Научная статья на тему 'Эколого-правовая политика российского государства на современном этапе и перспективы ее развития'

Эколого-правовая политика российского государства на современном этапе и перспективы ее развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров А. В.

Up-to-date ecological and legal policy of the Russian state and prospects for its development. The article is devoted to the ecological and legal policy of the Russian state. The author formulates the definition of an ecological and legal policy, identifies its goals, principals on which it is based. The author comes to a conclusion about the lack of a distinct mechanism of realization of this kind of policy in the Russian state at the modern stage, grounds the necessity of modernization of the ecological and legal policy and suggests the basic ways of the modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Up-to-date ecological and legal policy of the Russian state and prospects for its development

Up-to-date ecological and legal policy of the Russian state and prospects for its development. The article is devoted to the ecological and legal policy of the Russian state. The author formulates the definition of an ecological and legal policy, identifies its goals, principals on which it is based. The author comes to a conclusion about the lack of a distinct mechanism of realization of this kind of policy in the Russian state at the modern stage, grounds the necessity of modernization of the ecological and legal policy and suggests the basic ways of the modernization.

Текст научной работы на тему «Эколого-правовая политика российского государства на современном этапе и перспективы ее развития»

8. Клименко А.И. // Закон и право. 2005. № 4. С. 5-6.

9. Никонов В. // Современная российская политика: курс лекций / под ред. В. Никонова. М.,

2003. С. 165.

10. Российская газета. 2005. 26 апр. С. 3-4.

11. Как мы думали в 2004 году: Россия на перепутье. М., 2005. С. 270.

12. Малько А.В. // Политология для юристов: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова,

А.В. Малько. М., 1999. С. 483-484.

13. Соколенко В.Г. // Информация. Дипломатия. Психология. М., 2002. С. 75.

14. Панарин И., Панарина Л. Информационная война и мир. М., 2003. С. 134-135.

15. Гудби Дж., Бувальда П., Тренин Д. Стратегия стабильного мира. М., 2003. С. 46.

16. Безансон А. Возможно ли включить Россию в мировое устройство? М., 2001. С. 47.

17. Макфол М. // Россия в глобальной политике.

2004. Т. 2. № 5. С. 161.

18. Галумов Э.А. // Информация. Дипломатия. Психология / отв. ред. Ю.Б. Кашлев. М., 2002. С. 181.

19. Российская газета. 2000. 28 сент.

20. Современная политическая история России. Хроника и аналитика / под общ. ред.

B.И. Зоркальцева, А.И. Подберезкина. М., 1999. Т. 1. С. 115.

21. Шутов А.Д. На руинах великой державы. М.,

2004. С. 45.

22. Дипломатический вестник. 1995. № 6. С. 77.

23. СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4261.

24. Малько А.В., Мамонов В.В. // Российская правовая политика: курс лекций / под ред.

Н.И. Матузова. М., 2003. С. 484.

25. СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916.

26. Волхонский Б. // Коммерсантъ. 2005. 31 мая.

C. 5.

27. Паклин Н. // Российская газета. 2005. 31 мая. Поступила в редакцию 18.01.2006 г.

ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

А.В.Захаров

Zakharov A.V. Up-to-date ecological and legal policy of the Russian state and prospects for its development. The article is devoted to the ecological and legal policy of the Russian state. The author formulates the definition of an ecological and legal policy, identifies its goals, principals on which it is based. The author comes to a conclusion about the lack of a distinct mechanism of realization of this kind of policy in the Russian state at the modern stage, grounds the necessity of modernization of the ecological and legal policy and suggests the basic ways of the modernization.

Одной из глобальных проблем современности является преодоление экологического кризиса как явления, ставящего под вопрос дальнейшее существование человека. В этой связи особый интерес представляет исследование эколого-правовой политики как нормативной основы экологической политики государства.

