Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность на кафедрах географии'

Научно-исследовательская деятельность на кафедрах географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность на кафедрах географии»

А.С.Тайсин, И.Т.Гайсин, Э.М.Хакимов

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА КАФЕДРЕ ГЕОГРАФИИ

К концу XIX столетия в Казанском университете сложилась научная географическая школа, возглавляемая крупным ученым - геологом и географом П.И.Кратовым. К концу 20-х годов XX века представители этой школы приложили немало сил для создания основ географического образования в Казанском педагогическом институте. Инициатором создания и руководите -лем географического цикла в составе биолого-географического отделения в Высшем институте народного образования (ВИНО) в 1919-1922 годах был крупный ученый - этнограф и географ, профессор Казанского университета Б.Ф.Адлер.

В 1923 году ВИНО был преобразован в Восточно-педагогический институт (ВПИ). Студентам географического цикла здесь преподавали землеведение, антропологию и этнографию, страноведение, географию России и края, методику преподавания и др. Антропологию и этнографию читал Б.Н.Вишневский, все остальные курсы преподавал Б.Ф.Адлер.

В 1922-1923 учебном году географический цикл был преобразован в географическую секцию биолого-географического отделения. С 1924-1925 учебного года географическая секция переводится на общественно-экономическое отделение, в связи с чем усиливается преподавание экономико-географических дисциплин.

Осенью 1933 года была организована кафедра географии в качестве межфакультетской. В первом ее составе работали профессор Н.И.Воробьев, ассистент Варансина и лаборант Е. В. Вознесенская. Затем были приглашены преподаватели рабфака Татарского педагогического института П.Т.Жиголов-ский, М.Г.Гамев, преподаватель Татарского университета З.А.Бурлянд.

В связи с принятием СНК СССР и ЦК ВКП (б) постановления от 16 мая 1934 г. "О преподавании географии в начальной и средней школе" произошли большие изменения в организации географического образования в стране. Осенью 1934 года в Казанском государственном педагогическом институте (КГПИ) организуется географический факультет. Деканом его назначается профессор Н.И.Воробьев, который оставался на этой должности в течение всех довоенных и военных лет. Кроме штатных преподавателей, на факультете работали ученые КГУ: профессор В.Н.Сементовский читал курс картографии, доцент В.В.Батыр - физическую географию частей света, доцент Г.В.Распопов

- курс геологии, Н.А.Иванова руководила педагогической практикой.

В 1938 году в штат кафедры были зачислены З.А.Бурлянд, А.В.Ступи-нин, Н.А.Иванова, И.Ф.Фафурина, М.В.Галеев. По совместительству работали учитель З.С.Дулаев, преподаватели университета профессор П.Т.Смоля-ков, Н.Л.Гудовичев. Кафедра обслуживала очное и заочное отделение географического факультета, а также факультеты иностранных языков и исторический, на которых читались курсы географии Англии и Германии и экономической географии.

В 1939-1940 учебном году была впервые проведена дальняя комплексная практика в Крыму под руководством доцента С.М.Присадского. В том же

году на факультете начинается подготовка своих научных кадров, в аспирантуру были приняты выпускники факультета и П.В. Абрамов, окончивший географический факультет КГУ.

Научно-исследовательская работа на факультете и кафедре проводилась по следующим направлениям: методика преподавания географии, география Татарстана и экономическая география Средней Азии. Они нашли отражение в трудах профессора Н.И.Воробьева о постановке преподавания географии в школах и вузах. Совместно с профессором В.Н.Сементовским он в 1940 году издал пособие для учителей "Физико-географические экскурсии в окрестностях города Казани". Н.И.Воробьев завершил работу над учебным пособием "Физическая география ТАССР". Старший преподаватель З.А.Бурлянд, работавшая до КГПИ в Самаркандском университете, завершила кандидатскую диссертацию "Экономико-географическая характеристика Форгонской долины" и успешно защитила ее. В научно-исследовательскую работу вовлекались и студенты, они под руководством ассистента И.Ф.Фафуриной изучали озера в окрестностях г.Казани. В первом выпуске "Ученых записок КГПИ", вышедшем в 1939 г., были опубликованы две студенческие работы.

В годы Великой Отечественной войны оставшийся небольшой преподавательский коллектив кафедры географии продолжал вести научную работу по следующим направлениям: этнография, экономика Татарстана, экономическая география зарубежных стран.

