Научная статья на тему 'Принципы отбора эколого-экономического содержания образования в профессиональной подготовке будущего учителя'

Принципы отбора эколого-экономического содержания образования в профессиональной подготовке будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябинина Н. П.

Сформулированы и содержательно раскрыты принципы отбора эколого-экономического содержания образования будущего учителя. Выявлены его уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы отбора эколого-экономического содержания образования в профессиональной подготовке будущего учителя»

ББК 4481.352+4421.352+49(2).р

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Н.П. Рябинина ЧГПУ

Сформулированы и содержательно раскрыты принципы отбора эколо-го-экономического содержания образования будущего учителя. Выявлены его уровни.

Характерной чертой научных исследований в различных отраслях наук во второй половине XX столетия и начале третьего тысячелетия явилась высокая степень координации и кооперации исследований. Переход науки к исследованию междисциплинарных проблем отразил третий уровень развития мировой науки, прошедшей через начальное целостное осмысление окружающего мира, дифференциацию наук и вышедшей на интегральную ступень дифференцированного научного поиска [3]. Сложилась интегральная система общественных связей - метасо-циальная система, в рамках которой находят свое отражение ее подсистемы, в том числе экономика и экология.

Отмеченное явление интеграции коснулось и научных исследований в педагогике, обусловив интеграцию двух видов образования - экономического и экологического, что привело к появлению в педагогических исследованиях термина «эколого-экономи-ческое образование», зафиксировавшего наличие инновационного процесса экологоэкономического образования в массовой педагогической практике как на этапе общего среднего, так и на этапе вузовского образования.

Оставив за рамками статьи обоснование предпосылок интеграции двух видов образования, исследование поля интеграции, отметим, что под эколого-экономическим образованием мы понимаем ту общую область экологического и экономического образования, которая обеспечивает формирование общественного сознания, а на уровне отдельной личности - типа мышления и мировоззрения, основанного на понимании неразрывной взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости хозяйственно-экономической деятельности человека и ее последствий для природы и условий проживания самого человека.

Как всякий инновационный процесс, эколого-экономическое образование нуждается в научно-методическом обеспечении, которое включает в себя, в частности, разработку и отбор содержания образования.

Понятие содержания образования является достаточно разработанным в научно -педагогической литературе. В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин обосновали единое основание содержания образования, которым общепризнанно считается социальный опыт личности. Согласно концепции образования как социально адаптированного опыта личности, структура содержания образования включает в себя четыре компонента: знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально - чувственного отношения к миру и действительности. Так как данная концепция является общеметодологической, она легла в основу рассмотрения нами содержания эколого-экономического образования будущего учителя [1, 2, 7].

Следует отметить, что отбор содержания образования подчиняется специфическим принципам. Как справедливо указывает И.П. Пидкасистый, однозначного ответа на вопрос о принципах построения содержания образования в педагогической литературе нет [4]. Не вызывает сомнения то, что принципы отбора содержания образования в каждом конкретном случае будут строиться, прежде всего, на общеметодологических и общедидактических принципах. Принимая во внимание результаты предшествующих исследований, а также обусловленность принципов отбора содержания образования общетеоретическими принципами эколого-экономического образования, мы обосновали следующий перечень принципов отбора содержания эколого-экономического образования будущего учителя: интегративности,

нравственного императива, региональное™, учета требований этносоциума, практической ориентации, перспективности. Остановимся на определении требований, которые предъявляет каждый перечисленный принцип к отбору содержания экологоэкономического образования будущего учителя.

В соответствии с принципом интегра-тивности в содержании эколого-экономи-ческого образования будет логичным раскрыть следующие взаимосвязи:

•исторически обусловленного единства трудовой деятельности человека и природы;

•современной экономической науки, производства, экологии, общественной жизни и культуры;

•экономических, экологических, социальных проблем в силу того, что экономическое развитие регионов обусловливает возникновение специфических экологических проблем, которые являются одним из факторов социальной стабильности;

•экономических, научно-технических, экологических идей для обеспечения экономического результата при наименьшем воздействии на окружающую среду;

•новых экономических отношений и экологической безопасности современного производства;

•путей оптимизации общества с окружающей средой;

•основных теоретических идей в области охраны окружающей среды с практическими путями их реализации;

•глобальных - региональных - локальных эколого-экономических проблем и задач;

•экологической безопасности и экономической эффективности региональных социально - экономических проектов;

•универсальности, обобщенности элементов содержания образования;

•взаимосвязи основных идей экологического и экономического образования.

Учет принципа нравственного императива при отборе содержания экологоэкономического образования предполагает: •раскрытие идеи о человеке как составной части природы;

•формирование понятия об исторически обусловленном единстве человека и природы;

•преодоление технократических стереотипов сознания в отношении к природе;

•преодоление антропоцентрического подхода к рассмотрению проблем в системе общество - человек - природа;

•переход к осознанию мировоззренческой системы «человек - мир»;

•преодоление потребительской позиции в сознании каждого отдельного человека по отношению к природе;

•формирование разумных потребностей природопользования;

•развитие интереса к природе как ценности;

•формирование потребности общения с природой.

