Научная статья на тему 'Эколого-образовательная среда университета - условие включения студентов с инвалидностью в вузовское сообщество'

Эколого-образовательная среда университета - условие включения студентов с инвалидностью в вузовское сообщество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОВЗ / ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / STUDENTS WITH HEALTH DISABILITIES / ECOLOGICAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EXPERT EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмичева Татьяна Викторовна, Афонькина Юлия Александровна, Морозова Дарья Анатольевна

В статье авторами отражен анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ с позиции социально-экологического подхода. Представлены теоретические основания и процедура экспертной оценки эколого-образовательной среды университета и результаты ее апробации, которые определяют перспективные задачи, решение которых будет способствовать развитию инклюзивного вузовского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмичева Татьяна Викторовна, Афонькина Юлия Александровна, Морозова Дарья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECOLOGICAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY - A CONDITION OF INCLUSION OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN HIGHER EDUCATION COMMUNITY

The article reflects the analysis of the problem of psychological and pedagogical support of students with disabilities from the perspective of socio-ecological approach. The authors represent the theoretical basis and the procedure of expert evaluation of the ecological and educational environment of the University and the results of its testing, which determine the future challenges, the solution of which will contribute to the development of an inclusive University community.

Текст научной работы на тему «Эколого-образовательная среда университета - условие включения студентов с инвалидностью в вузовское сообщество»

DOI 10. 23859/1994-0637-2018-6-87-20 УДК 376; 316.344.6

© Кузьмичева Т. В., Афонькина Ю. А., Морозова Д. А., 2018

Кузьмичева Татьяна Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Мурманский арктический государственный университет (Мурманск, Россия) Е-mail: tvkuzmicheva@gmail.com

Kuzmicheva Tatyana Viktorovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Murmansk Arctic State University (Murmansk, Russia) Е-mail: tvkuzmicheva@gmail.com

Афонькина Юлия Александровна

Кандидат психологических наук, доцент, Мурманский арктический государственный университет (Мурманск, Россия) Е-mail: julia3141@rambler.ru

Afonkina Yulia Alexandrovna

PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Murmansk Arctic State University (Murmansk, Russia) Е-mail: julia3141@rambler.ru

Морозова Дарья Анатольевна

Магистрант, Мурманский арктический государственный университет (Мурманск, Россия) Е-mail: darya-morozova-89@inbox.ru

ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА -УСЛОВИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗОВСКОЕ СООБЩЕСТВО1

Morozova Daria Anatolyevna

Master student, Murmansk Arctic State University (Murmansk, Russia) Е-mail: darya-morozova-89@inbox.ru

THE ECOLOGICAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY - A CONDITION OF INCLUSION OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN HIGHER EDUCATION COMMUNITY

Аннотация. В статье авторами отражен анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ с позиции социально-экологического подхода. Представлены теоретические основания и процедура экспертной оценки эколого-образовательной среды университета и результаты ее апробации, которые определяют перспективные задачи, решение которых будет способствовать развитию инклюзивного вузовского сообщества.

Abstract. The article reflects the analysis of the problem of psychological and pedagogical support of students with disabilities from the perspective of socio-ecological approach. The authors represent the theoretical basis and the procedure of expert evaluation of the ecological and educational environment of the University and the results of its testing, which determine the future challenges, the solution of which will contribute to the development of an inclusive University community.

1 Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-413-510002 «Инклюзивные процессы в профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как фактор трансформации социально-экономического пространства Мурманской области»

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

183

Ключевые слова: трансформация высшего образования, психолого-педагогическое сопровождение, студенты с ОВЗ, эколого-образовательная среда, экспертная оценка

Keywords: transformation of higher education, psychological and pedagogical support, students with health disabilities, ecological and educational environment, expert evaluation

Введение

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, ред. от 10.08.2017 г.) [6] отмечается, что формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. Определяется необходимость модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития.

Среди приоритетов Концепция предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.

Инклюзивные процессы являются фактором трансформации традиционной парадигмы высшего образования, вводя в контекст науки новые понятийные категории, а в область практики - новые направления деятельности. Таковой понятийно-прикладной категорией выступает сопровождение. Анализ многочисленных исследований по обозначенной проблематики (С. П. Амиридзе, О. А. Степанова [1], А. Н. Ахметзянова [3], Е. В. Воеводина [5], В. П. Сизова [7], Е. Б. Щетинина [9] и др.) позволяет выделить в качестве наиболее привлекательных для исследователей вопросы адаптации первокурсников с ОВЗ к обучению в вузе, их психологической поддержки, развития толерантности в студенческой среде.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что создание действенной системы психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ предполагает дальнейший поиск методологических подходов и разработку методического инструментария [2], а также экспертно-диагностических моделей, позволяющих оценивать характер развития инклюзии в конкретной образовательной организации.

