Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ ВЕКТОР ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА, В ОБЩЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЕС'

ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ ВЕКТОР ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА, В ОБЩЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЕС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ЕС / ОБЩАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ЕС / ОБЩАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ЕС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЕС / ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ходжиев Алишер Рауфович, Амиров Дамир Камилевич

Само существование единых стандартов в общей сельскохозяйственной политике в рамках нескольких государств Европейского союза, ряд из которых можно смело отнести к государствам с развитой рыночной экономикой мира, представляется весьма успешным опытом в части соблюдения прав и экономических интересов сразу множества хозяйствующих субъектов Европейского Союза. Не случайно, общая аграрная политика Европейского Союза являющаяся «первой опорой», входит в сферу исключительных полномочий Сообщества (Договор об учреждении Европейского Сообщества).Затронутая тема исследования охватывает множество аспектов взаимоотношений между государствами-членами ЕС в рамках общей политики развития. Так, в статье, особое место отводится качественно новому подходу и особо высокому уровню сознания европейского общества к вопросам касающихся проблем экологической безопасности продовольственной сельскохозяйственной продукции, что само по себе является ключевым фактором идеи заботы и защиты здоровья населения проживающего на территории ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ходжиев Алишер Рауфович, Амиров Дамир Камилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND LEGAL VECTOR OF ORGANIC PRODUCTION, IN THE COMMON AGRICULTURAL POLICY OF THE EU

The very existence of common standards in the common agricultural policy within several states of the European Union, a number of which can be safely attributed to states with a developed market economy of the world, seems to be a very successful experience in terms of respecting the rights and economic interests of many economic entities of the European Union at once. It is no coincidence that the common agricultural policy of the European Union, which is the “first pillar”, is within the scope of the exclusive powers of the Community (Treaty establishing the European Community).The topic of the study covered covers many aspects of the relationship between the EU Member States within the framework of a common development policy. Thus, in the article, a special place is given to a qualitatively new approach and a particularly high level of consciousness of the European society to issues related to the problems of environmental safety of agricultural food products, which in itself is a key factor in the idea of caring for and protecting the health of the population living in the EU.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ ВЕКТОР ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА, В ОБЩЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЕС»

Эколого-правовой вектор органического производства, в общей сельскохозяйственной политики ЕС

Ходжиев Алишер Рауфович,

к.ю.н., доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Амиров Дамир Камилевич,

аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный

университет

E-mail: alishertat@mail.ru

Само существование единых стандартов в общей сельскохозяйственной политике в рамках нескольких государств Европейского союза, ряд из которых можно смело отнести к государствам с развитой рыночной экономикой мира, представляется весьма успешным опытом в части соблюдения прав и экономических интересов сразу множества хозяйствующих субъектов Европейского Союза. Не случайно, общая аграрная политика Европейского Союза являющаяся «первой опорой», входит в сферу исключительных полномочий Сообщества (Договор об учреждении Европейского Сообщества). Затронутая тема исследования охватывает множество аспектов взаимоотношений между государствами-членами ЕС в рамках общей политики развития. Так, в статье, особое место отводится качественно новому подходу и особо высокому уровню сознания европейского общества к вопросам касающихся проблем экологической безопасности продовольственной сельскохозяйственной продукции, что само по себе является ключевым фактором идеи заботы и защиты здоровья населения проживающего на территории ЕС.

Ключевые слова: экологическая безопасность продовольствия ЕС, общая политика развития ЕС, общая аграрная политика ЕС, продовольственная безопасность ЕС, право Европейского Союза.

В своей работе «Правовое регулирование общей аграрной политики в Европейском Союзе» Прокудина Н.В., высказывается об аграрной политики Европейского Союза, как о явлении в доктрине аграрного права ЕС[7], однако на наш взгляд, рассматривать общую аграрную политику ЕС необходимо как процесс, поскольку реали-зовывая общую аграрную политику в ЕС, её проводники устойчиво и целенаправленно совершают совокупность взаимосвязанных действий, которые преобразуются в достижение изначально запланированного результата в конечном итоге представляющего ценность для потребителя.

