Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ'

ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОПЫТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОМПОНЕНТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА / ЛИЧНОСТНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васина Ольга Николаевна

Цель исследования - обосновать включение в содержание высшего образования эколого-ориентированного компонента как необходимое условие формирования личностного опыта эмоционально-ценностного отношения студентов (далее - ЭЦО) к окружающей их действительности: к природе, себе самому, здоровью, труду/профессии, другим людям, Отечеству. В статье показаны варианты эколого-ориентированного наполнения состава содержания образования, представленного, согласно культурологической теории отбора содержания образования (И. Я. Лернер, Н. М. Скаткин, В. В. Краевский), адаптированным социальным опытом. С позиции социальной и личностной составляющих обоснована ведущая роль ЭЦО в структуре социального опыта. Определены педагогические условия формирования личностного опыта ЭЦО студентов. Научная новизна исследования заключается в следующем: рассмотрены малоизученные аспекты применения в высшем образовании теоретических положений культурологической теории отбора содержания образования с выделением приоритета ведущей роли опыта ЭЦО; выявлены способы включения эколого-ориентированного компонента в состав содержания образования, в содержание учебных дисциплин/модулей, учебных материалов и практическую деятельность участников образовательного процесса. В результате в структуре социального опыта выделен приоритет ведущей роли опыта ЭЦО, который является базовым элементом культуры общества и важнейшим элементом общей культуры личности; на примере учебных дисциплин/модулей обязательной части учебного плана укрупненной группы направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» показана возможность эколого-ориентированного наполнения содержания образования, конкретизированного в содержании учебных дисциплин/модулей, исходя из их специфики; определены педагогические условия организации образовательного процесса, позволяющие изменять личностную систему ценностей, формировать ценностные ориентации и убеждения, соответствующие коэволюции природы, человека, общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTALLY-BASED ORIENTATION OF HIGHER EDUCATION AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF STUDENTS’ EXPERIENCE OF EMOTIONAL-VALUE ATTITUDE TO THE REALITY AROUND THEM

The aim of the study is to substantiate the inclusion of an environmentally-based component in the content of higher education as a necessary condition for the formation of students’ personal experience of an emotional-value attitude to the reality around them: to nature, oneself, health, work/profession, other people, the Fatherland. The article shows the options for an environmentally-based filling of education content composition, presented, according to the cultural theory of education content selection (I. Ya. Lerner, N. M. Skatkin, V. V. Kraevsky) by adapted social experience. From the standpoint of the social and personal components, the leading role of the emotional-value attitude in the structure of social experience is substantiated. Pedagogical conditions for the formation of students’ personal experience of the emotional-value attitude are determined. The scientific novelty of the study lies in the following: the little-studied aspects of applying the theoretical provisions of the cultural theory of education content selection in higher education are considered, with the emphasis on the leading role of the experience of the emotional-value attitude; the ways to include an environmentally-based component in the content of education, in the content of academic disciplines/modules, training materials and practical activity of participants in the educational process are identified. As a result, the priority in the structure of social experience is given to the leading role of the experience of the emotional-value attitude, which is a basic element of the culture of society and the most important element of the general culture of the individual. The possibility of the environmentally-based filling of the education content, specified in the content of academic disciplines/modules, based on their and specifics, is shown by the example of academic disciplines/modules of the mandatory part of the curriculum in the enlarged group of training areas 44.00.00 “Education and Pedagogical Sciences”. The pedagogical conditions for the organization of the educational process are determined, which allow changing the personal system of values, forming value orientations and beliefs that correspond to the co-evolution of nature, man, and society.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Е Л Ь С Т

4 гратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 8. С. 857-865 | 2022. Volume 7. Issue 8. P. 857-865

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Эколого-ориентированная направленность высшего образования как условие формирования опыта эмоционально-ценностного отношения студентов к окружающей их действительности

Васина О. Н.

Аннотация. Цель исследования - обосновать включение в содержание высшего образования эколого-ориентированного компонента как необходимое условие формирования личностного опыта эмоционально-ценностного отношения студентов (далее - ЭЦО) к окружающей их действительности: к природе, себе самому, здоровью, труду/профессии, другим людям, Отечеству. В статье показаны варианты эколого-ориентированного наполнения состава содержания образования, представленного, согласно культурологической теории отбора содержания образования (И. Я. Лернер, Н. М. Скаткин, В. В. Краев-ский), адаптированным социальным опытом. С позиции социальной и личностной составляющих обоснована ведущая роль ЭЦО в структуре социального опыта. Определены педагогические условия формирования личностного опыта ЭЦО студентов. Научная новизна исследования заключается в следующем: рассмотрены малоизученные аспекты применения в высшем образовании теоретических положений культурологической теории отбора содержания образования с выделением приоритета ведущей роли опыта ЭЦО; выявлены способы включения эколого-ориентированного компонента в состав содержания образования, в содержание учебных дисциплин/модулей, учебных материалов и практическую деятельность участников образовательного процесса. В результате в структуре социального опыта выделен приоритет ведущей роли опыта ЭЦО, который является базовым элементом культуры общества и важнейшим элементом общей культуры личности; на примере учебных дисциплин/ модулей обязательной части учебного плана укрупненной группы направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» показана возможность эколого-ориентированного наполнения содержания образования, конкретизированного в содержании учебных дисциплин/модулей, исходя из их специфики; определены педагогические условия организации образовательного процесса, позволяющие изменять личностную систему ценностей, формировать ценностные ориентации и убеждения, соответствующие коэволюции природы, человека, общества.

