Научная статья на тему 'Эколого-географическая среда культура общество: теоретико-методологический анализ'

Эколого-географическая среда культура общество: теоретико-методологический анализ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
227
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СРЕДА / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ЭТНОС / ENVIRONMENT / CULTURE / SOCIETY / ETHNOS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович, Косов Геннадий Владимирович

В статье дается теоретико-методологический анализ взаимодействия компонентов «среда человек общество культура», а также эволюции культуры как явления в различных ее взаимодействиях, исследуются различные концепции, подходы в определении культуры и этноса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the analysis of interaction of components of «environment person society culture», and of evolution of culture as the phenomenon in its various interactions is given, different approaches in definition of culture and ethnos are investigated.

Текст научной работы на тему «Эколого-географическая среда культура общество: теоретико-методологический анализ»

Анатолий ГРИГОРЬЕВ, Геннадий КОСОВ

ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА -КУЛЬТУРА - ОБЩЕСТВО: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье дается теоретико-методологический анализ взаимодействия компонентов «среда - человек - общество - культура», а также эволюции культуры как явления в различных ее взаимодействиях, исследуются различные концепции, подходы в определении культуры и этноса.

In the article the analysis of interaction of components of «environment - person - society - culture», and of evolution of culture as the phenomenon in its various interactions is given, different approaches in definition of culture and ethnos are investigated.

Ключевые слова:

среда, культура, общество, этнос; environment, culture, society, ethnos.

Развитие методологии системных исследований феноменов этноса и культуры позволило по-новому взглянуть на процессы культурной динамики.

Культура, по И. Гердеру, создается в процессе человеческой практики и осуществляет преобразование природного и социального мира. По мнению философа, существует не культура вообще, а культура различных этносов, которые вступают друг с другом в сложное взаимодействие. Культура, осуществляя социально-преобразовательные функции, является важнейшим звеном в построении этнического сообщества и этноса, и в такой транскрипции образуется следующая взаимосвязь: человек — культура — общество (этнос).

Мы исходим из того, что этнос есть социокультурное явление

— «исторически сложившаяся на территории устойчивая многопоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, включая также сознание своего единства и отличия от всех других подобных образований...»1. В отличие от других общностей, этнос обладает внутренними механизмами, обеспечивающими его устойчивость, и выражаются они в особом распределении культурных черт и характеристик между членами этноса. С.В. Лурье трактует этнос как систему различных социокультурных взаимосвязей. Дж. Вико высказывает мысль о единстве человека, истории и культуры, отмечая при этом, что «каждая культура обладает собственной ментальностью и проходит в своем развитии определенный “круговорот” циклов, когда культура, достигая высшей точки своего развития, возвращается на начальную стадию и цикл повторяется снова. Утрата живых истоков, по мысли ученого, приводит культуру к гибели, к новому варварству»2.

Представляется целесообразным осуществить теоретико-методологический анализ эволюции научного осмысления феномена культуры.

Основоположники и последователи теории эволюционизма в области этнографии и этнологии (Г. Клейм, Т. Вайц, И. Унгер, Э. Тайлор и др.), исследуя закономерности развития общества, сформулировали ряд положений, которые отражают, на наш взгляд, определенную закономерную взаимосвязь общества и культуры,

1 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 2009.

2 Бичеев Б.А., Романова А.П. Хлыщева Е.В. Культурология: евразийский контекст. — Астрахань : Астраханский университет, 2007, с. 60.

ГРИГОРЬЕВ

Анатолий

Федорович —

к.пед.н., доцент;

заведующий

кафедрой народных

инструментов

Ставропольского

государственного

педагогического

института

[email protected]

КОСОВ Геннадий Владимирович — к.и.н., д.полит. н., профессор Ставропольского государственного университета [email protected]

например «различные элементы культуры выстраивались в последовательную цепочку, которая, как предполагалось, отражает этапы развития той или иной культурной модели»1.

Теоретические основы функционализма, сформулированные Р Турнвальдом и Б. Малиновским, базировались на изучении связей между различными сферами общественной жизни. Одним из принципиальных моментов функционализма было утверждение о том, что «культура является целостностью, в которой все... элементы независимы», причем культура в своей сущности «является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, которые ставит перед ним окружающая его среда.»2. Культурные элементы, человеческие группы и системы символов — вот три составляющих культурного процесса.

В сложную социокультурную цепь «человек — общество — культура» встраивается еще один важнейший элемент — эколого-географическая природная среда. Ф. Боас, развивая концепцию «поссиби-лизма», рассматривал природную среду как фундамент, на котором могут возникать и развиваться существенно различающиеся в культурном отношении варианты этнических общностей.

