Научная статья на тему 'Экономическая безопасность и экономическая защищенность: структура проблемы'

Экономическая безопасность и экономическая защищенность: структура проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2528
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОДУКТ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMIC SECURITY EDUCATION SECTOR / ECONOMIC IMMUNITY EDUCATION SECTOR / PRODUCT OF HIGHER EDUCATION SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекмарёв Владимир Васильевич

В статье изложена авторская позиция взаимообусловленности процессов обеспечения экономической безопасности и экономической защищенности сферы образования в контексте двух взаимодополняющих тенденций формирования продукта, создающегося в названной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security and economic immunity: the structure of the problem

The author's position of interdependence of the processes of economic security and economic immunity of education sector in the context of two complementary trends in the formation of the product, being established in the named field, is stated in the article.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность и экономическая защищенность: структура проблемы»

УДК 338.24

Чекмарев Владимир Васильевич

кандидат экономических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ: СТРУКТУРА ПРОБЛЕМЫ

В статье изложена авторская позиция взаимообусловленности процессов обеспечения экономической безопасности и экономической защищенности сферы образования в контексте двух взаимодополняющих тенденций формирования продукта, создающегося в названной сфере.

Ключевые слова: экономическая безопасность сферы образования, экономическая защищенность сферы образования, продукт сферы высшего образования.

В настоящей публикации решается задача осуществления структурирования проблемы взаимообусловленности процессов обеспечения экономической безопасности и экономической защищенности сферы образования. Логика изложения суждений предполагает исследование объекта защиты, в качестве которого выступает сфера образования, с позиции продукта ее производства, а также формулирование содержания понятий экономической безопасности (ЭБ) и экономической защищенности (ЭЗ) процесса создания продукта.

Теоретической базой нашего исследования явились взгляды авторов, изложенные в работах [3; 4; 7; 9; 14; 19; 46; 47;49; 59].

Методологический анализ обеспечивается использованием принципа традиционализма, торпедированием принципа прагматизма как все возрастающего материализма, и методами эволюционной теории.

Начнем свой анализ с изложения суждений по поводу продукта сферы высшего образования (СВО). Необходимость идентификации продукта СВО в контексте цели нашего исследования вызвана тем, что долгое время считалось, что вузы готовят специалистов. После того как непродуктивность таких взглядов стала очевидна, продуктом вузов стали называть образовательные услуги. Эти взгляды и поныне являются превалирующими среди экономистов-исследователей сферы образования. В обиход прочно вошла соответствующая терминология - образовательная услуга, рынок образовательных услуг, спрос и предложение на рынке образовательных услуг и т.п. [55]. Можно с большой долей уверенности утверждать, что это положение дел явилось следствием проникновения рыночного фундаментализма в сферу производства чистых общественных благ, некоей данью историческому процессу перехода от экономического материализма к социализации общественного производства. Здесь под экономическим материализмом мы понимаем идеологическую платформу, формировавшуюся в СВО в советский период, а под социализацией - процесс приспособления к так называемой рыночной экономике.

Однако сегодня появляется осознание понимания необходимости определения в качестве продукта СВО чего-то иного, чем специалист или образовательные услуги. Для нашего исследования это обстоятельство анализа взаимообусловленности ЭБ и ЭЗ.

Обоснуем свой взгляд на продукт СВО основываясь на взглядах, изложенных в работах [6; 13; 24; 28; 32; 38; 39; 42; 43; 54; 56].

Существующие оголтелые призывы превращения СВО в служанку рынка труда являются фундаментом явления, называемого социологами вещизмом [22]. Прагматический принцип формирования в СВО «винтика» общественного производства является, по сути, источником отрицания ценности человеческой жизни. И механизмы реализации «винтицизма» имеют изощренные превращенные формы типа ЕГЭ, тестирования и т.п. Эти механизмы ведут к атрофии интеллектуальных способностей. И здесь среди вопросов, традиционно присущих сфере образования - кого учить, кому учить, как учить - доминирующим для идентификации продукта СВО является вопрос «чему учить». Учить запоминанию имеющихся знаний или учить учиться? Наличие способностей усваивать готовые знания не есть наличие способностей развиваться. Но ведь источником инновационной деятельности способности использовать готовые знания быть не могут [37]. Это достаточно тривиальное утверждение и позиции ряда известных ученых позволяет нам определить в качестве продукта СВО формирование интеллектуальной интуиции.

