROPOL KRAI: ASSESSMENT OF THREATS AND THEIR INFLUENCE

Экономическая безопасность края — это часть общей системы национальной безопасности региона, так как она затрагивает многие стороны жизни края, общества, экономики.

Экономическая безопасность края—это комплекс внутренних и внешних условий, которые способствуют результативному росту краевой экономики, ее способности удовлетворять интересы народа, границ, обеспечивает защиту от различных опасностей и угроз. Данная статья посвящена изучению различных угроз экономической безопасности Ставропольского края.

В настоящей статье рассмотрены аспекты угроз экономической безопасности Ставропольского края в пищевой промышленности, промышленности, инфраструктуре, финансах, социальном и инновационном направлении региона. Среди опасений помимо тех, которые касаются Ставропольского края, есть определенные угрозы. Такими являются, нанесение урона земельному фонду Ставропольского края водной и ветровой эрозии, снижение запасов гумуса и основных элементов питания растений в агропромышленном секторе края, низкий уровень конкуренции обрабатывающих отраслей промышленности, снижение уровня и качества жизни населения в сельских районах; увеличение цен и тарифов, превышающие рост доходов населения; увеличивающееся дифференцирование доходов населения и прожиточного минимума, высокий уровень безработицы, снижение существенных возможностей предприятий в освоении внедрения и инноваций процедуры, утечка мозгов и рабочих из региона, устранение проблемы, снижение необходимых видов финансирования, снижение научно-исследовательской деятельности, регулярное понижение внутренних инновационных рынков, низкий уровень инновационного развития инфраструктуры, низкая эффективность вынесенных научных проектов.

Ключевые слова: экономика; регион; безопасность; стратегия; уровень; инфраструктура; рынок; промышленность; безработица; тарифы.

Economic security of edge is a part of the general system of national security of the region as she mentions many aspects of life of edge, society, economy.

Economic security of edge is a complex of internal and external conditions which promote the productive growth of regional economy, her ability to satisfy the interests of the people, borders, provides protection against various dangers and threats.

This article is devoted to studying of various threats of economic security of Stavropol Krai.

In the present article aspects of threats of economic security of Stavropol Krai in the food industry, the industry, infrastructure, finance, the social and innovative direction of the region are considered. Among fears besides those which concern Stavropol Krai there are certain threats. Are such, drawing a loss to land fund of Stavropol Krai of a water and wind erosion, decrease in stocks of a humus and basic elements of food of plants in the agro-industrial sector of edge, the low level of the competition of the processing industries, decrease in level and quality of life of the population in rural areas; the increase in the prices and tariffs exceeding growth in incomes of the population; the increasing differentiation of income of the population and a living wage, high unemployment rate, decrease in essential opportunities of the enterprises in development of introduction and innovations of the procedure, brain drain and workers from the region, elimination of a problem, decrease in necessary types of financing, decrease in research activity, regular decrease in the domestic innovative markets, low level of innovative development of infrastructure, low efficiency of the taken-out scientific projects.

Keywords: economy; region; safety; strategy; level; infrastructure; market; industry; unemployment; tariffs.

ВВЕДЕНИЕ

Ставропольского края — это субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее- СКФО). Негативные факторы Ставропольского края: проблема демографического характера, которая остро ощущается в курортных городах, недостаточное экономическое развитие, низкий уровень материального благосостояния населения, а в Кисловодске и Ессентуках ещё и высокая безработица населения. Снижает качество жизни населения территорий Ставропольско-

190

го края неблагоприятная демографическая ситуация, проявляющаяся в убыли населения (естественная, миграционная), постарении населения. В Невинномысске не менее остра проблема экологического состояния среды, он занимает второе место в крае по количеству выбросов в атмосферу от стационарных источников.

Серьёзной проблемой для районов характеризуются очень низким финансово- экономическим положением, в Туркменском и Левокумском — низкий уровень развития социальной инфраструктуры. Уровень здоровья вызывает беспокойство жителей Кочубеевского и Новоалександровского районов. Жители Ставропольского края в целом не удовлетворены состоянием своего здоровья, жилищными условиями, природно-экологическими условиями среды. Приведенные данные, отражают демографические процессы, проблемы занятости и безработицы, денежные доходы населения края.

В трудах П.В. Клюшина, Т.О. Ушакова, Е.Н. Фисенко [2] рассматривается экономическая безопасность края, И.В. Новиковой, Н.И. Красникова [3] обозначены угрозы экономической безопасности Ставропольского края.

