Научная статья на тему 'Экономическая безопасность России: проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях'

Экономическая безопасность России: проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9748
1577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилкина Ю. В.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность России: проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях»

экономическая безопасность России: проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях

Ю. В. жилкина,

кандидат экономических наук E-mail: yulduz@inbox. ru ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», г. Москва

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития.

Ключевые слова: экономическая безопасность, объекты безопасности, внешние и внутренние угрозы, механизм обеспечения экономической безопасности, стратегическое направление.

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности — это базовая, основополагающая потребность как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.

В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирования отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер жизнедеятельности.

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Опыт стран Европейского союза показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может

служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития. Основным оружием сейчас становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним относится и Россия, зависят от политики Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития — финансовых структур развитых стран.

Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства, который все еще продолжается. Под угрозой находится национальная безопасность России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу государственности России. Всему этому виной — состояние экономики. Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Содержание экономической безопасности государства. Для того чтобы понять и осознать значение категории «экономическая безопасность», необходимо дать характеристику термину «безопасность» и определить, в чем его суть. Безопасность — это такое состояние субъекта, при котором вероятность

- 53

изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. «Желательное» состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие «желательное» изменение. Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т. д.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:

1) экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает контроль государства за национальными ресурсами, за достижением такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;

2) стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т. д.;

3) способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-го-

54 -

сударственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации.

Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности. Таким образом, экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

В переходный период государственная стратегия экономической безопасности должна быть ориентирована в первую очередь на поддержание достаточного уровня жизни населения, обеспечение социально-политической безопасности общества, сохранение основ конституционного строя государства и формирование устойчивой системы национальных ценностей и интересов.

В условиях кризисных и крупномасштабных переходных процессов экономического и политического характера механизмы стабилизации и обеспечения безопасности представляют собой достаточно противоречивую систему. Взаимосвязь экономической и политической безопасности видна, когда факторы политической и национально-этнической стабильности и безопасности могут достаточно долго «покупаться» за счет огромных экономических издержек (заведомо неэквивалентный обмен, потери в результате предоставления так называемых «технических» кредитов и пр.). Размеры этих издержек (особенно в условиях кризисной ситуации) уже сами по себе становятся фактором экономической дестабилизации и некомпенси-

руемых потерь национального хозяйственного и природно-экономического потенциала.

Важнейшей проблемой характеристики экономической безопасности на макроуровне является определение ее основных критериев. В условиях глубокого кризиса, разнообразия переходных процессов таким критерием может быть «минимум совокупного ущерба, наносимого обществу, экономике, человеку» [1]. Вариантом или, точнее, конкретизацией такого подхода выступает принятие в качестве критерия безопасности особой пограничной «черты» как признака критического или порогового состояния социально-экономической системы, за пределами которого возникает угроза или даже фактически происходит деградация и разрушение этой системы. Для определения (в том числе и количественного выражения) таких пороговых значений необходимо:

• рассмотреть основные условия функционирования экономической системы и выделить наиболее важные показатели, характеризующие эти условия;

• определить факторы ее дестабилизации; оценить возможности наступления различных по характеру и последовательностям критических ситуаций;

• выявить пути предотвращения угрозы безопасности и поддержания стабильности. Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и иными, включая защиту секторов. В свою очередь следует подчеркнуть, что безопасность в смежных внеэкономических сферах обеспечивается не только специфичными для них методами, но в значительной мере и экономическими средствами, в том числе всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического характера. Кроме того, экономическая оценка последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб и на этой основе определить систему приоритетов.

Исходя из сказанного, государственное регулирование в области экономической безопасности является необходимым условием достижения общегосударственных целей в области обеспечения национальной безопасности. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами, восприняты и поняты всеми членами общества.

Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру,

в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня:

• макроэкономический уровень — экономика страны в целом;

• региональный и отраслевой уровни — экономика регионов и отраслей;

• микроэкономический уровень — агенты рынка;

• уровень семьи и личности — экономические интересы каждого гражданина страны. Интересы указанных экономических объектов взаимосвязаны (взаимообусловлены) и в то же время противоречивы. Поэтому необходимо определить степень вмешательства государства в различных секторах экономики и его временные рамки. Ход реформ и функционирование экономики обусловлены влиянием находящихся в непрерывном взаимодействии внешних и внутренних факторов, угрожающих экономической безопасности страны.

