Научная статья на тему 'Эколого-экономическое образование в педагогическом вузе'

Эколого-экономическое образование в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономическое образование в педагогическом вузе»

Научный дебют

143

гут распределить обязанности сообразно своим наклонностям и имеют возможность выбрать направление профессиональной деятельности: лаборант - проведение испытания; аналитик - анализ полученных результатов исследования и заключение об использовании испытанных материалов; компьютерщик-администратор - работа с компьютером, обработка результатов испытания с использованием технической информации и Интернет-ресурсов.

Профессионально-ориентированный подход в обучении при проведении лабораторного практикума с использованием ИЛМИ способствует:

■ формированию личностно-профес-сионального роста студентов;

■ развитию коммуникативных способностей, навыков работы в команде;

■ приобретению практических навыков работы с информацией;

■ адаптации молодого специалиста к изменяющимся условиям деловой обстановки;

■ поддержанию творческого интереса

при проведении исследований в лабораторном практикуме.

Использование ИЛМИ позволяет вводить сложную профессиональную информацию в учебную деятельность студента постепенно, последовательно усложняя задания от одного испытания к другому, на доступном для студента первого курса уровне с повторением пройденного. Постоянное проведение испытаний с использованием ИЛМИ заставляет студента понять, что профессионализм - это не только знания и умения, но и обязательное четкое исполнение гостовских требований и норм.

В лабораторном практикуме с использованием ИЛМИ сочетаются преимущества реального, натурного эксперимента с системностью учебной информации, возможностью наглядной оценки результатов эксперимента, самостоятельностью и доступностью обучения. Разработанная методика усиливает мотивацию студентов за счет качественно иной логики подачи учебного материала, содержательности и системности необходимой учебной информации.

М. ГАЙСИН, методист Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

В последнее время немало говорится о необходимости формирования экологической культуры молодежи. Отрадно то, что после продолжительного периода утраты интереса к экологическим проблемам в нашей стране на государственном уровне, в частности в системе образования, формируются стимулы к экологической активности общества. Как представляется, значимая роль в процессах экокультурного развития принадлежит учителям, непосредственно участвующим в воспитании подрастающего поколения. Педагогические вузы, естественно, не могут оставаться в стороне

Эколого-экономическое образование в педагогическом вузе

от решения задач совершенствования экологической подготовки будущих педагогов.

Между тем здесь накопилось множество вопросов и организационного, и методического, и научно-образовательного характера. Уровень экологического образования студентов педвузов можно оценить как недостаточный для ожидаемой воспитательной деятельности. Экологическая культура студенческой молодежи, по данным некоторых исследований,характеризуется следующим: недостаточной ориентацией в причинах и последствиях экологических проблем современного общества; значительным разрывом

144 Высшее образование в России • № 11, 2007

между экологическими и эколого-экономи-ческими знаниями и умениями применять их для решения задач образования и воспитания; отсутствием практического опыта в том, как следует вести работу по развитию экологической культуры учащихся; заметное отставание в развитии духовно-нравственных, эмоционально-ценностных компонентов экологической культуры студентов от информационно-интеллектуального компонента и т.д. [1]. По нашим наблюдениям, проводимым в течение сравнительно длительного срока в четырех школах, трех гимназиях Казани, а также на географическом, биологическом, физическом и социально-экономическом факультетах КГУ, ТГГПУ, НГПИ, наряду с воспитанием чувства единства с окружающим миром, активной позиции в вопросах охраны природной среды в усилении нуждается именно работа по совершенствованию непрерывного эколого-экономическо-го образования.

Как представляется, одним из важных факторов формирования экокультуры, нового образа жизни людей выступает эколо-го-экономическое мышление, которое включает в себя не только знаниевый компонент, но и навыки соответствующего рефлексивного анализа, установку на рациональный подход к соизмерению экономических и экологических результатов деятельности - независимо от того, будет ли она частной, индивидуальной или социальной, коллективной. В условиях господства «свободной» рыночной экономики, которая, как известно, обладает качеством стихийности, стимулирование данного мышления должно опираться не только на правовые нововведения, но и на образовательные предпосылки. А они, как кажется, сегодня явно недостаточно выражены, несмотря на предпринимаемые меры.