Все это обуславливает необходимость дальнейших исследований данной проблемы. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Современными угрозами экономической безопасности Ставропольского края являются, теневая экономика, мошенничество, коррупция, все это позволяет сделать нам вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению ЭБ. Нарастание этих угроз во многом связано территориально- административным положением края, учитывая, что СКФО один из наиболее сложных субъектов Федерации в отношении не столько экономической, сколько общественной безопасности. Это и есть основная задача сегодняшнего политического курса, выбора стратегии и тактики реформ Ставрополья. Необходима разработка продуманной стратегической программы по обеспечению ЭБ на основе исторических фактов и опыта, а также с учетом реальностей экономики края. РЕЗУЛЬТАТЫ

Критерий экономической безопасности — это оценка состояния экономики страны с точки зрения таких процессов, которые отражают сущность вышеуказанного. Элементы оценки представлены в таблице 1.

Сущность экономической безопасности определяют как состояние экономики и политики, при которой обеспечивается защита национальных интересов, способность институтов власти создавать механизмы защиты экономики, поддерживать социально-политическую стабильность общества.

Демографическая безопасность Ставропольского края рассматривается как сущность безопасности края, всегда играла огромную роль в истории региона. Так, численность населения Ставропольского края с 2011-2016 гг. представлена в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что за последние 2000-2016 годы численность населения Ставропольского края постепенно увеличивается.

Коэффициент смертности вырос на 0,9 % и составил 11,7 человек на 1000 населения. Из общего числа умерших 6492 человека или 19,8 % умерли в трудоспособном возрасте, 447 человек или 1,4 % — в возрасте от 0 до 17 лет, 308 дети или 0,9 % — в возрасте до 1 года. Уровень младенческой смертности за 2016 год вырос по сравнению с 2015 годом на 3,7 % и составил 8,4 промилле. В структуре младенческой смертности преобладает перинатальная смертность — 67,2 %; на врожденные аномалии приходится 17,5 %. В структуре смертности населения преобладает смертность по причине болезней кровообращения — 57,1 %, новообразований — 15,5 %, несчастных случаев, отравлений и травм — 6,3 %. Положительная динамика снижения уровня смертности населения наблюдается от болезней органов пищеварения на 2,5 %, инфекционных и паразитарных заболеваний на 0,4 %, в том числе от туберкулеза на 8,8 %. В целях снижения смертности населе-

191

Таблица 1. Элементы оценки экономической безопасности края *

№ Элементы

1 конкурентоспособность экономики края

2 ресурсный потенциал и возможности его развития

3 уровень эффективности использования ресурсов края

4 стабильность социальной сферы

5 возможность противостоять различным угрозам края

6 целостность территориального пространства края и экономики в целом

* Составлено автором

Таблица 2. Численность населения Ставропольского края (на конец года), тыс. человек *

Наименование 2000 2005 2010 2015 2016

Население края 2740,9 2746,9 2785,5 2701,6 2804,4

* [13]

ния Ставропольского края, согласно рекомендациям Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждаются Региональные планы мероприятий по снижению смертности от основных причин [5].

В 2017 году министром здравоохранения Ставропольского края утверждены: План мероприятий по сокращению смертности от болезней органов пищеварения; План по снижению смертности от ДТП; План мероприятий по сокращению смертности от ишемической болезни сердца; План мероприятий по сокращению смертности от цереброваскулярной болезни; План мероприятий по сокращению смертности от онкологических заболеваний; План мероприятий по сокращению смертности от болезней органов дыхания; План по повышению эффективности лечения больных туберкулезом. Предварительно все планы были согласованы со специалистами Министерства здравоохранения Российской Федерации [5]. Тенденции естественного прироста населения в Ставропольском крае в 2016 году следующие:

положительные: естественный прирост населения за 2016 год составил 3823 человека, что обеспечило краю 15 позицию в рейтинге субъектов Российской Федерации; уровень рождаемости в 2016 году сохранился на уровне 13 человек на 1000 населения, что незначительно превышает средний показатель по России; прирост численности детей, рожденных в 2016 году, составил 194 ребенка по сравнению с 2015 годом; коэффициент рождаемости населения в 18-ти муниципальных районах и городских округах Ставропольского края превысил средний показатель по региону; число родившихся в крае на 11,7 % превышает число умерших; количество зарегистрированных разводов снизилось на 2,4 %; сокращение уровня смертности населения от: болезней системы кровообращения — на 0,7 %, убийств — на 15,2 %, случайных утоплений — на 15,9 %, болезней органов пищеварения — на 2,5 %, туберкулеза — на 8,8 %;

негативные: рост уровня смертности населения на 0,9 %; рост уровня младенческой смертности по сравнению с 2015 годом на 3,7 %; высокая доля смертности от болезней системы кровообращения — 57,1 %; негативный долгосрочный прогноз снижения числа женщин репродуктивного возраста (от 29 до 39 лет), что отразится на сокращении коэффициента рождаемости; снижение количества зарегистрированных браков на 13,9 %.