Нормативно-правовая основа экономической безопасности России. Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1996 № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» экономическая безопасность России — это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны [10]. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все предпринимаемые эконо-

55

мические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер. Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

Государственная стратегия экономической безопасности включает:

1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3—5 лет) перспективу;

2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;

3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики [9].

Классификация угроз экономической безопасности. Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1) увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

• расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

• увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает

социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и т. п.;

• рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

• задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т. д.;

2) деформированность структуры российской экономики, обусловленная следующими факторами:

• усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

• отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

• низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

• свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

• снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

• завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

• рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение;

3) возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

• объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

• нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

• увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации;

4) криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

• рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

• сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

• ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Экономическая безопасность России: внутренние и внешние проблемы. Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей структуры национальной безопасности страны, поскольку все остальные виды безопасности не могут существовать без достаточного экономического обеспечения.

Экономическая безопасность — это состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз; она является основой устойчивости и страны, и индивида, и предприятия. Кроме того, экономическая безопасность должна также обладать способностью предотвращать угрозы, противодействовать им и сводить на нет их негативное воздействие. Угрозы могут быть направлены не только на экономику в целом, но и на составные ее части — отрасли, промышленные районы, отдельные предприятия и др.

По мнению ряда авторов, в разное время главными являются либо внешние, либо внутренние угрозы, но в целом внутренние угрозы большинству экономистов представляются более опасными, нежели угрозы внешние (исключая угрозу прямой военной агрессии). В настоящее время в России наибольшую тревогу вызывают именно внутренние угрозы.

По мнению автора, уровень экономической безопасности страны в первую очередь обеспечивается состоянием самой экономики, в частности, высокой производительностью труда, высококачественной продукцией, профессионализмом административного персонала, инженеров и рабочих. От этого зависит ее конкурентоспособность на внешних рынках и способность удовлетворять материальные потребности населения внутри страны. В этой связи выделяют два главных свойства экономики: устойчивость и развитие. В экономике должны быть мощные внутренние импульсы рециркуляции, идущие от инициативы участников рынка, конкуренции товаропроизводителей и других рыночных факторов.

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы. К внешним факторам относятся прежде всего геополитические и внешнеэкономические факторы, а также глобальные экологические процессы.

Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: во-первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национальному производству; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

• преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

• зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

• увеличивающаяся внешняя задолженность;

• недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

- 57

• неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;

• неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.

Резкое падение цен на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики. Представляет опасность для экономики введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, являющихся важными рынками сбыта или поставщиками продукции для государства. Недопустима высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам использовать эту зависимость для политического давления на другие страны. Нельзя допускать высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей.

Большую опасность для экономики представляет ситуация, когда более половины экспорта приходится на два-три товара. Из опыта многих развивающихся стран известно, что такая структура экспорта при серьезном ухудшении конъюнктуры, связанной со спросом на данные товары на мировом рынке, или политической ситуации ставит экономику на грань катастрофы. Необходимо наряду с экспортом традиционных товаров создавать более прогрессивную экспортную структуру путем радикальной диверсификации экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической безопасности страны.

Переход к открытой экономике предполагает отказ от крайнего протекционизма. Однако защита отраслей и производств, перспективных с точки зрения формирования новой модели включения стран в мировое хозяйство (т. е. селективный протекционизм), необходима. С точки зрения экономической безопасности надо стремиться к диверсификации рынков сбыта для отечественных товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими. Учитывая глобальный характер интеграционных процессов в мире, внешнеэкономическая политика призвана искать пути к

сотрудничеству не только с Европейским союзом, но и с другими интеграционными группировками, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В условиях кризиса экономики и катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором экономического подъема в некоторых областях, следовательно, улучшения экономического положения страны в целом, тем самым способствуя укреплению экономической безопасности. Механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранцами финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок части национального богатства. Таким образом, принимая меры к широкому привлечению иностранных инвестиций в экономику, необходимо регулировать этот процесс так, чтобы соблюдались национальные интересы и иностранные компании, вкладывая минимальные средства, не могли устанавливать контроль над целыми отраслями отечественного производства.

