Научная статья на тему 'Эколого-этические аспекты глобального изменения климата'

Эколого-этические аспекты глобального изменения климата Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
619
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ДЕКЛАРАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ / КЛИМАТИЧЕСКАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ / НОВОЕ ЭНВАЙРОНМЕНТАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ / КОЭВОЛЮЦИЯ / НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА ПРИРОДЫ / МОРАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРИРОДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / БИОЭТИКА / NEW ЕNVIRONMENTАLIST THINKING / THE NATURE'S RIGHTS / ETHICAL CONSEQUENCES / GLOBAL CLIMATE CHANGE / THE DECLARATION OF ETHICAL PRINCIPLES / CLIMATIC NEUTRALITY / LIVING ECOLOGICALLY / CO-EVOLUTION / MORAL-ECOLOGICAL IMPERATIVE / HUMAN RIGHTS / MORAL STATUS OF THE NATURE / ECOLOGICAL ETHICS / BIOETHICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мишаткина Т. В.

Мишаткина Т.В. ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА. Рассмотрены теоретические основания, конкретные эколого-этические проблемы и принципы политики в области изменения климата. Анализируются новые понятия, в частности «климатическая нейтральность». Обсуждаются возможные перспективы принятия Всеобщей декларации этических принципов, касающихся изменения климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mishatkina T.V. ECO-ETHICAL ASPECTS OF GLOBAL CLIMATE CHANGE. Theoretical foundations and practical eco-ethical issues and policies in the field of climate change are considered. New concepts, in particular, «climatic neutrality», are analyzed. Prospects for adoption of the General declaration of ethical principles are discussed in the context of global climate change.

Текст научной работы на тему «Эколого-этические аспекты глобального изменения климата»

ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Т.В. МИШАТКИНА, проф. каф. философии Международного государственного экологического университета им. А.Д. Сахарова, канд. филос. наук (Минск, Беларусь)

В 2008-2009 гг. Всемирная комиссия по этике научных знаний и технологии (COMEST) провела исследование и в июне 2009 г. на шестой пленарной сессии представила доклад «Этические последствия глобального изменения климата». Комиссия пришла к выводу, что «нельзя адекватно решать проблему изменения климата, не затрагивая его этических аспектов», и поэтому при обсуждениях проблемы изменения климата и связанных с ними вызовов этический аспект должен стать ключевым. Сессия COMEST заключила также, что «ввиду природы и степени научных и социальных вызовов, представленных изменением климата,... необходимо выработать всеобщие этические принципы для руководства при поиске ответов на эти вызовы и обращении к проблемам наиболее уязвимых слоев населения».

Разработать «этические рамки и принципы в отношении изменения климата» было поручено ЮНЕСКО. В октябре 2009 г. на 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята резолюция о необходимости изучения вопроса о целесообразности разработки Декларации этических принципов, касающихся изменения климата. Во исполнение этой резолюции в течение 2010 г. ЮНЕСКО проводит во всех регионах мира семинары-совещания экспертов и представителей государственных структур. Целью этих совещаний являлось не только изучение вопроса о целесообразности разработки Декларации вообще, но одновременно и обсуждение возможного содержания данной Декларации: ее основных принципов, норм, механизмов регуляции. Именно этим вопросам были посвящены проведенные при поддержке Московского бюро ЮНЕСКО совещание экспертов стран СНГ в Ереване (19-21 апреля 2010 г.), Международная конференция уполномоченных по правам человека в Баку

mtv@aichyna.com

(17-19 июня 2010 г.) и др. Результаты этих совещаний и окончательное заключение по данному вопросу должны быть представлены на 185-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО в октябре 2010 г.

Целью всех этих действий ЮНЕСКО/ КОМЕСТ является выработка эффективной политики по сохранению человечества в условиях глобального изменения климата. Предполагается, что основными задачами для достижения данной цели в этих условиях должны стать следующие:

- поиск и разработка путей и методов противостояния/противодействия этим изменениям;

- адаптация к ним человеческого сообщества;

- соблюдение при решении этих задач прав и человека, и природы.

Однако не всё так однозначно. В настоящее время наметились как минимум три подхода:

1. Признание глобальных изменений климата как научного факта, подтвержденного неопровержимыми данными, анализами и расчетами авторитетных научных институтов; признание антропогенного характера этих изменений, поскольку мы мало озабочены «экологически чистым» поведением, почти все производимое и потребляемое сегодня основано на использовании традиционных, а не возобновляемых источников энергии и сопровождается выбросами парниковых газов. Это касается всего: производственной сферы, транспорта, строительства, организации животноводства и земледелия, компьютерного пользования, бытового поведения.