Мероприятия, способствующие улучшению демографической ситуации на территории Ставропольского края представлены в таблице 3.

Таблица 3. Меры, способствующие улучшению демографической ситуации на территории Ставропольского края *

№ Мероприятия

1 Сохранение и укрепление здоровья населения

2 Система социальной защиты семей с детьми

3 Обеспечение доступности дошкольного образования детей

4 Социальная защита граждан пожилого возраста

5 Развитие системы договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства Ставропольского края

6 Обеспечение безопасных условий труда и активизации работы по охране труда

7 Развитие физической культуры и спорта в крае

8 Регулирование миграционных потоков, реализация региональной миграционной политики в целях социально-экономического развития края

9 Улучшение экологической обстановки в крае

* Разработано автором

Реализация комплекса мер Ставропольского края, оказала прямое и косвенное влияние на улучшение общей демографической ситуации.

Характеристика социально-экономической ситуации в Ставропольском крае в 2016 году. В 2016 году в экономике Ставропольского края наблюдалась стабильная ситуация. Валовой региональный продукт Ставропольского края (согласно оценке министерства экономического развития Ставропольского края) в 2016 году в сопоставимых ценах вырос по сравнению с 2015 годом на 5 %, при этом его размер в действующих ценах составил 639,7 млрд RUB.

Индекс выпуска продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности в 2016 г. увеличился по сравнению с 2015 г. и составил 106 %.

Промышленность. Структура объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в Ставропольском крае в 2011 и 2016 годах (рис. 1).

Индекс промышленного производства вырос на 8 %.

На рис. 2 представлен индекс промышленного производства Ставропольского края в 2011-2016 гг., в %.

192

3,0%

□ Добыча полезных ископаемых

□ Обрабатывающие производства

□ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2,6°%

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности Ставропольского края

228,3 млрд руб.

355,2 млрд руб.

Рис. 1. Структура объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в Ставропольском крае в 2011 и 2016 годах [1]

111,9 г-Ф-

111.

141,8

+

+

+

+

+

□ Индекс промышленного производства

■Индекс промышленного производства в % к 2010 г

н

2011г. 2012г. 2013 г. 2014 г. 2015г. 2016г.

Рис. 2. Индекс промышленного производства Ставропольского края в 2011-2016 гг. [1]

Индексы по отраслям промышленности Ставропольского края за 2011-2016 годы представлены на рис. 3.

Продукции сельского хозяйства всех категорий за 2016 год в действующих ценах произведено на 211,0 млрд RUB, что в сопоставимой оценке на 10,3 % больше уровня 2015 года. Доля теневой экономики Ставропольского края в сельском хозяйстве среди субъектов РФ (рис. 4).

Из рисунка 4 видно, что Ставропольский край составляет 39,6 %.

Объем работ, выполненных в 2016 г. по виду экономической деятельности «Строительство», составил 51,9 млрд RUB, или 84,2 % к 2015 году. Оборот розничной торговли в 2016 году равен 445,0 млрд RUB, что в сопоставимых ценах составляет 89,1 % к 2015 году. Численность экономически активного населения Ставропольского края выросла за 2016 год на 0,1 % и составила 1378,2 тыс. человек. Численность безработных по критериям Международной организации труда составила 78,1 тыс. человек.