Правовая политика, в том числе и в экологической сфере, характеризуется тем, что это:

1) практика определенных субъектов. Основным субъектом данной политики является государство в лице его общефедеральных и региональных органов власти. Государство выполняет основной объем правотворческой и правоприменительной деятельности, и поэтому правовая политика есть

особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур;

2) определенная деятельность, форма целенаправленной практической активности некоторых субъектов. Любая политика, в том числе и правовая, относится к практической сфере общественного бытия, выступает ее динамическим, функциональным элементом;

3) деятельность, связанная с юридической (а в нашем случае и с экологической) сферой;

4) деятельность является стратегически осмысленной, в ее основе всегда лежит определенная система целей и концептуальных

идей, отражающих наиболее узловые моменты будущей организации социальных отношений.

Правовая политика в экологической сфере представляет собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность уполномоченных субъектов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как сохранение окружающей среды и природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны, гарантированность экологических прав граждан, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой и экологической культуры граждан, правовой жизни общества и личности в гармонии с окружающей средой.

Формы реализации эколого-правовой политики идентичны предложенным А.В. Малько формам реализации правовой политики современной России в целом: правотворческая, правоприменительная, интерпретационная, доктринальная, правообучающая и др. [1].

Основы эколого-правовой политики РФ закреплены в Конституции РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», Указах Президента РФ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в Экологической доктрине РФ.

Принципы выстраивания эколого-пра-вовой политики:

1) четкое обозначение экологических приоритетов юридической деятельности, вытекающее из целей экологической деятельности государства;

2) прогнозирование юридических действий субъектов экологической политики и реализация их на практике;

3) ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;

4) комплексное и взаимообеспечиваю-щее использование форм реализации эколо-го-правовой политики;

5) результатами эколого-правовой политики (одновременно выступают в качестве ее целей) должны стать:

- обеспечение благоприятной окружающей среды;

- повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности;

- обеспечение гарантированного осуществления экологических прав граждан, интересов личности;

- создание согласованности и предсказуемости действий власти.

Таким образом, стержневой идеей эко-лого-правовой политики является создание правового механизма обеспечения благоприятной окружающей среды. Центральным положением эколого-правовой политики должно стать положение о благоприятности окружающей среды. Акцент в данном случае, как мы считаем, должен быть смещен на создание правового механизма гарантированности одного из основных экологических прав граждан - права на благоприятную окружающую среду.

Согласно действующей Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», граждане имеют право на благоприятную окружающую среду [2; 3]. Под благоприятной окружающей средой в законодательстве понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов [3, ст. 1].

На наш взгляд, определение не совсем корректное. Во-первых, законодатель, вводя определение, ограничился единственной характеристикой благоприятности среды - устойчивостью, рассматриваемой в качестве естественнонаучной категории, но никак не юридического критерия. Мы согласны с М.И. Васильевой, считающей, что придание данному признаку юридической значимости недостаточно обоснованно, как по причине игнорирования других, не менее существенных критериев благоприятности среды, так и по причине «неустойчивости» самой категории устойчивости [4].

Во-вторых, определение является узким по содержанию. Согласно ч. 6 ст. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны окружающей

среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья и иным, направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды, законодательством. Тем самым делается отсылка к ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предполагая конкретизацию благоприятности именно в нем. Данный Закон благоприятной считает такую среду обитания, в которой отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека, и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека [5].

В-третьих, на наш взгляд, определение благоприятной окружающей среды не учитывает положения другой статьи ФЗ «Об охране окружающей среды», которое содержит понятие нормативов качества окружающей среды как нормативов, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Следовательно, определение благоприятной окружающей среды должно было включить в себя и эту нормативную сторону как один из показателей благоприятности окружающей среды.

Как видим, законодатель закрепил весьма расплывчатое определение окружающей среды. Но ведь именно обеспечение благоприятности должно являться основной целью экологической функции государства и, соответственно, найти отображение в экологоправовой политике.