Под экологической культурой, на наш взгляд, допустимо понимать неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, включающую соответствующую систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с

окружающей природной средой, преемственно формируемую в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим и экономическим образованием и просвещением. При этом следует подчеркнуть, что соблюдению принципа преемственности соответствует непрерывность эколого-образовательного процесса, обеспечиваемая программой многоступенчатой, многоуровневой системы образования, существующей в нашей стране. Здесь появляется возможность последовательного наращивания учащимися эколого-экономичес-ких знаний от простого к сложному, направленного развития их компетентности.

Сегодня вводятся различные факультативы, курсы по выбору,спецкурсы экологического и экономического направления, открываются гимназии, лицеи экономического и экологического профиля с использованием различных форм и методов обучения и воспитания.

Так, в Республике Татарстан успешно внедряется система непрерывного эколого-экономического образования на всех ступенях обучения: в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), в общеобразовательных школах и гимназиях, учебных заведениях профессионального начального, среднего, высшего образования, а также в учреждениях дополнительного образования. Причем, начиная с ДОУ, где используются экологические уголки, тропинки, зимние сады, цветники, экологические игры, конкурсы, одним из основных принципов обучения выступает деятельностный подход с опорой на тесную связь с процессом труда, хозяйствования, с природоохранной деятельностью. Заметим, что немаловажная роль в эколого-экономическом образовании принадлежит учреждениям ДО, использующим сеть факультативов, объединений, кружков, научных обществ, секций, клубов.

С учетом принципа преемственности знаний нами были апробированы: экспериментальные курсы по выбору - «Экология и природопользование», «География Татар-

Научный дебют

145

стана и экономика» - для учащихся 9-11 классов социально-экономического профиля; программа спецкурса «Социально-экологические особенности Республики Татарстан» для учебных заведений начального профессионального образования; факультативный курс «Эколого-экономическая культура», курс по выбору «Эколого-эко-номические особенности региона» для студентов педагогических вузов [2].

Определенную сложность представляет методическая реализация в образовательном процессе комплексного характера экологических проблем, возникающих в результате взаимопроникновения трех сфер -социальной, биологической и неорганической [3]. Экологические знания с учетом структуры дисциплин в педвузе в основном разбросаны по различным курсам. Влияние человеческой деятельности на окружающую среду рассматривается при изучении естественно-научных дисциплин: географии, биологии, физики, химии. При изучении географической тематики открывается возможность более целостно представить связь экологии и экономики на межпредметном уровне. Здесь даются представления о факторах среды жизнедеятельности человека, безотходной технологии, природных ресурсах, а также о содержании экологического кризиса, антропогенного и техногенного влияния на природную среду, о последствиях природопользования и т.д.

Курс «Экономическая и социальная география России» позволяет расширить эко-лого-экономические знания за счет совокупности тем: эколого-экономические отношения, экологичность производства, экологическая безопасность, экономическая экология, экологический риск, технологический кризис, экотуризм и др. В ТГГПУ стремятся конкретизировать подобные знания в следующих дисциплинах: «Физическая география России», «Экономическая география зарубежных стран», «Экономика Республики Татарстан», «Экономическая и социальная география Республики Татарстан», «Этногеография» и др.

Между тем в особом выделении нуждаются, на наш взгляд, вопросы экологической и экономической безопасности, в частности некоторые характерные эколого-эко-номические аспекты развития отдельных отраслей хозяйства России, например такие, как эксплуатация устаревшего оборудования и машин топливной промышленности, нерациональное использование природных ресурсов, стихийные и техногенные аварии, катастрофы и др. Не менее важно показать специфику потенциально опасных в экологическом отношении объектов: атомных и тепловых электростанций, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, нефтепроводов и др.(хими-ческие воздействия на природную среду, нарушения санитарно-гигиенических норм, возможные последствия для здоровья населения). Экологическая проблематика должна присутствовать в темах «Химическая промышленность», «Транспорт».