193

106,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

103,5

1115,2

.105,8

105,5

.109,8

98,6

.113,1

107,2

102,8

112,2

-Л 103,1

94,3

95,0

,87,5

91,5

95,6

-1-1-1-1-1-1-1

2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Добыча полезных ископаемых НИНОбрабатывающие производства А Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Рис. 3. Индексы по отраслям промышленности Ставропольского края за 2011-2016 годы [1]

□ Дагестан □ Северная Осетия - Алания □ Кабардино-Балкария

□ Астраханская о бласть □ Волгоградская область □ Ростовская область

□ Калмыкия □ Ставропольский край □ Краснодарский край

82,1%

78,9%

73,3%

70,0%

60,7%

49,8%

46,7%

39,6%

36,2%

Рис. 4. Доля теневой экономики в сельском хозяйстве [1]

Уровень безработицы в среднем за 2016 год в Ставропольском крае составил 5,7 % от численности экономически активного населения и увеличился по сравнению с 2015 г. на 1,8 %. Уровень регистрируемой безработицы на 31.12.2016 г. в крае составил 1 % (в 2015 году — 1,1 %). В рамках реализации государственных программ и инвестиционных проектов на территории Ставропольского края в 2016

194

году создано 4331 новое рабочее место. Правительством Ставропольского края в 2016 году в рамках мер по снижению неформальной занятости населения восстановлены трудовые права более 83,0 тыс. работников.

Краевой банк вакансий на 01.01.2017 г. составил 22,2 тыс. свободных рабочих мест, что на 7,1 тыс. вакансий больше, чем в 2015 году. Основным источником доходов большей части населения является заработная плата. В 2016 году номинальная начисленная заработная плата в организациях края выросла на 6,7 % и составила 25 387 RUB. В 2016 г. среднемесячная заработная плата превышала среднедушевой налог на 12,5 %. По видам экономической деятельности самый высокий размер заработной платы сохраняется в организациях, занимающихся: финансовой деятельностью — 47 184 RUB; химическим производством — 41 182 RUB; добычей топливно-энергетических полезных ископаемых — 32 340 RUB. Среднемесячная заработная плата в указанных организациях в 1,9-1,3 раза превышает размер среднекраевой заработной платы. Самая низкая заработная плата, более, чем в 2,5 раза меньше средней по краю, — в текстильном и швейном производстве (8231 RUB), производстве резиновых и пластмассовых изделий (18385 RUB), в гостиницах и ресторанах (18367 RUB). Заработная плата продолжала расти во всех городах и районах Ставропольского края. В разрезе муниципальных образований наиболее высокая средняя заработная плата сложилась в городах Невинномысске (32134 RUB), Ставрополе (31466 RUB), Пятигорске (30512 RUB), Кисловодске (27867 RUB), Минераловодском городском округе (28742 RUB) Изобильненском (32717 RUB), Нефтекумском (27298 RUB) и Шпаковском (26463 RUB) районах. Самый низкий уровень заработной платы в Апанасенковском, Левокумском и Туркменском районах — 70 % от среднекраевого уровня. Реальные располагаемые денежные доходы населения за 2016 г. уменьшились по сравнению с 2015 г. на 8,5 %.

В Ставропольском краю Государственный долг на 01.03.2018 г. составил 30 456 038,84 тыс. RUB, на объем государственного долга приходится более трети этой суммы, по состоянию на 01.03. 2017 г. госдолг края составлял — 32,25 млрд RUB, а к 01.09.2017 г. снижение показало до 28 млрд.

К 01.02.2018 г. краевая власть приняла меры и снижение долговой нагрузки составило до 29,656 млрд RUB. Однако за февраль задолженность снова увеличилась — сумма составила — на 800 млн. В Ставропольском крае стараются не пользоваться коммерческими кредитами, поэтому государственный дол состоит их государственных ценных бумаг (ГЦБ) — 6,8 млрд RUB и бюджетных кредитов 23,5 млрд RUB. В рамках программы реструктуризации государственного долга, которая была объявлена для регионов с 01.01. 2018 г., по подсчетам властей Ставропольского края, регион за 2018-2019 гг. может высвободить сразу 11 млрд RUB [6].

Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края .№37 /7 от 28 июня 2017 г. «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Ставропольского края» установлена новая розничная цена на природный газ [7].

Так, с 01.07.2017 г. тариф на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и проточного водонагревателя (имеющих газовый прибор для индивидуального отопления жилых помещений) составит 5,57 руб. за один кубометр газа. А тариф на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и проточного водонагревателя без индивидуального отопительного прибора — 5,61 RUB за кубометр.

Для абонентов, которые оплачивают газ по нормативам потребления, на отопление жилых помещений тариф с 01.08.2017 г. составило 5,57 RUB за 1 м3 газа.

Заместителя начальника налоговой службы обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, сообщает пресс-служба краевого СУ СКР.

По данным ведомства, обвиняемый не стал проводить налоговую проверку при закрытии одной из организаций в Ставрополе. В результате глава предприятия смог избежать ответственности за финансовые преступления, а в бюджет не поступило более 6 миллионов RUB. Следствие показало, что сотрудник налоговой действовал в сговоре с директором предприятия. По данному факту было возбуждено уголовное дело [10].