Таким образом, исследование инклюзивных процессов в профессиональном образовании лиц с ОВЗ, инвалидностью является актуальной научной задачей, характеризующейся высоким уровнем социально-экономической и научной значимости. На основе ее решения, на наш взгляд, станет возможным определение рисков включения, востребованных региональным сообществом перспектив инклюзии и проектирование индивидуализированных моделей инклюзивного профессионального образования, сопряженных с потребностями регионального рынка труда и социально-личностными потребностями профессионализирующихся субъектов.

Основная часть

Важным методологическим основанием для развития теории и практики психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ, по нашему мнению, выступает социально-экологический подход. Данный подход отражает исключительную важность социального окружения человека как системного объединения, цель кото-

184 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

рого - создать наиболее благоприятные условия для его развития, трансформировать его жизненную среду в направлении большей комфортности.

У. Бронфенбреннером [11] социально-экологический подход был применен к анализу социализации, раскрываясь в ряде принципов, среди которых важно выделить следующие: анализ социальной ситуации развития с позиции экологических взаимосвязей; рассмотрение развития личности как результата взаимодействия объективных особенностей социального окружения человека и субъективных процессов и переживаний, определяемых этим окружением; понимание процесса социализации как незавершенного процесса в силу постоянной изменчивости социального окружения; представление об уровневом строении социальной среды, образуемом совокупностью входящих друг в друга социальных структур, прямо и косвенно влияющих на поведение и развитие индивида; включение в структуру социальной среды микросоциального окружения, мезосистемы, экосистемы, макросистемы; интерпретация характера влияния изменений, происходящих на более высоком уровне социальной среды, на нижележащие уровни.

О. Шпек [8] конкретизирует социально-экологический подход в понятии «жизненная ниша» - комфортное для жизни место. Автор определяет с позиции экологического подхода интеграцию (отождествляя ее с инклюзией) как нормативное экологическое понятие, отражающее воссоздание нарушенной социальной экологии человека с ОВЗ путем восстановления или создания новых жизненных взаимосвязей, которые начинают выступать частью его жизненного мира, расширяя и обогащая этот мир. Выдвинутая автором парадигма жизненной автономности трактует дефект как фактор, ограничивающий автономию человека, и позволяет рассматривать в качестве центрального инклюзивного вектора специальной педагогики, в частности, и общества в целом определение путей ведения человека с ОВЗ к максимально автономной и независимой жизни.

Идеи социально-экологического подхода нашли свое отражение в некоторых отечественных исследованиях, например Ю. В. Бессарабовой [3], которой было рассмотрено вузовское образование студентов с ОВЗ как совокупность специфических социальных сред, влияющих на процессы их социальной адаптации. Также автором исследована их подготовка к жизнедеятельности в рекреационной среде вуза. Тем самым подчеркивается важность удовлетворения не только потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессионализации, но и их общечеловеческих потребностей. Ю. В. Бессарабова считает необходимым оценивать у студентов с ОВЗ характер ограничений жизнедеятельности и выделяет в качестве критериев адекватность поведения в новой ситуации, общения и передвижения.

В целом социально-экологический подход дает понимание необходимости трансформации окружения (не только пространства, но и сообщества) для обеспечения инклюзии в конкретной организации высшего образования, средством чего в контексте данного подхода выступает организация разноуровневого и многоконтекстного социального взаимодействия внутри микросообществ и между микросообществами студентов, педагогов, социальных партнеров, работодателей, практикующих работников, представителей общественных организаций.

Разработка программ социального взаимодействия в инклюзивной вузовской среде может быть успешно осуществлена только на экспертной основе, что подводит

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

185

нас к необходимости разработки диагностического инструментария для оценки эко-лого-образовательной среды вуза, которую можно определить как социальное окружение, некую организационную общность, обладающую образовательным потенциалом, включающую субъектов образовательной деятельности и микросообщества, объединенных конкретным информационным содержанием и специально организованным пространством.

Такая экспертная оценка позволяет выявить соответствие психолого-педагогических условий в образовательной организации и их иерархии достижению основной образовательной цели, осмыслить возможности и перспективы развития конкретной среды, а также социально-профессионального развития всех ее участников.