2. Отрицание глобальных изменений климата как исключительно опасной ситуации, вызванной техногенными причинами, ссылка на синусоидально-закономерный характер этого феномена в истории человечес-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

7

ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

тва, объявление обсуждения этого феномена «спекуляцией на больших деньгах» (статья Ю. Латыниной в «Новой газете» и ее обсуждение в Интернете).

3. Признание глобальных изменений климата, но отрицание их антропогенного и техногенного характера, в частности роли выбросов парниковых газов.

Вместе с тем выбор позиции по отношению к изменению климата - не праздный вопрос обывателя: от нее зависят практические действия стран, людей и человечества. Если факт глобальных изменений климата или их антропо-техногенный характер отрицаются, то делается вывод: все действия и расходы человечества по противостоянию им бессмысленны. Если данные феномены признаются в качестве угрозы человечеству, то необходимы срочные действия по адаптации к ним и противостоянию им.

Единственно целесообразной и наиболее оптимальной должна стать следующая точка зрения: человечество должно незамедлительно искать методы и средства диалога с природой, быть готовым к любым природным и климатическим катаклизмам, угрозам и рискам.

Необходимость незамедлительных мер была подтверждена и на Саммите в Копенгагене (декабрь 2009 г.). Не достигнув на этой встрече окончательного соглашения, стороны Рамочной конвенции по изменению климата признали, что будут делать все от них зависящее, чтобы предоставить необходимые средства на адаптацию, а затем - на борьбу с изменением климата.

На Саммите впервые прозвучал термин «климатическая нейтральность»

(climate neutrality), введенный в рамках Программы ООН по окружающей среде [1], термин, на рассмотрении которого необходимо остановиться.

Климатическая нейтральность - это

образ жизни людей и политика государств, ориентированные на то, чтобы «не навредить климату». Реальный путь - ограничить климатические изменения и смягчить последствия антропогенного воздействия на изменение климата. Основная идея «климатической

нейтральности» состоит в следующем. Если изменение климата - и раньше, и сейчас - зависит от нас, то в наших силах - частных лиц, представителей профессий, организаций, государств - повлиять на степень глубины этой проблемы. У нас есть выбор, и изменить ход событий мы должны сами. Мы можем сделать это, поддерживая переход к «климатической нейтральности».

Субъектами «климатической нейтральности» выступают люди, государства и организации. Поэтому переход к «климатической нейтральности» требует, прежде всего, изменения ментальности общества и граждан, осознания того, что каждый человек может способствовать этому процессу и принять в нем участие. Но для этого необходимо формирование нового энвайронменталь-ного мышления, предполагающего чувство ответственности за состояние климата и окружающей среды и у нынешних, и у будущих специалистов-природопользователей. В свою очередь, формирование такого мышления нуждается в непрерывном «климатически нейтральном» образовании, просвещении и воспитании специалистов, лиц, принимающих решения, и населения.

Пути достижения «климатической нейтральности» могут быть следующими.

- Во-первых, повышение гражданского самосознания и чувства ответственности за собственное поведение и экологоэтическую позицию своего государства.

- Во-вторых, экологизация образа жизни, общественного и индивидуального сознания, ориентация на «климатическую нейтральность» действий государств, организаций и граждан.

- В-третьих, реализация принципа «коэволюции» - «сотрудничества» с природой, ведущего к совместному развитию биосферы и человеческого общества.

- В-четвертых, внедрение «нравственно-экологического императива», предъявляющего «категорические повеления» людям, ответственным за применение достижений научно-технического прогресса.

- Наконец, признание и соблюдение наряду с правами человека прав природы.

8

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

На основании этих общих теоретических посылок проект Декларации ЮНЕСКО определяет круг конкретных эколого-этических проблем и практических принципов политики в области изменения климата:

- защита прав человека и природы в условиях изменения климата;

- обеспечение справедливого доступа к жизненно важным ресурсам;

- анализ возможных рисков и уязвимости населения;

- защита групп населения, особенно уязвимых в условиях изменения климата;

- особая политика в отношении экологической миграции и предоставления убежища беженцам;

- защита прав будущих поколений;

- регуляция поведения населения в условиях климатически обусловленных стихийных бедствий (не антропогенного или техногенного характера);

- принцип предосторожности и презумпция опасности, непосредственно связанные с изменением климата;

- сохранение биоразнообразия в контексте изменения климата;

- энергетическая политика (включая альтернативные и энергосберегающие технологии, используемые для выработки и использования электроэнергии);

- земельная политика (включая сельскохозяйственную политику и городское планирование, ориентированные на сокращение вредных отходов);

- транспортная политика (включая инфраструктурное планирование).