«Интеллектуальная интуиция сверх-рассудочна, супер-рациональна» (Рене Геннон). Но почитатели «homo economicus», не зная в науке о мышлении никаких более высоких категорий, чем рассудок, рацио, даже, вероятно, не подозревают о существовании интеллектуальной интуиции [17; 18]. А ведь только она (наука о мышлении) рождает такой метод инновационной деятельности как фульгурация (озарение, вспышка молнии). Рационализм, формирующийся с помощью принципа прагматизма, есть явление, тесно связанное с индивидуализмом, отрицающим любые ценности сверх-индивидуаль-ного порядка [60]. Но ведь образование - это не

просто общественное благо, это публичное благо [36; 44].

Итак, под продуктом СВО следует понимать интеллектуальную интуицию, неизменную и непреходящую в самой себе и служащую отправной точкой для всякого действия, рождающего инновационную деятельность.

Определив наше понимание продукта СВО, перейдем к формулированию содержания понятий ЭБ и ЭЗ.

Понятие экономической безопасности [16; 25; 26; 33; 45;58] имеет ряд черт, присущих в целом безопасности как универсальной категории природы и общества. По мнению В. Тамбовцева [49], потребность в безопасности, в защите от нежелательных внешних воздействий и внутренних изменений на жизнь отдельного человека, семьи, их имущества, различных объединенных людей, общества и государства относится к типу базовых, основополагающих потребностей.

Будем называть безопасностью такое состояние субъекта, которое означает, что вероятность нежелательного изменения каких-нибудь качеств субъекта, параметров принадлежащего ему имущества и затрагивающей его внешней среды невелика (меньше определенного предела). В зависимости от того, какое сочетание параметров жизнедеятельности субъекта является для него нежелательным, меняется и конкретное наполнение понятия «нежелательные изменения». В общем случае к таким изменениям относятся те, которые отдаляют субъект хозяйствования от его желаемого состояния.

Отражение ситуации с безопасностью в сознании субъекта определяет его оценки собственной безопасности. Очевидно, что последние могут существенно отличаться от объективных в зависимости от полноты и глубины знаний о ситуации, о формах и силе влияния изменений на состояние и т.п.

Оценки безопасности, которыми располагает субъект хозяйствования, т.е. его знания, полученные им либо самостоятельно на основе опыта и интуиции, либо специально вырабатываемые путем проведения специальных исследований ситуации, в том числе, с помощью специалистов, определяют его чувство безопасности (опасности). В свою очередь чувство безопасности или побуждает субъекта к поиску путей повышения безопасности, достижения ее приемлемого уровня, или позволяет переключить его активность и ресурсы на иные цели, если оценки безопасности велики, т.е. уровень опасности или тревоги низок.

Как общее понятие безопасность может быть конкретизирована, по меньшей мере, в трех аспектах: по типам хозяйственных субъектов, по сферам их жизнедеятельности, по конкретным предметам безопасности, т.е. по составным частям соответствующих сфер деятельности субъектов.

В рамках первого направления выделяют такие субъекты, как индивиды; различные организации; территориальные общности людей; государство; общество [1; 2; 3; 7; 8; 10].

В рамках второго направления конкретизации в качестве сфер жизнедеятельности общепринято рассматривать: физическое существование; социальные отношения; экономическую деятельность; взаимоотношения с внешней средой (экологию) [27; 29; 31].

Соответственно можно говорить о физической, социальной, экономической и экологической безопасностях или, точнее, сферах безопасности жизнедеятельности субъектов. При этом последние три термина имеют неоднозначный смысл. Так, экологическая безопасность - это, во-первых, безопасность функционирования окружающей среды, отсутствие значимых угроз для ее существования,

а, во-вторых, отсутствие экологических угроз жизнедеятельности субъектов всех уровней. Экономическая безопасность рассматривается, с одних позиций, как низкий уровень вероятности угроз функционированию и развитию экономики страны, с других - как низкий уровень вероятности угроз развитию общества со стороны его экономической подсистемы, т.е. тех процессов, которые идут в народном хозяйстве.

