Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА И ВОЗМОЖНЫЕ УГРОЗЫ РАЗВИТИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА И ВОЗМОЖНЫЕ УГРОЗЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / УГРОЗЫ / КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таймасханов Х.Э., Азиева Р.Х., Закриева Д.М.

Экономическая безопасность России формируется из экономической безопасности ее регионов. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу одних из основных национальных приоритетов, что определяет потребность формирования механизмов управления для решения задач обеспечения эффективности экономической безопасности региона. В статье проведен анализ социально-экономического положения Чеченской Республики и определены меры по повышению ее экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY OF THE REGION AND POSSIBLE THREATS TO DEVELOPMENT

The economic security of Russia is formed from the economic security of its regions. Ensuring economic security is one of the main national priorities, which determines the need for the formation of management mechanisms to solve the tasks of ensuring the effectiveness of the economic security of the region. The article analyzes the socio-economic situation of the Chechen Republic and identifies measures to improve its economic security.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА И ВОЗМОЖНЫЕ УГРОЗЫ РАЗВИТИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА И ВОЗМОЖНЫЕ УГРОЗЫ

РАЗВИТИЯ

Х.Э. Таймасханов, д-р экон. наук, профессор Р.Х. Азиева, канд. экон. наук, доцент Д.М. Закриева, магистрант

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова (Россия, г. Грозный)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-9-213-219

Аннотация. Экономическая безопасность России формируется из экономической безопасности ее регионов. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу одних из основных национальных приоритетов, что определяет потребность формирования механизмов управления для решения задач обеспечения эффективности экономической безопасности региона. В статье проведен анализ социально-экономического положения Чеченской Республики и определены меры по повышению ее экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность; регион; угрозы; кризис; экономическое развитие; Чеченская Республика.

Термин «экономическая безопасность» впервые начал применяться президентом США Ф. Рузвельтом, который использовал понятие «национальная экономическая безопасность». Для вывода страны из кризисной ситуации была внедрена для реализации Программа государственного регулирования национальной экономики, контроль за выполнением которой осуществлял Федеральный орган экономической безопасности - специальный правительственный орган, образованный в июне 1934 года.

В РФ особый интерес к задаче укрепления экономической безопасности возник в начале 90-х гг. 20 века, который связан с периодом экономических преобразований и системным кризисом российской экономики. В нашей стране представление об экономической безопасности менялось в основном под влиянием политических факторов, а сама концепция экономической безопасности развивалась независимо от западных концепций. В 1996 году указом Президента РФ от 29 апреля №608 впервые была официально утверждена «Государственная стратегия экономической безопасности РФ», нацеленная на обеспечение национальных интересов государства в области экономики и поддер-

жания экономической безопасности страны и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Различные исследователи дают различные трактовки понятия «экономическая безопасность», к примеру, на взгляд А.А. Белькова, экономическая безопасность - это состояние страны, которое должно быть сохранено и развиваться. Делая акцент на макроаспекты экономической безопасности, Е. Бухвальд, Н. Гло-вацкая, С. Лазаренко определили экономическую безопасность как уровень развития экономики, который в условиях отрицательного влияния факторов позволяет иметь такую стабильность, как социально-политическая, военная и экономическая.

Академик Л.И. Абалкин под экономической безопасностью понимал состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи, при котором государство может формировать и реализовать в жизнь независимую экономическую политику.

Экономическая безопасность определяется Ю.И. Владимировым и А.С. Павловым, как способность системы поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения и определяет устойчивое

обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию государственных интересов, являясь важнейшей качественной характеристикой экономической системы.

Одно из наиболее часто цитируемых в литературе определений экономической безопасности сформулировал С.Ю. Глазьев: «Безопасность экономическая - состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня безопасности государства, а также надлежащего уровня конкурентоспособности экономики в условиях глобальной конкуренции».

