Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭЛИМИНАЦИИ ВОЛОКОН ХРИЗОТИЛ-АСБЕСТА ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И ПЕРЕВОЗКЕ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ'

ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭЛИМИНАЦИИ ВОЛОКОН ХРИЗОТИЛ-АСБЕСТА ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И ПЕРЕВОЗКЕ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИЗОТИЛ-АСБЕСТ / ЭЛИМИНАЦИЯ / ХРАНЕНИЕ / ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ / ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белошейкин Виталий Алексеевич, Кашанский Сергей Владимирович, Чащина Галина Владимировна, Ковалевский Евгений Вильевич

В ходе проведенных исследований установлено, что пластиковые мешки с хризотил-асбестом рядовой укладки и штабелированные пакеты, укрытые термоусадочной или растягивающейся пленкой при хранении и проведении погрузочно-разгрузочных работ не являются источниками выделения волокон хризотил-асбеста в воздух рабочей зоны. Перевозка по железной дороге в крытых вагонах крупнотоннажных партий хризотил-асбеста независимо от вида упаковки не ведет к увеличению антропогенной асбестовой нагрузки железнодорожных работников, пассажиров железнодорожного транспорта и населения, проживающего в полосе отчуждения железных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белошейкин Виталий Алексеевич, Кашанский Сергей Владимирович, Чащина Галина Владимировна, Ковалевский Евгений Вильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGIC AND HYGIENIC EVALUATION OF CHRYSOTILE ASBESTOS FIBERS ELIMINATION IN CARGO HANDLING AND TRANSPORTATION ON RAILWAYS

Studies proved that plastic bags with chrysotile asbestos put in rows and piled packs covered by shrinkable film, when stored and cargo handling, are not sources of chrysotile asbestos fibers release into the air of workplace. Transporting mass consignment of chrysotile asbestos on railways in covered waggons, irrespective of package, does not result in higher asbestos load for railway workers, passengers and residents of area near railways.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭЛИМИНАЦИИ ВОЛОКОН ХРИЗОТИЛ-АСБЕСТА ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И ПЕРЕВОЗКЕ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ»

5. Разумов А.Н., Бобровницкий И.П., Шакула А.В. / / Бюл. Научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». М., 2004. № 3. С. 81—84.

Поступила 26.04.11

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Плюхин Александр Евгеньевич,

зав. отделением профессиональных и неинфекционных заболеваний внутренних органов от воздействия

промышленных аэрозолей, докт. мед. наук. E-mail: aep50@bk.ru Бурмистрова Татьяна Борисовна,

зав. отделением рентгенологических исследований и томографии, докт. мед. наук. E-mail: Niicl-Rentgen.@ .ru Постникова Лариса Владимировна,

аспирант отделения профессиональных и неинфекционных заболеваний внутренних органов от воздействия промышленных аэрозолей. E-mail: nnpostnikova@mail.ru

УДК 622.367.62:613.633

В.А. Белошейкин1, С.В. Кашанский2, Г.В. Чащина1, Е.В. Ковалевский3

ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭЛИМИНАЦИИ ВОЛОКОН ХРИЗОТИЛ-АСБЕСТА ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И ПЕРЕВОЗКЕ ПО

ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

1 ОАО НИИпроектасбест, г. Асбест; 2 ФГУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора, г. Екатеринбург; 3 НИИ медицины труда

РАМН, г. Москва

В ходе проведенных исследований установлено, что пластиковые мешки с хризотил-асбестом рядовой укладки и штабелированные пакеты, укрытые термоусадочной или растягивающейся пленкой при хранении и проведении погрузочно-разгрузочных работ не являются источниками выделения волокон хризотил-асбеста в воздух рабочей зоны.

Перевозка по железной дороге в крытых вагонах крупнотоннажных партий хризотил-асбеста независимо от вида упаковки не ведет к увеличению антропогенной асбестовой нагрузки железнодорожных работников, пассажиров железнодорожного транспорта и населения, проживающего в полосе отчуждения железных дорог.

Ключевые слова: хризотил-асбест, элиминация, хранение, погрузочно-разгрузочные работы, транспортирование, железная дорога.

V.A. Belosheikin, S.V. Kashansky, G.V. Tchashina, E.V. Kovalevsky. Ecologic and hygienic evaluation of chrysotile asbestos fibers elimination in cargo handling and transportation on railways.