Профессор Н.И.Воробьев завершил работу над докторской диссертацией "Казанские татары", которую успешно защитил осенью 1946 г. Доцент З.А.Бурлянд анализировала состояние промышленности, выполняя задание находившегося в эти годы в эвакуации в Казани Совета по изучению производительных сил при Академии наук (СОПС), доцент Н.Ф.Победоносцев по заданию СОПСа определял производственный баланс ТАССР. В это же время он завершил работу над кандидатской диссертацией "Область реки мира (Канада)" и успешно защитил ее.

В послевоенные годы географический факультет возглавляли З.С.Богданов, З.А.Бурлянд, а кафедру географии с 1947 по 1962 год - доцент И.Н. Александров.

В 1947 году в Казань из Перми приехал член-корреспондент АПН профессор В.А.Кондаков, возглавивший в 1949 году вновь созданную самостоятельную кафедру методики преподавания географии, просуществовавшую до конца 1952 года, т.е. до ухода на пенсию профессора В. А. Кондакова.

На кафедре методики преподавания географии научные исследования были посвящены вопросам школьной и вузовской методики. Профессор В. А.Кондаков подготовил брошюру "Географические картины и методика их педагогического использования", написал ряд статей, опубликованных в "Известиях АПН РСФСР" и в журнале "Вопросы географии". Начал работу над исследованием "Краеведческий принцип в преподавании географии". Болезнь помешала ему завершить этот труд. Старший преподаватель Н.А.Иванова занималась обобщением опыта проведения педагогической практики, ассистент Х. Г. Ишмуратова работала над вопросами воспитания учащихся на уроках

географии. Ассистент Р.Г.Рахматуллина совместно с учительницей географии М.Н.Яфаевой занималась постановкой эксперимента по методике преподавания географии. Результатом этой работы явился ряд статей, опубликованных в журнале "Совет мактабе", в книге "Учителя географии о своей работе", изданной в Москве издательством АПН РСФСР, и в "Материалах II научно-практической конференции".

На кафедре географии в 40-5 0-х годах научно-исследовательская работа велась по проблемам школьной и вузовской методики преподавания географии, истории географической науки.

Большое внимание в те годы уделялось вопросам политехнического образования. Доцент И.Н. Александров, старшие преподаватели ИВ. Горохов,

A.С.Тайсин, И.Ф.Фафурина, ассистент А.И.Коган опубликовали в изданиях КГПИ и в журнале "Совет мактабе" ряд статей, доцент А.С.Захаров издал брошюру "Производственно-политехнические экскурсии по географии в школах Казани". Старший преподаватель Р.Г.Рахматуллина работала над темой "Система практических занятий по физической географии частей света". В 1960 году эта работа была опубликована в виде монографии, а в 1961 году

- успешно защищена в качестве кандидатской диссертации.

Доцент И.Н.Александров начал работу над докторской диссертацией "Проблемы географии в Казанском университете". Он опубликовал в "Известиях географического общества" и в "Ученых записках КГПИ" статьи о казанских ученых, а в 1964 году в КГУ вышла его монография "Проблемы географии в Казанском университете". В 1952 году географический факультет был объединен с факультетом естествознания, и новый факультет стал именоваться естественно-географическим.

В 1960-е годы на кафедру географии пришли новые преподаватели: доценты В.Г.Музафаров, Ю.В.Бабанов, Г.А.Аверьянова, старший преподаватель В.П.Игнатьев. С 1963 по 1968 год кафедру географии возглавлял доцент

B.Г.Музафаров. Круг научных проблем расширяется: это школьная и вузовская методика, география Поволжья и ТАССР, проблемы геоморфологии и гидрологии.

Вопросами школьной и вузовской методики занималось большинство членов кафедры. Доцент В.Г.Музафаров издал монографию "Содержание и методы преподавания геологических дисциплин в педагогических институтах", учебное пособие "Определитель полезных ископаемых", ряд статей.

В.П.Игнатьев защитил в 1966 году в АПН СССР кандидатскую диссертацию "Педагогический рисунок в преподавании географии в 5-8 классах", опубликовал ряд статей. Старший преподаватель И.В.Горохов опубликовал пособие и ряд статей по методике преподавания экономической географии.

Доцент З.А.Бурлянд опубликовала пособие "Политическая карта Африки". Старший преподаватель И.Ф.Фафурина опубликовала ряд статей о преподавании курса и проведении полевой практики по основам топографии и картографии.