В таблице 5 представлены данные уровня и динамики развития экономики и социальной сферы среди субъектов РФ.

Из таблицы 5 видно, что Ставропольский край показывает ухудшение позиции по всем параметрам.

Ставрополь посетили федеральные эксперты проекта Общероссийского народного фронта «За права заёмщика». Это связано с поступившей массой жалоб от жертв финансовых пирамид, коллекторов и обманутых клиентов салонов красоты. Это и подтолкнуло общественников создать программу финансового просвещения «Кредитный фарватер».

Финансовой грамотности эксперты ОНФ обучат студентов и пенсионеров Ставрополья. Лекторы приводят много примеров из реальных жизненных ситуаций, проводят практикумы и деловые игры, интерактивно работают с залом. Таким образом, с точки зрения формирования сообщества финансово-грамотных людей эта технология очень эффективна [9].

195

Таблица 5. Уровень и динамика развития экономики и социальной сферы среди субъектов РФ (данные 2015 и 2016 гг.) *

Место Место Место по среднегодовым значениям показателей, 2014-2016 гг..

Регион по итогам 2016 года по итогам 2015 года Итоговый балл Развитие экономики Развитие социальной сферы Оценка населения органа ис-

ур°- дина- ур°- дина- полнительной

вень мика вень мика власти

Чеченская Республика

5 7 55,864 82 8 26 11 2

Ингушетия 17 12 49,856 62 4 10 6 60

Дагестан 34 56 44,824 30 1 14 56 83

Ставропольский край

45 15 42,344 45 32 5 50 59

Карачаево-Черкессия

46 76 41,496 83 9 11 73 47

Северная Осе-

68 69 32,9 61 19 12 74 81

тия

Кабардино-Балкария

80 66 24,452 70 83 8 81 55

Регион входит в число 20 лучших по показателю

Регион входит в число 20 худших по показателю

Улучшение позиции

Ухудшение позиции

* [14]

Одной из угроз экономической безопасности края является обман, которые используют мошенники, манипуляция своими «жертвами», а также решение повысить уровень защищённости финансовых операций. Мошенники постоянно придумывают новые схемы обмана, а стражи правопорядка — способы борьбы с ними.

Технологии упрощают жизнь. Мошенники следят за научно-техническим прогрессом, используют его в своих интересах. В Ставропольском крае за пять месяцев 2017 г. мошенники увели деньги с карт и счетов 982 человек. Раскрытие составило — 74 преступления.

О том, как защитить свои деньги от телефонных и интернет-мошенников, представители банковской сферы, правоохранители, учёные и независимые эксперты рассматривают следующим образом (табл. 6).

«Мобильные» мошенники Ставропольского края и не только изобретают новые способы, они очень изобретательны. Идентифицировать преступника — большая проблема, так как схемы достаточно сложные. Банки должны повышать уровень безопасности, не создавая при этом сложности в работе с финансовыми инструментами.

Удержаться на этой тонкой грани, сделав сервис комфортным, но безопасным — задача сложная. Банки над ней работают.

Решением проблем и в числе первых столкнулись с такого рода мошенничеством. Совместно с правоохранительными органами активно выявляем подобные преступления. В 2014-2015 годах пресекли деятельность трёх межрегиональных групп, которые пользовались слабостью социально уязвимых групп населения.

В Ставропольском крае наблюдается низкая раскрываемость: из 401 совершённого за 5 месяцев 2017 г. телефонного мошенничества раскрыли только 35, из 581 мошенничества через Интернет — 39.

Фишинг и скимминг. Решение проблемы — страхование пластиковых карт. денег. Скимминг — информацию считывают специальные приспособления, установленные на банкомате. Фишинг — от слова «рыбалка», то есть ловля на живца. Это «развод» с помощью сообщений на мобильный телефон».

Пока же специалисты продолжают искать новые способы защиты. Эксперты, ученые Северо — Кавказского Федерального Университета предлагают изменить процесс выдачи средств, усилить и упростить информационную работу с самым слабым звеном — клиентом. Сотрудники коммерческих банков тесно работают и сотрудничают с представителями академических кругов, правоохранителями и экспертами.