С учетом идей социально-экологического подхода нами была предпринята разработка и апробация на базе Мурманского арктического государственного университета модели экспертной оценки вузовской среды, которая отражает обозначенные В. А. Ясвиным [10] следующие структурные компоненты: субъекты образовательного процесса, социальный компонент, пространственно-предметный компонент, технологический (психолого-дидактический) компонент, изучение которых позволит сделать вывод о таком важнейшем качестве образования, как аутентичность - обеспечение для каждого обучающегося образовательной среды и образовательного процесса, которые сообразны его персональным жизненным проявлениям.

Получение экспертной информации осуществлялось с помощью анкеты, вопросы которой были сгруппированы по пяти характеристикам образовательной среды первого порядка (широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости, устойчивость) и по пяти характеристикам второго порядка (эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, активность).

Ранжирование полученных ответов по названным показателям (см. рисунок) позволило определить как сильные стороны, так и риски эколого-образовательной среды образовательной организации высшего образования - МАГУ.

Низкие показатели (3,96) эколого-образовательной среды вуза обнаружены в отношении критериев «Когерентность», «Осознанность» (3,60), «Активность» (4,56), «Широта» (5,46). Когерентность подразумевает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влиянием других факторов: преемственность с другими учреждениями, региональная интеграция (использование местного научно-практического опыта), широкая социальная интеграция (освоение стандарта не в ущерб развитию практических и профессиональных навыков). Осознанность - показатель сознательной включенности в среду всех субъектов образовательной деятельности - включает уровень осведомленности об образовательной интеграции, символику, связь с выпускниками и т. д. Активность показывает уровень социально-ориентированного потенциала среды и раскрывается через трансляцию педагогического опыта и достижений, работу со СМИ, проявление социальных инициатив. «Широта» отражает структурно-содержательную характеристику, а именно: какие объекты, субъекты, процессы и явления включены в данную среду - это проведение местных экскурсий, организация путешествий, посещение учреждений культуры, обмен обучающимися или педагогами, возможности выбора микросред, широта материальной базы и т. п.

186 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

Широта

Доминантность

Полученные показатели ™ ™ ™ Максимальные показатели

Рисунок. Графическое изображение эколого-образовательной среды вуза

Средние показатели характеризуют «Интенсивность» (7,8), «Обобщенность» (6,36), «Эмоциональность» (6,36), «Доминантность» (6,6). «Интенсивность» показывает степень насыщенности образовательной среды возможностями: уровень требования к обучающимся, организация активного отдыха, учебная нагрузка, интерактивные формы и методы обучения.

«Обобщенность» демонстрирует степень координации деятельности всех субъектов образовательной среды - это наличие команды единомышленников (взаимодействие администрации и преподавателей, представителей служб университета), наличие концепции инклюзивной среды, форм работы с педагогическим коллективом по повышению их квалификации, включенность инициатив обучающихся и родителей в образовательную деятельность, реализация авторских образовательных моделей.

«Эмоциональность» отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов: взаимоотношение в коллективе, взаимоотношения с обучающимися и родителями, эмоциогенность оформления пространственно-предметной среды. «Доминантность» показывает отражение значимости данной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса.

Высокими выступили показатели «Мобильность» (9,6) и «Устойчивость» (12,3). «Мобильность» подразумевает дееспособность к эволюционным изменениям среды: мобильность целей, содержания и методов образования, кадрового обеспечения, средств обучения. «Устойчивость» - это показатель уровня стабильности среды во

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

187

времени: частота смены ответственных за определенные направления деятельности, динамика численности обучающихся и пр.

Выводы

Эколого-образовательный подход имеет существенные эвристические и прогностические возможности для развития инклюзивного профессионального образования. Предложенная методика экспертной оценки эколого-образовательной среды вуза является информативным способом получения данных о состоянии инклюзивных процессов в конкретной образовательной организации. Анализ соотношения выявленных показателей позволяет говорить о достаточной внутренней организации эколого-образовательной среды, ее готовности к трансформации, гибкости и вариативности созданных специальных условий. Перспективными задачами выступают: развитие координации действий субъектов в направлении большей инклюзивности среды; обогащение символических средств, отражающих деятельность университета; усиление работы со смысловыми основаниями инклюзии в направлении их принятия субъектами как ценности; развитие сплочения вузовского сообщества; поддержка социальных инициатив, прежде всего, студенческих; укрепление связей с региональными сообществами в области инклюзии и СМИ; расширение поля инклюзии студентов с ОВЗ за пределы университета; повсеместное обогащение профессиональной подготовки студентов с ОВЗ социальным содержанием. Решение поставленных задач будет способствовать развитию инклюзивного вузовского сообщества и повышению экологичности образовательной среды университета.