Состояние национальной валюты во всем мире считается индикатором экономического положения страны. Утечка финансовых средств из страны в огромных масштабах («бегство капитала») — одна из самых серьезных угроз национальной экономической безопасности. Легальной формой утечки средств является, например, перевод огромных сумм коммерческими банками на счета в зарубежных банках. К нелегальным каналам относятся занижение цен при экспорте и завышение цен при импорте (разница между фиктивной и настоящей ценой переводится иностранными партнерами на счета отечественных бизнесменов в западных банках), перевод «авансом» под импорт, за которым никакого импорта не следует, и т. д. Настоящий масштаб утечки капитала трудно определить.

Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

• унаследованная от прошлого структурная де-формированность экономики;

• низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;

• высокий уровень монополизации экономики;

• высокий уровень инфляции;

• недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

• слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

• ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

• вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

• тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

• низкая инвестиционная активность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;

• потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня образования;

• несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынках, их низкая правовая дисциплина;

• низкая финансовая и договорная дисциплина агентов рынка;

• криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой;

• массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов;

• незаконный перевод финансовых средств за границу.

Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на две группы: 1) связанные с закономерностями циклического развития экономической системы; 2) не связанные с циклическими закономерностями развития.

Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.

Действия второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных

разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:

• в состоянии и эффективности использования производственного инновационного и научно-технического потенциала страны;

• в экономических отношениях хозяйствования и управления;

• в социальной сфере;

• в состоянии окружающей среды;

• в системе федеративных отношений и в региональной экономике.

Анализ публикаций отечественных авторов [3, 4, 5, 12] показывает, что для оценки уровня экономической безопасности объекта иногда используются математические методы расчета на основе конкретных данных. Не все показатели состояния экономической безопасности могут быть выражены количественно, но они отражают те свойства исследуемого объекта, которые невозможно определить эмпирически. Цифровые индикаторы необходимы для определения состояния экономики в целом или ее отраслей. Однако для определения уровня экономической безопасности более важны не сами показатели, а их предельные или пороговые значения, превышение которых ведет к формированию опасных для экономики тенденций. Приближение количественных показателей экономической безопасности к их пороговым значениям свидетельствует о нарастании социальной напряженности в обществе, превышение пороговых значений — о переходе общества в состояние возможных социальных конфликтов.

После дефолта в течение полутора лет Россия находилась в шоковом состоянии, но с 1999 г. начался рост экономики в результате увеличения объемов экспорта природных энергоносителей, в частности сырой нефти. Рост экономики продолжался с 1999 по 2004 г. и был вызван высокими мировыми ценами на нефть и природный газ. На начальной стадии роста на экономику положительно воздействуют высокие цены — начался переток капитала из нефтяной отрасли в другие отрасли промышленности и торговлю, появились высокооплачиваемые рабочие места, возросла покупательная способность городского населения. Масштабы внутреннего рынка постепенно расширялись, государственные финансы были относительно упорядочены, оживилось потребительское кредитование, был принят Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». На этом фоне даже банковский кризис 2004 г. не

- 59

оказал негативного воздействия на народное хозяйство: после потрясений 1990-х гг. российская экономика обрела некоторый запас прочности, ставший фактором укрепления и экономической безопасности страны.

С 1999 по 2004 г. рост российской экономики был наиболее динамичным за весь послевоенный период. В эти годы ВВП России вырос на 40 %, достигнув 600 млрд долл. США, причем в 2003 и 2004 гг. его рост составлял 7 % в год. Сегодня Россия в мировом рейтинге — десятая по объему ее ВВП и седьмая по золотовалютным резервам. Качественные преобразования в российской экономике этих лет во многом обусловлены развитием крупного бизнеса. До дефолта в экономике страны преобладали бизнес-группы, представлявшие собой совокупность предприятий из разных секторов и отраслей экономики. Между интегрированными предприятиями свободно перемещались финансовые, технологические и людские ресурсы, часто даже из далеких друг от друга отраслей. Негибкая структура таких бизнес-групп исключала производственную специализацию.

В начале 2005 г. проявился кризис экспортно-сырьевого роста российской экономики. Причины его — в дисбалансе между гипертрофированно разросшимися нефтяной и газовой отраслями промышленности и слаборазвитыми несырьевыми отраслями, многие из которых не сумели восстановиться после кризиса 1998 г. Обозначились и главные проблемы, возникшие вследствие структурного неравновесия экономической системы. Оказалось, что экономический рост на основе экспорта сырья не способствует решению фундаментальных проблем экономики. Экспорт сырья тормозит появление конкурентоспособных компаний в несырьевых отраслях промышленности. Концентрация внимания государственных органов на экспорте сырья отвлекает их от вопросов развития инфраструктуры, необходимой для бизнеса. Рыночные институты в экономике оказались малоэффективными, результатом этого стали невосприимчивость экономики к инновациям, медленные темпы развития малого и среднего бизнеса, неконкурентоспособность некоторых представителей крупного бизнеса даже на внутреннем рынке. Это свидетельствует о том, что одной из главных внутренних угроз экономической безопасности России стал чрезмерный, превышающий все допустимые пороги структурный перекос экономики в сторону топливно-сырьевой и технологически связанных с ней отраслей.