EN

Environmentally-Based Orientation of Higher Education as a Condition for the Formation of Students' Experience of Emotional-Value Attitude to the Reality around Them

Vasina O. N.

Abstract. The aim of the study is to substantiate the inclusion of an environmentally-based component in the content of higher education as a necessary condition for the formation of students' personal experience of an emotional-value attitude to the reality around them: to nature, oneself, health, work/profession, other people, the Fatherland. The article shows the options for an environmentally-based filling of education content composition, presented, according to the cultural theory of education content selection (I. Ya. Lerner, N. M. Skatkin, V. V. Kraevsky) by adapted social experience. From the standpoint of the social and personal components, the leading role of the emotional-value attitude in the structure of social experience is substantiated. Pedagogical conditions for the formation of students' personal experience of the emotional-value attitude are determined. The scientific novelty of the study lies in the following: the little-studied aspects of applying the theoretical provisions of the cultural theory of education content selection in higher education are considered, with the emphasis on the leading role of the experience of the emotional-value attitude:

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220127

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

the ways to include an environmentally-based component in the content of education, in the content of academic disciplines/modules, training materials and practical activity of participants in the educational process are identified. As a result, the priority in the structure of social experience is given to the leading role of the experience of the emotional-value attitude, which is a basic element of the culture of society and the most important element of the general culture of the individual. The possibility of the environmentally-based filling of the education content, specified in the content of academic disciplines/modules, based on their and specifics, is shown by the example of academic disciplines/modules of the mandatory part of the curriculum in the enlarged group of training areas 44.00.00 "Education and Pedagogical Sciences". The pedagogical conditions for the organization of the educational process are determined, which allow changing the personal system of values, forming value orientations and beliefs that correspond to the co-evolution of nature, man, and society.

Введение

Актуальность темы исследования подтверждена актуализацией решения проблемы переориентации смыслов и ценностей жизни молодежи на личностный успех и благополучие, рациональность и прагматизм (так называемый «духовный кризис» общества). Студенческая молодежь, реализуя социальные и профессиональные функции, как правило, сохраняет в поведении социально одобряемые отношения к себе и окружающему миру, но вместе с тем активно проверяет имеющиеся разнообразные (не исключено, что негативные) идеи, смыслы, ценности и ценностные ориентации (Каширский, 2014). Повлиять на выбор морально-нравственных целей, способов и средств деятельности позволяет сформированный опыт ЭЦО студентов к окружающей действительности: к родной природе, родному языку, к самому себе, собственному здоровью, истории и культуре народов России, труду/профессии, Отечеству, миру в целом. Поэтому в настоящее время проблема формирования опыта ЭЦО является одной из сквозных проблем, обозначенных отечественными учеными (Кларин, Осмоловская, 2020; Николина, 2020; Васина, Пономарёва, 2020). Вместе с тем с 2021-2022 учебного года обязательным наполнением основной образовательной программы в вузе становится воспитательный компонент, а в цели, задачах и разделах принятой примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования широко представлена ценностная составляющая (Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. 2021. URL: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/ education/index.php ?sphrase_id=4192778).

Однако сами по себе ценности, как бы объективно ни было их выделение, не являются фактором развития личности, их «превращение» в личностный фактор возможно через развитие нравственных ценностных ори-ентаций, суждений, убеждений, что способствует расширению опыта ЭЦО студентов к окружающей действительности, определяющего модели поведения. Но как показывает педагогическая практика, преподаватели слабо владеют методами и приемами осознания и усвоения ценностей, установления связи между личностной ценностью, ее субъективной значимостью и реальной позицией личности. Нередко педагоги не знают механизмов преобразования опыта ЭЦО, а учет социального и личностного опыта ЭЦО вызывает затруднения при конструировании педагогического процесса (Пономарёва, 2000; Васина, Пономарёва, 2020).

Решение проблемы формирования опыта ЭЦО у студентов к окружающей действительности мы видим в реализации в системе высшего образовании положений культурологической теории отбора содержания образования (Лернер, 1980; Скаткин, Краевский, 1981), но ведущим компонентом состава содержания образования предлагаем рассматривать опыт ЭЦО студентов к окружающей действительности. Считаем важным условием формирования ЭЦО эколого-ориентированную направленность содержания образования, обладающую значительным ценностным потенциалом. Именно экология собирает, перерабатывает, использует все наработанные культурой образы, знания, ценности, обобщает накопленный опыт отношений к объектам и явлениям окружающего мира (Глазачев, 2011). Очевидно, что экологизация высшего образования не является единственной возможностью формирования опыта ЭЦО студентов к окружающей действительности, но введение в состав содержания образования эколого-ориентированной составляющей способствует формированию у студентов бережного отношения к природе и окружающей среде, правил и норм поведения в интересах природы, человека, семьи, общества и государства. Вместе с тем эколого-ориентированное наполнение учебных материалов обладает значительным потенциалом для развития бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, формирования чувства патриотизма и гражданственности.