Значительных успехов достигли члены кафедры в изучении географии Поволжья и ТАССР. А.С.Тайсин издал пособие для школы "Физическая гео-

графия ТАССР" (пять изданий на русском и шесть на татарском языках), статьи о природе Раифской части Волжско-Камского заповедника. З.А.Бурлянд в соавторстве с И.Н.Александровым и Е.Ф.Караковской подготовила пособие "Экономическая география ТАССР", которое вышло четырьмя изданиями. Кроме того, З.А.Бурлянд издала монографию "Поволжье". Статьи по полезным ископаемым опубликовал В.Г.Музафаров, по экономике Северо-Востока ТАССР - И В Горохов.

В конце 60-х - 80-е годы кафедрой географии заведовали доценты Ю.В.Бабанов (1968-1982), Г.А.Аверьянова (1982-1987), Э.М.Хакимов (19872001). В эти годы сотрудники кафедры занимались вопросами развития познавательной активности и самостоятельности школьников, проблемами преподавания в вузе, изучением природы и хозяйства Поволжья.

Доцент В.П.Игнатьев в 1973 году опубликовал учебное пособие для учителей "Педагогическое рисование в обучении географии учащихся V-VII классов", доцент В.Г.Музафаров издал пособие для средней школы "Основы геологии", доцент Г.А.Аверьянова разрабатывала тему "Изучение водных объектов в школьном курсе географии". Вопросами преподавания географии в вузе в той или иной степени занимались все преподаватели, особенно успешно В.Г.Музафаров, Р.Г.Рахматуллина, Э.М.Хакимов.

Изучением природы и хозяйства Поволжья продолжали заниматься Ю.В.Бабанов, старшие преподаватели А.С.Тайсин и И.В.Горохов.

Ю.В.Бабанов изучал рельеф и четвертичные отложения Среднего Поволжья. Он принимал участие в составлении учеными КГУ геоморфологической карты и карты четвертичных отложений.

А.С.Тайсин работал над изучением ландшафтов Волжско-Камского заповедника, в частности его Сараловского участка. И.В.Горохов занимался вопросами экономики Северо-Востока ТАССР. По результатам исследований были опубликованы статьи в центральной и местной печати.

Интенсивно занимается проблемой карста и вопросами инженерной геологии Ф.В.Салихова. В 1980 году она защищает кандидатскую диссертацию по теме "Природа Казани и ее оптимизация". Э.М.Хакимов, защитивший в 1969 году кандидатскую диссертацию по теме "Околорудно-измененные породы и ореолы рассеяния ртутных месторождений в северо-западной части Кузнецкого Алатау", занимается исследованием философских проблем естествознания, разработкой теории иерархии, представляющей собой теорию развития сложных многоуровневых объектов природы и социально организованных общественных систем. В 1986 году он публикует монографию "Моделирование иерархических систем. Теоретические и методологические аспекты" и учебное пособие "Системно-симметрийный анализ объектов природы". Эти исследования положили начало новому научному направлению системного анализа сложных объектов природы и общества и явились основой возникновения научной школы. Проводились совместные исследования с кафедрами КГУ, осуществлялись научные контакты с институтами философии, философии и права, геологии и геодезии РАН. Результаты исследований докладывались на международных, региональных симпозиумах и конферен-

циях, был издан межвузовский сборник "Иерархия и моделирование систем. Философский и естественно научный анализ" (1989). Признание научной общественностью исследований по теории иерархии позволили Э. М. Хакимову в 1993 году защитить докторскую диссертацию по теме "Диалектика иерархии и неирархии в философии и естествознании".

На кафедре географии развивались традиционные научные направления, связанные с полевыми физико-географическими исследованиями, совершенствованием методики преподавания географии в школе и вузе, расширяется методика изучения антропогенного воздействия на природу, разрабатывается методика изучения вопросов экологии в рамках читаемых дисциплин. Много внимания уделяется проблеме экологического воспитания студентов (проф. И.Т.Гайсин, доценты И.А.Уразметов, Г.Х.Хазеев). К этим исследованиям примыкают работы доцента Е.И.Веселовой по созданию организационно-педагогической модели системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной работе.

В 1989 году из состава кафедры географии выделилось как самостоятельная единица кафедра экономической географии. Кафедра географии стала называться кафедрой физической географии, а позже - кафедрой физической географии и геологии. Заведующей кафедрой экономической географии становится кандидат географических наук, доцент Р.А.Дулаева, а с 1999 года - доктор педагогических наук, профессор И.Т.Гайсин.

В 2001 году заведующим кафедрой физической географии и геологии становится кандидат педагогических наук, доцент И.А.Уразметов. В сентябре 2001 года был восстановлен географический факультет. Деканом его становится профессор И.Т.Гайсин.

