Научная статья на тему 'Анализ зарубежного опыта производства и реализации органической продукции сельского хозяйства'

Анализ зарубежного опыта производства и реализации органической продукции сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
918
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХО-ЗЯЙСТВО / ПРОДУКЦИЯ / ЕВРОСОЮЗ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / РЫНОК / ПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ORGANIC AGRICULTURE / PRODUCTION / EURO-PEAN UNION / FOREIGN COUNTRIES / MARKET / FOOD / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Мистратова Н.А., Коломейцев А.В., Янова М.А.

В статье проведен анализ зарубежного опы-та производства и реализации органической продукции сельского хозяйства, в том числе ме-ханизмов государственной поддержки. Приведе-ны основные этапы истории развития органи-ческого земледелия в зарубежных странах. Рас-смотрены основные положения сельскохозяйст-венных регламентов Евросоюза об органиче-ском земледелии и соответствующей марки-ровке сельскохозяйственной продукции и про-дуктов питания (№ 2092/91 и 834/2007г.). Боль-шинство стран законодательно вводят терми-нологию органических продуктов, например Ми-нистерство сельского хозяйства США опреде-лило три категории: 100 % органический про-дукт; органический продукт; продукт, произве-денный из органических ингредиентов. Отмече-но, что законодательство в области органиче-ского сельского хозяйства развитых стран (США, Канаде, Японии, Австралии и др.) в целом идентично европейскому. Доля земель, занятых в секторе органического производства, в мире невелика, но в последние годы наблюдается тенденция увеличения производства. Особую активность проявляют развивающиеся страны, рассчитывающие на увеличение экспорта своей экологической продукции в другие страны. Они вводят национальные законы, соответствую-щие требованиям стран мировых лидеров рынка органической продукции. Основной рынок орга-нической продукции сосредоточен в развитых странах Северной Америки и Европы, на кото-рые приходится 97 % всех мировых продаж. Анализ зарубежного опыта производства и реа-лизации органической продукции сельского хо-зяйства выявил необходимость разработки производственных критериев и систем управ-ления качеством органической продукции в со-ответствии с Общей сельскохозяйственной политикой (Common Agricultural Policy).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Мистратова Н.А., Коломейцев А.В., Янова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF MAKING AND REALIZATION OF ORGANIC PRODUCTION OF AGRICULTURE

In the study the analysis of foreign experience of making and realization of organic production of agri-culture, including mechanisms of state support is car-ried out. The main stages of history of development of organic agriculture in foreign countries are given. Basic provisions of agricultural regulations of the Eu-ropean Union about organic agriculture and the cor-responding marking of agricultural production and food (No. 2092/91 and 834/2007g are considered.). The majority of the countries legislatively enter the terminology of organic products, for example the Min-istry of Agriculture of the USA defined three catego-ries: 100 % organic product; organic product; the product made from organic ingredients. It is noted that the legislation in the field of organic agriculture of developed countries (the USA, Canada, Japan, Aus-tralia, etc.) in general is identical to European. The share of the lands occupied in the sector of organic production in the world is small, but the tendency of increasing in production has been observed in recent years. Special activity is shown by developing coun-tries counting on the increase in export of ecological production to other countries. They enter national laws conforming to the requirements of the countries of the world leaders of the market of organic produc-tion. The main market of organic production is con-centrated in the developed countries of North Ameri-ca and Europe of which 97 % of all world sales are the share. The analysis of foreign experience of pro-duction and realization of organic production of agri-culture revealed the need of development of produc-tion criteria and control systems of quality of organic production according to the General agricultural poli-cy (Common Agricultural Policy).

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежного опыта производства и реализации органической продукции сельского хозяйства»

УДК 631.14 Н.А. Мистратова, А.В. Коломейцев,

М.А. Янова

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА*

N.A. Mistratova, A.V. Kolomeytsev, M.A.Yanova

THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF MAKING AND REALIZATION OF ORGANIC PRODUCTION OF AGRICULTURE

Мистратова Н.А. - канд. с.-х. наук, доц. каф. растениеводства и плодоовощеводства Красноярского государственного аграрного университета, г. Красноярск. E-mail: mistratova@mail.ru Коломейцев А.В. - канд. биол. наук, начальник управления науки и инноваций Красноярского государственного аграрного университета, г. Красноярск. E-mail: avk1978@list.ru Янова М.А. - канд. с.-х. наук, доц. каф. товароведения и управления качеством продукции АПК Красноярского государственного аграрного университета, г. Красноярск. E-mail: yanova.m@mail.ru