На этом основании были определены следующие задачи исследования:

- охарактеризовать эколого-ориентированную составляющую содержания образования, представленную четырехкомпонентным адаптированным социальным опытом;

- на примере учебных дисциплин/модулей обязательной части учебного плана укрупненной группы направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» показать возможность эколого-ориентированного наполнения состава содержания образования, конкретизированного в содержании учебных дисциплин/модулей, исходя из их специфики;

- определить педагогические условия реализации эколого-ориентированной направленности содержания высшего образования, обеспечивающего формирование опыта ЭЦО студентов к окружающей действительности.

Исследование выполнено с учетом методов теоретико-методологического анализа нормативно-правовой документации, многочисленных психологических и педагогических публикаций теоретического и прикладного

характера, классификации, обобщения педагогического опыта. Методологическое основание исследования: идеи и положения в области культурологической теории содержания образования (Лернер, 1980; Скаткин, Краевский, 1981) и теория универсального эволюционизма Н. Н. Моисеева, объединяющая эволюционное учение Ч. Дарвина, концепцию биосферы В. И. Вернадского, положения эволюционной глобалистики А. Д. Урсула (Залиханов, Степанов, 2018).

Теоретической базой являются работы, посвященные обоснованию методологических основ реализации непрерывного экологического образования, становлению понятийно-терминологического аппарата экологического образования, развитию системы экологических ценностей и ценностных отношений к природе как ключевого элемента экологической культуры, определению общекультурного ядра экологического образования и его внедрению в содержание каждой учебной дисциплины (Глазачев, 2011; Дзятковская, Захлебный, Ермаков, 2017; Пономарёва, Васина, Смышляев, 2017; Николина, 2020); исследования психолого-педагогических механизмов формирования отношения к природе в онтогенетическом, культурно-историческом, функциональном аспектах (Залесский, 1994; Мясищев, 1995; Дерябо, Ясвин, 1996; Панов, 2015); труды по становлению и развитию культурологической теории содержания образования (Лернер, 1980; Скаткин, Краевский, 1981; Кларин, Осмоловская, 2020); исследования по проблемам единства обучения и воспитания в условиях контекстного образования (Калашников, 2011; Вербицкий, 2020) и проблемам системного подхода в экологическом образовании (Попов, Сазонова, 2017).

Практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в нем теоретические положения, заключения и выводы позволяют учитывать эколого-ориентированную составляющую состава содержания образования при проектировании основных образовательных программ, рабочих программ учебных дисциплин/модулей высшей школы и программ воспитания в образовательной организации высшего образования.

Основная часть

В соответствии с культурологической теорией отбора содержания образования И. Я. Лернера (1987), М. Н. Скаткина, В. В. Краевского (1981), его состав представлен четырьмя компонентами: опытом познавательной деятельности (ОПД); опытом способов деятельности (ОСД); опытом творческой деятельности (ОТД); опытом эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) к природе, другим людям, к родному языку, труду/профессии, Отечеству (родному языку, истории), миру в целом. Авторы рассматривали все компоненты как равноценные, но И. Я. Лернер (1987) акцентировал внимание на эмоциональной составляющей и отмечал, что без эмоционального отношения к знаниям, умениям, творческой деятельности, их включенности в систему ценностей личности человек не способен выполнить ожидаемую от него социальную роль. Поэтому вслед за И. Я. Лерне-ром предлагаем рассматривать опыт ЭЦО студентов к окружающей действительности как ведущий компонент состава содержания образования. Грамотно сконструированный опыт ЭЦО (к природе, себе самому и собственному здоровью, труду/профессии, другим людям, Отечеству) влияет на эффективность воспитательного процесса и обогащение личностного (индивидуального) опыта ЭЦО студентов новыми смыслами, ценностями, идеями, что важно в условиях разработки и реализации программы воспитания в образовательной организации высшего образования. Важно подчеркнуть, что опыт ЭЦО включает социальную и личностную составляющие (Осмоловская, Шалыгина, 2006; Васина, Пономарёва, 2020).

Социальный опыт ЭЦО всегда зависит от общественно-исторических событий и социокультурных процессов и может быть представлен информацией о важности и ценности изучаемых объектов или явлений, произведениями научно-популярной и художественной литературы, этнокультурой, опредмеченной в традициях, нормах поведения, обычаях, языках. Социальный опыт ЭЦО:

- является базовой основой формирования системных знаний, умений, навыков на уровне чувств и образов, усиливает восприимчивость к новой информации и критическое отношение к ней;

- формирует эмоциональную установку на поиск оригинальных путей решения поставленных задач;

- способствует воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, уважения к родной земле, малой родине, Отечеству и др.