Такой подход на наш взгляд наиболее приемлем, так как достаточно тесно коррелируется с главными целями общей аграрной политики ЕС, а именно увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, обеспечение доходами сельхозпроизводителей и защита их продукции от внешней конкуренции, поддержание стабильности на общем рынке продовольствия, а также обеспечение приемлемых цен для населения[6].

Являясь специфической отраслью экономики и напрямую связанное с продовольственной безопасностью общего рынка ЕС для сельскохозяйственной продукции, сельское хозяйство ряда государств Западной Европы занимало значительное место в сфере занятости населения и росте ВВП. В свою очередь это отразилось не только на социальном развитии сельских поселений и росте качества жизни людей, работающих и проживающих на этих территориях, но и сказалось на принимаемых мерах экологического характера[5].

Так, в результате усиливающийся тенденции по интенсивному производству сельскохозяйственной продукции, основанной на достижениях химической промышленности, обеднение почвы за счет снижения в ней питательных веществ и в целом вызванной всеобщей обеспокоенностью экологической безопасностью производимой продукции, неминуемо приводит к усилению значения экологических факторов в общей аграрной политике ЕС[5].

Конечно, эколого-ориентированная политика государств-членов ЕС связана с ростом финансовых ресурсов, но надо признать, что это лишь инструмент для достижения определённой цели. На наш взгляд, здесь в первую очередь необходимо отметить и с должным уважением отнестись к выходу на качественно новый уровень общевро-пейского сознания в части расширения взглядов на проблемы экологической безопасности сельскохозяйственной продукции, как общеевропей-

5 -о

сз

<

ской идеи заботы и защиты здоровья населения проживающего на территории ЕС.

Химизация сельского хозяйства, на примере земледелия включает в себя применение разнообразных химических продуктов, минеральных удобрений, пестицидов и мелиорантов (Термин «химизация» введен в 1924 г. российским агрохимиком академиком Д.Н. Прянишниковым для обозначения одного из главных направлений научно-технического прогресса по аналогии с уже давно общепризнанным в то время термином «механизация»). Не серет, что проведение подобных мероприятий сельхозпроизводителями, приводит к резкому повышению производительности труда, сокращает расходы материалов и энергии, снижает капитальные вложения, тем самым оптимизируя человеческие трудоресурсы, является способом решения проблемы повышения урожайно-сти[10]. Однако мощный поток удобрений, направляемый в сельское хозяйство, не может негативно не отразиться на тех природных процессах, которые связаны с биологическим круговоротом элементов, участвующих в питании почв и растений.

По этой причине, проведение такого рода мероприятий требует не только строгого соблюдения научно обоснованных норм и правил применения минеральных удобрений, гербицидов и пестицидов, но и контроля сельхозпроизводителей со стороны надгосударственных институтов в рамках общей сельскохозяйственной политики.

Результатом первой волны экологических мер, еще в середине 80-х годов прошлого столетия, на территории отдельных стран сообщества были приняты строгие экологические правила по осуществлению контроля над процессами химизации в аграрном секторе. Согласно утверждениям В.И. Назаренко, можно выделить два основных направления контроля - ограничение приминения ядохимикатов и меры по предупреждению нитрификации воды и почвы[5].

В результате эволюции отношений между государствами-членами внутри сообщества, в дополнение к Римскому договору в качестве его первого в истории европейской интеграции серьёзного пересмотра, в Люксембурге, 17 февраля 1986 году был принят Единый европейский акт, который открыл новую веху посвященную охране окружающей среды.

Вне всякого сомнения, принятие данного документа легло в основу дальнейшего развития общеевропейской нормативно-правовой базы в сфере развития экологически чистого сельского хозяйства с условием обязательного исполнения для всех государств-членов ЕС.

Так, Директива Совета 91/676 / EEC о защите вод от загрязнения, вызываемого нитратами из сельскохозяйственных источников, призвана — уменьшить загрязнение вод нитратами, использу-S2 емыми в сельскохозяйственных целях[5], а Регла-й мент Совета (ЕЭС) № 2092/91 об экологическом ° агропроизводстве и соответствующей маркиров-

1Л v _ .

z ке сельскохозяйственной продукции... от 24 июня

1991 года, заложил начало в формировании такого класса маркировки продукци, как «Organic» и стал в своё время основным правовым актом, закрепляющем положения об экологическом сельском хозяйстве в Европейском Союзе.

