Научная статья на тему 'Проблемы правового режима зон экологического бедствия'

Проблемы правового режима зон экологического бедствия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2878
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Abbasova E.V., Nikonova N.E.

This article examines the problems of determining the legal regime of the zones of ecological disaster in the Russian Federation, draws conclusions about the need to modernize legislation in this area, the formation of a mechanism for creating zones of ecological disaster, the establishment of criteria for the state of the environment, at which the status of zones of ecological disaster is established.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Abbasova E.V., Nikonova N.E.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового режима зон экологического бедствия»

УДК 349.6 ББК 67.407

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗОН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

АББАСОВА Е.В., НИКОНОВА Н.Е. ОУВО ЮУИУиЭ, Челябинск, Россия e-mail: nadin_9696@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы определения правового режима зон экологического бедствия в Российской Федерации, сделаны выводы о необходимости модернизации законодательства в данной сфере, формирования механизма создания зон экологического бедствия, установления критериев состояния окружающей среды, при достижении которых устанавливается статус зон экологического бедствия.

Ключевые слова: экология, зоны экологического бедствия, экологическое законодательство.

Актуальность. Качество жизни человека напрямую зависит от состояния окружающей среды, в свою очередь, окружающая среда России характеризуется большим количеством различных экологических проблем. Сведения, изложенные в ежегодных государственных докладах "О состоянии и об охране окружающей среды" и других официальных источниках свидетельствуют о том, что экологическая обстановка с течением времени не становится лучше. В декабре 2017 года общероссийской общественной организацией "Зеленый патруль" был опубликован "Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации", в котором Челябинская область была признана самым экологически неблагополучным российским регионом. В десятке экологически неблагополучных регионов, также находятся Брянская область, Иркутская область, Ленинградская область, Московская область, Нижегородская область, Свердловская область, Севастополь, Еврейская АО и Республика Бурятия. Вышесказанное говорит об остроте и актуальности проблемы создания зон экологического бедствия в Российской Федерации на сегодняшний день.

Ранее действовавший закон РСФСР от 19.12.1991. №°2060-[ "Об охране окружающей природной среды" устанавливал два вида зон экологического неблагополучия: зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации, в настоящий момент законодательство включает в себя только зоны экологического бедствия.

В соответствии с п. 1 ст. 59 закона "Об охране окружающей природной среды", зонами

экологического бедствия объявлялись участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности происходили глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Основной особенностью принятия статуса зоны экологического бедствия являлось то, что в данной зоне предполагалось прекращение деятельности хозяйственных объектов, не связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны экологического бедствия населения, значительное ограничение природопользования, запрет строительства, реконструкции новых хозяйственных объектов, реализация мер направленных на оздоровление окружающей среды и восстановление природных ресурсов.

Ст. 57 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", предусматривает возможность установления порядка объявления и установления режима зон экологического бедствия специальным законодательством о зонах экологического бедствия. Но проблема заключается именно в том, что специальное законодательство о зонах экологического бедствия в настоящее время отсутствует. Если обратиться к ФЗ "Об охране окружающей природной среды", то ранее зоны экологического бедствия могли быть объявлены нормативными правовыми актами Верховного Совета Российской Федерации либо президента

Российской Федерации по инициативе специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основании заключения государственной экологической экспертизы. Таким органом являлось Минприроды РФ.

На основе методики можно выделить признаки территорий крайних степеней экологического неблагополучия, к ним относятся:

- глубокие необратимые изменения. Такие необратимые изменения могут приниматься за относительно непродолжительное время, которое может быть в пределах жизни одного поколения;

- существенное ухудшение здоровья населения. К существенному ухудшением здоровья населения относится учащение специфических заболеваний, вызванных негативными изменениями природной среды, появление нарушений здоровья имеющих необратимый характер, изменение структуры причин смерти населения (онкологические заболевания, врожденные пороки развития и др.), а также значительный рост нарушений здоровья имеющих обратимый характер (отклонения нервно-психического и физического развития, неспецифические заболевания и др.), связанных с проблемами окружающей среды;

- разрушение естественных экосистем, под которым понимается деградация флоры и фауны, нарушение природного равновесия, потеря генофонда.

В настоящее время данная методика не была опубликована, а значит, она не имеет юридической силы. Кроме того, имеется случай применения арбитражным судом данного документа. Так, например, арбитражный суд Красноярского края при вынесении решения по делу №А33-3322/2015 в своих выводах ссылается на данный документ, как на действующий, "Министерством природных ресурсов Российской Федерации 30 ноября 1992 года утверждена методика "Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия", в которой в пункте 12 критериев экологической оценки состояния почв (таблица 3.3.1) в качестве основного показателя, указан, в том числе, фитотоксичность почвы по сравнению с фоном". Не согласившись с решением, общество

обратилось в третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней заявитель в качестве одного из доводов указал, что методика "Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия" не была опубликована, не носит нормативного характера и не может подлежать применению судом к спорным правоотношениям. В свою очередь, третий арбитражный апелляционный суд в своих выводах указал, что отсутствие официального опубликования методики "Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия" на выводы суда не может повлиять, в связи с тем, что данная методика сама по себе не устанавливает на юридическое лицо какой-либо обязанности, подтверждает довод о возможности использования показаний фоновых величин в качестве норматива качества окружающей среды для оценки экологического состояния компонентов окружающей среды.