Другой, не менее опасной внутренней угрозой экономической безопасности России является хро-

60 -

ническая инфляция, проявляющаяся в росте цен на товары повседневного спроса, автомобильный бензин, тарифы ЖКХ и др. В 2005 г. она оставила 10,9 %. Инфляция в России имеет преимущественно немонетарный характер и потому почти не поддается сдерживанию традиционными средствами финансовой политики. Центральный банк РФ пытается тормозить инфляцию укреплением рубля, но это ослабляет конкурентные позиции российских товаропроизводителей на международных рынках. К сожалению, существующая финансовая система страны не может преобразовывать сбережения россиян в инвестиции. Вероятно, первопричиной инфляции является то, что поступающие в страну нефтедоллары из-за структурного дисбаланса экономики стимулируют на внутреннем рынке спрос, но не предложение. Постоянно растущий спрос при небольшом предложении создает перекос на внутреннем рынке [6, 7].

По мнению автора, макроэкономическая стабильность создает условия для проведения реформ, стимулирующих развитие микроэкономики и, в частности, малого и среднего бизнеса. В настоящее время это главное условие неинфляционного экономического роста. В качестве первоочередных мер по сдерживанию инфляции можно было бы предложить контроль со стороны государственных органов за тарифами естественных монополий, розничными ценами на нефтепродуктовом и аграрном рынках, более продуманное таможенное регулирование.

Не менее угрожающим для экономической безопасности России является состояние ее финансовой системы. Сегодня совокупный объем ее ресурсов (включая активы банков и страховых компаний, капитализацию рынков акций и облигаций) угрожающе мал — около годового объема ВВП страны. В то же время в Великобритании, например, он составляет около семи годовых ВВП, в Германии, Франции и Японии — около шести годовых ВВП, в Китае — свыше трех ВВП, Бразилии — два ВВП. Столь малый объем ресурсов финансовой системы свидетельствует о том, что она неразвита и малоэффективна, а без нее устойчивая рыночная экономика невозможна.

Перед государством стоят вполне определенные задачи: стимулирование и регулирование развития отечественного предпринимательства, создание экономической мотивации общества, стимулирование развития новых технологий или их импорт. При этом введенной в 2005 г. 10 %-ной импортной льготы явно недостаточно. Можно использовать пример Японии и Республики Корея, которые для обеспечения роста экономики импортирова-

ли только новейшие технологии, но отказывались ввозить готовые к употреблению товары. Государство должно определить приоритетные отрасли экономики и с них начинать реформы, оказывать им финансовую помощь и тем самым стимулировать частных инвесторов. Такой инвестиционной политики придерживается сегодня Китай.

Наиболее губительное воздействие на экономику оказывает коррупция. Некоторые предприятия вынуждены функционировать вне правового поля. Экономика вне правового регулирования сама может стать угрозой экономической безопасности России. Наибольшему коррупционному давлению подвергаются малый и средний бизнесы, хотя в основном от них зависят общественные настроения и рост национальной экономики. Независимые предприятия имеют ряд преимуществ перед крупным бизнесом: оптимально соответствуя масштабам человеческой личности, они предоставляют больше возможностей для проявления инициативы и творчества, способны быстро перестраивать производство в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка, обладают особой восприимчивостью к инновациям.

С точки зрения обеспечения экономической безопасности регионов, городов и поселков наиболее перспективным видом малого бизнеса являются небольшие фирмы, занимающиеся инновационными разработками. Как правило, они специализируются на выполнении заказов крупных компаний, государственных и муниципальных организаций. Таких фирм в России пока немного, и государство должно оказывать им существенную поддержку. Другой популярный вид малого бизнеса — сервисное обслуживание населения. Это предприятия автосервиса, ремонта бытовой техники, квартир и другой недвижимости, нотариальные и адвокатские конторы, грузоперевозчики, частнопрактикующие врачи и учителя. Задача государства — создавать им если не комфортные, то, по крайней мере, нормальные условия работы. Природа малого бизнеса такова, что он не может успешно развиваться без поддержки государства.