По мнению В.С. Загашвили, «экономическая безопасность - это состояние хозяйства, нацеленное на увеличение экономической мощи и повышение качества жизни в условиях требований, налагаемых участием в системе международной экономической взаимозависимости».

На наш взгляд, экономическая безопасность - это состояние защищенности определенными органами и службами всех отраслей и сфер деятельности от враждебных действий с целью ускоренного роста и развития экономики государства.

Отечественные и зарубежные исследователи выделяют такие цели экономической безопасности региона, как рост качества жизни населения; стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики; независимость экономики от внешних рынков; конкурентоспособность региона на внутреннем и внешних рынках, что подразумевает соответствие экономики региона международным нормам эффективности; эффективность использования потенциала региона; сохранение социально-экономического и финансового потенциала региона для повышения благосостояния его населения; возможность контроля со стороны региональных органов

власти и управления эффективностью использования ресурсов, достижением высоких темпов экономического роста, эффективностью регионального производства, повышением качества продукции, работ, услуг.

Традиционно социально-экономические угрозы экономической безопасности региона принято делить на внешние и внутренние.

Внешние социально-экономические угрозы безопасности региона включают: высокий уровень зависимости от импорта продовольствия, лекарств, потребительских товаров, иностранного капитала и инвесторов; негативное воздействие окружающей среды; социальные конфликты и войны и т.д.

Во вероятности распространения угрозы в регионе делятся на:

- невероятные;

- вероятные;

- маловероятные.

По возможности измерения их влияния на экономику угрозы можно классифицировать на:

- измеряемые;

- не измеряемые.

По возможности предотвращения угрозы в регионе делятся на форс-мажорные и не форс-мажорные, по вероятности реализации - реальные и потенциальные, по составу - простые и сложные, времени воздействия - постоянные и изменяющиеся, времени возникновения - свершившиеся, текущие и перспективные, по характеру воздействия - на активные и пассивные, по источнику - на внешние и внутренние, по степени охвата - общие и специфические; по частоте возникновения - регулярные и спорадические, по направлению действия - непосредственные и опосредованные. Существует и классификация угроз по способности экономики региона восстанавливаться после воздействия угрозы (рис. 1).

Рис. 1. Классификация угроз по сфере человеческой деятельности

Например, в зависимости от источника различают внешние и внутренние угрозы экономической безопасности региона, по сфере человеческой деятельности - социально-экономические, политические, экологические и пр., а по способности экономики региона восстанавливаться после воздействия угрозы - на угрозы, которые экономика региона способна быстро компенсировать, угрозы, которые она способна преодолеть в среднесрочной перспективе и системные угрозы.

Под экономической безопасностью региона (области, республики, края, федерального округа) понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики региона, органически интегрированной в экономику страны в целом как относительно самостоятельная структура.

Чеченская Республика сегодня - одна из наиболее динамично развивающихся территорий СКФО.

Чеченская Республика расположена на северном склоне Большого Кавказского хребта, Чеченской равнине и Терско-Кумской низменности. Граничит на юге с Грузией, на востоке с Республикой Дагестан, на северо-западе со Ставропольским краем, на западе с Республикой Ингушетия. Рельеф горный на юге и равнинный на севере Общая площадь территории - 16,2 тыс. км2 (на 1 января 2022 г. - сельскохозяйственные угодья составили 61%, леса -22%, поверхностные воды, включая болота - 2%).

Численность населения на 1 января 2022 года - 1516,4 тыс. человек. Плотность населения на 1 января 2022 года - 93,8 человека на 1 км2 Крупные реки - Терек, Сунжа, Аргун.

Чеченская Республика занимает в Российской Федерации 76 место по площади территории и 31 место по численности населения.

По оценке, численность постоянного населения республики на 1 июля 2022 года составила 1525,0 тыс. человек. Число жителей региона возросло по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 18,2 тыс. человек или на 1,2%. Увеличение численности населения сложилось за счет естественного прироста, обусловленного превышением рождаемости над смертностью.

