Научная статья на тему 'Становление и развитие методики обучения географии в университетах Казани'

Становление и развитие методики обучения географии в университетах Казани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / ОТДЕЛЕНИЕ / ФАКУЛЬТЕТ / УНИВЕРСИТЕТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ / ПОЛИТЕХНИЗАЦИЯ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / CATHEDRA / DEPARTMENT / FACULTY / UNIVERSITY / EDUCATIONAL INSTITUTION / PHYSICAL AND ECONOMIC GEOGRAPHY / METHODS OF TEACHING GEOGRAPHY / POLITEHNIZATSIYA / LOCAL HISTORY APPROACH / COMPUTERIZATION / THE GREENING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайсин Ренат Ильгизарович

Рассматриваются вопросы, связанные со становлением и развитием предмета методикиобучения географии в Х1Х – ХХ веках в Казанском университете и в Казанскомпедагогическом университете. Показывается роль ученыхипреподавателейгеографических кафедр, отделений, факультетов этих вузов в становлении и развитии методики обучения физической и экономической географии, краеведения. Данная работа предназначена ученым, преподавателям вузов и учителям географии, занимающимся проблемами методики обучения естественно-географических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF METHODS OF TEACHING GEOGRAPHY AT THE UNIVERSITIES OF KAZAN

The purpose of this article is to review issues related to the formation of the subject of the methods of teaching geography in XIX XX centuries in the University of Kazan and the KazanPedagogicalUniversity. The role of scholarsand teachers of the chairs of geography, departments, faculties of universities in the development of the teaching methods of physical and economic geography andlocal history is shown. This work is intended forscientists, university professors and teachers of geography dealing with problems of teaching methods ofnatural geographic disciplines.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие методики обучения географии в университетах Казани»

УДК 378

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕМЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯГЕОГРАФИИ В УНИВЕРСИТЕТАХ КАЗАНИ

Р.И.Гайсин

Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт экологии и географии 420111, г. Казань, ул. Лево-Булачная, 34 E-mail: [email protected]

Рассматриваются вопросы, связанные со становлением и развитием предмета методикиобучения географии в Х1Х - ХХ веках в Казанском университете и в Казанскомпедагогическом университете. Показывается роль

ученыхипреподавателейгеографических кафедр, отделений, факультетов этих вузов в становлении и развитии методики обучения физической и экономической географии, краеведения. Данная работа предназначена ученым, преподавателям вузов и учителям географии, занимающимся проблемами методики обучения естественно-географических дисциплин.

Ключевые слова: кафедра, отделение, факультет, университет, педагогический институт, физическая и экономическая география, методика преподавания географии, политехнизация, краеведческий подход, компьютеризация, экологизация.

В 50-х годах Х1Х века в Казанском университете географические дисциплины-преподавались на кафедрах историко-филологического факультета. В 1884 году на базе данного факультета была открыта кафедра географии, которая в 1888году была переведена на естественное отделение физико-математического факультета и названа кафедрой географии и этнографии [1].В составе данного отделения преподавали физическую географию и метеорологию, правила черчения географических карт, определение географического положения мест и др. В эти годы в университете остро ощущалсянедостаток специалистов по географическим дисциплинам, а также росла потребность в подготовке учительских кадров по географии для других вузов и средних школ.В 80-х годах Х1Х века, по мнению И.Н. Александрова, дробление географических предметов поотделениям и кафедрам университета в основном прекра-тилось.Заведующий кафедрой географии Казанского университета профессор П.И. Кротов в своих выступлениях отстаивалнеобходимость передачи курсафизической географии с кафедры физики и физической географии на кафедру географии. Он считал, что курс физической географии должен опираться на естественнонаучные дисциплины - ботанику, зоологию, геологию и они должны изучаться более углубленно, так какявляются обязательными для будущих географов. В этот период география в университетах читалась в седьмом и восьмом семестрах в большом объеме. По мнению П.И. Кротова, это не способствовало успешному усвоению географических дисциплин. По разработанному им плану преподавание географических дисциплин в университетах предусматривало чтение общих предметов - общего землеведения, метеорологии, космографии- на втором и третьем курсах, а специальных -страноведения, общей этнографии, методики преподавания географии и краеведения - на четвертом курсе [1,3,5].