Однако в России развитие малого бизнеса часто тормозится государством, особенно местными властями. Муниципалитеты в лучшем случае равнодушны к нему, поскольку они почти не получают от него налоговых отчислений, так как основная часть налогов перечисляется в федеральный бюджет. По оценке Всемирного банка и Международной финансовой корпорации на 2006 г. Россия занимает 79-е место в мировом рейтинге стран (всего 155), привлекательных для бизнеса.

Основные параметры оценки: быстрота регистрации новых предприятий, возможности получения кредитов и лицензий, вопросы найма и увольнения персонала. Оказалось, что российским предпринимателям сложнее всего получить лицензию (143-е место) и кредит (148-е место). «Главной проблемой кредитования является отсутствие де-факто кредитных бюро, причем система сбора информации о заемщиках не заработает и в 2006 г. Что касается лицензий, то процедура их получения занимает в среднем 22 этапа и рекордные 528 дней — дольше только в Иране и Кот-д'Ивуаре» [8, 11].

С развитием малого и среднего предпринимательства также связана экономическая безопасность регионов России. Если государство не займется созданием инфраструктуры, способствующей ведению всех видов бизнеса, в восточных регионах страны иссякнут людские, финансовые и природные ресурсы. Ведущий научный сотрудник Института геологии Сибирского отделения РАН А. Г. Коржубаев указывает на необходимость срочно заняться проблемами экономики восточносибирских регионов, поскольку в этих регионах не развиваются местная промышленность и инфраструктура, а также низкие уровень жизни населения и рождаемость, высок отток населения в западные регионы [14]. Необходимо срочно начинать фундаментальные структурные реформы экономики, чтобы заставить работать на страну не только сырьевые, но и прежде всего человеческие ресурсы. В некоторых отраслях промышленности начинать придется практически с нуля, поскольку вхождение России в мировую экономическую систему на достойных условиях потребует возобновления индустриализации в стагнирующих отраслях, создания адекватной инфраструктуры, поиска новых стимулов для реализации невостребованного до сих пор творческого потенциала россиян.

Экономическая безопасность: механизмы обеспечения и перспективы повышения уровня. Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации и должны включать в себя:

1) мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межот-

- 61

раслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых);

2) разработку критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации. Для реализации государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

• динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. п.;

• состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

• способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;

• состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

• качество жизни населения. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям: выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности; организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Эффективная система обеспечения экономической безопасности — вопрос «жизни» любого государства. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве. Анализ тенденций развития мирохозяйственных связей, научно-технических преобразований в экономике, мировых интеграционных процессов и воздействия этих факторов на экономические основы национальной безопасности государств мирового сообщества позволяет наметить основные направления обеспечения экономической безопасности государства. При этом очевидно, что оценка эффективности обеспечения безопасности

национального хозяйства страны немыслима без определения ретроспективных, текущих и предполагаемых уровней экономической безопасности государства. В этой связи автор продолжает серию публикаций, посвященных анализу и оценке экономического положения России, состояния ее национального хозяйства.

Перспективы экономического роста. По поручению Президента Российской Федерации Минэкономразвития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г, целью которой явилось определение путей устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления экономической безопасности страны и развития экономики России. При этом главным стратегическим экономическим ориентиром было названо восстановление Россией статуса мировой экономической державы.

Стратегической целью было провозглашено превращение нашего государства в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход его на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 г., согласно этой концепции, Россия должна: войти в первую шестерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта; обеспечить уровень благосостояния населения до соответствующего развитым странам мира; достичь научного, технологического и финансового лидерства, обеспечивающего специализацию страны в мировой экономике.

Системное решение этих задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу. Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста.

В условиях глобальной конкуренции предлагается обеспечить опережающее «прорывное» развитие в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость реализации сразу четырех стратегий экономического развития:

во-первьх, использование глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта и аграрного сектора;

во-вторых, формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках;

в-третьих, структурная диверсификация национального хозяйства;

в-четвертых, развитие рыночных отношений, демократии и обеспечение защиты прав и свобод предпринимательства.