Тенденции растущего потребительского спроса на органические продукты, расширение рынка таких продуктов, применение современных технологий, все это в совокупности оказало существенное влияние на упрощение и изменение общеевропейского законодательства в сфере производства органической продукции.

Как следствие, все более устойчивого развития вопросов, связанных с экологически чистым производством в сельхоз отрасли в рамках ЕС, начало 2009 года ознаменовывается некоторым обновлением системы законодательства в данной области. Вступает в силу на тот момент новый документ Регламент Совета (ЕС) № 834/2007 от 28 июня 2007 года «Об экологическом производстве и маркировке экологической продукции.», а также Регламент Комиссии (ЕС) № 889/2008. от 5 сентября 2008 года с положениями о порядке исполнения Регламента Совета (ЕС) № 834/2007 об экологическом производстве и маркировке экологической продукции в отношении экологического производства, маркировки и контроля продукции.

Во-первых, на наш взгляд необходимо отметить, что Регламент Совета (ЕС) № 834/2007 от 28 июня 2007 года «Об экологическом производстве и маркировке экологической продукции», в соответствии с заявленными целями, по средствам содержания в одном из своих положений, пункта о прекращении действия Регламента ЕЭС № 2092/91, по сути заменил его[2].

Во-вторых, хочется обратить внимание на качественно новый структурный подход в решении задач, связанных с появлением на внутреннем рынке Европейского Союза экологически чистых, органических продуктов питания сельскохозяйственного производства.

Так, более четко был отрегулирован вопрос контроля над качеством импортируемой органической продукции из стран, не являющиеся государствами-членами в ЕС. Помимо маркировки, требовалась обязательная сертификация продукции произведённой за пределами ЕС, кроме того, положениями нового Регламента предусматривалась процедура признания системы органического сельского хозяйства третьих стран[4].

Проводя анализ отдельных положений Регламента № 834/2007 от 28 июня 2007 года, в своей совместной работе Е.В. Крюкова, М.А. Родников, Л.В. Беркетова, справедливо указывают на установление запрета на использование ГМО и ионизирующего излучения при производстве органической продукции, ссылаясь на статьи 9 и 10 настоящего Регламента[4]. В действительности, частью первой статьи 9 Регламента не разрешается применять в экологическом производстве изготовленную из ГМО или с помощью ГМО, генетически модифицированные организмы и продук-

цию, а в статье 10 Регламента закреплён прямой запрет на применение ионизирующего излучения для обработки экологических продуктов питания...

Что же касается предписаний по ведению экологического растениеводческого производства, то об этом повествуют положения статьи 12 Регламента. Сразу следует отметить, положение о прямом запрете на применение минеральных азотных удобрений в экологическом растениеводческом производстве. Допускается использование биодинамических составов, однако, также возможно дополнительно применять удобрения и улучшите-ли почвы, если применимый перечень веществ содержится в статье 16 настоящего Регламента[3].

Методика возделывания культур и применяемые способы обработки почвы должны способствовать сохранению и приумножению органической субстанции почвы, повышая её биологическое многообразие и устойчивость. В целях повышения плодородия разрешено применять органические удобрения животного происхождения.

Но несмотря на существующие прямые запреты, интересным является то факт, что в преамбуле выше упомянутого Регламента, Совет Европейского Союза обращает внимание всех заинтересованных не на запреты, а на несовместимость концепции экологического производства с идеей производства продукции с использованием генетически модифицированных организмов. При этом, допуская минимально возможное их количество, если речь идет о случайном, либо технически неизбежным наличием ГМО в экологической продукции, однако такое содержание должно быть ограниченно до минимально возможного количества^].

В связи с развитием общеевропейской концепции экологического производства и открытого желания сообщества совершенствовать наднациональное законодательство в сфере политики органического производства в рамках ЕС, относительно недавно, в мае 2018 года был принят Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2018/848 об органическом производстве и о маркировке органических продуктов, который отменил рассматриваемый выше Регламент (ЕС) 834/2007 Совета ЕС[9].