Законодатель не учел уже выработавшийся и более полный, на наш взгляд, к данному определению научный подход, в соответствии с которым под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам, касающимся чистоты (незагрязненности), ре-сурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости видового разнообразия и эстетического богатства [6].

Таким образом, ориентированность эко-лого-правовой политики на человека и, глав-

ным образом, на обеспечение благоприятности окружающей среды как своей основной цели, можно поставить под сомнение. Необходимо констатировать, что на современном этапе эколого-правовая политика не может быть признана эффективно действующей и отражающей все насущные потребности человека, общества и государства во взаимоотношениях с окружающей средой. Следовательно, необходима модернизация экологоправовой политики.

Механизм реализации эколого-правовой политики связан с выявлением препятствий, стоящих на пути ее осуществления, и поиском юридических средств их оптимального преодоления. Это могут быть, например, отсутствие единого правового пространства, состояние экологического законодательства (его пробельность и коллизионность), низкое качество экологических нормативных правовых актов, наличие противоречия между экологическими и экономическими интересами, не нашедшего окончательного разрешения в экологическом законодательстве, и т. д.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать необходимость модернизации единой национальной эколого-правовой политики российского государства. Это обуславливается так же:

1) демократическими преобразованиями в России в правовой сфере (признание естественных прав человека в качестве высшей ценности, формирование основ гражданского правового общества, осознание новой, гуманистической роли права и всей юридической системы; поиск мирных путей разрешения возникающих проблем и конфликтов);

2) ухудшением общей экологической ситуации на планете в целом, и в России, в частности, (распространение глобального экологического кризиса, появление новых экологических угроз человечеству, таких как экологический терроризм, распространение и масштабность экологической преступности и таких видов преступлений, как экоцид и т. д.);

3) исчерпаемостью природных ресурсов;

4) отсутствием у населения сформированного экологизированного сознания;

5) низкой экологической культурой и неразвитостью системы экологического воспитания;

6) отсутствием специалистов-экологов, способных выполнять возложенные на них

полномочия в различных областях общественной жизни.

Основными направлениями модернизации эколого-правовой политики государства должны стать:

- разработка долговременной стратегии (концепции) экологического законотворчества и, в первую очередь, ориентированность его на обеспечение благоприятной окружающей среды;

- создание реально действующего механизма защиты экологических прав граждан;

- ориентированность на построение правового государства и гражданского общества;

- совершенствование правоприменительной практики в сфере экологического права;

- создание механизма правового регулирования охраны и использования окружающей среды;

- выработка и закрепление мер профилактики и борьбы с экологической преступностью и экологическим кризисом;

- формирование экологического сознания;

- развитие экологического воспитания;

- повышение экологической культуры граждан и т. д.

Условиями достижения поставленных целей будут являться скоординированность действий во всех сферах жизни общества, адекватная переориентация социальных, экономических и экологических институтов государства, а так же модернизация хозяйственной деятельности (введение ее в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления).

Показатели, которые должны найти отображение в эколого-правовой политике государства:

- характеризующие качество жизни: продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход (измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения), уровень занятости, степень реализации прав человека;

- уровень экономического развития, точнее - степень природоемкости хозяйства: уровень потребления природных ресурсов; уровень нарушенности экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции). Информативными являются аналогичные показатели на душу населения, а также макрохарактеристики, выражающие соотношение между потребностями в природных ресурсах и их наличием (запасами);

- экологическое благополучие: благоприятность окружающей среды; уровни удельного (на душу населения и единицу валового внутреннего продукта) потребления энергии и других ресурсов, а также производства отходов.

1. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004. С. 16.

2. Конституция РФ. М., 2004. С. 20, ст. 42.

3. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 11.

4. Васильева М.И. // Государство и право. 2002. № 11. С. 87.

5. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 4.

6. БринчукМ.М. Экологическое право. М., 1998.

С. 123.

Поступила в редакцию 6.03.2006 г.

9S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.