196

Таблица 6. Защита денег от мошенников и схемы *

Мошенники и жертвы Меры. Решения

С помощью мобильного телефона. Приходит сообщение о том, что карта заблокирована (в интернете есть специальные программы, которые позволяют позвонить или отправить смс с любого номера.) Человек перезванивает по указанному контакту. Преступник представляется сотрудником банка, даёт инструкцию, как решить проблему. Жертва идёт к банкомату, набирает определённую комбинацию цифр и... теряет все деньги Правоохранительные органы и банк перекрывают один канал увода средств, а «великие комбинаторы» придумывают следующий

Вредоносные программы (вирус), в том числе для мобильных устройств. Популярные места «охоты» мошенников — сайты объявлений. Проблема в доверчивости населения края Информирование людей о новых схемах мошенничества

Главная беда — низкий уровень подготовленности людей к современным технологиям. Жертв просят назвать номер карты и код безопасности, указанный на обороте. В считанные минуты мошенники получают доступ ко всем счетам и картам, в результате деньги уводятся В области финансов стало дистанционное обслуживание. Размещение на сайте подробных инструкций о мерах безопасности.

Продавцы (жертва) автомобилей. Покупатель (мошенник) не скупится на комплименты в адрес «железного коня», подробно расспрашивает о состоянии авто. Обещают, что купят, однако командировка и будет через несколько дней, и просят дать данные пластиковой карты— номер, СУУ. Продавцы должны насторожиться, быть бдительными. Мошенники — хорошие психологи, легко манипулируют своими жертвами. Запуск волонтёрской акции по повышению финансовой грамотности жителей края. Информирование клиентов банков о существующих способах обмана и противодействии им

* Разработано по данным [11]

Коррупция. Генеральная прокуратура России на Портале правовой статистики опубликовала рейтинг регионов России по числу преступлений экономической направленности.

В частности, были выделены преступления по ст. 290 УК РФ (получение взятки), которые были совершены с января по сентябрь 2017 года. Так, коррумпированные регионы России представлены ниже. Первую строку занимает столица России — Москва (ст.290 УК РФ, получение взятки). В «почетной» десятке — Ставропольский край.

На Ставрополье масштабы крупные. В 2017 году осуждены три чиновника-вымогателя, требовавших 41 миллион RUB от подмосковного застройщика, который третий год ведет судебную тяжбу с Министерством здравоохранения края [12]. Приговоры коррупционерам — слишком мягкие (условный срок, либо штраф). ВЫВОДЫ

Проведенные исследования показывают, что обеспечение экономической безопасности сегодня играет важную роль практически для всех государств [15], а также экономическая безопасность должна включиться в экономику края. В Ставропольском крае наблюдается низкая раскрываемость мошеннических схем. Сотрудники коммерческих банков тесно работают и сотрудничают с представителями академических кругов, правоохранителями и экспертами. Лекторы по финансовой грамотности приводят много примеров из реальных жизненных ситуаций, проводят практикумы и деловые игры, интерактивно работают с залом.

Существенный ущерб экономики края наносила практика уклонения от уплаты налогов с помощью специальных схем — проведения налоговых платежей через заведомо неплатежеспособные банки, а также факты хищений с объектов народного хозяйства цветных металлов и изделий из них. Урон экономике приносит незаконный оборот алкогольной продукции в крае, нецелевое и нерациональное использование бюджетных средств, также рост экономической преступности. Из анализа складывающейся на территории края обстановки в перспективе усматриваются реальные угрозы технологического и экологического характера, которые могут возникнуть в ближайшее время наряду с уже имеющимися проблемами.

Инновационная активность должна развиваться как сверху вниз, так и снизу вверх по иерархическому принципу. Следует направить совершенствование управленческой деятельности и разработку стимулов повышения инновационной активности, поскольку ими в конечном итоге формируется инновационная политика в этой сфере [16].

197

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Министерство экономического развития Ставропольского края: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: stavkray2035.ru/infografika/infograf-1/ (дата обращения: 20.02.2018).

2. Клюшина П.В. Мониторинг земель ставропольского края / П.В. Клюшина, Т.О. Ушакова, Е.Н. Фисенко [Электронный ресурс]. — Режим доступа: natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12320 (дата обращения: 05.03.2018).

3. Новикова И.В. Угрозы экономической безопасности Ставропольского края / И.В. Новикова, Н.И. Красникова [Электронный ресурс] // Киберленинка—Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/ugrozy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-stavropolskogo-kraya (дата обращения: 28.02.2018).