Основная суть, на наш взгляд этого важнейшего документа с точки зрения стратегии разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста, отражена в его преамбуле, согласно которой органическое производство следует представлять, как комплексную систему управления сельскохозяйственными предприятиями и производством пищевых продуктов. Здесь же можно добавить, что система органического производства, способствует интеграции требований охраны окружающей среды в рамках общей сельскохозяйственной политики ЕС. Такая система объединяет в себе, передовые практики в области охраны окружающей среды и изменения климата, высокий уровень биоразнообразия, сохранение природных ресурсов, применение высоких стандартов в области благососто-

яния животных и в сфере производства, согласно растущему спросу потребителей на продукты, произведенные с использованием натуральных веществ и процессов[1].

Во втором пункте преамбулы говорится, что органическое производство составляет часть схем качества для сельскохозяйственной продукции Европейского Союза, таким образом подчеркивая единство преследуемой цели политики органического производства в рамках общей экологической политики внутри сообщества. Кроме экологического и правового аспектов, это связано и с экономической составляющей, а именно с обеспечением добросовестной конкуренцией между производителями. То есть, фермерам производителям органической продукции гарантируется справедливый доход при соблюдении соответствующих правил производства. (Согласно пункту 1 статьи 3 настоящего Регламента под «фермером» понимается физическое или юридическое лицо или группа физических или юридических лиц независимо от правового статуса такой группы и ее членов в соответствии с национальным законодательством, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность)[1]

Второй немаловажный элемент экономической составляющей, это поддержание должного уровня функционирования внутреннего рынка органических продуктов, чтобы сохранить и оправдать доверия потребителей к продуктам, маркированным как органические[1].

И все же, в возникающих вопросах восприятия определения «органическое производство», разъяснение предусмотрено статьёй третей настоящего Регламента, где под органическим производством понимается применение, в том числе в течение периода перехода, как указано в Статье 10 настоящего Регламента, производственных методов, которые соответствуют настоящему Регламенту, на всех этапах производства, переработки и дистрибуции[1].

Следует отметить, что несмотря на способствование достижению целей общей экологической политики ЕС, методы организационных мероприятий по созданию органической продукции в органическом производстве, должны полностью предотвратить либо минимизировать любое возможное загрязнение окружающей среды, а поскольку органическое растениеводство преимущественно основано на питании через экосистему почвы и такое производство осуществляется на живой почве во взаимодействии с грунтом, то при обработке и удобрении почвы, необходимо определить методы культивирования, разрешенные в рамках органического производства растений. В свою очередь сам принцип культивирования на основе питания р растений через экосистему почвы, разрешенный Д в рамках органического производства растений Ч

т

был еще сформулирован в Регламенте Совета К (ЕС) № 834/2007 от 28 июня 2007 года[1 ]. Н

Таким образом, как устойчивая система управ- у ления, органическое производство, основанное А

CM

л

на совокупности общих и специальных принципах, включает в себя производство широкого спектра высококачественных пищевых продуктов и других сельскохозяйственных продуктов производимых с использованием процессов, не наносящих ущерба окружающей среде, здоровью человека и здоровью растений. Система исключает использование ГМО, продуктов, произведенных из ГМО, и продуктов, произведенных посредством ГМО и ионизирующего излучения. Что же касается специальных принципов применимых в сельскохозяйственной деятельности, то такое производство, должно основываться на принципе поддержания и улучшении жизни и природного плодородия почв, устойчивости грунта, удержания почвенной воды и биоразнообразия почв, предотвращение утраты органического вещества почвы, уплотнения и эрозии почв и борьба с этими явлениями, а также питание растений преимущественно через экосистему почвы. И В целях обеспечения соблюдения требований к органическому производству, а также обеспечение роста доверия потребителей к этому методу производства.

Литература

1. Преамбула Регламента Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2018/848 от 30 мая 2018 г. об органическом производстве и о маркировке органических продуктов, а также об отмене Регламента (ЕС) 834/2007 Совета ЕС.

2. Преамбула Регламента Совета (ЕС) № 834/2007 от 28 июня 2007 года «Об экологическом производстве и маркировке экологической продукции и о прекращении действия Регламента ЕЭС № 2092/91.