Личностный опыт ЭЦО - важнейший элемент общей культуры личности, который определяет характер целей и мотивов взаимодействия с окружающим миром, стратегии нравственного поведения. Представлен индивидуальной системой ценностей, ценностных ориентаций, убеждений. Личностный опыт ЭЦО:

- направляет взаимоотношения между участниками педагогического процесса (межличностные отношения);

- регулирует поведение и определяет направление деятельности человека, отдельной социальной группы, государства, а значит, влияет на происходящие социальные изменения, социальные и экологические кризисы (Лернер, 1980; Скаткин, Краевский, 1981; Пономарёва, 2000; Васина, 2004; Пономарёва, Васина, Смышляев, 2017).

Личностный опыт ЭЦО всегда имеет ресурс для формирования, обогащения и преобразования, поскольку постоянно обогащается новой информацией, несущей новые ценности (в том числе ценности виртуального мира и социально неодобряемые ценности). Целенаправленное преобразование личностного опыта ЭЦО студентов мы рассматриваем с позиций смещения акцентов с индивидуальных интересов и потребностей на формирование взаимоотношений с социумом, понимание и принятие студентами ценностей окружающего мира.

Одним из возможных условий отражения в высшем образовании идей единства человека и окружающего мира (природы и общества) является его экологизация (Дзятковская, Захлебный, Ермаков, 2017; Васина,

Пономарёва, 2020). Известно, что в системе личностных ценностей природа занимает центральное место, а позитивный опыт ЭЦО к природе формирует нравственные привычки при взаимодействии с объектами и явлениями окружающего мира и детерминирует изменение отношения к объектам и явлениям окружающего мира и различным видам деятельности в нем (Дерябо, Ясвин, 1996; Пономарёва, 2000; Васина, 2004). Отметим, то в настоящее время проблемы взаимоотношений человека с миром и понимание современной картины мира рассматривают с позиций концепции универсального эволюционизма:

- экологического императива - границы допустимой активности человека, которую он в настоящее время, в данных конкретных природных условиях, не имеет права переступить ни при каких обстоятельствах;

- нравственного императива - новых нравственных ценностей, которые соответствуют согласованному развитию (коэволюции) природы, человека и общества и способствуют сокращению разрыва между естественно-научными, инженерными и гуманитарными знаниями;

- системы «Педагог» - системы формирования, сохранения и передачи следующим поколениям коллективных знаний, нравственности и памяти народа (Залиханов, 2018).

Научной школой И. Д. Зверева - А. Н. Захлебного - И. Т. Суравегиной - Е. Н. Дзятковской (руководитель А. Н. Захлебный) ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» постепенно решается проблема интеграции экологического образования в предметную конструкцию. Но большинство исследований ориентированы на проблему отбора содержания экологического образования в школе. Анализ учебных планов, рабочих программ дисциплин/модулей, учебных и производственных практик укрупненной группы направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» позволяет утверждать, что в высшем образовании отсутствует единый подход к решению проблемы экологизации. ФГОС ВО (Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru) включает требования к объему, структуре, результатам освоения, условиям реализации образовательных программ и даёт относительную академическую свободу педагогам при определении содержания конкретной учебной дисциплины. На этом основании считаем возможным включение в содержание учебных дисциплин и учебных материалов эколого-ориентированной направленности, экологических аспектов взаимоотношений «педагог -обучающийся» и предлагаем использовать понятие «эколого-ориентированная направленность высшего образования». Эколого-ориентированная направленность высшего образования объединяет экологические знания, умения, навыки, различные экологические аспекты и факторы, направленные на разностороннее познание природы как универсальной ценности прошлого и настоящего, понимание единства системы «природа - человек - общество», принятие ценности всех ее элементов, формирование ценностного отношения к ним. Отсюда эколого-ориентированная направленность высшего образования предусматривает:

1) выявление эколого-ориентированной составляющей содержания образования, представленного четы-рехкомпонентным адаптированным социальным опытом (опытом ЭЦО, ОПД, ОСД, ОТД);

2) включение эколого-ориентированной составляющей содержания образования в содержание учебных дисциплин/модулей с учетом ведущей роли эколого-ориентированного компонента - опыта ЭЦО;

3) выявление социальной обусловленности и профессиональной направленности различных экологических аспектов и факторов, приобретение ими нового ценностного статуса, соответствующего единому развитию (коэволюции) природы, человека и общества.

Эколого-ориентированный социальный опыт выступает как необходимая часть культуры современного человека и является основой взаимодействия природы и человека в настоящее время. Знания об угрозах глобальных и локальных экологических кризисов, схожие национальные экологические традиции служат профилактикой межэтнических и межконфессиональных конфликтов. На этом основании мы выделили эколого-ориентированную составляющую содержания образования, представленную адаптированным социальным опытом (Лернер, 1980; Скаткин, Краевский, 1981) с ведущим компонентом - опытом ЭЦО.