При изучении географии Татарстана, к примеру, необходимо рассматривать в комплексе такие вопросы, как территориальная организация хозяйства республики, концентрация производства, замкнутые технологические циклы, обеспечение промышленных предприятий высокоэффективными очистными сооружениями, использование оборотных вод (на примере Нижнекамского ТПК или Казанского промышленного узла). Очень важно при преподавании экономической географии привлекать дополнительные информационно-дидактические материалы о рациональном использовании, восстановлении и производстве природных ресурсов с учетом экологических требований и экономической эффективности. В курсе «Экономическая и социальная география Республики Татарстан», читаемом в вузах педагогического профиля, студенты более подробно знакомятся с отраслевой структурой промышленности и сельского хозяйства.

Формирование эколого-экономическо-го мышления, как представляется, не может происходить в рамках отдельного пред-

146 Высшее образование в России • № 11, 2007

мета, содержание соответствующего образования необходимо отразить в структуре естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Исходя из потребностей «экологизации» образовательного процесса на всех его ступенях, думается, следует шире вводить специальные интегрированные курсы, факультативы и курсы по выбору, включать, по мере целесообразности, эколого-экономические разделы и вопросы в курсовые, дипломные работы.

Ю. ГРАБЛЕВСКАЯ, аспирант РЭА им. Г.В. Плеханова

В условиях жесткой рыночной конкуренции люди становятся важнейшим конкурентным преимуществом. Технологии быстро копируются, теряют свою индивидуальность, а поэтому обесцениваются, и чтобы играть главенствующие роли на рынке, надо постоянно искать новые способы повышения эффективности производства и системы управления. Способность изменяться оказывается для организации важнейшим качеством на пути к достижению и сохранению лидирующих позиций. Это возможно только за счет развития человеческого капитала. Иными словами, решающим фактором организационных изменений является персонал организации, в частности его отношение к различного рода инновациям. Следовательно, первостепенной задачей руководителей в процессе преобразований становится формирование когнитивной и психологической готовности персонала, которая проявляется в осознании им производственной и экономической необходимости новшеств, личной и коллективной ответственности за их внедрение.

Сопротивление - это естественная реакция людей на изменение важных составляющих их жизни. Поскольку любые нововведения являются стрессовыми для ра-

Литература

1. См.: Двойнев В., Старостина О. Экологи-

ческое сознание студентов // Высшее образование в России. - 2007. - № 5.

2. См.: Гайсин И.Т. Преемственность эколо-

гического воспитания. - Казань, 1999; он же. Непрерывность экологического образования. - Казань, 2002.

3. См.: Бусыгин А. Г. Десмоэкология, или те-

ория образования для устойчивого развития. - Ульяновск, 2003.

ботников, то их неприятие является неизбежным эпизодом жизни организации. Всегда найдутся сотрудники, которые будут недовольны происходящими трансформациями. Причины сопротивления могут быть самыми разнообразными: волнует материальная сторона, человеку не хочется брать на себя новые обязанности, его угнетает необходимость осваивать новое дело, пугает возможность увольнения. Количество сопротивляющихся работников нужно и можно свести к минимуму. Создание максимально «принимающей» среды, разработка системы мотивации к изменениям и выбор акторов изменений становятся первостепенными задачами, ложащимися на плечи непосредственных руководителей.

Выделим основные принципы создания надлежащего инновационного климата в организации:

• открытое и честное общение руководства с подчиненными всех уровней;

• доведение до всех максимума информации о происходящем;

• вовлечение сотрудников в процесс принятия решений;

• непрерывное дополнительное обучение.

Обстановка доверия - одно из важней-

Непрерывное обучение как ресурс организационного развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.