Ренат Ильгизарович Гайсин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики географического и экологического образования.

В начале ХХ века в Казанском университете под руководством профессора П.И. Кротова сложиласьгеографическая школа. Лекции пометодике преподавания географии сочетались с лабораторно-практическими занятиями и учебными экскурсиями [1,5]. П.И. Кротов регулярно высказывался о необходимости коренного пересмотра преподавания географии в средних учебных заведениях, и в том числе в школах. Он считал, что географическое образование должно быть непрерывным и опираться на данные естествознания на всех ступенях образования. Таким образом, говорилось о необходимости соблюдения преемственности системы непрерывного географического образования.

В Казанском учительском институте (1876 - 1918) преподаватели естествозна-нияуделяли значительное вниманиевопросом методики ее преподавания. В 1892году преподаватель Н.А. Износков издает учебник «Краткий курс естественной истории» для студентов учительских институтов. В данном учебнике он уделяет большое внимание вопросом методического сопровождения изучаемых тем и разделов и организации самостоятельной работы студентов [3,6].

В Казанском педагогическом институте (1918г.) идалее в Высшем институте народного образования (ВИНО) с 1919 годапрофессором Б.Ф. Адлером создается биолого-географическое отделение. А с 1921 - 1922 годыон работает директором данного института иуделяет огромное внимание проблемам методики преподавания географии. В эти годы в учебных планах ВИНО значительное место занимали географические дисциплины, такиекак общее землеведение, страноведение, география России и края, методика преподавания географии и др. Поинициативе Б.Ф. Адлера для проведения учебных занятий на биолого-географическом отделениисоздается географический кабинет [2,3,5].

Кроме того, в своей работе Б.Ф. Адлерособое вниманиеуделял написанию преподавателями учебников, учебно-методических пособий для студентов и учителей школпо предметам географического цикла.Срединих необходимо выделить его ра-ботыметодического содержания - «Этнография в средней школе», «Новая карта в географическом кабинете Казанского университета», «Музееведение» и др. [1,2,5].

После преобразования ВИНО в Восточно-педагогический институт (ВПИ) с 1922/23 учебного года создается географическая секция биолого-географического отделения. В дальнейшем расширяются учебные планы,создаетсякафедра методики преподавания естествознания и географии. На этой кафедре методику преподавания географии вел преподаватель С.Г. Пархоменко. Преподаватели кафедры в своей научной и методической работе обращали внимание на изучение проблем местного (родного) края и организацию самостоятельной работы студентовв учебное и внеаудиторное время [2].

С 1924 года географическая секция биолого-географического отделения переводится на общественно-экономическое отделение. Поэтому происходят изменения в учебных планах в сторону усиления экономико-географических дисциплин. Вводятся такие дисциплины, какспециализация географического района, географическое изучение города, организация краеведческой работы в школе и вне школы. Преподавателями уделяется огромное внимание проведению семинарских занятий со студентами [2,8].

До 1930 года ХХ века географическое подразделение КГУ входило в состав физико-математического факультета, а с 1930 года перешло в состав геолого-биологического факультета. В 1931 году в университете вместо факультетов создаются несколько отделений, и в том числе географическое (приказ директора от 13.05.1931) [5]. В 1933 году в КГУ создаются две кафедры: физической географии

(заведующий кафедрой - профессор В.Н. Сементовский), экономической географии (заведующий - профессор Н.-Б.З. Векслин), а в1935 году создается географический факультет, где в основном велась подготовка учителей географии для школ ТАССР и соседних областей и республик[3,5]. Курс методики преподавания географии в КГУ с самого начала был закреплен за кафедрой физической географии. Заведующий кафедрой профессор В.Н. Сементовский (1926 - 1951гг.) вработе уделял первостепенное внимание проблемам методики преподавания географии и организации педагогических практик в базовых школах Казани.