Своеобразным продолжателем концепции Ф. Боаса явился Дж. Стюард, который предлагал анализировать социальнокультурные сложности как логическую цепочку, состоящую из следующих шагов: «определенное эколого-культурное ядро

— уровни социально-культурной интеграции — культурный тип как продукт культурного ядра — мультилинейная эволюция3. Идеи тесной взаимосвязи человека, государства с природной средой получили свое развитие и в теории диффузионизма, которая основывалась «на представлении о развитии культуры или различных ее элементов как о процессе распространения их из одного или нескольких определенных центров». В рамках этой теории получили свое развитие и другие научные

1 Лурье С.В. Историческая этнология : учебное пособие для вузов. — М. : Академический Проект: Гаудеамус, 2004, с. 14-15.

2 Там же, с. 19-20.

3 Косов Г.В. Теория народной художествен-

ной культуры : учебное пособие. — Ставрополь :

СГПИ, 2008, с. 120.

направления, среди которых — историкогеографическое, теория культурных кругов. Ее представители (Л. Фробениус, Ф. Гребнер, В. Шмидт, В. Копперс, Г. Элиот-Смит) предлагали рассматривать каждый элемент культуры как имеющий определенное географическое и этническое происхождение, а каждую культуру рассматривать с точки зрения преобладания в ней самобытных или заимствованных культурных элементов. Для нас данные положения имеют принципиальное значение, поскольку они подтверждают теснейшую взаимосвязь человека, природной среды, этноса и культуры, при этом подчеркивая значение духовной сферы культуры.

Осознание роли природных факторов в формировании этнического сообщества было характерно и для российских ученых. Так, Л.И. Мечников основу всеобщего прогресса человечества видел в различных компонентах географической среды. Основными факторами, определяющими специфику генезиса государства, он считал «речные коммуникации, выходы к морю, прибрежное или островное положение страны, наличие естественных препятствий (горы, болота, пустыни), пространственное положение страны в отношении государств-соседей и протяженность границ с каждым из них, народонаселе-ние»4. С.М. Соловьев, выделяя два уровня природной детерминации исторического процесса, говорил о «перводействии природы на жизнь народа и опосредованном “ударе” по человеку измененной природы, что требует от народа полной структурной перестройки». Он, в частности, отметил следующую закономерность: «становление русской государственности, распространение русских владений следовало течению рек. Речные системы. содействовали единению народа и государства, более того, они определяли особые системы областей, княжеств»5. Л.Н. Гумилев также отмечал связи этноса с родным для него ландшафтом, который и определял, по его мнению, этнические особенности общности и способы ее хозяйственной деятельности.

А.Л. Чижевский, опираясь на обширный статистический материал, доказал, что «солнечная активность на многих

4 Мечников Л.И. Цивилизация и великие реки: Статьи. - М., 1995.

5 Соловьев С.М. Об истории Древней Руси. - М., 1992, с. 14, 21.

социальных процессах на земле сказывается с неизменной силой». Кроме того, отмечал ученый, природно-климатические условия, т.е. силы внешней природы, связывают или освобождают заложенную потенциально в человеке его сущность и принуждают интеллект действовать или костенеть1.

В контексте взаимосвязи «человек -культура - этнос» заслуживают внимания и идеи евразийцев, в которых подчеркивается, что в национальной культуре наиболее ярко выражается этническая и национальная психология, обычаи и традиции, духовные потребности и предрасположения, эстетические вкусы и нравственные устремления народа. Л.П. Карсавин наряду с национальными культурами допускает возможность существования европейской культуры как всеединого исторического субъекта2.

П.Н. Савицкий, исходя из эволюцио-нистических принципов, в своей типологии культуры также отмечал особое значение эколого-географической среды, связывая ее со способами землепользования, с образом жизни тех или иных этносов и наций (степь, оседлость, кочевничество), с формами социальной организации и культуры. Он отмечал, что эволюцию культуры можно рассматривать с точки зрения

1 Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. — Калуга, 1924, с. 21.

2 Карсавин Л.П. Философия истории. — СПб.,

1993.

географического перемещения ее центров, т.е. сосредоточий культурных жизней тех народов, которые в ту или иную эпоху оказали влияние на окружающую среду

Природно-экологический подход к феномену и процессам культуры, постепенно возобладавший в идеологии евразийства, позволил его теоретикам осмыслить единство природы и культуры, учесть в типологии культур специфику отношения к природе тех или иных социальных групп.

Современными учеными окружающая среда, общество и технология жизнеобеспечения все больше рассматриваются в качестве единой взаимосвязанной системы, понимаемой как социально-природный комплекс, в котором культура, будучи «наиболее важным адаптивным средством человека, является посредующим звеном между свойствами психобиологического организма человека и его социальным и физическим окружением»3.

Культура, таким образом, является основным механизмом, посредством которого человеческие коллективы адаптируются к окружающей среде, преобразуют ее, добывают себе продукты жизнеобеспечения наиболее рациональным для данных географических и климатических условий способом.

3 Spiro M. E. Culture and Human Nature: Theoretical Papers. - Chicago, 1987, p. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.