УДК 349.6
В.А. Желтов*, Н.В. Брянцева, Л.Р. Гибадулинова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия. 125047 Москва, Миусская пл., 9 *е-шаП: [email protected]
ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ
В статье рассматривается необходимость привлечения особого внимания законодателей к вопросам правового регулирования ответственности за нарушения экологической безопасности в атомной промышленности.
Ключевые слова: экологическая безопасность, атомная уголовно-правовая ответственность.
Актуальность правовых вопросов в ядерной отрасли для России объясняется, во-первых, остротой проблемы, связанной с реструктуризацией атомной промышленности, а во вторых с тем, что происходит передача из когда-то полностью засекреченной государственной монополии на ядерные технологии атомной отрасли в отрасль, работающую в рыночных условиях. Юридическая наука об основах российского ядерного права находится пока в стадии формирования, учебные дисциплины по ядерному праву лишь только начинают внедряться в учебные программы в профильных технических вузах, ведущих
подготовку инженеров химиков и физиков для атомной промышленности. Кроме того, опыт показал, что правоприменительная практика выявила наличие различных трактовок ряда законодательных положений. Последнее можно объяснить как неполнотой нашей законодательной базы в данной области, так и, может быть, в большей степени тем, что институт ядерного права еще недостаточно интегрирован во всю систему российского права.
Экологическая безопасность на объектах атомной энергетики выступает частью такого более широкого явления, как техногенная
(технологическая) безопасность, которая
представляет собой систему норм, стандартов и требований в различных отраслях промышленной, производственной или хозяйственной деятельности, соблюдение которых обеспечивает состояние защищенности личности, общества и государства от негативного воздействия техногенной деятельности и предупреждает возникновение чрезвычайных ситуаций (преступлений) [1].
Для российского права, включившегося в формирование национального ядерного права позже других ядерных держав, эта проблема не в последнюю очередь касается мер правовой ответственности за нарушение норм безопасности при обращении с делящимися ядерными материалами, радиоактивными отходами (РАО) и источниками ионизирующего излучения.
Сложность формирования правовых регуляторов связана со спецификой самой сферы и предмета правового регулирования, проистекающего из того объективного факта, что ядерный цикл, начинающийся с обоснования выбора места
промышленность; атомная энергетика, ядерное право,
размещения ядерного объекта, включающий добычу руд, их обогащение, стадии проектирования объекта, разработку целевых и вспомогательных технологий, последующие рециклинговые технологические операции и, наконец, безопасную конечную утилизацию отработавшего топлива или захоронение радиоактивных материалов, занимает не менее 100 лет.
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за ряд преступлений, сущность которых выражается в нарушениях специальных правил и требований безопасности обращения с источниками повышенной опасности. В частности, к таким преступлениям относятся деяния,
предусмотренные статьями 215 - 221 главы 24 УК РФ [4].
Общественная безопасность как объект уголовно-правовой охраны характеризуется такими составляющими, как безопасность обращения с источниками повышенной опасности, транспортная безопасность, экологическая безопасность и информационная безопасность.
Говоря о преступлениях, нарушающих специальные правила экологически безопасного обращения с экологически опасными объектами, особое внимание необходимо сосредоточить на тех из них, которые касаются нарушений правил экологической безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ).
Таким образом, в уголовном праве под экологической (общественной) безопасностью как элементом национальной безопасности следует понимать состояние защищенности общественных отношений, урегулированное нормами права, обеспечивающее безопасные условия жизни людей и их деятельности от преступных деяний, посягающих на безопасность обращения с источниками повышенной опасности, экологическую,
транспортную и информационную безопасность.
На объектах атомной энергетики как качественную составляющую безопасности следует рассматривать, прежде всего, радиационную безопасность. В настоящее время в Российской Федерации, по данным Правительства РФ, функционируют более 1,5 тыс. радиационно опасных объектов, большая часть которых представляет не только экономическую, оборонную и социальную
значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также экологическую опасность для окружающей среды
[5].
Радиационная безопасность - это есть состояние экологической защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения
[3].
Опираясь на физические сущности, следует и в юридической плоскости выделить единообразные определения индивидуальной и коллективной радиационной безопасности.
Индивидуальная радиационная безопасность -состояние защищенности личности, ее субъективных прав, свобод и законных интересов от негативного воздействия источников (объектов), генерирующих ионизирующее излучение, вследствие деятельности которых могут возникнуть клинически вредные биологические эффекты, ведущие к ухудшению здоровья и сферы жизнедеятельности человека.
Коллективная радиационная безопасность -совокупность правовых, социально-экономических, организационно-технических, технологических и иных мероприятий, направленных на поддержание безопасного функционирования техногенных источников радиоактивного излучения
(промышленные, производственные или
хозяйственные объекты, где происходит обращение с радиоактивными элементами и веществами), исключающих возникновение радиационных инцидентов, аварий и катастроф в целях обеспечения техногенной, экологической и территориальной безопасности государства и общества.
Очень важно подчеркнуть, что законодательные положения и проблемы уголовно-правовой ответственности за нарушение правил безопасности не ограничиваются лишь факторами радиационной безопасности, поскольку дополнительными объектами данного преступления являются жизнь и здоровье человека, а также окружающая среда, то есть рассматриваемое преступление посягает также на личную безопасность граждан и экологическую безопасность.