В 1931 году в стране принимается Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР о школе. Именно с этого времени в Татарском педагогическом институте (ТПИ,1931 -1934гг.) начинается восстановление географического образования. Начиная с 1932/33 учебного года заметную роль в развитии географического образования и подготовке учителей географии для школ сыграли доцент Н.И. Воробьёв и профессор КГУ В.Н. Сементовский. В 1933 году в институте создается кафедра географии, ее заведующимназначается доцент Н.И. Воробьёв. С 1932/33 учебного года в ТПИ открывается вечернее отделение для учителей города Казани и ТАССР, желающих преподавать географию в школах. С этого времени винституте начинают восстанав-ливатьметодику преподавания географии с элементами физической географии. Кроме того, сотрудники кафедры географии ТПИведут активную преподавательскую работу по совместительству на курсах повышения квалификации учителей географии школгорода Казани и республики на базе Татарского института усовершенствования учителей, где читают лекции и проводят семинарские занятия.

16 мая 1934 годабыло опубликовано Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании географии в начальной и средней школе. Данное постановление сыграло большую роль в улучшении преподавания географии в школах и педагогических вузах[2]. В 1934 году в КГПИ создается географический факультет, деканом которого назначается Н.И. Воробьёв. Основная работа преподавателей кафедрыи деканата была нацелена на освоение новых учебных программ по географическим дисциплинам и на совершенствование курса методики преподавания географии на факультете. При этом значительное внимание было уделено организации практических занятий и самостоятельной работы в учебное и внеаудиторное время. В 1935 -1939 годах под руководством преподавателя картографии И.И. Фафуриной студентами были изготовлены муляжи рельефов физических карт по материкам -«Евразия», «Африка», «Северная Америка», «Южная Америка», «Австралия».

Преподаватели курса «Методика преподавания географии» кафедр географии КГУ, КГПИ уделяли огромное внимание вопросам организации педагогической практики студентов дневного, вечернего и заочного отделений. Ими былиналажены тесные творческие контакты со школами города Казани и пригородных районов для организации педагогической практики. Преподавателирегулярно проводили консультациидля учите-лейшкол по актуальнымпроблемамметодикипреподавания географии, а также принимали активное участиев научно-методическихсовещаниях и семинарах учителей географии города Казани и республики. Регулярно присутствовали на открытых урокахучите-лей географии и сами их давали, проводилиэкскурсии по физической и экономической-географии по изучению родного края [3,5,8].

В 1947 году в штат кафедры географии был зачислен профессор, член-корреспондент АПН В.А. Кондаков, который начал вести курсы методики преподавания географии и физической географии СССР. В 1949 году в КГПИ была открыта кафедра методикипреподавания географии. Это была третья кафедра в странепосле Московского и Ленинградскогопедагогических институтов. Заведующим этой ка-

федрой назначается профессор В.А. Кондаков. На кафедре также работали Н.А. Иванова, Р.Г. Рахматуллина, Х.Г. Ишмуратов. В центре внимания преподавателей кафедры были вопросы организации педагогической практики студентов и установления творческих связей с учителями географии школ г. Казани и сельских районов ТАССР.В.А. Кондаков в работе уделял большое внимание организации научно-исследовательской и методической работы среди преподавателей, студентов и учителей географии республики. Им были написаны и изданы учебно-методические пособия -«Географические картины и методика их педагогического использования», «Краеведческий принцип в преподавании географии». Одновременно он был талантливым художником, создал много картин учебного назначения, отражающих особенности как местных ландшафтов, так и ландшафтов других территорий бывшего СССР. При кафедре под руководством В.А. Кондакова открывается аспирантура и создается кабинет методики преподавания географии [4,8].

В 50-е годы ХХ векав свете решений XIX съезда КПСС о школе перед методикой преподавания географии встал вопрос ороли и значении географии для политехнического обучения. Поэтому большое внимание на кафедре географии КГПИ уделялось вопросам политехнического обучения. Так,доцентом И.Н. Александровым былаопубликована статья «Элементы политехнизации в курсе землеведения в педагогическом институте», ассистентом И.В. Фафуриной - «Привитие навыков в курсе картоведения с основами топографии в педагогическом институте», А.И. Коганом -«Политехнизация в проведении полевой практики по геоморфологии в педвузе» иметодическое пособие«Производственно-политехнические экскурсии по географии в школах города Казани» (1958) [2,3,7]. В 1964 году в издательстве КГУ вышла монография И.Н. Александрова «Научно-теоретические и методико-педагогические проблемы географии в Казанском университете в связи с развитием географических идей в России (Х1Х - начало ХХ века)» [1].