Эколого-ориентированный опыт эмоционально-ценностных отношений - эколого-ориентированные фрагменты произведений научно-популярной литературы, классиков мировой художественной литературы, «культурно-генетическая память» поколений, хранящаяся в поговорках, пословицах, былинах, загадках и других элементах народных традиций. «Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре других народов помогают осознать роль каждого народа в историческом развитии, выработать взаимоуважительные принципы межкультурного общения, преодолеть межнациональные барьеры. Глубинное осознание своих корней способствует формированию опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям, к природе» (Пономарёва, 2000, с. 110). Считаем, что освоение и усвоение эколого-ориентированного компонента опыта ЭЦО влияет на формирование у студентов системных эколого-ориентированных знаний, умений, навыков (Васина, Пономарёва, 2020).

Эколого-ориентированный опыт системных знаний объединяет накопленные человечеством экологические знания: о природе, человеке, биосфере и ноосфере; о нормах и правилах взаимоотношений между человеком и природой; о локальных и глобальных экологических проблемах и путях их решения с точки зрения экологической целесообразности. Знания о природе и об отношениях в системе «человек - природа -общество» помогают личности ориентироваться в окружающем мире, определяют кругозор обучающихся, повышают экологическую грамотность, позволяют изменить систему личностных ценностей.

Эколого-ориентированный опыт известных способов деятельности объединяет интеллектуальные и практические умения, навыки/технологии взаимодействия с природой, усвоенные эколого-ориентированные умения и навыки участия в сохранении природы, разумной эколого-ориентированной деятельности, проявляющиеся в повседневном поведении, безопасном для человека и окружающей среды.

Эколого-ориентированный опыт творческой деятельности - практическое применение экологических знаний и умений в решении эколого-ориентированных проблемных задач, научно-исследовательской, проектной, творческой деятельности, что способствует становлению опыта (стратегий) взаимодействия с природой, развивает способность эффективного решения проблемных эколого-ориентированных жизненных и профессиональных задач/ситуаций.

Включение эколого-ориентированных компонентов социального опыта (ЭЦО, ОПД, ОСД, ОТД) с ведущим компонентом - опытом ЭЦО в содержание учебных дисциплин позволяет:

- усвоить взаимосвязи и зависимости между ценностями экологической, политической и социально-экономической сфер жизни;

- сформировать единый взгляд на кризисы и проблемы окружающей среды;

- показать связь между культурой, традициями, экономическим и социальным благополучием, защитой окружающей среды;

- реализовать способность и готовность ставить и решать мировоззренческие и ценностно-смысловые задачи самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности и пр. (Алексеев, 2021; Васина, Пономарёва, 2020).

Эколого-ориентированное наполнение состава содержания образования может быть конкретизировано в содержании учебных дисциплин/модулей, исходя из их специфики. Возможность включения эколого-ориентиро-ванной составляющей социального опыта в содержание учебных дисциплин предлагаем рассмотреть на примере дисциплин/модулей, предусмотренных обязательной частью учебного плана укрупненной группы направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

Гуманитарный модуль (Б1.О.01)

Дисциплина «История» (Б1.О.01.01): Особенности отношения русского народа к природе от Древнерусского государства до наших дней. Экологические последствия борьбы русского народа за независимость. Русская культура XVII-XX веков (экологический аспект). Глобализация общественных процессов ХХ-ХХ1 веков и нарастание экологического кризиса. Отношение великих людей и правящих династий к природе.

Дисциплина «Философия» (Б1.О.01.02): Космоцентризм античной философии (Аристотель, Гиппократ, Платон). Идея человека как центрального звена космической эволюции. Понимание мира как сферы человеческой деятельности (Д. Алигьери, Ф. Петрарка, М. Монтень). Гелиоцентрическая картина мира. Натурфилософский пантеизм Дж. Бруно: безграничная и бесконечная Вселенная; совпадение бога-природы-материи; всеобщая одушевленность природы. Ньютон и натурфилософия XVII века. Космическая философия и этика К. Э. Циолковского. Идея ноосферы В. И. Вернадского.

Дисциплина «Экономика» (Б1.О.01.03): Природные ресурсы и виды природопользования. Экономическая ценность природы. Влияние экологических факторов на рост экономических показателей. Экономическая оценка и особенности платы за загрязнение окружающей среды. Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования.

Дисциплина «Правоведение» (Б1.О.01.04): Экологические проблемы России и региона. Экологическое право: понятийный аппарат, содержание, принципы. Международное экологическое право как формирующая отрасль права. Экологические системы как объект правового регулирования. Эколого-правовой статус человека. Правовые основы охраны окружающей среды и управления природопользованием. Ответственность за экологические правонарушения. Приоритеты национальной экологической политики России.

Коммуникативный модуль (Б1.О.02)

Дисциплина «Иностранный язык» (Б1.О.02.01): Чтение и перевод литературы, затрагивающей ценностные и экологические аспекты: бытовой и социально-культурной среды, здорового образа жизни, экологического состояния России, региона, страны (носителя языка). Монологическая и диалогическая речь в коммуникативных ситуациях профессионального и делового общения на экологическую тематику.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» (Б1.О.02.02): Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого общения, предполагающий ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Книжная и разговорная разновидности русского литературного языка в произведениях о природе. Культура речи как культура поведения человека в окружающем мире. Народная экология в пословицах и поговорках как средство обогащения культуры языка. Роль языка при решении проблем окружающей среды.