NIIproectasbest

Federal State Scientific Institution Ekaterinburg Medical Research Center for Prophylaxis and Health Protection of Industrial Workers of Federal Service for Surveillance in the Field of Consumer Rights' Protection and Human Well-being, Ekaterinburg

Research Institute of Occupational Health Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Studies proved that plastic bags with chrysotile asbestos put in rows and piled packs covered by shrinkable film, when stored and cargo handling, are not sources of chrysotile asbestos fibers release into the air of workplace.

Transporting mass consignment of chrysotile asbestos on railways in covered waggons, irrespective of package, does not result in higher asbestos load for railway workers, passengers and residents of area near railways.

Key words: chrysotile asbestos, elimination, storage, cargo handling, transportation, railways.

Россия обладает крупнейшей сырьевой базой хризотилового асбеста в мире (11 разведанных месторождений, из них три в эксплуатации, одно

на консервации и 7 в резерве) и занимает первое место по объемам его производства, экспорта и потребления. Совокупные разведанные запасы

хризотиловых руд российских месторождений оцениваются в 3089,6 млн. тонн, которых при существующем уровне добычи может хватить на 150 лет их эксплуатации.

В настоящее время мировой уровень производства хризотил-асбеста превышает два млн. тонн в год, из которых более 50 % мирового и фактически 100 % российского хризотила выпускают два российских горно-обогатительных комбината — «Оренбургские минералы» и «Ураласбест».

Около 35 % добываемого в России хризотил-асбеста используется для нужд внутреннего рынка, а 65 % экспортируется в 40 стран мира. Крупнотоннажные перевозки хризотил-асбеста преимущественно осуществляются железнодорожным и морским транспортом. Теоретически это может сопровождаться загрязнением воздуха рабочих мест и атмосферного воздуха волокнами хризотил - асбеста.

В последние годы вступил в действие ряд документов как на международном (Директива Европейского парламента и Совета 2003/18/ ЕС «О защите работников от рисков, связанных с использованием асбеста на производстве» [3], «Стратегический подход к Международному регулированию химических веществ» [4], Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции (8Т/8С/ЛС.10/30/Кеу.2) [6], так и российском уровне (ГОСТ 30333—2007 «Паспорт безопасности химической продукции» [1], ГОСТ 31340—2007 «Предупредительная маркировка химической продукции...» [2], РД 15-73—94 «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом» [5], которые в значительной мере затруднили или сделали практически невозможной трансграничную перевозку российского хризотил-асбеста железнодорожным транспортом.

Поиск литературы, посвященной медико-биологическим проблемам транспортирования природных и искусственных волокон, показал, что указанная тема не отражена ни в ранних, ни в последних монографиях Международного агентства по изучению рака (Франция), а также монографиях российских и зарубежных специалистов, занимающихся изучением медико-биологических проблем асбеста.

Проведенный в интерактивном режиме в Интернете поиск по ключевым словам «хризотил-асбест», «транспортирование» и «железнодорожный транспорт» на русском и английском языках практически не выявил работ, посвященных эколого-гигиенической оценке элиминации волокон хризотила при перевозке его по

железной дороге. Расширенный поиск по ключевым словам «асбест», «перевозка» и «железная дорога» также был отрицательным. Ни одной публикации указанной тематики ни в русскоязычном секторе Интернета, ни в англоязычном не найдено.

Поэтому мы провели эколого-гигиеническую оценку элиминации волокон хризотил-асбеста из упакованного в пластиковые мешки хризотила рядовой укладки и штабелированных пакетов, укрытых термоусадочной или растягивающейся пленкой при проведении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировании крупнотоннажных партий хризотил-асбеста по железной дороге.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Отбор проб для определения максимально разовых массовых концентраций пыли и счетных концентраций и респирабельных волокон асбеста («респирабельное волокно» — волокнистая частица длиной > 5 мкм, диаметром < 3 мкм и соотношением длины к диаметру > 3/1) проведен в 8 точках по утвержденным гостированным методикам в межсезонный период.

На складе готовой продукции ОАО «Оренбургские минералы»:

1. При погрузке мешков с хризотил-асбестом рядовой укладки в крытые железнодорожные вагоны с помощью вилочных автопогрузчиков.