Mistratova N.A. - Cand. Agr. Sci., Chair of Plant Growing and Fruit-and-Vegetable Growing, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk. E-mail: mistratova@mail.ru

Kolomeytsev A.V. - Cand. Biol. Sci., Head, Department of Science and Innovations, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk. E-mail: avk1978@list.ru

Yanova M.A. - Cand. Agr. Sci., Assoc. Prof., Chair of Merchandizing and Product Quality Control of Agrarian and Industrial Complex, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk. E-mail: yanova.m @mail.ru

В статье проведен анализ зарубежного опыта производства и реализации органической продукции сельского хозяйства, в том числе механизмов государственной поддержки. Приведены основные этапы истории развития органического земледелия в зарубежных странах. Рассмотрены основные положения сельскохозяйственных регламентов Евросоюза об органическом земледелии и соответствующей маркировке сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (№ 2092/91 и 834/2007г.). Большинство стран законодательно вводят терминологию органических продуктов, например Министерство сельского хозяйства США определило три категории: 100 % органический продукт; органический продукт; продукт, произведенный из органических ингредиентов. Отмечено, что законодательство в области органического сельского хозяйства развитых стран (США, Канаде, Японии, Австралии и др.) в целом

идентично европейскому. Доля земель, занятых в секторе органического производства, в мире невелика, но в последние годы наблюдается тенденция увеличения производства. Особую активность проявляют развивающиеся страны, рассчитывающие на увеличение экспорта своей экологической продукции в другие страны. Они вводят национальные законы, соответствующие требованиям стран мировых лидеров рынка органической продукции. Основной рынок органической продукции сосредоточен в развитых странах Северной Америки и Европы, на которые приходится 97 % всех мировых продаж. Анализ зарубежного опыта производства и реализации органической продукции сельского хозяйства выявил необходимость разработки производственных критериев и систем управления качеством органической продукции в соответствии с Общей сельскохозяйственной политикой (Common Agricultural Policy).

Исследование выполнено при финансовой поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках научного проекта № 09/17 от 22.06.2017 «Разработка нормативно-технической документации и технологических рекомендаций по производству овощей, соответствующих требованиям ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства» и организации органического сельскохозяйственного производства».

Ключевые слова: органическое сельское хозяйство, продукция, Евросоюз, зарубежные страны, рынок, питание, экология.

In the study the analysis of foreign experience of making and realization of organic production of agriculture, including mechanisms of state support is carried out. The main stages of history of development of organic agriculture in foreign countries are given. Basic provisions of agricultural regulations of the European Union about organic agriculture and the corresponding marking of agricultural production and food (No. 2092/91 and 834/2007g are considered.). The majority of the countries legislatively enter the terminology of organic products, for example the Ministry of Agriculture of the USA defined three categories: 100 % organic product; organic product; the product made from organic ingredients. It is noted that the legislation in the field of organic agriculture of developed countries (the USA, Canada, Japan, Australia, etc.) in general is identical to European. The share of the lands occupied in the sector of organic production in the world is small, but the tendency of increasing in production has been observed in recent years. Special activity is shown by developing countries counting on the increase in export of ecological production to other countries. They enter national laws conforming to the requirements of the countries of the world leaders of the market of organic production. The main market of organic production is concentrated in the developed countries of North America and Europe of which 97 % of all world sales are the share. The analysis of foreign experience of production and realization of organic production of agriculture revealed the need of development of production criteria and control systems of quality of organic production according to the General agricultural policy (Common Agricultural Policy).

Keywords: organic agriculture, production, European Union, foreign countries, market, food, ecology.

Введение. На качественную сельскохозяйственную продукцию, произведенную в хозяйствах, занимающихся органическим земледелием, спрос с каждым днем возрастает. Органическое производство экономически выгодно как в развитых, так и в развивающихся странах. Это подтверждается тем, что ежегодно число фермерских хозяйств, внедривших в производство данную систему, увеличивается. Благодаря мерам господдержки и растущей потребности рынка в органических продуктах в Европе последние 10 лет органическое производство продолжает расширяться [8].

Цель исследования. Анализ зарубежного опыта производства и реализации органической продукции сельского хозяйства, в том числе механизмов государственной поддержки, в различных странах.

Методы и результаты исследования. В ходе исследования проведен анализ основных нормативных документов развитых странах Северной Америки и Европейского союза, определяющих развитие органического сельского хозяйства и рынка органической продукции.