Литература

1. Амиридзе С. П., Степанова О. А. Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научные исследования в образовании. 2012. №3. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/kompleksnoe-soprovozhdenie-professional-nogo-obrazovaniya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

2. Афонькина Ю. А, Кузьмичева Т. В. Образование студентов с ограниченными возможностями здоровья: теоретические подходы и модели сопровождения // Теория и практика инклюзивного образования в России и за рубежом. Коллективная монография. Ростов н/Д.: Научное сотрудничество, 2016. 202 с.

3. Ахметзянова А. И. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие. Казань, 2015. 224 с.

4. Бессарабова Ю. В. Подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности в условиях рекреационной среды вуза: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012. 167 с.

5. Воеводина Е. В. Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего образования: социологический анализ: дис.. канд. социол. наук. М.: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2012. 190 с.

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e 359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/

188 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

7. Сизикова В. В. Система сопровождения абитуриентов и студентов вузов в условиях инклюзивного образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. №8(108). С. 104-107.

8. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание. М.: Академия, 2003. 427 с.

9. Щетинина Е. Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ в образовательном пространстве вуза // Специальное образование. 2015. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-studentov-s-ovz-v-obrazovatelnom-prostranstve-vuza

10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. С. 114-166.

11. Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Annals of Child Development. 1989. №6.

References

1. Amiridze S. P., Stepanova O. A. Kompleksnoe soprovozhdenie professional'nogo obrazovaniya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Comprehensive support of vocational education of persons with disabilities]. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii [Scientific research in education], 2012, no. 3. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-soprovozhdenie-professionalnogo-obrazovaniya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

2. Afon'kina YU. A., Kuz'micheva T. V. Obrazovaniye studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: teoreticheskie podhody i modeli soprovozhdeniya [Education of students with disabilities: theoretical approaches and support models]. Teoriya i praktika inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom [Theory and practice of inclusive education in Russia and abroad]. Rostov-on-Don, 2016. 202 p.

3. Ahmetzyanova A. I. Inklyuzivnayapraktika v vysshej shkole [Inclusive practice in higher education]. Kazan, 2015. 224 p.

4. Bessarabova Yu. V. Podgotovka studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya k zhiznedeyatel'nosti v usloviyah rekreacionnoj sredy vuza [Preparing students with disabilities for life in a recreational environment of the university. Dr.dis.]. Krasnodar, 2012. 167 p.

5. Voevodina E. V. Social'naya adaptaciya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya k usloviyam vysshego obrazovaniya: sociologicheskij analiz [Social adaptation of students with disabilities to the conditions of higher education: a sociological analysis. Dr. dis.]. Moscow, 2012. 190 p.

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) "O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda" [Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008, No. 1662-p (as amended on September 28, 2017) "On the Concept of the Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa 27e527/

7. Sizikova V. V. Sistema soprovozhdeniya abiturientov i studentov vuzov v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [The system of support for applicants and university students in an inclusive education]. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta [Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsialogo universiteta], 2012, no. 8(108), pp. 104107.

8. Shpek O. Lyudi s umstvennoj otstalost'yu: obuchenie i vospitanie [People with mental retardation: training and education]. Moscow, 2003. 427 p.

9. Shchetinina E. B. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov s OVZ v obrazovatel'nom prostranstve vuza [Psychological and pedagogical support of students with disabili-

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

189

ties in the educational space of the university]. Special'noe obrazovanie [Special Education], 2015. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-studentov-s-ovz-v-obrazovatelnom-prostranstve-vuza.

10. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya kproektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. Moscow, 2001, pp. 114-166.

11. Bronfenbrenner U. Ecological systems theory. Annals of Child Development, 1989, no. 6.

Для цитирования: Кузьмичева Т. В., Афонькина Ю. А., Морозова Д. А. Эколого-образовательная среда университета - условие включения студентов с инвалидностью в вузовское сообщество // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №6 (87). С. 183-190. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-20

For citation: Kuzmicheva T. V., Afonkina Y. A., Morozova D. A. The ecological and educational environment of the university - a condition of inclusion of students with disabilities in higher education community. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 6 (87), pp. 183-190. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-20

190 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.