Дисциплина «Современные информационные технологии» (Б1.О.02.03): Информационные технологии как средство становления экологической культуры. Основные понятия экологической информатики. Информационно-коммуникационные технологии исследования состояния окружающей среды и процессов управления окружающей средой. Электронные коллекции и базы данных по биоразнообразию и другим компонентам природной среды.

Модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности (Б1.О.03)

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» (Б1.О.03.01): Характеристика экологических факторов (абиотических, биотических, антропогенных), влияющих на развитие, психическую деятельность

и поведение. Роль абиотических и биотических факторов в развитии и распространении заболеваний. Здоровье человека и окружающая среда. Гигиеническая характеристика факторов окружающей среды. Понятие об экологической психофизиологии.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (Б1.0.03.03): Экологическая безопасность, основные понятия, законы и концепции. Экологические риски. Роль биотических и абиотических факторов в возникновении зон экологических бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций. Понятие об устойчивом развитии. Культура безопасности, принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания. Опасности природного характера: ядовитые и лекарственные растения, опасные животные. Первая медицинская помощь. Экологический мониторинг. Основы социальной экологии и экологического права. Биологическое оружие как современное средство поражения, защита от него.

Дисциплина «Физическая культура» (Б1.О.03.04): Роль физической культуры в адаптации организма к изменению природных и социальных условий среды. Понятие о культуре здоровья. Взаимосвязь общей культуры студента и культуры здоровья. Организм человека как единица саморазвивающейся биологической системы. Здоровье человека как ценность, факторы, его определяющие. Влияние образа жизни на здоровье. Личное отношение к здоровью, общая культура как условие формирования здорового образа жизни. Физическая и экологическая культура будущих специалистов. Система экологической безопасности как необходимое условие поддержания равновесия между биосферой и естественными внешними нагрузками на организм. Физическая культура как защитный барьер для человека от отрицательных воздействий окружающей среды.

Психолого-педагогический модуль (Б1.О.04)

Дисциплина «Психология» (Б1.О.04.01): Экологическая психология как наука. Методологические особенности экологической психологии. Основные понятия экологической психологии. Мир природы в архаическом сознании, архаическая экологическая этика, одушевление природы, отчуждение от природы. Экоцентриче-ский тип экологического сознания. Социо- и онтогенез экологического сознания, их анализ. Типология экологического сознания. Истоки и сущность антропоцентрического экологического сознания. Отношение к природе в современном общественном сознании. Субъективное и объективное отношение к природе, параметры субъективных отношений личности к природе, структурно-динамическая характеристика субъективного отношения к природе. ЭЦО к природе. Мотивация экологического поведения. Причины поступков людей по отношению к миру природы. Методики диагностики отношения к природе.

Дисциплина «Педагогика» (Б1.О.04.02): Эколого-ориентированная профессиональная деятельность, экологическая компетентность современного педагога. Концепция непрерывного экологического образования (ЭО). Проектирование образовательной среды ЭО в условиях высшего образования. Основные этапы взаимодействия человека и природы. Цели и задачи ЭО в разные исторические эпохи. Становление ЭО в отечественной и зарубежной педагогике. Философское осмысление опыта преподавания экологических дисциплин и экологизации конкретных наук. Формы, методы и средства ЭО. Использование интерактивных методов, традиционных и инновационных средств в ЭО. Традиционные и инновационные средства обучения. Понятие об экологическом воспитании в психолого-педагогической литературе. Историко-педагогический аспект проблем экологического воспитания. Организация экологического воспитания в учебном заведении.

Полагаем, что эколого-ориентированный компонент состава содержания образования должен учитываться при проектировании содержания рабочих программ учебных дисциплин/модулей высшей школы, ориентированных на формирование положительного личностного (индивидуального) опыта ЭЦО у студентов. Только включение в содержание учебной дисциплины той или иной эколого-ориентированной темы, обсуждение экологических вопросов и проблем в области охраны природы не означает, что опыт ЭЦО у студентов будет сформирован. Известно, что личностный смысл, придаваемый знаниям, выражен минимально - это только первый уровень усвоения и присвоения ценностей (Пономарёва, 2000). Более высокий уровень усвоения и присвоения ценностей - личностный смысл по отношению к объекту, который выражается в его субъективной оценке как «полезного», «нейтрального» или «вредного» и связан с формированием взглядов и ориентаций. Высший уровень усвоения и присвоения ценностей - это убеждения человека, при этом личностный смысл по отношению к объекту может быть различным: императивным «все так делают» и собственно ценностным.

Поэтому необходимо определить педагогические условия реализации эколого-ориентированной направленности содержания высшего образования, ориентированного на усвоение и присвоение ценностей через выявление их социальной обусловленности и профессиональной направленности, что позволяет изменять личностную систему ценностей, формировать ценностные ориентации и убеждения, соответствующие коэволюции природы, человека и общества:

1. Проникновение экологических идей, понятий, подходов в большинство учебных дисциплин (закон минимума, закон толерантности, закон необратимости эволюции, законы Коммонера, принцип разнообразия и многообразия, принцип развития и деградации, принцип исключения Гаузе, правила 1% и 10% и др.). Учебные проблемные ситуации и задачи, затрагивающие профессиональный аспект и включающие экологические законы, принципы, правила, обеспечивают целостное видение мира, понимание его социальной, экономической и экологической взаимозависимости. Студенты осваивают ценностные аспекты изучаемого эколого-ориентированного материала и понимают его важность для жизни и профессиональной деятельности.