На развитие экономики Чеченской Республики организациями всех форм собственности в январе-июне 2022 г. использовано 39746,1 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 124,3% по отношению к январю-июню 2021 года.

На конец июля 2022 года в государственных учреждениях службы занятости населения республики состояло на учете незанятых трудовой деятельностью граждан 52,7 тыс. человек, из них имели статус безработного 52,1 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года уменьшилась на 5,5% или на 3,0 тыс. человек. Пособие по безработице получали 33,1 тыс. человек. Всего при содействии

службы занятости в июле было снято с регистрационного учета 4936 человек, из них в связи с трудоустройством 2273 человек.

На конец июля 2022 года нагрузка незанятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных органах службы занятости, на 100 заявленных вакансий составила 1654 человек (на конец июля 2021 г. - 2432 человек).

Среднесписочная численность работников предприятий и организаций республики (по полному кругу) в январе - июне

2021 года составила 207,6 тыс. человек и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,9%.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников в организациях республики, включая субъекты малого предпринимательства в январе - июне 2021 года составила 29769,5 рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2020 года увеличилась на 2,2%.

В июле 2022 г. по сравнению с июнем

2022 г. индекс потребительских цен составил 99,37%, по сравнению с декабрем 2021 г. - 110,04% (в июне 2021 г. -99,56%, по сравнению с декабрем 2020 г. -102,85%).

Наибольший рост индексов производства в январе-июне 2022 года по отношению к соответствующему периоду 2021 года наблюдался по видам экономической деятельности «Производство прочих готовых изделий» и «Производство прочей неметаллической минеральной продукции», что составляло 136,6% и 120,4% соответственно.

Предприятиями обрабатывающих отраслей в январе-июне 2022 года отгружено потребителям собственной продукции, оказано услуг на 5961,4 млн рублей, что на 4,9% больше, чем в январе-июне 2021 года.

Индекс производства пищевых продуктов в июне 2022 года по сравнению с соответствующим периодом 2021 года составил 98,7%, в январе-июне 2022 года -105,2%.

Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские

(фермерские) хозяйства, хозяйства населения) в январе-июне 2022 года, в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 13862,0 млн рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 99,1%. К началу июля 2022 года зерновые культуры в сельскохозяйственных организациях скошены и обмолочены на площади 10,0 тыс. гектаров (на 51,2% больше, чем к этому времени год назад), что составляет 9,5% посевов зерновых и зернобобовых культур. Зерна намолочено 23,2 тыс. тонн (в первоначально - оприходованном весе), что на 0,7% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года, в том числе пшеницы - 11,2 тыс. тонн. На конец июня 2022 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 257,7 тыс. голов (на 1,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года), из него коров -127,0 тыс. голов (на 3,0% больше), овец и коз - 295,7 тыс. голов (на 2,9% больше), птицы - 1326,1 тыс. голов (на 8,2% больше). В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 73,0% поголовья крупного рогатого скота, 44,7% -овец и коз (на конец июня 2021 года - соответственно 74,2% и 45,7%).

В сельскохозяйственных организациях на конец июня 2022 года по сравнению с соответствующей датой 2021 года поголовье крупного рогатого скота выросло на 20,3%, овец и коз - на 3,3%, птицы - на 62,5%. В январе-июне 2022 года в хозяйствах всех категорий, по расчетам, произведено скота и птицы на убой (в живом весе) - 19,8 тыс. тонн, молока - 146,2 тыс. тонн, яиц - 57,1 млн штук. В сельскохозяйственных организациях в январе-июне 2022 года произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 726,2 тонны, молока -15238,0 тонн и яиц - 14,0 млн штук. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года производство молока возросло на 24,1%, а производство скота и птицы на убой (в живом весе) сократилось на 5,6%, яиц - на 17,8%. Надои молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях (без учета микропредприятий) в январе - июне 2022 года составили 3720