4. Стратегия развития отраслей экономики Ставропольского края [Электронный ресурс] // Сайт Губернатора Ставропольского края. — Режим доступа: www.gubernator.stavkray.ru/docs/itemlist/category/164-strategii-razvitiya-otraslej-ekonomiki-stavropolskogo-kraya.html (дата обращения: 05.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Доклад о состоянии и тенденциях демографической ситуации в Ставропольском крае [Электронный ресурс]. — Ставрополь: Ставропольское издательство «Параграф», 2017. — 72 с. — Режим доступа: minsoc26.ru/social/trud_otnosh/ Dem_tmdЮemograf/Докладo/o20демографияo/o20напечатаньшo/o20Параграф.pdf (дата обращения: 20.03.2018).

6. Ставропольский край увеличивает госдолг [Электронный ресурс] // Официальный сайт ИА REGNUM. — Режим доступа: regnum.ru/news/economy/2394670.html (дата обращения: 05.03.2018).

7. Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Ставропольского края: Постановление Региональной тарифной комиссии Ставропольского края N»37/7 от 28 июня 2017 г.

8. Региональная тарифная комиссия Ставропольского края установила новые розничные цены на природный газ, реализуемый населению [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» —

Режим доступа: www.regiongaz.ru/press/news/regionalnaya_tarifnaya_komissiya_stavropolskogo_kraya_ustanovila_novyie

_roznichnyie_tsenyi_na_prirodnyiy_gaz_realizuemyiy_naseleniyu.html (дата обращения: 05.03.2018).

9. «Кредитный фарватер» ОНФ убережёт ставропольчан от денежных мошенников. [Электронный ресурс] // Сетевое издание «МК — Кавказ» — Режим доступа: kavkaz.mk.ru/articles/2017/11/09/kreditnyy-farvater-onf-uberezhyot-stavropolchan-ot-denezhnykh-moshennikov.html (дата обращения: 18.03.2018).

10. Налоговик в Ставрополе скрыл финансовые махинации на 6 млн RUB [Электронный ресурс] // Пятигорск. — Режим доступа: pyatigorsk.bezformata.ru/listnews/stavropole-skril-finansovie-mahinatcii/62848240/ (дата обращения 18.03.2018).

11. Гонка «вооружений». Какие технологии изобретают интернет-мошенники [Электронный ресурс] // Аргументы и Факты-СК — 2016. — 29.06. — №26 — Режим доступа: www.stav.aif.ru/society/person/gonka_vooruzheniy_kak_ specialisty_boryutsya_s_internet-moshennikami (дата обращения: 21.03.2018).

12. Коррупция сжирает Ставрополье [Электронный ресурс]. — Режим доступа: kavpolit.com/articles/ korruptsija_szhiraet_stavropole-34248/ (дата обращения: 21.03.2018).

13. Ставропольский край в цифрах, 2017: Краткий статистический сборник / Ставропольстат. — Ставрополь, 2017. — 218 с.

14. Ставропольский край характеристика коррупции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: yandex.ru/images/ search?text=image&lr=213&parent-reqid=1521814300255597-1350649236114807460677552-vla1-3667&source=wiz (дата обращения: 21.03.2018).

15. Ниязбекова Ш.У Место и роль государства в экономической безопасности страны / Ш.У Ниязбекова [Электронный ресурс] // Учетно-аналитическое обеспечение—информационная основа экономической безопасности хозяйствующих субъектов: Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов: в 2-х частях. — М.: Изд-во «Аудитор», 2017. — С. 256-260. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=28962760 (дата обращения: 21.03.2018).

16. Соболь Т.С. Стратегия инновационного развития АПК России / Т.С. Соболь // Инновационная деятельность. — 2010 — Выпуск 3 (12). — С. 26-31.

SPISOK LITERATURY

1. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Stavropol'skogo kraya: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: stavkray2035.ru/infografika/infograf-1/ (data obrashcheniya: 20.02.2018).

2. Klyushina P.V. Monitoring zemel' stavropol'skogo kraya / P.V. Klyushina, T.O. Ushakova, Ye.N. Fisenko [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12320 (data obrashcheniya: 05.03.2018).

3. Novikova I.V. Ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti Stavropol'skogo kraya / I.V. Novikova, N.I. Krasnikova [Elektronnyy resurs] // Kiberleninka — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/nugrozy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-stavropolskogo-kraya (data obrashcheniya: 28.02.2018).

4. Strategiya razvitiya otrasley ekonomiki Stavropol'skogo kraya. [Elektronnyy resurs] // Sayt Gubernatora Stavropol'skogo kraya. — Rezhim dostupa: www.gubernator.stavkray.ru/docs/itemlist/category/164-strategii-razvitiya-otraslej-ekonomiki-stavropolskogo-kraya.html (data obrashcheniya: 05.03.2018).