2. Включение в содержание различных дисциплин эколого-ориентированной направленности через фрагменты произведений научно-популярной литературы, классиков мировой художественной литературы, «культурно-генетическую память» поколений, хранящуюся в поговорках, пословицах, былинах, загадках и других

элементах народных традиций, обладающих значительным эмоционально-ценностным потенциалом и способствующих: преемственности опыта ЭЦО через традиции, этнокультурные нормы поведения, культурный менталитет народа; сохранению и трансляции накопленного в поколениях опыта ЭЦО; усвоению системы ценностей от поколения к поколению на основе их самобытности с добавлением нового; формированию опыта ЭЦО к родной природе, другим людям, профессии, Отечеству и его истории, миру в целом.

3. Интерактивный формат организации эколого-ориентированного высшего образования. При этом взаимоотношения «преподаватель - обучающийся» и «обучающийся - обучающийся» составляют содержание высшего образования, а обучающиеся усваивают и присваивают как технологические, так и нравственные нормы, то есть одновременно обучаются и воспитываются (Вербицкий, 2020). Обучающиеся нуждаются в совместном моделировании и решении эколого-ориентированных задач/ситуаций/проблем, основанных на личной значимости и имеющих реальную пользу при осуществлении практических действий. Подобное взаимодействие знакомит студентов с новым опытом и точками зрения, часто альтернативными их собственным, что позволяет изменить их систему личностных ценностей, а также трансформировать характер мотивов взаимодействия с окружающей средой и стратегии нравственного поведения (Пономарёва, 2000; Васина, Пономарёва, 2020).

Наш многолетний опыт преподавания и наработанные результаты подтверждают, что ярко выраженную направленность на формирование личностного опыта ЭЦО у студентов к окружающей действительности имеют задания (мы их назвали «кейс-размышления») по интерпретации пословиц и поговорок народов России и народов мира. При этом сильное эмоциональное воздействие оказывают не только национальный колорит народных традиций, образы, передающие ценность природы, человека, народа в целом, но и возникновение новых интересных и продуктивных идей, выражение личностной, социальной и профессиональной позиции.

Учитывая сложность отбора эколого-ориентированного учебного материала и организации интерактивного формата работы с ним, мы разработали дидактический комплект «Экология» (Васина О. Н., Пономарёва О. Н., Шпынев Д. А. Экология: сборник задач и упражнений: учеб. пособие / под общ. ред. О. Н. Пономарёвой. Пенза: Пензенский государственный университет, 2017), включающий:

- учебное пособие «Экология»;

- сборник заданий и упражнений;

- эколого-ориентированные тексты с заданиями, объединенными в хрестоматию;

- книгу для преподавателя - методические рекомендации по организации деятельности обучающихся на основе «обратной связи»;

- практикум с заданиями к эколого-ориентированным лабораторным работам и семинарским занятиям;

- рабочую тетрадь «Экология» на печатной основе для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Таким образом, в издании представлен структурированный эколого-ориентированный учебный материал;

систематизированы пословицы и поговорки народов России и мира (в рубрике «Азбука народной мудрости»); собраны и обобщены фрагменты художественных, научно-популярных и публицистических произведений эколо-го-ориентированного содержания, разработаны оригинальные задания и упражнения к ним; представлены методические приемы реализации предложенных заданий в процессе работы в интерактивном формате и при организации самостоятельной работы студентов.

Апробация и внедрение дидактического комплекта «Экология» с 2016 года проходит на базе Педагогического института им. В. Г. Белинского и Медицинского института Пензенского государственного университета, а также филиала Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва. В целом эколого-ориентированная направленность высшего образования оказывает воспитательное воздействие при формировании личностного опыта ЭЦО, позволяет раскрыть нравственную сторону взаимоотношений человека с природой в прошлом и настоящем, активизировать у обучающихся переживание тех или иных чувств, начиная с простого восприятия и интереса к эколого-ориентированному материалу и заканчивая усвоением ценностных ориентаций и убеждений.

Заключение

Данное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Согласно культурологической теории отбора содержания образования, его состав представлен адаптированным социальным опытом, в котором выделяют четыре компонента: опыт системных знаний, опыт известных способов деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Опыт ЭЦО мы рассматриваем как ведущий компонент состава содержания образования, влияющий на формирование системных знаний, умений, навыков.

2. Опыт ЭЦО как ведущий компонент состава содержания образования включает социальную и личностную составляющие. Социальный опыт ЭЦО - базовая основа формирования системных знаний, умений, навыков у студентов и воспитания чувства патриотизма и гражданственности, уважения к малой родине, Отечеству. Социальный опыт ЭЦО представлен в произведениях научно-популярной и художественной литературы, традициях, нормах поведения, обычаях, языках и пр. Личностный опыт ЭЦО - важнейший элемент общей культуры личности, который определяет характер целей и мотивов взаимодействия с окружающим миром, стратегии нравственного поведения. Личностный опыт ЭЦО представлен индивидуальной системой ценностей, ценностных ориентаций, убеждений.

