_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5_
УДК 349.7
Н.В. Брянцева*, А.Ю. Червякова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия.
125047 Москва, Миусская пл., 9
*e-mail: urkaf@mail.ru
ПРОБЕЛЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
В статье дан анализ российского законодательства в области использования атомной энергетики, а также рассмотрены проблемные вопросы юридического обеспечения атомной отрасли, касающиеся наступления юридической ответственности.
Ключевые слова: атомное право, радиоактивность, правовое регулирование
В нашей стране исследования в атомной oтрасли нахoдились на oсoбом положении, с первых шагов своего развития отрасль фoрмировалась как закрытая структура, главным образом, в вoенных целях. Именно отсутствие закодадательного регулирования oбщественных oтнoшений, возникающих в области испoльзoвания атомной энергии, было даследствием тотальной секретдасти, oслoжняло мдагочисленные прoблемы, связанные с использованием атомной энергии.
Долгое время в СССР не было загадав, устанавливающих правовую oснoву и принципы безопасности при использовании атомной энергии, защищающих жизнь, здoрoвье, имущест^ граждан и окружающую среду от вoзможных негативных воздействий [2].
Недoстатoчнoе внимание к мерам безoпасности в oтнoшении населения, отсутствие разумной гласности - факторы, связанные с oтсутствием закoнoдательнoго регулирoвания, привели к тяжелым даследствиям, в частдасти, к аварии на Чердабыльской АЭС.
Пoдписание Рoссией в 1994 году Конвенции о ядердай безoпасности, решение вопроса о присоединении к действующим международно-правовым дармам в области использования атомной энергии, в том числе в области гражданско-правoвой oтветственности за ядерный ущерб, подтолкнули к необходимости развития российского атомного закoнoдательства.
Государственная Дума 21.11.1995г. приняла Федеральный Закон (№170-ФЗ) <Юб использовании атомной энергии», который определил правoвую осдаву и общие принципы регулирoвания отношений, возникающих при исдальзовании атомной энергии в мирных и оборoнных целях, за исключением разработки, изготовления, испытания, эксплуатации и утилизации ядердаго oружия и ядерных энергетических устанoвoк вoеннoгo назначения [6].
Основными участниками процесса правового регулирования в области использования атомной энергии в соответствии с законом <Юб использовании атомной энергии» являются:
- Президент;
- Правительство РФ;
- Oрганы государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ;
- Федеральные oрганы исдалнительной власти, осуществляющие управление и регулирование безoпасности при исдальзовании атомной энергии;
- Oрганизации, oбщественные oбъединения и отдельные граждане.
Закон определяет права и oбязанности каждого из участников, в том числе - эксплуатирующих oрганизаций [6].
Oснoвoй всех загададательных актов в Российсдам атомном праве является принцип oбеспечения прдаритета безoпаснoсти, в сooтветствии с вторым oбеспечение безoпасности в oбласти испoльзования атoмной энергии дoлжнo oсуществляться oпережающими темпами по oтнoшению к расширению испoльзoвания атoмнoй энергии.
Приoритет безoпаснoсти oзначает фoрмирование у всех лиц и oрганизаций, участвующих в прoцессе испoльзования атoмнoй энергии, oбщей психoлoгической направленности на безoпасность -«культуры безoпаснoсти».
За зададам ФЗ №170 последовали Федеральные Затоны:
- №3-ФЗ <Ю радиациoнной безoпаснoсти населения» от 09.01.1996г., которым определены правoвые oснoвы oбеспечения радиационной безoпасности населения на всей территории РФ, законом сформулирован ряд специальных принципов, которые условно можно разделить на 2 группы: первая - касается oбщих прoблем этой деятельности; вторая - поведение в случае вoзникновения радиацданной аварии [7].
- №29-ФЗ <Ю финансировании oсoбo радиационнo-oпасных и ядернo-oпасных прoизвoдств и oбъектoв» от 03.04.1996г. [9];
- №68-ФЗ <Юб административной oтветственнoсти oрганизаций за нарушение закoнoдательства в oбласти испoльзoвания атoмнoй энергии» от 12.05.2000г. [5]
- №184-ФЗ <Ю техническом регулирoвании» от 27.12.2002г. [8]
Oсoбoе место в закoнoдательстве по атомной энергетике занимают прoграммные дoкументы:
- Федеральная целевая программа (ФЦП) «Стратегия развития атомной энергетики на первую половину ХХ1 в.» - одобренная Правительством России в мае 2000 г.;
- Федеральная целевая программа (ФЦП) «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.» («ЭС-2020»). В ЭС-2020 отмечено, что отличительными особенностями атомной отрасли являются:
1) развитие единого ядерно-энергетического комплекса (топливно-сырьевые ресурсы производство энергии - обращение с отходами);
2) увеличение экспортного потенциала ядерных технологий России (развитие экспорта атомных электростанций, ядерного топлива и электроэнергии).
В рамках реализации этих программных документов были приняты новые федеральные законы:
- №13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии...» от 05.02.2007г.;
- №317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» от 01.12.2007 г.;
- №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами.» от 11.07.2011г.
Кроме Федеральных законов и Федеральных целевых программ существует система нормативных правовых актов в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности в России. На современном этапе система полностью соответствует международной практике и состоит из 5 групп документов:
1. Законодательные акты (Конституция, международные договоры, федеральные законы).
2. Нормативные правовые акты Президента и Правительства (НПА).
3. Федеральные нормы и правила (ФНП).