С 1962 по 1968 годы кафедру географии КГПИ возглавлял доцент В.Г. Музафаров. В своей работе он уделялогромное внимание изучению, обобщению и рассмотрению передового педагогического опыта учителей географии и геологии города Казани.В 50-60-х годахв Москве в издательствах «Просвещение», «Недра» им было опубликовано большое количество учебных и учебно-методических посо-бийдля студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «География», «География и биология»: «Минералогия», «Лабораторные занятия по геоло-гии»,«Определитель минералов, горных пород и окаменелостей» и другие. Многие его научно-методические статьи неоднократно публиковались в журналах «География в школе», «Вестник высшей школы», «Народное образование» и др. [3,8].

В 60-е годы ХХ века в связи с введением в школьную программу по географии самостоятельной темы «Своя область» становится актуальнымвопрос о краеведении. Силами преподавателей и студентов КГПИ ведется интенсивная работа по созданию краеведческого музея на отделении географии и биологии. Преподавателями кафедры были написаны и изданы учебно-методические пособия по краеведению для школ «Физическая география ТАССР» (А.С. Тайсин), «Экономическая география ТАССР» (И.Н. Александров, З.А. Бурлянд), монография «Содержание и методы преподавания геологических дисциплин в педагогических институтах» (В.Г. Музафаров), «Использование материалов XХИсъезда КПСС на уроках экономической географии» (И.В. Горохов) и др. [2,8].

В 1961 году старший преподаватель Р.Г. Рахматуллина защищает кандидатскую диссертацию на тему «Система практических занятий по физической географии частей света в педвузе», а в 1966 году старший преподаватель В.П. Игнатьевзащищает

кандидатскую диссертацию на тему «Педагогический рисунок в преподавании географии в 5-7-х классах». Доцент В.П. Игнатьев работал на кафедре географии КГПИ с 1956 по 1993 годы и вел занятия по курсу «Методика преподавания географии».Он написал и издал учебные пособия для студентовпедагогических институтов «Педагогическое рисование в обучении географии» (1973), «Педагогический рисунок в современной дидактической системе методов обучения» (1983) [2,3,8].

В 1989 году решением Ученого совета КГПИ создается кафедра экономической и социальной географии, заведующим кафедрой избирается профессор Р.А. Дулае-ваи курс «Методика преподавания географии» переходит на эту кафедру. В 90-х годах ХХ века на кафедреначинается работапо компьютеризации учебного процесса. Создается компьютерный класс для проведения практических занятий по экономи-ческойгеографии Татарстана, России и зарубежных стран, методике преподавания географии. Использование в учебном процессекомпьютерных технологий делает легкодоступнымивсе виды учебной деятельности. Это относится, в первую очередь, к заданиям по проведению разных расчетов, измерений и построений по географическим картам, поэтому педагогическая ситуация резко меняется и обеспечивает высокую степень наглядности в результате оформления таких работ, что облегчает их анализ и способствует повышению качества учебной деятельности студентов. Мультимедийные возможности компьютеров позволяют сочетать и комбинировать визуальную и вербальную информацию, управлять ее потоками [7, 9]. Мультимедиа дает возможность преподавателям географических дисциплин демонстрировать на экране самые различныегеоизображения: статичные и динамичные, плоские и объемные и др. Можно компоновать на одном экране несколько сюжетов, что позволяет сопоставлять представляемые природные объекты. Спомощью компьютеров преподаватели не только проводили учебные занятия, но и принимали у студентов зачеты и экзамены, ими были разработаны обучающие и контролирующие программы по вышеперечисленным предметам, а результаты внедрены в учебный процесс общеобразовательных школ и гимназий города Казани.

В своей работе профессор КГУ Ю.П. Переведенцев отмечает, чтов учебном процессе кафедр географического факультета с начала 90-х годов ХХвека «...отчетливо прослеживаются современные тенденции к компьютеризации, экологизации и гуманитаризации географического образования, использованию глобальной космической информации» [5, с.91]. Несомненно, этому способствовали переход вузов на новые-государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по географии и использование в учебном процессе современных образовательных технологий.