Третье направление конкретизации понятия безопасности связано с выделением различных объектов или предметов безопасности. Ими могут быть:

- какие-то части перечисленных выше субъектов, например, различные структурные подразделения или группы сотрудников либо владельцев акций предприятия и т.п.;

- те или иные виды ресурсов или имущества, например, основные или оборотные фонды предприятия;

- качественные характеристики ресурсов или имущества, например, возраст основных фондов, показатели качества окружающей предприятие среды;

- отдельные виды деятельности и процессы, например, обновление основных фондов, формирование портфеля инвестиционных проектов, диверсификация производственной программы;

- качественные характеристики упомянутых выше видов деятельности, такие, как, например, скорость обновления основных фондов или темпы технологического развития.

Совмещение перечисленных классификационных разрезов определяет типологию многообразия безопасностей, каждое из которых может быть объектом специального анализа. Одновременно это типологическое многообразие позволяет вычленить конкретный предмет анализа данной концепции -экономическую безопасность образования, или, что более точно, ЭБ СВО. Детальное рассмотрение структуры последней будет проведено далее, здесь же охарактеризуем другие составляющие понятий-

ного аппарата изучения проблем безопасности: угрозы, ущербы и стратегии обеспечения безопасности.

Угрозой в общем случае будем называть такие изменения во внешней или внутренней среде, которые могут привести к нежелательным изменениям предмета безопасности [21]. Существует несколько классификаций угроз. Во-первых, по отношению к субъекту угрозы разделяются на внешние и внутренние. Во-вторых, на реальные, уже свершившиеся изменения, и потенциальные, - те, которые могут произойти по какой-либо причине. В-третьих, существенно различать угрозы, целенаправленно создаваемые каким-либо другим субъектом, и угрозы, стихийно возникающие, являющиеся незапланированными последствиями. В-четвертых, следует выделить угрозы непосредственные, т.е. прямо вызывающие негативные изменения предмета безопасности, и опосредованные, приводящие к таким изменениям лишь через промежуточные причинно-следственные механизмы, действующие только при некоторых дополнительных условиях и т.п. В-пятых, важно разграничивать угрозы актуальные, порождающие нежелательные изменения через короткие промежутки времени, и отдаленные (перспективные), негативные проявления которых наступят спустя достаточно длительный срок после возникновения угрозы, т.е. «материализации» соответствующего изменения в среде субъекта безопасности. В-шестых, по временному фактору угрозы можно подразделить на спорадические, возникающие через неопределенные промежуток времени, и регулярные, появляющиеся через определенные промежутки времени. Наконец, в-седьмых, угрозы могут быть классифицированы по содержанию соответствующих изменений на силовые (военные и криминальные), социальные, политические, экономические и экологические, а также комплексные, сочетающие в себе одновременно несколько из названных существенных свойств.

Определив наше понимание ЭБ СВО, перейдем к рассмотрению содержания понятия экономическая защищенность. И здесь необходимо учесть, что понятие ЭЗ редко используется экономистами-ис-следователями. Например, В.Л. Тамбовцев понятия ЭБ и ЭЗ рассматривает как синонимы [49, с. 3]. Несколько в ином контексте, но фактически синонимично с ЭБ, употребляет в своих работах понятие ЭЗ С. Казанцев [19; 20]. Для получения полного представления о содержании понятия ЭЗ обратимся к толкованию понятия «защищенность».

Как это ни странно, ни одно академическое издание (будь то словарь или энциклопедия) не содержит толкования понятия «экономическая защищенность». Можно по-разному оценивать это обстоятельство, но, в общем случае, можно полагать, что причина заключается в непонимании законов жизни, которые не обязательно на стороне челове-

ка. А есть ли возможность воспринять эти законы? Изучение позиций авторов, формирующих философию экономики [5; 23; 41; 51; 52], позволяет признать наличие положительного ответа на поставленный вопрос. Имеющиеся наработки по методологии экономической науки дают дополнительное подтверждение [48].

Не ставя задачей настоящей работы дать развернутую характеристику экономической защищенности (подробно она изложена в труде Чекмаре-ва Вл. В. «Безопасность и защищенность: общее и особенное в методологии исследования»), отметим здесь лишь имеющиеся, на наш взгляд, отличия по предмету анализа. Безопасность есть собственно состояние экономической системы (процесса). Защищенность это характеристика состояния экономического процесса.