2. При погрузке штабелированных пакетов с хризотил-асбестом, укрытых термоусадочной или растягивающейся пленкой в крытые железнодорожные вагоны с помощью вилочных автопогрузчиков.

3. При транспортировке мешков с хризотил-асбестом рядовой укладки по железной дороге в крытых вагонах.

4. При транспортировке штабелированных пакетов с хризотил-асбестом, укрытых термоусадочной или растягивающейся пленкой по железной дороге в крытых вагонах.

Параллельно производился отбор фоновых концентраций для определения счетных концентраций респирабельных частиц и общей запыленности. Точки отбора фоновых проб:

1. Общая фоновая концентрация на складе готовой продукции ОАО «Оренбургские минералы».

2. Фоновая концентрация на складе готовой продукции ОАО «Оренбургские минералы» около мешков рядовой укладки.

3. Фоновая концентрация на складе готовой продукции ОАО «Оренбургские минералы» около штабелированных мешков, укрытых термоусадочной пленкой.

Уровни запыленности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке хризотил-асбеста (среднее / разброс)

Точка отбора Счетная концентрация, волокон/мл Массовая концентрация, мг/м3

Погрузка мешков рядовой укладки 0,07 ± 0,009 0,06—0,08 0,16 ± 0,026 0,11—0,20

Фоновая концентрация на складе готовой продукции около мешков рядовой укладки 0,05 ± 0,006 0,04—0,06 0,14 ± 0,022 0,10—0,17

Погрузка штабелированных мешков, укрытых термоусадочной пленкой 0,06 ± 0,007 0,05—0,07 0,39 ± 0,073 0,26—0,51

Фоновая концентрация на складе готовой продукции около штабелированных мешков, укрытых термоусадочной пленкой 0,05 ± 0,004 0,04—0,06 0,23 ± 0,009 0,22—0,25

Запыленность воздуха в пустом вагоне, предназначенном для перевозки хризотил-асбеста 0,04 ± 0,005 0,03—0,05 0,09 ± 0,021 0,05—0,12

Концентрация внутри вагона при транспортировке мешков рядовой укладки 0,03 ± 0,002 0,02—0,03 0,18 ± 0,020 0,14—0,20

Концентрация внутри вагона при транспортировке штабелированных мешков, укрытых термоусадочной пленкой 0,01 ± 0,001 0,01—0,01 0,11 ± 0,027 0,07—0,16

4. Фоновая концентрация в пустом вагоне, предназначенном для перевозки хризотил-асбеста.

Р е з у л ь т а т ы. В ходе проведенных работ установлено, что в 100 % случаев счетные концентрации респирабельных волокон асбеста в воздухе рабочих мест, замеренные при погрузочно-разгрузочных работах упакованного в пластиковые мешки хризотила, независимо от вида упаковки, были в 1,3—2,5 раза ниже самого строгого из действующих в настоящее время нормативов, предложенного Американским национальным институтом охраны труда и гигиены — 0,1 волокна/мл (концентрации варьировали от 0,04 до 0,08 волокна/мл) (таблица). При определении общей запыленности при указанных операциях, замеренные концентрации были в 4—20 раз ниже российской максимально разовой ПДК асбестосодержащей пыли для воздуха рабочих мест (2 мг/м3) (диапазон концентраций от 0,10 до 0,51 мг/м3).

При транспортировании в крытых вагонах по железной дороге упакованного в пластиковые мешки хризотил-асбеста, независимо от вида упаковки, концентрации респирабельных волокон варьировали от 0,01 до 0,05 волокна/мл, что в 1,2—6 раз ниже российских ПДК асбестосодержащей пыли для атмосферного воздуха населенных мест (0,06 волокна/мл). Уровни запыленности по общей массе пыли во всех случаях также были ниже российской максимально разовой ПДК для атмосферного воздуха (0,5 мг/м3) в 2,5—10 раз (диапазон концентраций от 0,50 до 0,2 мг/м3).

В ы в о д ы. 1. Пластиковые мешки с хризотил-асбестом рядовой укладки и штабелированные пакеты, укрытые термоусадочной или растягивающейся пленкой, при проведении погрузочно-разгрузочных работ не являются источниками эмиссии волокон хризотила в воздух рабочих мест. 2. Перевозка по железной дороге в крытых вагонах крупнотоннажных партий хризотил-асбеста независимо от вида упаковки не ведет к увеличению антропогенной асбестовой нагрузки железнодорожных работников, пассажиров железнодорожного транспорта и населения, проживающего в полосе отчуждения железных дорог.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 30333—2007. Паспорт безопасности химической продукции.