В90-х годах накафедрах географии КГПУ преподавателиуделяли большое внимание проблемам экологизации физической и экономической географии, особенно с учетом региональных факторов. Так, преподавателями И.Т. Гайсиным и Г.Х. Хазее-вым были разработаны и внедрены в учебный процесс программы курсов по выбору для студентов 4-5-х курсов «Проблемы преемственности эколого-географического образования»,«География и экология Республики Татарстан» и были изданыучебно-методические пособия по актуальным проблемамметодики обучениягеографии, краеведению, экологии и др.[3, 8].

Как показывает проведенный ретроспективный анализ, в конце XIX и в начале XX века в Казанском университете сложилась своя географическая школа и в ее рамках постепенно происходило становление методики обучения географии. Преподавателями географических факультетов КГУ и КГПУ были разработаны и внедрены в учебный процесс различные формы и методы обучения по географическим

дисциплинам. В 80-90-х годах ХХвека при изучении предметов географического цикла начали использовать современные педагогические технологии, инновационные формы и методы обучения: информационные и телекоммуникационные технологии, ролевые и деловые игры, моделирование, модульные технологии, методы проектов, технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. В результате анализа научной и учебно-методической литературы были выявлены основные тенденции развития географического образования и в том числе методики обучения географии: политехнизация, использование краеведческого и геоэкологического подходов, экономизация, экологизация, регионализация, отражающие социально-исторические и социально-экономические процессы, происходящие в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров И.Н. Научно-теоретические и методико-педагогические проблемы географии в Казанском университете в связи с развитием географических идей в России (Х1Х- начало ХХ века). - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1964. - 251 с.

2. Бурлянд З.А.,Заслоновский В.С.История географического факультета и кафедрыКГПИ// Вопросы географии и геологии. Сб. 5. Ученые записки КГПИ. - Казань, 1970. - С. 3 - 14.

3. Гайсин Р.И. Тенденции развития высшего географического образования в ТГГПУ (КГПУ): Учеб. пособие. - Казань: ТГГПУ, 2009. - 54 с.

4. Гайсин Р.И. Ученый, географ, педагог Вадим Александрович Кондаков, 1886 - 1959. -Казань: ТГГПУ, 2011. - 28 с.

5. География в Казанском университете /Под. ред. А.П. Дедкова, Ю.П. Переведенцева. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. - 100с.

6. Износков Н.И. Краткий курс естественной истории. - Казань: Типография императорского ун-та, 1892. - 340с.

7. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие /В.Н. Михелькевич, В.М. Нестеренко, П.Г. Кравцов; Самар. гос. техн. ун-т. -Самара, 2004. - 91с.

8. Тайсин А.С.,Гайсин И.Т., Хакимов Э.МНаучно-исследовательская деятельность на кафедрах географии// Вестник ТГГПУ - 2006. - № 6. - С. 64 - 70.

9. Трайнев В.А.,Трайнев И.В. Информационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учеб. пособие /Под общ. ред. члена-корр. РАН, академика РАО В.Л. Матросова. -М., 2003. - 280с.

Поступила в редакцию 21.10.2013; в окончательном варианте 21.10.2013

UDC 378

FORMATIONANDDEVELOPMENTOFMETHODS OF TEACHING GEOGRAPHY AT THE UNIVERSITIES OF KAZAN R.I. Gaisin

KazanFederalUniversity

34, Left-Bulachnaya st., Kazan, 420111

E-mail: [email protected]

The purpose of this article is to review issues related to the formationof the subject of the methods of teaching geography in XIX - XX centuries in the University of Kazan and the KazanPedagogicalUniversity. The role of scholarsand teachers of the chairs of geography , departments , faculties of universities in the development of the teaching methods of physical and economic geography andlocal history is shown. This work is intended forscientists, university professors and teachers of geography dealing with problems of teaching methods

ofnatural geographic disciplines.

Key words: cathedra, department, faculty, university, educational institution, physical and economic geography, methods of teaching geography, politehnizatsiya, local history approach, computerization, the greening.

Original article submitted 21.10.2013; revision submitted 21.10.2013

Renat I. Gaisin, PhD, Paedagogics, senior lecturer in theory and methodology of geography and enviromental education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.