Предлагаемая трактовка содержания понятий ЭБ и ЭЗ может быть не столь очевидна для макроэкономического анализа. Но на мезоуровне при исследовании функционирования региональных экономических систем и процессов, в них протекающих, наш подход представляется продуктивным. Ибо имеющаяся весьма многочисленная литература по обеспечению экономической безопасности регионов не содержит достаточно полных ответов на практические вопросы [11; 12; 30; 34; 35; 50; 53; 57].

Итак, взаимообусловленность процессов обеспечения экономической безопасности и экономической защищенности сферы образования, в контексте формирование продукта СВО, обозначена. Очевидно, что в журнальной публикации это сделано весьма пунктирно, требует развернутой и жесткой системы доказательств. Более того, наша позиция весьма дискуссионна. И автор будет признателен любым откликам на настоящую публикацию.

Библиографический список

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России. Угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - №12. - С. 4-13.

2. Авдийский В.И., Дадалко В.А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. - М.: Изд-во Альфа, 2010. - 234 с.

3. Актуальные вопросы управления экономической безопасностью организации: отечественный и зарубежный опыт. Межкафедральный сб. статей / под ред. Э.П. Теплова. - СПб.: изд-во СпбУЭФ, 1996. - 376 с.

4. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность. Оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. - 1994. -№12 - С. 38-39.

5. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность. На пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №10. - С. 30-39.

6. Базилевич В., Ильин В. Философия экономики. История. - Киев: Знания; М.: Рыбари, 2011. - 927 с.

7. Блинов А., Рудакова О. Модернизация образования и безопасность государства // Экономист. -2013. - №1. - С. 70-75.

8. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. - М., 2002. - 211с.

9. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. -1994. - №12. - С. 25-35.

10. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативнный реформационный курс // Российский экономический журнал. - 1997. - № 1.

11. Глухов О.А., КирьянчукВ.Е., Эйнтингон В.Н. Региональная социально-экономическая безопасность: индикаторы, угрозы, факторы // Тезисы докладов и сообщений 20-й международной конференции «Системное моделирование социально-экономических процессов». Часть 3. - Воронеж, 1998. -С. 12-14.

12. Гордиенко Д.В. Оценка уровня экономической безопасности восточных регионов России // Регионы России: стратегии и механизмы модернизации инновационного и технологического развития / отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2012. -Часть 1. - С. 44-52.

13. Гришунин С.И. Возможна ли современная наука без интуиции: Модели творческой интуиции в контексте науки, философии и прогнозирования. -М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 160с.

14. Душина Т.В., Бокачев И.А. Актуализация безопасности духовной культуры российского общества // Власть. - 2011. - № 1.

15. Дэй Л. Самоучитель по развитию интуиции. - М.: АСТ, 2005.

16. Иванов С.А., Осип Е.Я. Инновационный потенциал развития экономической безопасности хозяйственной системы // Вестник Санкт-Петербургского Университета ГПС МЧС России. -2009. - № 2. - С. 120-133.

17. Ильин В.В. Философия богатства: человек в мире денег. - Киев: Знания, 2005. - 496с.

18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.

19. Казанцев С.В. Экономическая безопасность России: Общий курс. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009. - 699 с.

20. Казанцев С.В. Экономическая защищенность и конкурентноспособность субъектов РФ: факторы и оценки // Регионы России: стратегии и механизмы модернизации инновационного и технологического развития / отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2012. - Ч. 1. - С. 74-78.

21. Каиль М.В. Из истории становления университетского образования в советской провинции // Вопросы образования. - 2013. - №1. - С. 256-272.

22. Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Основы социальной экономики. - М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2010. - 951 с.

23. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. - 2003. - № 4.

24. Кармин А.С. Интуиция: Философские концепции и научное исследование. - СПб.: Наука, 2011. - 901с.

25. Кийко М. Угрозы национальной безопасности, их классификация и характеристики // Проблемы теории и практики управления. - 2013. -№2. - С. 31-39.

26. Кийко М. Национальная безопасность государства: структурно логическая модель // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №3. -С. 33-40.