килограммов против 3586 килограммов в январе-июне 2021 года. В январе-июне 2022 года в структуре производства скота и птицы на убой (в живом весе) отмечалось увеличение удельного веса производства крупного рогатого скота, овец и коз по сравнению с январем-июнем 2021 года. Удельный вес производства крупного рогатого скота на убой в июне 2022 года составил 69,2% от общего объема производства скота и птицы на убой (в живом весе) (в июне 2021 года - 70,5%), овец и коз -19,6% (19,7%). В сельскохозяйственных организациях (без учета микропредприятий) наибольший объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) имел место в Наурском и Гудермесском муниципальных районах, на долю которых приходится 81,7% общего объема производства, а наибольший объем производства молока наблюдается в хозяйствах Гудермесского, Наурского и Курчалоевского муниципальных районов, на долю которых приходится 94,9% общего объема производства. Реализация продукции. В январе-июне 2022 года, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, возросла продажа сельскохозяйственными организациями (без учета микропредприятий) молока, а реализация скота и птицы на убой (в живом весе) и яиц сократилась. За этот период реализовано по всем каналам 251,7 тонн скота и птицы на убой (в живом весе), 9480,8 тонн молока и 13,8 млн штук яиц. К 1 июля 2022 года запасы зерна в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по сравнению с соответствующей датой предыдущего года увеличились в 3,3 раза и составили 5288 тонн.

Число индивидуальных предпринимателей, учтенных в централизованной базе данных Статистического регистра Росста-та по Чеченской Республике на основе сведений, полученных от Управления ФНС России по Чеченской Республике из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, без учета частных нотариусов и адвокатов, на 1 июля 2022 года составило 16334, из них 2521 - главы крестьянских (фермерских)

хозяйств. При государственной регистрации в качестве основного вида деятельности наибольшее количество индивидуальных предпринимателей заявило: «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» -48,6% и «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» - 18,9%. За январь-март 2022 года оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 7505,3 млн рублей, средняя численность работников (работники списочного состава, внешние совместители и работавшие по договорам гражданско-правового характера) составила 4888 человек.

Консолидированный бюджет Чеченской Республики в январе-июне 2022 года исполнен с дефицитом в размере 1085,5 млн рублей. Доходы консолидированного бюджета республики в январе-июне 2022 года сложились в сумме 61606,2 млн рублей и выросли по сравнению с январем-июнем 2021 года на 0,5%. Расходы консолидированного бюджета республики в январе-июне 2022 года были профинансированы в объеме 62691,7 млн рублей и увеличились по сравнению с январем-июнем

2021 года на 0,4%. В структуре расходов консолидированного бюджета республики на социальную политику приходится 37,1%, образование - 33,7%.

По данным отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Чеченской Республике, по состоянию на 1 апреля 2022 года средний размер назначенных пенсий составил 14832,1 рубля. Численность пенсионеров, состоящих на учете в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике, по состоянию на 1 апреля 2022 года, составила 424,8 тыс. человек, что по сравнению с соответствующим периодом 2021 года больше на 3,4 тыс. человек или на 0,8%.

Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в среднем за 2 квартал

2022 года составила 652,0 тыс. человек или 43,4% от общей численности населения республики, в их числе 580,2 тыс. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью, и 71,7 тыс. человек (11%) - как безработные, соответ-

ствующие критериям МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

В январе-мае 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года в Чеченской Республике отмечалось увеличение числа родившихся (в 13 муниципальных образованиях Чеченской Республики) и числа умерших (в 10 муниципальных образованиях). В январе-мае 2022 года в Чеченской Республике родилось 12280 детей, что на 12,4% больше соответствующего периода предыдущего года. В целом по республике число родившихся превысило число умерших в 3,5 раза.

За январь-май 2022 года на территорию Чеченской Республики на постоянное место жительство (без учета внутренней миграции) прибыло 2757 человек, выехало за пределы республики 4408 человек. Общая миграционная убыль населения за январь-май 2022 года составила 1651 человек (в январе-мае 2021 года - 855 человек). В пределах республики сменили место жительства 2149 человек.