Федеральный закон N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" определяет безопасность на объектах атомной энергетики как включающую в себя безопасность использования атомной энергии, безопасность объектов использования атомной энергии и безопасность деятельности в области использования атомной энергии (ст. 6). Кроме того, существует огромное многообразие накопившихся норм и правил, призванных регулировать вопросы безопасности на объектах ядерной энергетики, единообразие и обязательность применения которых следует учитывать на всей территории России.
В последнее время этому направлению уделяется достаточно много внимания, т. к. федеральные нормы и правила использования атомной энергии утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют государственное регулирование
безопасности использования атомной энергии, и устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования к ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, к физической защите, к учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Данные нормы и правила являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Единообразие применения обеспечивается тем, что Перечень таких норм и правил утверждается Правительством РФ и регулярно обновляется.
Весьма остро в рамках российского законодательства стоит вопрос о внесении ясности в единообразие правовой квалификации при определении ответственности за преступные нарушения специальных правил и требований безопасности в сфере ядерной энергетики.
Законодательство должно содержать правовые нормы, как содействующие использованию ядерной энергии (например, на объектах, использующих ядерную энергию для производства электроэнергии, т.е. АЭС), так и нормы, направленные на защиту от угроз, связанных с использованием ядерной энергии, в том числе при использовании в военной промышленности. К промежуточной категории относятся, например, правовые режимы транспортировки ядерных материалов и источников ионизирующего излучения и обращения с радиоактивными отходами, включая правовой режим деятельности, связанный с демонтажем ядерных объектов и преодоление последствий так называемой проблемы «ядерного наследия».
Говоря о совокупности правовых институтов в сфере, объединяющей в себе нормы безопасности атомной отрасли, специалисты обычно обращают внимание на ряд категорий правоотношений в области использования атомной энергии:
1. Правовой институт, регулирующий использование ядерной энергии в следующих сферах:
- правовой режим добычи, обогащения и переработки ядерного сырья, включая и создание ядерных материалов различного назначения;
- институт патентно-лицензионной охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности, включая правовой режим передачи ядерных технологий;
- правовой режим лицензирования федерального, регионального и муниципального надзора, включающий в себя две разновидности (правовой режим размещения и функционирования ядерных установок и правовой режим лицензирования и надзора, связанный с внедрением радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения).
В настоящее времени продолжается процесс формирования соответствующих правовых норм, обеспечивающих обязательный и независимый характер надзорных функций в сфере ядерной энергетики на всех стадиях функционирования.
2. Категории правоотношений, обеспечивающие защиту от угроз, связанных с внедрением ядерной энергии:
- правовой режим обеспечения радиационной защиты при проведении работ, связанных с внедрением источников ионизирующего излучения;
- правовой режим гражданско-правовой ответственности и связанный с ним институт страхования;
- правовой институт физической защиты ядерного материала;
- правовой режим учета и контроля за сохранностью и внедрением ядерного материала и источников ионизирующего излучения;
- институт уголовно-правовой ответственности за нарушение норм атомного законодательства
При этом надо учитывать из сути определений, что атомная и ядерная безопасность тождественны. Это может оказаться важным, учитывая, что законодательные нормы совершенствовались в течение довольно длительного времени и применялись оба термина в сходной семантике.
Современное состояние области российского права, регулирующей правоотношения в ядерной отрасли, включая ответственность за нарушения
специальных правил и требований безопасности в ядерной отрасли и на соответствующих объектах инфраструктуры промышленности и энергетики, можно характеризовать как требующее неотложного и повышенного внимания, систематизации и совершенствования.
События последних лет подчеркнули и еще одну особенность правовых аспектов сферы применения ядерных технологий. С одной стороны, миру стало очевидно, что без ядерных технологий уже невозможно представить общемировой прогресс. Но при этом научно-технический прогресс обострил коллизию, связанную с проблемами безопасности, причем на континентальном уровне и шире, и не только для непосредственных участников мирового технологического прогресса, но и для населения, рано или поздно неизбежно вовлекаемого в необходимость противостоять опасным и вредным последствиям применения ядерных технологий. Немалая часть ядерных объектов одних государств представляют потенциальную опасность для здоровья и жизни населения своей страны, но также и для окружающей среды соседних стран. Все это требует определенных инклюзий в национальные законодательства с учетом международного опыта.
Желтов Вячеслав Алексеевич к.т.н., профессор кафедры гражданского, авторского и экологического права
РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Брянцева Наталия Владимировна, заведующая кафедрой гражданского, авторского и экологического права, к.х.н., профессор РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Гибадулинова Лилия Рафаэльевна. старший преподаватель кафедры гражданского, авторского и экологического права РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Белокрылова Е.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" / Под ред. А.П. Анисимова. "Ай Пи Эр Медиа", 2009; СПС "Гарант Эксперт"
2. "Об использовании атомной энергии" Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
3. "О радиационной безопасности населения". Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ, ст. 1
4. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2015)
5. Постановление Правительства РФ от 06.01.2006 N 1 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 695.
6. Шитов А.Н Совершенствование деятельности МВД, ГУВД, УВД, субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности России // Пробелы в российском законодательстве №2 2008 г с. 189-190
V.A. Zheltov*, N.V. Bryantseva, L.R. Gibadulinova
Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow *e-mail: [email protected]
ECOLOGICAL AND LEGAL PROBLEMS IN ATOMIC POWER ENGINEERING
Abstract
It's necessary to pay attention of lawmakers fir the questions for Questions of legal responsibility for violations of enviromental safety in the nuclear industry are reviewed in the article.
Keywords: Enviromental safety, Nuclear industry, Nuclear power, Nuclear law, Legal responsibility, Mogno atomic law