3. Преамбула Регламента Совета (ЕС) № 834/2007 от 28 июня 2007 года «Об экологическом производстве и маркировке экологической продукции и о прекращении действия Регламента ЕЭС № 2092/91 (Продукция и вещества, применяемые в агропроизводстве, и критерии, необходимые для их допуска к использованию, статья 16)

4. Крюкова Е.В., Родников М.А., Беркетова Л.В.. «Регламент Совета (ЕС) № 834/2007. Правила производства органических продуктов». Журнал: Пищевая промышленность № 1, 2015 г. Стр. 56.

5. Назаренко В.И Аграрная политика Европейского Союза / Институт Европы РАН. - М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. с. 158.

6. Папцов А.Г. «Новые направления государственного регулирования сельского хозяйства в условиях проведения реформы аграрной политики ЕС» ВНИИТЭИагропром. М.; 1996 г. С. 36

7. Прокудина Н.В., «Правовое регулирование общей аграрной политики в Европейском Союзе» диссертация кандидата юридических наук: 12.00.10 Москва, 2008. - 204 с. стр. 60

8. Термин «химизация» введен в 1924 г. российским агрохимиком академиком Д.Н. Прянишниковым для обозначения одного из главных направлений научно-технического прогресса по аналогии с уже давно общепризнанным в то время термином «механизация».

9. Электронный ресурс: https://soz.bio/reglament-evropejskogo-parlamenta-i-soveta-evropejskogo-soyuza-2018-848-ot-30-maya-2018/

10. Электронный ресурс: https://studme.org/233697/ matematika_himiya_fizik/himizatsiya_selskogo_ hozyaystva

ECOLOGICAL AND LEGAL VECTOR OF ORGANIC PRODUCTION, IN THE COMMON AGRICULTURAL POLICY OF THE EU

Khodzhiev A.R., Amirov D.K.

Kazan Federal University

The very existence of common standards in the common agricultural policy within several states of the European Union, a number of which can be safely attributed to states with a developed market economy of the world, seems to be a very successful experience in terms of respecting the rights and economic interests of many economic entities of the European Union at once. It is no coincidence that the common agricultural policy of the European Union, which is the "first pillar", is within the scope of the exclusive powers of the Community (Treaty establishing the European Community). The topic of the study covered covers many aspects of the relationship between the EU Member States within the framework of a common development policy. Thus, in the article, a special place is given to a qualitatively new approach and a particularly high level of consciousness of the European society to issues related to the problems of environmental safety of agricultural food products, which in itself is a key factor in the idea of caring for and protecting the health of the population living in the EU.

Keywords: EU food security, EU common development policy, EU common agricultural policy, EU food security, European Union law.

References

1. Preamble to Regulation (EC) 2018/848 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2018 on organic production and on the labeling of organic products and repealing Council Regulation (EU) 834/2007.

2. Preamble to Council Regulation (EC) No 834/2007 of 28 June 2007 on organic production and labeling of organic products and on the repeal of EEC Regulation No 2092/91.

3. Preamble to Council Regulation (EC) No 834/2007 of 28 June 2007 on organic production and labeling of organic products and on the repeal of EEC Regulation No 2092/91 (Products and substances used in agricultural production and the criteria necessary for their release, article 16)

4. Kryukova E.V., Rodnikov M.A., Berketova L.V. "Council Regulation (EC) No. 834/2007. Rules for the production of organic products. Journal: Food industry № 1, 2015. Pp. 56.

5. Nazarenko V. I. Agrarian policy of the European Union / Institute of Europe RAS. - M.: Market DC Corporation LLC, 2004. p. 158.

6. Paptsov A.G. "New directions of state regulation of agriculture in the context of the EU agrarian policy reform" VNIITEIagroprom. M.; 1996 p. 36

7. Prokudina N.V., "Legal regulation of the common agrarian policy in the European Union" dissertation of candidate of legal sciences: 12.00.10 Moscow, 2008. - 204 p. page 60

8. The term "chemicalization" was introduced in 1924 by the Russian agrochemist Academician D.N. Pryanishnikov to designate one of the main directions of scientific and technological progress, by analogy with the term "mechanization", which had long been generally recognized at that time.

9. Electronic resource: https://soz.bio/reglament-evropejskogo-parlamenta-i-soveta-evropejskogo-soyuza-2018-848-ot-30-ma ya-2018/

10. Electronic resource: https://studme.org/233697/matematika_ himiya_fizik/himizatsiya_selskogo_hozyaystva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.