2. ГОСТ 31340—2007. Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования.

3. Директива Европейского парламента и Совета 2003/18/ЕС от 27 марта 2003 г. об изменении Директивы Совета 83/477/ЕЕС о защите работников от рисков, связанных с использованием асбеста на производстве // http: / / eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=

OJ:L:2003:097:0048:0052:EN:PDF

4. Доклад Секретариата ВОЗ A62/19 от 25 марта 2010 г. «Стратегический подход к Международному регулированию химических веществ». http://apps.who.int/ gb / ebwha / pdf_files /WHA63 /A63_21-ru.pdf.

5. РД 15-73—94. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

6. Согласованная на глобальном уровне система клас-

сификации опасности и маркировки химической продукции. ST/SG/AC.10/30/Rev.2. http://unece.org/trans/ danger/publi/ghs/ghs_rev02/Corrigenda/ST-SG-AC10-30-Rev2-Corr2e.pdf.

Поступила 22.04.11

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Белошейкин Виталий Алексеевич,

зав. отделом экологических проблем асбеста. E-mail: eko@niiasbest.ru

Кашанский Сергей Владимирович,

руководитель лаборатории отраслевой гигиены труда и промышленной вентиляции, канд. мед. наук. E-mail: hlhdmrc@ymrc.ru Чащина Галина Владимировна,

Зав. Центром экологических проблем асбеста. E-mail: eko@niiasbest.ru Ковалевский Евгений Вильевич,

ведущий научн. сотр. НИИ медицины труда РАМН. E-mail: 3933.g23@g23.relcom.ru.

УДК 553.676:658.53

Е.В. Ковалевский1, С.В. Кашанский2

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО КОНТРОЛИРУЕМОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХРИЗОТИЛ-АСБЕСТА В РОССИИ

1 НИИ медицины труда РАНМ, г. Москва; 2 ФГУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора, г. Екатеринбург

Приведены основные результаты формирования нормативно-методического обеспечения безопасного контролируемого использования хризотил-асбеста в России. Авторы считают, что в настоящее время в РФ сформирована современная база нормативно-методического обеспечения, направленная на безопасное, контролируемое ответственное использование хризотилового асбеста. База, которая охватывает все основные этапы полного производственного цикла хризотила от его добычи до утилизации.

Ключевые слова: хризотил-асбест, нормативно-методическое обеспечение, безопасное контролируемое использование, Россия.

E.V. Kovalevsky, S.V. Kashansky. Regulation and methodic background for safe controlled usage of chrysotile asbestos in Russia.

Research Institute of Occupational Health Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Federal State Scientific Institution Ekaterinburg Medical Research Center for Prophylaxis and Health Protection of Industrial Workers of Federal Service for Surveillance in the Field of Consumer Rights' Protection and Human Well-being, Ekaterinburg

The article covers main results of regulation and methodic background for safe controlled usage of chrysotile asbestos in Russia.

The authors consider that now Russian Federation has contemporary regulation and methodic background aimed to safe, controlled and responsible usage of chrysotile asbestos. The background covers all stages of complete industrial cycle of chrysotile from its extraction to utilization.

Key words: chrysotile asbestos, regulation and methodic background, safe controlled usage, Russia.

Интеграция РФ в мировое сообщество, активно проходящая в последние годы, помимо прочего, обязывает ратифицировать и в полном объеме соблюдать требования различных конвенций Международной организации труда, направленных на сохранение и улучшение здоровья работающего населения.

Среди множества документов можно назвать Конвенцию № 162 «Об охране труда при использовании асбеста». 24 июня 1986 г. в Женеве

на 72-й сессии Генеральной конференции МОТ 142 страны, проявляя заботу о здоровье и благосостоянии работающих с асбестом, приняли Конвенцию № 162 «Об охране труда при использовании асбеста» [1]. Конвенция охватывает все основные виды деятельности, связанные с воздействием асбеста на трудящихся в процессе работы. В документе предусмотрены меры защиты и профилактики по предупреждению воздействия асбеста, регламентируются методы мониторинга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.