С первой половины XX века начинает развиваться органическое земледелие. Lord Northbo-urne, ученый Оксфордского университета, в 1940 году в книге «Заботьтесь о земле» впервые ввел понятие органического сельского хозяйства. В развитие органического сельского хозяйства внесли вклад ученые разных стран: Rudolph Steiner в Германии, Eva Balfour и Albert Howard в Великобритании, Mokichi Okada и Masanob Fukuoka в Японии, А.Т. Болотов и В.Р. Вильямс в России. Большую роль в популяризации термина «органическое сельское хозяйство» принадлежит Jerome Irving Rodale из США, он основал журналы: в 1942 году «Органическое земледелие и садоводство», 1950 - «Предотврати», в которых излагались основные идеи органического сельского хозяйства.

Принятие сельскохозяйственного регламента (EC) № 2092/91 об органическом земледелии и соответствующей маркировке сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в 1991 году Европейским советом министров стало большим прорывом в развитии производства органической продукции. После введения этих правил органическое сельское хозяйство получило официальное признание и стало частью реформы Общей сельскохозяйственной политики Европейского совета (Common Agricultural Policy). Это позволило признать производственные критерии и системы управления качеством третьих стран эквивалентными европейским и организовать импорт органических продуктов. В регламенте созданы общие стандарты для всего Европейского союза, что способствует доверию потребителей, для которых создались условия приобретения экологически чистых продуктов, произведенных по официальным стандартам, из других государств-членов Европейского союза. При этом странам Евросоюза разрешено принимать стандарты органического производства своей страны, дополнительные и более строгие [4].

В регламенте Евросоюза № 834/2007 (п.1) для органического производства сформулировано определение: «органическое производство является

системой ведения хозяйства и производства продукции, которая сочетает в себе лучшие виды природоохранной деятельности, использование естественных ресурсов и разнообразных видов, применение высоких стандартов в обеспечении благополучия животных и методов производства с целью удовлетворения потребности покупателей в продуктах, произведенных с использованием натуральных веществ и процессов». Согласно определению, США, Канада, Япония, Австралия и другие развитые страны имеют общие с европейскими законодательные подходы к органическому сельскому хозяйству [8].

И.В. Калинина отмечает, что в сельском хозяйстве США выделяют три категории органических продуктов:

- 100 %-й органический продукт - продукт, полностью произведенный из органических ингредиентов по сертифицированным технологиям;

- органический продукт - продукт, произведенный не менее чем из 95 % органических ин-

гредиентов;

- продукт, произведенный из органических ингредиентов, - продукт, произведенный не менее чем из 70 % органических ингредиентов со строгим соблюдением ограничений в отношении остальных 30 %, в том числе в них запрещено использование ГМО (генетически модифицированные организмы) [2].

Уже на 2006 год в мире сертифицировано, например, в соответствии с «органическими» стандартами около 31 млн га. Из них в Австралии -11,8 млн га, в Америке - 3,1 млн га, в Китае -2,3 млн га, в США - 1,6 млн га, в Чехии -280 тыс. га, в Польше - 220 тыс. га, в Венгрии -130 тыс. га [6].

С.А. Хасанова отмечает, что в целом доля земель, занятых в органическом производстве, в мире невелика и на момент 2012 года составляла 0,87 % от всех сельскохозяйственных земель (табл.) [8].

Использование земель в органическом производстве, 2012 г.

Страна Площадь сельскохозяйственных земель, тыс.га Доля от всех сельскохозяйственных земель, % Количество производителей

В мире, всего 37544,91 0,87 1927018

Европа, всего 11174,41 2,3 320630

Европейский союз 9992,43 5,6 235377

В т.ч.: Испания 1593,20 6,4 30462

Италия 1167,36 9,1 43852

Германия 1034,636 6,2 23032

Франция 1032,94 3,8 24425

Россия 146,25 0,1 60

Многие развивающиеся страны активно применяют производство органической продукции, в перспективе планируя увеличение экспорта своей продукции в развитые страны. Они оптимизировали свои национальные законы с учетом требований разных стран и провели сертификацию сельскохозяйственных земель как органических. Этот опыт следует учесть и России, которая планирует стать полноценным участником «органического» рынка. Однако западные подходы в настоящее время не вполне соответствуют реалиям сегодняшнего дня, поскольку там большая часть бюджета выделяется на сельское хозяйство в виде прямых и косвенных субсидий; такой подход недоступен для развивающихся стран [1].

Следует отметить, что 97 % мировых продаж органической продукции сосредоточено в развитых странах Европы и Северной Америки, при этом наибольшее потребление зафиксировано в

США, Германии, Великобритании и Франции [5, 7].