Принцип региональности требует при отборе содержания эколого-экономического образования изучения:

•специфики экономической и экологической ситуации в регионе;

•структуры экономики в регионе и ее последствий для природы;

•региональной экономической политики; •особенностей региональной политики природопользования;

•состояния природных и энергетических ресурсов и их использования в регионе;

•особенностей экологических и соци-ально-экологических проблем;

•региональных природоохранных мероприятий;

•особенностей влияния местных производств на здоровье человека и состояние растительного и животного мира;

•особенностей возможных техногенных катастроф и экстремальных ситуаций в регионе, их вероятного влияния на состояние растительного и животного мира, здоровье человека.

Принцип учета требований этносоциума предполагает изучение:

•национальных особенностей восприятия основных мировоззренческих идей в области охраны окружающей среды;

•культурных традиций народов, составляющих этносоциум, в природопользовании;

•исторических традиций природопользования в данной местности;

•народных промыслов;

•знакомство с фольклором;

•народной мудрости, выраженной в по-

Теория и методика профессионального образования по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки_______________

словицах, поговорках, о природе, хозяйствовании, бережливости;

•народной мудрости о здоровье, здоровом образе жизни;

•традициях лечения в данной местности. Принцип практической ориентации предполагает:

•связь теоретических сведений с путями их практического применения;

•показ практической стороны знания; •сочетания знаний с практическими умениями;

•сочетания знаний, умений и опыта деятельности;

•организацию деятельности будущих учителей по эколого-экономическому образованию учащихся;

•формирование знаний и умений выполнения правил поведения в природе;

•формирование знаний, умений поведения в экстремальной ситуации в природе;

•формирование знаний и умений поведения при техногенных катастрофах.

Принцип перспективности отбора содержания эколого-экономического образования обусловливает:

•формирование у будущих учителей интереса к эколого-экономичеекой области знания;

•развитие потребности в экологоэкономических знаниях;

•развитие потребности в самообразовании в области эколого-экономического образования;

•готовность к восприятию новой информации;

•умения связать новую информацию с имеющимися знаниями и умениями, опытом деятельности;

•умения применять эколого-экономи-ческие знания, умения в новой жизненной и учебной ситуации.

Содержание образования, определенное в соответствии с принципами его отбора, должно удовлетворять требованиям, предъявляемым обществом к подготовке учителя, и обеспечивать построение содержательного компонента в структуре процесса подготовки учителя.

Процесс отбора содержания образования будущего учителя подчинен и другим детерминантам, к которым мы можем отнести:

•специфику подготовки учителя по конкретной специальности на различных факультетах педагогического вуза;

•личность и степень ее подготовленности к восприятию идей эколого-экономического образования;

•характер регионального компонента базисного учебного плана общеобразовательной школы.

Таким образом, наряду с принципами отбора содержания образования, необходимо предусмотреть систему дифференциации подготовки будущего учителя, которая обеспечит учет влияния перечисленных детерминант. В качестве основания дифференциации мы можем рассматривать понятие уровня содержания эколого-экономического образования будущего учителя и выделить три уровня содержания эколого-экономического образования в подготовке студента педагогического вуза.

Уровень базисного эколого-экономического образования, нацеленный на обеспечение теоретико-методологического и технологического модулей в структуре подготовки будущего учителя, осуществляется в процессе преподавания дисциплин общекультурного, медико-биологического и специально - предметного блоков и реализуется в сквозных эколого-экономических идеях.

Уровень национально - регионального образования содержания образования предназначен для отражения специфики восприятия основных эколого-экономических идей каждой отдельно взятой народностью и в каждом конкретно взятом регионе. Данный уровень реализуется в предметах гуманитарного, обществоведческого, естественнонаучного циклов, в преподавании педагогики и психологии, а также через спецкурсы, отражающие национальные особенности восприятия основных эколого-экономи-ческих идей и региональные особенности эколого-экономичеекой ситуации.

Уровень личностно-ориентированного содержания имеет целью учет уровня подготовки личности к восприятию основных эколого-экономических идей, особенностей, склонностей, потребностей и мотивов личности в процессе ее эколого-экономического образования.

Таким образом, содержание эколого-экономического образования конструирует-

ся на основе изложенных принципов и уровней и осуществляется в модулях обучения, являющихся формами структурирования содержания образования. В нашем исследовании модульная структура построения содержания образования осуществилась в программе «Основы эколого-экономического образования школьников» и в учебном пособии для студентов педагогических вузов (гриф УМО) «Основы радиационной безопасности» в рамках предмета «Безопасность жизнедеятельности» [5, 6].

Литература

1. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура. Перспективы. -2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк, 1991. -224 с.

2. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Задачи и содержание общего и политехнического образования //Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики:

Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Скаткина. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1982.-208 с.

3. Олдак П.Г. Формирование современного экономического мышления. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. -160 с.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. Рос. пед. агентство. - М.: Педагогика, 1995. - 637с.

5. Рябинина Н.П. Основы эколого-эко-номического образования школьников: программы пед. вузов. - Челябинск: 4111 И, 1997. - 34 с.

6. Рябинина Н.П., Романов Г.Н. Основы радиационной безопасности: Учеб. пособие для студентов педвузов. - Челябинск: 41 ПИ, 2002. - 71 с.

7. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.