В 90-е годы устанавливаются тесные научные связи кафедры физической географии с Академией Наук Республики Татарстан. Доцент кафедры А.С.Тайсин приглашается в АНРТ в качестве сотрудника Института Энциклопедии, ответственного за составление словника по географии, вместе с ним работает также доцент Г.Ф.Сонин. В это же время доцент Г.Х.Хазеев издает татарско-русский словарь географических терминов. Доцент Ф.В.Салихова ведет историко-географические исследования по изучению историкоархитектурного памятника-комплекса Казанский кремль. Она является соавтором герба города Казани. Результатом ее исследований явилась монография "Башня Сююмбики и истоки булгаро-татарской цивилизации" и подготовленная к печати книга "География Казани". Итогом научно-методических исследований по преподаванию географии в средней школе и на основе многолетнего переиздания учебного пособия "География Республики Татарстан" доцент А.С.Тайсин защищает докторскую диссертацию на тему "Регионологический принцип в преподавании географии и роль краевого учебника в реализации этого принципа".

Профессор Э.М.Хакимов в течение шести лет на базе созданной им научной лаборатории "Системный анализ" по грантам АН РТ проводил исследования по темам "Моделирование экологической безопасности РТ" и "Системно-философский анализ общественных отношений в республике Татарстан

в переходный период". Кроме того, Э.М.Хакимов является автором проекта и фотографий фотоальбома "Академия наук Республики Татарстан. 10 лет".

В течение последних лет направление научной деятельности кафедры экономической географии связано с теоретическими исследованиями в области системного анализа объектов природы, социальных систем и моделированием педагогических условий эффективного экологического образования. Другой важной стороной научного направления кафедры являются исследования по проблемам экологического образования, проводимые в контакте с кафедрой экономической географии ТГГПУ. Отличительной стороной данного научного направления является системный характер и комплексность исследований, обусловленные опытом многолетнего преподавания географических дисциплин и глубоким проникновением в сущность экологических проблем. Основными направлениями научно-исследовательской работы на кафедре экономической географии (с 1994 года - кафедра экономической и социальной географии) являются экономическая и социальная география различных регионов Российской Федерации, стран содружества независимых государств, Республики Татарстан, проблемы экологического образования и воспитания учащейся молодежи, методика преподавания географии и экологии.

Результаты исследований представлены многочисленными публикациями профессора Р.А.Дулаевой, в числе которых учебные пособия "Планирование и прогнозирование развития промышленных узлов", "Экономическая и социальная география Центрального экономического района" (2000), "Экономическая и социальная география Северного экономического района РФ" (2002), монография "Татары на планете Земля".

Круг научных интересов профессора И.Т.Гайсина включает проблемы экологического образования и воспитания учащейся молодежи, охраны окружающей среды, экономико-географической характеристики различных регионов России и др. Результаты исследований получили отражение в его многочисленных публикациях, среди которых монографии "Эколого-нравст-венное воспитание учащихся" (1996), "Непрерывность экологического образования" (2002), учебные пособия "Охрана природы региона" (1998), "Экономическая география стран содружества независимых государств и Балтии" (2002) и др. И.Т.Гайсин осуществляет руководства аспирантами, в 2004 г. избран действительным членом Академии педагогических и социальных наук. В рамках названных выше проблем были проведены региональные научнометодические конференции: "Преемственность эколого-географического образования" (2000), "Актуальные проблемы преподавания естественно-географических дисциплин в школе и вузе" (2001), "Совершенствование методики преподавания географии и экологии в школе и вузе" (2002). В 2003 году проведена Всероссийская научно-практическая конференция "Современные проблемы географии населения и рынка труда".

Кандидат исторических наук, доцент Е.В.Михайличенко занимается вопросами этнографии народов Поволжья. Среди ее опубликованных работ монография "Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья".

Научные интересы профессора М.Р.Мустафина связаны с вопросами изучения проблем населения Татарстана. Они нашли отражение в работах "География населения Татарской АССР" (1989), "Новые тенденции в расселении населения Татарии" (1990), "Народонаселение Татарстана и эффективная занятость до 2001 г." (1991) и др.

Кандидат педагогических наук, доцент З.А.Хусаинов занимается вопросами формирования экологической культуры учащихся, методикой обучения экономической географии, созданием учебных пособий для студентов и учителей. Он - автор многочисленных публикаций по этим проблемам.

Основные направления научно-исследовательской деятельности кафедры получили воплощение и в многочисленных публикациях доцентов Н.М.Хайруллиной, Е.Е.Ивановой, С.И.Бекетовой, старшего преподавателя Ш.Ш.Галимова и ассистента М.Р.Валиева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.