Заключение. Можно сделать вывод, о том, что проведенное исследование позволяет констатировать неоднозначные характеристики состояния региональной экономической безопасности. С одной стороны, в 2022 г. наблюдается самый устойчивый уровень экономической безопасности в Чеченской Республике, ряд ключевых индикаторов имеет позитивной тренд в динамике и сигнализирует о стабилизации отдельных процессов экономического и социального развития, с другой - ряд важнейших оценочных величин демонстрирует наличие определенных системных социально-экономических угроз. Основными угрозами, оказывающими влияние на экономическую безопасность ЧР, является расслоение населения на богатых и бедных. Республика входит в 10-ку самых бедных регионов страны, где доля населения, находящаяся за чертой бедности, составляет 19,9%. Все эти угрозы могут привести к неблагоприятным для региона последствиям, таким как сниже-

ние экономической безопасности региона с соответствующими последствиями.

Для повышения экономической безопасности и потенциала Чеченской Республики необходимо разработать и реализовать комплекс мер по устранению существующих угроз. К ним следует отнести:

- сокращение производственных затрат и степень износа основных средств за счет внедрения новых технологий и инноваций;

- повышение инвестиционной привлекательности региона;

- развитие новых форм пространственной организации производства: особых экономических зоны, «территорий опережающего развития», кластеров;

- выпуск долговых региональных ценных бумаг;

- укрепление финансовой самостоятельности и самодостаточности региона на основе принципа бюджетного федерализма;

- разработку уникальной стратегии ЧР с учетом статуса региона;

- создание региональной торговой биржи.

Наличие угроз экономической безопасности Чеченской Республики говорит о необходимости разработки мер по их ликвидации, которые будут включать в себя комплексную систему действий, которая минимизирует существующие угрозы. Основной акцент необходимо сделать на объединении усилий государственной власти, власти региональных органов управления, производителей и продавцов продукции, органов правоохранительной системы и государственных контрольно-надзорных органов, общественных организаций.

Одним из способов повышения темпов роста экономики Чеченской Республики является принятие и внедрение таких государственных программ, мероприятия которых направлены на создание новых конкурентоспособных производств в тех отраслях, которые помогут вывести регион на новый уровень экономической безопасности.

Библиографический список

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1110794/.

2. Казанцев С. В. Экономическая безопасность. Определение понятий // Мир новой экономики. - 2014. - №2. - С. 48-53.

3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. - 2001. - №8. - С. 64-79.

4. Илларионов А.Н. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. -1998. - №10. - С. 35-58.

5. Светлаков А.Г., Глотина И.М. Системный подход к исследованию понятия «экономическая безопасность» // Пермский аграрный вестник. - 2014. - №4 (8). - С. 73-79.

6. Руденко М.Н. Региональные различия как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. - 2022. - Т. 5. - № 2. - С. 491-510. -doi: 10.18334/ecsec.5.2.114555.

7. Уразгалиев В. Ш. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 725 с.

8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://chechenstat.gks.ru/

ECONOMIC SECURITY OF THE REGION AND POSSIBLE THREATS

TO DEVELOPMENT

H.E. Taimaskhanov, Doctor of Economic Sciences, Professor R.H. Azieva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor D.M. Zakrieva, Graduate Student

Grozny State Petroleum Technical University named after academician M.D. Millionshchikova (Russia, Grozny)

Abstract. The economic security of Russia is formedfrom the economic security of its regions. Ensuring economic security is one of the main national priorities, which determines the needfor the formation of management mechanisms to solve the tasks of ensuring the effectiveness of the economic security of the region. The article analyzes the socio-economic situation of the Chechen Republic and identifies measures to improve its economic security.

Keywords: economic security; region; threats; crisis; economic development; Chechen Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.