27. Козицын А.А. Производственная интеграция как основа повышения экономической безопасности региона / Под ред А.И. Татаркина, А.А. Кукли-на. - Екатеринбург: Институт Экономики УрО РАН, 2006.

28. Корнилова Т.В. Интуиция и рациональность в уровневой регуляции вербальных прогнозов при принятии решений // Вопросы психологии. -2006. - № 2. - С. 126-137.

29. Куклин А.А., Белик И.С. Влияние экологоэкономической безопасности на инвестиционную привлекательность региона // Экономика региона. -2009. - № 4. - С. 155-158.

30. Лукашин В.И. Экономическая безопасность: учеб.-практ. пособие / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 1999. - 345 с.

31. Лунев Р. С. Механизм обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития регионального предпринимательства // Финансовый менеджмент. - 2013. - №1. - С. 52-61.

32. Майерс Д. Интуиция. - СПб.: Питер, 2004.

33. Мингалёва Ж.А. К вопросу об экономической безопасности национальной экономики // Формирование стратегии инновационного развития экономических систем. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 234-247.

34. МингалёваЖ.А., ГершанокГ.А. Устойчивое развитие региона: инноваций, экономическая безопасность, конкурентоспособность // Экономика региона. - 2012.- №3. - С. 68-75.

35. Мингалёва Ж.А., Наумов А.В. Подходы к определению понятия «экономическая безопасность территории» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2011. - № 125. -С. 210-213.

36. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005. - 531с.

37. Осипов Г.В., Степашин С.В. Экономика и социология знания: практическое пособие. - М.: Наука, 2009. - 220 с.

38. Ошо Багван Ш.Р. Интуиция. Знание за пределами логики. - СПб., 2004.

39. Пирс П. Путь интуиции. - М.: АСТ, Аст-рель, 2007.

40. Полосин А.В. Региональные параметры национальной безопасности // Власть. - 2011. - №12.

41. Рево В.В. Человек: от кристалла к сознанию. -М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2002. - 302 с.

42. Робинсон Л.А. Доверяй своей интуиции. Как развить профессиональное чутье в бизнесе. - М.: Вершина, 2009.

43. Робинсон Л.А. Интуиция может все. -Минск, 1977.

44. Рубинштейн А.Я. Экономика общественных преференций. Структура и эволюция общественного интереса. - СПб.: Алетейя, 2008. -560 с.

45. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. - 1995. - №1.

46. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. - М.: Финстатинформ, 2005.

47. Сергеев В.В. О безопасности духовной культуры в российском обществе // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №4.

48. Скаржинский М.И., Чекмарев В.В. Методология экономической науки - Кострома, 2007. -358 с.

49. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура и проблемы // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия 6. Экономика. - 1995. - №3. - С. 3-9.

50. Татаркин А.И., Куклин А.А., Романова О.А., Черемных Л.Н., Яковлев В.И. Нейтрализация угроз экономической безопасности региональной хо-

зяйственной системы с переводом на «модель устойчивого развития» // Информационный бюллетень РФФИ. - 1997. - Т. 5. - № 6.

51. Философия экономики. Антология / под. ред Д. Хаусмана. - Изд. Института Гайдара, 2012. -520 с.

52. ХореваН.В. К вопросу об обосновании стратегии обеспечения устойчивости организации с учетом развития интеллектуального потенциала // Известия СпбУЭФ. - 2012. - №4. - С. 122-124.

53. ЦыбинД.С. Концептуальные основы экономической безопасности муниципального образования // Вологдинские чтения. - 2002. - № 6.

54. Чуева И.П. Критика идей интуитивизма в России. - М.; Л.: Наука, 1963.

55. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. - М.: ГУ-ВШЭ, 2003. - 367 с.

56. Шумаков В.А . Эвристическая интуиция в свете общих методологических идей синергетики: Автореф. ... дис. канд. филос. наук. - Челябинск, 2007.

57. Экономическая безопасность региона. Единство теории, методологии исследования и практики / Татаркин А.И., Куклин А.А. и др. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1997.

58. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59. Экономическая безопасность. Оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. - 1994. - №12. - С. 38-39.

60. Эльстер Ю. Объяснение социального поведения: еще раз об основах социальных наук / пер. с англ. И.Кушнаревой. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2011. - 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.