В настоящее время процесс придания статуса зон экологического бедствия отдельным территориям невозможен в силу объективных причин:

1) отсутствие федерального законодательства устанавливающего правовой режим зон экологического бедствия и закрепляющего правовой механизм создания таких зон. В 2001 году в государственную думу Российской Федерации был внесен проект Федерального закона №115008-3 "О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории", но впоследствии он был снят с рассмотрения. Причина, скорее всего, состоит в том, что согласно этому проекту финансирование реализации программ по выводу территории из состояния экологического бедствия должно было возлагаться на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и организации. Такие дополнительные статьи расходов для соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут стать весьма значительными;

2) Действующий федеральный закон "Об охране окружающей среды" не закрепляет механизм создания зон экологического бедствия, критерии отнесения определенных

территорий к зонам экологического бедствия и не устанавливает правовые последствия придания соответствующего статуса

территорий.

В силу неразрешенности указанных проблем практика создания зон экологического бедствия в России отсутствует.

В научной литературе уделяется внимание проблемам правового регулирования зон экологического бедствия. А.Я. Рыженков отмечает необходимость учета опыта других стран, а также предлагает создание международных зон экологического бедствия в случаях, когда определенные экологические проблемы затрагивают интересы двух и более государств [8]. И.С. Храмова предлагает представить общественности, а также населению, проживающему на

соответствующих территориях возможность выступать с инициативой о придании территориям статуса зон экологического бедствия [10].

Отсутствие законодательства, которое регулировало бы правовую сторону указанных вопросов не способствует восстановлению благоприятного состояния окружающей среды на территориях подвергшихся в результате антропогенной деятельности негативному воздействию, приведшему к деградации и разрушению экосистем, ухудшению состояния здоровья населения, значительному росту смертности и другим негативным социальным проблемам. В главе 8 Федерального закона "Об охране окружающей среды" необходимо закрепить правовые нормы устанавливающие особый статус зон экологического бедствия. Также есть необходимость в принятии иных федеральных законов и законов субъектов РФ о

зонах экологического бедствия. Е.С. Болтанова справедливо отмечает, что формирование законодательства о зонах экологического бедствия возможно только на федеральном уровне [3].

Следует согласиться с мнением авторов, отмечающих необходимость принятия федерального закона "О зонах экологического бедствия", и закрепления юридического определения зон экологического бедствия, а также показателей состояния окружающей среды, при достижении которых устанавливается статус зон экологического бедствия [9].

Решение вопросов экологически

неблагополучных территорий должно быть обусловлено не только закреплением статуса зон экологического бедствия, а, прежде всего, созданием условий, при которых не будут возникать новые экологически опасные территории. Проблема обеспечения

экологической безопасности напрямую связана с формированием в обществе эколого-правовой культуры [1, 2].

Таким образом, в настоящее время необходима модернизация экологического законодательства Российской Федерации в части формирования механизма создания зон экологического бедствия, установления критериев состояния окружающей среды, при достижении которых устанавливается статус зон экологического бедствия, установления правового режима охраны и восстановления благоприятной окружающей среды на территориях подвергшихся негативному воздействию, а также меры социальной поддержки граждан проживающих на соответствующих территориях.

Список литературы

1. Аббасов П.Р. Проблема формирования эколого-правовой культуры студентов гуманитарных вузов в аспекте профессиональной социализации / П.Р. Аббасов, Р.А. Литвак // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. - №12-2. - С. 33-36.

2. Аббасов П.Р. Формирование эколого-правовой культуры студентов гуманитарных вузов как инструмент экологической безопасности региона /П.Р. Аббасов //Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. 2017. -№1 (1). - С. 250-253.

3. Болтанова Е.С. Правовой режим зон экологического бедствия и зон чрезвычайной ситуации / Е.С. Болтанова // Экологическое право. 2017. - №1. - С. 33-39.

4. Методика (утв. Минприроды РФ 30 ноября 1992 г.) "Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия" [Электронный ресурс]: Опубликовано в СПС "КонсультантПлюс"//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90799/(Дата обращения 03.01.18)

5. О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории: Проект Федерального закона №115008-3 текст по состоянию на 14.07.2001 [Электронный ресурс]: Опубликовано в СПС "КонсультантПлюс" //URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=9158#0 (Дата обращения 17.01.18)

6. Рыженков А.Я. Правовой режим зон экологического бедствия /А.Я. Рыженков // Современное право. 2014. - №7. -С. 20-26.

7. Терлыч И.А. Особенности правового режима зон экологического бедствия в России / И.А. Терлыч, Е.А. Гринь // Успехи современной науки и образования. 2015. - №4. - С. 84-86.

8. Храмова И.С. Зоны экологического бедствия: сложности правового регулирования и необходимость модернизации законодательства / И.С. Храмова, М.С. Андреева // Право и политика: теоретические и практические проблемы сборник материалов 4 международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. А.В. Малько. 2015. - С. - 266-268.

9. Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации. Итоги осень 2017 г. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" // http://greenpatrol. ru/ru/novosti/ekologicheskiy-reyting-subektov-rossiyskoy-federacii-itogi-osen-2017^ (Дата обращения 03.01.18)

PROBLEMS OF LEGAL REGIME OF ZONES OF ENVIRONMENTAL DISASTER

ABBASOVA E. V., NIKONOVA N.E. EI HE SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: nadin_9696@mail.ru

Abstract

This article examines the problems of determining the legal regime of the zones of ecological disaster in the Russian Federation, draws conclusions about the need to modernize legislation in this area, the formation of a mechanism for creating zones of ecological disaster, the establishment of criteria for the state of the environment, at which the status of zones of ecological disaster is established.

Keywords: ecology, ecological disaster zones, environmental legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.