Однако реализация этих стратегий будет происходить в условиях сохранения в долгосрочной перспективе высоких темпов роста мировой экономики, поступательного развития глобализации и усиления ее региональной составляющей. Мировой экономический рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, которые будут определять 45—50 % роста мирового хозяйства. Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут к 2020 г. к превращению их в одних из лидеров научно-технического развития в мире [7].

Таким образом, тенденции развития мировой экономики в долгосрочной перспективе создают и новые возможности, но и новые риски для Российской Федерации в плане обеспечения ее экономической безопасности. Новые возможности для повышения уровня экономической безопасности России будут заключаться в использовании имеющихся стратегических ресурсов, прежде всего в реализации энергетического, транзитного, экологического и высокотехнологичного потенциала нашей страны и ее экономики. Одновременно новая волна высокотехнологичных разработок на основе нано- и биотехнологий открывает перед Россией возможности для «прорыва» на мировые рынки.

В то же время нестабильность мировых рынков энергоносителей, диверсификация каналов поставки газа и нефти на европейский и китайский рынки в обход России неизбежно окажут влияние на изменение ее позиций как одного из ведущих поставщиков этих видов энергоносителей. Одновременно глобализация финансовых рынков может повысить риски утраты российской финансовой системой своей самостоятельности и превращения ее в периферийный сегмент европейского и американского финансовых рынков.

Таким образом, перспективы экономического развития и изменения уровня экономической безопасности России будут определяться как объективными условиями и факторами развития мирового хозяйства, так и субъективными экономическими, социальными, но главное — политическими процессами, происходящими в различных мировых регионах и в нашей стране. В этой связи в современных условиях как никогда становится актуальной задача обеспечения экономической безопасности нашего государства.

Формы обеспечения экономической безопасности государства. Анализ современного состояния обеспечения экономической безопасности ряда ведущих государств мира позволил выявить ряд тенденций, которые по характеру своего проявления можно разделить на две группы: 1) группу тенденций развития форм; 2) группу тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства.

К числу основных тенденций развития форм обеспечения экономической безопасности государства следует отнести тенденции, связанные с увеличением приоритетности мероприятий и действий органов государственного управления по обеспечению экономической безопасности к другим мероприятиям и действиям.

Эти тенденции тесно связаны с группой тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства. К числу этих основных тенденций могут быть отнесены тенденции, связанные с увеличением зависимости эффективности реализации различных национальных проектов от эффективности функционирования экономики, с увеличением степени ослабления экономики конкурентов и важностью комплексной защиты своих критически важных объектов национального хозяйства, с достижением экономической интеграции с различными государствами мира.

Рассмотрение перечисленных тенденций через механизм действия основных законов и закономерностей развития сложных нелинейных открытых экономических систем позволило выявить ряд закономерностей обеспечения экономической безопасности государства:

• зависимость эффективности функционирования экономики от степени обеспеченности ресурсами. В результате развития экономической инфраструктуры национального хозяйства, взаимодействия этого сектора экономики с другими секторами и секторами национального хозяйства государств мира происходят эволюция имеющихся и возникновение новых форм обеспечения их экономической безопасности;

• зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от эффективности принятия определенных мер, применения специально выделенных сил и средств. Происходящее преднамеренное воздействие конкурентов на национальное хозяйство страны, взаимодействие национального хозяйства с экономиками других государств и внешней средой, необратимые и направленные изменения форм обеспечения экономической

63

безопасности государства приводят к развитию существующих и появлению перспективных способов обеспечения экономической безопасности, характеризующихся более высоким уровнем организации принятия специальных мер, применения специальных сил и средств;

• зависимость эффективности принятия мер по обеспечению экономической безопасности государства, применения сил и средств в интересах обеспечения экономической безопасности от наличия специализированной организационной структуры государства. Совершенствование форм и способов экономической безопасности государства обусловливает необходимость построения специализированной организационной структуры — системы обеспечения экономической безопасности государства, способной реализовать эти формы и способы;

• зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от сосредоточения воздействия на экономику противостоящей в конкурентной борьбе стороны. В ходе развития способов обеспечения экономической безопасности государства осуществляется упорядоченное и необратимое изменение направленности воздействия на элементы экономической инфраструктуры противостоящей стороны, выражающееся в последовательном переходе от преимущественного воздействия на элементы производства к воздействию на системы, обеспечивающие его функционирование;