3. Важной частью культуры современного человека и основой взаимодействия природы и человека является эколого-ориентированный социальный опыт, содержание которого представлено эколого-ориенти-рованными компонентами опыта системных знаний, опыта известных способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений.

4. Ценностный потенциал эколого-ориентированного материала способствует формированию личностного опыта ЭЦО к природе, который детерминирует изменение отношения к окружающему миру и различным видам деятельности в нем. Вместе с тем ФГОС ВО позволяет педагогам самостоятельно разрабатывать содержание конкретной учебной дисциплины, осуществлять подборку учебных материалов и включать в содержание высшего образования экологические аспекты.

5. Ключевыми педагогическими условиями формирования опыта ЭЦО у студентов к окружающей действительности на основе реализации эколого-ориентированной направленности содержания образования в вузе являются:

- проникновение экологических идей, понятий, подходов в содержание учебных дисциплин, учебных материалов, организацию деятельности участников образовательного процесса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использование эколого-ориентированного материала, фиксированного в произведениях научно-популярной литературы, классиков мировой художественной литературы, поговорках, пословицах, былинах, загадках и других элементах народных традиций (ведущий компонент - опыт ЭЦО);

- интерактивный формат организации высшего образования через взаимоотношения «преподаватель -обучающийся» и «обучающийся - обучающийся».

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в проектировании основных профессиональных образовательных программ, рабочих программ учебных дисциплин с учетом ведущей роли опыта ЭЦО и эколого-ориентированной составляющей содержания образования в вузе; в определении психолого-педагогических механизмов формирования личностного опыта ЭЦО у студентов к природе, себе самому, здоровью, труду/профессии, другим людям, Отечеству.

Источники | References

1. Алексеев С. В. Размышления о модели «образование в интересах устойчивого развития - через культуру» // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021. Т. 2. № 1.

2. Васина О. Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у учащихся общеобразовательной школы через традиции народной экологии: дисс. ... к. пед. н. Пенза, 2004.

3. Васина О. Н., Пономарёва О. Н. Реализация культурологической основы содержания военного экологического образования: из опыта преподавания // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Г. Г. Швецов. М.: Диона, 2020.

4. Вербицкий А. А. Единство обучения и воспитания в контекстном образовании // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: сб. ст. М.: МПГУ, 2020.

5. Глазачев С. Н. Принципы гуманизации и экологизации в современном образовании // Вестник экологического образования в России. 2011. № 3.

6. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996.

7. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н., Ермаков Д. С. Экологическое образование для устойчивого развития в год экологии // Экологическое образование для устойчивого развития: состояние и перспективы: мат. всерос. науч.-практ. конференции-вебинара / отв. ред. Е. А. Гринева. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, 2017.

8. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Изд-во МГУ, 1994.

9. Залиханов М. Ч., Степанов С. А. Академик Н. Н. Моисеев и некоторые его методологические подходы к пониманию современной научной картины мира // Век глобализации. 2018. № 1 (25).

10. Калашников В. Г. Контекстный подход к выработке критериев качества образовательных систем // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2011. № 4.

11. Каширский Д. В. Психология личностных ценностей. Барнаул: Алтайская академия экономики и права (институт), 2014.

12. Кларин М. В., Осмоловская И. М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 10.

13. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.

14. Лернер И. Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. 1987. № 11.

15. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М., 1995.

16. Николина В. В. Социокультурная обусловленность тенденций изменений содержания географического образования школьников // Человек и образование. 2020. № 1.

17. Осмоловская И. М., Шалыгина И. В. О культурологическом подходе к формированию содержания образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2006. № 2 (38).

18. Панов В. И. Психологические аспекты экологического образования // Педагогика. 2015. № 5.

19. Пономарёва О. Н. Методическая система обучения экологии в средней школе: дисс. ... д. пед. н. Пенза, 2000.

20. Пономарёва О. Н., Васина О. Н., Смышляев М. В. Дидактические средства экологического содержания для развития критического мышления // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017. № 3 (43).

21. Попов Ю. М., Сазонова Н. Н. Системный подход к формированию экологической культуры личности в эпоху социальной турбулентности // Самарский научный вестник. 2017. № 4 (21).

22. Скаткин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Васина Ольга Николаевна1, к. пед. н., доц. 1 Пензенский государственный университет

Vasina Olga Nikolaevna1, PhD

1 Penza State University

onvasina@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 20.08.2021; опубликовано (published): 27.09.2022.

Ключевые слова (keywords): эколого-ориентированная направленность; опыт эмоционально-ценностного отношения; эколого-ориентированный компонент высшего образования; педагогические условия формирования личностного опыта; личностная система ценностей; environmentally-based orientation; experience of emotional and value attitude; environmentally-based component of higher education; pedagogical conditions for the formation of personal experience; personal value system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.