Большинство стран, производящих органическую продукцию, сформировали полноценные сегменты на рынке овощей, фруктов, молока, молочных продуктов, детского питания, яиц и других продуктов. При этом отмечается специфика потребления в разных странах: во Франции больший спрос на органическое вино, в Великобритании - на органический сидр [3].

Выводы. В результате анализа зарубежного опыта производства и реализации органической продукции сельского хозяйства, в том числе механизмов государственной поддержки органического сельского хозяйства, выявлено:

- требуется проведение системной работы и научных исследований в области маркетинга органической продукции зарубежного производства, а также разработка экономических моделей и механизмов оптимизации стоимости продукции с

учетом рынка органической продукции ведущих мировых стран;

- разработка технологических основ производства, хранения и переработки органической продукции и научные исследования в этом направлении должны проводиться в рамках существующего мирового опыта на рынке органической продукции;

- разработка производственных критериев и систем управления качеством органической продукции должна соответствовать Общей сельскохозяйственной политике EC (Common Agricultural Policy).

Литература

1. Горчаков Я.В. Тенденции развития и рыночные аспекты мирового органического земледелия. - Барнаул: Аз Бука, 2004. - 256 с.

2. Калинина И.В. Рынок органических продуктов питания в России: проблемы и перспективы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Пищевые биотехнологии. - 2015. - Т. 3, № 4. - С. 10-16.

3. Козлова О.А. Маркетинговый анализ развития мирового рынка органической продукции // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2011. - № 5 (79). -С. 117-121.

4. Кудряков В.Г., Мирончук В.А., Есаян С.А. Государственное регулирование органического земледелия: основы и особенности европейского и американского законодательства // Научный журнал КубГАУ. - 2015. -№ 105(01). - С. 1-18.

5. Личман А.А. Некоторые аспекты производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции в России // Никоновские чте-ния-2015: Аграрная политика Росиии: научно-методологические аспекты и стратегии реализации. - Саратов, 2015. - С. б4-67.

6. Максимов А.А. Производство экологически безопасной продукции растениеводства: принципы, условия, факторы // Известия ОАУ. - 2010. - № 3. - С. 145-147.

7. Терешина М.В., Дегтярева И.Н. Формирование и развитие рынков органической продукции в новых экономических условиях: региональные аспекты // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 15. - С. 102105.

8. Хасанова С.А., Красорн М. Современные тенденции развития органического производства сельскохозяйственной продукции. Опыт Германии // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 106(02).

Literatura

1. Gorchakov Ja.V. Tendencii razvitija i rynochnye aspekty mirovogo organicheskogo zemledelija. -Barnaul: Az Buka, 2004. - 256 s.

2. Kalinina I.V. Rynok organicheskih produktov pitanija v Rossii: problemy i perspektivy // Vestnik JuUrGU. Serija: Pishhevye biotehnologii. - 2015. - T. 3, № 4. - S. 10-16.

3. Kozlova O.A. Marketingovyj analiz razvitija mirovogo rynka organicheskoj produkcii // Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2011. - № 5 (79). - S. 117-121.

4. Kudrjakov V.G., Mironchuk V.A., Esajan S.A. Gosudarstvennoe regulirovanie organicheskogo zemledelija: osnovy i osobennosti evropejskogo i amerikanskogo zakonodatel'stva // Nauchnyj zhurnal KubGAU. - 2015. - № 105(01). - S. 118.

5. Lichman A.A. Nekotorye aspekty proizvodstva jekologicheski chistoj sel'skohozjajstvennoj produkcii v Rossii // Nikonovskie chtenija-2015: Agrarnaja politika Rosiii: nauchno-metodologicheskie aspekty i strategii realizacii. -Saratov, 2015. - S. 64-67.

6. Maksimov A.A. Proizvodstvo jekologicheski bezopasnoj produkcii rastenievodstva: principy, uslovija, faktory // Izvestija OAU. - 2010. - № 3. - S. 145-147.

7. Tereshina M.V., Degtjareva I.N. Formirovanie i razvitie rynkov organicheskoj produkcii v novyh jekonomicheskih uslovijah: regional'nye aspekty // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. -2014. - № 15. - S. 102-105.

8. Hasanova S.A., Krasorn M. Sovremennye tendencii razvitija organicheskogo proizvodstva sel'skohozjajstvennoj produkcii. Opyt Germanii // Nauchnyj zhurnal KubGAU. - 2015. -№ 106(02).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.