• зависимость эффективности функционирования экономики от характера ее взаимодействия с национальными хозяйствами стран-союзников в конкурентной борьбе. В процессе производства осуществляется направленное изменение характера взаимодействия экономики с внешней хозяйственной средой. Оно заключается в установлении оптимальных условий (рационального варианта) функционирования экономики государства, характеризующихся обеспечением внутрисистемной экономической безопасности — при взаимодействии с экономическими системами в порядке иерархической подчиненности, взаимовыгодной кооперацией — при взаимодействии с неподчиненными экономическими системами, дезорганизацией функционирования экономических систем противостоящей в конкурентной борьбе стороны. Эти закономерности в свою очередь позволили

определить в качестве основных форм обеспечения

экономической безопасности государства:

64

1) экономический патронат, который обеспечивает внутрисистемную безопасность систем экономического назначения страны, если совокупность этих систем рассматривать как целостную систему. В рамках экономического патроната обеспечивается приоритетное влияние организационных, правовых, этических и других норм, выполнение которых обусловливает безопасное (с экономической точки зрения) функционирование каждой системы управления, обеспечения, производства и т. п. внутри более глобальной экономической системы;

2) экономическую кооперацию, которая обеспечивает экономическую безопасность государства при взаимодействии экономики страны с различными экономическими системами, не связанными с этим сектором национального хозяйства отношениями подчиненности. В рамках экономической кооперации обеспечивается совместное функционирование национальных хозяйств и обмен экономическими ресурсами между экономическими системами различных государств мира, иностранных и международных организаций;

3) экономическое противоборство, которое является основной формой обеспечения экономической безопасности государства в конкурентной борьбе противостоящих сторон. Достижение и удержание превосходства в экономическом противоборстве обеспечивает безопасность функционирования систем экономического назначения государства при подготовке и в ходе конкурентной борьбы (разрешения экономического конфликта).

Современный экономический рост нашего государства обусловливает возможность реализации всех перечисленных форм обеспечения экономической безопасности России, повышения уровня безопасности ее национального хозяйства в современных условиях.

В заключение следует отметить, что для создания национальной структуры экономики, адекватной рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Россия должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относиться к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики

заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения [13].

Проблемы экономической безопасности займут подобающее место в системе национальной безопасности России, и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана. Ее осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий, и Россия вновь займет свое место среди развитых стран. За последнее десятилетие Россия достаточно глубоко интегрировалась в мировую хозяйственную систему. Сочетание процессов либерализации и интернационализации российской экономики с современными тенденциями глобализации мирового хозяйства привело к качественному усилению зависимости России от внешнего рынка. Доля доходов от внешней торговли в федеральном бюджете составляла в последние годы более трети от всех налоговых поступлений, а более 40 % розничного товарооборота формировалось за счет импорта.

В этих условиях проблема экономической безопасности приобретает первостепенное значение, становится стержнем всей экономической политики российского государства и задает контуры всех экономических решений. Поэтому разрешение экономических проблем возможно только путем создания и надлежащего функционирования правового механизма, позволяющего принимать целенаправленные и последовательные решения в области экономических отношений, соответствующие требованиям экономической безопасности.

Список литературы

1. Арсентьев М. Экономическая безопасность // Обозреватель, 1998. № 5.

2. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. СПб: Вектор, 2005. С. 256.

3. Гончаренко Л. П., Куценко Е. С. Управление безопасностью. М.: Конрус, 2005. С. 272.

4. Загашвили В. С. Экономическая безопасность России. М.: Юрист, 1997.

5. Ипполитов К. Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М.: Российский союз предприятий безопасности, 1996.

6. Клейн Н. И. Предпринимательское право. Курс лекций. М.: Юридическая литература, 1993.

7. Кононов Д. А., КульбаВ. В., Ковалевский С. С., Ко-сяченко С. А. Формирование сценарных пространств и анализ динамики поведения социально-экономических систем. Препринт. М.: ИПУ РАН, 1999.

8. Лаптев В. В. Введение в предпринимательское право. М.: Институт государства и права РАН, 1994.

9. О безопасности: Сборник законодательных и нормативных документов по состоянию на февраль 1998 г. М.: Буквица, 1998. Серия «Федеральное законодательство».

10. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 № 608.

11. Одинцов А. А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства. М.: Академия, 2006. С. 336.

12. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) // под ред. Олейникова Е. А. М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.

13. Рубанов И. Задача для суверенной экономики // Эксперт, 2005. № 24 (471). С. 15-20.

14. Рубанов И. Потеряем время — потеряем Сибирь // Эксперт, 2005. № 24 (471) . С. 34—36.

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.