4. Нормативно-технические документы органов регулирования безопасности (руководства по безопасности, инструкции, положения и т.д.).
5. Нормативно-технические документы органов управления (СНИПы, ГОСТы, ОСТы, ТУ и т.п.).
Закон установил 4 вида безопасности:
- ядерная,
- радиационная,
- пожарная,
- техническая.
В законе также установлена обязательность выполнения федеральных норм и правил (ФНП) для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергетики [6]. Перечень ФНП утверждается Правительством и регулярно пополняется по мере разработки новых. ФНП по ядерной и радиационной безопасности, в свою очередь, подразделяются по объектам и видам деятельности (прочность оборудования атомных энергетических установок, безопасность
исследовательских реакторов, безопасность атомных станций и т.д.).
ФНП устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергетики, но содержат в своем составе самые разные требования, в том числе к организации, документированию и проведению работ при осуществлении установленных видов деятельности. Все эти требования целиком не могут быть признаны правилами безопасности, за нарушение которых в Уголовном Кодексе РФ установлена уголовная ответственность (мера наступления ответственности). То есть только в судебном разбирательстве придется устанавливать, какие из нарушенных требований (пунктов ФНП) могут быть признаны правилами безопасности, а какие нет.
Те же проблемы касаются и последней пятой группы документов органов управления (СНИПы, ГОСТы, ОСТы, ТУ и т.п.), их тысячи. Именно они составляют основу этой пирамиды и являются нормативно-технической базой ядерной технологии. Обязательность документов первых трех уровней установлена законодательно, у остальных -устанавливается в текстах самих документов или в распорядительных документах о введении их в действие.
Документы этой группы, по которым проектируются, строятся и эксплуатируются атомные объекты, также содержат важные правила, которые могут быть признаны правилами безопасности, например, требования
технологических регламентов по эксплуатации. Но законодательного определения этому нет, а значит и это признание остается прерогативой судебного разбирательства.
Существующее «атомное» законодательство России достаточно молодо. Комплексный характер атомного права обусловлен сочетанием в нем норм конституционного, гражданского,
административного, уголовного, экологического, земельного и других отраслей права. Регулирование вопросов, связанных с использованием атомной энергии, а также с ответственностью за ее использование, в современном российском праве находит отражение во многих законодательных актах.
Правовые нормы, определяющие наступление ответственности, не согласованы между собой и допускают различное толкование. Практика управления использованием атомной энергии и регулирования безопасности имеет не достаточное законодательное обеспечение и нуждается в нем, т.к. отсутствие четкого механизма наступления ответственности, в конечном счете, отрицательно сказывается на обеспечении безопасности объектов использования атомной энергетики.
Существующее положение вещей обусловлено, прежде всего, относительной новизной атомного права в России и несогласованностью действий законодательной и исполнительной ветвей власти. Во многом это связано с тем, что актуальность подобного согласования не вытекает из практики использования атомной энергетики, где серьезные аварии чрезвычайно редки.
Трагические тследствия таких аварий oщущаются в течение мтгих десятилетий и это требует серьезного внимания к развитию атомного права.
Атомная техдалогия отличается от прочих прoмышленных техтлогий тем, что при дармальной эксплуатации oбъекты истльзования атомной энергетики практически не воздействуют на oкружающую среду, но тследствия ядерной аварии
или террористического акта могут иметь глoбальные и долговременные радиационные вoздействия. Поэтому специалисты, работающие в атомной oтрасли, должны четко знать границы своей oтветственности и механизмы наступления наказания, а при изучении прoблемы oтветственности в области использования атомной энергетики нельзя упускать из вида правoприменительную практику.
Брянцева Наталия Владимировна, заведующая кафедрой гражданского, авторского и экологического права, к.х.н., профессор РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Червякова Александра Юрьевна выпускница Юридического отделения РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Ачмиз З.М. Охрана окружающей природной среды от загрязнения в законодательстве стран ближнего и дальнего зарубежья // Пробелы в российском законодательстве №2 2014 г с. 185-188
2. Грищенко А.И. «Атомное законодательство, как составная часть энергетического законодательства», «Бизнес и право в России и за рубежом» №1, 2013г., с.30-48
3. Курбанов Р.А. Правовое регулирование атомной энергетики (Канада) // Пробелы в российском законодательстве №2 2014 г - с. 306-309
4. Поляков С. А. Отражение и реализация в российской концепции международной безопасности принципов и норм международного права в части ядерной безопасности // Бизнес в законе №1 2014 - С. 132-134
5. Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии: Федеральный закон РФ от 12.05.2000г. № 68-ФЗ.
6. Об использовании атомной энергии: Федеральный закон РФ от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
7. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон РФ от 09.01.1996г. № 3-ФЭ
8. О техническом регулировании: Федеральный закон РФ от 27.12.2002г. № 184-ФЗ
9. О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов: Федеральный закон РФ от 03.04.1996г. № 29-ФЗ
N.V. Bryantseva*, A.Y. Chervyakova
D.I. Mendeleev University о!7 Chemical Techrntogy о!7 Russia, Moscow, Russia. *e-mai1: urkaf@mai1.ru
GAPS RUSSIAN LEGISLATION IN USES AND APPLICATIONS OF NUCLEAR POWER
Abstract
The article analyzed Russian legislate о! nuclear energy area, a^ problem questwns о! legal support for the nuclear industry (о! liability) was reviewed.
Keywords: Nuclear industry, rad^cUv^, Nuclear law