5. Doklad o sostoyanii i tendentsiyakh demograficheskoy situatsii v Stavropol'skom kraye [Elektronnyy resurs]. — Stavropol': Stavropol'skoye izdatel'stvo «Paragraf», 2017. — 72 s. — Rezhim dostupa: minsoc26.ru/social/trud_otnosh/Dem_trud/Demogral/ Doklad%20demografiya%20napechatanyy%20Paragraf.pdf (data obrashcheniya: 20.03.2018).

6. Stavropol'skiy kray uvelichivayet gosdolg [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt IA REGNUM. — Rezhim dostupa: regnum.ru/news/economy/2394670.html (data obrashcheniya: 05.03.2018).

7. Ob ustanovlenii roznichnykh tsen na prirodnyy gaz, realizuyemyy naseleniyu Stavropol'skogo kraya: Postanovleniye Regional'noy tarifnoy komissii Stavropol'skogo kraya №37/7 ot 28 iyunya 2017 g.

8. Regional'naya tarifnaya komissiya Stavropol'skogo kraya ustanovila novyye roznichnyye tseny na prirodnyy gaz, realizuyemyy naseleniyu [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt OOO «Gazprom mezhregiongaz Stavropol'» — Rezhim

dostupa: www.regiongaz.ru/press/news/regionalnaya_tarifnaya_komissiya__stavropolskogo_kraya__ustanovila

_novyie_roznichnyie _tsenyi_na_prirodnyiy_gaz_realizuemyiy_naseleniyu.html (data obrashcheniya: 05.03.2018).

198

9. «Kreditnyy farvater» ONF uberezhot stavropol'chan ot denezhnykh moshennikov. [Elektronnyy resurs] // Setevoye izdaniye «MK — Kavkaz» — Rezhim dostupa: kavkaz.mk.ru/articles/2017/11/09/kreditnyy-farvater-onf-uberezhyot-stavropolchan-ot-denezhnykh-moshennikov.html (data obrashcheniya: 18.03.2018).

10. Nalogovik v Stavropole skryl finansovyye makhinatsii na 6 mln RUB [Elektronnyy resurs] // Pyatigorsk. — Rezhim dostupa: pyatigorsk.bezformata.ru/listnews/stavropole-skril-finansovie-mahinatcii/62848240/ (data obrashcheniya 18.03.2018).

11. Gonka «vooruzheniy». Kakiye tekhnologii izobretayut internet-moshenniki [Elektronnyy resurs] // Argumenty i Fakty-SK — 2016. — 29.06. — №26 — Rezhim dostupa: www.stav.aif.ru/society/person/gonka_vooruzheniy_kak_ specialisty _ boryutsya_s_internet-moshennikami (data obrashcheniya: 21.03.2018).

12. Korruptsiya szhirayet Stavropol'ye [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: kavpolit.com/articles/korruptsija_szhiraet_ stavropole-34248/ (data obrashcheniya: 21.03.2018).

13. Stavropol'skiy kray v tsifrakh, 2017: Kratkiy statisticheskiy sbornik / Stavropol'stat. — Stavropol', 2017. — 218 s.

14. Stavropol'skiy kray kharakteristika korruptsii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: yandex.ru/images/search?text =image&lr=213&parent-reqid=1521814300255597-1350649236114807460677552-vla1-3667&source=wiz (data obrashcheniya: 21.03.2018).

15. Niyazbekova Sh.U. Mesto i rol' gosudarstva v ekonomicheskoy bezopasnosti strany / Sh.U. Niyazbekova [Elektronnyy resurs] // Uchetno-analiticheskoye obespecheniye — informatsionnaya osnova ekonomicheskoy bezopasnosti khozyaystvuyushchikh sub"yektov: Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov i rezul'tatov sovmestnykh nauchno-issledovatel'skikh proyektov: v 2-kh chastyakh. — M.: Izd-vo «Auditor», 2017. — S. 256-260. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item.asp?id=28962760 (data obrashcheniya: 21.03.2018).

16. Sobol' T.S. Strategiya innovatsionnogo razvitiya APK Rossii / T.S. Sobol' // Innovatsionnaya deyatel'nost'. — 2010 — Vypusk 3 (12). — S. 26-31.

Статья поступила в редакцию 20 апреля 2018 года Статья одобрена к печати 21 мая 2018 года

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.