Представляется необходимым остановиться на рассмотрении этих требований и принципов специально.

1. Принцип защиты прав человека и природы в условиях изменения климата.

Источником защиты прав человека выступает Всеобщая декларация прав человека. Особенно важными в решении этических вызовов, связанных с изменением климата, можно считать следующие права человека: право на жизнь в экологически благоприятной окружающей среде; право на уважение

человеческого достоинства; право на свободу передвижения; право на достоверную экологическую информацию и др.

Этот принцип должен быть дополнен признанием и обоснованием защиты прав природы. Оспариваемый рядом специалистов, он должен предполагать заботу человека как мыслящего и наделенного речью существа о соблюдении таких основных прав природы и природных объектов, как их право на жизнь; на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания; на необходимую для их жизни долю земных благ; на защиту от страданий по вине человека (право не подвергаться нанесению повреждений, не испытывать боль, страх, стресс); на отсутствие ответственности перед человеком.

2. Принцип справедливого доступа к жизненно важным ресурсам.

Данный принцип базируется: 1) на эколого-этическом принципе общего достояния природных ресурсов, рассматривающем планету Земля как целостность; общность ресурсов понимается при этом как этическая категория, предусматривающая равную ответственность государств за природные ресурсы и окружающую среду, поскольку истощение природных ресурсов имеет свои последствия для всех людей - как ныне живущих, так и будущих поколений; 2) на принципе экологической справедливости, требующем равного распределения между людьми права на экологическую безопасность и вменяющем каждому ответственность за ее сохранение. При этом должно учитываться, что ухудшение экологической обстановки и экологические бедствия имеют более острые отрицательные последствия для наименее защищенных в социально-экономическом отношении групп населения как на национальном, так и международном уровне.

3. Анализ рисков и уязвимости населения.

Это требование имеет этическое значение, прежде всего, как реализация прав человека на безопасные условия проживания. В этическом ключе оно выступает также как требование к лицам, принимающим решения,

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

9

ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

нести ответственность за обеспечение этого права, проявлять реальный гуманизм и считать приоритетными не только экономические выгоды, но и возможный экологический ущерб для людей и природы.

4. Защита групп населения, особенно уязвимых в условиях изменения климата.

Этические аспекты и вызовы изменения климата должны предполагать, во-первых, выявление и определение в этих условиях приоритетов наиболее уязвимых человеческих групп и популяций - всех слабых и зависимых, кому трудно самостоятельно справиться с последствиями изменения климата (дети, престарелые и инвалиды, физически ослабленные и больные люди, неимущие и бедные, бездомные и беженцы). Во-вторых, необходимо предусмотреть для этих групп особые условия, заботу, ответственность, защиту и справедливое распределение жизненно важных ресурсов в соответствии с правами человека.

5. Защита прав будущих поколений.

Еще один небесспорный принцип, включающий:

- принцип хронологической объективности;

- «долг перед потомками» (в т.ч. еще не родившимися);

- нормы-императивы диалога с будущим;

- отказ от любых действий, которые могут подорвать возможность существования или интересы будущих поколений.

И хотя нам не известны возможные потребности будущих поколений, можно с определенностью сказать, что в любом случае они будут заинтересованы в благоприятной окружающей среде, в стабилизации населения, обеспечении людей продовольствием и пресной водой.

6. регуляция поведения населения в условиях климатически обусловленных стихийных бедствий.

Учащающийся характер этих бедствий не антропогенного или техногенного характера, во-первых, требует от населения, спасателей, СМИ, лиц, принимающих решения, постоянной моральной и организационной

готовности к противостоянию, заранее продуманных мер по недопущению или прекращению паники, компенсации потерь, оказанию медицинской, материальной, психологической помощи. Во-вторых, государства должны предусмотреть и разработать специальную политику в отношении климатической миграции и предоставления убежища беженцам.

7. Политика в отношении климатической миграции и предоставления убежища беженцам должна:

1) способствовать реализации прав человека на достойные условия жизни и справедливое распределение жизненных ресурсов;

2) служить обеспечению человеческой безопасности - один из главных этических аспектов в контексте изменения климата, базирующийся на праве человека на жизнь в благоприятной окружающей среде.

8. Принцип предосторожности -особенно важный принцип, непосредственно соответствующий вопросам, связанным с изменением климата, и в то же время правам человека. Требует акцентировать внимание на наиболее опасных из возможных вариантов развития событий, чреватых морально неприемлемым ущербом, когда возникает угроза жизни или здоровью людей, или возможны последствия, необратимые для окружающей среды или ущемляющие права будущих поколений, когда предпринимаемые действия нарушают фундаментальные права тех, кто оказывается жертвой их негативных последствий. При реализации данного принципа необходимо учитывать принцип презумпции опасности, выражающийся в практическом требовании: те, кто предпринимает действия, имеющие последствия для окружающей среды, должны доказать их безопасность.

9. Признание морального статуса природы и природных явлений.

В контексте ответа на вызов изменения климата этот принцип тесно связан с признанием прав природы. В связи с этим:

- экосистемы должны быть признаны самостоятельными моральными субъектами, которые обладают внутренней неотъемлемой ценностью;

10

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

- человек не вправе решать с позиции пользы и целесообразности вопрос о ценности или праве на жизнь того или иного биологического вида;

- традиционное отношение к природе как объекту должно быть заменено альтернативным принципом субъект-субъектных отношений человека и природы, требующим от человека общения с миром природных явлений как с иным субъектом.

- в международных документах и общественном мнении должна утверждаться ценность биоразнообразия и необходимость его сохранения как одного из проявлений богатства природы;

- наряду с принципом сохранения биоразнообразия необходимо соблюдать принцип уважения ко всем формам жизни, утверждающий ценность жизни самой по себе и моральное значение каждого живого существа безотносительно к интересам человека.

Принципы, предлагаемые COMEST, могут быть дополнены принципами биоэтики и экологической этики, лежащими в русле соблюдения прав человека. Это, в частности, четыре принципа биоэтики, рассматриваемых большинством современных специалистов в качестве основополагающих: принципы непричинения вреда, благодеяния, справедливости, автономии. В современных дискуссиях об экологической этике высказывается справедливое мнение, что эти принципы вполне могут быть применимы и для регулирования отношения человека к природе.

В качестве практического принципа, предъявляющего объективные требования -«категорические повеления» людям, ответственным за внедрение достижений научнотехнического прогресса в условиях изменения климата, выступает также «нравственноэкологический императив» (Н.Н. Моисеев), включающий требования: учитывать уязвимость природной среды; не допускать превышения ее «пределов прочности»; глубже вникать в суть свойственных ей сложных взаимных связей; не вступать в противоречие с естественными закономерностями, чтобы не вызывать необратимых процессов.

Сегодня обеспечение безопасности и выживания человечества, необходимость устойчивого развития общества в условиях глобального изменения климата требуют пересмотра традиционных и поиска новых моральных принципов регуляции отношений общества и природы, которые могут предоставить этические основания экологии человека и защиты его прав. Они должны составить содержание экологической этики и столь необходимых в данной ситуации этикоэкологического образования специалистов и просвещения населения.

Потенциально эффективным ответом на эти вызовы можно было бы считать следующие действия:

- образование в области устойчивого развития, глобальных изменений климата и климатической нейтральности;

- информационные кампании и программы по повышению осведомленности населения в целях формирования социального мышления и этической ответственности;

- принятие национальных и разработка скоординированных международных программ и планов действий по реализации этических решений вопросов, связанных с изменением климата;

- повышение уровня международного научного сотрудничества в сфере изучения этических вопросов изменения климата и возможных ответов на них;

- принятие Всеобщей декларации этических принципов, касающихся изменения климата.

Всеобщая декларация этических принципов, касающихся изменения климата, должна стать документом, содержащим общие экоэтические принципы и положения, и одновременно руководством к действиям, ориентированным на: а) адаптацию к изменению климата; б) смягчение его воздействия. В отличие от других международных документов Декларация должна быть ориентирована, в первую очередь, на осуществление кардинальной перестройки энвайронмен-тального сознания общества и его граждан, которые все еще воспринимают проблемы, связанные с глобальным изменением клима-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2011

11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.